Законодательство Украины о дошкольном образовании базируется на Конституции Украины и состоит из Закона Украины "Об образовании", настоящего Закона, других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Основными задачами законодательства Украины о дошкольном образовании являются:
обеспечение права ребенка, в том числе ребенка с особыми образовательными потребностями, на доступность и бесплатность получения дошкольного образования;
обеспечение необходимых условий функционирования и развития системы дошкольного образования;
определение содержания дошкольного образования;
определение органов управления дошкольным образованием и их полномочий;
определение прав и обязанностей участников образовательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства о дошкольном образовании;
создание условий для благотворительной деятельности в сфере дошкольного образования.
1. Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для ее получения.
Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется Конституцией Украины и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными и местными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.
2. Государство:
оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка;
обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных заведениях дошкольного образования в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования) и обязательное дошкольное образование детей старшего дошкольного возраста;
обеспечивает доступную и бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования детям с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей их интеллектуального, социального и физического развития в той форме, которая для них является наиболее удобной и эффективной;
заботится о сохранении и укреплении здоровья, психологическое и физическое развитие детей;
способствует развитию и сохранению сети учреждений дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности.
1. Дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы непрерывного образования в Украине.
2. Дошкольное образование - целостный процесс, направленный на:
обеспечение всестороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, склонностей, способностей, индивидуальных, психических и физических особенностей, культурных потребностей;
формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта.
3. Базовыми этапами физического, психического и социального становления личности ребенка является возраст младенца, ранний возраст, предшкольного возраста.
4. Возрастная периодизация:
младенцы (до одного года);
ранний возраст (от одного до трех лет);
предшкольного возраст (от трех до шести (семи) лет):
младший дошкольный возраст (от трех до четырех лет);
средний дошкольный возраст (от четырех до пяти лет);
старший дошкольный возраст (от пяти до шести (семи) лет).
Систему дошкольного образования составляют:
учреждения дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности;
научные и методические учреждения;
органы управления образованием;
образование и воспитание в семье.
Принципами дошкольного образования являются:
доступность для каждого гражданина образовательных услуг, предоставляемых системой дошкольного образования;
равенство условий для реализации задатков, склонностей, способностей, дарований, разностороннего развития каждого ребенка;
единство развития, воспитания, обучения и оздоровления детей;
единство воспитательных воздействий семьи и учреждения дошкольного образования;
преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования;
светский характер дошкольного образования в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования;
личностно-ориентированный подход к развитию личности ребенка;
демократизация и гуманизация педагогического процесса;
соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраста;
другие принципы, определенные Законом Украины "Об образовании".
1. Граждане Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья, особых образовательных потребностей, сложных жизненных условиях, места жительства, языковых или других признаков имеют равные права на получение дошкольного образования в учреждениях дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности, а также в семье.
2. Получение дошкольного образования в учреждениях дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности должно обеспечить выполнение требований Базового компонента дошкольного образования.
Выполнение требований Базового компонента дошкольного образования в отношении детей с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их задатков, склонностей, способностей, индивидуальных психических и физических возможностей и в той форме, которая для каждого ребенка является наиболее оптимальной.
3. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, получают дошкольное образование в порядке, установленном для граждан Украины.
4. Ответственность за получение детьми дошкольного образования возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской опеки, - на лиц, их заменяющих, и на учебные заведения, где они содержатся.
5. Дети, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, могут получать дошкольное образование по желанию родителей или лиц, их заменяющих:
в учреждениях дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности;
в структурных подразделениях юридических лиц частного и публичного права, в том числе учебных заведений;
в семье - по семейной (домашней) формой получения дошкольного образования;
с помощью физических лиц, имеющих педагогическое образование и / или профессиональную квалификацию педагога, в том числе осуществляющих независимую профессиональную деятельность;
с помощью физических лиц - предпринимателей, основным видом деятельности которых является образовательная деятельность.
Язык в дошкольном образовании определяется статьей 20 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики". {Статья 10 в редакции Закона N 5029-VI от 03.07.2012}
раздел II
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
1. Заведение дошкольного образования - учебное заведение, обеспечивающее реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование.
2. Заведение дошкольного образования:
удовлетворяет потребности граждан соответствующей территории в получении дошкольного образования;
обеспечивает соответствие уровня дошкольного образования требованиям Базового компонента дошкольного образования;
создает безопасные и безвредные условия развития, воспитания и обучения детей, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и обеспечивает их соблюдение;
формирует у детей гигиенические навыки и основы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения;
способствует сохранению и укреплению здоровья, умственному, психологическому и физическому развитию детей;
осуществляет социально-педагогический патронат, взаимодействие с семьей;
является центром распространения среди родителей психолого-педагогических и физиологических знаний о детях дошкольного возраста;
планирует свою деятельность и формирует стратегию развития учреждения;
формирует образовательную программу учреждения;
обеспечивает подбор и расстановку кадров;
соответствии с учредительными документами образует, реорганизует и ликвидирует структурные подразделения (отделения, группы);
соблюдает финансовую дисциплину, сохраняет материально-техническую базу;
осуществляет другие полномочия в соответствии с уставом учреждения дошкольного образования.
3. Учреждение дошкольного образования осуществляет свою деятельность при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, выданной в установленном законодательством Украины порядке.
4. Режим работы заведения дошкольного образования независимо от подчинения, типа и формы собственности, продолжительность пребывания в нем детей устанавливаются его учредителем (учредителями) в соответствии с законодательством Украины.
По желанию родителей или лиц, их заменяющих, в заведении дошкольного образования может устанавливаться гибкий режим работы, предусматривающий организацию разнопродолжительного, круглосуточного пребывания детей, а также дежурные группы в выходные, нерабочие и праздничные дни.
5. По рекомендациям инклюзивного ресурсного центра и письменным заявлением родителей или лиц, их заменяющих, заведение дошкольного образования обеспечивает доступ к образовательному процессу ассистента ребенка с особыми образовательными потребностями. Ассистент ребенка с особыми образовательными потребностями проходит медицинский осмотр в соответствии с требованиями законодательства.
6. В заведении дошкольного образования независимо от подчинения, типа и формы собственности не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций.
В частных заведениях дошкольного образования и учреждениях дошкольного образования, основанных религиозными организациями, уставы которых зарегистрированы в установленном законодательством порядке, допускается деятельность соответствующих религиозных организаций.
1. В соответствии с потребностями граждан Украины создаются такие заведения дошкольного образования:
заведение дошкольного образования (ясли) для детей в возрасте от одного до трех лет, где обеспечиваются уход за ними, а также их развитие и воспитание в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования;
заведение дошкольного образования (ясли-сад) для детей в возрасте от одного до шести (семи) лет, где обеспечиваются уход за ними, развитие, воспитание и обучение в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования;
заведение дошкольного образования (детский сад) для детей в возрасте от трех до шести (семи) лет, где обеспечиваются их развитие, воспитание и обучение в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования;
заведение дошкольного образования (ясли-сад) компенсирующего типа для детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от двух до семи (восьми) лет. Учреждения дошкольного образования (ясли-сад) компенсирующего типа делятся на специальные и санаторные;
дом ребенка - учреждение дошкольного образования системы здравоохранения для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей с физическими и (или) интеллектуальными нарушениями от рождения до трех (для здоровых детей) и до четырех (для больных детей) лет;
заведение дошкольного образования (детский дом) интернатного типа обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дошкольного и школьного возраста, находящихся в родственных отношениях и содержащихся за счет государства;
заведение дошкольного образования (ясли-сад) семейного типа для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет, состоящих в родственных отношениях и где обеспечиваются их уход, развитие, воспитание и обучение в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования;
заведение дошкольного образования (ясли-сад) комбинированного типа для детей в возрасте от одного до шести (семи, восьми) лет, в составе которого могут быть группы общего развития, инклюзивные, семейные, прогулочные, в которых обеспечивается дошкольное образование с учетом состояния здоровья детей, их умственного, психологического, физического развития;
заведение дошкольного образования (центр развития ребенка), в котором обеспечиваются физическое, умственное и психологическое развитие, коррекция психологического и физического развития, оздоровления детей, посещающих другие учебные заведения или воспитываются дома.
{Абзац одиннадцатый части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 290-VI от 20.05.2008}
2. Перечень учреждений дошкольного образования (яслей-садов) компенсирующего типа определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.
3. Для удовлетворения образовательных потребностей граждан заведение дошкольного образования может входить в состав объединения с другими учебными заведениями.
Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей, организации коррекционно-развивающей работы в составе учреждений дошкольного образования на основании письменного обращения родителей или законных представителей лица с особыми образовательными потребностями в обязательном порядке образуются инклюзивные и / или специальные группы для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями могут находиться до семи (восьми) лет в специальных учреждениях дошкольного образования (группах) и инклюзивных группах учреждений дошкольного образования.
Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей, организации коррекционной и лечебно-восстановительной работы при специальных школах (школах-интернатах), санаторных школах (школах-интернатах), учебно-реабилитационных центрах могут создаваться их структурные подразделения - дошкольные группы.
Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей граждан могут создаваться учреждения дошкольного образования с сезонным пребыванием детей.
Во всех типах учреждений дошкольного образования при реализации права детей на дошкольное образование учитываются особые образовательные потребности в обучении и воспитании каждого ребенка, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с принципами инклюзивного образования.
1. Заведение дошкольного образования действует на основании устава.
Физическое лицо - предприниматель или структурное подразделение юридического лица частного или публичного права, основным видом деятельности которых является образовательная деятельность, действуют на основании собственных положений о них.
2. Учредительные документы разрабатываются в соответствии с Конституцией Украины, Закона Украины "Об образовании", настоящего Закона, положения об учреждениях дошкольного образования, утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки, других нормативно-правовых актов.
1. Группы в заведении дошкольного образования комплектуются по возрастным признакам.
2. Наполняемость групп в учреждениях дошкольного образования составляет:
для детей в возрасте до одного года - до 10 человек;
для детей в возрасте от одного до трех лет - до 15 человек;
для детей от трех до шести (семи) лет - до 20 человек;
разновозрастные - до 15 человек;
с кратковременным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек;
в оздоровительный период - до 15 человек;
в инклюзивных группах - не более трех детей с особыми образовательными потребностями.
Учредитель (учредители) может устанавливать меньшую наполняемость групп в заведении дошкольного образования.
В учреждениях дошкольного образования, расположенных в селах, поселках, количество детей в группах определяется учредителем (учредителями) в зависимости от демографической ситуации.
3. Порядок зачисления, отчисления и перевода воспитанников в государственных и коммунальных учебных заведений для получения дошкольного образования утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
Порядок зачисления, отчисления и перевода воспитанников в частных и корпоративных учебных заведений для получения дошкольного образования определяется учредителем (учредителями).
1. Заведение дошкольного образования является юридическим лицом.
Форма собственности учреждения дошкольного образования определяется в соответствии с законодательством. Учреждения дошкольного образования могут быть основаны на принципах государственно-частного партнерства (корпоративный заведение дошкольного образования).
2. Статус государственного имеет заведение дошкольного образования, основанный на государственной форме собственности.
3. Статус коммунального имеет заведение дошкольного образования, основанный на коммунальной форме собственности.
4. Статус частного имеет заведение дошкольного образования, основанный на частной форме собственности.
5. Статус корпоративного имеет заведение дошкольного образования, основанный несколькими субъектами различных форм собственности на основе государственно-частного партнерства, особенности управления которым определяются учредительным договором и уставом.
6. Права и обязанности учреждения дошкольного образования, предусмотренные Законом Украины "Об образовании", настоящим и другими законами, имеют также физическое лицо - предприниматель или структурное подразделение юридического лица частного или публичного права, основным видом деятельности которых является образовательная деятельность в сфере дошкольного образования.
1. Решение о создании, реорганизации, ликвидации или перепрофилирования (изменение типа) учреждения дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности принимает его учредитель (учредители).
Основателем заведения дошкольного образования может быть орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическая и / или юридическое лицо (в том числе религиозная организация, устав (положение) которой зарегистрировано в установленном законодательством порядке), решением и за счет имущества которых основано заведение дошкольного образования или которые иным способом в соответствии с законодательством приобрели права и обязанности учредителя.
2. Учреждения дошкольного образования образуются с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных, духовных и языковых потребностей при наличии детей соответствующего возраста, необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров, а также с соблюдением требований санитарного законодательства.
3. Освободившиеся помещения ликвидированных государственных и коммунальных учреждений дошкольного образования используются исключительно для работы с детьми.
Имущество, которое является государственной или коммунальной собственностью (земельные участки, здания, сооружения, оборудование и т.д.), приобретение или отчуждение которого предназначено для получения детьми дошкольного образования, используется исключительно для работы с детьми.
4. Учреждения дошкольного образования могут быть переданы учредителями в коммунальную или государственную собственность в соответствии с законодательством.
Основными задачами органов управления системой дошкольного образования являются:
создание условий для получения детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями, дошкольного образования;
прогнозирования, обеспечение развития дошкольного образования и сети учреждений дошкольного образования независимо от типов и форм собственности в соответствии с образовательными запросами населения;
лицензирования образовательной деятельности в сфере дошкольного образования в соответствии с законодательством;
{Абзац пятый статьи 18 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
социальная защита, охрана жизни, здоровья и защиту прав участников образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;
осуществление контроля за выполнением задач дошкольного образования и соблюдением требований Базового компонента дошкольного образования, учебно-методического руководства и государственного инспектирования в учреждениях дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности;
организация научно-методического обеспечения дошкольного образования, внедрение в практику достижений науки, передового опыта, новейших педагогических технологий;
ведение учета детей дошкольного возраста;
проведение экспериментальной и инновационной деятельности;
осуществление международного сотрудничества в системе дошкольного образования;
обеспечение системы дошкольного образования руководящими и педагогическими кадрами, содействие их подготовке, повышению квалификации и проведению аттестации.
1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования:
{Абзац второй части первой статьи 19 исключен на основании Закона № 5460-VI от 16.10.2012}
{Абзац третий части первой статьи 19 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
разрабатывает и утверждает государственные нормативы финансового, материального обеспечения детей и материально-технического оснащения учреждений дошкольного образования;
определяет перспективы и приоритетные направления развития системы дошкольного образования;
разрабатывает и утверждает Базовый компонент дошкольного образования;
{Абзац седьмой части первой статьи 19 исключен на основании Закона № 5460-VI от 16.10.2012}
{Абзац восьмой части первой статьи 19 исключен на основании Закона № 5460-VI от 16.10.2012}
определяет порядок аттестации педагогических работников системы дошкольного образования;
принимает решение по организации инновационной деятельности в системе дошкольного образования, координирует и контролирует ее проведение;
разрабатывает и утверждает примерные перечни материально-технического оснащения учреждений дошкольного образования, игрового, учебно-дидактического оборудования;
осуществляет в установленном законодательством порядке международное сотрудничество в системе дошкольного образования.
Акты центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены учебные дошкольного образования, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, районных государственных администраций, органов местного самоуправления, учреждений дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные дошкольного образования, осуществляют другие полномочия, предусмотренные законами Украины и положениями о них.
2. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные государственные администрации, органы местного самоуправления в системе дошкольного образования в пределах их компетенции:
обеспечивают реализацию государственной политики в сфере дошкольного образования на соответствующей территории, в том числе развитие сети учреждений дошкольного образования всех форм собственности в соответствии с потребностями населения, учитывая интересы детей с особыми образовательными потребностями, улучшение материально-технической базы и хозяйственное обслуживание коммунальных учреждений дошкольного образования;
{Абзац третий части второй статьи 19 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
выполняют функции учредителя учреждений дошкольного образования на соответствующей территории;
участвуют в разработке и реализации содержания дошкольного образования;
создают условия для получения детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями, дошкольного образования;
организуют научное, программно-методическое, кадровое, материальное обеспечение деятельности педагогических работников в сфере дошкольного образования, их подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию;
осуществляют отбор, назначение на должности и освобождение от должностей руководящих кадров в коммунальных учреждениях дошкольного образования;
создают условия для развития учреждений дошкольного образования всех форм собственности;
организуют подготовку, проведение экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования и контролируют ход их осуществления;
обеспечивают организованное оздоровление детей дошкольного возраста;
обеспечивают доступность зданий, сооружений и помещений учреждений дошкольного образования в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами;
осуществляют контроль по проектированию, строительству и реконструкции зданий, сооружений, помещений учреждений дошкольного образования с учетом принципов универсального дизайна и / или разумного приспособления;
обеспечивают социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиту прав участников образовательного процесса и обслуживающего персонала в заведении дошкольного образования;
осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "Об образовании", настоящим Законом и положениями о них.
1. Руководство учреждением дошкольного образования осуществляет его директор.
2. Коллегиальным постоянно действующим органом управления учреждением дошкольного образования является педагогический совет, полномочия которого определяются учредительными документами этого заведения. Педагогический совет создается во всех учреждениях дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности при наличии не менее трех педагогических работников.
В состав педагогического совета учреждения дошкольного образования входят все педагогические работники заведения, медицинские работники, другие специалисты. В состав педагогического совета учреждения дошкольного образования могут входить председатели родительских комитетов, физические лица, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных объединений, педагогические работники учреждений среднего образования, родители или лица, их заменяющие. Лица, приглашенные на заседание педагогического совета имеют право совещательного голоса.
Председателем педагогического совета учреждения дошкольного образования является его директор. Педагогический совет избирает из своего состава секретаря на учебный год.
Педагогический совет заведения дошкольного образования:
одобряет образовательную программу учреждения, оценивает результативность ее выполнения и выполнения Базового компонента дошкольного образования, ход качественного выполнения программ развития, воспитания и обучения детей в каждой возрастной группе;
формирует систему и утверждает процедуры внутреннего обеспечения качества образования, в частности систему и механизмы обеспечения академической добродетели;
рассматривает вопросы совершенствования организации образовательного процесса в учреждении;
определяет план работы учреждения и педагогическую нагрузку педагогических работников;
утверждает мероприятия по укреплению здоровья детей;
обсуждает вопросы повышения квалификации педагогических работников, развития их творческой инициативы;
утверждает ежегодный план повышения квалификации педагогических работников;
заслушивает отчеты педагогических работников, проходящих аттестацию;
рассматривает вопрос внедрения в образовательный процесс лучшего педагогического опыта и инноваций, участия в исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности, сотрудничества с другими учебными заведениями, научными учреждениями, физическими и юридическими лицами, которые способствуют развитию образования;
определяет пути сотрудничества заведения дошкольного образования с семьей;
принимает решение о награждении, морального и материального поощрения учеников (воспитанников), работников заведения и других участников образовательного процесса;
рассматривает вопрос об ответственности работников заведения и других участников образовательного процесса за невыполнение ими своих обязанностей;
вправе инициировать проведение внепланового институционального аудита заведения и проведения общественной аккредитации учреждения;
рассматривает другие вопросы, отнесенные законом и / или учредительными документами учреждения в ее полномочий.
Решение педагогического совета учреждения дошкольного образования вводятся в действие решениями руководителя учреждения.
3. В заведении дошкольного образования могут действовать:
органы самоуправления работников учебного заведения;
органы родительского самоуправления;
другие органы общественного самоуправления участников образовательного процесса.
Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления заведения дошкольного образования является общее собрание (конференция) коллектива заведения дошкольного образования.
Общее собрание (конференция) заслушивает отчеты руководителя учреждения дошкольного образования по вопросам уставной деятельности и дают оценку его профессионально-педагогической деятельности, рассматривают вопросы учебно-воспитательной, методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности учреждения дошкольного образования.
1. Государственный надзор (контроль) в сфере дошкольного образования осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об образовании".
1. Базовый компонент дошкольного образования - это государственный стандарт, содержащий нормы и положения, определяющие государственные требования к уровню развитости и воспитанности ребенка дошкольного возраста, а также условия, при которых они могут быть достигнуты.
Выполнение требований Базового компонента дошкольного образования является обязательным для всех учреждений дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности, других форм получения дошкольного образования.
Процедура достижения соискателями дошкольного образования результатов обучения (приобретение компетенций), предусмотренных Базовым компонентом дошкольного образования, определяется образовательной программой образовательного учреждения.
Базовый компонент дошкольного образования разрабатывается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, утверждается в установленном порядке и пересматривается не реже одного раза в 10 лет.
2. Учебно-методическое обеспечение реализации Базового компонента дошкольного образования осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
3. При разработке базового компонента дошкольного образования приобщаются Национальная академия педагогических наук Украины, органы по обеспечению качества образования, академические, отраслевые научно-исследовательские институты, учебные заведения, другие научно-методические и методические учреждения, общественные объединения, в том числе профессиональные организации (профессиональные ассоциации), другие институты гражданского общества, эксперты и др.
1. Образовательная программа - это единый комплекс образовательных компонентов, спланированных и организованных учреждением дошкольного образования для достижения воспитанниками результатов обучения (приобретение компетенций), определенных Базовым компонентом дошкольного образования.
Образовательные программы могут иметь коррекционно-развивающей составляющая для детей с особыми образовательными потребностями.
Основой для разработки образовательной программы является Базовый компонент дошкольного образования.
2. Образовательная программа должна содержать:
общий объем нагрузки и ожидаемые результаты обучения соискателей образования;
перечень, содержание, продолжительность и взаимосвязь образовательных областей и / или предметов, дисциплин и т.п., логическую последовательность их изучения;
формы организации образовательного процесса;
описание и инструменты системы внутреннего обеспечения качества образования;
другие образовательные компоненты (по решению заведения дошкольного образования).
3. Содержание образовательной программы должен предусматривать:
формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
воспитание элементов природодоцильного мировоззрения, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
утверждение эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
4. Образовательная программа одобряется педагогическим советом учреждения дошкольного образования и утверждается его руководителем.
5. Образовательные программы, которые разрабатываются на основе типовых образовательных программ, не требующих отдельного утверждения центральным органом качества образования.
6. Каждая образовательная программа должна предусматривать приобретение ребенком компетенций, определенных Базовым компонентом дошкольного образования.
7. На основе образовательной программы заведение дошкольного образования составляет и утверждает план работы, конкретизирует организацию образовательного процесса.
8. Введение экспериментальных образовательных программ возможно только по решению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
9. Получение дошкольного образования детьми с особыми образовательными потребностями осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе базового компонента дошкольного образования центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.
10. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены Базовым компонентом дошкольного образования, вводятся лишь с согласия родителей ребенка или лиц, их заменяющих, за счет средств родителей или лиц, их заменяющих, физических и юридических лиц на основе соглашения между родителями или лицами, их заменяющих, и учреждением дошкольного образования в пределах предельно допустимой нагрузки ребенка.
1. Деятельность учреждения дошкольного образования регламентируется планом работы, который состоит, как правило, на учебный год и оздоровительный период.
2. План работы учреждения дошкольного образования независимо от типа и формы собственности утверждается руководителем такого учреждения.
{Часть третья статьи 24 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
Научно-методическое обеспечение системы дошкольного образования осуществляют:
центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, подчиненные ему научно-методические учреждения и высшие педагогические учебные заведения, а также научно-исследовательские учреждения Национальной академии педагогических наук Украины и Национальной академии наук Украины;
Центральный институт последипломного педагогического образования Национальной академии педагогических наук Украины;
Крымский республиканский институт последипломного образования, областные, Киевский и Севастопольский городские институты последипломного педагогического образования;
методические кабинеты и другие научно-методические учреждения, подчиненные местным органам управления образованием;
другие субъекты, осуществляющие научное и методическое обеспечение в соответствии со статьей 75 Закона Украины "Об образовании".
Участниками образовательного процесса в сфере дошкольного образования являются:
дети дошкольного возраста, воспитанники, ученики;
педагогические работники: директора, заместители директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, воспитатели-методисты, воспитатели, старшие воспитатели, помощники воспитателей, учителя (всех специальностей), учителя-дефектологи, учителя-логопеды, практические психологи, социальные педагоги, инструкторы по труда, инструкторы по физкультуре, инструкторы слухового кабинета, музыкальные руководители, руководители кружков, студий, секций, других форм кружковой работы и другие специалисты;
помощники воспитателей и няни;
медицинские работники;
родители или лица, их заменяющие;
родители-воспитатели детских домов семейного типа;
ассистенты детей с особыми образовательными потребностями;
физические лица, имеющие право осуществлять образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
1. Права ребенка в сфере дошкольного образования определены Конституцией Украины, Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
2. Ребенок имеет гарантированное государством право на:
бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования;
безопасные и безвредные для здоровья условия содержания, развития, воспитания и обучения;
защита от любой информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;
бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях дошкольного образования;
защиту от любых форм эксплуатации и действий, которые вредят здоровью ребенка, а также от физического и психологического насилия, унижения его достоинства;
здоровый образ жизни;
дети с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями интеллектуального развития и / или сенсорными и физическими нарушениями, имеют право на первоочередное зачисление в учреждения дошкольного образования.
Права и обязанности педагогических работников в сфере дошкольного образования определяются Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
1. Педагогический работник учреждения дошкольного образования - лицо с высокими моральными качествами, имеет высшее педагогическое образование по соответствующей специальности и / или профессиональной квалификации педагогического работника, обеспечивает результативность и качество работы, а также физическое и психическое состояние которого позволяет выполнять профессиональные обязанности.
2. Педагогическая нагрузка педагогического работника в сфере дошкольного образования - время, предназначенное для осуществления образовательного процесса.
3. Педагогическая нагрузка педагогического работника заведения дошкольного образования независимо от подчинения, типа и формы собственности соответственно составляет:
воспитателя группы общего типа - 30 часов;
воспитателя инклюзивной группы, группы компенсирующего типа - 25 часов;
{Абзац третий части третьей статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2145-VIII от 05.09.2017}
ассистента воспитателя инклюзивной группы - 36 часов
{Часть третья статьи 30 дополнена абзацем согласно Закону № 2145-VIII от 05.09.2017}
социального педагога - 40 часов;
психолога - 40 часов;
психолога учреждения дошкольного образования (ясли-сад) компенсирующего типа и с инклюзивными группами - 20 часов;
{Абзац седьмой части третьей статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2145-VIII от 05.09.2017}
музыкального руководителя - 24 часа;
инструктора по физкультуре - 30 часов;
учителя-дефектолога, учителя-логопеда - 20 часов;
руководитель кружка - 18 часов
{Часть третья статьи 30 дополнена абзацем согласно Закону № 2145-VIII от 05.09.2017}
воспитателя-методиста - 36 часов
на неделю, что соответствует тарифной ставке.
Размеры тарифных ставок других педагогических работников заведения дошкольного образования устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Оплата труда педагогических работников, специалистов, обслуживающего персонала и других работников учреждений дошкольного образования осуществляется в соответствии с Кодексом законов о труде Украины и другими нормативно-правовыми актами.
Педагогическая нагрузка педагогического работника заведения дошкольного образования независимо от подчинения, типа и формы собственности объемом менее тарифной ставки, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливается только с его письменного согласия в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
4. Педагогические работники имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска помощников воспитателей учреждений дошкольного образования составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников учреждений дошкольного образования (яслей-садов) компенсирующего типа, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда продолжительностью до 35 календарных дней по Списку производств, работ, профессий и должностей, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
1. Трудовые отношения в системе дошкольного образования регулируются законодательством Украины, Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.
2. На должность руководителя учреждения дошкольного образования независимо от подчинения, типа и формы собственности назначается лицо, являющееся гражданином Украины, имеет высшее образование не ниже степени бакалавра, стаж педагогической работы не менее трех лет, а также организаторские способности, физическое и психическое состояние которой не препятствует выполнению профессиональных обязанностей.
3. Руководитель учреждения дошкольного образования назначает на должность и освобождает от должности учредитель (учредители) или уполномоченный им (ими) орган.
Других работников учреждения дошкольного образования назначает на должности и освобождает от должностей его руководитель в порядке, предусмотренном учредительными документами учреждения, в соответствии с законодательством.
{Часть четвертая статьи 31 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
1. Аттестация педагогических работников заведения дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности является обязательным и осуществляется, как правило, один раз в пять лет в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических работников Украины, утвержденного центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
2. По результатам аттестации педагогических работников заведения дошкольного образования определяется соответствие педагогического работника занимаемой должности, устанавливается его квалификационная категория (специалист, специалист второй категории, специалист первой категории, специалист высшей категории), может быть присвоено соответствующее педагогическое звание воспитателям - "Воспитатель-методист" , а воспитателям-методистам - "Старший воспитатель", учителям всех специальностей - "Старший учитель", "учитель-методист".
1. Государство обеспечивает социальную защиту, поддержку детей дошкольного возраста, особенно детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детей с особыми образовательными потребностями, а также детей из малообеспеченных и многодетных семей.
2. Детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, гарантировано право на сохранение родственных отношений, содержание в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования за счет государства, а также на защиту их личных, имущественных и жилищных прав согласно законодательству Украины.
3. Грудным детям и детям второго года жизни, входящих в состав малообеспеченных семей, а также грудным детям и детям раннего возраста, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, за счет государства гарантируется обеспечение детским питанием в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.
4. Детям с особыми образовательными потребностями гарантировано право на:
посещение государственных и коммунальных учреждений дошкольного образования с гибким режимом работы и их содержание в этих учреждениях за счет государства;
получение психолого-педагогической помощи в инклюзивных ресурсных центрах, действуют в соответствии с положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
5. Дети с особыми образовательными потребностями обеспечиваются средствами передвижения, протезирования, ориентации и восприятия информации, а также другими средствами индивидуальной коррекции за счет государства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
1. Организация бесплатного медицинского обслуживания в системе дошкольного образования обеспечивается местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и осуществляется учреждениями центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Украины.
2. В заведении дошкольного образования независимо от подчинения, типа и формы собственности дети обеспечиваются постоянным медицинским обслуживанием на безвозмездной основе, осуществляется медицинскими работниками, входящими в штат этого учебного заведения или соответствующих учреждений здравоохранения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины .
3. Органы здравоохранения, учреждения здравоохранения совместно с органами управления образованием осуществляют контроль за соблюдением санитарного законодательства в учреждениях дошкольного образования, ежегодно обеспечивают бесплатный медицинский осмотр детей, мониторинг и коррекцию состояния их здоровья, несут ответственность за соблюдение санитарно гигиенических норм, проведение лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях дошкольного образования независимо от подчинения, типа и формы собственности.
1. Натуральный набор продуктов для питания детей дошкольного возраста определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения совместно с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную финансовую политику.
2. Организация и ответственность за питание детей в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования возлагаются на Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, районные государственные администрации, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные дошкольного образования, органы местного самоуправления, а также на руководителей учреждений дошкольного образования.
3. Организация питания детей в частных учреждениях дошкольного образования возлагается на владельцев и руководителей учреждений дошкольного образования.
4. Контроль и государственный надзор за качеством питания в учреждениях дошкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности возлагаются на учредителей этих учреждений, соответствующие органы управления здравоохранения и соответствующие органы управления образованием.
5. Родители или лица, их заменяющие, вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном учреждении дошкольного образования в размерах, определенных органами местного самоуправления или соответствующими органами управления.
Льготные условия оплаты питания детей в учреждениях дошкольного образования для многодетных и малообеспеченных семей и других категорий, нуждающихся в социальной поддержке, предоставляются по решению органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
От платы за питание ребенка освобождаются родители или лица, их заменяющие, в семьях, в которых совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышал уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума), который ежегодно устанавливается законом о Государственном бюджете Украина для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования. За питание детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, плата не взимается.
Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти обеспечивают бесплатным питанием детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей с инвалидностью, детей из семей, которые получают помощь согласно Закону Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям", которые учатся в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования.
6. Порядок установления платы за питание ребенка в государственном и коммунальном учреждении дошкольного образования определяется Кабинетом Министров Украины.
1. Родители или лица, их заменяющие, имеют право:
выбирать заведение дошкольного образования и форму получения ребенком дошкольного образования;
избирать и быть избранными в органы общественного самоуправления заведения дошкольного образования;
обращаться в соответствующие органы управления образованием по вопросам развития, воспитания и обучения своих детей;
защищать законные интересы своих детей в соответствующих государственных органах и суде;
быть на общественных началах ассистентом ребенка с особыми образовательными потребностями или определить лицо, исполнять обязанности ассистента ребенка.
2. Родители или лица, их заменяющие, обязаны:
воспитывать у детей любовь к Украине, уважение к национальным, историческим, культурным ценностям украинского народа, бережное отношение к окружающей среде;
обеспечивать условия для получения детьми старшего дошкольного возраста дошкольного образования по любой форме;
постоянно заботиться о физическом здоровье, психическом состоянии детей, создавать надлежащие условия для развития их природных задатков, наклонностей и способностей;
уважать достоинство ребенка;
воспитывать у ребенка трудолюбие, уважительное отношение к старшим по возрасту, государственного языка, региональных языков или языков меньшинств и родному языку, к народным традициям и обычаям.
3. Другие права и обязанности родителей и лиц, их заменяющих, определяются Законом Украины "Об образовании".
1. Финансово-хозяйственная деятельность учреждений дошкольного образования осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об образовании", законов о бюджете, собственности, местном самоуправлении и других нормативно-правовых актов.
2. Содержание и развитие материально-технической базы учреждений дошкольного образования финансируются за счет средств учредителя (учредителей) этих учреждений.
3. Источниками финансирования учреждения дошкольного образования независимо от формы собственности могут быть средства:
учредителя (учредителей);
государственного и местных бюджетов;
родителей или лиц, их заменяющих;
добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц;
другие средства, не запрещенные законодательством.
4. Источниками финансирования учреждений дошкольного образования (отделений, групп), основанных на условиях государственно-частного партнерства, являются средства учредителей.
Объемы софинансирования определяются учредителями на условиях договора.
5. Государственные и коммунальные учреждения дошкольного образования могут оказывать платные образовательные и другие услуги, перечень которых утверждает Кабинет Министров Украины. Учредители соответствующих учебных заведений имеют право утверждать перечни платных образовательных и других услуг, не вошедших в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины.
6. Порядок делопроизводства и бухгалтерского учета в учреждении дошкольного образования определяется руководителем учреждения в соответствии с законодательством. По решению руководителя учреждения дошкольного образования бухгалтерский учет может осуществляться самостоятельно учебным заведением или через централизованную бухгалтерию.
1. Материально-техническая база учреждения дошкольного образования включает здания, сооружения, земельные участки, коммуникации, инвентарь, оборудование, транспортные средства, служебное жилье и прочее. Имущество учреждения дошкольного образования принадлежит ему на правах, определенных этим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
2. Требования к материально-технической базы учреждения дошкольного образования определяются соответствующими строительными и санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Примерные перечни материально-технического оснащения учреждений дошкольного образования, игрового, учебно-дидактического оборудования заведения дошкольного образования утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.
{Часть третья статьи 38 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
1. Штатные расписания государственных и коммунальных учреждений дошкольного образования независимо от подчинения и типа устанавливаются соответствующим органом управления образованием на основе типовых штатных нормативов учреждений дошкольного образования, утвержденных центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
2. Штатные расписания частных учреждений дошкольного образования устанавливаются владельцем (учредителем) на основе Типовых штатных нормативов учреждений дошкольного образования.
1. Международное сотрудничество в системе дошкольного образования осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об образовании", настоящего Закона, других нормативно-правовых актов, а также международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
2. Государство содействует международному сотрудничеству в системе дошкольного образования.
1. Лица, виновные в нарушении законодательства о дошкольном образовании, несут ответственность в порядке, установленном законами Украины.
2. Невыполнение заведениями дошкольного образования лицензионных условий может быть основанием для лишения их лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного образования.
{Часть третья статьи 41 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
раздел X
Заключительные положения
1. Закон Украины "О дошкольном образовании" вступает в силу со дня его опубликования, кроме абзаца второго части пятой статьи 35, который вступает в силу с 1 января 2002 года.
2. Действие части первой статьи 30 настоящего Закона об обязательности высшего педагогического образования по соответствующей специальности для педагогических работников учреждений дошкольного образования распространяется на лиц, которые будут назначаться на должность педагогического работника заведения дошкольного образования, со дня вступления в силу настоящего Закона.
3. Кабинету Министров Украины в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
разработать и утвердить нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
4. Внести изменения в следующие законы Украины:
1) в Законе Украины "Об образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г.., № 21, ст. 84):
статью 34 изложить в следующей редакции:
"Статья 34. Дошкольные учебные заведения
Дошкольными учебными заведениями являются:
дошкольные учебные учреждения (ясли)
дошкольные учебные учреждения (ясли-сады);
дошкольные учебные заведения (детские сады);
дошкольные учебные учреждения (ясли-сады) компенсирующего типа;
дома ребенка;
дошкольные учебные заведения (детские дома) интернатного типа;
дошкольные учебные учреждения (ясли-сады) семейного типа;
дошкольные учебные учреждения (ясли-сады) комбинированного типа;
дошкольные учебные заведения (центры развития ребенка);
детские дома семейного типа.
Прием детей в дошкольные учебные заведения проводится по желанию родителей или лиц, их заменяющих »;
часть пятую статьи 36 изложить в следующей редакции:
"5 По решению местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для удовлетворения образовательных потребностей населения могут создаваться учебно-воспитательные комплексы" дошкольное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение "," общеобразовательное учебное заведение - дошкольное учебное заведение "или объединения с другими учебными заведениями, а также общеобразовательные учебные заведения и группы продленного дня »;
абзац второй статьи 50 изложить в следующей редакции:
"Дети дошкольного возраста, воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты";
{Подпункт 2 пункта 4 раздела X утратил силу на основании Закона № 222-VIII от 02.03.2015}
3) пункт 30 части первой статьи 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 24, ст. 170; 1998, № 48, ст. 292; 1999, № 41, ст. 372; 2001, № 32, ст. 172) дополнить абзацем следующего содержания:
"Реорганизация или ликвидация действующих коммунальных дошкольных учебных заведений, а также дошкольных учебных заведений, созданных бывшими сельскохозяйственными коллективными и государственными хозяйствами, допускается только с согласия территориальной общины (общего собрания) села, поселка, города или на основании результатов местного референдума».
{Подпункт 4 пункта 4 раздела X утратил силу на основании Закона № 5475-VI от 06.11.2012}