Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Украины, этот Закон, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый и Таможенный кодексы Украины, законы Украины о прокуратуре, Национальную полицию, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Государственное бюро расследований, Службу безопасности, Государственную пограничную службу Украины, Государственную уголовно-исполнительной службе Украины, государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц, статус судей, обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, государственной защите работников суда и правоохранительных органов, другие законодательные акты и международно-правовые соглашения и договоры, участником которых является Украина.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах верховенства права, законности, соблюдения прав и свобод человека.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:
Национальной полиции - подразделениями криминальной и специальной полиции; {Абзац второй части первой статьи 5 в редакции Закона N 3784-12 от 23.12.93; с изменениями, внесенными согласно Закону N 312-XIV от 11.12.98; в редакции Закона N 2246-III от 18.01.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV от 15.05.2003 - относительно вступления в силу см. "Заключительные положения" Закона; с изменениями, внесенными согласно Законам N 3334-VI от 12.05.2011, N 193-VIII от 12.02.2015, N 580-VIII от 02.07.2015; в редакции Закона N 901-VIII от 23.12.2015}
Государственного бюро расследований - оперативным, оперативно-техническими, внутреннего контроля, обеспечения личной безопасности;
Службы безопасности Украины - контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов; {Абзац части первой статьи 5 в редакции Закона N 2246-III от 18.01.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 3200-IV от 15.12.2005}
Службы внешней разведки Украины - агентурной разведки, оперативно-техническими, собственной безопасности; {Часть первая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 3200-IV от 15.12.2005}
Государственной пограничной службы Украины - разведывательным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы (агентурной разведки, оперативно-техническим, собственной безопасности), оперативно-розыскными подразделениями соответственно специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы и его территориальных органов , подразделениями по охране государственной границы органов охраны государственной границы и морской охраны, обеспечения внутренней безо и, обеспечения собственной безопасности, оперативного документирования и оперативно-техническими; {Абзац части первой статьи 5 в редакции Закона N 3111-III от 07.03.2002, N 662-IV от 03.04.2003 - вступает в силу с 01.08.2003 года; с изменениями, внесенными согласно Законам N 2600-IV от 31.05.2005, N 3200-IV от 15.12.2005}
управления государственной охраны - подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, относительно которых осуществляется государственная охрана {Абзац части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2246-III от 18.01.2001}
органов доходов и сборов - оперативными подразделениями налоговой милиции и подразделениями, ведущими борьбу с контрабандой; {Часть первая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 85/98-ВР от 05.02.98; в редакции Закона N 406-VII от 04.07.2013}
органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины; {Часть первая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 312-XIV от 11.12.98; в редакции Закона N 1254-VI от 14.04.2009; с изменениями, внесенными согласно Законам N 4652-VI от 13.04.2012, N 1492-VIII от 07.09.2016}
разведывательного органа Министерства обороны Украины - оперативными, оперативно-техническими, собственной безопасности; {Часть первая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 3111-III от 07.03.2002}
{Абзац десятый части первой статьи 5 исключен на основании Закона N 406-VII от 04.07.2013}
Национального антикоррупционного бюро Украины - детективов, оперативно-техническими, внутреннего контроля. {Часть первая статьи 5 дополнен абзацем одиннадцатым согласно Закону N 1698-VII (1698-18) от 14.10.2014; в редакции Закона N 198-VIII (198-19) от 12.02.2015}
{Часть первая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2932-12 от 26.01.93}
Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается. {Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2246-III (2246-14) от 18.01.2001}
Сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности между министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, государственными органами, в состав которых входят оперативные подразделения, определенные в статье 5 настоящего Закона, и правоохранительными и специальными службами других государств, имеющих в своем составе соответствующие подразделения, а также с международными правоохранительными организациями осуществляется в соответствии с законодательством Украины, международными договорами Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина.
{Закон дополнен статьей 5-1 согласно Закону N 2397-VI от 01.07.2010}
Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности являются:
1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, что требует проверки с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств, о:
- преступления, готовящихся;
- лиц, которые готовят совершение преступления;
- лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
- лиц безвестно отсутствующих;
- разведывательно-подрывную деятельность спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;
- реальную угрозу жизни, здоровью, жилью, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью надлежащего разведывательной деятельности
{Пункт 1 части первой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1381-XIV от 13.01.2000, N 2246-III от 18.01.2001, N 3111-III от 07.03.2002; в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках, а также лиц, которым предоставляется разрешение на пребывание без сопровождения в контролируемых и стерильных зонах , зонах ограниченного доступа, охраняемых и критических частях таких зон аэропортов;
{Пункт 2 части первой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2246-III от 18.01.2001, N 1965-VIII от 21.03.2017}
3) потребность в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства;
4) наличие обобщенных материалов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, полученных в установленном законом порядке.
{Часть первая статьи 6 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом N 2258-VI от 18.05.2010; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}
Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, постановлениях следователя судьи, суда, материалах правоохранительных органов, в запросах и сообщениях правоохранительных органов других государств и международных правоохранительных организаций, а также запросам полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государствам ой тайны, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.
{Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2246-III от 18.01.2001, N 2397-VI от 01.07.2010; в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных в этой статье.
Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
1) в пределах своих полномочий в соответствии с законами, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности, принимать необходимые оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, своевременному выявлению и пресечению преступлений и изобличения причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений; {Статья 7 дополнена пунктом 1 согласно Закону N 2246-III от 18.01.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
2) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и постановления следственного судьи суда и запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий; {Пункт 2 части первой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
3) выполнять в пределах своей компетенции запросы правоохранительных органов других государств или международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством Украины, международными договорами Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина; {Пункт 3 статьи 7 в редакции Закона N 2397-VI от 01.07.2010}
4) информировать соответствующие государственные органы об известных им фактах и данные, свидетельствующие об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушении законодательства, связанные со служебной деятельностью должностных лиц; {Пункт 4 статьи 7 в редакции Закона N 2246-III от 18.01.2001}
5) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций, с целью быстрого и полного предупреждения, выявления и пресечения преступлений; {Пункт 5 статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 965-IV от 19.06.2003, N 4652-VI от 13.04.2012}
6) обеспечить с привлечением других подразделений безопасность работников суда и правоохранительных органов, лиц, оказывающих помощь, способствуют оперативно-розыскной деятельности, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц; {Пункт статьи 7 в редакции Закона N 1381-XIV от 13.01.2000}
7) участвовать в осуществлении мероприятий по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в проведении специальной проверки по допуску к особым работам. {Статья 7 дополнена пунктом 7 в соответствии с Законом N 747-IV от 15.05.2003}
В случае обнаружения признаков преступления оперативное подразделение, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, обязан безотлагательно направить собранные материалы, в которых зафиксировано фактические данные о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, в соответствующий орган досудебного расследования для начала и осуществления досудебного расследования в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины.
{Статья 7 дополнена частью второй согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
В случае, если признаки преступления обнаружены при проведении оперативно-розыскных мероприятий, продолжаются и прекращение которых может негативно повлиять на результаты уголовного производства, подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, сообщает соответствующий орган досудебного расследования и прокурора об обнаружении признаков преступления, заканчивает проведения оперативно-розыскного мероприятия, после чего направляет собранные материалы, в которых зафиксировано фактические данные о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотри на Уголовным кодексом Украины, в соответствующий орган досудебного расследования.
{Статья 7 дополнена частью третьей согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
Оперативные подразделения Государственного бюро расследований, Национальной полиции, Службы безопасности Украины, органов доходов и сборов, Государственной пенитенциарной службы Украины, Государственной пограничной службы Украины проводят следственные (розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия в уголовном производстве по поручению следователя, прокурора в порядке , предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины. Письменные поручения о проведении следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий, предоставленные следователем, прокурором в пределах компетенции и в установленном порядке, являются обязательными к выполнению оперативным подразделением.
{Статья 7 дополнена частью четвертой по закону N 4652-VI от 13.04.2012; с изменениями, внесенными согласно Законам N 406-VII от 04.07.2013, N 794-VIII от 12.11.2015, N 901-VIII от 23.12.2015}
Оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных статьей 6 настоящего Закона оснований предоставляется право:
1) опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь;
2) проводить контролируемую поставку и контролируемую и оперативную закупку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных к обороту, у физических и юридических лиц независимо от формы собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Проведение контролируемой поставки, контролируемой и оперативной закупок осуществляется в соответствии с положениями статьи 271 Уголовно-процессуального кодекса Украины в порядке, определенном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, Службы безопасности Украины , согласованным с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины;
{Пункт 2 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5463-VI от 16.10.2012, N 406-VII от 04.07.2013}
3) поднимать в установленном законом порядке вопрос о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и участвовать в их проведении;
4) знакомиться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения следственного судьи в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины, - истребовать документы и данные, характеризующие д ияльнисть предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины;
5) проводить операции по захвату преступников, пресечению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц;
6) посещать жилые и другие помещения с согласия их собственников или жителей для выяснения обстоятельств преступления, готовится, а также собирать сведения о противоправной деятельности лиц, в отношении которых осуществляется проверка;
7) негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения и обследования публично недоступных мест, жилища или иного владения лица по с положениями статьи 267 Уголовно-процессуального кодекса Украины;
7-1) с целью выявления и фиксации деяний, предусмотренных статьями 305, 307, 309, 311, 318, 321, 364-1, 365-2, 368, 368-3, 368-4, 369, 369-2 Уголовного кодекса Украины, проводить операции с контролируемого совершение соответствующих деяний. Порядок получения разрешения, срок его действия и порядок проведения операции по контролируемому совершение коррупционного деяния определяются Уголовным процессуальным кодексом Украины;
{Часть первая статьи 6 дополнена пунктом 7-1 в соответствии с Законом N 794-VIII от 12.11.2015}
8) выполнять специальное задание по раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации в соответствии с положениями статьи 272 Уголовно-процессуального кодекса Украины;
9) осуществлять аудио-, видеоконтроль лица, снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, электронных информационных сетей в соответствии с положениями статей 260, 263-265 Уголовного процессуального кодекса Украины;
10) налагать арест на корреспонденцию, осуществлять ее осмотр и выемку в соответствии с положениями статей 261, 262 Уголовно-процессуального кодекса Украины;
11) осуществлять наблюдение за лицом, вещью или местом, а также аудио-, видеоконтроль места согласно положениям статей 269, 270 Уголовно-процессуального кодекса Украины;
12) осуществлять установления местонахождения радиоэлектронного средства в соответствии с положениями статьи 268 Уголовно-процессуального кодекса Украины;
13) иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников;
14) использовать конфиденциальное сотрудничество в соответствии с положениями статьи 275 Уголовно-процессуального кодекса Украины;
15) получать от юридических или физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, готовящихся или совершенных, и об угрозе безопасности общества и государства;
16) использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятий, учреждений, организаций, а так же с согласия лиц - жилье, другие помещения, транспортные средства и имущество, принадлежащие им;
17) создавать и использовать заранее идентифицированы (помечены) или ненастоящие (имитационные) средства в соответствии с положениями статьи 273 Уголовно-процессуального кодекса Украины;
18) создавать и применять автоматизированные информационные системы;
19) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных законами о Национальной полиции, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе Украины, государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц, Таможенным кодексом Украины; {Пункт 19 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
20) обращаться в пределах своих полномочий с запросами к правоохранительным органам других государств и международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством Украины, международными договорами Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина.
Принятие решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, представление и рассмотрение соответствующих ходатайств, проведение оперативно-розыскных мероприятий, фиксация и использование их результатов, проведение мероприятий в вынесения постановления следственного судьи и другие вопросы их проведения регулируются в соответствии с положениями главы 21 Уголовно-процессуального кодекса Украины с учетом особенностей, установленных настоящим Законом, по цели проведения оперативно-розыскных мероприятий, субъекта инициирования и проведения этих мероприятий, обоснования к лопотання об их проведении и оснований для его удовлетворения следственным судьей, использование результатов оперативно-розыскных мероприятий и другим вопросам, обусловленных спецификой цели их проведения. Принятие решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, не требующих разрешения следственного судьи или решения прокурора, осуществляется руководителем соответствующего оперативного подразделения или его заместителем с сообщением о принятом решении прокурора.
Негласное обследование публично недоступных мест, жилища или иного владения лица, аудио-, видеоконтроль лица, аудио-, видеоконтроль места, наблюдение за лицом, снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, электронных информационных сетей, наложение ареста на корреспонденцию, осуществление ее осмотра и выемки, установления местонахождения радиоэлектронного средства проводятся на основании постановления следственного судьи, постановленной по ходатайству руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя, согласованного прокурором. Эти меры применяются исключительно с целью предупреждения совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, предотвращения и пресечения террористических актов и других посягательств специальных служб иностранных государств и организаций, если другим способом получить информацию невозможно.
Исключительно с целью получения разведывательной информации для обеспечения внешней безопасности Украины указанные меры могут осуществляться только по решению следственного судьи без разглашения третьим лицам, а меры, не требующие разрешения следственного судьи, - не сообщение прокурора. Срок действия постановления следственного судьи о разрешении на проведение такого мероприятия не может превышать шести месяцев.
{Часть четвертая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 267-VIII от 19.03.2015}
К выполнению отдельных поручений в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности могут привлекаться работники других подразделений.
Во время выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, связанных с прекращением правонарушений в сфере налогового и таможенного законодательства, права, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются исключительно оперативным подразделениям органов доходов и сборов в пределах их компетенции.
{Часть шестая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 406-VII от 04.07.2013}
Координация действий по реализации прав подразделений, которые проводят оперативно-розыскную деятельность в целях борьбы с терроризмом, осуществляется Службой безопасности Украины.
Разведывательным органам Украины предоставляются права, предусмотренные частью первой настоящей статьи, кроме пунктов 2, 3, 5, 6, а также пункта 7 в части негласного выявления и фиксирования следов тяжкого или особо тяжкого преступления, документов и других предметов, которые могут быть доказательствами подготовки или совершение такого преступления.
В каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа Национальной полиции или начальником обособленного подразделения территориального органа Национальной полиции, органа Службы безопасности Украины, оперативного подразделения органа Государственного бюро расследований, Государственной пограничной службы Украины, охраны высших должностных лиц, Службы внешней разведки Украины, оперативного подразделения органов доходов и сборов, органа, учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора, разведывательного органа Министерства оборо ни Украина, разведывательного органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, подразделения Национального антикоррупционного бюро Украины или его уполномоченным заместителем. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 85/98-ВР от 05.02.98, N 312-XIV от 11.12.98, N 2246-III от 18.01.2001, N 3111-III от 07.03.2002, N 662-IV от 03.04.2003, N 3200-IV от 15.12.2005, N 1254-VI от 14.04.2009, N 3334-VI от 12.05.2011, N 4652-VI от 13.04.2012, N 406-VII от 04.07.2013, N 1698-VII от 14.10.2014, N 794-VIII от 12.11.2015, N 901-VIII от 23.12.2015}
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется Национальной полицией, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, Службой безопасности Украины, Государственным бюро расследований, Службой внешней разведки Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы Управлением государственной охраны Украины, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере исполнения к риминальних наказаний и пробации, разведывательным органом Министерства обороны Украины, Национальным антикоррупционным бюро Украины.
{Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 85/98-ВР от 05.02.98, N 312-XIV от 11.12.98, N 3111-III от 07.03.2002, N 662-IV от 03.04.2003, N 3200-IV от 15.12.2005, N 1254-VI от 14.04.2009, N 4652-VI от 13.04.2012, N 5463-VI от 16.10.2012, N 406-VII от 04.07.2013, N 1698-VII от 14.10.2014, N 794-VIII от 12.11.2015, N 901-VIII от 23.12.2015, N 1492-VIII от 07.09.2016}
На лицо, которое подозревается в подготовке к совершению преступления, скрывается от органов предварительного расследования, суда или уклоняется от отбывания уголовного наказания, без вести пропала, ведется только одна оперативно-розыскное дело. Без заведения оперативно-розыскного дела проведения оперативно-розыскных мероприятий, кроме случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, запрещается. О заведении оперативно-розыскного дела выносится постановление, которое утверждается начальником или уполномоченным заместителем начальника органа Национальной полиции или начальником обособленного подразделения территориального органа Национальной полиции, подразделения Национального антикоррупционного бюро Украины, органа Службы безопасности Украины, директором Государственного бюро расследований или его уполномоченным заместителем, руководителем территориального органа или его уполномоченным заместителем, Государственной пограничной службы Украины, Управляя иння государственной охраны Украины, разведывательного органа Министерства обороны Украины, Службы внешней разведки Украины, оперативного подразделения органов доходов и сборов, органа или учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора. В постановлении указываются место и время его составления, должность лица, выносящего постановление, его фамилия, основание и цель заведения оперативно-розыскного дела. О заведении оперативно-розыскного дела в течение суток письменно уведомляется прокурор.
При проверке лиц в связи с допуском их к государственной тайне, а также к работе с ядерными материалами и на ядерных установках, а также лиц, которым предоставляется разрешение на пребывание без сопровождения в контролируемых и стерильных зонах, зонах ограниченного доступа, охраняемых и критических частях таких зон аэропортов, оперативно-розыскное дело не заводится. Такая проверка должна длиться не более двух месяцев.
{Часть четвертая статьи 9 в редакции Закона N 2246-III от 18.01.2001; с изменениями, внесенными согласно Законам N 3412-VI от 19.05.2011, N 1965-VIII от 21.03.2017}
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц. Отдельные ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и могут применяться только по решению следственного судьи с целью выявления, предупреждения или прекращения тяжкого или особо тяжкого преступления и в случаях, предусмотренных законодательством Украины, с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества .
{Часть пятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2246-III от 18.01.2001, N 965-IV от 19.06.2003, N 1130-IV от 11.07.2003, N 4652-VI от 13.04.2012}
При наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность осуществляемых мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
При применении оперативно-розыскных мероприятий работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства.
В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилось, Служба безопасности Украины, Государственное бюро расследований, Национальная полиция специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Управления государственной охраны Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную по аткову и таможенную политику, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, разведывательный орган Министерства обороны Украины, разведывательный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Служба внешней разведки Украины, национальное антикоррупционное бюро Украины обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненный материальный и моральный ущерб в полном сязи.
{Часть восьмая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 85/98-ВР от 05.02.98, N 312-XIV от 11.12.98, N 2246-III от 18.01.2001, N 3111-III от 07.03.2002, N 662-IV от 03.04.2003, N 3200-IV от 15.12.2005, N 1254-VI от 14.04.2009, N 4652-VI от 13.04.2012, N 5463-VI от 16.10.2012, N 406-VII от 04.07.2013, N 1698-VII от 14.10.2014, N 794-VIII от 12.11.2015, N 901-VIII от 23.12.2015, N 1492-VIII от 07.09.2016}
Граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия.
Запрещается передавать и разглашать сведения о мерах безопасности и лиц, взятых под защиту, или такие, которые могут повредить следствию или интересам человека, безопасности Украины. Запрещается обнародовать или предоставлять собранные сведения, а также информацию о проведении или непроведении в отношении определенного лица оперативно-розыскной деятельности до принятия решения по результатам такой деятельности. Вопрос обнародования или предоставления такой информации после принятия решения регулируется законом.
{Часть десятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1381-XIV от 13.01.2000, N 2939-VI от 13.01.2011, N 4652-VI от 13.04.2012}
Подразделения, использующие автоматизированные информационные системы в оперативно-розыскной деятельности, должны обеспечить возможность выдавать данные о лице на запрос органов досудебного расследования, прокуратуры, суда. В местах хранения информации должна быть гарантирована ее достоверность и надежность охраны. {Часть одиннадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, по подготовке к террористическим актам или их совершение отдельными лицами и группами, хранятся до 5 лет.
{Часть двенадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 965-IV от 19.06.2003}
Не подлежат передаче и разглашению результаты оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с законодательством Украины составляют государственную тайну, а также сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека. За передачу и разглашение этих сведений работники оперативных подразделений, а также лица, которым эти сведения были доверены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или стали известны по службе или работе, подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.
{Часть тринадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2246-III от 18.01.2001}
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с временным ограничением прав человека, проводятся с целью предотвращения тяжких или особо тяжких преступлений, их выявление и пресечение, розыска лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или бесследно исчезли, защиты жизни, здоровья, жилья и имущества работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, прекращение разведывательно-подрывной деятельности против Украины.
{Часть четырнадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1381-XIV от 13.01.2000, N 2246-III от 18.01.2001, N 965-IV от 19.06.2003, N 1130-IV от 11.07.2003; в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
Наблюдение за лицом, вещью или местом, а также аудио-, видеоконтроль места может проводиться с целью установления данных о личности и о ее связи в случае, когда есть факты, подтверждающие, что ею готовится тяжкое или особо тяжкое преступление, для получения сведений, указывающих на признаки такого преступления, для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц, а также с целью получения разведывательной информации в интересах безо ки общества и государства.
{Часть пятнадцатая статьи 9 в редакции Закона N 1381-XIV от 13.01.2000, N 4652-VI от 13.04.2012}
Для получения информации запрещается применять технические средства, психотропные, химические и другие вещества, которые подавляют волю или наносят ущерб здоровью людей и окружающей среде.
Ведение оперативно-розыскных дел осуществляется:
1) в отношении неустановленных лиц, которые готовят совершения преступления, а также лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, - до их установления или розыска, но не более сроков давности привлечения к уголовной ответственности или сроков давности исполнения обвинительного приговора; {Пункт 1 части первой статьи 9-1 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
{Пункт 2 части первой статьи 9-1 исключено на основании Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
3) в отношении лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, в том числе в связи с вооруженным конфликтом, военными действиями, беспорядками внутри страны либо в связи с чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера или другими событиями, которые могут вызвать массовую гибель людей, - к установлению их местонахождения, места захоронения или местонахождение останков;
4) в отношении лиц, относительно которых есть данные об участии в подготовке к совершению преступления, - до установления и фиксации фактических данных о противоправных деяниях, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, но не более шести месяцев; {Пункт 4 части первой статьи 9-1 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
5) по осуществлению разведывательных мероприятий в интересах безопасности общества и государства - к завершению разведывательных мероприятий или исчерпания возможностей для их осуществления; {Часть первая статьи 9-1 дополнена пунктом 5 в соответствии с Законом N 3111-III от 07.03.2002}
6) в отношении лиц, относительно которых есть данные об их участии или причастности к террористической деятельности, террористической группы или террористической организации, а так же к материального, организационного или иного содействия созданию террористической группы или террористической организации, - до 5 лет. {Часть первая статьи 9-1 дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом N 965-IV от 19.06.2003}
При наличии данных, полученных в ходе ведения оперативно-розыскного дела, об участии лица в подготовке тяжкого или особо тяжкого преступления срок ведения дела может быть продлен до 12 месяцев Председателем Национальной полиции или его уполномоченными заместителями, начальниками департаментов аппарата центрального органа управления Национальной полиции, Центрального управления Службы безопасности Украины, директором Государственного бюро расследований или его уполномоченным заместителем, уполномоченным руководителем центрального органа исполнительной вл ады, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, начальникам территориальных (в том числе межрегиональных) органов Национальной полиции или их уполномоченными заместителями, региональных органов и органов военной контрразведки Службы безопасности Украины, разведывательного органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы Украины, территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны державног границы, Председателем Государственной пограничной службы Украины, уполномоченным руководителем регионального органа доходов и сборов, председателем Службы внешней разведки Украины, директором Национального антикоррупционного бюро Украины, руководителем разведывательного органа Министерства обороны Украины или их заместителями, руководителем структурного подразделения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины или его уполномоченным заместителем по согласованию с Генеральным прокурором, руководителями региональных прокуратур, их первыми заместителями и зас тупникамы. Продление срока ведения оперативно-розыскного дела, в рамках которой проводятся мероприятия, предусмотренные частью четвертой статьи 8 настоящего Закона и пунктом 6 части второй статьи 7 Закона Украины "О контрразведывательной деятельности", осуществляется без согласования с прокурором.
Дальнейшее продление срока ведения оперативно-розыскного дела, но не более чем до 18 месяцев, может быть осуществлено Председателем Национальной полиции, председателем Службы безопасности Украины, директором Государственного бюро расследований, руководителем центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику , а также Председателем Государственной пограничной службы Украины, Председателем службы внешней разведки Украины, директором Национального антикоррупционного бюро Украины, руководителем разведывательного органа Минис ерств обороны Украины, руководителем органа Государственной уголовно-исполнительной службы Украины или его уполномоченным заместителем и начальником Управления государственной охраны Украины по согласованию с Генеральным прокурором или его заместителем. Продление срока ведения оперативно-розыскного дела, в рамках которой проводятся мероприятия, предусмотренные частью четвертой статьи 8 настоящего Закона и пунктом 6 части второй статьи 7 Закона Украины "О контрразведывательной деятельности", осуществляется без согласования с прокурором. {Часть третья статьи 9-1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2600-IV от 31.05.2005, N 3200-IV от 15.12.2005; в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012; изменения в части третьей статьи 9-1 см. в Законе N 5463-VI от 16.10.2012; с изменениями, внесенными согласно Законам N 406-VII от 04.07.2013, N 1698-VII от 14.10.2014, N 794-VIII от 12.11.2015, N 901-VIII от 23.12.2015, N 1798-VIII от 21.12. 2016}
Продление сроков ведения оперативно-розыскных дел в отношении иностранцев и лиц без гражданства, подозреваемых в разведывательно-подрывной деятельности против Украины, подготовке или совершении террористического акта, свыше 18 месяцев осуществляет Председатель Службы безопасности Украины, Председатель Службы внешней разведки Украины, Председатель Государственной пограничной службы Украины , руководитель разведывательного органа Министерства обороны Украины по согласованию с Генеральным прокурором.
{Часть четвертая статьи 9-1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 965-IV от 19.06.2003, N 3200-IV от 15.12.2005}
Исчисление срока ведения оперативно-розыскного дела начинается со дня утверждения начальником соответствующего органа или его заместителем постановления о заведении дела и заканчивается в день утверждения постановления о закрытии оперативно-розыскного дела.
Исчисление срока может прекращаться, если лицо, в отношении которого заведено оперативно-розыскное дело, временно выбыла за пределы Украины или тяжело заболела и возможность проводить по ней оперативно-розыскной деятельности отсутствует.
О прекращении и возобновлении исчисления срока ведения оперативно-розыскного дела выносится мотивированное постановление, которое утверждается начальником соответствующего органа или его заместителем.
{Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом N 2246-III от 18.01.2001}
Оперативно-розыскное дело должно быть закрыто в случае:
1) розыске лица, скрывалась от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда, уклонялась от отбывания уголовного наказания, а также лица, безвестно отсутствует; {Пункт 1 части первой статьи 9-2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
2) вступления в законную силу приговором или определением суда; {Пункт 2 части первой статьи 9-2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
3) закрытие уголовного производства следователем, прокурором или судом; {Пункт 3 части первой статьи 9-2 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
4) завершение выполнения разведывательных, контрразведывательных мероприятий или исчерпания возможностей для их осуществления;
5) опровержение в установленном порядке материалов о преступной деятельности лица;
6) выезда лица на постоянное место жительства за пределы Украины, если нет возможности проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий;
7) неустановления в предусмотренные этим Законом сроки данных, указывающих на признаки преступления в действиях лица;
8) выявление прокурором незаконно заведенного дела в случае выполнения по ней оперативно-розыскных мероприятий;
9) смерти лица, в отношении которого заведено оперативно-розыскное дело.
О закрытии оперативно-розыскного дела состоит мотивированное постановление, которое утверждается должностным или служебным лицом, которому в соответствии со статьей 9 настоящего Закона предоставлено право утверждать постановление о заведении соответствующего оперативно-розыскного дела. О закрытии оперативно-розыскного дела в трехдневный срок письменно сообщается соответствующий прокурор, который в течение 10 суток с момента получения уведомления проверяет соблюдение законов при проведении оперативно-розыскной деятельности в этом деле. До завершения такой проверки запрещается уничтожение оперативно-розыскного дела. Если в таком деле осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия по решению суда, сообщение о ее закрытии направляется также в этот суд в трехдневный срок.
{Часть вторая статьи 9-2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3200-IV от 15.12.2005; в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
Сроки хранения закрытых оперативно-розыскных дел устанавливаются в соответствии с законодательством Украины.
{Закон дополнен статьей 9-2 в соответствии с Законом N 2246-III от 18.01.2001}
Материалы оперативно-розыскной деятельности используются:
1) как поводы и основания для начала досудебного расследования; {Пункт 1 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
2) для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном производстве; {Пункт 2 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
3) для предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, разведывательно-подрывных посягательств против Украины, розыска преступников и лиц, без вести пропали; {Пункт 3 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
4) для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, а также сотрудников разведывательных органов Украины и их близких родственников, лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей; {Статья 10 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом N 1381-XIV от 13.01.2000, в редакции Закона N 3111-III от 07.03.2002}
5) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;
6) для информирования государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности. {Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 965-IV от 19.06.2003}
По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с обеспечением конфиденциальности сотрудничества. Соглашение о содействии оперативным подразделениям в оперативно-розыскной деятельности может быть заключен с дееспособным лицом. Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров Украины.
Лица, которые привлекаются к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, которая стала им известна. Разглашение этой тайны влечет ответственность по действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.
Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач лиц, профессиональная деятельность которых связана с сохранением профессиональной тайны, а именно: адвокатов, нотариусов, медицинских работников, священнослужителей, журналистов, если такое сотрудничество будет связано с раскрытием конфиденциальной информации профессионального характера.
На работников, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренных законом Украины об этих органах.
Работникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляются дополнительные льготы в вопросах социально-бытового и финансового обеспечения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
При наличии данных об угрозе жизни, здоровью или имуществу работника и его близких родственников в связи с осуществлением им оперативно-розыскной деятельности в интересах безопасности Украины, или по выявлению тяжкого и особо тяжкого преступления, или разоблачению организованной преступной группы оперативное подразделение обязательства вязаный принять специальные меры для обеспечения их безопасности - изменение данных о личности, изменение места жительства, работы и учебы, других данных в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. {Часть третья статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законам N 965-IV от 19.06.2003, N 4652-VI от 13.04.2012}
Не несет ответственности работник оперативного подразделения, который причинил вред правам, свободам человека, интересам государства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, находясь в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или профессионального риска, а так же в связи с задержанием лица, в действиях которой есть признаки преступления.
Лицо, которое привлекается к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, находится под защитой государства.
Сотрудничество лица с оперативным подразделением засчитывается в ее общий трудовой стаж в случае заключения с ней трудового договора. Если в связи с выполнением таким лицом задач оперативно-розыскной деятельности наступила ее инвалидность или смерть, на нее распространяются льготы, предусмотренные в таких случаях для работников оперативных подразделений.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью или имуществу лица, которое привлекается к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, ее защита обеспечивается в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 12 настоящего Закона.
Надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором, его заместителями, руководителями региональных прокуратур, их первыми заместителями и заместителями, а также уполномоченными приказом Генерального прокурора прокурорами Генеральной прокуратуры Украины и уполномоченными приказом руководителя региональной прокуратуры прокурорами соответствующих региональных прокуратур.
{Часть первая статьи 14 в редакции Закона N 1697-VII от 14.10.2014}
Руководитель местной прокуратуры, а также уполномоченные его приказу прокуроры соответствующей местной прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности в оперативно-розыскных делах, заведенных поднадзорными им территориальными оперативными подразделениями правоохранительных органов.
{Статья 14 дополнена новой частью согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012; в редакции Закона N 1697-VII от 14.10.2014}
Прокурор в пределах своей компетенции:
1) беспрепятственно входит во все помещения органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
2) требует для проверки распоряжения, инструкции, приказы и другие акты по оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные дела, регистрационные, учетные, отчетные, статистические, аналитические документы и другие сведения по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий;
3) поручает руководителям соответствующих органов проведения в подведомственных им подразделениях проверок с целью устранения нарушений закона;
4) дает письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью предупреждения и выявления преступлений, о розыске лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, безвестно отсутствуют; {Пункт 4 части третьей статьи 14 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
5) дает согласие на продление срока проведения оперативно-розыскной деятельности;
6) получает объяснение относительно нарушений требований закона от должностных лиц органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
7) проверяет жалобы на нарушение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с ознакомлением в необходимых случаях с оперативно-розыскными материалами;
8) отменяет незаконные постановления о заведении или закрытии оперативно-розыскного дела, приостановление или возобновление оперативно-розыскной деятельности или о других решениях, противоречащих закону;
9) принимает меры по устранению нарушений законности при проведении оперативно-розыскной деятельности и о привлечении виновных к установленной законом ответственности;
10) опротестовывает незаконное постановление суда о разрешении или отказе на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Принесение протеста приостанавливает проведения оперативно-розыскных мероприятий, разрешение на которые даны судом.
Сведения о лицах, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательным органом Украины, принадлежность конкретных лиц к кадровому составу разведывательных органов, а также формы, методы и средства разведывательной деятельности и организационно-штатная структура разведывательных органов к предмету прокурорского надзора не входят. {Статья 14 в редакции Закона N 2246-III от 18.01.2001}
Президент Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 18 февраля 1992 N 2135-XII