1. Осуществление мероприятий по предупреждению насилия в семье в пределах предоставленных им полномочий возлагается на:
1) центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам предупреждения насилия в семье;
{Подпункт 1 части первой статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
1-1) центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам предупреждения насилия в семье;
{Часть первая статьи 3 дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом N 5462-VI от 16.10.2012}
2) уполномоченные подразделения органов Национальной полиции;
{Пункт 2 части первой статьи 3 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008, N 901-VIII от 23.12.2015}
3) органы опеки и попечительства;
4) специализированные учреждения для лиц, совершивших насилие в семье, и жертв такого насилия:
кризисные центры для членов семей, в которых совершено насилие в семье или существует реальная угроза его совершения (далее - кризисные центры);
центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье.
{Пункт 4 части первой статьи 3 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008}
2. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, объединения граждан, а также отдельные граждане могут содействовать в осуществлении мер по предупреждению насилия в семье.
1 Основаниями для принятия мер по предупреждению насилия в семье являются:
заявление о помощи жертвы насилия в семье или члена семьи, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия в семье;
высказанное жертвой насилия в семье или членом семьи, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия в семье, желание на принятие мер по предупреждению насилия в семье в случае, если сообщение или заявление поступили не от него лично;
получения сообщения о применении насилия в семье или реальной угрозы его совершения в отношении ребенка, являющегося членом этой семьи, или недееспособного члена семьи. {Абзац четвертый части первой статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
2 Заявление и сообщение о применении насилия в семье или реальной угрозы его совершения принимаются по месту жительства пострадавшего органами, указанными в пунктах 1 и 2 части первой статьи 3 настоящего Закона.
3 Орган, к которому поступило заявление или поступило сообщение о совершении насилия в семье или реальной угрозе его совершения, рассматривает заявление или сообщение и принимает в пределах своих полномочий предусмотренные законом меры по предупреждению насилия в семье.
4 Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершении насилия в семье или реальной угрозе его совершения утверждается Кабинетом Министров Украины.
Раздел II
ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ, НА КОТОРЫЕ ВОЗЛАГАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
{Название статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам предупреждения насилия в семье:
разрабатывает и утверждает методические рекомендации по прохождению коррекционной программы и организует обеспечение кризисных центров такими методическими рекомендациями;
предоставляет органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности, объединениям граждан, отдельным гражданам методическую и практическую помощь, консультации по вопросам предупреждения насилия в семье;
организует и проводит просветительскую и разъяснительную работу среди членов семьи, где возникает реальная угроза совершения насилия в семье или где было совершено насилие в семье, о правах, мероприятия и услуги, которыми они могут воспользоваться;
организует и проводит просветительскую и разъяснительную работу среди общественности о проблеме насилия в семье и мероприятия, которые существуют по предупреждению насилия в семье.
{Статья 5 дополнена новой частью первой согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам предупреждения насилия в семье: {Абзац первый части второй статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
участвует в разработке и реализует государственную политику по предупреждению насилия в семье;
координирует деятельность уполномоченных подразделений органов Национальной полиции, органов опеки и попечительства в вопросах предупреждения насилия в семье; {Абзац статьи 5 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008; с изменениями, внесенными согласно Законам N 5462-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
определяет потребность регионов в создании специализированных учреждений для жертв насилия в семье и организует работу по их созданию; {Абзац статьи 5 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008}
осуществляет контроль за организацией и деятельностью специализированных учреждений для жертв насилия в семье;
{Абзац шестой части второй статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
осуществляет сбор и обобщение данных о насилии в семье в соответствии с законодательством;
организует и проводит социологические, психолого-педагогические и криминологические исследования насилия в семье;
{Абзац девятый части второй статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
{Абзац десятый части второй статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
{Абзац одиннадцатый части второй статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
организует прохождение коррекционной программы лицами, совершившими насилие в семье; {Статья 5 дополнена абзацем согласно Закону N 599-VI от 25.09.2008}
обращается в центральные и местные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления по предоставлению соответствующей помощи жертвам насилия в семье;
принимает и рассматривает заявления и сообщения о совершении насилия в семье и реальной угрозе его совершения;
направляет жертв насилия в семье и членов семьи, в отношении которых существует реальная угроза его совершения, в специализированные учреждения для жертв насилия в семье.
{Название статьи 6 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008; с изменениями, внесенными согласно Законам N 5462-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
1. В органах внутренних дел меры по предупреждению насилия в семье осуществляют уполномоченные подразделения органов Национальной полиции, {Абзац первый части первой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
выявляют причины и условия, способствующие проявлениям насилия в семье, принимают в пределах своих полномочий меры по их устранению;
берут на профилактический учет лиц, склонных к совершению насилия в семье, и проводят воспитательно-предупредительную работу с ними;
посещают семьи, члены которых состоят на профилактическом учете, по месту их жительства и проводят с ними профилактическую работу;
выносят официальные предупреждения членам семьи о недопустимости совершения насилия в семье;
принимают и рассматривают в пределах своих полномочий, определенных законом, заявления и сообщения о насилии в семье или о реальной угрозе его совершения;
принимают соответствующие меры по прекращению насилия в семье, а также действий членов семьи, направленных на выполнение реальной угрозы совершения насилия в семье;
сообщают членов семьи, где возникает реальная угроза совершения насилия в семье или где было совершено насилие в семье, о правах, мероприятия и услуги, которыми они могут воспользоваться;
направляют жертв насилия в семье в специализированные учреждения для лиц, совершивших насилие в семье, и жертв такого насилия;
выносят защитные предписания в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
контролируют выполнение требований защитных предписаний;
направляют лиц, совершивших насилие в семье, в кризисных центров для прохождения коррекционной программы;
взаимодействуют с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику по вопросам предупреждения насилия в семье, с органами опеки и попечительства и специализированными учреждениями для лиц, совершивших насилие в семье, и жертв такого насилия в вопросах предупреждения насилия в семье; {Абзац тринадцатый части первой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
предоставляют информацию по вопросам предупреждения насилия в семье по запросу уполномоченных органов;
осуществляют иные полномочия по предупреждению насилия в семье, предусмотренные законом.
{Часть первая статьи 6 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008}
2. Полномочия уполномоченных подразделений органов Национальной полиции распространяются на случаи, когда жертва насилия в семье или лицо, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия в семье, а также лицо, совершившее насилие в семье, не достигших 18- летнего возраста.
{Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5462-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
1. Кризисные центры создаются местными государственными администрациями по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам предупреждения насилия в семье, в соответствии с социальными потребностями региона.
{Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
2. Кризисные центры могут также создаваться органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, благотворительными фондами, объединениями граждан и отдельными гражданами по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам предупреждения насилия в семье, и регистрируются в порядке, определенном законом.
{Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
3. Работники кризисных центров:
осуществляют прием членов семьи, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
осуществляют прием лиц, совершивших насилие в семье, для прохождения коррекционной программы;
организуют предоставление необходимой психологической, педагогической, медицинской, юридической помощи членам семьи, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
разрабатывают коррекционные программы и организуют их прохождение лицами, совершившими насилие в семье;
в соответствии с возможностями предоставляют приют для временного пребывания членам семьи, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
сообщают членов семьи, где возникает реальная угроза совершения насилия в семье или где было совершено насилие в семье, о правах, мероприятия и услуги, которыми они могут воспользоваться;
сообщают уполномоченные подразделения органов Национальной полиции о выявленных фактах реальной угрозы применения насилия в семье или о фактах совершения такого насилия; {Абзац восьмой части третьей статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
изучают и обобщают причины и условия конкретных проявлений насилия в семье;
предоставляют информацию по вопросам предупреждения насилия в семье по запросу уполномоченных органов;
обеспечивают сохранение конфиденциальной информации о лицах, обратившихся в кризисный центр за помощью;
взаимодействуют со средствами массовой информации, общественными организациями в проведении просветительской и воспитательной работы по вопросам предупреждения насилия в семье;
в случаях, установленных законом, принимают исчерпывающие меры по обеспечению доступа к бесплатной правовой помощи. {Часть третья статьи 8 дополнена абзацем тринадцатым согласно Закону N 5477-VI от 06.11.2012 - изменение вступает в силу поэтапно после начала деятельности центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи - см. раздел II Закона N 5477-VI от 06.11.2012}
{Часть третья статьи 8 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008}
4. Кризисные центры являются неприбыльными организациями, пользуются правами юридического лица, имеют собственные бланки, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
1. Центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье создаются в соответствии с законодательством, регламентирующим создание учреждений здравоохранения. Центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье могут создаваться в системе действующих учреждений здравоохранения.
2. В центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье помещаются жертвы насилия в семье (с их согласия или по их просьбе) на основании решения медицинской комиссии центра. В отношении ребенка необходимо согласие одного из родителей, усыновителей, опекуна или попечителя, в случае, если они не подверглись насилию от одного из них, или органа опеки и попечительства.
{Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 599-VI от 25.09.2008, N 5462-VI от 16.10.2012}
3. Жертвы насилия в семье находятся в центрах медико-социальной реабилитации в течение срока, необходимого для их лечения и психосоциальной реабилитации. По их желанию они могут пройти курс лечения и психо-социальной реабилитации амбулаторно.
4. Работники центров медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье:
предоставляют жертвам насилия в семье первичную медико-санитарную и психологическую помощь, отдельные виды психиатрической помощи на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О психиатрической помощи", другими законами;
при необходимости направляют жертв насилия в семье для соответствующего дальнейшего лечения;
организуют предоставление юридических консультаций жертвам насилия в семье и в случаях, установленных законом, принимают исчерпывающие меры по обеспечению доступа к бесплатной правовой помощи; {Абзац четвертый части четвертой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5477-VI от 06.11.2012 - изменение вступает в силу поэтапно после начала деятельности центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи - см. раздел II Закона N 5477-VI от 06.11.2012}
сообщают о совершенном насилии в семье уполномоченные подразделения органов Национальной полиции; {Абзац пятый части четвертой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
предоставляют информацию по вопросам предупреждения насилия в семье по запросу уполномоченных органов.
раздел III
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
1. Члену семьи, совершившего насилие в семье, выносится официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, при условии отсутствия в его действиях признаков преступления, уполномоченными подразделениями органов Национальной полиции, о чем ему сообщается под расписку.
{Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
2. Официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье может быть вынесено вменяемой лицу, на момент его вынесения достигло 16-летнего возраста.
3. В случае совершения лицом насилия в семье, после получения им официального предупреждения о недопустимости совершения насилия в семье, это лицо направляется в кризисный центр для прохождения коррекционной программы, а также по ней в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом может быть вынесено защитное предписание.
Прохождение коррекционной программы для такого лица является обязательным.
{Часть третья статьи 10 в редакции Закона N 599-VI от 25.09.2008}
1. Члены семьи, которым было вынесено официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, уполномоченные подразделения органов Национальной полиции берут на профилактический учет.
{Часть первая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
2. Снятие с профилактического учета членов семьи, совершивших насилие в семье, проводится органами, которые принимали лицо на такой учет, если в течение года после последнего факта совершения насилия в семье лицо ни разу не совершило насилия в ' и.
3. Порядок постановки на профилактический учет и порядок снятия с профилактического учета членов семьи, которым было вынесено официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, утверждаются Министерством внутренних дел Украины.
1. Лицу, совершившему насилие в семье после получения официального предупреждения о недопустимости совершения насилия в семье, работниками уполномоченных подразделений органов Национальной полиции по согласованию с начальником соответствующего органа Национальной полиции и прокурором может быть вынесен защитное предписание.
{Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
2. Защитное предписание не подлежит согласованию в случае наличия в действиях лица, совершившего насилие в семье, признаков преступления.
3. Защитное предписание может быть вынесен до вменяемого лица, на момент вынесения защитного предписания достигло 16-летнего возраста.
4. Защитным предписанием лицу, в отношении которого оно вынесено, может быть запрещено совершать определенное действие (действия) по отношению к жертве насилия в семье, а именно:
оказывать конкретные акты насилия в семье;
получать информацию о местонахождении жертвы насилия в семье;
разыскивать жертву насилия в семье, если жертва насилия в семье по собственному желанию находится в месте, неизвестно лицу, совершившему насилие в семье;
посещать жертву насилия в семье, если она временно находится не по месту совместного проживания членов семьи;
вести телефонные переговоры с жертвой насилия в семье.
5. Указанные в части четвертой настоящей статьи ограничения устанавливаются на срок до 90 суток со дня согласования защитного предписания с прокурором.
{Часть пятая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 599-VI от 25.09.2008}
1 Членам семьи, в отношении которых осуществляются мероприятия по предупреждению насилия в семье, государство гарантирует охрану прав и законных интересов.
2 Должностные лица и работники, которые осуществляют мероприятия по предупреждению насилия в семье, не могут разглашать сведения о личной и семейной жизни, которые стали им известны в связи с выполнением их служебных обязанностей.
раздел VII
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену центральными и местными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.