Закон Украины О социальной работе с семьями, детьми и молодежью

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

менеджмент в социальной работе с семьями, детьми и молодежью - управление системой социальной работы с семьями, детьми и молодежью, направленное на реализацию ее задач и поиск оптимальных путей их решения;

оценка потребностей - процесс сбора, обобщения и анализа социальными работниками информации о состоянии и жизненных обстоятельств объекта социальных услуг с целью определения видов и объемов услуг, их влияния на процесс преодоления сложных жизненных обстоятельствах;

социальная работа с семьями, детьми и молодежью - деятельность уполномоченных органов, предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих социальную работу с семьями, детьми и молодежью, а также специалистов по социальной работе и волонтеров, которая направлена ​​на социальную поддержку семей, детей и молодежи, обеспечение их прав и свобод, улучшения качества жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей;

социальное инспектирование - система мероприятий, направленных на выявление, осуществление анализа, надзора за условиями жизнедеятельности семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, моральным, физическим и психическим состоянием детей и молодежи, оценку их потребностей, контроль за соблюдением государственных стандартов и нормативов в сфере социальной работы;

социальное обслуживание семей, детей и молодежи - система социальных мер, направленных на содействие, поддержку и предоставление услуг семьям, детям и молодежи с целью преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержку социального статуса и полноценной жизнедеятельности;

социальная профилактика - вид социальной работы, направленной на предотвращение сложным жизненным обстоятельствам семей, детей и молодежи, аморальной, противоправном поведении в семьях, среди детей и молодежи, выявление какого-либо негативного влияния на жизнь и здоровье детей и молодежи и предотвращения такому влиянию и распространению социально опасных болезней среди детей и молодежи;

социальная реабилитация - вид социальной работы, направленной на восстановление основных социальных функций, психологического, физического, нравственного здоровья, социального статуса семей, детей и молодежи;

социальное сопровождение - вид социальной работы, направленной на осуществление социальных опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий детей и молодежи с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса;

супервизия - вид деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, направленный на обеспечение надлежащего качества социальной работы, профессиональных рисков путем обучения социальных работников, наставничества и профессиональной поддержки на рабочем месте;

специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью - лицо, имеющее специальное образование в соответствии с требованиями центрального органа исполнительной власти по делам семьи, детей и молодежи и осуществляет социальную работу с семьями, детьми и молодежью.



Статья 2. Законодательство Украины о социальной работе с семьями, детьми и молодежью

Законодательство Украины о социальной работе с семьями, детьми и молодежью основывается на Конституции Украины и состоит из настоящего Закона, Закона Украины "О социальных услугах" и других нормативно-правовых актов.

Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международных договоров.

Статья 3. Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются:

уполномоченные органы, осуществляющие социальную работу с семьями, детьми и молодежью;

специалисты по социальной работе с семьями, детьми и молодежью;

объединения граждан, благотворительные, религиозные организации;

юридические и физические лица, которые предоставляют социальные услуги семьям, детям и молодежи;

волонтеры в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью.

К уполномоченных органов относятся:

органы исполнительной власти;

органы местного самоуправления;

центры социальных служб для семьи, детей и молодежи и их специализированные;

службы по делам детей.

Статья 4. Объекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Объектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются:

семьи, дети, молодежь;

профессиональные и другие коллективы;

социальные группы, в отношении которых осуществляется социальная работа.

Статья 5. Основные принципы осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Социальная работа с семьями, детьми и молодежью основывается на общепризнанных гуманистических, демократических и правовых началах.

Основными принципами осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются:

соблюдение и защита прав человека;

адресность и индивидуальный подход;

доступность и открытость;

добровольность выбора в получении или отказе от получения социальных услуг;

гуманность;

комплексность;

максимальная эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

законность;

справедливость;

обеспечения конфиденциальности субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью, соблюдения ими стандартов качества, ответственности за соблюдение этических и правовых норм.

Статья 6. Сферы уровне осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Сферами осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются:

общественная;

экономическая;

образовательная;

воспитательная;

культурная;

оздоровительная.

Социальная работа с семьями, детьми и молодежью, государственное управление и контроль в этой сфере осуществляются на местном, региональном, государственном уровнях.

Раздел II ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С семьями, детьми и молодежью
Статья 7. Основные направления государственной политики в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Основными направлениями государственной политики в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются:

определение правовых основ социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

разработка и реализация общегосударственных, региональных программ социальной поддержки семей, детей и молодежи, социального становления молодежи и других программ по семей, детей и молодежи;

организация и осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью, предоставление им социальных услуг;

осуществления менеджмента в социальной работе с семьями, детьми и молодежью;

обеспечения соблюдения минимальных социальных стандартов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

создание благоприятных условий для функционирования и укрепления семьи;

содействие ответственному отношению родителей к созданию условий, необходимых для всестороннего развития и воспитания детей;

развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

утверждение здорового образа жизни в семейном, детской и молодежной среде;

осуществление социально-профилактической работы, реабилитационных мероприятий по восстановлению социальных функций, психологического и физического состояния детей и молодежи, подвергшихся жестокости, насилия, в том числе домашнего, пострадавших от торговли людьми, привлекались к наихудшим формам детского труда, социальная поддержка ВИЧ-инфицированных детей, молодежи и членов их семей;

интеграция в общество детей и молодежи с инвалидностью;

содействие общественным организациям, другим объединениям граждан, физическим лицам в реализации ими собственных социально значимых инициатив и проектов в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью в порядке, определенном законодательством;

развитие и поддержка волонтерского движения в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

осуществления кадрового, научно-методического, финансового, материально-технического, информационного обеспечения социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

установление и укрепление связей с социальными службами за рубежом, интеграция в международную систему социальной работы.



Статья 8. Социальное обслуживание семей, детей и молодежи

Социальное обслуживание семей, детей и молодежи осуществляется в порядке, определенном законодательством, путем предоставления комплекса социальных услуг семьям, детям и молодежи, предусматривает:

предоставление психологических услуг по проведению психодиагностики, психологической коррекции, психологической реабилитации, предоставление методических советов;

формирование здорового образа жизни, сохранения здоровья семей, детей и молодежи;

информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом;

социальную адаптацию, социальное сопровождение детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

удовлетворения материальных потребностей семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, в соответствии с законодательством;

защита прав и интересов лиц, посредничество в представительстве интересов семей, детей и молодежи;

выявление, поддержка талантливых детей и молодежи;

распространение просветительских и культурно-образовательных знаний, объективной информации о видах социальных услуг, формирование ответственного отношения общества к социальным проблемам.



Статья 9. Социальная профилактика среди семей, детей и молодежи

Социальная профилактика в семейной, детской и молодежной среде предусматривает осуществление:

комплексных мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, социального сиротства, домашнего насилия и жестокого обращения с детьми, торговли людьми, худшим формам детского труда;

системного учета и уходу за детьми и молодежью, которые проявили склонность к асоциального поведения;

информационно-просветительской, пропагандистской работы в семьях, среди детей и молодежи по месту жительства, учебы или работы, направленной на формирование у личности стандартов позитивного поведения, здорового образа жизни.



Статья 10. Социальная реабилитация семей, детей и молодежи

Социальная реабилитация детей и молодежи предусматривает осуществление:

учебно-воспитательной реабилитации в общеобразовательных школах-интернатах для детей и молодежи, нуждающихся в социальной помощи; в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) для детей и молодежи, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития; в общеобразовательных санаторных школах (школах-интернатах) для детей, нуждающихся в длительном лечении;

социально-лечебной и психологической реабилитации в соответствующих заведениях охраны здоровья детей и молодежи, подвергшихся жестокости, насилия, в том числе домашнего, а также пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

физической реабилитации детей и молодежи с физическими, умственными недостатками в специализированных физкультурно-оздоровительных учреждениях (клубах, центрах и т.п.);

медико-социальной реабилитации детей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и которые по состоянию здоровья не могут быть направлены в школы социальной реабилитации и профессиональных училищ социальной реабилитации;

социально-образовательной реабилитации в школах социальной реабилитации и профессиональных училищах социальной реабилитации детей, совершивших правонарушения;

медико-социальной, социально-образовательной, физической и психологической реабилитации детей, освобожденных от отбывания наказания с испытанием. {Часть первая дополнен абзацем седьмым согласно Закону N 1492-VIII от 07.09.2016}

Социальная реабилитация предусматривает также трудоустройство, предоставление социально-медицинских, психолого-педагогических, юридических, информационных и других видов социальных услуг детям, отбывавших наказание в виде лишения свободы на определенный срок, и молодежи, отбывала наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, а также детям, освобожденным от отбывания наказания с испытанием.
{Часть вторая с изменениями, внесенными согласно Закону N 1492-VIII от 07.09.2016}

Социальная реабилитация направлена ​​на оптимизацию и корректировки отношение детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, к семье и общества, воспитания у них навыков к самообслуживанию и самостоятельному проживанию.



Статья 11. Социальное инспектирование в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Социальное инспектирование осуществляется с целью выявления, учета, осуществления анализа и оценки потребностей семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи, контроля за условиями жизнедеятельности, моральным, психическим и физическим состоянием детей и молодежи, обеспечением защиты их прав , свобод и законных интересов, соблюдением государственных стандартов и нормативов в сфере социальной работы.

Социальное инспектирование осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи. Порядок и условия осуществления социального инспектирования определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.

По результатам социального инспектирования центры социальных служб для семьи, детей и молодежи:

при необходимости обращаются в органы исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

нарушают перед соответствующими органами ходатайство о применении предусмотренных законодательством санкций к предприятиям, учреждений и организаций всех форм собственности, граждан, наложение дисциплинарных и административных взысканий на должностных лиц в случае нарушения ими законодательства в отношении семей, детей и молодежи;

сообщают о случаях совершения домашнего насилия или угрозе его совершения службу по делам детей, органы опеки и попечительства, уполномоченные подразделения органов Национальной полиции.



Статья 12. Задача субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Задачами субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются:

участие в выполнении общегосударственных, региональных и других программ социальной поддержки семей, детей и молодежи;

предоставление разнообразных социальных услуг, социально-медицинской, психолого-педагогической, правовой, информационной, материальной и других видов социальной помощи, консультирование детей и молодежи;

осуществление социально-профилактической работы среди детей и молодежи, реализация системы мер по предотвращению негативных явлений и их преодоления;

разработка и осуществление реабилитационных мероприятий по восстановлению социальных функций, нравственного, психического и физического состояния детей и молодежи, приспособления их к безопасным социальных и других условий жизнедеятельности, а также оказания помощи семьям, детям и молодежи, попавших в сложные жизненные обстоятельства;

внедрение государственных социальных стандартов и нормативов, новых форм, методов проведения социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

осуществление международного сотрудничества, изучение и распространение передового международного опыта по вопросам социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

осуществление иных полномочий в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью в соответствии с законодательством.

Статья 13. Права и обязанности субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью имеют право:

вносить в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения по совершенствованию социальной работы с семьями, детьми и молодежью, участвовать в их реализации;

заключать в установленном порядке договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, о выполнении ими работ, направленных на выполнение задач, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, и способствуют повышению эффективности социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

создавать специализированные формирования, заниматься благотворительностью в порядке, определенном законодательством;

получать от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности информацию по вопросам социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях социологические исследования по проблемам семей, детей и молодежи;

представлять интересы семей, детей и молодежи в их отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, а также принимать исчерпывающие меры по обеспечению доступа к бесплатной правовой помощи по основаниям и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи. {Абзац седьмой части первой статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5477-VI от 06.11.2012 - изменение вступает в силу поэтапно после начала деятельности центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи - см. раздел II Закона N 5477-VI от 06.11.2012}

Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью обязаны:

добросовестно осуществлять социальную работу с семьями, находящимися в сложных жизненных ситуациях, детьми и молодежью;

руководствоваться в своей деятельности основными принципами осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

уважать достоинство граждан;

не допускать негуманных и дискриминационных действий в отношении объектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

хранить в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.



Статья 14. Права и обязанности специалиста по социальной работе с семьями, детьми и молодежью

Права и обязанности специалиста по социальной работе с семьями, детьми и молодежью определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам семьи, детей и молодежи.

Статья 15. Основания для изменения или прекращения предоставления социальных услуг семьям, детям и молодежи

Основаниями для изменения или прекращения предоставления социальных услуг семьям, детям и молодежи признаются:

достижения детьми 18 лет и молодыми гражданами 35 лет;

добровольный отказ от получения соответствующего вида социальных услуг, если этот отказ или ее последствия не нарушают прав и свобод других лиц и не представляют угрозы жизни лица, отказывается от получения соответствующего вида социальных услуг;

прекращения наличии оснований для предоставления социальных услуг;

другие обстоятельства, установленные законом.

Статья 16. Управление в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Управление в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью осуществляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам семьи и детей.
{Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}



Статья 17. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи

Осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью возлагается на:

республиканский (Автономной Республики Крым), областные, Киевский и Севастопольский городские, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские центры социальных служб для семьи, детей и молодежи; {Абзац второй части первой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}

специализированные формирования, создаваемые районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи образуются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, относятся к сфере их управления и подчиняются соответственно органа исполнительной власти или исполнительному органу городского, поселкового, сельского совета. Штатная численность работников республиканского (Автономной Республики Крым), областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских центров социальных служб для семьи, детей и молодежи устанавливается согласно государственным социальным стандартам и нормативам.

Общее положение о центре социальных служб для семьи, детей и молодежи утверждает Кабинет Министров Украины.

Деятельность центров социальных служб для семьи, детей и молодежи финансируется за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах по соответствующему коду программной классификации расходов и других источников, не запрещенных законодательством.

Услуги, предоставляемые центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, являются государственными услугами и осуществляются на безвозмездной основе.



Статья 18. Кадровое обеспечение социальной работы с семьями, детьми и молодежью, подготовка специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью и повышение их квалификации

Социальная работа с семьями, детьми и молодежью, предоставление социальных услуг семьям, детям и молодежи осуществляются на профессиональной основе, предполагает соответствующий уровень профессиональной компетентности.

Специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью в соответствии с полномочиями, определенными федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей:

осуществляет социальное инспектирование и оценку потребностей;

планирует и определяет методы помощи;

предоставляет социальные услуги;

обеспечивает социальное сопровождение, способствует формированию знаний, умений, навыков;

активизирует ресурсы общества;

участвует в супервизии;

проводит мониторинг и оценку качества социальных услуг.

Социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляют штатные работники соответствующих заведений, учреждений, предприятий, служб, привлечены специалисты и волонтеры соответствии с заключенными соглашениями.

Подготовку специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью разных образовательно-квалификационных уровней осуществляют учебные заведения, которые имеют соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки.
{Часть четвертая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}

Повышение квалификации специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляют учебные заведения последипломного образования, имеющих соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки.
{Часть пятая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}

Специалисты по социальной работе с семьями, детьми и молодежью проходят повышение квалификации в соответствии с требованиями законодательства, но не реже одного раза в три года.

Аттестация специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в три года.



Статья 19. Источники и порядок финансирования субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью содержатся за счет средств, предусмотренных в государственном и местных бюджетах, средств благотворительной помощи и других источников в порядке, установленном законодательством.

Раздел III ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С семьями, детьми и молодежью
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Лица, виновные в:

нарушении принципов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

невыполнении специалистами по социальной работе с семьями, детьми и молодежью своих обязанностей;

нарушении порядка осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

несоблюдении минимальных социальных стандартов и нормативов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;

нарушении субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью других требований законодательства в сфере социальной работы, -

несут ответственность в соответствии с законом.

Статья 21. Порядок рассмотрения споров, возникающих в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Споры, возникающие в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью, рассматриваются в соответствии с законами Украины.

Раздел IV МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С семьями, детьми и молодежью
Статья 22. Международное сотрудничество в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью

Украина участвует в международном сотрудничестве в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью на региональном и местном уровнях.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, местные государственные администрации, сельские, поселковые, городские советы имеют право заключать договоры о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с социальными службами, научными и образовательными учреждениями иностранных государств, международными организациями, фондами и т.п. в соответствии с законодательством Украины.
{Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}

Государство поддерживает и стимулирует сотрудничество, которое способствует развитию социальной работы с семьями, детьми и молодежью.



Заключительные положения

раздел V

Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок:

подать в Верховную Раду Украины предложения о приведении законодательных актов Украины в соответствие с настоящим Законом;

разработать и утвердить минимальные стандарты осуществления социальной работы с детьми и молодежью;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.