В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
субъект хозяйственной деятельности - юридическое или физическое лицо, в собственности или в пользовании которого есть хотя бы один объект повышенной опасности;
объект повышенной опасности - объект, на котором используются, изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются одно или несколько опасных веществ или категорий веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы, а также другие объекты как таковые, что в соответствии с законом является реальной угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;
опасное вещество - химическое, токсичное, взрывная, окислительная, горючее вещество, биологические агенты и вещества биологического происхождения, представляющих опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды, совокупность свойств веществ и / или особенностей их состояния, в результате которых при определенных обстоятельствах может создаться угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, материальным и культурным ценностям;
пороговая масса опасных веществ - нормативно установленная масса отдельного опасного вещества или категории опасных веществ или суммарная масса опасных веществ различных категорий;
идентификация объектов повышенной опасности - порядок определения объектов повышенной опасности среди потенциально опасных объектов;
потенциально опасный объект - объект, на котором могут использоваться или изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения аварии;
авария на объекте повышенной опасности - опасное событие техногенного характера, возникшее вследствие изменений во время эксплуатации объекта повышенной опасности и повлекшей гибель людей или создает угрозу жизни и здоровью людей и окружающей среде на его территории и / или за его пределами ;
трансграничное воздействие аварии - ущерб, причиненный населению и окружающей среде одного государства в результате аварии, которая произошла на территории другого государства;
риск - степень вероятности определенного негативного события, которое может произойти в определенное время или при определенных обстоятельствах на территории объекта повышенной опасности и / или за его пределами;
приемлемый риск - риск, который не превышает на территории объекта повышенной опасности и / или за ее пределами предельно допустимого уровня;
управление риском - процесс принятия решений и осуществления мер, направленных на обеспечение минимально возможного риска;
декларация безопасности - документ, определяющий комплекс мер, принимаемых субъектом хозяйственной деятельности с целью предотвращения аварий, а также обеспечение готовности к локализации, ликвидации аварий и их последствий.
Государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, осуществляют уполномоченные законами органы власти, в том числе центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (в случае образования), в ведение которых в соответствии с законом отнесены вопросы: {Абзац первый части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
охраны труда;
обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей природной среды;
государственного надзора (контроля) в сфере пожарной и техногенной безопасности; {Абзацы четвертый и пятый части первой статьи 3 заменено одним абзацем согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
санитарно-эпидемической безопасности;
градостроительства.
Государственный надзор и контроль за деятельностью, связанной с объектами повышенной опасности, осуществляется в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украины и на континентальном шельфе, осуществляются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции" и условиями соответствующего соглашения о разделе продукции.
{Статья 3 дополнена частью второй согласно Закону N 2562-VI от 23.09.2010}
К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:
обеспечение реализации государственной политики в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
обеспечение государственного регулирования и контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами;
организация международного сотрудничества в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
координация работы центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности; {Абзац шестой статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
предоставление разрешений на строительство и / или реконструкцию, консервацию (ликвидацию) объектов повышенной опасности в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, если иное не предусмотрено соглашением о разделе продукции; {Статья 4 дополнена новым абзацем согласно Закону N 2562-VI от 23.09.2010}
осуществление других функций, предусмотренных законами Украины и актами Президента Украины.
{Название статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
К полномочиям центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся: {Абзац первый статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
осуществление государственного регулирования и контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
осуществление соответствующего нормативного регулирования в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами;
решение других вопросов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в соответствии с законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.
К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в пределах компетенции относятся:
осуществление контроля за соблюдением требований законодательства субъектами хозяйственной деятельности;
осуществление необходимых мер, направленных на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограничения и ликвидации их последствий;
организация совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти принятия к эксплуатации объектов повышенной опасности, сфера экологического влияния деятельности которых согласно действующим нормам включает соответствующую территорию; {Абзац четвертый статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
информирование населения об экологически опасных авариях и чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, действия, которые могут использоваться гражданами для уменьшения их влияния на здоровье людей и окружающую среду, а также о мерах, предпринимаемых для преодоления и ликвидации последствий таких аварий и чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации последствий аварии на объектах повышенной опасности, привлечение к этим работам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан;
принятие мер для возмещения вреда, причиненного в результате аварий и чрезвычайных ситуаций;
осуществление иных полномочий в соответствии с законами Украины, а также функций, определенных законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.
К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских советов и других советов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:
решение в соответствии с законодательством вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
{Абзац третий статьи 7 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
принятия в пределах своих полномочий необходимые меры, направленные на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограничения и ликвидации их последствий, информирование населения об их возникновении и организации его защиты;
осуществление иных полномочий, предусмотренных законами.
Субъект хозяйственной деятельности обязан:
принимать меры, направленные на предотвращение аварий, ограничения и ликвидации их последствий и защиту людей и окружающей среды от их воздействия;
сообщать об аварии, которая произошла на объекте повышенной опасности, и мерах, принятых для ликвидации ее последствий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления и населения;
обеспечивать эксплуатацию объектов повышенной опасности с соблюдением минимально возможного риска;
выполнять требования настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность объектов повышенной опасности.
Обязанности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, в случае заключения соглашения о разделе продукции в соответствии с требованиями Закона Украины "О соглашениях о разделе продукции" подлежат исполнению с учетом следующих особенностей:
деятельность с использованием объекта повышенной опасности на основании соглашения о разделе продукции производится исключительно в пределах условий, предусмотренных таким соглашением;
все разрешения и разрешительные документы, предусмотренные настоящим Законом, при выполнении соглашения о разделе продукции в пределах территории исключительной экономической зоны Украины и на континентальном шельфе предоставляются инвестору в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
В порядке реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера субъект хозяйственной деятельности, а также предприятия, учреждения, организации, указанные в части пятой статьи 10 настоящего Закона, одновременно с разработкой декларации безопасности разрабатывают и утверждают план локализации и ликвидации аварий для каждого объекта повышенной опасности, который они эксплуатируют или планируют эксплуатировать.
Категории аварий на объектах повышенной опасности в зависимости от их последствий определяет Кабинет Министров Украины.
План локализации и ликвидации аварий согласовывают центральные органы исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности.
{Часть третья статьи 11 в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
План локализации и ликвидации аварий пересматривается каждые 5 лет.
План локализации и ликвидации аварий может пересматриваться или уточняться до истечения 5 лет с даты его разработки в случае:
изменений в условиях деятельности субъекта хозяйственной деятельности независимо от их причин, приводящих к необходимости изменения сведений, содержащихся в плане локализации и ликвидации аварий;
внесение изменений в действующие или принятия новых нормативно-правовых актов, влияющих на содержание плана локализации и ликвидации аварий;
выдвижения обоснованных требований относительно плана локализации и ликвидации аварий органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
При внесении изменений и дополнений в план локализации и ликвидации аварий субъекты хозяйственной деятельности и другие юридические и физические лица, которые должны участвовать в выполнении противоаварийных мероприятий, предоставляют центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гражданской защиты и центральном органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сферах пожарной и техногенной безопасности, соответствующую для этого информацию.
{Часть шестая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Объем, содержание, форма и порядок предоставления информации устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности.
{Часть седьмая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности в течение 10 дней после утверждения плана локализации и ликвидации аварий предоставляют через средства массовой информации сведения, необходимые для выполнения населением правил поведения и действий в экстремальных ситуациях , предусмотренных этим планом.
{Часть восьмая статьи 11 в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
В случае создания угрозы возникновения аварии с трансграничным воздействием план локализации и ликвидации аварий должен предусматривать немедленное информирование соответствующих органов государств, территории которых могут подвергнуться воздействию последствий такой аварии.
Планы локализации и ликвидации аварий, утвержденные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.
{Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Законам N 762-IV от 15.05.2003, N 5459-VI от 16.10.2012; в редакции Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
Субъект хозяйственной деятельности в соответствии с законом предоставляет соответствующим центральным органам исполнительной власти, определенных статьей 3 настоящего Закона, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и средствам массовой информации, в том числе и тем, основателем которых являются органы местного самоуправления, информацию о об объекты повышенной опасности, находящихся в его собственности или в пользовании.
{Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Субъект хозяйственной деятельности сообщает центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты, охраны труда, пожарной и техногенной безопасности, осуществления государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, обо всех аварийных ситуациях, развитие которых привело или мог привести к аварии.
{Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности, осуществления государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечивают обработки полученной в соответствии с законом информации о деятельности объектов повышенной опасности и предоставляют ее местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, субъектам хозяйственной деятельности и другим заинтересованным лицам, а также в установленном порядке информируют населе ния об аварийных ситуациях, возникающих на объектах повышенной опасности.
{Часть третья статьи 15 в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
Юридическое или физическое лицо или их представители имеют право в соответствии с законом в течение не более 30 дней получить от субъекта хозяйственной деятельности информацию об опасности, которая возникла на объектах повышенной опасности и представляет угрозу для людей и окружающей среды.
Юридическое или физическое лицо имеет право в установленном законом порядке, самостоятельно собирать информацию о состоянии безопасности объектов повышенной опасности и предоставлять ее органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации и другим заинтересованным лицам, в случае если им известно или имеются основания считать, что такая информация содержит сведения относительно правонарушений, которые имеют место на объектах повышенной опасности и представляют угрозу для людей и окружающей среды.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Законы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
{Пункт 3 статьи 19 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
4. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
5. Статью 6 Закона Украины "О страховании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г.., N 18, ст. 78; 1998, N 2, ст. 4, N 11-12, ст. 50; 1999 , N 4, ст. 35; 2000, N 19, ст. 143) дополнить пунктом 29-1 следующего содержания:
"29-1) страхование гражданской ответственности субъектов хозяйствования за вред, который может быть причинен авариями на объектах повышенной опасности".