Закон Украины О свободе совести и религиозных организациях

Статья 1. Задача Закона

Задачами настоящего Закона являются:

обеспечения права на свободу совести гражданам Украины и осуществление этого права;

обеспечение в соответствии с Конституцией Украины, Декларации о государственном суверенитете Украины и норм международного права, признанных Украиной, социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от отношения к религии;

определение обязанностей государства в отношении религиозных организаций;

определение обязанностей религиозных организаций перед государством и обществом;

преодоления негативных последствий государственной политики в отношении религии и церкви;

обеспечение благоприятных условий для развития общественной морали и гуманизма, гражданского согласия и сотрудничества людей независимо от их мировоззрения или вероисповедания.



Статья 2. Законодательство Украины о свободе совести и религиозных организациях

В Украине все правоотношения, связанные со свободой совести и деятельностью религиозных организаций, регулируются законодательством Украины.

Законодательство Украины о свободе совести и религиозных организациях состоит из настоящего Закона и иных законодательных актов Украины, изданных в соответствии с ним.



Статья 3. Право на свободу совести

Каждому гражданину в Украине гарантируется право на свободу совести. Это право включает свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждения по своему выбору и свободу единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

Никто не может устанавливать обязательных убеждений и мировоззрения. Не допускается любое принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, обучение религии.

Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями и отношения к религии.

Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан, установленные законом и соответствуют международным обязательствам Украины.

Никто не имеет права требовать от священнослужителей сведений, полученных ими при исповеди верующих.



Статья 4. Равноправие граждан независимо от их отношения к религии

Граждане Украины равны перед законом и имеют равные права во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. В официальных документах отношение гражданина к религии не указывается.

Любое прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и разжигание связанных с этим вражды и ненависти или оскорбление чувств граждан, влекут за собой ответственность, установленную законом.

Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от выполнения конституционных обязанностей. Замена исполнения одной обязанности другим по мотивам убеждений допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Украины.



Статья 5. Отделение церкви (религиозных организаций) от государства

В Украине осуществления государственной политики в отношении религии и церкви принадлежит исключительно к ведению Украины.

Церковь (религиозные организации) в Украине отделена от государства.

Государство защищает права и законные интересы религиозных организаций; способствует установлению отношений взаимной религиозной и мировоззренческой терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию или не исповедуют ее, между верующими разных вероисповеданий и их религиозными организациями; принимает к сведению и уважает традиции и внутренние установки религиозных организаций, если они не противоречат действующему законодательству.

Государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона деятельность религиозных организаций, не финансирует деятельность любых организаций, созданных по признаку отношения к религии.

Все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается.

Религиозные организации не выполняют государственных функций.

Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации.

Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и не предоставляют политическим партиям финансовой поддержки, не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, не ведут агитации или финансирования избирательных кампаний кандидатов в этих органов. Священнослужители имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами.

Религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующим других вероисповеданий.

Религиозная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства и правопорядка.



Статья 6. Отделения школы от церкви (религиозных организаций)

Государственная система образования в Украине отделена от церкви (религиозных организаций), имеет светский характер. Доступ к различным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии.

Не допускается ограничение на ведение научных исследований, в том числе финансируемых государством, пропаганду их результатов либо включение их в общеобразовательные программы по признаку соответствия или несоответствия положениям любой религии или атеизма.

Граждане могут учиться религиозного вероучения и получать религиозное образование индивидуально или совместно с другими, свободно выбирая язык обучения.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими внутренними установками создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого помещения, принадлежащие им или предоставляются в пользование.

Преподаватели религиозных вероучений и религиозные проповедники обязаны воспитывать своих слушателей в духе терпимости и уважения к гражданам, которые не исповедуют религии, и к верующим других вероисповеданий.



Статья 7. Религиозные организации

Религиозные организации в Украине образуются с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и действуют согласно своей иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют персонал согласно своим уставам (положениями).

Религиозными организациями в Украине являются религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из вышеупомянутых религиозных организаций. Религиозные объединения представляются своими центрами (управлениями).

На другие организации, образованные по религиозному признаку, действие этого Закона не распространяется.



Статья 8. Религиозная община

Религиозная община является местной религиозной организацией верующих граждан одного и того же культа, вероисповедания, направления, течения или толка, добровольно объединившихся с целью совместного удовлетворения религиозных потребностей.

Членство в религиозной общине основывается на принципах свободного волеизъявления, а также на требованиях устава (положения) религиозной общины. Религиозная община по своему усмотрению принимает новых и исключает существующих членов общины в порядке, установленном ее уставом (положением).

Государство признает право религиозной общины на ее подчиненность в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этой подчиненности путем внесения соответствующих изменений в устав (положение) религиозной общины. Решение об изменении подчиненности и внесения соответствующих изменений или дополнений в устав принимается общим собранием религиозной общины. Такие общее собрание религиозной общины могут созываться ее членами.

Решение об изменении подчиненности и внесения соответствующих изменений или дополнений в устав принимается не менее чем двумя третями от количества членов религиозной общины, необходимой для признания полномочными общего собрания религиозной общины в соответствии с уставом (положением) религиозной общины.

Решение об изменении подчиненности и внесения соответствующих изменений или дополнений в устав заверяется подписями членов соответствующей религиозной общины, поддержали такое решение.

Решение об изменении подчиненности и внесения соответствующих изменений или дополнений в устав подлежит регистрации в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Изменение подчиненности религиозной общины не влияет на содержание права собственности и других вещных прав такой религиозной общины, кроме случая, установленного статьей 18 настоящего Закона.

Часть общества, не согласная с решением об изменении подчиненности, вправе образовать новую религиозную общину и заключить договор о порядке пользования культовым зданием и имуществом с их владельцем (пользователем).

Сообщение государственных органов об образовании религиозной общины не является обязательным.



Статья 9. Религиозные управления и центры

Религиозные управления и центры действуют на основании своих уставов (положений), регистрируемых в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Религиозные организации, руководящие центры которых находятся за пределами Украины, могут руководствоваться в своей деятельности установками этих центров, если при этом не нарушается законодательство Украины.

Не регламентированы законом отношения государства с религиозными управлениями и центрами, в том числе и теми, что находятся за пределами Украины, регулируются в соответствии с договоренностями между ними и государственными органами.



Статья 10. Монастыри, религиозные братства и миссии

 Религиозные управления и центры вправе в соответствии со своими зарегистрированными уставами (положениями) основывать монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), которые действуют на основании своих уставов (положений), регистрируемых в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Монастыри и религиозные братства могут быть образованы также в порядке, предусмотренном настоящим Законом для образования религиозных общин, с регистрацией их уставов (положений).



Статья 11. Духовные учебные заведения

 Религиозные управления и центры в соответствии со своими зарегистрированными уставами (положениями) вправе создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей и служителей иных необходимых им религиозных специальностей. Духовные учебные заведения действуют на основании своих уставов (положений), регистрируемых в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами по отсрочке прохождения воинской службы, налогообложения, включение времени обучения в трудовой стаж в порядке и на условиях, установленных для студентов и учащихся государственных учебных заведений.



Статья 12. Уставы (положения) религиозных организаций

Устав (положение) религиозной организации, который в соответствии с гражданским законодательством определяет ее правоспособность, подлежит регистрации в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Устав (положение) религиозной организации принимается на общем собрании верующих граждан или на религиозных съездах, конференциях.

Устав (положение) религиозной организации должен содержать сведения о:

1) вид религиозной организации, ее вероисповедной принадлежности и местонахождения;

2) место религиозной организации в организационной структуре религиозного объединения;

3) имущественное положение религиозной организации;

4) права религиозной организации на учреждение предприятий, средств массовой информации, других религиозных организаций, создание учебных заведений;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав (положение) религиозной организации;

6) порядок решения имущественных и других вопросов в случае прекращения деятельности религиозной организации.

Устав (положение) может содержать и другие сведения, связанные с особенностями деятельности данной религиозной организации.

Устав (положение) религиозной организации не должен противоречить действующему законодательству.

Документы, определяющие вероисповедную деятельность, решают другие внутренние вопросы религиозной организации, не подлежат регистрации в государственных органах.

Религиозная организация (объединение), непосредственно или как составная часть религиозной организации (объединения) входит в структуру (является частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управления) которой находится за пределами Украины в государстве, которая законом признана осуществила военную агрессию против Украины и / или временно оккупировала часть территории Украины, обязана в своей полной названию, указанному в ее уставе (положении), отображать принадлежность к религиозной организации (объединения) за пределами Украины , В которую она входит (частью которой она является), путем обязательного воспроизведения в своем названии полной уставной названия такой религиозной организации (объединения) с возможным добавлением слов "в Украине" и / или обозначения своего места в структуре иностранной религиозной организации .

Вхождение религиозной организации (объединения) в религиозной организации (объединения), указанной в части седьмой настоящей статьи, определяется в случае наличия одного из следующих признаков:

1) в уставе (положении) религиозной организации, действующей в Украине, содержатся указания на вхождение в структуру религиозной организации (объединения), руководящий центр (управления) которой находится за пределами Украины;

2) в уставе (положении) зарубежной религиозной организации (объединения), руководящий центр (управления) которой находится за пределами Украины в государстве, законом признана осуществила военную агрессию против Украины и / или временно оккупировала часть территории Украины, содержатся указания на вхождение в ее структуру религиозной организации (объединения), действующий на территории Украины, а также на право принятия уставными органами управления указанной зарубежной религиозной организации (объединения) решений из канонических и организационных вопросов, которые являются обязывающими для религиозной организации (объединения), действующий на территории Украины;

3) уставом (положением) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управления) которой находится за пределами Украины в государстве, законом признана осуществила военную агрессию против Украины и / или временно оккупировала часть территории Украины, предусмотрено обязательное " язкове вхождения руководителей (полномочных представителей) религиозной организации (объединения), действующий на территории Украины, в уставных органов управления указанной зарубежной религиозной организации (объединения) с правом решающего голоса.



Статья 13. Религиозная организация - юридическое лицо

Религиозная организация признается юридическим лицом со дня государственной регистрации.

Религиозная организация как юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности в соответствии с действующим законодательством и своим уставом (положением).



Статья 14. Регистрация уставов (положений) религиозных организаций

Для регистрации устава (положения) религиозной общины граждане в количестве не менее десяти человек, образовали ее и достигли 18-летнего возраста, подают заявление и устав (положение) на регистрацию в областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Автономной Республике Крым - в Совет министров Автономной Республики Крым.

В устав (положение) религиозной общины в подтверждение сведений, изложенных в нем, дополнительно представляются надлежащим образом заверенные копии:

1) решения (выписки) о создании религиозной общины, ее наименования, утверждении устава, избрание руководящих (исполнительных) органов - протокол общего собрания верующих граждан или учредительного религиозного съезда, конференции и т.д. (далее - протокол общего собрания). Указанное решение принимается в порядке, предусмотренном уставом (положением) религиозной общины, и оформляется в соответствии с внутренними установками этой религиозной общины;

2) документа о праве собственности или пользования помещением или письменного согласия собственника помещения на предоставление адреса по местонахождению религиозной организации, указанным в уставе (положении) религиозной общины.

Для регистрации устава (положения) религиозной общины в новой редакции в орган регистрации устава подаются:

1) заявление за подписью руководителя или уполномоченного представителя религиозной общины;

2) устав (положение) религиозной общины в новой редакции.

В устав (положение) религиозной общины в новой редакции дополнительно подаются:

1) заверенная копия протокола (или выписка из протокола) общего собрания религиозной общины о внесении изменений и дополнений в устав (положение) религиозной общины, принятых в соответствии с порядком, определенным в действующем на момент внесения изменений уставе (положении) религиозной общины, с указанием списка участников этих общего собрания;

2) оригинал или заверенная копия действующей на дату подачи документов редакции устава (положения) религиозной общины, к которому должны быть внесены изменения и дополнения, с отметкой о государственной регистрации (со всеми изменениями, в него вносились), и оригинал свидетельства, выданного органом регистрации (если выдавалось).

В случае изменения местонахождения религиозной общины должно быть подано надлежащим образом заверенную копию документа о праве собственности или пользования помещением или письменного согласия собственника помещения на предоставление адреса по местонахождению религиозной общины, указанным в уставе (положении).

Религиозные центры, управления, монастыри, религиозные братства, миссии и духовные учебные заведения подают на регистрацию устав (положение) в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии.

Для регистрации устава (положения) религиозного центра (управления), согласно части второй статьи 7 настоящего Закона представляет религиозные объединения, в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, подается заявление, заверенное подписью уполномоченных представителей (уполномоченного представителя) общего собрания учредителей (учредительного съезда (конференции) учредителей и т.п.), образуют такое религиозное объединение.

Вместе с заявлением в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, подается устав (положение) религиозного центра (управления).

В устав (положение) религиозной организации в подтверждение сведений, изложенных в нем в соответствии с требованиями статьи 12 настоящего Закона, дополнительно подаются:

1) надлежащим образом заверенная копия решения (выписки) о создании религиозного объединения и утверждения (принятия) устава (положения) религиозного центра или управления (протокол общего собрания учредителей, учредительного съезда (конференции) учредителей и т.п.);

2) перечень религиозных организаций, входящих в состав религиозного объединения на дату подачи документов, заверенный подписью уполномоченных представителей (уполномоченного представителя) общего собрания учредителей (учредительного съезда (конференции) учредителей и т.п.);

3) заверенная копия документа о праве собственности или пользования помещением по местонахождению религиозной организации, указанным в уставе (положении).

В случае если религиозный центр (управления) входит в состав признает (декларирует) в любой форме подчиненность в канонических, организационных и других вопросах любым другим действующим в Украине или за ее пределами религиозным организациям, для регистрации устава (положения) этого религиозного центра (управления) дополнительно подается документ, подтверждающий признании религиозной организацией подчиненности ей вновь религиозного центра (управления), или документ, подтверждающий, что новообразованный религиозный центр (управления) входит в ст ду такой религиозной организации.

Для регистрации устава (положения) монастыря, религиозного братства, миссионерского общества (миссии), духовного учебного заведения в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, подается заявление за подписью руководителя (иного уполномоченного лица) религиозного центра (управления), что основывает соответствующую религиозную организацию.

Вместе с заявлением в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, подается устав (положение) монастыря, религиозного братства, миссионерского общества (миссии) или духовного учебного заведения.

В устав (положение) монастыря, религиозного братства, миссионерского общества (миссии) или духовного учебного заведения в подтверждение сведений, изложенных в нем в соответствии с требованиями статьи 12 настоящего Закона, дополнительно подаются надлежащим образом заверенные копии:

1) решения (выписки) о создании (учреждении) монастыря, религиозного братства, миссионерского общества (миссии), духовного учебного заведения и утверждения устава (положения) такой религиозной организации. Указанное решение принимается в порядке, предусмотренном уставом (положением) религиозного центра (управления), и оформляется в соответствии с внутренними установками этой религиозной организации;

2) устава религиозного центра (управления), основывает монастырь, религиозное братство, миссионерское общество (миссию), духовное учебное заведение;

3) документа о праве собственности или пользования помещением по местонахождению религиозной организации, указанным в уставе (положении).

Для регистрации устава (положения) религиозной организации (религиозного центра (управления), монастыря, религиозного братства, миссионерского общества (миссии), духовного учебного заведения) в новой редакции в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, подается заявление по подписью руководителя (иного уполномоченного лица) религиозной организации, в устав которой внесены изменения.

Вместе с заявлением в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, подается устав (положение) религиозной организации, изложен в новой редакции.

В устав религиозной организации в новой редакции дополнительно подаются надлежащим образом заверенные копии:

1) решения (выписки) уполномоченного органа религиозной организации о внесении изменений в устав (положение), которое принято в соответствии с порядком, определенным в уставе (положении) религиозной организации, в учредительных документах которой вносятся изменения;

2) действующей редакции устава (положения) религиозной организации со всеми изменениями, в него вносились (если они оформлялись отдельными приложениями).

В случае подачи в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, а также областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Автономной Республике Крым - в Совет министров Автономной Республики Крым неполного перечня документов, определенного в этой статье, и / или оформление их без соблюдения установленных требований, отсутствия в уставе (положении) религиозной организации сведений, установленных частью третьей статьи 12 настоящего Закона, религиозной организации предлагается в рамках сроков, установленных настоящим Законом, устранить выявленные недостатки.

В случае если религиозная организация не устранила выявленные недостатки в течение установленных сроков, все документы, которые поступили в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Автономной Республике Крым - в Совет министров Автономной Республики Крым, кроме заявления о регистрации устава (положения) религиозной организации (изменений к ним), возвращаются ей сопроводительным письмом с разъяснением причин такого возврата.

Орган, осуществляющий регистрацию, в месячный срок рассматривает заявление, устав (положение) религиозной организации, принимает соответствующее решение и не позднее чем в десятидневный срок письменно сообщает об этом заявителям.

В необходимых случаях орган, осуществляющий регистрацию уставов (положений) религиозных организаций, может потребовать заключение местной государственной администрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, а также специалистов. В этом случае решение о регистрации уставов (положений) религиозных организаций принимается в трехмесячный срок.

Превышение установленного настоящим Законом срока принятия решений о регистрации уставов (положений) религиозных организаций может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Украины.

Изменения и дополнения уставов (положений) религиозных организаций подлежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация уставов (положений).

В случае необходимости в рассмотрении вопроса о регистрации устава (положения) могут участвовать с совещательным голосом представители религиозной организации.



Статья 15. Отказ в регистрации устава (положения) религиозной организации

 В регистрации устава (положения) религиозной организации может быть отказано, если ее устав (положение) или деятельность противоречат действующему законодательству.

Решение об отказе в регистрации устава (положения) религиозной организации с указанием оснований отказа сообщается заявителям в письменном в десятидневный срок. Это решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Украины.



Статья 16. Прекращение деятельности религиозной организации

Деятельность религиозной организации может быть прекращена в связи с ее реорганизацией (разделением, слиянием, присоединением) или ликвидацией.

Реорганизация или ликвидация религиозной организации осуществляется в соответствии с ее собственных установок. Регистрация уставов (положений) вновь после реорганизации религиозных организаций осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

В случае нарушения религиозной организацией, является юридическим лицом, положений этого Закона и других законодательных актов Украины ее деятельность может быть прекращена также по решению суда.

В судебном порядке деятельность религиозной организации прекращается лишь в случаях:

1) совершение религиозной организацией действий, недопустимость которых предусмотрена статьями 3, 5 и 17 настоящего Закона;

2) сочетание обрядовой или проповеднической деятельности религиозной организации с посягательствами на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности;

3) систематического нарушения религиозной организацией установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий (богослужений, обрядов, церемоний, походов и т.п.);

4) побуждение граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или действий, которые сопровождаются грубыми нарушениями общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций.

Суд рассматривает дело о прекращении деятельности религиозной организации порядком искового производства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Украины, по заявлению органа, уполномоченного осуществлять регистрацию устава конкретной религиозной организации или прокурора.



Статья 17. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, общественных организаций или граждан

Религиозные организации вправе использовать для своих нужд здания и имущество, предоставляемые им на договорных началах государственными, общественными организациями или гражданами.

Культовые здания и имущество, составляющие государственную собственность, передаются организациями, на балансе которых они находятся, в безвозмездное пользование или возвращаются в собственность религиозных организаций безвозмездно по решениям областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Республике Крым - Правительства Республики Крым.

Культовое здание и имущество, являющееся государственной собственностью, могут передаваться в поочередное пользование двум или более религиозным общинам по их взаимному согласию. При отсутствии такого согласия государственный орган определяет порядок пользования культовым зданием и имуществом путем заключения с каждой общиной отдельного договора.

Культовое здание и другое имущество, представляющие историческую, художественную или иную культурную ценность, передаются религиозным организациям и используются ими с соблюдением установленных правил охраны и использования памятников истории и культуры.

Ходатайство о передаче религиозным организациям культовых зданий и имущества в собственность или безвозмездное пользование рассматривается в месячный срок с письменным уведомлением об этом заявителей.

Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им культовых зданий с земельным участком, необходимым для обслуживания этих зданий.

Пользование землей религиозные организации осуществляют в порядке, установленном Земельным кодексом Украины и другими законодательными актами Украины. Земельные участки, предоставляемые религиозным организациям в постоянное пользование для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, запрещается использовать для осуществления предпринимательской деятельности.

Договоры о предоставлении в пользование религиозным организациям культовых и других зданий и имущества могут быть разорваны или прекращены в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Украины.

Самовольный захват культовых зданий или присвоения культового имущества не допускается.

Решение государственных органов по вопросам владения и пользования культовыми зданиями и имуществом могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Украины.



Статья 17-1. Особенности передачи в пользование выдающегося объекта культурного наследия, памятника архитектуры национального значения, культового сооружения - Андреевской церкви Национального заповедника "София Киевская"

Передача в постоянное пользование культового сооружения Андреевской церкви Национального заповедника "София Киевская" осуществляется по решению Кабинета Министров Украины в порядке, определенном законодательством, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и отдельным законом.

Культовое сооружение, которое является государственной собственностью, является выдающимся объектом культурного наследия, памятником архитектуры национального значения, - Андреевская церковь Национального заповедника "София Киевская" может предоставляться в постоянное безвозмездное пользование для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий в порядке, определенном настоящей статьей.

Передача Андреевской церкви Национального заповедника "София Киевская" в постоянное пользование не влечет за собой исключение ее из перечня объектов недвижимого культурного наследия Национального заповедника "София Киевская".

Договор о предоставлении в постоянное пользование культового сооружения Андреевской церкви Национального заповедника "София Киевская" должен содержать следующие существенные условия: наименование культового сооружения как объекта государственной собственности, как памятники культурного наследия национального значения, условия и режим использования, сохранения, охраны и содержание в надлежащем состоянии памятника национального значения, доступа к такого памятника в соответствии с законодательством об охране культурного наследия, другие условия в соответствии с законодательством об охране культур й наследия.



Статья 18. Собственность религиозных организаций

Религиозные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, принадлежащим им на праве собственности. Религиозные организации могут быть ограничены в осуществлении права собственности только в случаях и в порядке, предусмотренных законом

Запрещается совершать любые действия, следствием которых может стать отчуждение имущества религиозной организации, в частности его продажа, обмен, передача в залог, установление ипотеки, бесплатная передача в собственность и управление другим лицам до завершения процедуры изменения своей подчиненности в канонических и организационных вопросах любой -каким действующим в Украине и за ее пределами религиозным объединением путем регистрации новой редакции устава (положения), принятого не менее чем двумя третями от количества членов религиозной общины, чтобы признать полномочными общего собрания религиозной общины в соответствии с ее уставом (положением), или органами управления, определенными уставом (положениями) религиозной организации (религиозного центра (управления), монастыря, религиозного братства, миссионерского общества (миссии), духовного учебного заведения).

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, транспорт, средства и другое имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством, а также приобретенное на других основаниях, предусмотренных законом.

В собственности религиозных организаций может быть также имущество, находящееся за пределами Украины.

Религиозные организации вправе обращаться за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями и получать их.

{Часть статьи 18 утратила силу в части освобождения от уплаты ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов и налога на добавленную стоимость по товарам, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины в соответствии с Законом № 608/96-ВР от 17.12.96}

{Часть статьи 18 утратила силу в части освобождения от уплаты ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов и налога на добавленную стоимость с подакцизных товаров, импортируемых на основании Закона № 498/95-ВР от 22.12.95}

Финансовые и имущественные пожертвования, как и другие доходы религиозных организаций, налогом не облагаются.

Религиозные организации не имеют права проводить принудительное обложения верующих.

Право собственности религиозных организаций охраняется законом.



Статья 19. Производственная и хозяйственная деятельность религиозных организаций

 Религиозные организации в порядке, определенном действующим законодательством, имеют право для выполнения своих уставных задач основывать издательские, полиграфические, производственные, реставрационно-строительные, сельскохозяйственные и другие предприятия, а также благотворительные заведения (приюты, интернаты, больницы и т.п.), которые имеют право юридического лица.

 

{Действие части второй статьи 19 приостановлено в части освобождения от налогообложения прибыли в соответствии с Декретом N 12-92 от 26.12.92} Прибыль от производственной деятельности и иные доходы предприятий религиозных организаций облагаются налогом в соответствии с действующим законодательством в порядке и размерах, установленных для предприятий общественных организаций. Суммы их прибыли, которые используются в благотворительных целях, не облагаются налогом.

 

Строительство культовых и других зданий религиозными организациями осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для объектов гражданского назначения. Реставрация и ремонт культовых зданий - памятников истории и культуры осуществляются с соблюдением установленных правил охраны и использования памятников истории и культуры.



Статья 20. Распоряжение имуществом религиозных организаций, прекративших свою деятельность

В случае прекращения деятельности религиозной организации имущественные вопросы решаются в соответствии с ее уставом (положением) и действующим законодательством.

После прекращения деятельности религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование государственными, общественными организациями или гражданами, возвращается его прежнему владельцу.

На имущество культового назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

При отсутствии правопреемников имущество религиозной организации прекратившей свою деятельность, переходит в собственность государства.

В случае прекращения деятельности религиозной организации в связи с нарушением настоящего Закона и иных законодательных актов Украины имущество, находящееся в его собственности, за исключением культового, может бесплатно переходить в собственность государства. Культовое имущество передается другим религиозным организациям.



Статья 21. Религиозные обряды и церемонии

Религиозные организации вправе основывать и содержать свободно доступные места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые в той или иной религии (места паломничества).

Богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях и на прилегающей территории, в местах паломничества, учреждениях религиозных организаций, на кладбищах, в местах отдельных захоронений и крематориях, квартирах и домах граждан, а также в учреждениях, организациях и на предприятиях по инициативе их трудовых коллективов и согласия администрации.

Командование воинских частей предоставляет возможность военнослужащим принимать участие в богослужениях и выполнении религиозных обрядов.

Богослужения и религиозные обряды в больницах, госпиталях, домах для престарелых и лиц с инвалидностью, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбе граждан, находящихся в них, или по инициативе религиозных организаций. Администрация указанных учреждений способствует этому, участвует в определении времени и других условий проведения богослужения, обряда или церемонии.

{Положение части пятой статьи 21 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), согласно решению Конституционного Суда № 6-рп / 2016 от 08.09.2016} В иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии проводятся каждый раз с разрешения соответствующей местной государственной администрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета. Ходатайство о выдаче указанного разрешения подается не позднее чем за десять дней до назначенного срока проведения богослужения, обряда, церемонии или процессии, кроме случаев, не терпящих отлагательства.



Статья 22. Литература и предметы религиозного назначения

Граждане и религиозные организации имеют право на приобретение, владение и использование религиозной литературы на языке по своему выбору, а также других предметов и материалов религиозного назначения.

Религиозные организации вправе производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и другие информационные материалы религиозного содержания.

Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения предприятий для выпуска богослужебной литературы и производству предметов культового назначения.



Статья 23. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций

 При религиозных организациях могут образовываться общества, братства, ассоциации и другие объединения граждан для осуществления благотворительности, изучения и распространения религиозной литературы и иной культурно-образовательной деятельности. Они могут иметь свои уставы, которые регистрируются в порядке, установленном для общественных объединений.

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность и милосердие как самостоятельно, так и через общественные фонды. Суммы расходов на эти цели налогообложению не подлежат.



Статья 24. Международные связи и контакты религиозных организаций и верующих

Религиозные организации и верующие, единолично или совместно с другими, имеют право устанавливать и поддерживать международные связи и прямые личные контакты, включая выезд за границу для паломничества, участия в собраниях и религиозных мероприятиях.

Участники этих контактов и мероприятий могут в порядке, установленном действующим законодательством, приобретать, получать и везти с собой религиозную литературу и другие информационные материалы религиозного содержания.

Религиозные организации могут направлять граждан за границу для обучения в духовных учебных заведениях и принимать с этой целью иностранных граждан.

Священнослужители, религиозные проповедники, наставники, другие представители зарубежных организаций, являющихся иностранными гражданами и временно находятся в Украине, могут заниматься проповедованием религиозных вероучений, выполнением религиозных обрядов или другой канонической деятельностью лишь в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли, и по официальному согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации.



Статья 25. Трудовые правоотношения в религиозных организациях

Религиозная организация вправе принимать на работу граждан.

Условия труда устанавливаются по соглашению между религиозной организацией и работником и определяются трудовым договором, который заключается в письменной форме.

Религиозная организация обязана в установленном порядке зарегистрировать трудовой договор.

В таком же порядке регистрируются документы, определяющие условия оплаты труда священнослужителей, церковнослужителей и лиц, работающих в религиозной организации на выборных должностях.

Граждане, работающие в религиозной организации по трудовому договору, могут быть членами профсоюза.



Статья 26. Трудовые права граждан, работающих в религиозных организациях и созданных ими предприятиях и учреждениях

 На граждан, работающих в религиозных организациях и созданных ими предприятиях, благотворительных учреждениях на условиях трудового договора, распространяется действие законодательства о труде, общеобязательном государственном социальном страховании, налогообложении.

{Статья 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3795-12 от 23.12.93, в редакции Закона N 429-IV от 16.01.2003}

 

   {Статью 27 исключено на основании Закона N 429-IV от 16.01.2003} 



Статья 28. Право на социальную защиту граждан, работающих в религиозных организациях и созданных ими предприятиях и учреждениях

Граждане, работающие в религиозных организациях, созданных ими предприятиях, учреждениях на условиях трудового договора, а также священнослужители, церковнослужители и лица, работающие в религиозных организациях на выборных должностях, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию на условиях и в порядке, установленных законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.

Религиозные организации, их предприятия и учреждения, а в случаях, предусмотренных законом, также и работники этих организаций, предприятий, учреждений уплачивают страховые взносы в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования Украины, а также сбор на обязательное "язкове государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины в порядке и размерах, установленных законодательством.

Всем гражданам, работающим в религиозных организациях, их предприятиях и учреждениях, государственная пенсия назначается и выплачивается на общих основаниях в соответствии с законодательством.



Статья 29. Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях

 Обеспечение выполнения и соблюдения законодательства о свободе совести, мировоззрения, вероисповедания и религиозные организации осуществляют в пределах компетенции центральных органах исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере религии, другие центральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. {Статья 29 в редакции Закона N 5461-VI от 16.10.20

Статья 30. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере религии

 Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере религии, обеспечивает проведение государственной политики в отношении религий и церкви путем:

 

осуществление регистрации уставов (положений) религиозных организаций, указанных в части второй статьи 14 настоящего Закона, а также изменений и дополнений к ним;

 

официального согласования возможности занятия проповеднической или другой канонической деятельностью, выполнения религиозных обрядов священнослужителями, религиозными проповедниками, наставниками, другими представителями зарубежных религиозных организаций, являющихся иностранными гражданами и временно находятся в Украине;

 

осуществления контактов и координационных связей с соответствующими органами других государств;

 

обеспечение религиоведческой экспертизы с участием представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов;

 

содействие укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

 

содействие участию религиозных организаций в международных религиозных движениях, форумах, деловых контактах с международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями. {Статья 30 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2140-12 от 19.02.92; в редакции Закона N 5461-VI от 16.10.20



Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях

 Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Украины. {Статья 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI от 16.10.20

Статья 32. Международные договоры

 Если международным договором, в котором участвует Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о свободе совести и религиозных организациях, то применяются правила международного договора.

 

Председатель Верховной Рады Украины Л.КРАВЧУК

м. Киев, 23 апреля 1991

N 98