Закон Украины О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

международные передачи товаров - экспорт, импорт, реэкспорт товаров, их временный вывоз за пределы Украины или временный ввоз на ее территорию, транзит товаров по территории Украины, а также любые другие передачи товаров осуществляются за пределами Украины {Абзац второй статьи 1 изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

экспорт - продажа или передача на иных законных основаниях товаров иностранным субъектам хозяйственной и другой деятельности с вывозом или без вывоза этих товаров за пределы таможенной границы Украины, включая реэкспорт товаров, в том числе:

продажа или передача товаров в Украине посольству либо представителю любого юридического лица иностранного государства, иностранцу или лицу без гражданства;

продажа или передача в Украине или за ее пределами права управления товарами в соответствии лицу иностранного государства или его представителю, иностранцу или лицу без гражданства, в том числе через средства связи;

раскрытие технологии иностранцу или лицу без гражданства;

фактическая отгрузка товаров с целью последующей их передачи или перемещения за пределы Украины;

эмбарго - запрет или ограничение экспорта товаров в государства, определенных международными организациями, членом которых является Украина, или в государства, в отношении которых проводится соответствующая национальная политика;

импорт - покупка или получение на других законных основаниях от иностранных субъектов хозяйственной и иной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров в Украину, включая их покупку для собственного потребления филиалами и представительствами учреждений и организаций Украины, которые находятся за ее пределами, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины за границей;

реэкспорт - продажа или передача на иных законных основаниях иностранным субъектам хозяйственной и другой деятельности с вывозом или без вывоза за пределы Украины товаров, ранее импортированных в Украину;

транзит - перевозка товаров из одной в другую иностранного государства территории Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины, за исключением случаев, когда право собственности или право владения и пользования товаром при такой перевозке на территории Украины в установленном порядке переходит от одной к другому лицу;

временный вывоз товаров - вывоз товаров из Украины в иностранное государство с последующим их возвращением в Украину;

временный ввоз товаров - ввоз товаров в Украину из иностранного государства с последующим их вывозом за пределы Украины;

товары - товары военного назначения и двойного использования;

товары военного назначения в совокупности или отдельно - это:

изделия военного назначения - вооружение, боеприпасы, военная и специальная техника, специальные комплектующие изделия для их производства, взрывчатых веществ, а также материалы и оборудование, предназначенные для разработки, производства или использования указанных изделий;

услуги военного назначения - предоставление иностранным юридическим или физическим лицам в Украине или за ее пределами услуг, в том числе посреднических, в сфере разработки, производства, строительства, сборки, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, модернизации, эксплуатации, управления, демилитаризации, уничтожения, сбыта, хранения, выявления, идентификации, приобретения или использования изделий или технологий военного назначения, а также предоставление указанным юридическим лицам иностранного государства или его представителям или иностранцам услуг по финансированию таких работ;

технологии военного назначения - специальная информация в любой форме, необходима для разработки, производства или использования изделий военного назначения и предоставления услуг военного назначения. Эта информация представляется в форме технических данных или технической помощи:

технические данные - проекты, планы, чертежи, схемы, диаграммы, модели, формулы, спецификации, программное обеспечение, пособия и инструкции, размещенные на бумаге или других, в том числе и электронных, носителях информации;

техническая помощь - проведение инструктажей, предоставление консультаций, осуществление мер по повышению квалификации, обучение, практического освоения методов работы;

базовые технологии - технологии, которые определяют принцип работы и использования техники, и элементы технологий, без которых военная техника не может быть создана и использована;

товары двойного использования - отдельные виды изделий, оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий, специально не предназначенные для военного использования, а также услуги, связанные с ними, которые, кроме гражданского назначения, могут быть использованы в военных или террористических целях или для разработки, производства, использования товаров военного назначения, оружия массового уничтожения, средств доставки этого оружия или ядерных взрывных устройств, в том числе отдельные виды ядерных материалов, химических веществ, бактериологических, биологических и токсичных препаратов, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины {Абзац двадцать второй статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

услуги двойного использования - предоставление иностранным юридическим лицам или иностранцам в Украине или за ее пределами технической поддержки, связанной с ремонтом, разработкой, производством, использованием, сборкой, испытанием, модификацией, модернизацией, поддержанием в рабочем состоянии, включая авторский и гарантийный надзор, или любое другое техническое обслуживание систем, оборудования и их компонентов, программного обеспечения и технологий, подлежащих государственному экспортному контролю. Услуга может принимать форму инструктажа, повышения квалификации, обучения, практического освоения методов работы, предоставления консультаций и может включать передачу технических данных;

конечные потребители - субъекты хозяйствования Украины, государственные органы Украины, Вооруженные Силы Украины и другие воинские формирования, правоохранительные органы, иностранные субъекты хозяйственной и иной деятельности, которые непосредственно являются потребителями товаров, соответственно импортированных в Украину или экспортированных из Украины;

военное конечное использование - использование любых товаров с целью разработки, производства, сборки, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, модернизации, эксплуатации, хранения, выявления, идентификации, приобретения изделий военного назначения, в том числе:

использования производственного, испытательного или технологического оборудования и его компонентов;

использование любых составных частей указанных товаров, а также оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий или предоставление каких-либо услуг;

включения таких товаров в состав изделий военного назначения;

субъект осуществления международных передач товаров - зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, государственный заказчик по государственному оборонному заказу и субъект хозяйствования Украины, который намерен осуществлять или осуществляет международные передачи товаров, включая посредническую ( брокерскую) деятельность;

разрешение - документ, выданный специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, который предоставляет право на экспорт или импорт товаров. Разрешение может быть разовым, генеральным или открытым {Абзац тридцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

заключение - документ, выданный специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, который предоставляет право на временный ввоз или вывоз товаров или их транзит, проведения переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров о международных передачах товаров военного назначения или об экспорте товаров двойного использования и других товаров в государства, в отношении которых установлено частичное эмбарго на поставки таких товаров. Вывод может быть разовым, генеральным или открытым {Абзац тридцать первый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

разовое разрешение либо заключение - разрешение либо заключение, которое предоставляется субъекту осуществления международных передач товаров или субъектам, указанным в части третьей статьи 15 настоящего Закона для проведения соответствующих переговоров или осуществления конкретной международной передачи товаров определенному конечному потребителю с указанием их наименования, количества , стоимости, особых условий поставки, названия иностранного субъекта хозяйственной или иной деятельности, государства назначения или происхождения товаров и их конечного потребителя {Абзац тридцать второй статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

генеральное разрешение либо заключение - разрешение либо заключение, которое предоставляется субъекту осуществления международных передач товаров для неоднократного проведения соответствующих переговоров или осуществления международных передач товаров определенному конечному потребителю с указанием их наименования, особых условий поставки, названия иностранного субъекта хозяйственной или иной деятельности, государства назначения или происхождения товаров и их конечного потребителя;

открытое разрешение либо заключение - разрешение либо заключение, которое предоставляется субъекту осуществления международных передач товаров для неоднократного проведения соответствующих переговоров или осуществления международных передач товаров с указанием только их наименования, особых условий поставки и названия государства назначения или происхождения товаров;

государственный экспортный контроль - комплекс мер по контролю за международными передачами товаров, их использованием юридическим или физическим лицом, осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля и другими государственными органами в целях обеспечения защиты интересов национальной безопасности и в соответствии с международными обязательствами Украина;

система внутрифирменного экспортного контроля - комплекс мероприятий организационного, правового, информационного и иного характера, выполняется субъектом осуществления международных передач товаров с целью соблюдения им и подчиненными ему структурными подразделениями требований законодательства в области экспортного контроля;

посредническая деятельность - любые действия предприятия Украины, которые способствуют осуществлению международных передач товаров военного назначения, включая действия по финансированию транспортировки или экспедирование грузов, независимо от происхождения таких товаров и территории, на которой осуществляется указанная деятельность;

документ о гарантии - документ, содержащий письменное обязательство уполномоченного на это государственного органа Украины или иностранного государства по использованию в заявленных целях товаров и выдается в форме международного импортного сертификата, сертификата подтверждения доставки или иного документа, содержащего такое обязательство, а также документ, содержащий письменное обязательство конечного потребителя, который выдается в форме сертификата конечного потребителя;

международный импортный сертификат - документ, выданный уполномоченным на это государственным органом государства-импортера, подтверждающий обязательства импортера импортировать товары к своему государству, а если товары не будут к ней импортированы, то не отправлять их в другое место без разрешения указанного государственного органа;

сертификат подтверждения доставки - документ, выданный уполномоченным на это государственным органом государства-импортера, который подтверждает, что указанные в нем товары доставлены в это государство;

сертификат конечного потребителя - документ, которым конечный потребитель определяет и цели конечного использования товаров и гарантирует, что эти товары не будут использованы в других целях, чем указанные в сертификате, не передаваться другому потребителю на территории государства назначения или реэкспортированы без разрешения соответствующего государственного органа , а также берет на себя другие гарантии импорта, предусмотренные условиями внешнеэкономического договора или требованиями государства - экспортера товара. {Абзац сорок первый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}



Статья 2. Сфера применения Закона

Действие настоящего Закона распространяется на деятельность, связанную с международными передачами товаров, включая оказание посреднических (брокерских) услуг, производственное, научно-техническое и другое кооперирование, демонстрации товаров как экспонатов на международных выставках и ярмарках с целью рекламирования, проведение испытаний, торговлю и операции по обмену ими.
{Часть первая статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

Действие настоящего Закона не распространяется на:

перемещения товаров в связи с мероприятиями, проводимыми военными формированиями, правоохранительными органами, органами и подразделениями гражданской защиты Украины за ее пределами или подразделениями вооруженных сил других государств на территории Украины в соответствии с международными договорами Украины, если ими предусмотрены специальные механизмы контроля за перемещением таких товаров;

международные передачи газовой, спортивной или охотничьего оружия, оружия, снаряжается резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, другого оружия, на которую распространяется действие разрешительной системы в сфере обращения такого оружия, а также составные части, патроны и боеприпасы к нему;

международные передачи специальных средств, применяемых при охране общественного порядка, по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины;

вывоз, ввоз согласно международным договорам табельного и служебно-штатного оружия при исполнении служебных обязанностей полицейскими, военнослужащими, другими лицами, которые в соответствии с законодательством Украины имеют право на ношение такого оружия; {Абзац пятый части второй статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

ввоз на период проведения антитеррористической операции и / или введения военного положения в соответствии с законодательством специальных средств индивидуальной защиты (каски, изготовленные в соответствии с военными стандартами или техническими условиями, или их эквиваленты и специально разработанные для них компоненты (то есть пидшоломы, амортизаторы), код товара согласно УКТ ВЭД 6506 10 80 00; бронежилеты, код товара согласно УКТ ВЭД 6211 43 90 00, изготовленные в соответствии с военными стандартами или военных условий для нужд правоохранительных органов, Вооруженных Сил В ны и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, других субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом соответствии с законом. {Часть вторая статьи 2 дополнен абзацем шестым согласно Закону N 1560-VII от 01.07.2014}
{Часть вторая статьи 2 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}



Статья 3. Правовая основа государственного экспортного контроля

Правовую основу государственного экспортного контроля составляют Конституция Украины, настоящий и другие законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, другие нормативно-правовые акты, а также международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 4. Принципы государственной политики в области государственного экспортного контроля

Государственная политика в области государственного экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:

приоритетность национальных интересов Украины - политических, экономических и военных, защита которых необходимо для обеспечения национальной безопасности;

обязательность выполнения международных обязательств Украины относительно нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и установления государственного контроля за осуществлением международных передач товаров военного назначения и двойного использования, а также обеспечение осуществления мероприятий по недопущению использования указанных товаров в террористических и других противоправных целях;

законность;

осуществление экспортного контроля только в той степени, которая необходима для достижения его целей;

согласование процедур и правил государственного экспортного контроля с международно-правовыми нормами и практикой;

обеспечение взаимодействия с международными организациями и иностранными государствами в области государственного экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, в том числе с целью предотвращения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

Статья 5. Методы осуществления государственного экспортного контроля

Методами осуществления государственного экспортного контроля являются:

идентификация товаров, предусматривает установление соответствия конкретных товаров, которые являются объектами международных передач, наименованию и описания товаров, внесенных в списки товаров, подлежащих государственному экспортному контролю;

предоставления разрешений или заключений на осуществление международных передач товаров или проведение переговоров по осуществлению таких передач;

осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров в соответствии с законодательством;

применения санкций к субъектам хозяйствования, нарушившим порядок осуществления таких передач, установленный настоящим Законом и другими актами законодательства в области экспортного контроля.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти в области государственного экспортного контроля

Законодательные основы государственной политики в области государственного экспортного контроля определяет Верховная Рада Украины.

Общее руководство государственной политикой в ​​области государственного экспортного контроля в соответствии с Конституцией Украины осуществляет Президент Украины.

Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует деятельность и осуществляет контроль за действиями органов исполнительной власти в области государственного экспортного контроля.

Кабинет Министров Украины обеспечивает осуществление государственной политики в области государственного экспортного контроля.

Реализацию государственной политики в области государственного экспортного контроля обеспечивают специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти, уполномоченные согласно законодательству осуществлять меры в области государственного экспортного контроля. Указанные органы исполнительной власти могут также привлекать к участию в осуществлении мероприятий государственного экспортного контроля другие центральные органы исполнительной власти, представительства Украины за рубежом и юридических лиц, деятельность которых непосредственно не связана с государственным экспортным контролем, с согласия их руководителей.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля непосредственно или совместно с другими центральными органами исполнительной власти способствует осуществлению деятельности, связанной с международной передачей товаров, когда это отвечает национальным интересам, прежде всего благодаря созданию новых и сохранению существующих рабочих мест в области высоких технологий , или ограничивает или запрещает проведение такой деятельности в случае, когда это противоречит национальным интересам Украины, ее международным обязательствам, целям борьбы с терроризмом, а также в случае, когда есть основания полагать, что указанные товары относятся к оружию массового уничтожения или предназначены для создания такого оружия, средств его доставки, или при отсутствии надлежащих гарантий конечного использования товаров.

Статья 7. Обмен информацией в процессе осуществления государственного экспортного контроля

Специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля имеет право получать безвозмездно от других органов исполнительной власти, субъектов осуществления международных передач товаров информацию, необходимую для осуществления полномочий в области государственного экспортного контроля, использовать ее и осуществлять международный обмен этой информацией.

Информация о международных передачах товаров, полученная органами, осуществляющими государственный экспортный контроль, от органов исполнительной власти, субъектов осуществления международных передач товаров и в рамках международного передачи, используется исключительно в целях экспортного контроля и защиты национальных интересов.

Обмен информацией, связанной с международными передачами товаров, с соответствующими органами других государств и международными организациями не должен противоречить законодательству Украины, ее национальным интересам.

Раздел II ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 8. Порядок осуществления контроля за международными передачами товаров

Порядок осуществления контроля за международными передачами товаров устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с настоящим и другими законами Украины, актов Президента Украины в зависимости от конкретных групп товаров и видов их международных передач.

{Статья 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

Статья 9. Списки товаров, подлежащих государственному экспортному контролю

Наименование и описание товаров, международные передачи которых подлежат государственному экспортному контролю, вносятся в списки товаров, подлежащих государственному экспортному контролю.

Списки составляются по соответствующим группам товаров специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля с привлечением заинтересованных центральных органов исполнительной власти. К составлению списков могут также привлекаться представители предприятий, научных учреждений, организаций, а также их объединений.

Списки утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 10. Применение процедур государственного экспортного контроля с целью предотвращения распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и обычных вооружений

При получении центральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный экспортный контроль, информации о намерениях или возможность использования любых товаров, не внесенных в списки, в государствах, их конечными потребителями, для разработки, производства, сборки, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, модернизации, эксплуатации, управления, хранения, выявления, идентификации или для распространения оружия массового уничтожения или средств его доставки указанные органы обязаны проинформировать об этом специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, имеет право в свя связи применять к таким товарам процедуры государственного экспортного контроля.

Государственный экспортный контроль осуществляется также и в отношении экспорта, импорта или временного вывоза товаров, не внесенных в списки, в случае, если: {Абзац первый части второй статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

такие товары ввозятся на территорию Украины с предоставлением международного импортного сертификата по требованию государства-экспортера;

экспорт или временный вывоз таких товаров за пределы Украины осуществляется в государства, в отношении которых резолюциями Совета безопасности Организации Объединенных Наций, других международных организаций, членом которых является Украина, или национальным законодательством установлено полное или частичное эмбарго на поставку таких товаров.

Если любому субъекту хозяйствования сообщено специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля или ему стало известно другим путем о возможности полного или частичного использования любых товаров, предусматриваемых для экспорта или временного вывоза за рубеж, для разработки, производства, сборки, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, модернизации, эксплуатации, управления, хранения, выявления, идентификации или для распространения оружия массового уничтожения или средств его доставки, или для военного конечного использования в государствах, в отношении которых резолюциями Совета безопасности Организации Объединенных 'Наций, других международных организаций, членом которых является Украина, или национальным законодательством установлено полное или частичное эмбарго на поставку товаров военного назначения, этот субъект обязан обратиться в специально уполномоченный орган по вопросам государственного экспортного контроля за получением разрешения на право осуществления экспорта этих товаров независимо от того, указаны они в списках или нет.

Статья 11. Экспертиза в области государственного экспортного контроля

Экспертиза в области государственного экспортного контроля проводится центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, для решения вопроса о возможности предоставления соответствующих разрешений, заключений или международных импортных сертификатов, возможность проведения регистрации субъектов хозяйствования, государственных заказчиков по государственному оборонному заказ в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, как субъектов осу ния международных передач товаров или предоставления таким субъектам, государственным заказчикам полномочий на право осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля имеет право получать от центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, учреждений и организаций информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции, и привлекать такие органы, учреждения и организации к проведению экспертизы.



Основными задачами экспертизы в области государственного экспортного контроля являются:

оценка состояния обеспечения защиты интересов национальной безопасности, соблюдения международных обязательств Украины, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, средств его доставки и ограничением передач обычных вооружений, а также меры по недопущению использования указанных товаров в террористических и других противоправных целях;

оценка значения экспорта товаров с точки зрения возможности создания в государстве, которая является конечным потребителем этих товаров, оружия массового уничтожения или средств его доставки, обычных видов вооружения и военной техники или приобретения каких-либо товаров, которые могут быть использованы в создании оружия массового уничтожения или средств его доставки;

определение принадлежности наименований и описаний товаров, представленных на экспертизу, к наименованиям и описаниям товаров, внесенных в соответствующие списки товаров, подлежащих государственному экспортному контролю;

происхождения товаров;

проверка наличия гарантий доставки товаров заявленному конечному потребителю и их использования в заявленных целях;

оценка состояния соблюдения субъектами осуществления международных передач товаров законодательства в области государственного экспортного контроля, установление наличия в них соответствующих систем внутрифирменного экспортного контроля и организационных документов, регламентирующих работу этих систем;

определения возможности выдачи разрешений на право экспорта, импорта товаров или заключений на право транзита товаров или проведение переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров на осуществление международных передач товаров, а также целесообразности отмены или приостановления действия этих разрешений в случае выявления фактов нарушения законодательства в области государственного экспортного контроля {Абзац восьмой части третьей статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

определения возможности предоставления субъектам осуществления международных передач товаров импортных сертификатов, а также целесообразности отмены или приостановления действия этих документов в случае выявления фактов нарушения законодательства в области государственного экспортного контроля {Абзац девятый части третьей статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

определение возможности проведения регистрации субъектов хозяйствования, государственных заказчиков по государственному оборонному заказу, которые намерены осуществлять международные передачи товаров, в том числе регистрации юридических или физических лиц Украины, которые намерены осуществлять посредническую (брокерскую) деятельность, связанную с международными передачами товаров военного назначения, в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля;

определение возможности внесения в Кабинет Министров Украины предложения о предоставлении им субъектам хозяйствования и государственным заказчикам по государственному оборонному заказу полномочий на право осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;

определение принадлежности товаров к материальным носителям секретной информации и грифа секретности этих носителей {Абзац двенадцатый части третьей статьи 11 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}

определения других факторов, которые могут способствовать обоснованному принятию решений в области государственного экспортного контроля.

Экспертами не могут назначаться представители фирм или организаций, заинтересованных в заключении экспертизы. Продолжительность экспертизы не должна превышать 30 дней со дня подачи всех необходимых документов в специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, а в случае, когда требуется дополнительное межведомственное согласование, - после завершения такого согласования.

Порядок проведения экспертизы в области экспортного контроля определяется Кабинетом Министров Украины.



Статья 12. Регистрация субъектов осуществления международных передач товаров

Субъекты хозяйствования Украины, государственные заказчики по государственному оборонному заказу, которые намерены осуществлять международные передачи товаров, в том числе проводить посредническую (брокерскую) деятельность, связанную с международными передачами товаров военного назначения, предварительно регистрируются как субъекты осуществления международных передач товаров центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля. С этой целью указанные субъекты представляют сведения и документы, необходимые для проведения предварительной экспертизы товаров, в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля. По итогам экспертизы центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, идентифицирует товары, определяет условия осуществления их международных передач к конкретным государств в зависимости от категории, видов международных передач таких товаров и т.п. и выдает указанным субъектам удостоверения их регистрации в качестве субъектов осуществления международных передач товаров вместе с соответствующими разъяснениями об особенностях осуществления таких передач.

Срок рассмотрения заявлений и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче свидетельства о регистрации, если не требуется дополнительное межведомственное согласование, составляет 30 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов.

В случае возникновения необходимости в проведении дополнительного межведомственного согласования общий срок рассмотрения заявлений и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче свидетельства о регистрации не может превышать 60 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов.

В выдаче свидетельства о регистрации отказывается, свидетельства о регистрации отменяется или его действие останавливается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, в случае:

прекращения в установленном законодательством порядке деятельности предприятия, государственного заказчика по государственному оборонному заказу;

установления, удостоверение или соответствующие разъяснения к нему предоставлены на основании недостоверных данных.

Предварительная идентификация товаров, а также проведение необходимых мероприятий, связанных с получением разрешительных документов на осуществление международных передач таких товаров является обязанностью субъекта хозяйствования, государственного заказчика по государственному оборонному заказу и субъектов, указанных в части третьей статьи 15 настоящего закона.

Предприятие, государственный заказчик по государственному оборонному заказу и субъекты, указанные в части третьей статьи 15 настоящего Закона, имеют право поручить проведение предварительной идентификации товаров юридическому лицу, получившему в установленном порядке полномочия на осуществление деятельности по предварительной идентификации товаров.

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, предоставляет юридическим лицам полномочия на осуществление деятельности по предварительной идентификации товаров в области государственного экспортного контроля и выдает таким юридическим лицам соответствующие свидетельства с приложениями, в которых указываются перечни штатных и внештатных экспертов и соответствующих позиций товаров (или групп товаров), в отношении которых экспертами осуществляется предварительная идентификация товаров.

Порядок предоставления таких полномочий определяется Кабинетом Министров Украины.

Срок рассмотрения заявлений и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче свидетельства о получении юридическим лицом полномочий на осуществление деятельности по предварительной идентификации товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, если не требуется дополнительное межведомственное согласование, составляет 45 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов.

В случае необходимости проведения дополнительного межведомственного согласования министерства, другие государственные органы должны предоставить соответствующее заключение в течение 15 дней со дня получения соответствующего запроса центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля.

В выдаче свидетельства о получении полномочий на осуществление деятельности по предварительной идентификации товаров в области государственного экспортного контроля или в продлении срока его действия отказывается в случае:

наличии в документах, предоставленных юридическим лицом, недостоверной информации;

непредставление юридическим лицом всех необходимых документов

нарушение юридическим лицом законодательства в области государственного экспортного контроля.

Свидетельство о предоставлении полномочий подлежит отмене в случае:

нарушения уполномоченным юридическим лицом законодательства в области государственного экспортного контроля;

предоставление уполномоченным юридическим лицом заведомо ложного заключения по предварительной идентификации товаров;

установления, свидетельство о получении юридическим лицом полномочий на осуществление деятельности по предварительной идентификации товаров в области государственного экспортного контроля предоставлено юридическому лицу на основании предоставленных таким лицом недостоверных данных;

предоставление уполномоченным юридическим лицом заключения по предварительной идентификации, подготовленного с нарушением установленной в приложениях к свидетельству соответствии экспертов и товаров (групп товаров), в отношении которых они осуществляют экспертизу;

прекращения юридического лица или по заявлению этого лица.



Статья 13. Полномочия на право осуществления международных передач товаров

Для осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, субъекты хозяйствования должны получить от Кабинета Министров Украины соответствующие полномочия.

Порядок получения и отмены полномочий на право осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Государственные заказчики по государственному оборонному заказу получают полномочия на право осуществления импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, по решению Кабинета Министров Украины.



Статья 14. Система внутрифирменного экспортного контроля

С целью обеспечения выполнения требований законодательства в области государственного экспортного контроля на всех этапах осуществления международных передач товаров субъект осуществления международных передач товаров создает систему внутрифирменного экспортного контроля согласно рекомендациям специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, способствует созданию такой системы и придает этому субъекту информационно-методическую помощь.

Создание системы внутрифирменного экспортного контроля является обязательным для субъекта осуществления международных передач товаров, который намерен получить от Кабинета Министров Украины полномочия на право осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в случае, когда этот субъект намеревается получить генеральное либо открытое разрешение или заключение.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля осуществляет аттестацию систем внутрифирменного экспортного контроля, созданных субъектами осуществления международных передач товаров, и выдает таким субъектам соответствующие свидетельства о такой аттестации.

Порядок осуществления аттестации определяется Кабинетом Министров Украины.



Статья 15. Разрешение и заключение

Разрешение или заключение оформляется специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля как разовое, генеральное или открыт.

Разовое разрешение или заключение предоставляется субъекту осуществления международных передач товаров для проведения переговоров, связанных с заключением конкретных внешнеэкономических договоров на осуществление международных передач товаров, или для осуществления конкретных передач товаров согласно указанным договорам и является действительным в течение установленного срока, но не более как в течение одного года. Этот срок может быть продлен специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля на основании обоснованного обращения субъекта осуществления международных передач товаров, но не более чем на срок действия внешнеэкономического договора.

Разовое разрешение либо заключение может предоставляться иностранному субъекту хозяйственной или иной деятельности, осуществляющим международные передачи товаров двойного использования в соответствии с международными договорами, заключенными от имени Украины или Правительства Украины или транзит товаров по территории Украины, временный ввоз товаров на территорию Украины для их демонстрации как экспонатов на международных выставках и ярмарках, проведение испытаний; военным формированием, правоохранительным органам, органам и подразделениям гражданской защиты Украины, которые осуществляют временный вывоз или ввоз товаров для проведения учений или обеспечения деятельности таких формирований за пределами Украины или импорт или временный ввоз товаров на территорию Украина в соответствии с международными договорами Украины, заключенными от имени Украины или Правительства Украины, кроме указанных в части второй статьи 2 настоящего Закона.

Генеральное разрешение либо заключение может предоставляться субъекту осуществления международных передач товаров в случае, если предусматривается неоднократное проведение переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров, или неоднократное осуществление таких передач конкретным конечным потребителям по внешнеэкономическим договорам, заключаемым в течение действия разрешения или заключения и действительны в течение установленного срока, но не более трех лет.

Открытое разрешение либо заключение может предоставляться субъекту осуществления международных передач товаров соответственно в случае, если предусматривается неоднократное проведение переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров, или неоднократное осуществление таких передач разным конечным потребителям конкретного государства назначения по таким договорам, которые заключаются в течение срока действия такого разрешения или заключения в рамках соответствующих международных договоров, либо в случае осуществления таких передач с государствами, которые являются участниками международных режимов экспортного контроля или в отношении которых осуществляется соответствующая государственная политика, и является действительным в течение установленного срока, но не более трех лет.

Обязательными условиями предоставления субъекту осуществления международных передач товаров генерального и открытого разрешения либо заключения является создание у этого субъекта системы внутрифирменного экспортного контроля, которая обеспечивает выполнение требований государственного экспортного контроля в процессе осуществления конкретных международных передач товаров, обеспечения надлежащего хранения документов, связанных с такими передачами, и представление специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля отчетности о фактическом использовании указанного разрешения или заключения.

Срок рассмотрения заявлений и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешений или выводов в случае, если не требуется дополнительное межведомственное согласование, устанавливается в зависимости от категории, но не может превышать со дня поступления всех необходимых документов: {Абзац первый части седьмой статьи 15 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}

45 дней - по экспорту товаров военного назначения;

30 дней - по экспорту товаров двойного использования и временного вывоза любых товаров;

15 дней - по импорту и транзиту товаров, а также временного вывоза или ввоза товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, с целью рекламы, проведение испытаний и с другой подобной целью, если это не предусматривает передачу права собственности на товар.

В случае возникновения потребности в проведении межведомственного согласования общий срок рассмотрения заявлений и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешений или заключений не может превышать 90 дней со дня поступления всех необходимых документов. {Часть восьмая статьи 15 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}

В срок рассмотрения заявлений и принятия соответствующих решений не засчитывается время, необходимое для поступления от субъектов, указанных в этой статье, всех необходимых документов.

{Часть девятая статьи 15 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}

В случае если все необходимые документы не поступили в течение двух месяцев, заявление считается отклоненным и рассмотрению не подлежит.

{Часть статьи 15 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}

В случае необходимости продления срока рассмотрения заявления порядок его продления устанавливается Кабинетом Министров Украины.



Статья 16. Получение разрешения, заключения либо международного импортного сертификата

Решение о предоставлении разрешения, заключения или международного импортного сертификата принимается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, по результатам экспертизы в области экспортного контроля.

Для получения разрешения, заключения или международного импортного сертификата субъект осуществления международных передач товаров или субъекты, указанные в части третьей статьи 15 настоящего Закона, должны обратиться с письменным заявлением в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля . В заявлении указываются данные, необходимые для проведения экспертизы и принятия решения по существу заявления, в частности достоверные сведения о субъектах, участвующих в осуществлении международных передач товаров, о товарах и порядок их международной передачи. В случаях, определенных Кабинетом Министров Украины, вместе с заявлением подаются оригиналы документов о гарантиях и другие необходимые для проведения экспертизы документы.

Рассмотрение заявлений о предоставлении разрешений, заключений или международных импортных сертификатов проводится центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, с привлечением в случае необходимости других государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций любой формы собственности с согласия их руководителей при рассмотрении вопросов, относящихся к их компетенции.

Заявление о предоставлении разрешения, заключения или международного импортного сертификата остается без рассмотрения в случае, если:

она подано (подписано) лицом, не имеющим на это полномочий, или оформлена с нарушением требований настоящей статьи;

документы представлены не в полном объеме или оформлено с нарушением требований настоящей статьи.

Об оставлении заявления о предоставлении разрешения, заключения, международного импортного сертификата без рассмотрения центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, сообщает заявителя в течение трех дней со дня принятия такого решения с его обоснованием.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении разрешения, заключения, международного импортного сертификата центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, сообщает заявителя и центральный орган исполнительной власти, если заявитель относится к сфере его управления, в течение трех дней с дня принятия такого решения с его обоснованием.

В предоставлении разрешения, заключения или международного импортного сертификата отказывается, разрешение, заключение или международный импортный сертификат отменяется или его действие останавливается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, в случае:

возникновения потребности в обеспечении национальных интересов или соблюдении международных обязательств Украины;

прекращения в установленном законодательством порядке деятельности субъекта осуществления международных передач товаров;

признание в установленном законодательством порядке банкротом субъекта осуществления международных передач товаров;

необходимости проведения центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, дополнительной экспертизы документов, предоставленных для получения разрешения, заключения или международного импортного сертификата;

нарушения субъектом осуществления международных передач товаров законодательства, в том числе допущение нарушений, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона;

отмены регистрации субъекта хозяйствования как субъекта осуществления международных передач товаров.

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, обеспечивает хранение заявлений субъектов осуществления международных передач товаров или субъектов, указанных в части третьей статьи 15 настоящего Закона, и связанных с ними документов в течение пяти лет со дня предоставления разрешения, заключения или международного импортного сертификата или со дня принятия решения об отказе в предоставлении такого документа.

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, вносит в единый государственный информационного веб-портала "Единое окно для международной торговли" в форме электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью, выданные разрешительные документы на осуществление международных передач товаров (кроме документов, содержащих секретную информацию), а также информацию об их отмене или приостановлении действия в день выдачи таких документов или принятия решений об их отмене или приостановлении действия.

Вместо документов, содержащих секретную информацию, в единый государственный информационного веб-портала "Единое окно для международной торговли" в форме электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью, в день выдачи таких документов передаются открытые сведения о таких документах: название (тип) документа, кем выдан (орган, учреждение, организация), степень секретности, дата выдачи, регистрационный номер.



Статья 17. Внешнеэкономические договоры (контракты) об осуществлении международных передач товаров

Внешнеэкономические договоры (контракты) о международных передач товаров заключаются субъектами хозяйствования, государственными заказчиками по государственному оборонному заказу в соответствии с законодательством с учетом требований по осуществлению таких передач, установленных Кабинетом Министров Украины.

Субъекту хозяйствования Украины запрещается заключать внешнеэкономические договоры (контракты) о международных передач любых товаров или участвовать в их выполнении в любой другой способ, чем это предусмотрено настоящим Законом, если им стало известно, что такие товары могут быть использованы иностранным государством или иностранным субъектом хозяйственной деятельности с целью создания оружия массового уничтожения или средств его доставки.

Предприятие, государственный заказчик по государственному оборонному заказу обязан отказаться от выполнения внешнеэкономического договора (контракта) об осуществлении международной передачи любого товара, если ему стало известно, что товар будет использован в других целях или другим конечным потребителем, чем это было определено в таком договоре (контракте) или связанных с ним документах, на основании которых получено разрешение, заключение или международный импортный сертификат.



Раздел III ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С международными передачами товаров
Статья 18. Государственный экспортный контроль за проведением переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов)

Предприятие может проводить с иностранным субъектом хозяйственной или иной деятельности переговоры, связанные с заключением внешнеэкономических договоров по осуществлению экспорта товаров, на поставки которых в соответствующее иностранное государство установлено, исходя из международных обязательств Украины, частичное эмбарго, только при условии получения им положительного заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля о возможности их проведения.

{Часть первая статьи 18 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}

Порядок государственного экспортного контроля за проведением переговоров, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается Кабинетом Министров Украины.



Статья 19. Государственный экспортный контроль за конечным использованием товаров

Субъект осуществления международных передач товаров обязан предоставить специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля полную и достоверную информацию об известном ему конечное использование товаров, международную передачу которых планируется осуществить, а также оригиналы документов о гарантиях, подтверждающих использование товаров исключительно в заявленных им или другим конечным потребителем целях.

Субъект осуществления международных передач товаров должен принимать меры для проведения проверки доставки и конечного использования товаров при их экспорта и предоставлять об этом информацию специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, а также способствовать уполномоченным на это государственным органам Украины в проведении ими таких проверок.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля и уполномоченные на это другие государственные органы Украины имеют право проводить в порядке, предусмотренном частями четвертой - шестой настоящей статьи, проверку доставки либо конечного использования товаров на любом этапе их международной передачи и после фактической доставки товаров конечному потребителю.

Государственный экспортный контроль за выполнением конечными потребителями в Украине обязательств по использованию в заявленных целях импортированных товаров осуществляется на основании результатов анализа отчетов субъектов хозяйствования - конечных потребителей о фактическом применении товаров, а также путем проведения плановых выборочных проверок фактического использования товаров по назначению их конечными потребителями. Такие проверки могут проводиться уполномоченными должностными лицами специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля или образованными им с этой целью межведомственными контрольными комиссиями.

Проверка с участием представителей иностранных экспортеров и / или компетентных государственных органов страны-экспортера фактического использования конечными потребителями в Украине товаров, которые были импортированы с предоставлением государственных гарантий их использования в заявленных целях, может производиться только в случаях, предусмотренных внешнеэкономическим договорам, или когда это обусловлено международными договорами, участниками которых является государство экспортера и Украине.

Проверка государственными органами Украины использования иностранными конечными потребителями товаров, импортируемых из Украины с предоставлением письменных государственных гарантий уполномоченными на это государственными органами иностранного государства по их использованию в заявленных целях, может проводиться в случае, когда это предусмотрено внешнеэкономическим договорам, согласно которым товары импортированы из Украины , или если это обусловлено международными договорами, участниками которых является соответствующее государство и Украина.

Порядок предоставления гарантий и осуществления государственного контроля за выполнением обязательств по использованию в заявленных целях товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, в том числе выдачи международных импортных сертификатов и сертификатов подтверждения доставки, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 20. Процедура государственного экспортного контроля при осуществлении международных передач товаров в рамках международных договоров Украины

Если международная передача товаров выполняется в рамках межгосударственных или межправительственных договоров Украины, предусматривающие такую ​​передачу, то специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля применяет упрощенную процедуру рассмотрения документов о предоставлении соответствующего разрешения или заключения.

Основанием для применения такой процедуры является определение в межгосударственном или межправительственном договоре конкретных наименований товаров, а также их экспортеров и конечных потребителей.

Решение о предоставлении разрешения или заключения на осуществление международной передачи принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля в срок до 15 дней со дня получения соответствующих документов от субъекта осуществления международных передач.

Статья 21. Таможенный контроль

Органы доходов и сборов осуществляют таможенные формальности, необходимые для пропуска через таможенную границу Украины, выпуска в соответствующий таможенный режим товаров военного назначения и двойного использования на основании соответствующего разрешительного документа на осуществление международных передач товаров, полученного от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, с использованием механизма "единого окна" в соответствии с Таможенным кодексом Украины.

В случае если с использованием механизма "единого окна" в соответствии с Таможенным кодексом Украины в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, получено только несекретные сведения о документах, содержащих секретную информацию, бумажные экземпляры документов, которые содержат секретную информацию, предоставляются по требованию органа доходов и сборов для осуществления таможенных формальностей в случаях и порядке, установленных таможенным кодексом Украины и другими законами Украины.

На запрос импортера товаров, может подаваться в том числе с использованием механизма "единого окна", органы доходов и сборов выдают сертификат подтверждения доставки, которым удостоверяют факт поступления в Украину товаров, определенных в указанном сертификате. Сертификат подтверждения доставки на выбор заявителя выдается в бумажной форме или в форме электронной (отсканированной) копии бумажного документа, заверенного электронной цифровой подписью, с использованием механизма "единого окна".



Статья 22. Государственный контроль за использованием разрешений, заключений или международных импортных сертификатов

Субъект осуществления международных передач товаров, которому предоставлено разрешение, заключение или международный импортный сертификат, подает в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, письменные отчеты об итогах проведения переговоров, указанных в статье 18 настоящего Закона, а также о фактически осуществленных экспорт и импорт товаров, определенных в этих документах, и об использовании указанных товаров в заявленных целях. Форма отчета и сроки его представления определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере государственного экспортного контроля.
{Часть первая статьи 22 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}

Субъект осуществления международных передач товаров обязан предоставить по требованию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, документы и информацию, необходимые для осуществления им мероприятий в области экспортного контроля, в том числе документы о гарантиях, технические справки и другие документы, связанные с заключением и исполнением внешнеэкономических договоров (контрактов) об осуществлении международных передач товаров, а также обеспечить хранение документов, связанных с укладываемого ям и выполнением указанных договоров (контрактов), на основании которых были получены разрешения, заключения или международные импортные сертификаты, в течение пяти лет со дня окончания процесса осуществления международной передачи товаров.



Раздел IV ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В области государственного экспортного контроля
Статья 23. Предотвращение правонарушений в области государственного экспортного контроля

С целью предупреждения правонарушений в области государственного экспортного контроля центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, а также центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий имеют право проводить расследования, связанные с нарушениями законодательства в области государственного экспортного контроля , в том числе проверки доставки конечным потребителям товаров, соответствия их фактического использования заявленным целям и соответствия законодательству документации, на основании которой осуществлена ​​международную передачу товаров.

В случае выявления нарушений законодательства в области государственного экспортного контроля, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона, указанные центральные органы исполнительной власти информируют об этом центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля.

При наличии достаточной информации о намерении совершения или о совершении установленными или неустановленными лицами уголовных правонарушений, предметом которых являются товары, подлежащие государственному экспортному контролю, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, информирует об этом соответствующие органы досудебного расследования .
{Часть третья статьи 23 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}



Статья 24. Нарушение требований законодательства в области государственного экспортного контроля

Нарушениями требований законодательства в области государственного экспортного контроля являются:

осуществления международных передач товаров без получения в установленном порядке разрешений, заключений или документов о гарантиях или осуществления таких передач на основании разрешений, заключений или документов о гарантиях, полученных путем представления подложных документов или документов, содержащих недостоверные сведения {Абзацы второй и третьей статьи 24 заменено одним абзацем согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

заключения внешнеэкономических договоров относительно международных передач любых товаров или участие в их исполнении в любой другой способ, чем предусмотренный настоящим Законом, если субъекту хозяйствования стало известно, что такие товары могут быть использованы иностранным государством или иностранным субъектом хозяйственной деятельности с целью создания оружия массового уничтожения или средств его доставки;

осуществление международной передачи товара, несмотря на то, что субъекту хозяйствования стало известно, что товар будет использован в других целях или другим конечным потребителем, чем это было определено во внешнеэкономическом договоре или связанных с ним документах, на основании которых было получено разрешение, заключение или международный импортный сертификат;

умышленное сокрытие сведений, имеющих значение для решения вопроса о предоставлении разрешения, заключения либо международного импортного сертификата;

осуществления международных передач товаров с нарушениями условий, определенных в разрешениях, выводах или международных импортных сертификатах, в том числе после внесения без согласования со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля изменений во внешнеэкономический договор, касающихся наименований и реквизитов экспортеров, импортеров, посредников и конечных потребителей, а также наименований товаров, обязательств об их конечное использование и предоставления соответствующих документов о гарантиях;

проведения переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров относительно осуществления экспорта товаров, на поставки которых в соответствующее иностранное государство установлено частичное эмбарго, исходя из международных обязательств Украины, без получения соответствующего положительного заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля; {Абзац седьмой статьи 24 в редакции Закона N 2561-VI от 23.09.2010}

непредставление или несвоевременное представление специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля отчетов и соответствующих документов об итогах проведения переговоров, указанных в абзаце восьмом настоящей статьи, а также о фактически осуществленных экспорт и импорт товаров на основании полученных разрешений, заключений или международных импортных сертификатов, а также об использовании этих товаров в заявленных целях {Абзац восьмой статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2561-VI от 23.09.2010}

создание препятствий для выполнения служебных обязанностей должностными лицами специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля и других государственных органов, осуществляющих государственный экспортный контроль, при выполнении ими своих служебных обязательств или невыполнение законных требований этих лиц;

безосновательный отказ в предоставлении информации и документов, которые требуются специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля или другим государственным органом, осуществляющим государственный экспортный контроль в пределах своих полномочий, их умышленное искажение или сокрытие;

умышленное уничтожение документов, связанных с заключением и выполнением внешнеэкономических договоров об осуществлении международных передач товаров, на основании которых были получены разрешения, заключения или международные импортные сертификаты, до истечения срока их хранения, предусмотренного статьей 22 настоящего Закона.



Статья 25. Ответственность субъектов осуществления международных передач товаров - юридических лиц за нарушение требований законодательства в области экспортного контроля

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, накладывает на субъектов осуществления международных передач товаров - юридических лиц штрафы:

за нарушения, предусмотренные абзацами вторым и третьим статьи 24 настоящего Закона:

в случае если по заключению центральных органов исполнительной власти и других государственных органов нанесен ущерб национальным интересам Украины (политическим, экономическим, военным) или нарушены международные обязательства Украины, - в размере 150 процентов стоимости товаров, которые были объектом соответствующей международной передачи;

в случае если по заключению центральных органов исполнительной власти и других государственных органов не нанесен вред национальным интересам Украины (политическим, экономическим, военным) и не нарушены международные обязательства Украины, - в размере 100 процентов стоимости товаров, которые были объектом соответствующей международной передачи;

за нарушения, предусмотренные абзацами четвертым, пятым и шестым статьи 24 настоящего Закона, - в размере 100 процентов стоимости товаров, которые были объектом соответствующей международной передачи;

за нарушения, предусмотренные абзацами седьмым и одиннадцатым статьи 24 настоящего Закона, - в размере 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

за нарушения, предусмотренные абзацем восьмым статьи 24 настоящего Закона, - в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан;

за нарушения, предусмотренные абзацами девятым и десятым статьи 24 настоящего Закона, - в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Для наложения штрафов за нарушения, указанные в абзацах втором и третьем статьи 24 настоящего Закона, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, должен получить письменное заключение Службы безопасности Украины, составляется с учетом предложений Министерства иностранных дел Украины, Министерства обороны Украины, Службы внешней разведки Украины, других центральных органов исполнительной власти и государственных органов.

Кроме наложения штрафов, указанных в настоящей статье, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, может отменять или приостанавливать действие соответственно разрешения, заключения или международного импортного сертификата, который он предоставил такому субъекту осуществления международных передач товаров, или отменять его регистрацию в этом органе в качестве субъекта осуществления международных передач товаров, следствием чего является прекращение действия всех разрешительных документов и документов о гарантиях, предоставленных такому субъект в и действующих на день отмены регистрации.

В случае совершения субъектом осуществления международных передач товаров, который имеет полномочия на право осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения или товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, правонарушений, предусмотренных абзацами вторым - седьмым статьи 24 настоящего Закона, или в случае , когда в результате таких правонарушений причинен значительный ущерб политическим или экономическим интересам государства, национальной безопасности или обороне государства, Кабинет Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, г. ализуе государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, может отменить ранее предоставленные такому лицу указанные полномочия.

Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, о наложении штрафов, отмене или приостановлении действия разрешения, заключения или международного импортного сертификата или отмене регистрации субъекта хозяйствования, государственного заказчика по государственному оборонному заказу в этом органе в качестве субъекта "объекта осуществления международных передач товаров может быть обжаловано в суде.

Государство не несет перед субъектом осуществления международных передач товаров ответственности за убытки, которые она может понести вследствие отмены или приостановления действия разрешения, заключения или международного импортного сертификата, а также отмена полномочий на право осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения или товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, если такой субъект совершил нарушение законодательства, определенные статьей 24 настоящего Закона, или в случае, когда такие действия вытекают из необходимости обеспечения защиты национальных интересов или соблюдения международных обязательств Украины относительно нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и ограничения передач обычных видов вооружения.

Действие настоящей статьи не распространяется на государственных заказчиков по государственному оборонному заказу в части наложения штрафов и отмены регистрации как субъекта осуществления международных передач товаров.



Статья 26. Наложение штрафов за нарушение требований законодательства в области государственного экспортного контроля

Штрафы, предусмотренные статьей 25 настоящего Закона, от имени центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, накладываются руководителем центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля или его заместителем.

О совершении правонарушения, указанного в статье 24 настоящего Закона, уполномоченным должностным лицом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, его обнаружила, составляется протокол, который вместе с объяснениями руководителя, другого ответственного должностного лица и документами, относящиеся к делу, в течение трех дней предоставляется должностным лицам, указанным в части первой настоящей статьи.

Руководитель или заместитель руководителя центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, принимает решение о наложении штрафа в течение десяти дней после получения документов, указанных в части второй настоящей статьи.

Решение руководителя или заместителя руководителя центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, о наложении штрафа оформляется постановлением о наложении на субъекта осуществления международных передач товаров штрафа за нарушение в сфере государственного экспортного контроля в соответствии с настоящим Законом.

Постановление о наложении штрафа составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр постановления в трехдневный срок после его принятия вручается под расписку руководителю или уполномоченному представителю субъекта осуществления международных передач товаров или направляется по почте, о чем делается запись в деле. Второй и третий экземпляры остаются в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, наложил штраф.

Формы протокола и постановления утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере государственного экспортного контроля.

Штраф подлежит уплате субъектом осуществления международных передач товаров в пятнадцатидневный срок со дня его наложения. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он взимается государственным исполнителем в порядке, определенном законодательством.

Решение о наложении штрафа по делам о нарушениях, предусмотренных настоящим Законом, может быть обжаловано в суде. При этом исполнение постановления о наложении штрафа приостанавливается до принятия соответствующего решения суда.



Статья 27. Ответственность субъектов хозяйствования - физических лиц за нарушение требований законодательства в области государственного экспортного контроля

Субъекты хозяйствования - физические лица, которые нарушают законодательство в области государственного экспортного контроля, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законом.



Статья 28. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за нарушение требований законодательства в области государственного экспортного контроля

Должностные лица специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля и других органов исполнительной власти, привлеченных к принятию решений в области экспортного контроля, в случае нарушения законодательства в этой сфере несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законом.

Раздел V ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 29. Финансирование мероприятий, связанных с осуществлением государственного экспортного контроля

Финансирование мероприятий, связанных с осуществлением государственного экспортного контроля, производится за счет и в пределах средств, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на содержание соответствующих государственных органов.

Статья 30. Взимание платы за оформление и выдачу документов в области государственного экспортного контроля

За выдачу документов о регистрации субъектов осуществления международных передач товаров, выдачу разрешений, заключений, международных импортных сертификатов или сертификатов подтверждения доставки взимается плата, средства от которой зачисляются в Государственный бюджет Украины. За выдачу указанных документов не взимается плата с государственных заказчиков по государственному оборонному заказу.

Размер платы, указанной в части первой настоящей статьи, определяется Кабинетом Министров Украины в зависимости от типа документа или стоимости контракта.



Заключительные положения

раздел VI
Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Законы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона:

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.