Закон Украины О транспорте

Р а з д е л I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Транспорт в системе общественного производства

Транспорт является одной из важнейших отраслей общественного производства и призван удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках.

Развитие и совершенствование транспорта осуществляется в соответствии с государственными целевыми программами с учетом его приоритета и на основе достижений научно-технического прогресса и обеспечивается государством. {Часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV от 09.02.2006}

Статья 2. Законодательство о транспорте

Отношения, связанные с деятельностью транспорта, регулируются настоящим Законом, кодексами (уставами) отдельных видов транспорта, другими актами законодательства Украины.

Нормативные акты, определяющие условия перевозок, порядок использования средств транспорта, путей сообщения, организации безопасности движения, охраны общественного порядка, пожарной безопасности, санитарные и экологические требования, действующие на транспорте, являются обязательными для владельцев транспорта и граждан, пользующихся услугами транспорта и путями сообщения.

{Часть третья статьи 2 исключено на основании Закона N 5502-VI от 20.11.2012}

Действие настоящего Закона не распространяется на транспорт, осуществляющий технологические перевозки только на территории предприятий.



Статья 3. Цель и задачи государственного управления в области транспорта

Государственное управление в области транспорта должна обеспечивать:

своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны Украины;

защита прав граждан при их транспортного обслуживания;

безопасное функционирование транспорта;

соблюдения необходимых темпов и пропорций развития национальной транспортной системы;

защита экономических интересов Украины и законных интересов предприятий и организаций транспорта и потребителей транспортных услуг;

создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта;

ограничения монополизма и развитие конкуренции;

координацию работы различных видов транспорта;

лицензирования отдельных видов деятельности в области транспорта;

охране окружающей среды от вредного воздействия транспорта.

Государственное управление деятельностью транспорта осуществляется путем проведения и реализации экономической и социальной политики, включая предоставление дотаций на пассажирские перевозки.

Место и роль транспорта в общественном производстве определяет необходимость его приоритетного развития, государственной поддержки в удовлетворении его потребностей в транспортных средствах, материально-технических и топливно-энергетических ресурсах.

Статья 4. Органы, осуществляющие государственное управление в области транспорта

Государственное управление в области транспорта осуществляют центральный орган исполнительной власти в области транспорта, местные Советы народных депутатов и другие специально уполномоченные на то органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 5. Отношения предприятий транспорта общего пользования с органами власти и самоуправления

Отношения предприятий транспорта общего пользования с центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления строятся на основе налогов, налоговых льгот, установленных нормативов и других экономических средств в соответствии с действующим законодательством Украины.

Вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий транспорта, отвлечение их эксплуатационного персонала на другие работы местными органами власти и самоуправления не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Органы управления транспортом содействие органам власти и самоуправления в выполнении ими своих полномочий по социальному и экономическому развитию транспорта, совместно с ними осуществляют программы защиты окружающей среды, разрабатывают и проводят согласованные меры для обеспечения бесперебойной работы транспорта в случае стихийного бедствия, аварий, катастроф и во время ликвидации их последствий, координируют работу, связанную с предотвращением аварий и правонарушений на транспорте, а также организуют взаимодействие различных видов транспорта с целью более эффективного их использования, повышения качества обслуживания.

Органы власти и самоуправления в пределах своих полномочий оказывают помощь предприятиям и организациям транспорта в улучшении использования транспортных средств отправителями грузов и развития строительной индустрии, объединяют средства предприятий, организаций, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, кооперативов, а также бюджетные и внебюджетные средства для совершенствование транспортной сети, строительства вокзалов, путепроводов и других объектов транспорта; организуют взаимодействие различных видов транспорта с целью более эффективного их использования, повышения качества обслуживания. от 03.03.2005)

Строительство вокзалов, станций, портов, пристаней, аэропортов, пешеходных мостов, тоннелей, пассажирских платформ, метрополитенов, приобретение пассажирского подвижного состава, содержания и составления путей сообщения и других объектов, связанных с обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов, осуществляются с использованием средств государственного и местных бюджетов и предприятий транспорта в порядке, установленном законодательством Украины, а также с привлечением добровольных взносов предприятий и организаций всех форм собственности и граждан.

Статья 6. Основы хозяйственной деятельности предприятий транспорта

Перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, предоставление других транспортных услуг, эксплуатация и ремонт путей сообщения осуществляются железными дорогами, пароходствами, субъектами хозяйствования в морских портах, автомобильными, авиационными, дорожными предприятиями и организациями, если это предусмотрено их уставами. {Часть первая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4709-VI от 17.05.2012}

Предприятия транспорта осуществляют перевозки и предоставления услуг на основе государственных контрактов, государственных заказов и договоров на перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты с учетом экономической эффективности провозных и перерабатывающих возможностей транспорта.

Транспортное экспедирование осуществляется в соответствии с законодательством. {Часть третья статьи 6 в редакции Закона N 997-V от 27.04.2007}

Экономические отношения предприятий транспорта, возникающих в процессе перевозки, основываются на принципах взаимной выгоды, равной и полной ответственности.



Статья 7. Тарифы и платежи на транспорте

Тарифы на транспортные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Украины.

Уровень тарифов на транспорте определяется в соответствии с нормативными затрат на единицу транспортной работы, уровня рентабельности и оплаты налогов. Расчеты с потребителями услуг транспорта общего пользования проводятся на основе действующих тарифов в порядке, определенном кодексами (уставами) отдельных видов транспорта и другими актами законодательства Украины. Возмещение убытков от бесплатных перевозок льготных категорий граждан регулируется нормативными актами Кабинета Министров Украины.

Сбор за пользование путями сообщения Украины транспортными средствами иностранных собственников и плата за транзитные перевозки осуществляются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.



Статья 8. Лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта

Лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта вводится с целью:

обеспечения безопасности и надежности работы транспорта;

ограничения монополизма и развития конкуренции;

создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта.

Лицензии на осуществление видов деятельности в области транспорта выдаются в соответствии с законодательством.
{Часть вторая статьи 8 в редакции Закона N 3370-IV от 19.01.2006}

{Часть третья статьи 8 исключен на основании Закона N 222-VIII от 02.03.2015}



Статья 9. Имущество предприятий транспорта

Транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта, пути сообщения, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями центрального органа исполнительной власти в области транспорта, является общегосударственной собственностью и принадлежат к единой транспортной системы.

В общегосударственной собственности могут также находиться транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств.

Транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта и дорожного хозяйства, закрепленные за предприятиями, учреждениями и организациями местных Советов народных депутатов, относящихся к коммунальной собственности.

Транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта могут находиться в собственности предприятий, объединений, учреждений, организаций и граждан.

Статья 10. Требования к транспортным средствам

Транспортные средства должны отвечать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующий сертификат.

Статья 11. Земли транспорта

Землями транспорта признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям и организациям транспорта согласно Земельному кодексу Украины, для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту, совершенствованию и развитию объектов транспорта.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке норм или проектно-технической документации.

Размещение сооружений и других объектов транспорта на землях, предоставленных в пользование предприятиям транспорта, осуществляется по согласованию с местными органами власти и самоуправления с учетом особенностей, предусмотренных специальными законами. {Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4709-VI от 17.05.2012}

Предприятия транспорта обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не нарушать интересы других землепользователей (в том числе арендаторов), не допускать заболачивания, ухудшения качества земель и загрязнения их промышленными и другими отходами, неочищенными стоками, принимать меры для защиты почв от эрозии, осуществлять укрепления оврагов, крутых склонов, песков, а также соблюдать другие требования по охране земель.

Ответственность за содержание в надлежащем состоянии земель, предоставленных в пользование предприятиям и организациям транспорта, и использование их по целевому назначению возлагается на руководителей (собственников) этих предприятий, учреждений и организаций.

С целью обеспечения надлежащей эксплуатации сооружений и других объектов транспорта, а также охраны земель от негативного влияния указанных объектов на землях, предоставленных в пользование предприятиям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями землепользования.



Статья 12. Обязанности и права предприятий транспорта

Предприятия транспорта обязаны обеспечивать:

потребности граждан, предприятий и организаций в перевозках;

обслуживание пассажиров во время длительных перевозок доброкачественной питьевой водой, питанием, возможность удовлетворения других биологических потребностей;

качественное и своевременное перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты;

выполнение государственных задач по обеспечению потребностей обороны и безопасности Украины;

безопасность перевозок;

безопасные условия перевозок;

предотвращения аварий и несчастных случаев, устранение причин производственного травматизма;

охране окружающей среды от вредного воздействия транспорта;

права на льготы граждан по пользованию транспортом.

Предприятия транспорта имеют право:

определять срок и график перевозок;

назначать регулярные и дополнительные рейсы и маршруты перевозок;

предлагать уровень комфорта на выбор самих пассажиров;

требовать от пассажиров, отправителей и получателей грузов требований этого Закона, кодексов отдельных видов транспорта и других нормативных актов Украины, регулирующих деятельность транспорта.

Статья 13. Ответственность предприятий транспорта

Ответственность предприятий транспорта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажиров, багажа, а также ответственность перед пассажиром за несвоевременное представление транспорта определяется кодексами отдельных видов транспорта и другими законодательными актами Украины.

Предприятие транспорта, деятельность которого связана с повышенной опасностью, несет материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате гибели или повреждения здоровья пассажира при пользовании транспортом, в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

Предприятия транспорта отвечают за утрату, недостачу, порчу и повреждение принятых для перевозки груза, багажа, почты в размере фактического ущерба, если они не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение произошли не по их вине. {Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V от 27.04.2007}

Предприятия транспорта несут ответственность за вред, причиненный окружающей среде, в соответствии с действующим законодательством Украины.

Статья 14. Охрана грузов и объектов транспорта

Предприятия транспорта обеспечивают сохранность грузов и багажа с момента их принятия для перевозки и до выдачи их получателям, если иное не предусмотрено договором.

Охрана грузов и объектов транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности, ликвидация пожаров на транспорте осуществляются работниками предприятий транспорта в установленном порядке.

Перечень грузов, подлежащих специальной охране и сопровождению, утверждается Кабинетом Министров Украины. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры.

Перечень военных грузов, порядок охраны и сопровождения их караулами устанавливаются Министерством обороны Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры.

Перечень грузов, которые должны сопровождаться личным составом ведомственной военизированной охраны на железнодорожном транспорте на всем пути следования железными дорогами Украины, утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта.
{Статья 14 дополнена новой частью согласно Закону N 5502-VI от 20.11.2012}

Охрана и сопровождение опасных и ценных грузов по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины, обеспечиваются отправителями или получателями грузов на протяжении всего пути движения.

Порядок охраны и сопровождения грузов, скоропортящихся определяется отправителями (получателями) грузов самостоятельно.
{Часть седьмая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1193-VII от 09.04.2014}

Охрана общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов, предотвращение правонарушений и их пресечение, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших, защита собственности от преступных посягательств обеспечиваются органами Национальной полиции при содействии предприятий транспорта.
{Часть восьмая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Статья 15. Организация работы транспорта в чрезвычайных условиях

Предприятия и организации транспорта принимают неотложные меры для ликвидации последствий стихийного бедствия (наводнение, пожар, заносы и т.д.), аварий и катастроф, которые привели к нарушению работы транспорта.

Центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, органы и подразделения Национальной полиции, гражданской защиты, Вооруженных Сил Украины подают немедленную помощь в ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф на транспорте и прекращении противозаконного вмешательства в деятельность транспорта, которое угрожает безопасности жизни или здоровью людей, безопасности эксплуатации транспортных средств и сохранению грузов.
{Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2171-III от 21.12.2000, N 193-VIII от 12.02.2015, N 901-VIII от 23.12.2015}

Убытки, причиненные транспорта вследствие умышленного блокирования транспортных коммуникаций и других незаконных действий, направленных на нарушение беспрепятственной и непрерывной работы транспортных средств, возмещаются транспортным предприятиям, учреждениям и организациям виновными лицами в установленном законом порядке.



Статья 16. Безопасность на транспорте

Предприятия транспорта обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность эксплуатации транспортных средств, охрану окружающей природной среды.

Работники, непосредственно обеспечивающие безопасность движения транспортных средств, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и по состоянию здоровья быть способными качественно выполнять свои обязанности. Эти работники, а также работники, подвергающихся воздействию вредных и опасных условий труда, должны проходить в установленном порядке медицинские обследования.

Части территории предприятий, вокзалов, станций, портов, пристаней, аэродромов и путей сообщения, где осуществляется движение транспортных средств, проводятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности. Пребывание граждан в этих зонах запрещается. Правила пребывания в зоне повышенной опасности и выполнения в ней работ устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры с учетом предложений заинтересованных организаций и по согласованию с местными органами власти и самоуправления.

Не допускается размещение объектов, связанных с производством, хранением, погрузкой, транспортировкой и разгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных и ядовитых веществ вблизи мест общего пользования, сооружений, жилых массивов, природных территорий и объектов, подлежащих особой охране. Минимальное расстояние от таких объектов определяется соответствующими строительными нормами и правилами, согласованными с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры, соответствующими законодательными актами.

Переоборудование всех коммуникаций, связанное с реконструкцией и ремонтом сооружений транспорта, расположенных в полосе отвода путей сообщения, осуществляется собственниками коммуникаций за их счет.

Ответственность за соблюдение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов и других коммуникаций, пересекающих железнодорожные пути и автомобильные дороги или граничащих с этими путями и дорогами, несут владельцы таких коммуникаций.

Предприятия, учреждения и организации - отправители опасных грузов обязаны подать перевозчику достоверную информацию о грузе с целью обеспечения безопасности его перевозки и информацию о мерах на случай аварий при перевозке опасных грузов. Предприятия, учреждения и организации - отправители, перевозчики и получатели опасных грузов должны выполнять требования законодательства по обеспечению безопасности их перевозки и иметь средства и мобильные подразделения для предотвращения возникновения аварийных ситуаций при перевозке таких грузов или ликвидации последствий аварии.
{Часть седьмая статьи 16 в редакции Закона N 2189-VI от 13.05.2010}

{Часть восьмая статьи 16 исключен на основании Закона N 5502-VI от 20.11.2012}

Вопрос безопасности движения транспортных средств на территории Украины, связанные с деятельностью транспорта других государств, регулируются на основе норм, принятых в Украине, и международными договорами Украины.

Перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты воздушным, а в отдельных случаях и другими видами транспорта, подлежащих обязательному контролю на соответствие их требованиям безопасности в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством Украины.



Статья 16-1. Государственный надзор (контроль) за деятельностью субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (в том числе опасных), юридических и физических лиц

Государственный надзор (контроль) за деятельностью субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (в том числе опасных), юридических и физических лиц производится путем плановых, внеплановых, рейдовых проверок (проверка на дороге).

Плановые и внеплановые проверки за соблюдением субъектами хозяйствования, физическими лицами (на автомобильном транспорте - также физическими лицами - субъектами хозяйствования) и юридическими лицами требований законодательства о транспорте проводятся на основании перечня вопросов, утвержденного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте, или центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речные ном транспорте.

Для проведения мероприятия государственного надзора (контроля) оформляется удостоверение (направление).

Должностные лица центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на наземном транспорте и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте, имеют право:

беспрепятственного доступа ко всем транспортных средств и объектов субъектов хозяйствования, юридических и физических лиц (на автомобильном транспорте - также физических лиц - субъектов хозяйствования) с целью проверки соблюдения требований законодательства и международных договоров Украины по вопросам безопасности на транспорте;

проверять в рабочее время субъектов хозяйствования, юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;

предъявлять субъектам хозяйствования, физическим и юридическим лицам требования по осуществлению предусмотренных законодательством мер по безопасности на транспорте;

получать от субъектов хозяйствования, юридических и физических лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудита, материалы и информацию по соответствующим вопросам;

составлять акты проверок субъектов хозяйствования, юридических и физических лиц;

выдавать в установленном порядке обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков, связанных с нарушением правил безопасности на транспорте

запрещать эксплуатацию транспортных средств (кроме автомобильного транспорта), выполнения работ и оказания услуг;

направлять в установленном законодательством порядке материалы о нарушениях требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности движения в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной или уголовной ответственности;

привлекать к проверкам представителей центральных и местных органов исполнительной власти, общественных организаций, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных учреждений, экспертных организаций и т.д. (по согласованию);

осуществлять иные полномочия, определенные законами и возложенные на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте, или на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте, Президентом Украины.
{Закон дополнен статьей 16-1 в соответствии с Законом N 5502-VI от 20.11.2012}



Статья 16-2. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте:

ведет учет и осуществляет анализ причин катастроф, аварий, дорожно-транспортных происшествий на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте

разрабатывает профилактические меры по предотвращению возникновения катастроф, аварий, дорожно-транспортных происшествий на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте и контролирует их выполнение;

ведет учет пожаров на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте

осуществляет надзор за соблюдением требований по предотвращению загрязнения окружающей среды автомобильным, железнодорожным транспортом;

осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением требований законодательства, норм и стандартов на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте

готовит предложения по назначению органов по оценке соответствия для проведения работ по подтверждению соответствия в сфере автомобильного, городского электрического, железнодорожного транспорта, участвует в разработке проектов технических регламентов и других нормативно-правовых актов по вопросам технического регулирования в этой сфере, организует подготовку и повышение квалификации специалистов по подтверждению соответствия;

проводит техническое расследование дорожно-транспортных происшествий, катастроф, аварий, событий на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте

осуществляет другие полномочия, определенные законами и возложенные на него Президентом Украины.
{Закон дополнен статьей 16-2 в соответствии с Законом N 5502-VI от 20.11.2012}



Статья 16-3. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте:

ведет учет и осуществляет анализ причин катастроф, аварий, происшествий на морском и речном транспорте

разрабатывает профилактические меры по предотвращению возникновения катастроф, аварий, происшествий на морском и речном транспорте и контролирует их выполнение;

ведет учет пожаров на морском и речном транспорте

осуществляет контроль за заключением договоров обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов морским и речным транспортом;

осуществляет надзор за соблюдением требований по предотвращению загрязнения окружающей среды морским и речным транспортом;

осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением требований законодательства и стандартов на морском и речном транспорте

готовит предложения по назначению органов по оценке соответствия на проведение работ по подтверждению соответствия в сфере морского и речного транспорта, участвует в разработке проектов технических регламентов и других нормативно-правовых актов по вопросам технического регулирования в этой сфере, организует подготовку и повышение квалификации специалистов по подтверждению соответствия;

ведет журнал учета судов (кроме рыболовных судов), зарегистрированных в Государственном судовом реестре Украины и Судовой книге Украины, размещает указанные данные на своем официальном веб-сайте;

осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о судоходстве на судах, в морских и речных портах, территориальных и внутренних водах, на внутренних водных путях Украины;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности перевозки грузов, пассажиров и багажа на морских и речных судах;

осуществляет контроль и надзор за соблюдением правил пользования средствами морского и речного транспорта, охраны порядка и безопасности движения на морском и речном транспорте, содержания и эксплуатации баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, а также за соблюдением правил по обеспечению безопасности эксплуатации судов на внутренних водных путях и по обеспечению сохранности грузов на морском и речном транспорте

осуществляет контроль навигационно-гидрографического обеспечения судоходства в территориальном море, внутренних морских водах и на внутренних водных путях Украины;

регистрирует судна в Государственном судовом реестре Украины с выдачей свидетельства о праве плавания под Государственным Флагом Украины (судовой патент) и регистрирует судна в Судовой книге Украины с выдачей судового билета и выдает свидетельства об исключении соответствующих судов из Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины (кроме рыболовных судов) в порядке, определенном законодательством;

осуществляет контроль за выполнением международных договоров Украины по безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, плавающих под Государственным Флагом Украины, независимо от формы собственности (кроме рыболовных судов);

осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, заходящих в порты Украины, территориальное море и внутренние воды, независимо от их флага, стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;

проверяет готовность аварийно-спасательных служб, служб общей безопасности ведомственной пожарной охраны на морском и речном транспорте к проведению работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий, пожаров, террористических актов, пиратства, катастроф и других происшествий;

осуществляет контроль за проведением подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведения дипломирования плавсостава морских, речных и маломерных судов, работников береговых предприятий морского и речного транспорта, работа которых связана с обеспечением безопасности судоходства и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов;

осуществляет выдачу удостоверения судоводителя малого / маломерного судна, торгового судна, допущено к плаванию судоходными речными внутренним водным путям Украины, удостоверение лоцмана, удостоверение государственного речного лоцмана, удостоверение лоцмана - оператора службы регулирования движения судов;

согласовывает правила плавания маломерными судами на водных объектах;

организует обучение и проверку знаний должностных лиц, в функциональные обязанности которых относятся организация работы по обеспечению безопасности судоходства на морском и речном транспорте и государственный надзор;

осуществляет регистрацию баз для стоянки маломерных (малых) судов с размещением информации на своем официальном веб-сайте;

осуществляет надзор за функционированием службы регулирования движения судов и лоцманской проводки;

осуществляет государственный надзор за соблюдением правил регистрации операций с вредными веществами на судах, морских установках;

осуществляет выдачу синопсиса судна;

осуществляет контроль за функционированием систем радионавигации и наблюдения морской подвижной службы, в том числе Глобальной морской системы связи при бедствиях и для обеспечения безопасности;

осуществляет контроль за проведением аварийно-спасательных работ, поиска и спасения на море в зоне ответственности Украины;

осуществляет контроль и надзор за обеспечением функционирования системы дальней идентификации и контроля за местонахождением судов под Государственным Флагом Украины;

осуществляет общее руководство и контроль за дипломированием специалистов морского флота;

регистрирует линии заграничного плавания и размещает соответствующую информацию на своем официальном веб-сайте;

выдает в соответствии с законодательством судовые документы;

выполняет функции экспертной организации по вопросам безопасности судоходства, предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предоставляет экспертные выводы по указанным вопросам по проектам правил, норм, стандартов, планов и проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов морского и речного транспорта, в том числе судоходных путей, портов, гидротехнических сооружений воднотранспортного комплекса различного функционального назначения, используемых в целях обеспечения безопасности судоходства, судноплав них шлюзов, мостов, подводных и надводных переходов, баз для стоянок судов, береговых объектов связи, навигации, наблюдения и тому подобное;

выдает разрешения судам на заход в речные порты Украины под флагами государств, с которыми заключены международные договоры Украины о судоходстве на внутренних водных путях Украины;

осуществляет другие полномочия, определенные законами и возложенные на него Президентом Украины.
{Закон дополнен статьей 16-3 в соответствии с Законом N 5502-VI от 20.11.2012}



Статья 17. Трудовые отношения, социальная защита и дисциплина работников транспорта

Трудовые отношения, социальная защита и дисциплина работников транспорта регулируются Кодексом законов о труде Украины, другими законодательными актами Украины, уставами о дисциплине работников отдельных видов транспорта, утверждаются Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующими профсоюзами.

Статья 18. Забастовки на транспорте

Прекращение работы на предприятиях транспорта может быть в случае невыполнения администрацией предприятия условий тарифных соглашений, кроме случаев, связанных с перевозкой пассажиров, обслуживанием непрерывно действующих производств, а также, когда забастовка представляет угрозу жизни и здоровью человека.

Статья 19. Страхование работников, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также пассажиров, багажа и грузов на транспорте

Условия и порядок страхования работников, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, пассажиров, багажа и грузов на транспорте определяются действующим законодательством Украины.

Статья 20. Отчетно-учетный время на транспорте

На предприятиях транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, устанавливается единый отчетно-учетную время - киевское.

Р а з д е л II
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
Статья 21. Единая транспортная система Украины

Единую транспортную систему Украины составляют:

транспорт общего пользования;

промышленный железнодорожный транспорт;

ведомственный транспорт;

трубопроводный транспорт;

пути сообщения общего пользования.

Единая транспортная система должна отвечать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру для предоставления всего комплекса транспортных услуг, в том числе для складирования и технологической подготовки грузов к транспортировке, обеспечивать внешнеэкономические связи Украины.

Статья 22. Железнодорожный транспорт и его состав

В состав железнодорожного транспорта входят предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, подвижной состав железнодорожного транспорта, железнодорожные пути сообщения, а также промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учебные заведения, технические школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, предприятия промышленного железнодорожного транспорта и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые обеспечивают его деятельность и развитие.

Статья 23. Земли железнодорожного транспорта

К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование предприятиям и организациям железнодорожного транспорта в соответствии с действующим законодательством Украины. В состав этих земель входят земли, которые являются полосой отвода железных дорог, а именно земли, предоставленные под железнодорожное полотно и его обустройство, станции со всеми постройками и сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации, защитные и укрепляющие насаждения, служебные, культурно-бытовые помещения и другие сооружения, необходимые для обеспечения работы железнодорожного транспорта. от 17.03.99)

Вдоль земель железнодорожного транспорта могут устанавливаться охранные зоны. от 17.03.99)

Земли железнодорожного транспорта должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии и использоваться для выращивания древесины, в том числе деловой, и кормов для животноводства.

Статья 24. Морской транспорт и его состав

В состав морского транспорта входят предприятия морского транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты, суда, судоремонтные заводы, морские пути сообщения, а также предприятия связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения здоровья, физической культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу морского транспорта.
{Статья 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4709-VI от 17.05.2012}



Статья 25. Земли морского транспорта

К землям морского транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под:

морские порты с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

гидротехнические сооружения и средства навигационной обстановки, судоремонтные заводы, мастерские, базы, склады, радиоцентра, служебные и культурно-бытовые помещения и другие сооружения, обслуживающие морской транспорт.

К землям морского транспорта не относятся территории, насыпаны или намытые в акватории за счет портов.

Сооружение на подходах к портам мостовых, кабельных и воздушных переходов, водозаборных и других объектов, а также сооружение радиосистем в зоне радионавигационных объектов согласовывается с администрацией портов.

Статья 26. Технический надзор за судами

Технический надзор за судами и их классификация независимо от форм собственности судна и его владельца осуществляются классификационным обществом, избранным по предложению судовладельца и по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте.
{Статья 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5502-VI от 20.11.2012}



Статья 27. Речной транспорт и его состав

В состав речного транспорта входят предприятия речного транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты, порты и пристани, суда, судостроительные судоремонтные заводы, ремонтно-эксплуатационные базы, предприятия дорожного хозяйства, а также предприятия связи, промышленные, торговые , строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу речного транспорта.

Статья 28. Земли речного транспорта

К землям речного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под:

порты, специализированные причалы, пристани и заводи со всеми техническими сооружениями и оборудованием, обслуживающими речной транспорт;

пассажирские вокзалы, павильоны и причалы;

судоходные каналы, судоходные, энергетические и гидротехнические сооружения, служебно-технические здания;

берегоукрепительные сооружения и насаждения;

специальные насаждения для выращивания древесины, в том числе деловой;

узлы связи, радиоцентры и радиостанции;

здания, береговые навигационные знаки и другие сооружения для обслуживания водных путей, судоремонтные заводы, ремонтно-эксплуатационные базы, мастерские, судоверфи, отстойно-ремонтные пункты, склады, материально-технические базы, инженерные сети, служебные и культурно-бытовые помещения, другие объект объекты, обеспечивающие работу речного транспорта.

Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, вне населенных пунктов выделяется в установленном порядке береговая полоса. Земли береговой полосы не изымаются у землепользователей и используются в соответствии с действующим законодательством Украины.

Статья 29. Технический, классификационный и судоходный надзор за речными судами

Технический и классификационный надзор за речными судами осуществляется классификационным обществом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Государственный надзор за безопасностью судоходства речных судов осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте.
{Статья 29 в редакции Закона N 5502-VI от 20.11.2012}



Статья 30. Автомобильный транспорт и его состав

В состав автомобильного транспорта входят предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, авторемонтные и шиноремонтные предприятия, подвижной состав автомобильного транспорта, транспортно-экспедиционные предприятия, а также автовокзалы и автостанции, учебные заведения, ремонтно-строительные организации и социально -бытовые учреждения, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу автомобильного транспорта.

Статья 31. Земли автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

К землям автомобильного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под сооружения и оборудование энергетического, гаражного и топливно-раздаточного хозяйства, автовокзалы, автостанции, линейные производственные сооружения, служебно-технические здания, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, автотранспортные, транспортно-экспедиционные предприятия, авторемонтные заводы, базы, грузовые дворы, площадки контейнерные и для перецепления, служебные и культурно-бытовые помещения и другие объекты, обеспечивающие работу автомобильного транспорта.

К землям дорожного хозяйства относятся земли, предоставленные в пользование под проезжую часть, обочины, земляное полотно, декоративное озеленение, резервы, кюветы, мосты, тоннели, транспортные развязки, водопропускные сооружения, подпорные стенки, полосы отвода и расположенные в их пределах другие дорожные сооружения и оборудование.

В состав земель дорожного хозяйства входят также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды;

площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;

здания и сооружения дорожной службы с производственными базами;

придорожные лесополосы для защиты дорог и выращивания древесины, в том числе деловой.

Земли, находящиеся под автомобильными дорогами общего пользования и их сооружениями, предоставляются дорожным организациям в пользование в соответствии с действующим законодательством.

Статья 32. Авиационный транспорт и его состав

В состав авиационного транспорта входят предприятия воздушного транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров, грузов и багажа, аэрофотосъемки, сельскохозяйственные работы, а также аэропорты, аэродромы, аэроклубы, транспортные средства, системы управления воздушным движением, учебные заведения, ремонтные заводы гражданской авиации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу авиационного транспорта.

Статья 33. Земли авиационного транспорта

К землям авиационного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под:

аэропорты, аэродромы, обособленные сооружения, служебно-технические территории со зданиями и сооружениями, обеспечивающими работу авиационного транспорта;

вертолетные станции, включая вертолетодромы, служебно-технические территории со всеми зданиями и сооружениями;

ремонтные заводы гражданской авиации, аэродромы, вертолетодромы, гидроаэродромы и другие площадки для эксплуатации воздушных судов;

служебные объекты, обеспечивающие работу авиационного транспорта.

Статья 34. Городской электротранспорт и его состав

В состав городского электротранспорта входят предприятия городского электротранспорта, осуществляющих перевозки пассажиров, грузов, багажа, подвижной состав, трамвайные и троллейбусные линии, ремонтно-эксплуатационные депо, служебные помещения, фуникулеры, канатные дороги, эскалаторы, заводы по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, сооружения энергетического хозяйства и связи, промышленные, ремонтно-строительные, торговые и снабженческие организации, учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения, учреждения здравоохранения, отдыха, физической культуры и спорта и другие культурно- бытовые учреждения и предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу городского электротранспорта.

Статья 35. Земли городского электротранспорта

К землям городского электротранспорта относятся земли, предоставленные в пользование под обособленные трамвайные пути и их обустройство, пути и станции фуникулеров, канатных дорог, эскалаторов, трамвайно-троллейбусных депо, вагоноремонтных завода, сооружения энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебные и культурно-бытовые помещения и другие сооружения, необходимые для обеспечения работы городского электротранспорта.

Статья 36. Ведомственный транспорт

В состав ведомственного транспорта входят транспортные средства предприятий, учреждений и организаций.

Предприятия и организации, которые имеют ведомственный транспорт, должны обеспечивать его развитие и содержание на уровне, соответствующем требованиям безопасности при предоставлении транспортных услуг.

Отношения предприятий, имеющих ведомственный транспорт, с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которым они предоставляют транспортные услуги, и предприятиями транспорта общего пользования регулируются кодексами отдельных видов транспорта.

Статья 37. Трубопроводный транспорт

Отношения в области трубопроводного транспорта регулируются Законом Украины "О трубопроводном транспорте" и другими нормативно-правовыми актами Украины.



Статья 38. Использование лесных полос и земель транспортными предприятиями

Наряду с прямым назначением лесных полос, обслуживаемых предприятиями транспорта, в лесопосадках может выращиваться деловая древесина.

Предприятия дорожного хозяйства должны проводить на магистральных дорогах с интенсивным движением замену плодовых деревьев в лесополосах на породы деревьев промышленного назначения для предотвращения случаев отравления плодами деревьев, насыщенными вредными веществами выхлопных газов автомобильного транспорта.

Руководители предприятий транспорта несут ответственность за загрязнение земель, прилегающих к транспортным магистралям, сорняками.

Статья 39. Взаимодействие предприятий различных видов транспорта

Отношения предприятий различных видов транспорта при перевозках пассажиров, грузов, багажа определяются кодексами отдельных видов транспорта, а также заключенными на их основе договорами.

Разработка и заключение узловых соглашений осуществляется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Статья 40. Координация деятельности всех видов транспорта

Координация деятельности всех видов транспорта осуществляется центральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Координация деятельности всех видов транспорта в пределах регионов осуществляется комиссиями по координации работы транспорта, которые образуются органами местной власти и самоуправления и действуют в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Р а з д е л III
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 41. Контроль за соблюдением законодательства на транспорте

Контроль за соблюдением законодательства на транспорте осуществляют соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Статья 42. Международное сотрудничество и международные договоры Украины

{Название статьи 42 в редакции Закона N 5502-VI от 20.11.2012}

Если международным договором, заключенным Украиной, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о транспорте, то применяются правила международного договора.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, формирует и реализует государственную политику по вопросам транспорта и обеспечивает международное сотрудничество.
{Статья 42 дополнена частью второй согласно Закону N 5502-VI от 20.11.2012}

Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в соответствующих отраслях транспорта и инфраструктуры, в пределах, определенных центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, участвующих в реализации государственной политики в международном сотрудничестве в сфере безопасности на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном, морском и речном транспорте, ведения дорожного хозяйства, гражданской авиации и обеспечивают выполнение зобовья ний, вытекающих из членства в международных организациях.
{Статья 42 дополнена частью третьей согласно Закону N 5502-VI от 20.11.2012}



Заключительные положения