1. Проверка судей проводится в течение одного года со дня формирования состава Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции (далее - Временная специальная комиссия), которая образуется в порядке, определенном статьей 4 настоящего Закона.
2. Заявления о проведении проверки индивидуально определенного судьи (судей) в соответствии со статьей 3 настоящего Закона подаются юридическими или физическими лицами в письменной форме Временной специальной комиссии в течение шести месяцев со дня опубликования в газете "Голос Украины" сообщения о ее создании и должны содержать следующие сведения:
1) наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя, отчество для физических лиц) лица, подающего заявление, его местонахождение (для юридических лиц) или место жительства (для физических лиц), номера средств н 'связи, адреса электронной почты (при наличии);
2) фамилия, имя, отчество судьи (судей), по которому (которым) должна быть проведена проверка, его должность;
3) полное название суда, в котором работает соответствующий судья (судьи);
4) обоснование необходимости проведения проверки соответствующего судьи (судей) с указанием судебных решений, составляющих содержание проверки судей в соответствии с настоящим Законом;
5) перечень прилагаемых к заявлению.
3. К заявлению прилагаются копии судебного решения, принятого судьей, по проверке которого подается заявление, вынесенного по делам по вопросам, определенным в статье 3 настоящего Закона, а также копии решений апелляционной и кассационной инстанций по этим делам (при наличии).
4. Временная специальная комиссия может вернуть заявление заявителю без рассмотрения только в случае, если к такому заявлению не приложены копии судебных решений или если заявление не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом. Заявитель не лишается права повторно обратиться с таким заявлением после исправления указанных недостатков.
5. Заявления, поступившие после истечения определенного этой статьей срока, а также заявления, по которым Временная специальная комиссия не успела принять решение до окончания своих полномочий, передаются в Высший совет юстиции для продолжения их рассмотрения по общей процедуре.
1. Временная специальная комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний, которые фиксируются протокольно.
2. Временная специальная комиссия осуществляет свою деятельность на основании настоящего Закона, в соответствии с Регламентом Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции, утверждается на первом заседании Временной специальной комиссии.
3. В целях реализации настоящего Закона образуется Временная специальная комиссия в составе 15 членов.
4. Пленум Верховного Суда Украины избирает Временной специальной комиссии пять членов из числа судей в отставке, которые в течение последних пяти лет пребывания в должности судьи не занимали административных должностей в судах, а также не являются членами ни одной политической партии.
5. Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики и Верховная Рада Украины назначают Временной специальной комиссии по пять членов - представителей общественности, которые являются гражданами Украины и имеют высшее юридическое образование.
6. Не могут назначаться в состав Временной специальной комиссии народные депутаты Украины, избранные в Верховную Раду Украины седьмого созыва, государственные служащие, действующие судьи, лица, которые в течение последних десяти лет работали на должностях в правоохранительных органах, привлекались судом к административной ответственности за коррупционные правонарушения или к уголовной ответственности.
7. Временная специальная комиссия на своем первом заседании утверждает Регламент Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции, который публикуется на официальном сайте Высшего совета юстиции и в газете "Голос Украины", избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Временной специальной комиссии.
8. Временная специальная комиссия считается созданной при условии назначения в ее состав не менее девяти членов, о чем делается сообщение на официальном сайте Высшего совета юстиции и в газете "Голос Украины".
9. Заседание Временной специальной комиссии является полномочным при условии присутствия большинства от ее общего состава.
10. Временная специальная комиссия принимает решение путем голосования большинством присутствующих на заседании.
11. Гласность работы Временной специальной комиссии обеспечивается путем опубликования ежемесячного отчета о результатах ее деятельности и сообщения о дате, времени, месте и повестке дня заседания Временной специальной комиссии, должность, фамилия, имя, отчество судьи, в отношении которого осуществляется проверка, а не позднее чем за пять дней до дня проведения заседания, на официальном сайте Высшего совета юстиции и / или в газете "Голос Украины".
12. Заседание Временной специальной комиссии проводятся с допуском представителей средств массовой информации.
13. Временная специальная комиссия действует при Высшем совете юстиции.
14. Деятельность Временной специальной комиссии прекращается по истечении срока, определенного в статье 2 настоящего Закона, о чем на официальном сайте Высшего совета юстиции делается соответствующее сообщение. Указанное сообщение также публикуется в газете "Голос Украины".
15. За членами Временной специальной комиссии на время осуществления полномочий сохраняются статус и место их постоянной работы. Указанные лица на этот период освобождаются от выполнения своих обязанностей по основному месту работы с сохранением общего и специального стажа.
1. По результатам проверки судей Временная специальная комиссия принимает заключение, которое должно быть обоснованным и который публикуется на официальном сайте Высшего совета юстиции.
2. Вывод Временной специальной комиссии о нарушении судьей присяги вместе с материалами проверки направляется Высшем совете юстиции для рассмотрения и принятия ею решения в срок не более трех месяцев со дня поступления заключения в порядке, определенном законом. Нарушение данного срока Высшим советом юстиции не является основанием для прекращения процедуры проверки судьи. Судья имеет право на обжалование решения Высшего совета юстиции в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины.
Вывод Временной специальной комиссии о нарушении судьей присяги является обязательным для рассмотрения Высшим советом юстиции.
3. В случае если Временной специальной комиссией по результатам проверки не установлены факты, свидетельствующие о нарушении судьей присяги судьи, а выявлено основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, материалы проверки направляются в Высший совет юстиции или в Высшую квалификационную комиссию судей Украины.
4. Материалы Временной специальной комиссии по проверке судей, свидетельствующие о наличии в действиях судьи признаков уголовного преступления, направляются Временной специальной комиссией в Генеральную прокуратуру Украины для проведения проверки действий судьи на предмет наличия в его действиях признаков уголовного преступления.
5. Если по результатам проверки судьи не установлено фактов, свидетельствующих о нарушении судьей присяги судьи, наличие оснований для привлечения судьи к дисциплинарной или уголовной ответственности, Временная специальная комиссия большинством голосов принимает заключение об этом и принимает решение о прекращении проверки такого судьи. Материалы проверки вместе с заключением и решением Временной специальной комиссии направляются в Высший совет юстиции или Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
6. Заключение Временной специальной комиссии или в предусмотренных этой статьей случаях - материалы проверки направляются в соответствующие органы в течение семи дней со дня принятия заключения или проведения заседания, на котором рассматривались материалы проверки, направляются.
7. Материалы Временной специальной комиссии по проверке судей хранятся в порядке, предусмотренном для хранения документов и материалов в Высшем совете юстиции.
раздел II
Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона считаются освобождены от административных должностей, председатели высших специализированных судов, их заместители, председатели апелляционных судов, их заместители, председатели местных судов и их заместители. Со дня вступления в силу настоящего Закона считаются уволены со своих должностей, также секретари судебных палат высших специализированных судов, их заместители и секретари судебных палат апелляционных судов.
3. Со дня вступления в силу настоящего Закона полномочия членов Высшего совета юстиции, кроме тех, кто находится в этом органе по должности, и Высшей квалификационной комиссии судей Украины прекращаются. Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей Украины формируются в соответствии с законом с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего раздела, в части назначения членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины съездом судей Украины.
4. Со дня вступления в силу настоящего Закона прекращаются полномочия делегатов на съезд судей и конференции судей, избранных по правилам, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.
Делегаты на съезд судей Украины, который назначает членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и судей Конституционного Суда Украины, избираются в соответствии с правилами, установленными статьей 125 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" с изменениями, внесенными настоящим Законом.
Судьи Конституционного Суда Украины и члены Высшего совета юстиции, назначенных съездом судей Украины, допускаются к присяге только в случае, если они предназначены съездом судей Украины, делегаты на который были избраны в соответствии с правилами, установленными статьей 125 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей "с изменениями, внесенными настоящим Законом.
5. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) статью 188-32 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984, приложение к № 51, ст. 1122) изложить в следующей редакции:
"Статья 188-32. Невыполнение законных требований Высшего совета юстиции и созданных при ней временных коллегиальных органов (комиссий) по предоставлению информации
Невыполнение законных требований Высшего совета юстиции или члена Высшего совета юстиции, созданных при Высшем совете юстиции временных коллегиальных органов (комиссий) или их членов о предоставлении информации, судебного дела (его копии), рассмотрение которого закончено, отказ в ознакомлении с судебным делом, рассмотрение которого не закончено, предоставление заведомо ложной информации, а также несоблюдение установленных законом сроков предоставления информации, судебного дела (его копии) Высшему совету юстиции или члену Высшего совета юстиции, созданным при Высшем совете юстиции временным коллегиальным органам (комиссиям) или их членам -
влекут за собой наложение штрафа от двадцати пяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.
Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут за собой наложение штрафа от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан ";
2) в статье 171-1 Кодекса административного судопроизводства Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005г., №№ 35-37, ст. 446):
второе предложение части второй изложить в следующей редакции: "Распределение таких дел между судьями Высшего административного суда Украины осуществляется без учета специализации судей";
часть пятую после абзаца третьего дополнить новым абзацем следующего содержания:
"3) применить иные последствия противоправности таких решений, действий или бездействия, определенные статьей 162 настоящего Кодекса".
В связи с этим абзац четвертый считать абзацем пятым;
{Подпункт 3 пункта 5 раздела II утратил силу на основании Закона № 1798-VIII от 21.12.2016}
4) в Законе Украины "О судоустройстве и статусе судей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010, №№ 41-45, ст. 529; 2012, № 22, ст. 221, № 27, ст. 286; 2013, № 21, ст. 208, № 37, ст. 490; с изменениями, внесенными Законом Украины от 23 февраля 2014 № 769-VII):
части вторую и шестую статьи 20 изложить в следующей редакции:
"2. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, секретари палат апелляционного суда, председатель высшего специализированного суда, его заместители и секретари палат назначаются на должности сроком на один год путем тайного голосования из числа судей этого суда, но не более чем на срок полномочий судьи.
Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности путем тайного голосования большинством от количества судей, которые работают в соответствующем суде.
Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители могут быть досрочно освобождены от должности по инициативе не менее одной трети от общего количества судей соответствующего суда путем тайного голосования не менее чем двумя третями судей, работающих в соответствующем суде.
Судья, назначенный на административную должность в порядке, определенном настоящей статьей, не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков подряд.
Секретари палат апелляционных и высших специализированных судов назначаются на должность и освобождаются от должности решением собрания судей соответствующей палаты соответствующего суда путем тайного голосования большинством голосов судей соответствующей палаты ".
"6. Освобождение судьи от административной должности по основаниям, установленным законом, не прекращает его полномочий судьи. Освобождение от должности судьи, окончание срока, на который судья избран на административную должность, окончание срока полномочий судьи, достижения судьей 64-летнего возраста, а также сложения полномочий на административной должности прекращает осуществление им полномочий на административной должности с момента наступления одного из указанных обстоятельств ";
часть третью статьи 24 изложить в следующей редакции:
"3. В случае отсутствия председателя суда его административные полномочия осуществляет один из заместителей председателя суда по определению председателя суда, при отсутствии такого определения - заместитель председателя суда, имеющий больший стаж работы на должности судьи, а в случае отсутствия заместителя председателя суда - судья этого суда, имеет больший стаж работы в должности судьи ";
часть шестую статьи 93 изложить в следующей редакции:
"6. В состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины не могут быть назначены народные депутаты Украины текущего созыва Верховной Рады Украины, члены Кабинета Министров Украины, председатели судов, их заместители, секретари судебных палат, их заместители, члены Совета судей Украины, Высшего совета юстиции, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, лица, привлекаемых к ответственности за совершение коррупционного деяния, а также лица, которые были членами Высшей квалификационной комиссии судей Украины или Высшего совета юстиции до вступления в силу Закона Украины "О восстановлении доверия к судебной власти в Украине" ;
часть первую статьи 93-1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8) если законом предусмотрено такое прекращение";
в статье 115:
пункт 4 части пятой изложить в следующей редакции:
"4) избирают тайным голосованием из числа судей этого суда делегатов на конференцию судей";
дополнить частью девятой следующего содержания:
"9. Собрание судей апелляционных судов общей юрисдикции избирается на основе предложений, представленных собранием судей местных судов общей юрисдикции, делегатов этих судов на соответствующую конференцию судей";
в статье 116:
часть пятую после слов "и назначают" дополнить словами "по предложению председателя высшего специализированного суда";
в части седьмой слова "подают соответствующему совету судей предложения по делегатов на конференции судей и" исключить;
в части восьмой слова "подают соответствующему совету судей предложения по делегатов на конференцию судей" заменить словами "выбирают делегатов на съезд судей Украины";
пункты 3 и 4 части шестой статьи 122 исключить;
часть первую статьи 125 изложить в следующей редакции:
"1. Делегаты на съезд судей Украины избираются конференциями судей общих судов, конференциями судей административных и хозяйственных судов в каждой области, Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе. Делегаты на съезд судей избираются по принципу один делегат от двадцати судей. порядок проведения конференций судей общих судов, конференций судей административных и хозяйственных судов устанавливается советами судей соответствующих судов. от каждого высшего специализированного суда и Верховного суда Украины на общем собрании этих судов избирается один делегат от двадцати судей из числа судей этих судов. Делегатами на съезд судей Украины не могут быть избранными судьи, занимающие административные должности в судах, судьи, члены Высшего совета юстиции или Высшей квалификационной комиссии судей Украины. судьи, которые являются членами Высшего совета юстиции или Высшей квалификационной комиссии судей Украины, могут присутствовать на с съезде судей Украины с правом совещательного голоса ";
в статье 127:
часть вторую изложить в следующей редакции:
"2. Совет судей Украины избирает съезд судей Украины. В состав Совета судей Украины входят:
1) двадцать судей, которые являются делегатами от местных общих судов;
2) три судьи, которые являются делегатами от местных административных судов;
3) три судьи, которые являются делегатами от хозяйственных судов;
4) семь судей, которые являются делегатами от апелляционных судов по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях;
5) два судьи, которые являются делегатами от апелляционных административных судов;
6) один судья, который является делегатом от апелляционных судов;
7) по одному судье от высших специализированных судов и Верховного Суда Украины.
Предложения по кандидатурам в состав Совета судей Украины могут вносить судьи, которые принимают участие в съезде судей Украины. Не могут быть избранными в Совет судей Украины судьи, занимающие административные должности в судах ";
пункт 4 части пятой дополнить словами "заслушивает по этим вопросам Председателя Государственной судебной администрации Украины, его заместителей, руководителей структурных подразделений и территориальных управлений Государственной судебной администрации Украины";
в частях восьмой и девятой слово "приглашается" заменить словами "может быть приглашен".
6. Рекомендовать конференциям судей соответствующих судов в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона сформировать новый состав соответствующих советов судей.
7. Новыми членами Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, а также судьями Конституционного Суда Украины, которые назначаются съездом судей Украины, могут быть только лица, назначенные в соответствии с требованиями настоящего Закона.
8. Техническое, информационное и организационное обеспечение работы Временной специальной комиссии возлагается на аппарат Высшего совета юстиции.
9. До приведения законодательства Украины в соответствие с настоящим Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
исполняющий обязанности
Президента Украины,
Председатель Верховной Рады
Украина
Турчинов
м. Киев
8 апреля 2014
№ 1188-VII