Лес - тип природных комплексов (экосистема), в котором сочетаются преимущественно древесная и кустарниковая растительность с соответствующими почвами, травяной растительностью, животным миром, микроорганизмами и другими природными компонентами, взаимосвязаны в своем развитии, влияют друг на друга и на окружающую природную среду.
Леса Украины являются ее национальным богатством и по своему назначению и месторасположению выполняют преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, воспитательные, другие функции и является источником для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.
Все леса на территории Украины, независимо от того, на землях каких категорий по основному целевому назначению они растут, и независимо от права собственности на них, составляют лесной фонд Украины и находятся под охраной государства.
Лесной участок - участок лесного фонда Украины с определенными границами, выделенная в соответствии с настоящим Кодексом для ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов без изъятия его у землепользователя или собственника земли.
Участки могут быть покрытые лесной растительностью, а также постоянно или временно покрытые лесной растительностью (вследствие неоднородности лесных природных комплексов, лесохозяйственной деятельности или стихийного бедствия и т.п.). К не покрытых лесной растительностью лесных участков относятся лесные участки, занятые несомкнутыми лесными культурами, лесными рассадниками и плантациями, а также лесными путями и просеками, лесными противопожарными разрывами, лесными осушительными канавами и дренажными системами.
Земельный лесной участок - земельный участок лесного фонда Украины с определенными границами, которая предоставляется или изымается у землепользователя или собственника земельного участка для ведения лесного хозяйства или других общественных потребностей в соответствии с земельным законодательством.
Естественные леса (естественные лесные экосистемы) - леса (лесные экосистемы), в которых локально и временно проявился антропогенное воздействие, но он не изменил ценотической структуры фитоценозов и поэтому естественные лесные экосистемы способны в течение короткого времени регенерироваться (восстановиться) естественным путем до состояния пралисових экосистем.
Леса (леса экосистемы) - извечный, древний лес (естественные лесные экосистемы), сформировавшийся естественным путем и в ходе развития не испытал непосредственного антропогенного воздействия.
Квазипралисы - условно леса экосистемы, в которых произошел незначительный временный антропогенное воздействие, что не изменил естественной структуры древостоев и при прекращении которого естественное состояние экосистем полностью воспроизводится в течение короткого периода.
Лесные отношения - общественные отношения, касающиеся владения, пользования и распоряжения лесами и направляются на обеспечение охраны, воспроизводства и устойчивое использование лесных ресурсов с учетом экологических, экономических, социальных и других интересов общества.
Объектом лесных отношений является лесной фонд Украины и отдельные лесные участки.
Субъектами лесных отношений являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, действующие в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Лесные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Законом Украины "Об охране окружающей природной среды", настоящим Кодексом, другими законодательными актами Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Лесные отношения, возникающие при использовании земли, недр, вод, а также отношения по охране, использованию и воспроизводству растительного и животного мира, не урегулированные настоящим Кодексом, регулируются соответствующими законодательными актами.
К землям лесного фонда относятся лесные земли, на которых расположены лесные участки, и нелесные земли, занятые сельскохозяйственными угодьями, водами и болотами, сооружениями, коммуникациями, малопроизводительными землями и т.п., предоставленные в установленном порядке и используются для нужд лесного хозяйства. К землям лесного фонда не принадлежат земли, на которых расположены полезащитные лесные полосы.
Отнесение земельных участков в состав земель лесного фонда осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Леса, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа.
От имени Украинского народа права собственника на леса осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.
Леса могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Субъектами права собственности на леса является государство, территориальные громады, граждане и юридические лица.
В постоянное пользование леса на землях государственной собственности для ведения лесного хозяйства без установления срока предоставляются специализированным государственным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения.
В постоянное пользование леса на землях коммунальной собственности для ведения лесного хозяйства без установления срока предоставляются специализированным коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения.
Леса предоставляются в постоянное пользование на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, принятого в пределах их полномочий по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республик Крым по охране окружающей природной среды. В случае принятия решения о предоставлении лесов в постоянное пользование областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды. Принятие решений Кабинетом Министров Украины не требует согласований с другими органами.
Право постоянного пользования лесами удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования земельным участком.
Объектом временного пользования могут быть все леса, находящиеся в государственной, коммунальной или частной собственности.
Временное пользование лесами может быть: долгосрочным - на срок от одного до пятидесяти лет и краткосрочным - на срок до одного года.
Долгосрочное временное пользование лесами - основанное на договоре срочное платное использование лесных участков, выделяемых для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей, проведения научно-исследовательских работ.
Долгосрочное временное пользование лесами государственной и коммунальной собственности осуществляется без изъятия земельных участков у постоянных пользователей лесами на основании решения соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, принятого в пределах их полномочий по согласованию с постоянными пользователями лесами и органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства.
Долгосрочное временное пользование лесами частной собственности осуществляется без изъятия земельных участков путем заключения между владельцем лесов и временным лесопользователем договора, подлежит регистрации в органе исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства.
Краткосрочное временное пользование лесами для заготовки второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользований и иных нужд, предусмотренных настоящим Кодексом, осуществляется без изъятия земельных участков у собственника лесов, постоянного лесопользователя на основании специального разрешения, выдаваемого владельцем лесов, постоянными лесопользователями предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.
Субъектами правоотношений временного пользования лесами являются:
владельцы лесов или уполномоченные ими лица;
предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.
Временный лесопользователь не имеет права передавать лесные участки во временное пользование другим лицам.
Основаниями прекращения права постоянного пользования лесами являются:
1) прекращение права пользования земельным лесным участком в случаях и порядке, установленных законом;
2) использование лесных ресурсов способами, которые наносят вред окружающей среде, не обеспечивают сохранения оздоровительных, защитных и других полезных свойств лесов, отрицательно влияют на их состояние и воспроизводство;
3) использование лесного участка не по целевому назначению.
Право временного пользования лесами прекращается в случаях, предусмотренных статьей 78 настоящего Кодекса для прекращения права использования лесных ресурсов.
Кабинет Министров Украины в сфере лесных отношений:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений;
2) направляет и координирует деятельность органов исполнительной власти по организации охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
3) обеспечивает разработку и выполнение общегосударственных программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
4) утверждает государственные программы по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
5) передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки, находящиеся в государственной собственности;
{Пункт 6 статьи 27 исключен на основании Закона № 2756-VI от 02.12.2010}
7) принимает решения об ограничении или временном прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими природоохранного и лесного законодательства;
8) решает другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с Конституцией Украины и законом.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства:
1) определяет приоритетные направления и стратегии развития в сфере лесных отношений;
2) обеспечивает формирование государственной политики в сфере лесных отношений;
3) разрабатывает и организует выполнение государственных целевых, отраслевых и других программ охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
4) обеспечивает нормативно-правовое регулирование по ведению лесного хозяйства;
5) решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства:
1) вносит предложения по формированию государственной политики;
2) осуществляет государственный контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства;
3) организует ведение лесоустройства, учета лесов, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;
4) организует ведение лесного хозяйства и рациональное использование лесных ресурсов;
5) обеспечивает функционирование государственной лесной охраны, координирует деятельность лесной охраны других постоянных лесопользователей и владельцев лесов;
6) координирует осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и защиты от вредителей и болезней;
7) координирует работу по ведению лесного хозяйства подчиненными ему научно-исследовательскими учреждениями;
8) участвует в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для лесного хозяйства;
9) выдает лицензии в соответствии с законом;
10) вносит предложения по ограничению или временному прекращению деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и формы собственности в случае нарушения ими лесного законодательства;
11) принимает решение об отнесении лесов к соответствующей категории;
11-1) согласовывает документацию по землеустройству в случаях и порядке, определенных Земельным кодексом Украины и Законом Украины "О землеустройстве", на соответствие указанной документации лесному законодательству;
12) осуществляет международное сотрудничество по вопросам ведения лесного хозяйства;
13) решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды в сфере лесных отношений:
1) вносит предложения по формированию и реализации государственной политики в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов как составной части государственной политики в сфере охраны окружающей среды;
2) осуществляет государственное управление, регулирование в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов как составной части мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
3) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
4) координирует осуществление органами исполнительной власти мероприятий по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
5) участвует в разработке общегосударственных, государственных и региональных (местных) программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
6) согласовывает материалы лесоустройства;
7) утверждает в установленном порядке нормативы использования лесных ресурсов;
8) согласовывает нормативные правовые акты по ведению лесного хозяйства;
9) организует проведение оценки воздействия на окружающую среду по влиянию промышленных и других объектов, химических веществ на леса, утверждает перечни пестицидов, разрешенных для применения в лесах, устанавливает регламенты их применения;
10) ограничивает или приостанавливает (временно) в установленном порядке деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и форм собственности, если она осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, требований разрешений на использование природных ресурсов;
11) рассматривает дела об административных правонарушениях;
12) применяет в случаях, предусмотренных законом, экономические санкции к предприятиям, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц, граждан за нарушение требований законодательства, подает иски в суд о возмещении ущерба и убытков, нанесенных в результате такого нарушения;
13) обеспечивает согласование проектов отвода земельных лесных участков;
14) решает другие вопросы в соответствии с законом.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере лесных отношений:
1) согласовывает материалы лесоустройства;
{Пункт 2 статьи 29-1 исключена на основании Закона № 365-VII от 02.07.2013}
3) организует осуществление оценки воздействия на окружающую среду по влиянию промышленных и других объектов, химических веществ на леса, утверждает перечни пестицидов, разрешенных для применения в лесах, устанавливает регламенты их применения;
4) решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в сфере лесных отношений:
1) осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением требований природоохранного законодательства в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
2) рассматривает дела об административных правонарушениях;
3) ограничивает или останавливает (временно) в установленном порядке деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и формы собственности, если она осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, требований разрешений на использование природных ресурсов;
4) применяет в случаях, предусмотренных законом, экономические санкции к предприятиям, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц, граждан за нарушение требований законодательства, подает иски в суд о возмещении убытков и потерь, причиненных вследствие такого нарушения;
5) решает другие вопросы, определенные законом и возложенные на него актами Президента Украины.
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в сфере лесных отношений в пределах своих полномочий в их территории:
1) обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных отношений;
2) участвуют в разработке и обеспечении выполнения региональных (местных) программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
3) осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере лесных отношений;
4) передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование для ведения лесного хозяйства земельные лесные участки, находящиеся в государственной собственности, на соответствующей территории;
{Пункт 5 статьи 31 исключен на основании Закона № 4539-VI от 15.03.2012}
6) принимают решение о выделении в установленном порядке для долгосрочного временного пользования лесами лесных участков, находящихся в государственной собственности, на соответствующей территории, а также в пределах городов областного и республиканского (Автономной Республики Крым) значения;
7) ограничивают или временно прекращают деятельность предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими лесного законодательства в порядке, предусмотренном законодательством;
8) обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации последствий стихийных бедствий, лесных пожаров, привлекают в установленном порядке к этим работам население, транспортные и другие технические средства и оборудование, запрещают посещение лесов населением и въезд в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством;
9) устанавливают лимит использования лесных ресурсов при заготовке второстепенных лесных материалов и осуществлении побочных лесных пользований;
10) устанавливают максимальные нормы бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и тому подобное;
11) решает другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с законом.
Районные администрации в сфере лесных отношений на их территории:
1) обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных отношений;
2) участвуют в разработке и обеспечении выполнения региональных (местных) программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
{Пункт 3 статьи 32 исключен на основании Закона № 4539-VI от 15.03.2012}
4) принимают решение о выделении в установленном порядке для долгосрочного временного пользования лесами лесных участков, находящихся в государственной собственности, в пределах сел, поселков, городов районного значения;
5) участвуют в осуществлении мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации последствий стихийных бедствий, лесных пожаров, привлекают в установленном порядке к этим работам население, транспортные и другие технические средства и оборудование;
6) вносят в установленном порядке предложения об ограничении или временном прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими лесного законодательства;
7) решают другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с законом.
Нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства регулируются:
1) разделение лесов на категории в зависимости от значения и основных выполняемых ими функций;
2) проведение рубок главного пользования;
3) организация лесоустройства;
4) ведение государственного лесного кадастра, учета и мониторинга лесов;
5) организация и проведение лесной сертификации;
6) заготовка второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований;
7) использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей, нужд охотничьего хозяйства и проведения научно-исследовательских работ;
8) восстановление лесов и лесоразведения;
9) осуществление мероприятий по повышению производительности, улучшение качественного состава лесов;
10) осуществление охраны лесов от пожаров;
11) осуществление защиты лесов от вредителей и болезней;
12) выделение лесов.
Законом, иными нормативными правовыми актами могут регулироваться другие вопросы по ведению лесного хозяйства.
Нормативно-правовые акты по ведению лесного хозяйства разрабатываются в установленном порядке центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства.
Основные требования к ведению лесного хозяйства и мероприятий по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов в соответствии с настоящим Кодексом и законом утверждаются нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины.
Нормативно-правовые акты, определяющие условия ведения лесного хозяйства, качественные и количественные показатели оценки деятельности в этой области, утверждаются в установленном порядке центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды и другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
Требования нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства являются обязательными для выполнения всеми собственниками лесов, постоянными и временными лесопользователями.
Леса, квазипралисы и естественные леса является национальным природным наследием Украины.
С целью охраны и сохранения лесов, квазипралисив и природных лесов в них запрещаются все виды рубок, в том числе санитарные, рубки формирования и оздоровления лесов (кроме ухода за линейными объектами и вырубка отдельных деревьев во время тушения пожара), строительство сооружений, прокладки путей, линейных и других объектов транспорта и связи, выпаса скота, промышленная заготовка недеревинних лесных продуктов, проезд транспортных средств (кроме дорог общего пользования и службы лесной охраны).
Все выделенные леса, квазипралисы и естественные леса зачисляются в категорию лесов природоохранного, научного, историко-культурного назначения, а также выделяются в особые охранные лесные участки.
Вокруг выделенных лесов, квазипралисив, природных лесов устанавливаются охранные зоны шириной не менее двойной высоты древостоя первобытного леса, в которых запрещаются сплошные и постепенные рубки.
Наличие лесов, квазипралисив или природных лесов является основанием для объявления соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины пралисових памятниками природы.
Определение принадлежности лесных территорий к лесов, квазипралисив, естественных лесов осуществляется по специальной методике, которая разрабатывается и утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
В лесах могут быть выделены особо защитные лесные участки с режимом ограниченного лесопользования.
Особенно защитные лесные участки выделяются органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, по представлению лесоустроительных организаций и согласованию с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями.
Нормативы, по которым выделяются особо защитные лесные участки, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
В особо защитных лесных участках органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, при необходимости может быть полностью или частично запрещено применение отдельных видов и способов рубок.
Возраст спелости древостоев определяется, исходя из основного целевого назначения лесов, функций, которые они выполняют, производительности, биологических особенностей древесных пород, лесорастительных условий, природных зон, а также способов восстановления леса.
Возраст спелости древостоев обосновывается при проведении лесоустройства по результатам специальных научных исследований.
Возраст спелости древостоев утверждается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Расчетная лесосека - ежегодная научно обоснованная норма заготовки древесины в порядке рубок главного пользования, утверждается для каждого владельца, постоянного пользователя лесов отдельно по группам пород, исходя из принципов непрерывности и неистощительности использования лесных ресурсов.
Расчетная лесосека в целом для Украины, Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
Предложения и соответствующие обоснования по расчетной лесосеки готовятся лесоустроительными организациями.
Расчетная лесосека утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства.
В случае изменения границ лесных участков, возраста спелости древостоев, деления лесов в зависимости от основных выполняемых ими функций и изменений, влияющих на норму заготовки древесины от рубок главного пользования, в расчетную лесосеку вносятся изменения. Исчисления, утверждения и внесения изменений в расчетную лесосеку производятся в порядке, определенном статьей 43 настоящего Кодекса.
Лесоустройство предусматривает:
1) восстановление в установленном порядке границ территории лесного фонда Украины и определение внутрихозяйственной организации;
2) выполнения соответствующих топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;
3) инвентаризацию лесного фонда Украины с определением породного и возрастного состава древостоев, их состояния, качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
4) выявление древостоев, требующих рубок, в целях улучшения качественного состава лесов;
5) обоснование деления лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций;
6) исчисления расчетной лесосеки, объемов использования других видов лесных ресурсов;
7) определение объемов работ по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней, других лесохозяйственных мероприятий, а также порядка и способов их проведения;
8) ландшафтные, почвенные, лисотипологични, лисобиологични и другие обследования и исследования лесных природных комплексов;
9) выявление лесов, квазипралисив, природных лесов, типичных и уникальных природных комплексов, мест произрастания и жительства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира и подлежат завещанию, включению в экологической сети;
10) упорядочение охотничьих угодий;
11) обеспечение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
12) проведение научно-исследовательских работ с целью обеспечения научно обоснованного использования лесных ресурсов, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
13) составление проектов организации и развития лесного хозяйства и осуществление авторского надзора за их выполнением;
14) участие в разработке программ охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
15) ведение мониторинга лесов;
16) иные лесоустроительные действия.
Лесоустройства является обязательным на всей территории Украины и ведется государственными лесоустроительными организациями по единой системе в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства.
В лесах, находящихся в государственной собственности, лесоустройства ведется за счет средств государственного бюджета, в лесах коммунальной собственности - местного бюджета, в лесах частной собственности - за счет их владельцев. Ведение лесоустройства может осуществляться за счет других источников, не запрещенных законом.
В материалах лесоустройства дается качественная и количественная характеристика каждой лесного участка, комплексная оценка ведения лесного хозяйства, является основой для разработки на принципах устойчивого развития проекта организации и развития лесного хозяйства соответствующего объекта лесоустройства.
Проект организации и развития лесного хозяйства предусматривает экологически обоснованное ведение лесного хозяйства и разрабатывается в соответствии с нормативно-правовых актов, регулирующих организацию лесоустройства.
В проекте организации и развития лесного хозяйства определяются и обосновываются основные направления организации и развития лесного хозяйства объекта лесоустройства с учетом состояния и перспектив экономического и социального развития региона.
Материалы лесоустройства утверждаемым в установленном порядке органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, по согласованию соответственно с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Утвержденные материалы лесоустройства являются обязательными для ведения лесного хозяйства, планирования и прогнозирования использования лесных ресурсов.
Документация государственного лесного кадастра ведется органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, на основе государственного земельного кадастра, материалов лесоустройства, инвентаризации, обследований и учета лесов отдельно по владельцам лесов и постоянными лесопользователями на основании:
1) материалов лесоустройства;
2) решений о передаче в собственность, предоставлении в постоянное пользование земельных лесных участков, их изъятие (выкуп), изменение разделения лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций;
3) актов осмотра мест заготовки древесины, других продуктов леса и использования полезных свойств лесов;
4) актов технической приемки лесных культур;
5) актов перевода не покрытых лесной растительностью земель в покрытые лесной растительностью земли;
6) актов обследования при изменении категорий земель в результате хозяйственной деятельности, стихийных явлений и других факторов.
Документация государственного лесного кадастра может уточняться во время проведения очередного лесоустройства и государственного учета лесов Украины.
Лесная сертификация - оценка соответствия системы ведения лесного хозяйства установленным международным требованиям по управлению лесами и лесопользования на принципах устойчивого развития. Целью лесной сертификации является обеспечение экономически, экологически и социально сбалансированного ведения лесного хозяйства.
Организация и проведение лесной сертификации осуществляются в соответствии с порядком, устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики экономического развития, и центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решение о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование в соответствии с Земельным кодексом Украины.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования для жилой, общественной и промышленной застройки производится преимущественно за счет площадей, занятых кустарниками и другими малоценными насаждениями.
{Часть третья статьи 57 исключен на основании Закона № 1193-VII от 09.04.2014}
В случае изменения целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, принимающие такое решение, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке деревьев и кустарников и о порядке использования полученной при этом древесины.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, которым передаются в собственность или предоставляются в пользование земельные лесные участки без права вырубки деревьев и кустарников, обязаны обеспечить их сохранность и уход за ними.
В случае возникновения дополнительной потребности в вырубке деревьев и кустарников на земельных лесных участках, переданных в собственность или предоставленные в пользование без права вырубки, вопрос о вырубке деревьев и кустарников и порядке использования заготовленной при этом древесины решается органом, который принял решение о передаче в собственность или предоставление в пользование земельного участка.
Решение о вырубке деревьев и кустарников принимается по согласованию с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями. В случае принятия решения о вырубке деревьев и кустарников областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды. Принятие решений Кабинетом Министров Украины не требует согласований с другими органами.
Перевод земельных лесных участков в нелесные земли в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется без их изъятия у постоянного лесопользователя с разрешения органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, по согласованию с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими где венными администрациями. В случае принятия решения о переводе земельных лесных участков в нелесные земли в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды. Принятие решений Кабинетом Министров Украины не требует согласований с другими органами.
Использование земельных лесных участков для размещения предприятий, сооружений и других объектов, которые вредно влияют на состояние и воспроизводство лесов, осуществляется после предоставления таких участков для указанных целей в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Использование земельных лесных участков для добычи полезных ископаемых (кроме добычи полезных ископаемых местного значения для собственных нужд), прокладка кабельных линий, трубопроводов и других коммуникаций, осуществление буровых, взрывных и других работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется после предоставления таких участков для указанных целей в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Использование земельных лесных участков для добычи полезных ископаемых местного значения для собственных нужд производится в соответствии с Кодексом Украины "О недрах".
Указанные работы должны вестись способами и методами, не приводят к ухудшению противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.
Граждане имеют право в лесах государственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника в лесах частной собственности свободно находиться, безвозмездно без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.д., кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами Украины.
Максимальные нормы бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.д. устанавливаются органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими держа ими администрациями. В случае принятия решения об установлении максимальных норм бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.д. областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды .
Граждане при осуществлении общего использования лесных ресурсов обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами, указанными в части первой настоящей статьи, способами и в объемах, не наносящих вреда воспроизводству этих ресурсов, не ухудшают санитарного состояния лесов.
Специальное использование лесных ресурсов на выделенном лесном участке проводится по специальному разрешению - лесорубный билет или лесной билет, выдаваемый бесплатно.
Специальное разрешение на заготовку древесины в порядке рубок главного пользования выдается органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства.
Специальное разрешение на другие виды специального использования лесных ресурсов выдается собственниками лесов или постоянными лесопользователями.
На выделенных лесных участках могут использоваться только те лесные ресурсы и только для целей, предусмотренных выданным специальным разрешением.
Специальное разрешение выдается владельцами лесов или постоянными лесопользователями в установленном порядке также на проведение других рубок и работ, связанных и не связанных с ведением лесного хозяйства.
Формы специальных разрешений и порядок их выдачи утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Решение о выдаче или отказе в выдаче специального разрешения на использование лесных ресурсов принимается в течение одного месяца со дня подачи документов владельцем леса или лесопользователем.
Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения являются:
принятия в установленном порядке решения об изменении деления лесов на категории, в пределах которых находятся лесные участки, выделенные для специального использования лесных ресурсов, либо о выделении особо защитных лесных участков;
принятие решения о прекращении деятельности лесопользователя;
неустановления лимитов использования лесных ресурсов или их превышение;
несоблюдение установленного порядка выдачи специального разрешения на использование лесных ресурсов;
результаты оценки воздействия на окружающую среду.
Специальное разрешение на использование лесных ресурсов аннулируется в случае:
прекращение права пользования лесами по основаниям, предусмотренным статьей 22 настоящего Кодекса;
прекращения права использования лесных ресурсов по основаниям, предусмотренным статьей 78 настоящего Кодекса.
Заготовка древесины осуществляется при использовании лесных ресурсов в порядке рубок главного пользования, проводимых в спелых и перестойных древостоев.
Для заготовки древесины во время рубок главного пользования в первую очередь назначаются поврежденные, те, что усыхают, другие древостои, требующие срочной рубки по своему состоянию, и древостой, вышедшие из подсочки.
В зависимости от категорий лесов, природных лесорастительных условий, биологических особенностей древесных пород и других особенностей применяются такие системы рубок главного пользования: сплошные, постепенные или выборочные, комбинированные рубки.
Древесина заготавливается также при осуществлении лесохозяйственных мероприятий, не связанных с использованием лесных ресурсов (улучшение качественного состава лесов), и во время проведения других мероприятий (расчистка лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог тому подобное).
При проведении заготовки древесины не разрешаются вырубка и повреждение:
ценных и редких деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу Украины;
семенников и плюсовых деревьев, а также деревьев с гнездами редких видов птиц, занесенных в Красную книгу Украины (черный аист, скопа, орлан-белохвост и другие), дуплистых и старых деревьев.
В исключительных случаях вырубка семенников и плюсовых деревьев может быть осуществлено с разрешения органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, а в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда - в установленном порядке с разрешения органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную полити ку в сфере охраны окружающей природной среды.
Вырубка деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу Украины, осуществляется в установленном порядке только с разрешения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, а также других рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, производится собственниками лесов и постоянными лесопользователями, которым в установленном порядке предоставлено это право.
В случае осуществления строительных и других работ на лесных участках заготовка древесины производится теми гражданами и юридическими лицами, которым предоставлены земельные участки для таких целей, если в решении о предоставлении земельного участка не предусмотрено иное.
В первобытных лесах, квазипралисах, природных лесах запрещаются заготовка древесины, все виды рубок, в том числе формирование и оздоровление лесов и удаления захламленности.
Лимитом заготовки древесины в порядке рубок главного пользования является утвержденная в установленном порядке расчетная лесосека. Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.
В лесах без причинения им вреда может осуществляться заготовка второстепенных лесных материалов: живицы, пней, луба и коры, древесной зелени, древесных соков.
Нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства может быть предусмотрено заготовку других второстепенных лесных материалов.
Лимит использования лесных ресурсов при заготовке второстепенных лесных материалов устанавливается соответствующими органами исполнительной власти по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями. В случае принятия решения об установлении лимита использования лесных ресурсов при заготовке второстепенных лесных материалов областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
К побочных лесных пользований относятся: заготовка сена, выпас скота, размещение пасек, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, сбор лесной подстилки, заготовка камыша.
Нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства могут быть предусмотрены и другие виды побочных лесных пользований.
Побочные лесные пользования должны осуществляться без причинения вреда лесу.
Лимит использования лесных ресурсов при осуществлении побочных лесных пользований устанавливается органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по лесному хозяйству , согласованным с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам ь охраны окружающей природной среды. В случае принятия решения об установлении лимита использования лесных ресурсов при осуществлении побочных лесных пользований областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Специальное использование лесных ресурсов, кроме размещения пасек, является платным.
Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов устанавливается Налоговым кодексом Украины.
Воспроизводство лесов осуществляется в целях:
1) достижение оптимальной лесистости путем создания в максимально короткие сроки новых насаждений наиболее экономически и экологически целесообразными способами и технологиями;
2) повышение водоохранных, почвозащитных, санитарно-гигиенических, иных полезных свойств лесов и защитных лесных насаждений;
3) улучшение качественного состава лесов, повышения их производительности и биологической стойкости.
Воспроизводство лесов осуществляется путем их восстановления и лесоразведения.
В первобытных лесах, квазипралисах и природных лесах не проводятся мероприятия по их восстановлению.
Восстановление лесов осуществляется на лесных участках, Которые были покрытые лесной растительностью (срубы, пепелище и т.п.).
Срубы и пожарища подлежат облесению в течение не болей двух лет. Лесные культуры, погибли, восстанавливаются в следующем году. Сроки облесение могут быть продлены в связи с необходимостью ликвидации последствий стихии (ветровала, пожар, засуха и т.д.) органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере лесного хозяйства.
На лесных участках, занятых кустарниками, низкопродуктивнымы и малоценнымы древостоя, восстановление более ценных и высокопродуктивных древостоев осуществляется путем реконструкции и проведения лесокультурных работ.
С целью улучшения качественного состава лесов, их оздоровления, усиления защитных свойств владельцы лесов и постоянные лесопользователи осуществляют лесохозяйственные мероприятия (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, лесовосстановительные рубки в древостоях, теряющих защитные, водоохранные и другие полезные свойства, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков и производных древостоев т.п.).
В первобытных лесах, квазипралисах и природных лесах мероприятия по повышению производительности и улучшение качественного состава лесов, санитарные рубки и удаление захламленности не проводятся.
Организация охраны и защиты лесов предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение лесов от пожаров, незаконных рубок, повреждения, ослабления и другого вредного влияния, защита от вредителей и болезней.
Владельцы лесов и постоянные лесопользователи обязаны разрабатывать и проводить в установленный срок комплекс противопожарных и других мероприятий, направленных на сохранение, охрану и защиту лесов. Перечень противопожарных и других мероприятий, требования по составлению планов этих мероприятий определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Защита лесов от вредителей и болезней обеспечивается путем систематического наблюдения за состоянием лесов, своевременного выявления очагов вредителей и болезней леса, осуществления профилактики возникновения таких очагов, их локализации и ликвидации.
Охрана и защита лесов может осуществляться с применением авиации. Зона авиационной охраны и защиты лесов определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства с учетом заказов владельцев лесов и постоянных лесопользователей.
Обеспечение охраны и защиты лесов возлагается на центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства и органы местного самоуправления, собственников лесов и постоянных лесопользователей в соответствии с настоящим Кодексом.
{Статья 87 исключена на основании Закона № 1193-VII от 09.04.2014}
Охрану и защиту лесов на территории Украины осуществляют:
государственная лесная охрана, которая действует в составе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам лесного хозяйства и предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления;
лесная охрана других постоянных лесопользователей и владельцев лесов.
Государственная лесная охрана имеет статус правоохранительного органа.
Порядок деятельности государственной лесной охраны и лесной охраны определяется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
Должностные лица государственной лесной охраны имеют право:
1) беспрепятственно обследовать в установленном законодательством порядке леса, находящиеся в собственности или пользовании граждан и юридических лиц;
2) проверять в установленном порядке у граждан и юридических лиц наличие разрешений и других документов на использование лесных ресурсов и пользование лесами;
3) составлять протоколы и рассматривать в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях, о правонарушениях в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
4) останавливать транспортные средства и проводить досмотр вещей, транспортных средств, орудий, добытой в лесу продукции и других предметов;
5) в случае невозможности установления личности правонарушителя лесного законодательства на месте совершения правонарушения доставлять его в органы Национальной полиции или в органы местного самоуправления для составления протокола об административном правонарушении;
6) в случае нарушения лесного законодательства изымать в установленном законом порядке у граждан и юридических лиц документы, добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные средства, которые были орудием правонарушения, и решать вопрос об их дальнейшей принадлежности и использования;
7) проводить в случаях, установленных законом, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку как вспомогательное средство для предотвращения нарушений в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
8) вызывать граждан, в том числе должностных лиц, для получения от них устных или письменных объяснений в связи с нарушением ими лесного законодательства;
9) беспрепятственно посещать территорию и помещения предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих добычу, хранение или переработка продуктов леса, с целью осуществления надзора за законностью использования лесных ресурсов;
10) определять по утвержденным таксам и методикам размер ущерба, причиненного лесному хозяйству;
11) аннулировать разрешения или другие документы на право использования лесных ресурсов в случаях нарушения лесного законодательства;
12) принимать решение об ограничении или запрете хозяйственной и иной деятельности;
13) направлять в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, иски в суд;
14) подавать иски в суд о возмещении потерь лесохозяйственного производства, а также возврате самовольно или временно занятых лесных участков, срок пользования которыми закончился;
15) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам, относящимся к их полномочий.
Должностные лица государственной лесной охраны могут иметь и другие полномочия в соответствии с законом.
Должностные лица государственной лесной охраны обеспечиваются форменной одеждой.
Должностные лица государственной лесной охраны имеют право на хранение, ношение и применение специальных средств и оружия в порядке, установленном законодательством, и использовать специальные транспортные средства с цветографическими окраской и надписью с эмблемой.
Государство гарантирует защиту чести, достоинства, здоровья, жизни, имущества должностных лиц государственной лесной охраны и членов их семей от преступных посягательств и других противоправных действий.
Должностные лица государственной лесной охраны подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.
{Часть третья статьи 92 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
Должностные лица государственной лесной охраны обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с законодательством.
Вред, причиненный уничтожением или повреждением имущества должностного лица государственной лесной охраны или членов его семьи в связи с исполнением им служебных обязанностей, компенсируется в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
{Часть шестая статьи 92 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
{Часть седьмая статьи 92 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
{Часть восьмая статьи 92 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
Годовая заработная плата должностного лица государственной лесной охраны, берется для начисления размера единовременного пособия, включает все виды денежных выплат, которые получила должностное лицо за время работы по последней должности за год, предшествовавший роковые гибели или повреждения здоровья.
{Часть десятая статьи 92 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
Порядок возмещения вреда, причиненного имуществу, должностному лицу государственной лесной охраны или членам его семьи устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Государственный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым по лесному господарст а и по вопросам охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом.
Информирование о состоянии и воспроизводства лесов осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" и других законов.
Расходы на повышение производительности, улучшение качественного состава лесов, их воспроизводства и охраны осуществляются за счет:
государственного бюджета и собственных средств предприятий, учреждений и организаций лесного хозяйства - относительно лесов государственной собственности;
местного бюджета и собственных средств предприятий, учреждений и организаций лесного хозяйства - относительно лесов государственной и коммунальной собственности;
собственных средств владельцев лесов - в отношении лесов частной собственности.
Расходы на указанные мероприятия могут осуществляться за счет других источников, не запрещенных законом.
{Часть третья статьи 98 исключен на основании Закона № 2063-VIII от 23.05.2017}
Порядок использования средств, выделяемых из Государственного бюджета Украины на ведение лесного хозяйства, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Порядок использования средств, выделяемых из местного бюджета на ведение лесного хозяйства, устанавливается соответствующими органами местного самоуправления.
Государство осуществляет экономическое стимулирование мероприятий по расширенному воспроизводству лесов, в частности путем:
компенсации расходов владельцам лесов и лесопользователям при внедрении ими мероприятий по расширенному воспроизводству лесов;
применение ускоренной амортизации основных фондов землеохоронного, лесоохранным и природоохранного назначения.
Компенсация расходов производится за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в соответствии с общегосударственными, государственных и региональных (местных) программ.
Основанием для рассмотрения вопроса об экономическом стимулировании мероприятий по расширенному воспроизводству лесов является заявление или ходатайство собственников лесов и лесопользователей в органы исполнительной власти или органов местного самоуправления по местонахождению лесного участка.
Порядок экономического стимулирования внедрения мероприятий по расширенному воспроизводству лесов устанавливает Кабинет Министров Украины.
Порядок охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов на землях природно-заповедного фонда определяется в соответствии с Законом Украины "О природно-заповедном фонде Украины", настоящего Кодекса и иных актов законодательства.
Споры по вопросам охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов разрешаются в установленном порядке органами местного самоуправления, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, судами.
Исключительно судом разрешаются споры по вопросам владения, пользования и распоряжения лесами, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, решают споры, эт "связанные с охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов, находящихся в государственной собственности.
Органы местного самоуправления решают споры, связанные с охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов, находящихся в коммунальной собственности.
В случае несогласия собственников лесов и лесопользователей с решением центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов или органа местного самоуправления спор разрешается судом.
Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органа местного самоуправления по спору по вопросам охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов вступает в силу со дня его принятия. Обжалование указанного решения в суде останавливает его выполнения.
Исполнение решения по спору по вопросам охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов осуществляется органом, который его принял.
Исполнение решения не освобождает лицо от возмещения убытков, причиненных им в результате нарушения лесного законодательства.
Нарушение лесного законодательства влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно закону.
Ответственность за нарушение лесного законодательства несут лица, виновные в:
1) незаконной вырубке и повреждении деревьев и кустарников;
2) уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, нарушении других требований пожарной безопасности в лесах;
3) уничтожении или повреждении леса вследствие его загрязнения химическими и радиоактивными веществами, производственными и бытовыми отходами, сточными водами, другими вредными веществами, подтопления, осушения и других видов вредного воздействия;
4) засорении лесов бытовыми и промышленными отходами;
5) нарушении сроков лесовосстановления и иных требований по ведению лесного хозяйства, установленных законодательством в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
6) уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также естественного подроста и самосева на землях, предназначенных для восстановления леса;
7) нарушении правил хранения, транспортировки и применения средств защиты леса, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов;
8) раскорчевки лесных участков и их использовании не по назначению, в том числе для сооружения жилых домов, производственных и других зданий и сооружений без надлежащего разрешения;
9) самовольной заготовке сена и выпасе скота на лесных участках;
10) нарушении правил заготовки лесной подстилки, лекарственных растений, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п.;
11) заготовки лесных ресурсов способами, отрицательно влияющих на состояние и воспроизводство лесов;
12) нарушении порядка заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы и использования иных лесных ресурсов;
13) невнесении платы за использование лесных ресурсов в установленные сроки;
14) уничтожении и повреждении отграничительных знаков в лесах;
15) введении в действие новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не обеспеченных оборудованием, предотвращающим вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов;
16) нарушении сроков возврата лесных участков, находящихся во временном пользовании, или неисполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
17) повреждении сенокосов, пастбищ и пашни на землях лесного фонда;
18) уничтожении или повреждении лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на лесных участках;
19) невыполнении предписаний государственной лесной охраны и органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
20) нарушении требований по охране лесов, квазипралисив и природных лесов.
Законом может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства.
Самовольно занятые земельные участки лесного фонда, другие земельные лесные участки подлежат возврату по их принадлежности без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими.
Возврат самовольно занятых земельных участков лесного фонда, других земельных лесных участков осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, местные органы исполнительной власти , уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в порядке, определенном законодательными актами, прекращают работы, осуществляемые предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, если во время их проведения не выполняются установленные технологические, санитарные и другие специальные требования безопасности естественного состояния лесов и их воспроизводства.
В случае если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Кодексом и другими законами Украины, то применяются правила международного договора.
1. Настоящий Кодекс вступает в силу со дня его опубликования.
2. Законы и другие нормативно - правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Кодекса, действуют в части, не противоречащей настоящему Кодексу.
3. Существующие до вступления в силу этим Кодексом разделение лесов по категориям защитности и соответствующий режим ведения лесного хозяйства не могут быть изменены до утверждения в установленном порядке соответствующих нормативно - правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом.
4. Специальные разрешения на использование лесных ресурсов, выданные до вступления в силу настоящего Кодекса, действуют до окончания срока, на который они были выданы.
5. До получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово - картографические материалы лесоустройства.
6. Внести в Земельный кодекс Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., № 3-4, ст. 27; 2004 г., № 7, ст. 57) следующие изменения:
1) статью 20 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"4. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства";
2) часть первую статьи 46 изложить в следующей редакции:
" 1. К землям иного природоохранного назначения относятся земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, имеющие особую научную ценность ";
3) пункт " б" части второй статьи 55 исключить;
4) название и часть первую статьи 57 изложить в следующей редакции:
"Статья 57. Использование земель лесного фонда
1. Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства ";
5) в части первой статьи 58:
пункт "а " дополнить словами " занятыми лесами ";
пункт "б " дополнить словами "кроме земель, занятых лесами ";
6) в пункте "в" части первой статьи 90 слово " сельскохозяйственную " исключить;
7) в части первой статьи 95:
в пункте "б " слово " сельскохозяйственную " исключить;
в пункте "в " слова " лесные угодья " заменить словом " леса ";
8) в части третьей статьи 122:
в пункте "б " слова " лесного и" исключить;
пункт "в" дополнить словами "кроме случаев, определенных частью седьмой настоящей статьи";
9) в статье 149:
в части пятой:
в пункте "б " слова " лесного и" исключить;
пункт "в" дополнить словами "кроме случаев, определенных частью девятой настоящей статьи";
часть девятую изложить в следующей редакции:
"9. Кабинет Министров Украины изымает земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, - пашню, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса площадью свыше 1 гектара для нелесохозяйственных потребностей, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, кроме случаев, определенных частями пятой - восьмой настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 150 настоящего Кодекса ";
10) часть седьмую статьи 151 после слова " природоохранных " дополнить словами " территориальных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства";
11) статью 162 после слова " сельскохозяйственного " дополнить словами " и лесохозяйственного " ;
12) в статьях 19, 22, 25, 55, 56, 57, 83, 84, 162, названии главы 11 слова " лесной фонд " во всех падежах заменить словами " лесохозяйственного назначения" в соответствующих падежах.
7. Кабинета Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Кодекса:
1) подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающих из настоящего Кодекса;
2) привести свои нормативно - правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом;
3) разработать нормативно - правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;
4) обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно - правовых актов в соответствие с этим Кодексом, а также пересмотр и отмену нормативно - правовых актов, противоречащих настоящему Кодексу.
8. Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым привести свои нормативно - правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом.