{Название статьи 1 в редакции Закона N 609-V от 07.02.2007}
Осуществление социальной защиты детей и профилактики среди них правонарушений возлагается в пределах определенной компетенции на:
центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере семьи и детей, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере семьи и детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, соответствующие структурные подразделения областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, исполнительных органов городских и районных в городах советов; {Абзац второй части первой статьи 1 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
уполномоченные подразделения органов Национальной полиции; {Абзац третий части первой статьи 1 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
приемники-распределители для детей органов Национальной полиции; {Абзац четвертый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
школы социальной реабилитации и профессиональные училища социальной реабилитации органов образования;
центры медико-социальной реабилитации детей учреждений здравоохранения;
специальные воспитательные учреждения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины; {Абзац седьмой части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1254-VI от 14.04.2009}
приюты для детей;
центры социально-психологической реабилитации детей;
социально-реабилитационные центры (детские городки).
{Часть первая статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 312-XIV от 11.12.98; в редакции Закона N 864-XIV от 08.07.99; с изменениями, внесенными согласно Законам N 673-IV от 03.04.2003, N 2377-IV от 20.01.2005; в редакции Закона N 609-V от 07.02.2007}
В осуществлении социальной защиты и профилактики правонарушений среди детей участвуют в пределах своей компетенции другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, отдельные граждане. (Часть вторая статьи 1 в редакции Закона N 864-XIV от 08.07.99)
Под социальной защитой детей в этом Законе следует понимать комплекс мероприятий и средств социально-экономического и правового характера, осуществление которых возлагается на субъектов, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, по обеспечению прав детей на жизнь, развитие, воспитание, образование, медицинское обслуживание, оказание материальной поддержки. (Статья 1 дополнена частью третьей согласно Закону N 673-IV от 03.04.2003)
Основными задачами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, служб по делам детей являются:
разработка и осуществление самостоятельно или вместе с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, общественными организациями мер по защите прав, свобод и законных интересов детей;
координация усилий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в решении вопросов социальной защиты детей и организации работы по предупреждению детской безнадзорности;
обеспечение соблюдения требований законодательства по установлению опеки и попечительства над детьми, их усыновления;
осуществление контроля за условиями содержания и воспитания детей в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, специальных учреждениях и учреждениях социальной защиты для детей независимо от формы собственности;
ведение государственной статистики в отношении детей в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами;
ведения учета детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, усыновленных, устроенных в приемные семьи, детские дома семейного типа и социально-реабилитационных центров (детских городков);
проведение работы по социально-правовой защиты детей, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди них, с социально-психологической реабилитации наиболее уязвимых категорий детей, контроль и координация деятельности служб по делам детей; {Абзац восьмой части первой статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
осуществления по вопросам, относящимся к их компетенции, координации и методологического обеспечения деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по социальной защите детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа, а также обеспечение соблюдения законодательства по установлению опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, их усыновления, применение других предусмотренных законодательством форм устройства детей; {Абзац части первой статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
содействие развитию различных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. {Абзац части первой статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, службы по делам детей имеют право:
принимать по вопросам, относящимся к их компетенции, решения, которые являются обязательными для выполнения центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и местными государственными администрациями, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами; {Абзац второй части второй статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
обращаться в случае нарушения прав и законных интересов детей, а также по вопросам оказания им помощи в соответствующие органы исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
проводить работу среди детей с целью предупреждения правонарушений;
ставить перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопрос о направлении в специальные учреждения для детей, учебных заведений (независимо от формы собственности) детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, неоднократно самовольно оставляли семью и учебные заведения;
обеспечивать устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детских домах семейного типа, приемные семьи, передачу под опеку, попечительство, на усыновление;
вести дела по опеке и попечительству над детьми и усыновления детей;
проверять состояние работы по социально-правовой защиты детей в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, специальных учреждениях и учреждениях социальной защиты для детей независимо от формы собственности, состояние воспитательной работы с детьми в учебных заведениях, по месту жительства, а также в случае необходимости - условия работы работников моложе 18 лет на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности;
представлять в случае необходимости интересы детей в судах, в их отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности;
приглашать для беседы родителей или опекунов, попечителей, должностных лиц в службу по делам детей с целью выяснения причин и условий, которые привели к нарушению прав детей, безнадзорности, совершения правонарушений, принимать меры по их устранению;
давать согласие на увольнение работников моложе 18 лет по инициативе собственника предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности или уполномоченного им органа;
ставить перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопросы о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц в случае невыполнения ими решений, принятых центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семь 'й и детей, службами по делам детей;
определять потребность регионов в образовании специальных учреждений и учреждений социальной защиты для детей;
разрабатывать и реализовывать собственные и поддерживать общественные программы социального направления с целью обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов детей;
ставить перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопросы о привлечении к ответственности по закону физических и юридических лиц, которые допустили нарушения прав, свобод и законных интересов детей;
посещать детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, состоящих на учете в службе по делам детей, по месту их жительства, учебы и работы; принимать меры для социальной защиты детей.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам семьи и детей, контролирует деятельность органа исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей. {Часть третья статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
{Часть четвертая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, должностные лица обязаны в срок, определенный центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, соответствующими службами по делам детей, сообщать о мерах, принятых во исполнение принятых ими решений.
{Часть шестая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
{Часть седьмая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Штатная численность работников районных, городских, районных в городах служб по делам детей устанавливается из расчета один работник службы не более чем на одну тысячу детей, проживающих в районе, и не более чем на две тысячи детей, проживающих в городе, районе в городе . Штатная численность работников служб по делам детей исполнительных органов сельских, поселковых советов соответствующих территориальных общин устанавливается из расчета один работник службы не более чем на одну тысячу детей, но не менее одного работника на объединенную территориальную общину.
{К статье 4 включено часть седьмую согласно Закону N 1824-VIII от 19.01.2017}
{Часть восьмая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, службы по делам детей имеют права юридического лица.
{К статье 4 включено часть восьмую согласно Закону N 1824-VIII от 19.01.2017}
Типовое положение о службе по делам детей утверждает Кабинет Министров Украины.
{Статья 4 в редакции Закона N 864-XIV от 08.07.99; с изменениями, внесенными согласно Законам N 673-IV от 03.04.2003, N 3167-IV от 01.12.2005; в редакции Закона N 609-V от 07.02.2007}
{Название статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
{Часть первая статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Уполномоченные подразделения органов Национальной полиции обязаны: {Абзац первый части второй статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012; с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
проводить работу по предотвращению правонарушений детей;
выявлять, пресекать и раскрывать уголовные правонарушения, совершенные детьми, употреблять с этой целью оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, предусмотренных действующим законодательством; {Абзац третий части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII от 16.05.2013}
рассматривать в пределах своей компетенции заявления и сообщения о правонарушениях, совершенных детьми;
{Абзац пятый части второй статьи 5 исключен на основании Закона N 245-VII от 16.05.2013}
выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений детьми, употреблять в пределах своей компетенции меры к их устранению; участвовать в правовом воспитании детей;
разыскивать пропавших, детей, покинувших семьи, учебно-воспитательные заведения (бродяжничают) и специальных учреждениях для детей; {Абзац седьмой части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V от 07.02.2007}
выявлять взрослых лиц, которые вовлекают детей в преступную деятельность, проституцию, пьянство, наркоманию и попрошайничество;
выявлять лиц, занимающихся изготовлением и распространением порнографической продукции, изданий, пропагандирующих насилие, жестокость, сексуальную разврат;
выявлять родителей или лиц, их заменяющих, которые уклоняются от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по созданию надлежащих условий для жизни, обучения и воспитания детей; {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 609-V от 07.02.2007}
вести учет правонарушителей, не достигших 18 лет, в том числе уволенных с специальных воспитательных учреждений, с целью проведения профилактической работы, информировать соответствующие службы по делам детей относительно этих детей; {Абзац второй статьи 5 в редакции Закона N 673-IV от 03.04.2003; с изменениями, внесенными согласно Законам N 2377-IV от 20.01.2005, N 609-V от 07.02.2007}
возвращать в места постоянного проживания, учебы или направлять в специальные учреждения для детей в срок не более восьми часов с момента обнаружения детей, которые были подброшены, или заблудившихся или оставили семью или учебно-воспитательные учреждения;
вызвать детей, их родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), а также других лиц по делам и других материалах о правонарушениях и в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову - подвергать их привода;
посещать правонарушителей, не достигших 18 лет, по месту их жительства, учебы, работы, проводить беседы с ними, их родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями) {Абзац четырнадцатый статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V от 07.02.2007}
получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности сведения, необходимые в связи с материалами о правонарушениях, находящихся в ее производстве;
задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях детей, оставшихся без опеки и попечительства, - на период до передачи их законным представителям или к устройству в установленном порядке, но не более восьми часов; {Абзац второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1410-IV от 03.02.2004; в редакции Закона N 2507-VI от 09.09.2010}
задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях детей в возрасте от 11 лет, подозреваемых в совершении общественно опасных деяний, за которые Уголовным кодексом Украины предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет или более мягкое наказание и которые не достигли возраста, с которого за такие деяния лица подлежат уголовной ответственности, - до передачи их под надзор родителей, лиц, их заменяющих, или администрации учебного или иного детского учреждения, в котором постоянно проживает этот ребенок, но не более восьми один; {Абзац части второй статьи 5 в редакции Закона N 2507-VI от 09.09.2010}
задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях детей в возрасте от 11 лет, подозреваемых в совершении общественно опасных деяний, подпадающих под признаки деяний, за которые Уголовным кодексом Украины предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше пяти лет, и которые не достигли возраста, с которого за такие деяния лица подлежат уголовной ответственности, - до доставки их в суд для решения вопроса о помещении их в приемники-распределители для детей, но не более двенадцати часов с момента их задержания; {Абзац части второй статьи 5 в редакции Закона N 2507-VI от 09.09.2010}
осуществлять в соответствии с действующим законодательством гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия с целью раскрытия уголовных преступлений, совершенных детьми или с их участием; {Абзац девятнадцатый части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII от 16.05.2013}
выявлять, вести учет лиц, которые вовлекают детей в антиобщественную деятельность; (Абзац части второй статьи 5 в редакции Закона N 864-XIV от 08.07.99)
проводить обыски, изъятия и другие следственные действия в соответствии с уголовным процессуальным законодательством; {Абзац двадцать первый части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII от 16.05.2013}
проводить при наличии законных оснований осмотр детей, вещей, которые при них, транспортных средств;
изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами правонарушения или использованы в ущерб здоровью детей; (Абзац части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 864-XIV от 08.07.99)
составлять протоколы об административных правонарушениях детей, а также их родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), которые не выполняют обязанностей по воспитанию и обучению детей, информировать соответствующие службы по делам детей; (Абзац части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 673-IV от 03.04.2003)
вносить предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности обязательные для рассмотрения представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений детьми;
доставлять в органы Национальной полиции на срок до восьми часов детей, совершивших административное правонарушение, но не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность, для установления личности, обстоятельств совершения правонарушения и передачи их родителям или лицам, их заменяющих, или в приюты для детей службы по делам детей; {Абзац статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 609-V от 07.02.2007, N 2507-VI от 09.09.2010, N 901-VIII от 23.12.2015}
после установления личности ребенка безотлагательно извещать родителей или лиц, их заменяющих, об административном задержании ребенка, а в случае совершения уголовного преступления также информировать органы прокуратуры; {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 673-IV от 03.04.2003; в редакции Закона N 609-V от 07.02.2007; с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII от 16.05.2013}
уведомлять органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка о известный факт оставления его без опеки (попечительства) родителей; {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 673-IV от 03.04.2003; с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V от 07.02.2007}
информировать соответствующие службы по делам детей о детях, задержаны или каким сообщено о подозрении в совершении уголовных правонарушений; {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 673-IV от 03.04.2003; с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII от 16.05.2013}
осуществлять в соответствии с законодательством меры социального патронажа в отношении детей, отбывавших наказание в виде лишения свободы на определенный срок; (Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 3167-IV от 01.12.2005)
вести учет правонарушителей, не достигших 18 лет, нуждающихся в медицинской помощи, в том числе освобожденных из специальных воспитательных учреждений, с целью проведения профилактической работы, информировать соответствующие службы по делам детей относительно этих детей. {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 3167-IV от 01.12.2005; с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V от 07.02.2007}
Уполномоченные подразделения органов Национальной полиции выполняют и другие обязанности и имеют другие права, предусмотренные законодательством.
{Часть третья статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012; с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
{Часть четвертая статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Приемники-распределители для детей - специальные учреждения органов Национальной полиции, предназначенные для временного содержания детей в возрасте от 11 лет. Приемники-распределители для детей создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и действуют согласно положению, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Украины. Права и обязанности должностных лиц приемников-распределителей определяются положением о приемниках-распределителях для детей. {Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
Приемники-распределители для детей являются юридическими лицами.
В приемники-распределители для детей дети помещаются по решению суда.
Срок пребывания ребенка в приемнике-распределителе для детей определяется судом в зависимости от наличия объективных оснований для ее содержания в этом учреждении. В приемники-распределители для детей помещаются дети, которые:
1) достигли 11-летнего возраста и по которым есть достаточно оснований считать, что они совершили общественно опасное деяние, подпадающее под признаки деяния, за которое Уголовным кодексом Украины предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, и которые не достигли возраста, с которого за такое деяние лица подлежат уголовной ответственности, - на срок, определенный следственным судьей, судом в постановленной в уголовном производстве постановлении о помещении лица в приемник-распределитель для детей.
Устройство ребенка, содержание которой в приемнике-распределителе для детей прекращено, и безотлагательное доставки к дальнейшему места устройства осуществляются должностными лицами приемника-распределителя для детей;
{Пункт 1 части четвертой статьи 7 в редакции Закона N 245-VII от 16.05.2013}
2) подлежат направлению по решению суда, вступившим в законную силу, в специальных учебно-воспитательных заведений, и есть достаточно оснований считать, что такие дети будут заниматься противоправной деятельностью, - на срок, необходимый для доставки их в специальные учебно-воспитательных заведений, но не более 30 суток;
3) самовольно оставили специальные учебно-воспитательные учреждения, в которых они находились, - на срок, необходимый для доставки их в специальные учебно-воспитательных заведений, но не более 30 суток;
4) находятся в розыске как такие, которые исчезли, оставили семьи или учебно-воспитательные заведения (бродяжничают), - на срок, необходимый для передачи их уполномоченному подразделения органов Национальной полиции, который инициировал розыск, но не более 36 часов;
{Пункт 4 части четвертой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5462-VI от 16.10.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
5) оставили государства постоянного проживания и в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, подлежат возвращению в государство своего постоянного проживания, - на срок, необходимый для передачи их родителям, лицам, их заменяющих, или работникам специализированных учреждений государств постоянного проживания.
Не подлежат доставлению в приемники-распределители для детей дети, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или токсичных веществ, а также психически больные дети с выраженными симптомами болезни.
Порядок содержания детей, помещенных в приемники-распределители для детей, определяется правилами внутреннего распорядка приемника-распределителя для детей, утвержденными Министерством внутренних дел Украины.
{Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V от 07.02.2007; в редакции Закона N 2507-VI от 09.09.2010}
Надзор за соблюдением законов уполномоченными подразделениями органов Национальной полиции, приемник-распределитель для детей, школами и профессиональными училищами социальной реабилитации, специальными воспитательными учреждениями Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется прокурором путем реализации полномочий по надзору за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание, досудебное следствие и полномочий по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений в кри инальних делах и при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
{Статья 17 в редакции Закона N 1697-VII от 14.10.2014; с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}