Закон Украины О правовом режиме чрезвычайного положения
Статья 1. Определение чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Статья 2. Цель введения чрезвычайного положения
Целью введения чрезвычайного положения являются устранение угрозы и скорейшая ликвидация особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, нормализация обстановки, восстановление правопорядка при попытках захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия, восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создания условий для нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, других институтов гражданского общества.
Статья 3. Правовая основа введения чрезвычайного положения
Правовой основой введения чрезвычайного положения является Конституция Украины (254к / 96-ВР), этот Закон, другие законы Украины и Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины.
Р а з д е л II
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 4. Условия введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой иными способами невозможно.
Чрезвычайное положение может быть введен в случае:
1) возникновение особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийных бедствий, катастроф, больших пожаров, применения средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;
2) осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения;
3) возникновение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4) возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы;
5) попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;
6) массового перехода государственной границы с территории сопредельных государств;
7) необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Статья 5. Порядок введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.
До введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктами 2-7 части второй статьи 4 настоящего Закона, Президент Украины обращается через средства массовой информации или иным способом к группам лиц, организаций, учреждений, которые являются инициаторами или участниками действий, которые могут быть поводом для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить свои противоправные действия в течение установленного в обращении срока и предупреждением о возможности введения чрезвычайного положения.
В условиях, требующих неотложных мер по спасению населения или недопущения гибели людей, чрезвычайное положение может быть введено без предупреждения.
Предложения по введению чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президенту Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины. В случае необходимости введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части второй статьи 4 этого Закона, предложения по его введении подает Кабинет Министров Украины.
Введение чрезвычайного положения на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.
Статья 6. Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения
В Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения указываются:
1) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения в соответствии со статьей 4 настоящего Закона;
2) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
3) время, с которого вводится чрезвычайное положение, и срок, на который оно вводится;
4) перечень и пределы чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением чрезвычайного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;
5) органы государственной власти, органы военного командования и органы местного самоуправления, которым поручается осуществление мероприятий чрезвычайного положения, и пределы их дополнительных полномочий;
6) другие вопросы, вытекающие из настоящего Закона.
После подписания Указа о введении чрезвычайного положения Президент Украины обращается к Верховной Раде Украины о его утверждении. Обращение Президента Украины рассматривается Верховной Радой Украины в неотложном порядке.
Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно объявляется через средства массовой информации или иным способом.
Статья 7. Срок действия чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях.
В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлено Президентом Украины, но не более чем на 30 суток. Указ Президента Украины о продлении действия чрезвычайного положения вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.
Статья 8. Отмена чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях может быть отменено Указом Президента Украины ранее срока, на который он вводился, в случае устранения обстоятельств, обусловивших необходимость введения чрезвычайного положения.
С предложением об отмене чрезвычайного положения к Президенту Украины может обратиться Верховная Рада Украины.
Чрезвычайное положение на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может быть отменено по инициативе Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Предложения об отмене чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, введенного по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, подаются Кабинетом Министров Украины.
Об отмене чрезвычайного положения объявляется немедленно через средства массовой информации или иным способом после издания соответствующего Указа Президента Украины.
Р а з д е л III
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 9. Осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в условиях чрезвычайного положения
В условиях чрезвычайного положения Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, а также военное командование и его представители (далее - военное командование), предприятия, учреждения и организации соответственно осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и законами Украины, и обеспечивают выполнение мероприятий, предусмотренных этим Законом.
Статья 10. Военное командование
Военным командованием, которому в пределах, определенных этим Законом, предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления осуществлять мероприятия правового режима чрезвычайного положения, являются:
Главный орган военного управления Национальной гвардии Украины; {Абзац второй статьи 10 в редакции Закона N 877-VII (877-18) от 13.03.2014}
Служба безопасности Украины;
{Абзац четвертый статьи 10 исключен на основании Закона N 5459-VI (5459-17) от 16.10.2012}
Военная служба правопорядка в Вооруженных Силах Украины. {Статья 10 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 743-IV (743-15) от 15.05.2003}
Статья 11. Недопустимости прекращения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного положения
В период чрезвычайного положения не могут быть соответственно прекращены или ограничены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование. {Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI (4652-17) от 13.04.20
Статья 12. Деятельность Верховной Рады Украины в условиях чрезвычайного положения
В случае введения чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины принимает решение о продолжении сессии или ее работы в пленарных заседаниях в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Если Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях издан в межсессионный период, Верховная Рада Украины собирается в двухдневный срок без созыва и работает в сессионном режиме.
Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны содействовать немедленному прибытию народных депутатов Украины на заседание Верховной Рады Украины и осуществлению их полномочий.
В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены чрезвычайного положения.
Действие этой статьи распространяется также на деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым, если на всей или части территории Автономной Республики Крым введено чрезвычайное положение.
Статья 13. Полномочия органов государственной власти во время действия чрезвычайного положения
В условиях чрезвычайного положения органам, которые осуществляют управление на соответствующей территории, Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденного Законом Украины, определяются границы дополнительных полномочий для осуществления мероприятий, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления конституционного правопорядка и законности, а также для ликвидации угрозы безопасности граждан.
Статья 14. Деятельность органов государственной власти, военного командования и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного положения
Осуществление мероприятий по внедрению и обеспечению действия чрезвычайного положения, предусмотренных настоящим Законом, возлагается согласно Указу Президента Украины на органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления и соответствующие военные командования.
Органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления во взаимодействии с соответствующим военным командованием во время действия чрезвычайного положения осуществляют мероприятия, предусмотренные настоящим Законом, и обеспечивают контроль за соблюдением общественного порядка, обеспечением конституционных прав и свобод граждан, их безопасности, защиты интересов государства на соответствующих территориях.
Координация деятельности органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, военного командования, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного положения в части, не относится к полномочиям Совета национальной безопасности и обороны Украины, возлагается на Кабинет Министров Украины.
Для координации действий органов, указанных в части третьей настоящей статьи, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного положения по вопросам поддержания правопорядка и обеспечения безопасности граждан на соответствующей территории согласно Указу Президента Украины о введении чрезвычайного положения на местах могут создаваться оперативные штабы, в состав которых могут включаться представители Службы безопасности Украины, центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, Н нальной полиции, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления во главе с комендантами территорий.
{Часть четвертая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 743-IV от 15.05.2003, N 5459-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
Органы, указанные в части первой и части четвертой настоящей статьи, имеют право выдавать, в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения на соответствующей территории, в том числе совместные, решения, распоряжения, приказы и директивы по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
Статья 15. Особенности действия нормативно-правовых актов в условиях чрезвычайного положения
Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, решение Совета министров Автономной Республики Крым, решения местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, касающихся прав и свобод человека и гражданина, ограничиваются в связи с введением чрезвычайного положения, временно не применяются .
Р а з д е л IV
МЕРЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА чрезвычайного положения,
Вводятся в условиях чрезвычайного положения
Статья 16. Содержание мер правового режима чрезвычайного положения
Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или уголовным правонарушением, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут вводиться следующие меры: {Абзац первый статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII (245-18) от 16.05.2013}
1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;
2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
4) запрет на проведение массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;
5) запрещение забастовок;
6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц. {Статья 16 дополнена пунктом 6 согласно Закону N 4765-VI (4765-17) от 17.05.20
Статья 17. Дополнительные меры режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями техногенного или природного характера
В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, кроме мероприятий, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона, могут также осуществляться следующие мероприятия:
1) временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;
2) установление для юридических лиц квартирной повинности для временного размещения эвакуированного или временно переселенного населения, аварийно-спасательных формирований и военных подразделений, привлеченных к преодолению чрезвычайных ситуаций;
3) временный запрет строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной ситуации или обеспечением жизнедеятельности населения и аварийно-спасательных формирований;
4) установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий;
5) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
6) мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, для предотвращения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательной компенсацией понесенных потерь;
7) изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
8) отстранение от работы на период чрезвычайного положения, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, от деятельности которых зависит нормализация обстановки в районе чрезвычайного положения, и возложение временного исполнения обязанностей указанных руководителей на других лиц .
С целью ликвидации особо тяжелых чрезвычайных ситуаций в мирное время может осуществляться целевая мобилизация, объемы и срок проведения которой определяются в Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения.
{Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 186-VIII от 12.02.2015}
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается временный перевод или привлечение на добровольной основе трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ с разрешения соответствующего руководителя аварийно-спасательных работ при условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут негативно повлиять на состояние их здоровья.
Статья 18. Дополнительные меры правового режима чрезвычайного положения в связи с массовыми нарушениями общественного порядка
В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пунктах 2-7 части второй статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут осуществляться следующие мероприятия:
1) введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток);
2) проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
3) запрет призывникам и военнообязанным менять место жительства без ведома соответствующего военного комиссариата;
4) ограничение или временный запрет продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, произведенных на спиртовой основе;
5) временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - также учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, ядовитых и сильнодействующих химических веществ;
6) запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку;
7) регулирование работы гражданских теле и радиоцентров, запрещение работы любительских радиопередающих средств и радиоизлучающих устройств личного и коллективного пользования;
8) особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети;
9) нарушение в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
Статья 19. Содействие осуществлению мер режима чрезвычайного положения
Все органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, политические партии и общественные организации, а также граждане на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны содействовать органам, указанным в статьи 14 настоящего Закона, в осуществлении мероприятий правового режима чрезвычайного положения.
Статья 20. Привлечение военных формирований к осуществлению мер правового режима чрезвычайного положения
Обеспечение общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях чрезвычайного положения осуществляется силами и средствами органов Национальной полиции, в том числе Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины в соответствии с их полномочий, установленных законом.
{Часть первая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законам N 743-IV от 15.05.2003, N 877-VII (877-18) от 13.03.2014, N 186-VIII от 12.02.2015, N 901-VIII от 23.12 .2015}
При введении чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, когда чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера ставят под угрозу жизнь и здоровье широких слоев населения и нуждаются в срочном проведении больших объемов аварийно-спасательных и восстановительных работ, согласно с Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения могут привлекаться к выполнению этих работ также воинские части Вооруженных Сил Украины и органы и подразделения Государственной погранично службы Украины. (Часть вторая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV от 03.04.2003)
Согласно Указу Президента Украины о введении чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части второй статьи 4 настоящего Закона, к осуществлению мероприятий чрезвычайного положения могут привлекаться воинские части Вооруженных Сил Украины и органы и подразделения Государственной пограничной службы Украины. (Часть третья статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV от 03.04.2003)
Порядок взаимодействия военных формирований, привлекаемых к осуществлению мероприятий чрезвычайного положения, с министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления определяется Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.
Р а з д е л V
Гарантии прав и свобод граждан и прав и законных
ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В условиях чрезвычайного положения
Статья 21. Гарантии законности в условиях чрезвычайного положения
В условиях чрезвычайного положения запрещаются:
изменение Конституции Украины;
изменение Конституции Автономной Республики Крым;
изменение избирательных законов;
проведения выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления;
проведения всеукраинских и местных референдумов;
ограничение прав и полномочий народных депутатов Украины.
На период действия чрезвычайного положения продолжается, в случае окончания, срок полномочий представительных органов местного самоуправления, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Верховной Рады Украины.
Статья 22. Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц в условиях чрезвычайного положения
Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц в условиях чрезвычайного положения определяются в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и другими законами Украины.
Предусмотренные настоящим Законом ограничения конституционных прав и свобод граждан, которые могут быть применены в условиях чрезвычайного положения, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Срок их применения не превышает срока, на который вводится чрезвычайное положение. Введение других ограничений запрещается.
В условиях чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, указанные в части второй статьи 64 Конституции Украины.
Статья 23. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц иностранных государств в условиях чрезвычайного положения
Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц иностранных государств, находящихся на территории Украины во время чрезвычайного положения, определяется Конституцией Украины и законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Статья 24. Недопустимость использования правового режима чрезвычайного положения для захвата власти и нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц
Введение чрезвычайного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для любых ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и законах Украины. Любые попытки использовать введения чрезвычайного положения для захвата власти или злоупотребление ею влечет ответственность по закону.
Статья 25. Возмещение убытков, причиненных при введении чрезвычайного положения
Лицам, которые потеряли жилье в связи с обстоятельствами, связанными с действием чрезвычайного положения, в том числе с проведением работ по их предотвращению или ликвидации в соответствии с законом предоставляются жилые помещения. Лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ, возмещаются причиненные материальные убытки и предоставляется другая необходимая помощь на условиях и в порядке, установленном законом.
Юридическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались для предотвращения или ликвидации ситуаций, ставших причиной введения чрезвычайного положения, возмещается их полная стоимость в установленном законом порядке.
Если имущество, принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима чрезвычайного положения сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо вправе требовать возврата такого имущества в судебном порядке или потребовать предоставления ему взамен другого имущества, если это возможно. {Статью 25 дополнена частью третьей согласно Закону N 4765-VI (4765-17) от 17.05.2012}
Статья 26. Гарантии трудовых прав граждан в условиях чрезвычайного положения
Лицам, временно переведенным на работу, не обусловленную трудовым договором, а также привлеченным к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций в случаях, предусмотренных этим Законом, гарантируется оплата труда в соответствии с действующим законодательством.
Статья 27. Информирование других государств о введении чрезвычайного положения
Украина в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах при введении чрезвычайного положения немедленно после его введения сообщает через Генерального секретаря ООН государствам, которые принимают участие в этом пакте, об ограничении прав и свобод человека и гражданина, является отклонением от обязательств по Международным пактом, и о границе этих отклонений и причинах принятия такого решения.
В сообщении отмечается также срок, на который вводятся отклонения от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.
В таком же порядке Украины сообщает об изменениях границы отклонений от обязательств по Международным пактом о гражданских и политических правах или срока действия ограничений прав и свобод.
Р а з д е л VI
УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 28. Участие представителей других государств в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
В случае необходимости к ликвидации особо тяжких чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийным бедствием или катастрофами, могут привлекаться аварийно-спасательные формирования других государств. Эти вопросы решаются по соглашениям с правительствами соответствующих государств, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.
Р а з д е л VII
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ правового режима чрезвычайного положения
Статья 29. Ответственность за нарушение правового режима чрезвычайного положения
Нарушение требований или невыполнение мер правового режима чрезвычайного положения влечет ответственность, установленную законом.
Статья 30. Ответственность за превышение полномочий в условиях чрезвычайного положения
Превышение лицами, которые принимают участие в поддержании режима чрезвычайного положения, своих полномочий, так же как и неправомерное применение силы при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой ответственность согласно закону.
Статья 31. Правосудие в условиях чрезвычайного положения
Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судами, созданными в соответствии с Конституцией Украины.
Введение любых сокращенных или ускоренных форм судопроизводства запрещается.
Статья 32. Контроль Верховной Рады Украины за соблюдением настоящего Закона
Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях действия чрезвычайного положения осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
Статья 33. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти
Контроль за деятельностью органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения осуществляют Кабинет Министров Украины и Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Статья 34. Надзор за соблюдением законов в условиях чрезвычайного положения
Надзор за соблюдением законов Украины в период чрезвычайного положения осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Р а з д е л VIII
Заключительные положения
1 Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2 С вступлением в силу настоящего Закона утрачивают силу:
Закон Украины "О чрезвычайном положении" (2501-12) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, N 37, ст. 538; 1995, N 38, ст. 284, N 43, ст. 308; 1997 , N 6, ст. 49);
Постановление Верховной Рады Украины "О порядке введения в действие Закона Украины" О чрезвычайном положении "(2502-12) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, N 37, ст. 539).
3 Кабинета Министров Украины в шестимесячный срок:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона;
привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом их нормативно-правовых актов.
Президент Украины Л. КУЧМА
м. Киев, 16 марта 2000
N 155
Заключительные положения
Р а з д е л VIII
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Со вступлением в силу настоящего Закона утрачивают силу:
Закон Украины "О чрезвычайном положении" (2501-12) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., N 37, ст. 538; 1995г., N 38, ст. 284, N 43, ст. 308; 1997 , N 6, ст. 49);
Постановление Верховной Рады Украины "О порядке введения в действие Закона Украины" О чрезвычайном положении "(2502-12) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., N 37, ст. 539).
3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона;
привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом их нормативно-правовых актов.