Закон Украины О государственно-частном партнерстве

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение и признаки государственно-частного партнерства

1. Государственно-частное партнерство - сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами - предпринимателями (частными партнерами) , что осуществляется на основе договора в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами, и отвечает признакам государственно-частного партнерства, определенным настоящим Законом.

На стороне частного партнера в договоре, который заключается в рамках государственно-частного партнерства, могут выступать несколько лиц, которые в соответствии с настоящим Законом могут быть частными партнерами. Отношения между частными партнерами и порядок определению частного партнера для представительства интересов других частных партнеров в отношениях с государственным партнером определяются условиями договора, заключенного между частными партнерами, или условиям договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства. Такие лица несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренным договором, заключаемым в рамках государственно-частного партнерства.

Кроме победителя (победителей) конкурса по определению частного партнера, частным партнером может выступать юридическое лицо, созданное для осуществления государственно-частного партнерства победителем (победителями) конкурса по определению частного партнера, если это предусмотрено условиями соответствующего конкурса, при этом в течение срока, установленного договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, победитель (победители) конкурса должен (должны) прямо или косвенно владеть более чем 50 процентами уставного капитала этой юридических ичному лица. В течение месяца после государственной регистрации созданного юридического лица к договору в рамках государственно-частного партнерства должны быть внесены соответствующие изменения, в том числе по субсидиарной ответственности победителя (победителей) конкурса по обязательствам этого юридического лица.

Победитель (победители) конкурса несет (несут) в полном объеме ответственность за выполнение обязательств по договору государственно-частного партнерства.

По решению государственного партнера государственное предприятие, коммунальное предприятие, предприятие Автономной Республики Крым или хозяйственное общество, 100 процентов уставного капитала которого принадлежат государству, территориальной общине или Автономной Республике Крым, может участвовать в договоре, заключенном в рамках государственно-частного партнерства, на стороне соответствующего государственного партнера. Государственный партнер несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия или хозяйственного общества в соответствии с договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства.

К признакам государственно-частного партнерства относятся:

предоставление прав управления (пользования, эксплуатации) объектом партнерства или приобретение, создание (строительство, реконструкция, модернизация) объекта государственно-частного партнерства с последующим управлением (пользованием, эксплуатацией), при условии принятия и выполнения частным партнером инвестиционных обязательств в соответствии с договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства;

продолжительность отношений (от 5 до 50 лет);

передача частному партнеру части рисков в процессе осуществления государственно-частного партнерства;

внесение частным партнером инвестиций в объекты партнерства из источников, не запрещенных законодательством.



Статья 2. Правовые основы государственно-частного партнерства

1. Правовыми основами государственно-частного партнерства является Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, этот Закон, другие законодательные акты Украины, а также международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. В случае если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные принципы осуществления государственно-частного партнерства

1. К основным принципам осуществления государственно-частного партнерства относятся:

равенство перед законом государственных и частных партнеров;

запрет любой дискриминации прав государственных или частных партнеров;

согласование интересов государственных и частных партнеров с целью получения взаимной выгоды;

обеспечение высокой эффективности деятельности, чем при осуществлении такой деятельности государственным партнером без привлечения частного партнера;

неизменность в течение всего срока действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, целевого назначения и формы собственности объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым, переданных частному партнеру;

признание государственными и частными партнерами прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Украины и определенных условиями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства;

справедливое распределение между государственным и частным партнерами рисков, связанных с исполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

определение частного партнера на конкурсной основе, кроме случаев, установленных законом.



Статья 4. Сферы применения государственно-частного партнерства

1. Государственно-частное партнерство применяется в следующих областях:

поиск, разведка месторождений полезных ископаемых и их добычи, кроме тех, которые осуществляются на условиях соглашений о разделе продукции;

производство, транспортировку и поставку тепла и распределение и поставку природного газа;

строительство и / или эксплуатация автострад, дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, дорожных эстакад, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры;

машиностроение;

сбор, очистка и распределение воды;

здравоохранение;

туризм, отдых, рекреация, культура и спорт;

обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем;

обращение с отходами, кроме сбора и перевозки;

производство, распределения и поставки электрической энергии;

управление недвижимостью;

предоставление социальных услуг, управления социальной учреждением, учреждением;

производство и внедрение энергосберегающих технологий, строительство и капитальный ремонт жилых домов, полностью или частично разрушенных в результате боевых действий на территории проведения антитеррористической операции;

установление модульных домов и строительство временного жилья для внутренне перемещенных лиц;

предоставление образовательных услуг и услуг в сфере здравоохранения;

управления памятниками архитектуры и культурного наследия.

2. По решению государственного партнера государственно-частное партнерство может применяться в других сферах деятельности, кроме видов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с законом разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям. Государственно-частное партнерство применяется с учетом особенностей правового режима в отношении отдельных объектов и отдельных видов деятельности, установленных законом.

{Часть третья статьи 4 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}



Раздел II
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 5. Формы осуществления государственно-частного партнерства

1. В рамках осуществления государственно-частного партнерства в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Украины могут заключаться договоры о:

концессию;

управления имуществом (исключительно при условии предсказания в договоре, заключенном в рамках государственно-частного партнерства, инвестиционных обязательств частного партнера);

совместной деятельности;

{Абзац части первой статьи 5 исключен на основании Закона № 5406-VI от 02.10.2012}

другие договоры.

Договор, заключенный в рамках государственно-частного партнерства, может содержать элементы различных договоров (смешанный договор), условия которых определяются в соответствии с гражданским законодательством Украины.

{Часть вторая статьи 5 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}

3. Отношения, связанные с инициированием государственно-частного партнерства, выбором частного партнера, подготовкой к заключению, определением содержания договора, заключением и исполнением договоров, заключенных в рамках осуществления государственно-частного партнерства в соответствии с частью первой настоящей статьи, регулируются нормами этого Закона , если иной порядок инициирования соответствующей формы государственно-частного партнерства, выбора частного партнера, подготовки к заключению, определения содержания договора, заключения и исполнения таких договоров не опре Ачэн законом, регулирующим соответствующую форму осуществления государственно-частного партнерства. В случае если договор, должен заключаться в рамках государственно-частного партнерства, является смешанным договором, отношения по инициированию государственно-частного партнерства, подготовки к заключению договора и выбора частного партнера регулируются нормами этого Закона.

4. Действие настоящего Закона не распространяется на соглашения о разделе продукции, порядок заключения, исполнения и прекращения которых регулируется Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции".



Статья 6. Осуществление государственных закупок в рамках государственно-частного партнерства

1. Государственные закупки в рамках государственно-частного партнерства осуществляются в соответствии с законодательством о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства.

2. Иностранные субъекты хозяйственной деятельности и субъекты хозяйствования Украины пользуются равными правами на участие в государственных закупках.



Статья 7. Объекты государственно-частного партнерства

{Часть первая статьи 7 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}

2. Объектами государственно-частного партнерства:

существующие, в частности воспроизводимые (путем реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объекты, находящиеся в государственной или коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым, в том числе участки недр;

создаваемые или приобретенные объекты в результате исполнения договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.

3. Передача существующих объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым, частному партнеру для выполнения условий договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, не вызывает переход права собственности на эти объекты к частному партнеру.

Такие объекты подлежат возврату государственному партнеру после прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.

Право собственности на объекты, достроенные, перестроены, реконструированы в рамках государственно-частного партнерства, принадлежит государственному партнеру.

4. Объекты государственно-частного партнерства, созданные или приобретенные частным партнером во исполнение договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, могут принадлежать ему на праве собственности и использоваться им или государственным партнером или иной стороной договора в порядке и на условиях, определенных таким договором, если иное не установлено законом, регулирующим отношения, связанные с исполнением договоров, определенных в части первой статьи 5 настоящего Закона. Такие объекты подлежат передаче частным партнером государственному партнеру в порядке и сроки, определенные договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, но не позднее даты прекращения действия такого договора. После перехода права собственности на созданные или приобретенные частным партнером объекты государственно-частного партнерства к государству, территориальной общины или Автономной Республики Крым частный партнер имеет преимущественное право на пользование таким имуществом для выполнения своих обязательств в порядке и на условиях, определенных договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, к прекращению действия такого договора. Договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, может быть предусмотрено, что объекты, созданные или приобретенные во исполнение условий договора и принадлежащих на праве собственности частному партнеру, не могут быть без согласия государственного партнера переданы в залог, совместной деятельности, лизинг , аренду и иное пользование или владение. Указанные осложнения, устанавливаемые в отношении объектов, созданных или приобретенных во исполнение условий договора и принадлежащих на праве собственности частному партнеру, подлежат обязательной регистрации в установленном законом порядке.

Договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, может быть предусмотрено возникновения общей долевой собственности государственного и частного партнера на создаваемые или приобретенные объекты государственно-частного партнерства. Порядок определения долей в праве собственности создаваемых или приобретаемых объектов, находящихся в общей долевой собственности государственного и частного партнера, условия и порядок отчуждения доли в праве общей долевой собственности определяются положениями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.

5. Объектами государственно-частного партнерства не могут быть объекты, в отношении которых принято решение о приватизации.

6. Объекты государственно-частного партнерства не могут быть приватизированы в течение всего срока осуществления государственно-частного партнерства.



Статья 8. Использование земельных участков для осуществления государственно-частного партнерства

1. В случае если для осуществления государственно-частного партнерства необходимо пользования земельным участком, государственный партнер передает частному партнеру соответствии с Земельным кодексом Украины земельный участок, на котором расположен объект государственно-частного партнерства, вместе с объектом государственно-частного партнерства на срок, установленный договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, обеспечивает не позднее даты вступления в силу договора, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, приобретение частным пар тнером права на пользование земельными участками, предоставленными в установленном порядке для строительства объекта государственно-частного партнерства.

Во всех остальных случаях государственный партнер обеспечивает предоставление по требованию частного партнера земельных участков, необходимых для выполнения договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, в порядке, установленном законом и указанном в таком договоре.

В случае прекращения (расторжения) договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, частный партнер автоматически теряет право на пользование земельным участком, предоставленным ему государственным партнером для осуществления государственно-частного партнерства.

В случае принятия уполномоченным органом решения об осуществлении государственно-частного партнерства проекты землеустройства по отводу земельных участков, другая документация по землеустройству, в соответствии с законодательством требуется для предоставления земельного участка в пользование, а также документация по земельным участкам, необходимых частному партнеру для осуществления такого партнерства , разрабатываются по заказу государственного партнера.

Государственный партнер должен согласовать документацию по землеустройству с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в предусмотренном законодательством порядке, а в случаях, предусмотренных законом, - получить положительное заключение государственной землеустроительной экспертизы в порядке, определенном законом.

Финансирование работ по разработке (изготовление) землеустроительной документации и ее экспертизы осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или за счет средств лица, подавшего предложение об осуществлении государственно-частного партнерства.

Оплата работ по разработке (изготовление) землеустроительной документации и ее экспертизы лицом, подавшим предложение об осуществлении государственно-частного партнерства, не создает для такого лица преимуществ в конкурсе по определению частного партнера по сравнению с другими участниками конкурса.

Документально подтвержденные затраты, осуществленные государственным партнером и / или лицом, подавшим предложение об осуществлении государственно-частного партнерства, на разработку (изготовление) документации по землеустройству и ее экспертизу, возмещаются частным партнером в соответствии с условиями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.

2. Порядок и условия получения частным партнером права на пользование земельными участками, указанными в части первой настоящей статьи, указываются в условиях конкурса по определению частного партнера для заключения договора в рамках государственно-частного партнерства.

3. После прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, частный партнер обязан освободить земельный участок, предоставленный ему для осуществления государственно-частного партнерства в соответствии с настоящей статьей.

4. В случае если в договоре о государственно-частном партнерстве предусматривается предоставление в пользование (эксплуатацию) и / или управления линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций, по прокладке и эксплуатации которых установлен сервитут, такой сервитут может осуществляться от имени государственного партнера частным партнером.

О наличии таких сервитутов отмечается в условиях конкурса по определению частного партнера и договоре, заключенном в рамках государственно-частного партнерства.



Статья 9. Источники финансирования государственно-частного партнерства

1. Финансирование государственно-частного партнерства может осуществляться за счет:

финансовых ресурсов частного партнера;

финансовых ресурсов, заимствованных в установленном порядке;

средств государственного и местных бюджетов;

других источников, не запрещенных законодательством.



Раздел III
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Статья 10. Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства

1. Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства готовятся центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или органами Автономной Республики Крым или лицами, которые в соответствии с настоящим Законом могут быть частными партнерами, и подаются в орган, уполномоченный проводить анализ эффективности осуществления государственно частного партнерства.

{Часть вторая статьи 10 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}

{Часть третья статьи 10 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}



Статья 11. Анализ эффективности осуществления государственно-частного партнерства

1. Анализ эффективности осуществления государственно-частного партнерства проводится на основании предложения об осуществлении государственно-частного партнерства или по инициативе уполномоченного органа путем:

1) детального обоснования социально-экономических и экологических последствий осуществления государственно-частного партнерства по результатам анализа:

экономических и финансовых показателей реализации государственно-частного партнерства;

социальных последствий реализации государственно-частного партнерства, включая улучшение качества услуг и уровень обеспечения спроса товарами (работами и услугами);

экологических последствий реализации государственно-частного партнерства с учетом возможного негативного влияния на состояние окружающей среды;

2) обоснование высокой эффективности проекта с привлечением частного партнера по сравнению с реализацией проекта без такого привлечения;

3) выявление видов рисков осуществления государственно-частного партнерства, их оценки и определения формы управления рисками;

4) определение формы осуществления государственно-частного партнерства;

5) определение социально-экономических и экологических перспектив после окончания действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.

2. Анализ эффективности осуществления государственно-частного партнерства проводится по объектам:

государственной собственности - центральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законом функции по управлению соответствующими объектами государственной собственности, а если такого органа не определено - центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства;

коммунальной собственности - исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным соответствующим сельским, поселковым, городским, районным или областным советом, а если такого органа не определено - исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского совета или исполнительным аппаратом районного, областного совета;

принадлежащих Автономной Республике Крым - органом, уполномоченным Советом министров Автономной Республики Крым, а если такого органа не определено - Советом министров Автономной Республики Крым.

Если в государственно-частном партнерстве будут участвовать несколько государственных партнеров, они совместно проводят анализ эффективности осуществления государственно-частного партнерства.

3. Порядок проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства определяется Кабинетом Министров Украины с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

4. По результатам анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства составляется заключение. Заключение по результатам анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства по объектам государственной собственности подлежит согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства, и другими определенными в Порядок проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства органами государственной власти. Заключение по результатам анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства по объектам коммунальной собственности и имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, подлежит согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства, если в соответствии с такому выводу предусматривается предоставление государственной поддержки путем финансирования за счет средств государственного бюджета.

Заключение по результатам анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства по объектам государственной собственности подлежит обнародованию на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства.



Статья 12 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015



Статья 13. Принятие решения об осуществлении государственно-частного партнерства

1. Решение об осуществлении государственно-частного партнерства или о нецелесообразности его осуществления, о проведении конкурса и утверждения результатов конкурса по определению частного партнера принимаются по объектам:

государственной собственности - центральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законом функции по управлению соответствующими объектами государственной собственности, а если такого органа не определено - Кабинетом Министров Украины;

коммунальной собственности - органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении";

принадлежащих Автономной Республике Крым - органом, уполномоченным Советом министров Автономной Республики Крым, а если такого органа не определено - Советом министров Автономной Республики Крым.

Решение об осуществлении государственно-частного партнерства принимается в течение трех календарных месяцев со дня подачи предложений об осуществлении государственно-частного партнерства (сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными советами - на ближайшей сессии) в предусмотренном настоящим Законом порядке.

Орган, принявший решение об осуществлении государственно-частного партнерства или о нецелесообразности осуществления такого партнерства, обязан в течение 15 календарных дней со дня принятия соответствующего решения сообщить о таком решении лицо, подавшее предложения об осуществлении государственно-частного партнерства.



Раздел IV
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРА
Статья 14. Определению частного партнера

1. Определение частного партнера для заключения договора (договоров) в рамках государственно-частного партнерства осуществляется исключительно на конкурсной основе, кроме случаев, предусмотренных законом.

В случае если после объявления конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства на участие в указанном конкурсе подал заявку только один претендент, соответствующий договор может быть заключен уполномоченным органом с этим претендентом путем согласования с ним существенных условий договора, если иное не определено законами , регулирующих отношения, возникающие в процессе заключения и исполнения договоров, предусмотренных частью первой статьи 5 настоящего Закона.

2. Порядок проведения конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства по объектам государственной, коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В случае если законами Украины, регулирующих отношения, возникающие в процессе заключения договоров, предусмотренных частью первой статьи 5 настоящего Закона, или в соответствии с такими законами установлен другой порядок проведения конкурса, применяется порядок проведения конкурса, установленный такими законами или в соответствии с таких законов.



Статья 15. Принципы проведения конкурса по определению частного партнера

1. При принятии решения о проведении конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства определяются:

срок осуществления государственно-частного партнерства, форма его реализации и основные этапы;

государственный партнер и объекты государственно-частного партнерства;

объем и формы государственной поддержки осуществления государственно-частного партнерства, если предоставление такой поддержки предполагается;

предельный срок подачи заявок на участие в конкурсе;

предельный срок проведения конкурса по определению частного партнера;

основные квалификационные требования к участникам конкурса;

основные критерии определения победителя конкурса.

{Часть вторая статьи 15 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}

3. Объявление о проведении конкурса по определению частного партнера публикуется государственным партнером в газете "Урядовый курьер" или "Голос Украины" или официальном печатном средстве массовой информации соответствующего органа местного самоуправления или Автономной Республики Крым, если государственным партнером выступают такие органы, а также размещается на официальном сайте государственного партнера.



Статья 16. Обнародование информации о результатах проведения конкурса по определению частного партнера

1. Результаты оценки конкурсных предложений участников конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства не подлежат разглашению до дня определения победителя конкурса, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Орган, проводивший конкурс, обязан в десятидневный срок со дня определения победителя конкурса обнародовать информацию и мотивированные разъяснения относительно оснований определения победителя и отклонения предложений других участников конкурса.

3. Обнародование информации, указанной в части второй настоящей статьи, осуществляется путем опубликования ее в газете "Урядовый курьер" или "Голос Украины" или официальном печатном средстве массовой информации соответствующего органа местного самоуправления или Автономной Республики Крым, если государственным партнером выступают такие органы , а также размещение на официальном веб-сайте государственного партнера.



Статья 17. Заключение договора в рамках государственно-частного партнерства с победителем конкурса

1. Орган, принявший решение об осуществлении государственно-частного партнерства, обязан не позднее месяца после подписания протокола о результатах конкурса (сельские, поселковые, городские, районные и областные советы - на ближайшем пленарном заседании) рассмотреть результаты проведения конкурса и утвердить соответствующий протокол (об определении победителя конкурса, об отклонении всех конкурсных предложений без определения победителя или об объявлении конкурса таким, который не состоялся) или отказать в утверждении результатов конкурса по обґрунтув анням причины такого отказа.

Заключение договора в рамках государственно-частного партнерства осуществляется органом, в соответствии со статьей 13цього Закона принял решение об осуществлении государственно-частного партнерства с победителем конкурса на условиях, установленных конкурса по определению частного партнера.

2. В случае если победителем конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства определено несколько лиц на стороне частного партнера, договор, заключаемый в рамках государственно-частного партнерства, подписывается такими лицами или лицом, уполномоченным ими на подписание этого договора.

3. Государственный партнер в установленном Кабинетом Министров Украины порядке сообщает о заключении договора в рамках государственно-частного партнерства центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства, уполномоченный на ведение учета договоров, заключенных в рамках государственно частного партнерства.

4. В случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались в процессе заключения договора в рамках государственно-частного партнерства, такой договор может быть изменен, дополнен или расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке, если иное не установлено договором или не вытекает из существа обязательства вязания.

5. Договор, заключенный в рамках государственно-частного партнерства, может быть расторгнут по соглашению сторон, а в случаях, установленных законом или договором, - в судебном порядке.

6. Правовые последствия изменения или расторжения договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, определяются законом и настоящим договором.

7. Лицо, организует или предоставляет финансирование в рамках государственно-частного партнерства, может участвовать в договоре, заключенном в рамках государственно-частного партнерства, на стороне частного партнера.

В случае невыполнения частным партнером своих обязательств по договору, заключенному в рамках государственно-частного партнерства, лицо, которое организует или предоставляет финансирование в рамках государственно-частного партнерства, вправе обратиться в государственный партнера с предложением о замене частного партнера по договору, заключенному в рамках государственно-частного партнерства, в порядке и способом, определенные Кабинетом Министров Украины.



Раздел V
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Статья 18. Государственная поддержка осуществления государственно-частного партнерства

1. Государственная поддержка осуществления государственно-частного партнерства может предоставляться:

путем предоставления государственных гарантий, гарантий Автономной Республики Крым и местного самоуправления;

путем финансирования за счет средств государственного или местных бюджетов и других источников в соответствии с общегосударственными и местными программами;

путем выплаты частному партнеру других платежей, предусмотренных договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, в частности платы за готовность (доступность) объекта государственно-частного партнерства в эксплуатацию (использование) и др;

путем приобретения государственным партнером определенного объема товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) частным партнером по договору, заключенному в рамках государственно-частного партнерства;

путем поставки частному партнеру товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления государственно-частного партнерства;

в других формах, предусмотренных законом.

2. Решение о предоставлении государственной поддержки осуществления государственно-частного партнерства принимается в зависимости от права собственности на объект государственно-частного партнерства соответственно Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом исполнительной власти, органами местного самоуправления или Советом министров Автономной Республики Крым в соответствии с законом.

3. Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается Кабинетом Министров Украины.

4. Государственная поддержка, предусмотренная этой статьей, предоставляется без проведения государственной регистрации инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений, предусмотренной Законом Украины "Об инвестиционной деятельности".



Статья 19. Правовой режим инвестиционной и хозяйственной деятельности иностранного частного партнера

1. Для иностранных частных партнеров, осуществляющих в Украине государственно-частное партнерство, устанавливается национальный правовой режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Споры, возникающие из договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства с участием нерезидентов, предприятий с иностранными инвестициями, решаются в порядке, предусмотренном законом, а также могут рассматриваться международным арбитражным судом по месту, обусловленным в договоре.

3. В случае если заключение договора в рамках государственно-частного партнерства осуществляется Кабинетом Министров Украины, по требованию иностранного частного партнера (партнеров) государство имеет право отказаться от иммунитета в договоре, заключенном в рамках государственно-частного партнерства. Такой отказ осуществляется по решению Верховной Рады Украины и распространяется на все судебные решения, решения международных коммерческих арбитражей, решения в производствах по обеспечению иска, а также во исполнение решений судебных и арбитражных органов.



Статья 20. Гарантии прав частных партнеров

1. Государство гарантирует соблюдение установленных законодательством Украины условий для осуществления деятельности частных партнеров, связанной с исполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, соблюдения прав и законных интересов частных партнеров.

2. Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность частных партнеров, связанную с осуществлением государственно-частного партнерства, кроме случаев, установленных законом.

3. В случае если цены (тарифы) на товары (работы, услуги) частного партнера подлежат государственному регулированию, такие цены (тарифы) должны включать средства для компенсации стоимости внесенных частным партнером инвестиций (инвестиционную составляющую) в соответствии с законом, если другой порядок компенсации инвестиций не предусмотрено договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства.

Размер инвестиционной составляющей должен обеспечивать компенсацию в течение срока действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, расходов частного партнера на осуществление инвестиций.

Если цены (тарифы) на товары (работы, услуги) частного партнера, подлежащих государственному регулированию, не являются экономически обоснованными и отсутствует надлежащая компенсация, частный партнер, если это предусмотрено договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, вправе отказаться от договора или приостановить, если иное не предусмотрено законодательством, выполнение инвестиционных обязательств до утверждения цен (тарифов) на экономически обоснованном уровне и / или включения к ценам (тарифам) инвестиционной и / или прибыльной составляющей ибо до внесения на предложенных частным партнером условиях изменений в договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, по объемам и сроков внесения инвестиций в объект государственно-частного партнерства.

4. К правам и обязанностям сторон, определенных договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, в течение срока его действия применяется законодательство Украины, действующее на день его заключения. Указанные гарантии распространяются на изменения гражданского и хозяйственного законодательства, регулирующего имущественные права и обязанности сторон, и не касаются изменений законодательства по вопросам обороны, национальной безопасности, обеспечения общественного порядка, охраны окружающей среды, стандартов качества товаров (работ, услуг), налогового, валютного, таможенного законодательства, законодательства по вопросам лицензирования и другого законодательства, регулирующего правоотношения, в которых не действуют принципы равенства сторон (государственного и частного партнеров).

5. В случае принятия государственными органами или органами местного самоуправления решений, нарушающих права частных партнеров, убытки, причиненные им в результате принятия таких решений, подлежат возмещению в полном объеме.

Частные партнеры имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате действий, бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами своих обязанностей, предусмотренных законодательством Украины, в порядке, установленном законодательством Украины.

6. В случае расторжения договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, в связи с нарушением государственным партнером обязательств по такому договору государственный партнер возмещает частному партнеру внесенные им инвестиции в части, не была возмещена в течение действия такого договора, а также убытки, причиненные досрочным прекращением договора.

Порядок и способы расчета возмещения и убытков, а также сроки их выплаты частному партнеру устанавливаются договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства.

7. Указанные в этой статье гарантии прав частных партнеров применяются ко всем формам государственно-частного партнерства, предусмотренных этим Законом и другими законами, регулирующими соответствующую форму осуществления государственно-частного партнерства.



Статья 21. Контроль за выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства

1. Контроль за выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, осуществляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства, другие государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном законом.

2. Частные партнеры предоставляют соответствующим государственным партнерам информацию о выполнении договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, в порядке и по форме, утвержденным Кабинетом Министров Украины.



Статья 22. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства

1. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства, относятся:

методологическое обеспечение проведения проверки исполнения договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

подготовка предложений по обеспечению формирования и реализации государственной политики в сфере государственно-частного партнерства;

проведение мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере государственно-частного партнерства;

разработка концепции и проектов государственных целевых программ по содействию расширению государственно-частного партнерства, принятие мер для их выполнения;

содействие защите законных прав и интересов государственных и частных партнеров в процессе осуществления государственно-частного партнерства;

{Абзац седьмой части первой статьи 22 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}

проведение мониторинга, обобщение и обнародования в установленном порядке результатов осуществления государственно-частного партнерства, в том числе осуществления оценки и мониторинга общего уровня рисков государственного партнера в договорах, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в сфере государственно-частного партнерства, в том числе во время проведения конкурсов по определению частного партнера;

проведение в пределах своих полномочий информационно-разъяснительной и консультационной работы;

участие в организации обучения и повышения квалификации специалистов в сфере государственно-частного партнерства;

ведение учета договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

{Абзац тринадцатый части первой статьи 22 исключен на основании Закона № 817-VIII от 24.11.2015}

осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.



Заключительные и переходные положения

раздел VI
Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.

2. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) в Земельном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г.., № 3-4, ст. 27):

часть шестую статьи 102-1 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (по договорам эмфитевзис и суперфиций, заключенных в рамках такого партнерства)";

часть вторую статьи 134 после абзаца десятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности для нужд частного партнера в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с законом".

В связи с этим абзацы одиннадцатый - девятнадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым - двадцатым;

{Подпункт 2 пункта 2 раздела VI утратил силу на основании Закона № 5007-VI от 21.06.2012}

3) в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 24, ст. 170 с последующими изменениями):

в подпункте 2 пункта "а" части первой статьи 28 слова "предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, согласование в установленном порядке этих вопросов с предприятиями, учреждениями и организациями, которые не принадлежат к коммунальной собственности" исключить;

часть первую статьи 43 дополнить пунктом 37 следующего содержания:

"37) установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые предприятиями, находящимися в совместной собственности территориальных общин, представительство интересов которых осуществляет соответствующая районная или областной совет, а также субъектами хозяйствования, осуществляющими управление (эксплуатацию) целостными имущественными комплексами таких предприятий ";

4) пункт 7 части первой статьи 18 Закона Украины "О местных государственных администрациях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., № 20-21, ст. 190) изложить в следующей редакции:

"7) определяет и устанавливает нормы потребления в сфере жилищно-коммунальных услуг, осуществляет контроль за их соблюдением";

5) в Законе Украины "О концессиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., № 41, ст. 372 с последующими изменениями):

абзац четвертый статьи 1 дополнить предложением следующего содержания: «На стороне концессионера могут выступать несколько лиц";

в статье 3:

в части второй:

абзац второй дополнить словами "обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем";

абзац четвертый дополнить словами "обработки отходов";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Поиск, разведка месторождений полезных ископаемых и их добычи";

абзацы седьмой - девятый и тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Строительство и / или эксплуатация железных дорог, аэропортов, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, дорожных эстакад, тоннелей, других путей сообщения, метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры;

машиностроение;

здравоохранение ";

"Производство, транспортировку и поставку тепла и распределение и поставку природного газа»;

после части четвертой дополнить новой частью следующего содержания:

"5. Во имуществом предприятий, которые являются целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, предоставляется в концессию, надо понимать имущество (основные средства, в том числе незавершенное строительство, нематериальные активы), обеспечивает выработку (создание) соответствующей продукции (услуг ) в сферах деятельности, определенных частями второй и третьей настоящей статьи.

Другие необоротные материальные активы, оборотные материальные активы, средства, ценные бумаги и имущество, не соответствующие требованиям, определенным в абзаце первом настоящей части, а также имущественные права и обязательства, которые принадлежат балансодержателю имущества, предоставляемого в концессию, не является об объектами концессии.

Необоротные материальные активы, оборотные материальные активы могут быть выкуплены концессионером на условиях, установленных условиями договора. Дебиторская и кредиторская задолженность, денежные средства и ценные бумаги могут быть переданы концессионеру на условиях, установленных договором.

Условия и порядок передачи концессионеру оборотных материальных активов, кредиторской и дебиторской задолженности, денежных средств и ценных бумаг могут быть включены в условия проведения концессионного конкурса.

В концессионера не возникает общего правопреемства согласно правам и обязательствам предприятия, целостный имущественный комплекс которого предоставляется в концессию. Условия и порядок передачи концессионеру прав и обязанностей предприятия, целостный имущественный комплекс которого предоставляется в концессию, могут быть установлены условиями концессионного конкурса.

В случае если все активы и обязательства предприятия, целостный имущественный комплекс которого предоставляется в концессию, передано на баланс концессионеру, такое предприятие подлежит прекращению путем ликвидации.

Имущество, входящее в состав целостного имущественного комплекса, поставленного в концессию, включается в баланс концессионера с указанием, что такое имущество находится в концессии ".

В связи с этим части пятую - седьмую считать соответственно частями шестой - восьмой;

часть вторую статьи 7 после абзаца десятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Выступает заказчиком, осуществляет деятельность, связанную с согласованием и утверждением проектов землеустройства по отводу земельных участков, другой документации по землеустройству, разрабатываемых с целью предоставления земельного участка в аренду концессионеру для осуществления концессионной деятельности".

В связи с этим абзацы одиннадцатый и двенадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым и тринадцатым;

в статье 8:

название дополнить словами "и его результатов";

абзац девятый части третьей после слов "представляет также" дополнить словами "информацию о земельном участке, которая будет предоставлена ​​концессионеру для осуществления концессионной деятельности (кадастровый номер, целевое назначение, ограничения, обременения земельного участка, информация о наличии на земельном участке систем водо- , тепло-, газоснабжения, канализации, других инженерных коммуникаций), и ";

после части пятой дополнить новой частью следующего содержания:

"6. Информация о результатах конкурса, основания определения победителя и отклонения предложений других участников подлежит размещению на официальном сайте концессиедателя безотлагательно после объявления решения об определении победителя конкурса и в десятидневный срок с этого дня - опубликованию в газете" Урядовый курьер "или "Голос Украины" или в печатном средстве массовой информации соответствующего органа местного самоуправления.

С победителем конкурса не позднее трех месяцев со дня опубликования результатов конкурса заключается договор концессии в порядке и на условиях, определенных настоящим Законом. По письменному обращению победителя конкурса этот срок может быть продлен ".

В связи с этим часть шестую считать частью седьмой;

часть третью статьи 10 изложить в следующей редакции:

"3. В случае если для осуществления концессионной деятельности является потребность в земельном участке, договор аренды такого участка заключается в соответствии с законодательством";

в статье 12:

часть первую после абзаца первого дополнить тремя новыми абзацами следующего содержания:

"В случае если в течение срока действия договора концессии некоторые активы, предоставленные концессионеру в составе объекта концессии, выводятся из эксплуатации в связи с их списанием, в результате чего такие объекты не используются концессионером в его хозяйственной деятельности, происходит пересчет размера концессионных платежей путем уменьшения базы расчета концессионных платежей на стоимость таких активов, определенную на день предоставления их в концессию.

Размер концессионных платежей увеличивается в случае предоставления концессиедателем течение срока действия договора концессии в управление (эксплуатацию) концессионеру новых объектов, созданных за счет средств местного или государственного бюджетов.

В случае предоставления в концессию права на управление (эксплуатацию) существующих на день заключения договора концессии объектов права государственной или коммунальной собственности концессионер освобождается от уплаты концессионных платежей за новые объекты основных средств и нематериальных активов, созданных (приобретенных) концессионером для выполнения условий концессионного договора за его счет ".

В связи с этим абзац второй считать абзацем пятым;

первое предложение части четвертой изложить в следующей редакции:

"4 Концессионерам убыточных и низкорентабельных объектов концессии, имеющих важное социальное значение, концессиедатель может предоставлять льготы по концессионных платежей, в том числе в виде рассрочки, отсрочки, полного или частичного освобождения от уплаты концессионных платежей на определенный срок, а также предусматривать в договоре предоставления дотаций, компенсаций и льгот »;

в статье 18:

часть вторую дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"Заключать договоры аренды земли не позднее одного года со дня вступления в силу договора концессии. По письменному обращению частного партнера этот срок может быть продлен, но не более чем на один год";

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. В случае если на стороне концессионера в договоре концессии выступают несколько лиц, они несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренным условиями договора концессии»;

абзац первый части третьей статьи 20 заменить четырьмя абзацами следующего содержания:

"3. Начисление амортизации на предоставленный в концессию объект осуществляется концессиедателем или уполномоченным им органом. О сумме начисленных амортизационных отчислений концессионеру сообщается ежеквартально в установленный договором концессии срок. На сумму начисленных амортизационных отчислений (но не более чем на сумму концессионной платы) уменьшается сумма концессионной платы, подлежащей уплате концессионером за соответствующий период.

На сумму начисленных амортизационных отчислений, на которую была уменьшена сумма концессионной платы, концессионер обязан в порядке и в срок, установленные договором концессии, осуществлять согласованные с концессиедателем работы по улучшению объекта концессии.

За нецелевое использование таких средств в концессионера применяются штрафные санкции в размере 100 процентов сумм, использованных по нецелевому назначению, с начислением пени в размере 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины.

Амортизационные отчисления, начисленные на имущество, являющееся собственностью концессионера, используются концессионером в соответствии с законодательством Украины ".

В связи с этим абзацы второй - четвертый считать соответственно абзацами пятым - седьмым

6) часть первую статьи 31 Закона Украины "Об аренде земли" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г.., № 10, ст. 102; 2008, № 48, ст. 358; 2010, № 5, ст. 40) дополнить абзацем девятым следующего содержания:

"Прекращение действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров аренды земли, заключенных в рамках такого партнерства)";

{Подпункт 7 пункта 2 раздела VI утратил силу на основании Закона № 2189-VIII от 09.11.2017}

3. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

определить центральный орган исполнительной власти, к ведению которого относится осуществление полномочий, определенных статьей 22 настоящего Закона;

принять нормативно-правовые акты, определенные настоящим Законом.