В этом Законе основные понятия употребляются в таком значении:
железнодорожный транспорт - производственно-технологический комплекс предприятий железнодорожного транспорта, предназначенный для обеспечения потребностей общественного производства и населения страны в перевозках во внутреннем и международном сообщениях и предоставления других транспортных услуг всем потребителям без ограничений по признакам формы собственности и видов деятельности и т.д.; {Абзац второй статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
железная дорога - обособленное подразделение акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования (далее - АО "Укрзализныця"), образованного в соответствии с Законом Украины "Об особенностях образования акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования", который осуществляет перевозки пассажиров и грузов в определенном регионе железнодорожной сети;
прямое железнодорожное сообщение - перевозка грузов и пассажиров в пределах двух и более железных дорог Украины;
прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляется железнодорожным и другими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь; {Абзац пятый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
международное железнодорожное сообщение - перевозка пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почты между Украиной и государствами;
косвенное международное сообщение - перевозки между Украиной и государствами с переоформлением транспортного документа в процессе транспортировки;
груз - материальные ценности, которые перевозятся железнодорожным транспортом в специально предназначенном для этого грузовом подвижном составе;
багаж - вещи и другие материальные ценности, отправляемые пассажиром за отдельную плату при наличии проездных документов в багажном вагоне, следующий в том же направлении, что и пассажир;
грузобагаж - груз перевозится в пассажирских и почтово-багажных поездах;
транспортные средства - железнодорожный подвижной состав (вагоны всех видов, локомотивы, моторейковий транспорт) и контейнеры;
промышленный железнодорожный транспорт - транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий системное перемещение грузов в процессе производства (между производствами, производственными циклами, отдельными операциями или предприятиями в целом) и взаимодействие с железнодорожным транспортом общего пользования и не относится к нему;
подъездные пути - железнодорожные пути, предназначенные для транспортного обслуживания одного или нескольких предприятий, организаций и учреждений во взаимодействии с железнодорожным транспортом общего пользования;
предприятия железнодорожного транспорта - субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере железнодорожного транспорта. {Статья 1 дополнена абзацем четырнадцатым согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Железнодорожный транспорт является одной из важных базовых отраслей экономики Украины, обеспечивает ее внутренние и внешние транспортно-экономические связи и потребности населения в перевозках. Деятельность железнодорожного транспорта как части единой транспортной системы страны способствует нормальному функционированию всех отраслей общественного производства, социальном и экономическом развитии и укреплению обороноспособности государства, международному сотрудничеству Украины.
Предприятия железнодорожного транспорта во взаимодействии с другими видами транспорта должны своевременно и качественно осуществлять перевозки пассажиров и грузов, обеспечивать безопасность движения, развивать сферу транспортного обслуживания народного хозяйства и населения.
{Часть вторая статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Законодательство о железнодорожном транспорте общего пользования состоит из законов Украины "О транспорте", "Об особенностях образования акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования", настоящего Закона, Устава железных дорог Украины, который утверждается Кабинетом Министров Украины, и других актов законодательства Украины.
Нормативные документы, определяющие порядок и условия перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта общего пользования, безопасности движения, охраны труда, обеспечения общественного порядка, пересечения железнодорожных путей другими видами транспорта и коммуникациями, пожарной безопасности, санитарные нормы и правила на железнодорожном транспорте Украины, является обязательным "обязательными для всех юридических и физических лиц на территории Украины.
С целью обеспечения государственных и общественных интересов, свободы предпринимательства и формирования рынка транспортных услуг, безопасности перевозок, охраны окружающей среды Кабинет Министров Украины определяет условия и порядок организации деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, способствует его приоритетном развитии, оказывает поддержку в удовлетворении потребностей железнодорожного транспорта в подвижном составе, материально-технических и топливно-энергетических ресурсах.
{Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
{Часть вторая статьи 4 исключен на основании Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
{Часть третья статьи 4 исключен на основании Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
{Часть четвертая статьи 4 исключен на основании Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
{Часть пятая статьи 4 исключен на основании Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
Управление процессом перевозок во внутреннем и международном сообщениях осуществляется централизованно и относится к исключительной компетенции АО "Укрзализныця".
{Часть шестая статьи 4 в редакции Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
Управление объектами государственной собственности, не вошедших в уставный капитал АО "Укрзализныця", и его акциями, осуществление государственного контроля, регулирования и надзора за деятельностью железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, другими центральными органами исполнительной власти в соответствии с законом с учетом особенностей, установленных Законом Украины "Об особенностях образования акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования".
Магистральные железнодорожные линии общего пользования и размещенные на них технологические сооружения, передаточные устройства, которые непосредственно используются для обеспечения процесса перевозок, а именно: железнодорожные станции и пути общего пользования, тяговые подстанции, контактная сеть и другие устройства технологического электроснабжения, системы сигнализации, централизации, блокировки и управления движением поездов, объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ, являются государственной собственностью, закриплюют ься по АО "Укрзализныця" на праве хозяйственного ведения и не подлежат приватизации.
АО "Укрзализныця" не может отчуждать, передавать в пользование, аренду, лизинг, концессию, управление, залог, вносить в уставный (складочный) капитал субъектов хозяйствования имущество, являющееся государственной собственностью и передано АО "Укрзализныця" на праве хозяйственного ведения, а также совершать другие сделки, следствием которых может быть отчуждение такого имущества.
Распоряжение имуществом, внесенным в уставный капитал АО "Укрзализныця", в том числе списание, продажа, безвозмездная передача, предоставление в пользование, аренду, обмен, а также вывод из эксплуатации подвижного состава, в том числе контейнеров, осуществляются АО "Укрзализныця" в соответствии с его устава и законодательства.
{Статья 5 в редакции Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
{Название статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 860-IV от 22.05.2003, N 4443-VI от 23.02.2012}
Отношения предприятий железнодорожного транспорта с местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления базируются на налоговой и договорной основах в соответствии с действующим законодательством Украины.
{Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 860-IV от 22.05.2003, N 4443-VI от 23.02.2012}
В компетенцию этих органов относятся: контроль за работой железнодорожного пригородного пассажирского транспорта и вокзалов, согласование тарифов в пригородных сообщениях, согласование вопроса о пунктов остановок, закрытие железнодорожных станций для обслуживания пассажиров, автомобильных переездов через железнодорожные пути.
На местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления возлагается организация выполнения работ по благоустройству привокзальных площадей, строительство и благоустройство подъездов к железнодорожным станциям, обеспечение их телефонной связью и транспортным сообщением с населенными пунктами по месту расположения станций, предупреждение правонарушений на железнодорожном транспорте . Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с предприятиями железнодорожного транспорта с целью улучшения использования транспортных средств владельцами грузов, слаженной работы с другими видами транспорта, развития (в том числе на долевых началах) транспортной и социальной инфраструктуры по обслуживанию пассажиров и экономики регионов.
{Часть третья статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Органы управления железнодорожным транспортом вместе с соответствующими местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления решают вопросы эксплуатации малодеятельных убыточных железнодорожных участков, станций, а также железнодорожных подъездных путей, находящихся на балансе АО "Укрзализныця".
{Часть четвертая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 860-IV от 22.05.2003, N 4443-VI от 23.02.2012}
В случае непринятия органами местного самоуправления (в течение 6 месяцев после обращения железной дороги) решений о компенсации убытков из местных бюджетов или за счет предприятий, обслуживаемых этими участками, станциями и подъездными путями, АО "Укрзализныця" по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта имеет право принять решение о закрытии малодеятельных убыточных железнодорожных участков, станций и железнодорожных подъездных путей.
{Часть пятая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 860-IV от 22.05.2003}
Перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом общего пользования организуется на договорных началах. Для обеспечения выполнения договорных обязательств осуществляется перспективное и текущее планирование перевозок.
Условия и порядок организации перевозок, в том числе в прямом смешанном сообщении с участием железнодорожного и других видов транспорта, нормативы качества грузовых перевозок (сроки доставки, безопасность перевозок, сохранность грузов) и обслуживание пассажиров, отправителей и получателей грузов определяются Уставом железных дорог Украины, Правилами перевозок грузов и Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины.
{Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Хозяйственная деятельность по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством. {Статья 8 дополнена частью третьей согласно Закону N 3370-IV от 19.01.2006; с изменениями, внесенными согласно Закону N 222-VIII от 02.03.2015}
Установлении тарифов на перевозку грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (за исключением пригородных пассажирских перевозок) в пределах Украины осуществляется на основании бюджетной, ценовой и тарифной политики в порядке, определяет Кабинет Министров Украины.
Тарифы на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении устанавливаются АО "Укрзализныця" по согласованию с местными органами исполнительной власти. При уровне тарифов, не обеспечивающих рентабельности этих перевозок, убытки компенсируются из местных бюджетов.
{Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются с учетом инвестиционной составляющей.
{Статья 9 дополнена новой частью согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Разработка тарифов на перевозку грузов, пассажиров, грузобагажа железнодорожным транспортом в международном сообщении, в том числе транзитом, осуществляется АО "Укрзализныця". Тарифы на транзитные перевозки устанавливаются АО "Укрзализныця" в соответствии с международными договорами и законодательством Украины.
{Часть четвертая статьи 9 в редакции Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
Расчеты за работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почты, по которым не осуществляется государственное регулирование тарифов, проводятся по свободным тарифам, которые определяются по договоренности сторон в порядке, не противоречит законодательству о защите экономической конкуренции .
{Часть статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1294-IV от 20.11.2003}
Для защиты интересов отдельных категорий граждан на пассажирских перевозках, в том числе пригородных, могут предусматриваться льготные тарифы. Убытки железнодорожного транспорта общего пользования от их использования возмещаются за счет государственного или местных бюджетов в зависимости от того, каким органом принято решение о введении льгот.
{Часть шестая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования осуществляют свою деятельность на основе сочетания принципов государственного регулирования и рыночных отношений.
{Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Экономические отношения АО "Укрзализныця" и его зависимых хозяйственных обществ, порядок взаимодействия между ними, включая распределение доходов (прибыли) от перевозок, расчеты за услуги и работы, другие расчеты, связанные с централизованным снабжением товарно-материальных ценностей, несохранением груза, повреждением объектов железнодорожного транспорта общего пользования, ремонтом подвижного состава, изготовлением запасных частей, осуществляются на основе единой технологии работы в порядке, определяемом АО "Укрзализныця".
{Часть вторая статьи 10 в редакции Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
Доходы железных дорог за перевозку грузов и пассажиров в прямом сообщении формируются с учетом их конкретного вклада в процесс перевозок. Организация расчетов за эти перевозки и использования подвижного состава осуществляется через единую систему расчетов путем открытия единого текущего счета АО "Укрзализныця" со специальным режимом использования.
{Часть третья статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2921-III от 10.01.2002}
Планы деятельности и перспективные планы развития АО "Укрзализныця" утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта.
{Часть четвертая статьи 10 в редакции Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
Строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования и местного сообщения осуществляются в установленном порядке за счет средств Государственного бюджета Украины в пределах лимитов государственных капитальных вложений, средств АО "Укрзализныця", привлеченных средств.
{Часть пятая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием населения региона, приобретение электропоездов и дизель-поездов для пригородного сообщения осуществляется за счет средств АО "Укрзализныця" с привлечением средств местных бюджетов, а также других не запрещенных законодательством средств.
{Часть шестая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Строительство и реконструкция железнодорожных станций и других объектов железнодорожного транспорта, связанных со строительством или реконструкцией промышленных предприятий, осуществляются за счет средств предприятий или средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на указанные цели.
{Часть седьмая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 860-IV от 22.05.2003}
{Часть восьмая статьи 10 исключен на основании Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
Расчеты отправителей и получателей груза, грузобагажа и почты с предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования за перевозку, дополнительные сборы за грузовые операции и пользование подвижным составом, а также за штрафы, пеню, неустойки осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом железных дорог Украины, другими актами законодательства Украины и международными договорами.
Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования имеют право на залог имущества переданных им для перевозок грузов для обеспечения гарантии надлежащей провозной оплаты и других платежей за перевозку в порядке, определяет Кабинет Министров Украины.
{Часть одиннадцатая статьи 10 исключен на основании Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
Кабинет Министров Украины ежегодно устанавливает АО "Укрзализныця" государственный заказ по перевозкам пассажиров и грузов, введение новых мощностей, модернизации технических средств, порядка и размеров выделения необходимых для этих целей средств из Государственного бюджета Украины.
Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан, пользующихся его услугами, а также безопасность движения поездов, охрану окружающей природной среды в соответствии с действующим законодательством Украины.
{Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Безопасность движения поездов - комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы и содержание в постоянной исправности железнодорожных сооружений, путей, подвижного состава, оборудования, механизмов и устройств.
Размещение объектов, связанных с производством, хранением, погрузкой, транспортировкой и разгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и материалов, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, определяется соответствующими строительными и санитарными нормами и правилами относительно объектов, расположенных на землях железнодорожного транспорта общего пользования. Места пересечения железнодорожных путей трубопроводами, линиями связи и электропередач, другими коммуникациями должны согласовываться с АО "Укрзализныця".
Подвижной состав, оборудование и другие технические средства, которые поставляются железнодорожному транспорту, должны соответствовать требованиям безопасности движения, сохранности грузов, охраны труда, экологической безопасности и иметь соответствующий сертификат.
Государственный надзор за безопасностью движения поездов на железнодорожном транспорте Украины осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. {Часть пятая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования обеспечивают сохранность грузов, багажа и грузобагажа в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с действующим законодательством Украины.
{Часть первая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте общего пользования, рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении административных взысканий осуществляются ведомственной военизированной охраной АО "Укрзализныця", работники которой во время выполнения служебных обязанностей " связей имеют права, предусмотренные Положением о ведомственной военизированной охране АО "Укрзализныця" и действующим законодательством Украины, применять огнестрельное оружие и спе ные средства (наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества) в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Украины, а также гарантии правовой и социальной защиты.
{Часть вторая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2742-VI от 02.12.2010}
Положение о ведомственной военизированной охране АО "Укрзализныця" утверждает Кабинет Министров Украины.
Охрана защитных лесонасаждений осуществляется ведомственной лесной охраной дистанций защитных лесонасаждений, положение о которой утверждает АО "Укрзализныця".
Организация работы железнодорожного транспорта общего пользования в условиях чрезвычайных обстоятельств осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины.
{Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
АО "Укрзализныця" имеет право вводить, по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта, временные ограничения перевозок в отдельные районы во время стихийного бедствия, возникновения других чрезвычайных обстоятельств, скопления неразгруженных транспортных средств в пунктах назначения.
Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируются на основании Кодекса законов о труде Украины, Положения "О дисциплине работников железнодорожного транспорта Украины", другими актами законодательства Украины о труде.
Особенности условий труда, социально-бытового и жилищного обеспечения, режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются АО "Укрзализныця" в соответствии с действующим законодательством Украины по согласованию с отраслевыми профсоюзами .
Работники железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющих обслуживание пассажиров, трудоустраиваются по контрактной форме трудового договора. Перечень категорий работников железнодорожного транспорта, трудоустраиваются по контрактной форме трудового договора, утверждается Кабинетом Министров Украины.
{Часть третья статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Создание рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью проводится предприятиями железнодорожного транспорта в размере четырех процентов от числа работников, занятых на подсобно-вспомогательных работах.
Социальная защита работников железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Украины.
Работники железнодорожного транспорта общего пользования и члены их семей (иждивенцы) пользуются правом на бесплатный проезд железнодорожным транспортом. Порядок и условия предоставления этих и других льгот устанавливаются Кабинетом Министров Украины, коллективными договорами и соглашениями.
За работниками железнодорожного транспорта общего пользования, которые были переведены на другую работу в этой области или в другие отрасли вследствие трудового увечья или профессионального заболевания или если они вышли на пенсию по инвалидности или по возрасту, сохраняются право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом и другие льготы, которые установленные законодательными актами Украины для работников железнодорожного транспорта, коллективными договорами и соглашениями.
{Часть третья статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Работникам железнодорожного транспорта общего пользования, в соответствии с действующим законодательством Украины нуждаются в улучшении жилищных условий, на индивидуальное и кооперативное строительство или приобретение жилья предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования может предоставляться беспроцентный кредит на срок до 20 лет за счет соответствующих собственных средств.
{Часть четвертая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Железнодорожники и члены их семей пользуются в установленном порядке бесплатным медицинским обслуживанием в ведомственных учреждениях здравоохранения. Это право сохраняется за ними и после выхода на пенсию.
Пенсионное обеспечение работников железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины.
АО "Укрзализныця" имеет право за счет собственных средств создавать негосударственный пенсионный фонд и выплачивать железнодорожникам отраслевую пенсию на основании действующего законодательства Украины.
Дисциплина работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется действующим законодательством Украины и Положением " О дисциплине работников железнодорожного транспорта Украины " .
Коллективные трудовые споры по вопросам внедрения на предприятиях железнодорожного транспорта общего пользования новых или изменения существующих социально - экономических условий труда и быта , заключения и выполнения коллективных договоров и других соглашений между собственником или уполномоченным органом управления предприятием и трудовым коллективом ( коллективом подразделения ) или профсоюзом решаются в порядке , предусмотренном действующим законодательством Украины.
Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования могут выступать как субъекты внешнеэкономической деятельности и осуществлять ее на основании действующего законодательства Украины и международных договоров Украины.
{Часть первая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Для обеспечения внешнеэкономических связей Украины АО "Укрзализныця" осуществляет международные перевозки в прямом железнодорожном, прямом смешанном и непрямом международном сообщениях.
{Часть вторая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Перевозки грузов и пассажиров в прямом и непрямом международном и прямом смешанном сообщениях регулируются действующим законодательством Украины и международными договорами Украины.
АО "Укрзализныця" при международных перевозках имеет право на возмещение расходов, связанных с дополнительными услугами, не предусмотренные международными договорами, за счет грузоотправителя и грузополучателя на основе договоров.
{Часть четвертая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Субъекты внешнеэкономической деятельности, которые поставляют продукцию на экспорт с перевозками ее железными дорогами Украины, могут отчислять часть валютных средств железным дорогам в счет провозной платы и на возмещение расходов на дополнительные услуги.
Обязательной продаже иностранной валюты и налогообложению средств в иностранной валюте, полученных железными дорогами за международные перевозки, подлежат средства, оставшиеся в железных дорог после отчислений иностранным железным дорогам, которые участвуют в этих перевозках.
{Название статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
АО "Укрзализныця" должно осуществлять развитие инфраструктуры транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности Украины, повышать пропускную и перерабатывающую способность пограничных передаточных пунктов, приводить парк подвижного состава и контейнеров, выходящих на иностранную сеть железных дорог, в соответствие с международными стандартами и требованиями.
{Статья 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Осуществление сотрудничества с организациями железнодорожного транспорта иностранных государств, правовая защита по вопросам железнодорожного транспорта Украины и представительство интересов Украины в международных организациях железнодорожного транспорта общего пользования возлагаются на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта.
{Статья 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
{Название статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
Предприятия железнодорожного транспорта имеют право: {Абзац первый части первой статьи 22 в редакции Закона N 4443-VI от 23.02.2012}
а) устанавливать границы зон повышенной опасности;
б) в случае несвоевременной оплаты за перевозку взимать с грузоотправителей (грузополучателей) пеню в размере и порядке, установленных Уставом железных дорог Украины;
в) требовать от грузоотправителей и грузополучателей безусловного соблюдения требований и норм по использованию средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, тары, специализированных контейнеров, исключающих повреждения подвижного состава, сооружений и устройств путевого хозяйства и обеспечивают сохранность грузов.
Права предприятий железнодорожного транспорта (перевозчиков) на принятые к перевозке грузы защищаются наравне с правами владельцев груза. Перевозчики вправе требовать возврата груза, находящегося в чужом незаконном владении, а также на возмещение убытков, причиненных хищением, уничтожением или его порчей (для возможности возврата владельцу груза).
{Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4443-VI от 23.02.2012}
В случае порчи, уничтожения, хищения груза, собственник которого неизвестен, вред компенсируется перевозчику в порядке, установленном Уставом железных дорог Украины.
Перевозчики обязаны обеспечивать: своевременное качественное перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почты развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, транспортных услуг; сохранность перевозимых грузов; охрану окружающей среды от вредного воздействия железнодорожного транспорта общего пользования.
Возмещение убытков пользователям услуг железнодорожного транспорта общего пользования в случае нарушения договорных обязательств осуществляется в порядке, устанавливаемом Уставом железных дорог Украины и контролируется центральным органом исполнительной власти в области транспорта в.
Перевозчики не имеют права отказывать пассажиру и грузоотправителю в перевозке, кроме случаев, предусмотренных Уставом железных дорог Украины.
При перевозке в международном железнодорожном сообщении пассажир обязан иметь надлежащим образом оформленные документы, необходимые для въезда в государства следования, государств по маршруту следования, и предъявить их перевозчику по его требованию.
Перевозчик при перевозке пассажира в международном железнодорожном сообщении, помимо обязанностей, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона, обязан до начала такой перевозки проверить наличие у пассажира паспортного документа, удостоверяющего личность предъявителя, или документа, который его заменяет, и отказать в перевозке пассажиру, который по его требованию не предъявил необходимые документы.
{Часть вторая статьи 22-1 в редакции Закона N 5099-VI от 05.07.2012}
Отказ перевозчика от договора международном железнодорожном пассажира по его требованию не предъявил документы, указанные в части второй настоящей статьи, не влечет за собой обязанность перевозчика возместить пассажиру причиненный в связи с этим ущерб.
{Часть третья статьи 22-1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5099-VI от 05.07.2012}
За невыполнение обязанности проверить перед началом перевозки пассажира в международном железнодорожном сообщении наличие у него документов, указанных в части второй настоящей статьи, привело к перевозке или попытке перевозки пассажира через государственную границу Украины без необходимых документов, перевозчик несет ответственность, предусмотренную законом.
{Часть четвертая статьи 22-1 в редакции Закона N 5099-VI от 05.07.2012}
{Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Законом N 2753-VI от 02.12.2010}
Служебное делопроизводство , учетная , отчетная , коммерческая и техническая документация , телеграфная связь , правовая и научно -техническая информация , а также информация и реклама на железнодорожных станциях , вокзалах , в поездах и других местах обслуживания пассажиров , служебное общение на предприятиях , в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта , связанных с движением поездов , перевозкой пассажиров и грузов , осуществляются в соответствии с действующим законодательством Украины о языках и международных соглашений.