Закон Украины Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

Статья 1. Определение терминов

В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

государственный надзор (контроль) - деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления (далее - органы государственного надзора (контроля)) в пределах полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, допустимого уровня опасности для населения, окружающей природной среды;

мероприятия государственного надзора (контроля) - плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и других формах, определенных законом;

интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля) - единая автоматизированная система сбора, накопления и систематизации информации о мерах государственного надзора (контроля), предназначена для обобщения и обнародования информации о мерах государственного надзора (контроля), координации работы органов государственного надзора (контроля) по осуществлению комплексных мероприятий государственного надзора (контроля), мониторинга эффективности и законности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля).

приемлемый риск - социально, экономически, технически и политически обоснованный риск, не превышающий предельно допустимого уровня;

риск - вероятность возникновения негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности и возможный размер потерь от них, что измеряется в количественных и качественных показателях;

способ осуществления государственного надзора (контроля) - процедура осуществления государственного надзора (контроля), определенная законом;

третьи лица - юридические и физические лица (адвокаты, аудиторы, общественные объединения в лице их уполномоченных представителей и другие), которые привлекаются субъектами хозяйствования или органами государственного надзора (контроля) в ходе осуществления мероприятий государственного надзора (контроля).



Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, государственного экспортного контроля, контроля за соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, государственного надзора (контроля) в области телевидения и радиовещания.

Контроль за соблюдением лицензиатами требований лицензионных условий осуществляется органами лицензирования в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных Законом Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности".

Меры контроля осуществляются органами Государственной фискальной службы (кроме таможенного контроля на границе), государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (кроме осуществления государственного надзора за осуществлением деятельности с источниками ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых не подлежит лицензированию), государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме деятельности по переводу средств, финансовых услуг по рынку ценных х бумаг, производных ценных бумаг (деривативов) и рынка банковских услуг), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, в частности государственного надзора (контроля ) в области гражданской авиации - с учетом особенностей, установленных Воздушным кодексом Украины, нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение (авиационные правила Украины), и между народными договорами в сфере гражданской авиации.

Указанные в части четвертой настоящей статьи органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, обязаны обеспечить соблюдение требований статьи 1, статьи 3, частей первой, четвертой, шестой - восьмой, абзаца второго части десятой, частей тринадцатой и четырнадцатой статьи 4, частей первой - четвертой статьи 5, части третьей статьи 6, части первой - четвертой и шестой статьи 7, статей 9, 10, 19, 20, 21, части третьей статьи 22 настоящего Закона.

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов и в сфере ветеринарной медицины, его территориальные органы обязаны обеспечить соблюдение с учетом особенностей, определенных Законом Украины "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, корма, побочные продукты животного происхождения, здоровья и благополучия животных ", исключительно требований частей первой, четвертой, шестой - седьмой, абзаца второго части десятой, частей д анадцятои - четырнадцатой статьи 4, частей первой (кроме требования о получении согласования центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в соответствующей сфере государственного контроля, или соответствующего государственного коллегиального органа на проведение внепланового мероприятия) и третьей статьи 6, части первой - четвертой, шестой, восьмой - десятой статьи 7, частей первой и второй статьи 12, статей 13-18, 20, 21 настоящего Закона.

Мониторинг назначенных органов по оценке соответствия и признанных независимых организаций осуществляется в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных Законом Украины "О технических регламентах и оценку соответствия".



Статья 3. Основные принципы государственного надзора (контроля)

Государственный надзор (контроль) осуществляется по принципам:

приоритетности безопасности в вопросах жизни и здоровья человека, функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере хозяйственной деятельности;

подконтрольности и подотчетности органа государственного надзора (контроля) соответствующим органам государственной власти;

равенства прав и законных интересов всех субъектов хозяйствования;

обеспечения прав и законных интересов каждого субъекта хозяйствования;

объективности и беспристрастности осуществления государственного надзора (контроля), недопустимости проведения проверок субъектов хозяйствования по анонимным и другими безосновательными заявлениями, а также неотвратимости ответственности лиц за подачу таких заявлений;

осуществления государственного надзора (контроля) только при наличии оснований и в порядке, определенных законом;

открытости, прозрачности, плановости и системности государственного надзора (контроля);

недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора (контроля) и недопустимости осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) различными органами государственного надзора (контроля) по одному и тому же вопросу;

невмешательства органа государственного надзора (контроля) в деятельность субъекта хозяйствования, если она осуществляется в рамках закона;

ответственности органа государственного надзора (контроля) и его должностных лиц за вред, причиненный субъекту хозяйствования вследствие нарушения требований законодательства, нарушения прав и законных интересов предприятия;

соблюдения условий международных договоров Украины;

независимости органов государственного надзора (контроля) от политических партий и любых других объединений граждан;

наличия одного органа государственного надзора (контроля) в составе центрального органа исполнительной власти.

презумпции правомерности деятельности предприятия в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования и / или полномочий органа государственного надзора (контроля);

ориентированности государственного надзора (контроля) на предотвращение правонарушений в сфере хозяйственной деятельности;

недопущение установления плановых показателей или любого другого планирования по привлечению субъектов хозяйствования к ответственности и применения к ним санкций;

осуществления государственного надзора (контроля) на основе принципа оценки рисков и целесообразности.



Статья 4. Общие требования к осуществлению государственного надзора (контроля)

1. Государственный надзор (контроль) осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его обособленных подразделений, или в помещении органа государственного надзора (контроля) в случаях, предусмотренных законом.

2. В случае если субъект хозяйствования на соответствующий плановый период включен в планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) одновременно нескольких органов государственного надзора (контроля), соответствующие плановые мероприятия осуществляются органами государственного надзора (контроля) в комплексе - одновременно всеми органами государственного надзора ( контроля), в планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) которых включены предприятия.

{Абзац второй части второй статьи 4 исключен на основании Закона № 1726-VIII от 03.11.2016}

{Абзац третий части второй статьи 4 исключен на основании Закона № 1726-VIII от 03.11.2016}

Осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) различными органами государственного надзора (контроля) по одному и тому же вопросу запрещено.

{Абзац пятый части второй статьи 4 исключен на основании Закона № 1726-VIII от 03.11.2016}

{Абзац шестой части второй статьи 4 исключен на основании Закона № 1726-VIII от 03.11.2016}

3. Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленный его правилами внутреннего трудового распорядка.

4. Исключительно законами устанавливаются:

органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности;

виды хозяйственной деятельности, которые являются предметом государственного надзора (контроля);

полномочия органов государственного надзора (контроля) по остановке производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

исчерпывающий перечень оснований для приостановления хозяйственной деятельности;

способ и формы осуществления мероприятий осуществления государственного надзора (контроля);

санкции за нарушение требований законодательства и перечень нарушений, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа.

Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает такой орган на осуществление государственного надзора (контроля) в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочия такого органа при осуществлении государственного надзора ( контроля).

5. Производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг субъектами хозяйствования могут быть остановлены полностью или частично только по решению суда.

Восстановление производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг субъектами хозяйствования после приостановления возможно с момента получения органом государственного надзора (контроля), который инициировал приостановление, уведомления субъекта хозяйствования об устранении им всех установленных судом нарушений.

6. Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) запрещается осуществлять государственный надзор (контроль) в отношении субъектов хозяйствования, с которыми (или со служебными лицами которых) должностное лицо находится в родственных отношениях, или в случае возникновения у него конфликта интересов в соответствии с законодательством в сфере предотвращения и противодействия коррупции.

7. В случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования или полномочий органа государственного надзора (контроля), такая норма трактуется в интересах предприятия.

8. Органы государственного надзора (контроля) и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия.

9. Невыполнение предписаний, распоряжений и других распорядительных документов органа государственного надзора (контроля) влечет за собой применение штрафных санкций к субъекту хозяйствования в соответствии с законом.

10. Должностные лица органа государственного надзора (контроля) в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения мероприятия, осуществляют в пределах полномочий, предусмотренных законом, осмотр территорий или помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности, а также любых документов или предметов, если это предусмотрено законом.

Во время проведения мероприятий государственного надзора (контроля) не допускается изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

11. Плановый или внеплановое мероприятие по субъекта хозяйствования - юридического лица должно осуществляться в присутствии руководителя или лица, уполномоченного руководителем. Плановый или внеплановое мероприятие в отношении физического лица - предпринимателя должно осуществляться в его присутствии или в присутствии уполномоченного им лица.

12. Перед началом осуществления государственного надзора (контроля) должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит запись в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования).

13. Деятельность органов государственного надзора (контроля), связанная со сбором информации, целью которого является получение сведений о массовых явлениях и процессах, происходящих в сфере хозяйственной деятельности, не считается мероприятиями государственного надзора (контроля).

14. Во время и после осуществления государственного надзора (контроля) должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны хранить коммерческую тайну и конфиденциальную информацию предприятия.

Информация, доступ к которой ограничен законом, полученная должностным лицом органа государственного надзора (контроля) при осуществлении государственного надзора (контроля), может использоваться исключительно в порядке, установленном законом.

Органы государственного надзора (контроля) обеспечивают специальный режим защиты и доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, согласно требованиям закона.

15. При осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) должностные лица органов государственного надзора (контроля) обязаны использовать исключительно унифицированные формы актов.



Статья 4-1. Интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля)

1. Интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля) создается с целью обеспечения субъектов хозяйствования и органов государственной власти, органов местного самоуправления информацией о мерах государственного надзора (контроля).

2. В интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) вносятся сведения о:

юридических лиц - наименование, идентификационный код, местонахождение, виды деятельности, степень риска от осуществления хозяйственной деятельности;

физических лиц - предпринимателей - фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (серия и номер паспорта - для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, сообщили об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте), место проживания, виды деятельности, степень риска от осуществления предприятием хозяйственной деятельности;

наименования органов государственного надзора (контроля);

виды хозяйственной деятельности, подлежащих государственному надзору (контролю)

перечень нормативно-правовых актов, соблюдение требований которых проверяется при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), со ссылкой на официальные веб-страницы соответствующих органов государственного надзора (контроля);

годовые планы проведения мероприятий государственного надзора (контроля) и план проведения комплексных мероприятий государственного надзора (контроля);

отчеты о выполнении годовых и комплексного планов проведения мероприятий государственного надзора (контроля) за предыдущий год;

дату и номер приказа (решения, распоряжения), место проведения мероприятия, сроки осуществления, тип, основание и предмет осуществления мероприятия, наименование органа государственного надзора (контроля), указанные в удостоверении (направлении) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля);

результаты проведенного мероприятия государственного надзора (контроля) с указанием номера акта по выявлению или отсутствии нарушений законодательства, ссылки на соответствующие требования законодательства в случае выявления нарушений;

краткое содержание распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время проведенных мероприятий государственного надзора (контроля);

применены к субъекту хозяйствования административно-хозяйственные санкции по результатам проведенного мероприятия государственного надзора (контроля);

результаты обжалования распорядительных документов органов государственного надзора (контроля) и применены к субъектам хозяйствования административно-хозяйственные санкции.

3. Сведения, содержащие информацию с ограниченным доступом, к интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) не вносятся.

4. Доступ к сведениям интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) (кроме регистрационных номеров учетных карточек налогоплательщиков и паспортных данных) осуществляется через сеть Интернет и является открытым и бесплатным.

5. При создании интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) обеспечиваются ее совместимость и взаимодействие с другими информационными системами и сетями, составляющих информационный ресурс государства.

6. Сведения, внесенные в интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля), защищаются в соответствии с требованиями законодательства в сфере защиты информации.

7. Интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля) является объектом права государственной собственности.

8. Создание и функционирование интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) обеспечивает центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, который является ее держателем.

9. Техническим администратором интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) является государственное унитарное предприятие, которое относится к сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, и осуществляет мероприятия по администрирования и программного сопровождения интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля), отвечает за сохранение ее данных, защищает их от несанкционированного доступа и уничтожения.

10. Порядок функционирования интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля), внесения сведений в нее и сроки размещения этих сведений утверждаются Кабинетом Министров Украины.

11. Органы государственного надзора (контроля) и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, обязаны вносить сведения к интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) в сроки, определенные законодательством.



Статья 5. Плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля)

1. Плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовыми планами, которые утверждаются органом государственного надзора (контроля) не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Внесение изменений в годовых планов осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) не допускается, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

Плановым периодом считается год, который исчисляется с 1 января по 31 декабря планового года.

Планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) на следующий плановый период должны содержать даты начала каждого планового мероприятия государственного надзора (контроля) и сроки их выполнения.

В течение планового периода осуществления более одного планового мероприятия государственного надзора (контроля) в одном субъекта хозяйствования одним и тем же органом государственного надзора (контроля) не допускается.

При наличии у субъекта хозяйствования обособленных подразделений плановые мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении такого предприятия могут осуществляться одновременно во всех обособленных подразделениях в течение срока осуществления одного планового мероприятия.

Внесение одного и того же субъекта хозяйствования в планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) различных органов государственного надзора (контроля) является основанием для проведения в отношении такого субъекта хозяйствования комплексного планового мероприятия государственного надзора (контроля).

Субъект хозяйствования имеет право отказаться от проведения комплексного планового мероприятия государственного надзора (контроля) путем письменного обращения в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности. В таком случае проверка такого предприятия проводится в соответствии с годовыми планами органов государственного надзора (контроля).

Органы государственного надзора (контроля) ежегодно определяют перечень субъектов хозяйствования, которые подлежат плановым мероприятиям государственного надзора (контроля) в плановом периоде, и не позднее 15 октября года, предшествующего плановому, обеспечивают внесение сведений о таких субъектов хозяйствования к интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) для автоматического обнаружения ней субъектов хозяйствования, которые подлежат комплексным плановым мероприятиям государственного надзора (контроля).

Проект плана осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) формируется интегрированной автоматизированной системой государственного надзора (контроля).

При необходимости во внесении изменений в сформированного проекта плана осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) по согласованным между органами государственного надзора (контроля) других дат начала и сроков осуществления комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органы государственного надзора (контроля) обращаются письменно с соответствующими предложениями не позднее 1 ноября года, предшествующего плановому, в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (к нтролю) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, имеет право вносить такие изменения в интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).

План осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) на соответствующий плановый период для всех органов государственного надзора (контроля) утверждает центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, публикует на своем официальном сайте и вносит сведения в интегрированной автоматизированной системы государственного надзора ( контроля) до 15 ноября года, предшествующего плановому.

Годовые планы осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) на соответствующий плановый период с учетом согласованных дат начала и сроков осуществления определенных в плане осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) утверждают органы государственного надзора (контроля), обнародуют на своих официальных сайтах и ​​вносят сведения к интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Требования к оформлению годовых и комплексного планов осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), внесение изменений в них и отчета по их выполнению определяются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности.

Комплексные плановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, разрабатывает методику разработки критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), и методику разработки унифицированных форм актов, составляемых по г. результатами проведения плановых (внеплановых) мероприятий государственного надзора (контроля), которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Методика разработки критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), должна предусматривать, в том числе, оценку степени опасности, масштаба, вида и сферы деятельности, наличие нарушений в предыдущей деятельности субъектов ' ведения хозяйства (кроме вновь).

Орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.

С учетом значения приемлемого риска все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней риска: высокий, средний или незначительный.

В зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа государственного надзора (контроля).

В зависимости от степени риска орган государственного надзора (контроля) определяет перечень вопросов для осуществления плановых мероприятий (далее - перечень вопросов), утверждается приказом такого органа.

Унифицированные формы актов с перечнем вопросов утверждаются органом государственного надзора (контроля) и публикуются на его официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня утверждения в порядке, определенном законодательством.

Только в пределах перечня вопросов орган государственного надзора (контроля) в зависимости от целей мероприятия и степени риска определяет вопросы, по которым будет осуществляться государственный надзор (контроль), и отмечает их в направлении на проверку.

Орган государственного надзора (контроля) обнародует критерии и периодичность проведения плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) путем размещения на своем официальном сайте в порядке, определенном законодательством.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются органом государственного надзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования, отнесена:

к высокой степени риска - не чаще одного раза в два года;

к средней степени риска - не чаще одного раза в три года;

в незначительной степени риска - не чаще одного раза в пять лет.

3. Ежегодно до 1 апреля органы государственного надзора (контроля) готовят отчеты о выполнении годовых планов мероприятий государственного надзора (контроля) за предыдущий год с учетом выполнения в соответствии с компетенцией плана комплексных мероприятий государственного надзора (контроля), обнародуют на своих официальных сайтах и вносят сведения в интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).

4. Органы государственного надзора (контроля) осуществляют плановые мероприятия по государственному надзору (контролю) при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за десять дней до дня осуществления этого мероприятия.

Сообщение должно содержать:

дату начала и дату окончания осуществления планового мероприятия;

наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется мероприятие;

наименование органа государственного надзора (контроля).

Уведомление направляется заказным письмом и / или с помощью электронного почтовой связи или вручается лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу - предпринимателю или уполномоченному им лицу.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа государственного надзора (контроля) к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления о проведении планового мероприятия.

5. Срок осуществления планового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов микро-, малого предпринимательства - пяти рабочих дней.

Продление срока осуществления планового мероприятия не допускается.

Суммарная продолжительность всех плановых мероприятий, осуществляемых органами государственного надзора (контроля) в течение календарного года в отношении субъекта хозяйствования (комплексного планового мероприятия), не может превышать тридцати рабочих дней, а относительно субъектов микро-, малого предпринимательства - пятнадцати рабочих дней.



Статья 6. Внеплановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля)

1. Основаниями для проведения внеплановых мероприятий являются:

представление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных субъектом хозяйствования в документе обязательной отчетности, кроме случаев, когда субъект хозяйствования в течение месяца со дня первичного представления повторно подал такой документ уточненным достоверными данными или если недостоверность данных является результатом очевидной описки или арифметической ошибки, которая не влияет на содержание представленной отчетности. В случае выявления органом государственного надзора (контроля) ошибки в документе обязательной отчетности он в течение десяти рабочих дней обязан уведомить субъекта хозяйствования о необходимости ее исправления в срок до пяти рабочих дней со дня получения уведомления. Неисправления ошибки в установленный срок является основанием для проведения внепланового мероприятия;

проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения предварительного мероприятия органом государственного надзора (контроля);

обращения физического лица (физических лиц) о нарушениях, повлекшее ущерб ее (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии) . Внеплановое мероприятие в таком случае осуществляется по согласованию центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в соответствующей сфере государственного надзора (контроля), или соответствующего государственного коллегиального органа.

В таком случае перед началом осуществления внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) должностные лица органов государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу - предпринимателю или уполномоченному им лицу, кроме документов, предусмотренных настоящим Законом, дополнительно копию согласования центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в соответствующей сфере государственного надзора (контроля), или идповидного государственного коллегиального органа на проведение такой проверки. Субъекты хозяйствования имеют право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), если они не предъявили документы, предусмотренные настоящим абзацем;

непредставление субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов;

поручения Премьер-министра Украины о проверке субъектов хозяйствования в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и / или наступлением события, имеющего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;

наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

При проведении внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля).

Физические лица, которые подали безосновательное обращение о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства, несут ответственность, предусмотренную законом. Повторное проведение внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для проведенного внепланового мероприятия государственного надзора (контроля), запрещается.

2. Проведение внеплановых мероприятий по другим основаниям, кроме предусмотренных настоящей статьей, запрещается, кроме внеплановых мероприятий, предусмотренных частью четвертой статьи 2 настоящего Закона.

3. Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего удостоверения (направления) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля).

4. Срок осуществления внепланового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней.

Продление срока осуществления внепланового мероприятия не допускается.



Статья 7. Распорядительные документы органов государственного надзора (контроля)

1. Для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ (решение, распоряжение), который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

2. На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля), которое подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа) с указанием фамилии, имени и отчества и заверяется печатью.

3. В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия указываются:

наименование органа государственного надзора (контроля), осуществляющего мероприятие;

наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется мероприятие;

местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения, по деятельности которых осуществляется мероприятие;

номер и дата приказа (решения, распоряжения), на выполнение которого осуществляется мероприятие;

перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении мероприятия, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

дата начала и дата окончания мероприятия;

тип мероприятия (плановый или внеплановый)

форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирования и т.п.);

основания для осуществления мероприятия;

предмет осуществления мероприятия;

информация об осуществлении предыдущего мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления).

4. Удостоверение (направление) действует только в течение указанного в нем срока осуществления мероприятия.

5. Перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченному им лицу (физическому лицу - предпринимателю или уполномоченному им лицу) удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления).

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) без удостоверения (направления) на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор (контроль) субъекта хозяйствования.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятия, если они не предъявили документов, предусмотренных настоящей статьей.

6. По результатам осуществления планового или внепланового мероприятия должностное лицо органа государственного надзора (контроля) составляет акт, который должен содержать следующие сведения:

дату составления акта;

тип мероприятия (плановый или внеплановый)

форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т.п.);

предмет государственного надзора (контроля);

наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;

наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществлялось мероприятие.

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) отмечает в акте состояние выполнения требований законодательства субъектом хозяйствования, а в случае невыполнения - детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

В последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностными лицами органа государственного надзора (контроля), которые осуществляли мероприятие, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом.

Если субъект хозяйствования не согласен с актом, он подписывает акт с замечаниями.

Замечания предприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) является неотъемлемой частью акта органа государственного надзора (контроля).

В случае отказа субъекта хозяйствования подписать акт должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит в такой акт соответствующая запись.

Один экземпляр акта вручается руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу - предпринимателю или уполномоченному им лицу в последний день мероприятия государственного надзора (контроля), а второй хранится в органе государственного надзора (контроля).

7. На основании акта, составленного по результатам осуществления мероприятия, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства, орган государственного надзора (контроля) при наличии оснований для полного или частичного приостановления производства (изготовления), реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг обращается в порядке и сроки, установленные законом, с соответствующим иском в административный суд. В случае необходимости принятия других мер реагирования орган государственного надзора (контроля) в течение пяти рабочих дней со дня завершения осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) составляет предписание, распоряжение, другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия.

8. Предписание - обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) субъекту хозяйствования по устранению нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применения санкций в отношении предприятия. Предписание выдается и подписывается должностным лицом органа государственного надзора (контроля), которая осуществляла проверку.

9. Распоряжение или иной распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) - обязательное для выполнения письменное решение органа государственного надзора (контроля) по устранению выявленных нарушений в установленные сроки. Распоряжение издается и подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа).

Распоряжение может предусматривать применение к субъекту хозяйствования санкций, предусмотренных законом.

Распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) по устранению нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия, должен содержать следующие сведения:

дату составления;

тип мероприятия (плановый или внеплановый)

форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т.п.);

срок устранения нарушений;

ссылка на акт, в котором были указаны выявленные в ходе мероприятия государственного надзора (контроля) нарушения;

наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;

наименование и местонахождение предприятия, а также фамилия, имя и отчество его руководителя или уполномоченного им лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществлялось мероприятие;

фамилия, имя и отчество других лиц, принимавших участие в осуществлении мероприятия.

Распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) по устранению нарушений составляется в двух экземплярах: один экземпляр не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта предоставляется субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу для выполнения, а второй экземпляр с подписью субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица относительно согласованных сроков устранения нарушений требований законодательства остается в органе государственного надзора (контроля).

В случае отказа субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица от получения распорядительного документа по устранению нарушений требований законодательства он направляется заказным письмом, а на копии распорядительного документа, остается в органе государственного надзора (контроля), проставляются соответствующий исходящий номер и дата направления.

Распорядительные документы по устранению нарушений требований законодательства могут быть обжалованы в соответствующий центральный орган исполнительной власти или суда в установленном законом порядке.

10. Все распорядительные документы, принимаемые при осуществлении каждого отдельного мероприятия государственного надзора (контроля), формируются в единую дело в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

11. В случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к субъекту хозяйствования, его должностных лиц не применяются.



Статья 8. Полномочия и обязанности органа государственного надзора (контроля)

1. Орган государственного надзора (контроля) в пределах полномочий, предусмотренных законом, при осуществлении государственного надзора (контроля) имеет право:

требовать от субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений требований законодательства;

требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля);

отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, получать объяснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля) в случаях и порядке, определенных законом;

предоставлять (направлять) субъектам хозяйствования обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков;

применять санкции к субъектам хозяйствования, их должностных лиц и принимать другие меры в пределах и порядке, определенных законом.

2. Органы государственного надзора (контроля) и их должностные лица при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) обязаны:

полно, объективно и беспристрастно осуществлять государственный надзор (контроль) в пределах полномочий, предусмотренных законом;

соблюдать деловой этики во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования, воздерживаться от необоснованных заключений о соответствии поведения субъектов хозяйствования требованиям законодательства, неправомерного и необоснованного применения санкций к субъектам хозяйствования;

НЕ вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не вызывает опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров;

обеспечивать неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации предприятия, которая становится доступной должностным лицам в ходе осуществления государственного надзора (контроля);

ознакомить руководителя субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченное им лицо (физическое лицо - предпринимателя или уполномоченное им лицо) с результатами государственного надзора (контроля) в сроки, предусмотренные законом;

в пределах своей компетенции оказывать субъекту хозяйствования консультационную поддержку по вопросам осуществления государственного надзора (контроля);

не допускать осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) и других мероприятий, которые не отвечают или не установлены настоящим Законом;

устанавливать нормативы оценки деятельности должностных лиц, участвующих в мероприятиях государственного надзора (контроля), и регулярно проводить оценку деятельности таких лиц по установленным нормативам;

соблюдать установленные законом принципов, требований и порядка осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

не препятствовать праву субъектов хозяйствования на любой законную защиту, в том числе третьими лицами;

выполнять законные требования должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности по устранению нарушений законодательства о государственный надзор (контроль ) в сфере хозяйственной деятельности;

представляют центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, достоверную информацию, документы, материалы и предусмотренные настоящим Законом отчеты о совершенных мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

способствовать осуществлению должностными лицами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, возложенных на них полномочий.

3. Органы государственного надзора (контроля) обязаны обнародовать на своих официальных сайтах нормативно-правовые акты (кроме актов, имеющих гриф ограничения доступа), соблюдение которых проверяется при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля).

Осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) без обнародования нормативно-правовых актов (кроме актов, имеющих гриф ограничения доступа), соблюдение которых проверяется при осуществлении таких мероприятий, запрещается.

4. Органы государственного надзора (контроля) обязаны обнародовать на своих официальных сайтах и вносить в интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) определены законом сведения о принятых мерах государственного надзора (контроля).

Органы государственного надзора (контроля) и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, обеспечивают полноту и достоверность сведений, внесенных к интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).



Статья 9. Ответственность должностных лиц органа государственного надзора (контроля)

Вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием должностного или служебного лица органа государственного надзора (контроля), возмещается за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансирования этого органа, независимо от вины такого должностного или служебного лица.

Должностное или служебное лицо органа государственного надзора (контроля) несет ответственность в порядке регресса в размере выплаченного из соответствующего бюджета возмещение в связи с незаконными решениями, действиями или бездействием такого должностного или служебного лица.

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) несет ответственность, установленную законом, за невнесение или внесение недостоверных сведений или сведений в полном объеме о принятых мерах государственного надзора (контроля) в интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).



Статья 9-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, относятся:

подготовка и представление в установленном порядке предложений по формированию государственной политики по вопросам осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

изучение опыта других государств по реализации государственной политики по вопросам осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности и внесения предложений по распространению такого опыта в Украине;

осуществление методического и информационного обеспечения деятельности органов государственного надзора (контроля);

обеспечение функционирования интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля);

проведение в установленном Кабинетом Министров Украины порядке проверок соблюдения органами государственного надзора (контроля) требований этого Закона в части осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

участие в установленном Кабинетом Министров Украины порядке в мероприятиях государственного надзора (контроля), проводимых другими центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, государственными коллегиальными органами, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления;

получения от органов государственного надзора (контроля) и субъектов хозяйствования информации, справок, документов, жалоб, материалов, сведений относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в соответствующей сфере хозяйственной деятельности;

обеспечение составления и утверждения планов комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

составление протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;

составления актов проверок и внесение в установленном Кабинетом Министров Украины порядке представлений в органы государственного надзора (контроля) по устранению нарушений требований настоящего Закона, являются обязательными к рассмотрению;

обобщение практики применения законодательства по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

разработку выводов, предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства по вопросам организации государственного надзора (контроля).



Статья 9-2. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, относятся:

формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

определение приоритетных направлений развития государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

нормативно-правовое регулирование государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

внесения Кабинета Министров Украины предложений по совершенствованию государственного надзора (контроля);

получения от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, органов государственного надзора (контроля) и субъектов хозяйствования информации , справок, документов, жалоб, материалов, сведений относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля);

участие в установленном Кабинетом Министров Украины порядке в мероприятиях государственного надзора (контроля), осуществляемых центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности и другими органами государственного надзора (контроля) с согласия субъекта хозяйствования;

предоставление рекомендаций и разъяснений центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.



Статья 10. Права субъекта хозяйствования

Субъект хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) имеет право:

быть информированным о своих правах и обязанностях;

требовать от должностных лиц органа государственного надзора (контроля) соблюдения требований законодательства;

проверять наличие у должностных лиц органа государственного надзора (контроля) служебного удостоверения и удостоверения (направления) и получать копию удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия;

не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению государственного надзора (контроля), если:

государственный надзор (контроль) осуществляется с нарушением предусмотренных законом требований относительно периодичности проведения таких мероприятий;

должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не предоставило копии документов, предусмотренных настоящим Законом, или если предоставленные документы не соответствуют требованиям настоящего Закона;

субъект хозяйствования не получил уведомление о проведении планового мероприятия государственного надзора (контроля) в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не внесла запись о проведении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала в предприятия);

продолжительность планового мероприятия государственного надзора (контроля) или суммарная продолжительность таких мероприятий в течение года превышает предельную продолжительность, установленную частью пятой статьи 5 настоящего Закона, или продолжительность внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) превышает предельную продолжительность, установленную частью четвертой статьи 6 настоящего Закона;

орган государственного надзора (контроля) осуществляет повторный внеплановый мероприятие государственного надзора (контроля) по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для проведенного внепланового мероприятия государственного надзора (контроля);

органом государственного надзора (контроля) не была утверждена и обнародована на собственном официальном сайте унифицированная форма акта, в которой предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска;

в предусмотренных законом случаях должностные лица не предоставили копию согласования центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, или соответствующего государственного коллегиального органа на осуществление внепланового мероприятия государственного надзора (контроля);

присутствовать при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), привлекать при осуществлении таких мероприятий третьих лиц;

требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию предприятия;

получать и знакомиться с актами государственного надзора (контроля);

предоставлять органу государственного надзора (контроля) в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту;

обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора (контроля) и их должностных лиц;

получать консультативную помощь от органа государственного надзора (контроля) в целях предотвращения нарушений при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля);

вести журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) и требовать от должностных лиц органов государственного надзора (контроля) внесение в него записей о проведении таких мероприятий до начала их проведения;

требовать прекращения осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) в случае:

превышение должностным лицом органа государственного надзора (контроля) определенного настоящим Законом максимального срока осуществления такого мероприятия;

использование должностными лицами органа государственного надзора (контроля) неунифицированных форм актов;

выяснения должностными лицами при осуществлении внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) вопросов, иных, чем, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления такого мероприятия.



Статья 11. Обязанности предприятия

Субъект хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) обязан:

допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) при условии соблюдения ими порядка осуществления государственного надзора (контроля), предусмотренного настоящим Законом;

выполнять требования органа государственного надзора (контроля) по устранению выявленных нарушений требований законодательства;

предоставлять документы, образцы продукции, объяснения в объеме, который он считает необходимым, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля) в соответствии с законом;

получать экземпляр акта и / или предписания органа государственного надзора (контроля) по результатам проведенного планового или внепланового мероприятия.



Статья 12. Ответственность предприятия

1. Невыполнение предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выявленных при осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля), влечет за собой применение к субъекту хозяйствования штрафных санкций в порядке, установленном законом.

2. В случае применения санкций за нарушение требований законодательства, в частности, если законом предусматриваются минимальные и максимальные размеры санкций, учитывается принцип пропорциональности нарушения и наказания. Санкция, применяется к предприятию при первом нарушении, не может быть выше минимальной санкцию, предусмотренную соответствующим законом.

3. В случае неуплаты предприятием примененной к нему штрафной санкции по результатам проведенных мероприятий государственного надзора (контроля) в течение 15 календарных дней со дня вручения или направления распорядительного документа в порядке, предусмотренном абзацами двенадцатым и тринадцатым части девятой статьи 7 настоящего Закона , если распорядительные документы не были обжалованы в орган государственного надзора (контроля) и / или в судебном порядке и оставлены в силе, сумма санкции взыскивается в судебном порядке.

4. Субъект хозяйствования, должностные лица субъекта хозяйствования - юридического лица не несут ответственности за отказ давать объяснения относительно деятельности предприятия.



Статья 13. Решение об отборе образцов продукции

1. Отбор образцов продукции осуществляется на основании письменного мотивированного решения руководителя органа государственного надзора (контроля) (председателя государственного коллегиального органа) или его заместителя (члена государственного коллегиального органа) по закону.

2. В решении о необходимости отбора образцов продукции указываются количество образцов для каждого вида или типа продукции, необходимых для экспертизы, а также место осуществления этой экспертизы.

3. Отбор образцов продукции осуществляется в количестве не менее двух экземпляров, один (контрольный) из которых остается у субъекта хозяйствования.



Статья 14. Порядок отбора образцов продукции

1. Отбор образцов продукции осуществляется должностным лицом органа государственного надзора (контроля) в присутствии руководителя субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченного им лица (физического лица - предпринимателя или уполномоченного им лица) и удостоверяется актом отбора образцов продукции.

2. До начала отбора образцов продукции должностное лицо органа государственного надзора (контроля) обязано предъявить решение об отборе образцов продукции и разъяснить субъекту хозяйствования порядок отбора образцов продукции.

Субъект хозяйствования имеет право присутствовать при всех действиях должностного лица органа государственного надзора (контроля) при отборе образцов продукции и заявлять ходатайство по поводу этих действий, о чем вносится запись в акт отбора образцов продукции.

3. Правила отбора образцов продукции утверждаются Кабинетом Министров Украины. Количество образцов продукции, которые отбираются, должно соответствовать количеству, указанному в решении органа государственного надзора (контроля) об отборе образцов продукции.

4. Контрольные образцы должны храниться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и целостности.

5. Отобранные образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны).

6. Условия хранения и транспортировки отобранных образцов продукции не должны изменять параметры, по которым будет проводиться экспертиза (испытание) этих образцов.

Должностное лицо, отбирает образцы продукции для экспертизы (испытания), обеспечивает их сохранность и своевременность доставки к месту осуществления экспертизы (испытания).



Статья 15. Акт отбора образцов продукции

1. По результатам отбора образцов продукции должностное лицо органа государственного надзора (контроля) составляет акт отбора образцов.

Акт отбора образцов продукции составляется в трех экземплярах. Все экземпляры акта подписываются должностным лицом, отобрала образцы продукции, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом.

2. Один экземпляр акта отбора образцов прилагается к опломбированных (опечатанных) образцов продукции и передается вместе с образцами к уполномоченному и / или аккредитованной организации, предназначенной для проведения экспертизы (испытания) и указанная в решении об отборе образцов продукции, второй - остается у субъекта "ведения хозяйства, третий - у лица, осуществившего отбор образцов продукции.

3. В акте отбора образцов продукции указываются:

место и дата составления акта;

номер и дата решения руководителя органа государственного надзора (контроля) (председателя государственного коллегиального органа) или его заместителя (члена государственного коллегиального органа), на основании которого осуществляется отбор образцов продукции, должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, осуществляющих их отбор ;

наименование и местонахождение юридического лица и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в которых осуществляется отбор образцов продукции;

должность и фамилия, имя и отчество уполномоченного лица субъекта хозяйствования;

перечень и количество отобранных образцов продукции с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов.

4. Форма акта отбора образцов утверждается Кабинетом Министров Украины.



Статья 16. Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы (испытания) образцов продукции

1. Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы образцов продукции, финансируются за счет органа государственного надзора.

2. В случае подтверждения результатами экспертизы факта нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства предприятие возмещает расходы на проведение экспертизы в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 17. Решение о назначении экспертизы (испытания)

1. Для выяснения вопросов, связанных с осуществлением государственного надзора (контроля), по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) (председателя государственного коллегиального органа) или его заместителя (члена государственного коллегиального органа) может назначаться экспертиза (испытания).

2. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор (контроль), обязаны ознакомить субъекта хозяйствования с решением о назначении экспертизы (испытания), а после ее окончания - с заключением экспертизы (испытания).

3. Привлечение экспертов осуществляется на договорных началах за счет средств органа государственного надзора (контроля) в соответствии с законодательством.

4. Срок проведения экспертизы (испытания) составляет четырнадцать рабочих дней со дня принятия решения о назначении экспертизы (испытания).

Срок проведения экспертизы (испытания) может быть продлен только в случае, если методикой проведения такой экспертизы (испытания) предусматривается более длительное время.



Статья 18. Обжалование результатов экспертизы (испытания)

1. В случае несогласия с результатами экспертизы субъект хозяйствования имеет право обжаловать их в суде.

2. Для проведения повторной экспертизы используется контрольный образец продукции, отобранный в соответствии с требованиями настоящего Закона.

3. Предприятие по своей инициативе может провести экспертизу образца, оставшегося у него, в уполномоченной и / или аккредитованной организации. В случае расхождения результатов экспертизы, проведенных органом государственного надзора и субъектом хозяйствования, спор разрешается судом.

4. Расходы, связанные с проведением повторной экспертизы, осуществляются в соответствии с законом.

Статья 19. Консультативная поддержка субъектов хозяйствования

1. Органы государственного надзора (контроля) безвозмездно предоставляют субъектам хозяйствования письменные консультации по требованиям к производству соответствующей хозяйственной деятельности и / или по осуществлению государственного надзора (контроля).

Консультации органов государственного надзора (контроля) могут быть общими (касаться неопределенного круга субъектов хозяйствования) или индивидуальными (касаться конкретного предприятия). Общие консультации публикуются в официальном издании и на официальном сайте органа государственного надзора (контроля). Индивидуальные консультации предоставляются (направляются) субъектам хозяйствования в течение пятнадцати календарных дней после получения запроса.

2. Субъект хозяйствования может ссылаться на общие и адресованные ему индивидуальные консультации органов государственного надзора (контроля) при доказывания правомерности своего поведения в отношениях с этими органами, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также во время судебного разбирательства.

Субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности, если он действовал в соответствии с консультации органа государственного надзора (контроля), в частности на основании того, что индивидуальная или общая консультация, в том числе налоговая, была изменена или отменена.



Статья 20. Общественная защита прав субъектов хозяйствования

1. Общественные объединения в лице их уполномоченных представителей имеют право осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования при осуществлении в отношении них мер государственного надзора (контроля).

Органы государственного надзора (контроля) обязаны рассматривать обращения общественных объединений, их уполномоченных представителей в интересах субъектов хозяйствования в порядке, установленном для рассмотрения обращений субъектов хозяйствования.

По инициативе общественных объединений органы государственного надзора (контроля) проводят консультации с общественностью в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Субъекты хозяйствования могут привлекать третьих лиц с целью защиты своих прав и законных интересов в ходе осуществления мероприятий государственного надзора (контроля).

Третьи лица имеют право:

присутствовать при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля);

знакомиться с документами и материалами, касающимися осуществления государственного надзора (контроля);

представлять интересы субъектов хозяйствования перед органами государственного надзора (контроля) в порядке, установленном законом;

осуществлять другие действия в интересах субъектов хозяйствования в установленном законом порядке.



Статья 21. Обжалование решений органов государственного надзора (контроля)

Субъект хозяйствования имеет право обратиться в соответствующий центральный орган исполнительной власти или в суд по обжалованию решений органов государственного надзора.

В случае поступления такого обращения субъекта хозяйствования соответствующий центральный орган исполнительной власти обязан рассмотреть его в установленном законом порядке.

Статья 22. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, за исключением частей первой и второй статьи 5, которые вступают в силу с 1 января 2008.

1-1. Установить, до введения в действие положений относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами относительно физических лиц - предпринимателей, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска в соответствии с настоящим Законом, и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусматривающий включение налога на добавленную стоимость в состав единого налога, деятельность которых не отнесенная к высокой степени риска в соответствии с настоящим Законом.

До введения в действие положений относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства относительно физических лиц - предпринимателей и юридических лиц:

органы государственного надзора, их должностные лица проводят внеплановые мероприятия государственного надзора за соблюдением санитарного законодательства;

органы защиты прав потребителей проводят внеплановые проверки по жалобам потребителей.

До введения в действие положений относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства относительно физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых отнесена к средней степени риска, органы Пенсионного фонда Украины проводят плановые и внеплановые проверки.



2. Кабинета Министров Украины:

1) в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона утвердить:

порядок отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей;

порядок возмещения субъектом хозяйствования расходов, связанных с проведением экспертизы;

форма акта отбора образцов продукции;

2) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативно-правовые акты;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

утвердить критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды и определить периодичность осуществления мероприятий государственного надзора.

{Положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 статьи 22 при принятии мер рыночного надзора не применяются согласно Закону N 2735-VI от 02.12.2010}

3. Если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, то такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору не чаще одного раза на пять лет.

{Пункт 3 статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2399-VI от 01.07.2010} {Положения пункта 3 статьи 22 при принятии мер рыночного надзора не применяются согласно Закону N 2735-VI от 02.12.2010}

Президент Украины В.ЮЩЕНКО

г. Киев, 5 апреля 2007 N 877-V

Заключительные положения