Закон Украины Об организации оборонного планирования
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
Стратегия национальной безопасности Украины - согласованная по цели, задачам, условиям и средствами долгосрочная комплексная программа практических действий по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Стратегия национальной безопасности Украины является основой для комплексного планирования деятельности органов государственной власти в сфере обороны и национальной безопасности;
Стратегия военной безопасности - составная часть Стратегии национальной безопасности Украины, которая определяет направления предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальной безопасности Украины в военной сфере;
стратегическое планирование - функция государственного управления, определяет цели, задачи, приоритеты и комплекс мероприятий по реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства;
Стратегический оборонный бюллетень - концептуальный долгосрочный программный документ по реформированию и развитию Вооруженных Сил Украины и других составляющих военной организации государства;
оборонное планирование - составная часть системы стратегического планирования и управления государственными ресурсами в сфере обороны, осуществляется в установленные законом сроки в целях обеспечения необходимого уровня обороноспособности государства путем обоснования перспектив развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований с учетом характера реальных и потенциальных угроз в военной сфере и экономических возможностей государства, с указанием конкретных мероприятий, исполнителей и сроков их реализации;
директива по оборонному планированию - документ, который определяет основные показатели оборонного планирования;
государственные программы развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований - программы, разрабатываемые центральными органами исполнительной власти, которые осуществляют руководство военными формированиями, с целью определения перспективных целей, задач и практических мероприятий организационно-технического и социально-экономического характера по развитию соответствующих военных формирований, с учетом определенных сроков планирования и основных ориентировочных показателей обеспечения материальными, финансовыми и человеческими ресурсами (далее - государственные ресурсы) в сфере обороны. Государственные программы могут включать несколько целевых программ;
основные показатели оборонного планирования - исходные данные для оборонного планирования, включающие задачи мирного и военного времени для военных формирований на плановый период, приоритетные цели их развития, перечень основных оборонных программ, анализ и оценку тенденций развития военных формирований, основные (ориентировочные) показатели обеспечения нужд обороны материальными, финансовыми и человеческими ресурсами, цели, задачи, сроки, порядок разработки, согласования и утверждения документов планирования, другие необходимые данные;
оборонный бюджет - расходы, предусмотренные в Государственном бюджете Украины на оборону государства.
Статья 2. Субъекты и объекты оборонного планирования
Субъектами оборонного планирования в пределах полномочий, предоставленных Конституцией (254к / 96-ВР) и законами Украины, являются:
Верховная Рада Украины;
Президент Украины;
Кабинет Министров Украины;
Совет национальной безопасности и обороны Украины;
центральные органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями;
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины;
местные государственные администрации и органы местного самоуправления;
правительственные комиссии, межотраслевые и ведомственные рабочие группы.
Объектами оборонного планирования являются: Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, а также органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых может влиять на обороноспособность государства.
Статья 3. Основные принципы оборонного планирования
Оборонное планирование осуществляется с целью обеспечения соответствия перспективных и текущих планов, государственных программ, действий органов государственной власти в сфере национальной безопасности и обороны принципам государственной политики и обороны Украины на основе:
применение программно-целевого метода для обеспечения оптимального и эффективного использования государственных ресурсов;
системности и параллельности процесса оборонного планирования с сохранением коллегиальности в принятии решений;
самостоятельности и ответственности субъектов оборонного планирования за определение основных показателей оборонного планирования;
непрерывности управления процессом оборонного планирования;
своевременности и адекватности мер защиты национальных интересов Украины от внешних и внутренних угроз в военной сфере;
гарантирование государством организационно-технического, научно-методического, информационного, материального и финансового обеспечения реализации планов и государственных программ в сфере обороны и обеспечения их эффективного использования;
установление демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями.
Статья 4. Основные задачи и виды оборонного планирования
Основными задачами оборонного планирования являются:
систематическое проведение, исходя из принципов государственной политики в сфере обороны, оценки реальных и потенциальных угроз в военной сфере, определение взаимосвязи между целями и задачами деятельности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
просмотр перспективных и текущих планов развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, базирующихся на программно-целевом методе планирования;
создание и поддержание на должном уровне государственных ресурсов в сфере обороны, а также эффективное управление ими для обеспечения развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
внедрение механизмов рыночной экономики в сфере оборонного планирования для привлечения инвестиций в оборонную промышленность.
Оборонное планирование делится на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.
Основополагающими документами оборонного планирования являются:
законодательные акты по вопросам национальной безопасности и обороны, а также концептуальные документы по вопросам социально-экономического развития;
Стратегия национальной безопасности Украины и Стратегия военной безопасности;
Военная доктрина Украины (648/2004);
Государственная программа развития Военной организации государства;
Задача Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям;
Стратегический оборонный бюллетень;
Государственная программа развития вооружения и военной техники;
Государственная программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (423-2004-п).
Статья 5. Долгосрочное оборонное планирование
Долгосрочное оборонное планирование осуществляется с целью определения (уточнения) принципов государственной политики в сфере обороны и создание нормативно-правовой базы для среднесрочного и краткосрочного оборонного планирования.
Долгосрочные планы (государственные программы) в сфере обороны состоят сроком на 12 лет.
При осуществлении долгосрочного оборонного планирования:
Совет национальной безопасности и обороны Украины в пределах своей компетенции, на основе Стратегии национальной безопасности Украины вносит Президенту Украины предложения по Стратегии военной безопасности, уточнения, в случае необходимости, положений Военной доктрины Украины (648/2004), задач Вооруженных Сил Украины и других военных формирований , проекты концепций и программ их развития и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны;
по вопросам, относящимся к полномочиям Верховной Рады Украины, разрабатываются соответствующие законопроекты;
Президент Украины, обращаясь к Верховной Раде Украины с посланием о внутреннем и внешнем положении Украины, определяет, среди прочего, Стратегию национальной безопасности Украины и подает, при необходимости, предложения об изменениях в действующие законы по вопросам национальной безопасности и обороны;
Кабинет Министров Украины, разрабатывая макроэкономические показатели развития национальной экономики, в том числе оборонно-промышленного комплекса, определяет материальные, финансовые и человеческие ресурсы для гарантированного обеспечения потребностей обороны, прогнозные показатели расходов Государственного бюджета Украины на оборону с учетом ориентировочных показателей объемов государственного оборонного заказа, обобщает предложения о порядке стратегического и оборонного планирования, мобилизационной подготовки, подготовки территории государства к обороне в случае военной угрозы, организует разработку и предварительно одобряет проекты Концепции и Государственной программы развития военной организации государства, проекты концепций и государственных программ развития Вооруженных Сил Украины, других составляющих военной организации государства и вносит их на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины;
центральные органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство Вооруженными Силами Украины, другими воинскими формированиями, разрабатывают проекты государственных программ развития этих формирований и подают их на утверждение в порядке, установленном законом.
Долгосрочное оборонное планирование является основой для среднесрочного и краткосрочного планирования.
Статья 6. Среднесрочное оборонное планирование
Среднесрочное оборонное планирование осуществляется с целью определения комплекса мероприятий организационно-технического и социально-экономического характера, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности государства на плановый период.
Среднесрочные планы (государственные программы) в сфере обороны состоят сроком на шесть лет.
При осуществлении среднесрочного оборонного планирования:
Кабинет Министров Украины утверждает основные задачи центральных органов исполнительной власти в сфере обороны, концепции и государственные целевые программы, прогнозные показатели расходов Государственного бюджета Украины на оборону с учетом ориентировочных показателей объемов государственного оборонного заказа;
центральные органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство Вооруженными Силами Украины, другими воинскими формированиями, на основе утвержденных Президентом Украины концепций развития соответствующих военных формирований разрабатывают проекты государственных программ развития этих формирований и подают их на утверждение в порядке, установленном законом.
Министерство обороны Украины совместно с другими центральными органами исполнительной власти, осуществляющими руководство соответствующими военными формированиями, выдает директиву или другой нормативный документ по организации оборонного планирования. В случае необходимости указанными центральными органами исполнительной власти разрабатываются и вносятся на утверждение Кабинета Министров Украины планы-графики выполнения государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, а также обеспечение их соответствующими ресурсами.
Статья 7. Краткосрочное оборонное планирование
Краткосрочное оборонное планирование предусматривает ежегодную разработку планов содержания и развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований на два года, в которых детализируются и конкретизируются и, при необходимости, корректируются в установленном порядке государственные программы развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований.
При осуществлении краткосрочного оборонного планирования:
Совет национальной безопасности и обороны Украины принимает участие в рассмотрении проекта Закона Украины о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины, и вносит Президенту Украины предложения относительно материального, финансового, кадрового, организационного и другого обеспечения выполнения мероприятий в сфере национальной безопасности и обороны;
Кабинет Министров Украины уточняет на следующие два года прогнозные показатели расходов Государственного бюджета Украины на оборону с учетом объемов государственного оборонного заказа, предусматривает в проекте Закона Украины о Государственном бюджете Украины, который подается Верховной Раде Украины, показатели расходов на национальную оборону и объемов государственного оборонного заказа на следующий бюджетный год с учетом соответствующего решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, осуществляет контроль за выполнением государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
центральные органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство Вооруженными Силами Украины, другими воинскими формированиями, разрабатывают планы содержания и развития соответствующих военных формирований, бюджетные запросы и совокупность документов государственного оборонного заказа на следующий бюджетный год, а также предложения к проекту Государственного бюджета Украины и проекта основных показателей государственного оборонного заказа на второй следующий год;
краткосрочные планы содержания и развития военных формирований утверждаются руководителем соответствующего центрального органа исполнительной власти, который осуществляет руководство ими.
Статья 8. Координация мероприятий и контроль в сфере оборонного планирования
Координация мероприятий и контроль в сфере оборонного планирования осуществляются Советом национальной безопасности и обороны Украины.
Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на оборону государства, от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата.
Кабинет Министров Украины организует разработку, выполнение и осуществляет контроль за выполнением государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований.
Центральные органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство Вооруженными Силами Украины, другими воинскими формированиями, ежегодно подают в Кабинет Министров Украины в установленные сроки отчет о состоянии оборонного планирования, выполнения оборонного бюджета и государственных программ развития соответствующих военных формирований.
В рамках оборонного планирования для обеспечения формирования и разработки совместных основ выполнения задач военного планирования, осуществления эффективной координации и взаимодействия между центральными и местными органами исполнительной власти при исполнении этих задач Кабинетом Министров Украины могут образовываться правительственные комиссии, межотраслевые и ведомственные рабочие группы.
Статья 9. Оборонный обзор
Оборонный обзор - процедура оценки состояния и готовности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований к выполнению задач в сфере обороны, по результатам которой разрабатывается Стратегический оборонный бюллетень и осуществляются мероприятия, направленные на укрепление обороноспособности государства.
Решение о проведении оборонного осмотра принимаются Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводятся в действие указами Президента Украины.
Кабинет Министров Украины организует и контролирует проведение оборонного обзора центральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными государственными органами.
Организация разработки Стратегического оборонного бюллетеня возлагается на Совет национальной безопасности и обороны Украины, которая подает Стратегический оборонный бюллетень на одобрение Президенту Украины.
Статья 10. Заключительные положения
1 Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2 Кабинета Министров Украины:
обеспечить разработку и внедрение механизма и методологии бюджетного финансирования стратегического, в том числе оборонного, планирования;
в трехмесячный срок подать Верховной Раде Украины предложения по приведению в соответствие с настоящим Законом других законодательных актов Украины;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л. КУЧМА
м. Киев, 18 ноября 2004
N 21