В настоящем Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:
менеджмент в социальной работе с семьями, детьми и молодежью - управление системой социальной работы с семьями, детьми и молодежью, направленное на реализацию ее задач и поиск оптимальных путей их решения;
оценка потребностей - процесс сбора, обобщения и анализа социальными работниками информации о состоянии и жизненных обстоятельств объекта социальных услуг с целью определения видов и объемов услуг, их влияния на процесс преодоления сложных жизненных обстоятельствах;
социальная работа с семьями, детьми и молодежью - деятельность уполномоченных органов, предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих социальную работу с семьями, детьми и молодежью, а также специалистов по социальной работе и волонтеров, которая направлена на социальную поддержку семей, детей и молодежи, обеспечение их прав и свобод, улучшения качества жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей;
социальное инспектирование - система мероприятий, направленных на выявление, осуществление анализа, надзора за условиями жизнедеятельности семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, моральным, физическим и психическим состоянием детей и молодежи, оценку их потребностей, контроль за соблюдением государственных стандартов и нормативов в сфере социальной работы;
социальное обслуживание семей, детей и молодежи - система социальных мер, направленных на содействие, поддержку и предоставление услуг семьям, детям и молодежи с целью преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержку социального статуса и полноценной жизнедеятельности;
социальная профилактика - вид социальной работы, направленной на предотвращение сложным жизненным обстоятельствам семей, детей и молодежи, аморальной, противоправном поведении в семьях, среди детей и молодежи, выявление какого-либо негативного влияния на жизнь и здоровье детей и молодежи и предотвращения такому влиянию и распространению социально опасных болезней среди детей и молодежи;
социальная реабилитация - вид социальной работы, направленной на восстановление основных социальных функций, психологического, физического, нравственного здоровья, социального статуса семей, детей и молодежи;
социальное сопровождение - вид социальной работы, направленной на осуществление социальных опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий детей и молодежи с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса;
супервизия - вид деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, направленный на обеспечение надлежащего качества социальной работы, профессиональных рисков путем обучения социальных работников, наставничества и профессиональной поддержки на рабочем месте;
специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью - лицо, имеющее специальное образование в соответствии с требованиями центрального органа исполнительной власти по делам семьи, детей и молодежи и осуществляет социальную работу с семьями, детьми и молодежью.
Основными направлениями государственной политики в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются:
определение правовых основ социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
разработка и реализация общегосударственных, региональных программ социальной поддержки семей, детей и молодежи, социального становления молодежи и других программ по семей, детей и молодежи;
организация и осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью, предоставление им социальных услуг;
осуществления менеджмента в социальной работе с семьями, детьми и молодежью;
обеспечения соблюдения минимальных социальных стандартов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
создание благоприятных условий для функционирования и укрепления семьи;
содействие ответственному отношению родителей к созданию условий, необходимых для всестороннего развития и воспитания детей;
развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
утверждение здорового образа жизни в семейном, детской и молодежной среде;
осуществление социально-профилактической работы, реабилитационных мероприятий по восстановлению социальных функций, психологического и физического состояния детей и молодежи, подвергшихся жестокости, насилия, в том числе домашнего, пострадавших от торговли людьми, привлекались к наихудшим формам детского труда, социальная поддержка ВИЧ-инфицированных детей, молодежи и членов их семей;
интеграция в общество детей и молодежи с инвалидностью;
содействие общественным организациям, другим объединениям граждан, физическим лицам в реализации ими собственных социально значимых инициатив и проектов в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью в порядке, определенном законодательством;
развитие и поддержка волонтерского движения в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
осуществления кадрового, научно-методического, финансового, материально-технического, информационного обеспечения социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
установление и укрепление связей с социальными службами за рубежом, интеграция в международную систему социальной работы.
Социальное обслуживание семей, детей и молодежи осуществляется в порядке, определенном законодательством, путем предоставления комплекса социальных услуг семьям, детям и молодежи, предусматривает:
предоставление психологических услуг по проведению психодиагностики, психологической коррекции, психологической реабилитации, предоставление методических советов;
формирование здорового образа жизни, сохранения здоровья семей, детей и молодежи;
информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом;
социальную адаптацию, социальное сопровождение детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
удовлетворения материальных потребностей семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, в соответствии с законодательством;
защита прав и интересов лиц, посредничество в представительстве интересов семей, детей и молодежи;
выявление, поддержка талантливых детей и молодежи;
распространение просветительских и культурно-образовательных знаний, объективной информации о видах социальных услуг, формирование ответственного отношения общества к социальным проблемам.
Социальная профилактика в семейной, детской и молодежной среде предусматривает осуществление:
комплексных мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, социального сиротства, домашнего насилия и жестокого обращения с детьми, торговли людьми, худшим формам детского труда;
системного учета и уходу за детьми и молодежью, которые проявили склонность к асоциального поведения;
информационно-просветительской, пропагандистской работы в семьях, среди детей и молодежи по месту жительства, учебы или работы, направленной на формирование у личности стандартов позитивного поведения, здорового образа жизни.
Социальная реабилитация детей и молодежи предусматривает осуществление:
учебно-воспитательной реабилитации в общеобразовательных школах-интернатах для детей и молодежи, нуждающихся в социальной помощи; в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) для детей и молодежи, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития; в общеобразовательных санаторных школах (школах-интернатах) для детей, нуждающихся в длительном лечении;
социально-лечебной и психологической реабилитации в соответствующих заведениях охраны здоровья детей и молодежи, подвергшихся жестокости, насилия, в том числе домашнего, а также пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
физической реабилитации детей и молодежи с физическими, умственными недостатками в специализированных физкультурно-оздоровительных учреждениях (клубах, центрах и т.п.);
медико-социальной реабилитации детей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и которые по состоянию здоровья не могут быть направлены в школы социальной реабилитации и профессиональных училищ социальной реабилитации;
социально-образовательной реабилитации в школах социальной реабилитации и профессиональных училищах социальной реабилитации детей, совершивших правонарушения;
медико-социальной, социально-образовательной, физической и психологической реабилитации детей, освобожденных от отбывания наказания с испытанием. {Часть первая дополнен абзацем седьмым согласно Закону N 1492-VIII от 07.09.2016}
Социальная реабилитация предусматривает также трудоустройство, предоставление социально-медицинских, психолого-педагогических, юридических, информационных и других видов социальных услуг детям, отбывавших наказание в виде лишения свободы на определенный срок, и молодежи, отбывала наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, а также детям, освобожденным от отбывания наказания с испытанием.
{Часть вторая с изменениями, внесенными согласно Закону N 1492-VIII от 07.09.2016}
Социальная реабилитация направлена на оптимизацию и корректировки отношение детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, к семье и общества, воспитания у них навыков к самообслуживанию и самостоятельному проживанию.
Социальное инспектирование осуществляется с целью выявления, учета, осуществления анализа и оценки потребностей семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи, контроля за условиями жизнедеятельности, моральным, психическим и физическим состоянием детей и молодежи, обеспечением защиты их прав , свобод и законных интересов, соблюдением государственных стандартов и нормативов в сфере социальной работы.
Социальное инспектирование осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи. Порядок и условия осуществления социального инспектирования определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.
По результатам социального инспектирования центры социальных служб для семьи, детей и молодежи:
при необходимости обращаются в органы исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
нарушают перед соответствующими органами ходатайство о применении предусмотренных законодательством санкций к предприятиям, учреждений и организаций всех форм собственности, граждан, наложение дисциплинарных и административных взысканий на должностных лиц в случае нарушения ими законодательства в отношении семей, детей и молодежи;
сообщают о случаях совершения домашнего насилия или угрозе его совершения службу по делам детей, органы опеки и попечительства, уполномоченные подразделения органов Национальной полиции.
Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью имеют право:
вносить в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения по совершенствованию социальной работы с семьями, детьми и молодежью, участвовать в их реализации;
заключать в установленном порядке договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, о выполнении ими работ, направленных на выполнение задач, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, и способствуют повышению эффективности социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
создавать специализированные формирования, заниматься благотворительностью в порядке, определенном законодательством;
получать от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности информацию по вопросам социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях социологические исследования по проблемам семей, детей и молодежи;
представлять интересы семей, детей и молодежи в их отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, а также принимать исчерпывающие меры по обеспечению доступа к бесплатной правовой помощи по основаниям и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи. {Абзац седьмой части первой статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5477-VI от 06.11.2012 - изменение вступает в силу поэтапно после начала деятельности центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи - см. раздел II Закона N 5477-VI от 06.11.2012}
Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью обязаны:
добросовестно осуществлять социальную работу с семьями, находящимися в сложных жизненных ситуациях, детьми и молодежью;
руководствоваться в своей деятельности основными принципами осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
уважать достоинство граждан;
не допускать негуманных и дискриминационных действий в отношении объектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью;
хранить в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
Управление в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью осуществляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам семьи и детей.
{Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью возлагается на:
республиканский (Автономной Республики Крым), областные, Киевский и Севастопольский городские, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские центры социальных служб для семьи, детей и молодежи; {Абзац второй части первой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
специализированные формирования, создаваемые районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи образуются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, относятся к сфере их управления и подчиняются соответственно органа исполнительной власти или исполнительному органу городского, поселкового, сельского совета. Штатная численность работников республиканского (Автономной Республики Крым), областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских центров социальных служб для семьи, детей и молодежи устанавливается согласно государственным социальным стандартам и нормативам.
Общее положение о центре социальных служб для семьи, детей и молодежи утверждает Кабинет Министров Украины.
Деятельность центров социальных служб для семьи, детей и молодежи финансируется за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах по соответствующему коду программной классификации расходов и других источников, не запрещенных законодательством.
Услуги, предоставляемые центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, являются государственными услугами и осуществляются на безвозмездной основе.
Социальная работа с семьями, детьми и молодежью, предоставление социальных услуг семьям, детям и молодежи осуществляются на профессиональной основе, предполагает соответствующий уровень профессиональной компетентности.
Специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью в соответствии с полномочиями, определенными федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей:
осуществляет социальное инспектирование и оценку потребностей;
планирует и определяет методы помощи;
предоставляет социальные услуги;
обеспечивает социальное сопровождение, способствует формированию знаний, умений, навыков;
активизирует ресурсы общества;
участвует в супервизии;
проводит мониторинг и оценку качества социальных услуг.
Социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляют штатные работники соответствующих заведений, учреждений, предприятий, служб, привлечены специалисты и волонтеры соответствии с заключенными соглашениями.
Подготовку специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью разных образовательно-квалификационных уровней осуществляют учебные заведения, которые имеют соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки.
{Часть четвертая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Повышение квалификации специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляют учебные заведения последипломного образования, имеющих соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки.
{Часть пятая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Специалисты по социальной работе с семьями, детьми и молодежью проходят повышение квалификации в соответствии с требованиями законодательства, но не реже одного раза в три года.
Аттестация специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в три года.
Украина участвует в международном сотрудничестве в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью на региональном и местном уровнях.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, местные государственные администрации, сельские, поселковые, городские советы имеют право заключать договоры о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с социальными службами, научными и образовательными учреждениями иностранных государств, международными организациями, фондами и т.п. в соответствии с законодательством Украины.
{Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Государство поддерживает и стимулирует сотрудничество, которое способствует развитию социальной работы с семьями, детьми и молодежью.
раздел V
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок:
подать в Верховную Раду Украины предложения о приведении законодательных актов Украины в соответствие с настоящим Законом;
разработать и утвердить минимальные стандарты осуществления социальной работы с детьми и молодежью;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.