Политические партии равны перед законом.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещено выделять в своем отношении определенные политические партии или предоставлять им привилегии, а также способствовать политическим партиям, если иное не предусмотрено законом, в производстве их деятельности.
Вмешательство со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления или их должностных лиц в создание и внутреннюю деятельность политических партий и их структурных образований запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
{Часть третья статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Образование и деятельность политических партий запрещается, если их программные цели или действия направлены на:
1) ликвидацию независимости Украины;
2) изменение конституционного строя насильственным путем;
3) нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины;
4) подрыв безопасности государства;
5) незаконный захват государственной власти;
6) пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды;
7) посягательство на права и свободы человека;
8) посягательство на здоровье населения;
9) пропаганду коммунистического и / или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и их символики.
{Часть первая статьи 5 дополнена пунктом 9 в соответствии с Законом N 317-VIII от 09.04.2015}
Политические партии не могут иметь военизированных формирований.
Деятельность политической партии может быть запрещена лишь по решению суда.
{Часть третья статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Членом политической партии может быть только гражданин Украины, который согласно Конституции Украины имеет право голоса на выборах.
Гражданин Украины может находиться одновременно лишь в одной политической партии.
Членами политических партий не могут быть:
1) судьи;
2) прокуроры;
{Пункт 2 части третьей статьи 6 в редакции Закона N 1697-VII от 14.10.2014}
3) полицейские;
{Пункт 3 части третьей статьи 6 в редакции Закона N 901-VIII от 23.12.2015}
4) сотрудники Службы безопасности Украины;
5) военнослужащие;
6) работники органов доходов и сборов; {Часть третья статьи 6 дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом N 2748-IV от 06.07.2005, с изменениями, внесенными согласно Закону N 406-VII от 04.07.2013}
7) персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины; {Часть третья статьи 6 дополнена пунктом 7 в соответствии с Законом N 1254-VI от 14.04.2009}
8) работники Национального антикоррупционного бюро Украины;
{Часть третья статьи 6 дополнена пунктом 8 в соответствии с Законом N 630-VIII от 16.07.2015}
9) государственные служащие в случаях, предусмотренных Законом Украины "О государственной службе";
{Часть третья статьи 6 дополнена пунктом 9 в соответствии с Законом N 889-VIII от 10.12.2015}
10) члены Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
{Часть третья статьи 6 дополнена пунктом 10 согласно Закону N 1540-VIII от 22.09.2016}
На время пребывания на указанных должностях или службе члены политической партии приостанавливают членство в этой партии.
Порядок вступления в политическую партию, приостановления и прекращения членства в ней определяется уставом политической партии.
Гражданин Украины имеет право в любое время остановить или прекратить свое членство в политической партии путем подачи заявления в соответствующие уставные органы политической партии. Членство в политической партии останавливается или прекращается со дня подачи такого заявления и не требует дополнительных решений. С этого же дня прекращается пребывания гражданина Украины на любых выборных должностях в политической партии.
{Статья 6 дополнена новой частью согласно Закону N 4624-VI от 22.03.2012}
Действие части шестой настоящей статьи не распространяется на членов политических партий, избранных на должности руководителя и заместителя руководителя политической партии. Членство в политической партии указанных руководителей прекращается со дня, следующего за днем избрания нового руководителя или его заместителя.
{Статья 6 дополнена новой частью согласно Закону N 1666-VIII от 06.10.2016}
Членство в политической партии является фиксированным. Обязательным условием фиксации членства в политической партии является наличие заявления гражданина Украины, представленной в уставный орган политической партии, о желании стать членом этой партии.
Форма фиксации членства в политической партии определяется уставом политической партии.
Не допускается создание и деятельность структурных образований политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других учреждениях и организациях.
{Часть статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Политические партии должны иметь устав. Устав политической партии должен содержать следующие сведения:
1) наименование политической партии;
{Пункт 1 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
2) перечень уставных органов политической партии, порядок их образования, их полномочия и срок этих полномочий;
3) порядок вступления в политическую партию, приостановления и прекращения членства в ней;
4) права и обязанности членов политической партии, основания прекращения или приостановления членства в политической партии;
5) порядок создания, общую структуру и полномочия областных, городских, районных организаций политической партии и ее первичных ячеек;
6) порядок внесения изменений и дополнений в устав и программу политической партии;
7) порядок созыва и проведения партийных съездов, конференций, собраний и других представительных органов политической партии;
8) источники материальной и финансовой поддержки политической партии, ее местных организаций, порядок осуществления расходов политической партии;
{Пункт 8 статьи 8 в редакции в редакции Закона N 731-VIII от 08.10.2015}
8-1) порядок осуществления внутрипартийного финансового контроля (аудита) по поступлениям и расходам политической партии, ее местных организаций, а также порядок образования (назначения на должность и освобождения от должности), полномочия и срок полномочий органов или должностных лиц, ответственных за осуществление такого контроля (аудита);
{Статья 8 дополнена пунктом 8-1 в соответствии с Законом N 731-VIII от 08.10.2015}
8-2) порядок привлечения аудиторской фирмы для проведения внешнего независимого финансового аудита отчетности о доходах, имуществе, расходах и финансовых обязательствах политической партии, ее местных организаций;
{Статья 8 дополнена пунктом 8-2 в соответствии с Законом N 731-VIII от 08.10.2015}
9) порядок ликвидации (самороспуска), реорганизации политической партии, использование ее средств и другого имущества, оставшегося после ликвидации (самороспуска)
10) размер квот, определяющий минимальный уровень представительства женщин и мужчин в избирательном списке кандидатов в народные депутаты Украины от партии в общегосударственном округе, кандидатов в депутаты местных советов в многомандатных избирательных округах и должен составлять не менее 30 процентов общего количества кандидатов в избирательном списке.
{Статья 8 дополнена пунктом 10 согласно Закону N 709-VII от 21.11.2013; с изменениями, внесенными согласно Закону N 595-VIII от 14.07.2015}
{Название статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Наименование политической партии, ее символика не должны совпадать с наименованием или символикой другой (зарегистрированной) политической партии.
{Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Запрещается буквальное воспроизведение в символике политической партии государственных символов Украины, использование символов иностранных государств.
В символике политической партии не может использоваться символика коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов.
{Статья 9 дополнена новой частью согласно Закону N 317-VIII от 09.04.2015}
Политическая партия может иметь партийную символику, к которой принадлежат партийный гимн, флаг, опознавательный знак, девиз. Символика политической партии утверждается уполномоченным уставным органом политической партии в порядке, определенном ее уставом.
{Часть статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5461-VI от 16.10.2012, N 835-VIII от 26.11.2015}
Решение об утверждении символики должен содержать: вид символики (партийный гимн, флаг, опознавательный знак, девиз), ее изображение и описание.
{Статья 9 дополнена новой частью согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Описание символики должен содержать информацию о цвете, масштабы и пропорции элементов символики.
{Статья 9 дополнена новой частью согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Изображение символики должно содержать полное или сокращенное наименование политической партии и не может воспроизводить:
государственные символы Украины;
другие официальные символы и знаки, используемые государственными органами, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, государственные и другие награды, печати и другие отличительные знаки указанных органов;
государственные гербы, флаги или официальные названия других государств;
имя или изображение физического лица без письменного согласия такого лица или его наследников, заверенной в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено законом;
другие символы и знаки, использование которых ограничено законом.
{Статья 9 дополнена новой частью согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Символика политической партии должна быть отличной от изображения уже зарегистрированной символики других политических партий и подлежит государственной регистрации в порядке, определенном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований.
{Статья 9 дополнена новой частью согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Областные, городские, районные организации, первичные ячейки политической партии и другие структурные образования, предусмотренные уставом партии, используют полное наименование политической партии с дополнениями, которые определяют их место в организационной структуре политической партии.
{Часть девятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Решение о создании политической партии принимается на ее учредительном съезде (конференции, собрании). Это решение должно быть поддержано подписями не менее 10000 граждан Украины, которые согласно Конституции Украины имеют право голоса на выборах, собранными не менее чем в двух третях районов не менее двух третей областей Украины, городов Киева и Севастополя и не менее чем в двух третях районов Автономной Республики Крым.
На учредительном съезде (конференции, собрании) политической партии утверждаются устав и программа политической партии, избираются ее руководящие и контрольно-ревизионные органы.
Политическая партия создается группой граждан Украины в составе не менее 100 человек.
Решение о создании политической партии принимается на учредительном съезде (конференции, собрании) политической партии, оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь.
Протокол учредительного съезда (конференции, собрания) о создании политической партии должен содержать следующие сведения:
1) дата и место проведения учредительного съезда (конференции, собрания);
2) решение об избрании председателя и секретаря;
3) решение о создании политической партии с указанием цели деятельности;
4) решение об определении наименования и, при наличии, сокращенного наименования политической партии;
5) решение об утверждении устава и программы политической партии;
6) решение об избрании руководителя, определение количественного и персонального состава руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии в соответствии с утвержденным уставом;
7) принятие решения об организации сбора подписей граждан Украины в поддержку решения о создании политической партии;
8) решение об определении лица (лиц), которая имеет право представлять политическую партию для осуществления регистрационных действий.
Неотъемлемой частью протокола является реестр лиц, принимавших участие в учредительном съезде (конференции, собрании) политической партии.
В реестре указываются данные об участниках учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии: фамилия, имя и отчество лица, данные его паспорта, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по свои религиозные убеждения отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта). Данные о лице удостоверяются его личной подписью.
Областные, городские, районные организации, первичные ячейки политической партии или другие структурные образования, предусмотренные уставом партии, образуются в порядке, определенном уставом партии.
Решение о создании областной, городской, районной организации, первичной ячейки политической партии и иного структурного образования, предусмотренного уставом партии принимается на учредительном собрании (конференции) областного, городского, районного организации, первичной ячейки политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии, оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь.
Протокол учредительного собрания (конференции) о создании областной, городской, районной организации, первичной ячейки политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии, должен содержать следующие сведения:
1) дата и место проведения учредительного собрания, конференции;
2) решение об избрании председателя и секретаря;
3) решение о создании областной, городской, районной организации, первичной ячейки политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии;
4) решение об определении наименования областной, городской, районной организации, первичной ячейки политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии;
5) решение об избрании руководителя, определение количественного и персонального состава руководящих и контрольно-ревизионных органов областной, городской, районной организации, первичной ячейки политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии;
6) решение об определении лица (лиц), которая имеет право представлять областную, городскую, районную организацию, первичный очаг политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии, для осуществления регистрационных действий.
Неотъемлемой частью протокола является реестр лиц, принимавших участие в учредительном собрании (конференции) областного, городского, районного организации, первичной ячейки политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии.
В реестре указываются данные об участниках учредительного собрания (конференции) областного, городского, районного организации, первичной ячейки политической партии или иного структурного образования, предусмотренного уставом партии: фамилия, имя и отчество лица, данные его паспорта, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирую ой орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта). Данные о лице удостоверяются его личной подписью.
Деятельность политической партии может осуществляться лишь после ее регистрации. Не допускается деятельность незарегистрированных политических партий.
{Статья 10 в редакции Закона N 835-VIII от 26.11.2015}
раздел III
РЕГИСТРАЦИЯ И ПРАВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Регистрация политических партий, их областных, городских и районных организаций, первичных ячеек или других структурных образований, предусмотренных уставом партии, осуществляется в порядке, определенном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований", после проверки поданных материалов .
С момента регистрации политической партии в определенном законом порядке она приобретает статус юридического лица.
Об образовании областных, городских, районных организаций или других структурных образований политической партии, предусмотренных уставом партии, сообщается субъект государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований в 10-дневный срок со дня их образования.
Регистрация областных, городских, районных организаций или других структурных образований политической партии, предусмотренных уставом политической партии, осуществляется с приобретением статуса юридического лица, если наличие такого статуса предусмотрена уставом партии, или без статуса юридического лица.
Регистрация первичной ячейки политической партии осуществляется без предоставления статуса юридического лица путем сообщения об образовании первичного очага.
Регистрация областных, городских и районных организаций или других структурных образований, предусмотренных уставом партии, а также легализация первичных ячеек политической партии осуществляются только после регистрации политической партии.
Политическая партия в течение шести месяцев со дня регистрации обеспечивает образование и регистрацию в порядке, установленном настоящим Законом, своих областных организаций в большинстве областей Украины, городах Киеве, Севастополе и в Автономной Республике Крым.
Политическая партия ежегодно информирует центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, о областные, городские, районные организации партии или другие структурные образования, предусмотренные уставом партии.
Политическая партия обеспечивает внесение изменений в сведения о политической партии, ее областные, городские и районные организации или другие структурные образования, предусмотренные уставом партии, а также о первичные ячейки политической партии, содержащиеся в Едином государственном реестре в порядке, определенном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований ", в 10-дневный срок после принятия решений по этим вопросам.
Решение об изменениях в сведениях о политической партии, ее областные, городские и районные организации или другие структурные образования, предусмотренные уставом партии, а также о первичные ячейки политической партии, содержащиеся в Едином государственном реестре, принимаются в порядке, определенном уставом партии, и оформляются протоколом заседания соответствующего уполномоченного органа.
Неотъемлемой частью протокола заседания уполномоченного органа является реестр участников, в котором указываются: фамилия, имя и отчество лица, данные его паспорта, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта). Данные о лице удостоверяются его личной подписью.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, ежегодно публикует список зарегистрированных политических партий, их юридические адреса.
{Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2748-IV от 06.07.2005, N 5461-VI от 16.10.2012; в редакции Закона N 835-VIII от 26.11.2015}
Государство гарантирует политическим партиям право на средства и другое имущество для осуществления своих уставных задач.
Политические партии являются неприбыльными организациями. Политические партии для осуществления своих уставных задач имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, средствами, оборудованием, транспортом, приобретение которых не запрещается законами Украины. Политические партии могут арендовать (мать на другом праве пользования) необходимо движимое и недвижимое имущество.
Оказание материальной и финансовой поддержки политическим партиям осуществляется в форме:
1) взносов в поддержку партий;
2) государственного финансирования уставной деятельности политических партий в порядке, установленном настоящим и другими законами Украины.
Вкладом в поддержку политической партии являются денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, займы (кредиты), нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, в том числе членские взносы членов политической партии, спонсорство третьими лицами мер или иной деятельности в поддержку политической партии, товары, работы, услуги, оказываемые или полученные безвозмездно или на льготных условиях (по цене ниже рыночной стоимости идентичных или подобных работ, товаров и услуг на соответствующем рынке), полученные пол итичною партией, ее зарегистрированной в установленном порядке местной организацией, связанной лицом политической партии или ее местной организации, выдвинутым политической партией или ее местной организацией кандидатом на выборах народных депутатов Украины, выборах Президента Украины, местных выборах (путем перечисления или перевода в избирательный фонд на соответствующих выборах) или предоставлены политической партии, зарегистрированной в установленном порядке местной организации политической партии, связанному лицу политической партии или ее местн евои организации, выдвинутом политической партией или ее местной организацией кандидату на выборах народных депутатов Украины, выборах Президента Украины, местных выборах (путем перечисления или перевода в избирательный фонд на соответствующих выборах).
Национальное агентство по предупреждению коррупции устанавливает определения терминов "связанные лица", "спонсорство", "третьи лица", используемые в настоящем Законе.
Политическая партия, а также местная организация политической партии, в установленном порядке получила статус юридического лица, обязаны открыть счета в учреждениях банков Украины, на которые будут перечисляться все средства в безналичной форме, набуватимуться политической партией или ее местной организацией. Реквизиты банков, в которых открыты счета политической партии и ее местных организаций, которые в установленном порядке получили статус юридического лица, и банковские реквизиты таких счетов публикуются на официальном сайте политической партии (при наличии) и указываются в отчете об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера политической партии. Об открытии и закрытии таких счетов соответствующие учреждения банков Украины сообщают Счетной палате и Национальное агентство по предупреждению коррупции в течение трех банковских дней в порядке, установленном Национальным банком Украины по согласованию с Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции.
Политическая партия, местная организация политической партии, в установленном порядке получила статус юридического лица, открывают счета в учреждениях банков Украины исключительно в национальной валюте Украины.
Денежные взносы в пользу политической партии, местной организации политической партии, в установленном порядке получила статус юридического лица, осуществляются через банковские операции.
С целью идентификации гражданина Украины, который осуществляет денежный взнос в пользу политической партии без открытия счета, учреждение банка или отделения связи, к которым обратился такой гражданин, устанавливают фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или идентификационный номер согласно Государственному реестру физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей, номер и (при наличии) серию паспорта гражданина Украины, в котором проставлена отметка в об отказе от получения идентификационного номера или номера паспорта с записью об отказе от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов Украины в электронном бесконтактном носителе, дату и место рождения.
{Статья 14 в редакции Закона N 731-VIII от 08.10.2015}
{Положения статьи 15 в части введения ежегодного государственного финансирования уставной деятельности политических партий, возмещения расходов партий на осуществление предвыборной агитации и установления ограничений по размеру взносов в поддержку партий со стороны физических и юридических лиц вступают в силу с 1 июля 2016 года - см. абзац третий пункта 1 раздела II Закона N 731-VIII от 08.10.2015}
Не допускается осуществление взносов в поддержку политических партий:
1) органами государственной власти и органами местного самоуправления;
2) государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, а также юридическими лицами, в которых не менее десяти процентов уставного капитала или прав голоса прямо или косвенно принадлежат государству, органам местного самоуправления или нерезидентам или конечными бенефициарными собственниками (контроллерами) которых являются лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции";
3) иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами, конечными бенефициарными собственниками (контроллерами) которых являются иностранцы или лица без гражданства;
4) незарегистрированными общественными объединениями, благотворительными и религиозными объединениями (организациями);
5) гражданами Украины, которые не достигли 18-летнего возраста, гражданами Украины, которые судом признаны недееспособными, а также анонимными лицами или под псевдонимом;
6) другими политическими партиями;
7) физическими и юридическими лицами, с которыми заключен договор о закупке работ, товаров или услуг для обеспечения нужд государства или территориальной общины в соответствии с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок", - в течение срока действия такого договора и в течение одного года после прекращения его кроме случаев, если общая сумма средств, полученная по такому договору в течение срока действия договора и в течение двух лет после прекращения его действия, не превышает 10 процентов общей суммы дохода физического или юридического лица по ответст ный период;
8) физическими и юридическими лицами, имеют непогашенный налоговый долг.
Общий размер (сумма) взноса (взносов) в поддержку политической партии от гражданина Украины в течение одного года не может превышать четырехсот размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января года, в котором осуществлялись взносы.
Общий размер (сумма) взноса (взносов) в поддержку политической партии от юридического лица в течение года не может превышать восьмисот размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января года, в котором осуществлялись взносы.
Если физическое или юридическое лицо осуществляет или может осуществлять решающее влияние на деятельность одной или нескольких юридических лиц (в частности, является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) юридического лица), взносы такой физического или юридического лица и подконтрольных ей юридических лиц считаются вкладом одного человека и ограничиваются общим размером (суммой) взноса (взносов), установленным настоящей статьей. Национальное агентство по предупреждению коррупции устанавливает определения терминов "решающее влияние", "конечный бенефициарный владелец (контроллер)", используемые в настоящем Законе и законодательстве Украины о выборах.
Размер (сумма) взноса в форме работ, товаров или услуг определяется на основе рыночной стоимости идентичных или подобных работ, товаров и услуг на соответствующем рынке по методологии, разработанной и утвержденной Национальным агентством по предупреждению коррупции по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
Вместе с платежным документом на осуществление денежного взноса в поддержку политической партии в учреждение банка Украины или отделения связи подается письменное заявление об отсутствии обстоятельств, предусмотренных частями первой - третьей настоящей статьи, наличие которых является основанием для отказа в принятии платежного документа на осуществление денежного взноса . Такое заявление подается по форме, утвержденной Национальным агентством по предупреждению коррупции. Без представления такого заявления платежный документ на осуществление денежного взноса не принимается.
Политическая партия, ее местная организация, распорядитель избирательного фонда политической партии, ее местной организации или кандидата от политической партии (местной организации партии) обязаны отказаться от вклада лица, в соответствии с законом не имеет права осуществлять такой вклад, или если размер вклада ( суммарный размер взносов) лица (группы лиц) превышает установленный законом размер, в течение трех дней со дня, когда уполномоченному лицу политической партии, местной организации политической партии или распорядителю средств избирательного фонд стало известно об этом. На основании заявления об отказе от вклада или его соответствующей части по этой причине за подписью руководителя политической партии, местной организации политической партии, распорядителя избирательного фонда политической партии, местной организации политической партии или кандидата от политической партии (местной организации партии) на соответствующих выборах и платежного документа учреждение банка, в котором открыт счет, на который зачислены вклад, возвращает такой вклад или его соответствующую часть лицу, его внесла, а в случае невозможности возврата пе рераховуе такой вклад или его соответствующую часть в государственный бюджет. Порядок возврата добровольного взноса или его части по основаниям, указанным в этой части, и из других установленных законом оснований определяет Национальный банк Украины.
{Статья 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI от 16.10.2012; в редакции Закона N 731-VIII от 08.10.2015}
Полномочия собственника в отношении имущества, в том числе средств, являющихся собственностью политической партии, осуществляются в соответствии с законодательством Украины в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
{Положения статьи 17 в части введения ежегодного государственного финансирования уставной деятельности политических партий, возмещения расходов партий на осуществление предвыборной агитации и установления ограничений по размеру взносов в поддержку партий со стороны физических и юридических лиц вступают в силу с 1 июля 2016 года - см. абзац третий пункта 1 раздела II Закона N 731-VIII от 08.10.2015; в части представления партиями отчетов партий об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера вступают в силу с 1 января 2016 года - см. абзац четвертый пункта 1 раздела II Закона N 731-VIII от 08.10.2015}
Политические партии, местные организации политических партий ведут бухгалтерскую отчетность в установленном порядке, проводят ежегодный внутренний финансовый аудит своей деятельности, а также проходят внешний независимый финансовый аудит в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Ежегодный внутренний финансовый аудит деятельности политической партии, ее местной организации, которая в установленном законом порядке получила статус юридического лица, осуществляется органом (должностным лицом) соответствующей политической партии, местной организации политической партии, уполномоченным осуществлять внутрипартийный финансовый контроль (аудит) по поступлениям и расходам политической партии (местной организации партии).
Политическая партия, которая была субъектом избирательного процесса на выборах Президента Украины, выборах народных депутатов Украины или принимала участие в очередных или внеочередных местных выборах, а также политическая партия, которая получает государственное финансирование, обязаны пройти внешний независимый финансовый аудит отчетности об имуществе , доходах, расходах и обязательствах финансового характера в год, следующий за годом проведения таких выборов или получения государственного финансирования.
{Часть четвертая статьи 17 исключен на основании Закона № 2258-VIII от 21.12.2017}
Политические партии, местные организации политических партий обязаны предоставлять аудиторской фирме, проводит их внешний независимый финансовый аудит, информацию (документы), необходимую для проведения такого аудита.
Политическая партия вправе заключать договор на проведение аудита с той же аудиторской фирмой не более трех лет подряд.
Политическая партия ежеквартально, не позднее чем на сороковой день после окончания отчетного квартала, обязана подать в Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции в бумажной форме (за подписью руководителя политической партии, заверенным печатью политической партии), а также на электронном носителе отчет политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за соответствующий квартал, а также публикует такой отчет на своем официальном сайте (при наличии) в этот же срок. В отчете политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера обязательному обнародованию подлежат фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица. Другие сведения о физическом лице, отнесены к информации с ограниченным доступом, обнародованию не подлежат.
Форма отчета политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера утверждается Национальным агентством по предупреждению коррупции с учетом требований настоящего Закона.
Отчет политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера должен содержать информацию о:
1) имущество политической партии, ее каждой местной организации, в установленном порядке приобрела статус юридического лица, стоимость такого имущества по состоянию на конец соответствующего отчетного квартала. Эти сведения включают данные об объектах недвижимости, движимое имущество, ценные бумаги, нематериальные активы, денежные средства. Данные об объектах недвижимости и движимое имущество указываются, если они принадлежат политической партии, ее местной организации на праве собственности или используемых ими на праве пользования. Данные о движимое имущество (кроме транспортных средств) указываются, если стоимость такого имущества превышает пятьдесят размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года;
2) дату осуществления каждого взноса в пользу политической партии, ее местной организации, которая в установленном порядке приобрела статус юридического лица, а также в избирательный фонд политической партии, ее местной организации или кандидата от политической партии (местной организации партии) на соответствующих общегосударственных или местных выборах (в случае проведения выборов), размер (сумму) полученного взноса, наименование, местонахождение, код в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей юридического лица, осуществившего вне сок, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (кроме лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) физического лица, осуществившего вклад в поддержку политической партии;
3) сумму полученных в течение отчетного периода средств из государственного бюджета, выделенных на финансирование уставной деятельности политической партии и, отдельно, на возмещение расходов, связанных с финансированием предвыборной агитации (в случае получения политической партией таких средств);
4) дату осуществления каждого платежа со счетов политической партии, ее местной организации, которая в установленном порядке приобрела статус юридического лица, счета (счетов) избирательного фонда политической партии, ее местной организации, кандидата от политической партии (местной организации партии) на соответствующих общегосударственных или местных выборах (в случае проведения выборов), получателя соответствующего платежа (с указанием сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей части для лиц, осуществляющих взносы в поддержку политической партии), целевое п изначення и размер каждого платежа;
5) дату возникновения, прекращения, сумму (стоимость) каждого финансового обязательства (по состоянию на конец отчетного периода) политической партии, ее местной организации, которая в установленном порядке приобрела статус юридического лица, и лицо, в пользу которого финансовое обязательство подлежит исполнению (с указанием сведений о таком лице, предусмотренных пунктом 2 настоящей части для лиц, осуществляющих взносы в поддержку политической партии).
Сведения, указанные в части девятой настоящей статьи, отражаются в отчете политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера нарастающим итогом на конец года отдельно по каждой политической партии, ее местной организации, которая в установленном порядке приобрела статус юридического лица, кандидатов на соответствующих выборах (в случае проведения выборов).
В отчет политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за четвертый квартал отчетного года добавляются выводы ежегодного внутреннего аудита и независимого внешнего финансового аудита политической партии (если его проведение является обязательным в соответствии с настоящим Законом), которые является неотъемлемой объемными частями такого отчета.
В отчет политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера добавляются копии документов, подтверждающих отражены в отчете сведения (в том числе копии платежных документов, справок учреждений банков о движении средств на счетах).
Отчет политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера обнародуется на официальном веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, в том числе в форме открытых данных, не позднее чем на десятый день со дня его поступления и размещается в открытом доступе в течение не менее пяти лет. В отчете политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера обязательному обнародованию подлежат фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица. Другие сведения о физическом лице, отнесены к информации с ограниченным доступом, обнародованию не подлежат.
Анализ отчета политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, подготовка и утверждение заключения по результатам такого анализа осуществляются Национальным агентством по предупреждению коррупции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления. Результаты такого анализа публикуются на официальном сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции не позднее чем на пятый день со дня утверждения заключения по результатам анализа отчета.
Анализ отчета политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера предусматривает установление соответствия оформления отчета, включенных в него отчетных данных требованиям законодательства, своевременности представления отчета, полноты и достоверности отраженной в отчете информации, установление наличия или отсутствия нарушений законодательства о финансировании политических партий или предвыборной агитации.
В случае выявления при анализе отчета политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера или при проверке информации о нарушении законодательства в сфере финансирования политических партий или предвыборной агитации признаков нарушения требований законодательства, являющихся основанием для привлечения к административной, уголовной или иной предусмотренной законом ответственности, Национальное агентство по предупреждению коррупции в пятидневный срок со дня обнаружения соответствующих признаков письменно сообщает об этом орга и (должностных лиц), уполномоченных обеспечить привлечение лиц, совершивших нарушения требований законодательства, к предусмотренной законом ответственности, и направляет соответствующим органам (должностным лицам) материалы, подтверждающие факт совершения соответствующего правонарушения, или обеспечивает привлечения соответствующих лиц к такой ответственности в пределах своих полномочий, а также публикует информацию об этом на своем официальном сайте.
{Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1349-IV от 27.11.2003, N 107-VI от 28.12.2007; в редакции Закона N 731-VIII от 08.10.2015}
За счет средств государственного бюджета:
1) финансируется уставная деятельность политических партий, не связанная с их участием в выборах народных депутатов Украины, выборах Президента Украины и местных выборах, в том числе оплата труда работников уставных органов политической партии, ее местных организаций в порядке, предусмотренном законодательством;
2) возмещаются расходы политических партий, связанные с финансированием их предвыборной агитации во время очередных и внеочередных выборов народных депутатов Украины.
В случае разделения государственного бюджета на общий и специальный фонды расходы, предусмотренные частью первой настоящей статьи, производятся из общего фонда государственного бюджета.
Ежегодный объем государственного финансирования уставной деятельности политических партий, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право на такое финансирование, составляет две сотых размера минимальной заработной платы, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения средств государственного бюджета, умноженного на количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов Украины. Общее количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе, определяется на основании данных протокола Центральной избирательной комиссии о результатах последних очередных или внеочередных выборов народных депутатов Украины в общегосударственном многомандатном избирательном округе.
Политическая партия имеет право на получение государственного финансирования уставной деятельности, если на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов Украины ее избирательный список кандидатов в народные депутаты Украины в общегосударственном многомандатном избирательном округе получил не менее 2 процентов голосов избирателей от общего количества голосов избирателей, поданных за все избирательные списки кандидатов в народные депутаты Украины в общегосударственном многомандатном избирательном округе.
Для получения средств из государственного бюджета, выделяемых на государственное финансирование уставной деятельности политической партии, политическая партия обязана открыть отдельный счет в национальной валюте Украины в учреждении банка Украины. Средства, полученные политической партией из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности, зачисляются исключительно на такой отдельный счет. Зачисление на такой счет других средств, чем средства государственного бюджета, выделенные на финансирование уставной деятельности партии, запрещается.
Решение о предоставлении политической партии государственного финансирования уставной деятельности или об отказе в предоставлении такого финансирования принимается в соответствии с настоящим Законом Национальным агентством по предупреждению коррупции на основании результатов последних очередных или внеочередных выборов народных депутатов Украины в общегосударственном многомандатном избирательном округе в пятидневный срок со дня официального обнародования результатов выборов народных депутатов Украины при условии представления руководителем или иным уполномоченным лицом п ртии справки учреждения банка Украины об открытии отдельного счета партии в национальной валюте Украины. Политическая партия вправе подать в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции заявление об отказе от государственного финансирования уставной деятельности.
Копия протокола Центральной избирательной комиссии о результатах очередных или внеочередных выборов народных депутатов Украины в общегосударственном многомандатном избирательном округе в день официального обнародования результатов очередных или внеочередных выборов народных депутатов Украины подается Центральной избирательной комиссией центральному органу исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, и Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции.
Национальное агентство по предупреждению коррупции принимает решение о непредоставлении политической партии государственного финансирования уставной деятельности в случае отсутствия у политической партии права на получение государственного финансирования уставной деятельности, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 17-8 настоящего Закона.
Решение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции об отказе в предоставлении политической партии государственного финансирования должна содержать обоснование и перечень оснований для отказа и может быть обжаловано партией в суд в порядке и сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Украины.
Политическая партия имеет право на возмещение расходов, связанных с финансированием своей предвыборной агитации на выборах народных депутатов Украины, если на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов Украины такая партия приняла участие в распределении депутатских мандатов.
Возмещение расходов, связанных с финансированием предвыборной агитации политической партии на выборах народных депутатов Украины, осуществляется в размере фактически осуществленных политической партией расходов, но не более максимального размера избирательного фонда политической партии, кандидаты в народные депутаты Украины от которой зарегистрированы в общегосударственном многомандатном избирательном округе , установленного Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины".
Центральная избирательная комиссия на основании окончательного финансового отчета о поступлении и использовании средств избирательного фонда политической партии, поданного в порядке, установленном Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины", не позднее чем в шестидесятидневный срок со дня официального обнародования результатов выборов принимает решение о возмещении политической партии расходов, связанных с финансированием ее предвыборной агитации, или об отказе в таком возмещении.
Основаниями для отказа в возмещении политической партии расходов, связанных с финансированием ее предвыборной агитации, является установление Центральной избирательной комиссией, Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции или судом в предусмотренном законом порядке факта неподачи промежуточного и / или окончательного финансового отчета о поступлении и использовании средств избирательного фонда политической партии в предусмотренный законом срок, представление неполных отчетов или включение в таких отчетов заведомо недостоверной информации.
Решение Центральной избирательной комиссии о возмещении политической партии расходов, связанных с финансированием ее предвыборной агитации, или об отказе в таком возмещении сообщается соответствующей политической партии не позднее чем на пятый день после его принятия.
Решение Центральной избирательной комиссии об отказе в возмещении политической партии расходов, связанных с финансированием ее предвыборной агитации, может быть обжаловано в суд в порядке и сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Украины.
Средства для возмещения политическим партиям расходов, связанных с финансированием их предвыборной агитации, предусматриваются законом о Государственном бюджете Украины на год, следующий за годом проведения выборов народных депутатов Украины. Главным распорядителем средств для возмещения политическим партиям расходов, связанных с финансированием их предвыборной агитации, является Центральная избирательная комиссия.
Для получения возмещения расходов, связанных с финансированием своей предвыборной агитации, политическая партия обязана открыть отдельный счет в национальной валюте Украины в учреждении банка Украины.
Средства для возмещения политической партии расходов, связанных с финансированием ее предвыборной агитации, на основании соответствующего решения Центральной избирательной комиссии перечисляются Центральной избирательной комиссией на специально открытый счет соответствующей политической партии не позднее чем на тридцатый день со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины, в котором предусматриваются средства на возмещение политическим партиям расходов, связанных с финансированием их предвыборной агитации.
Средства, выделенные из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политических партий, распределяются Национальным агентством по предупреждению коррупции между политическими партиями в следующем порядке:
1) сумма в размере 10 процентов ежегодного объема государственного финансирования уставной деятельности политических партий, предусмотренного статьей 17-2 настоящего Закона, распределяется поровну между политическими партиями, получившими право на такое финансирование в соответствии с настоящим Законом, если по результатам последних очередных или внеочередных выборов народных депутатов Украины количество представителей одного пола среди избранных от соответствующих политических партий народных депутатов Украины, которые получили своих полномочий, не превышает двух третей от общего кол сти народных депутатов Украины, избранных от этой политической партии;
2) сумма в размере 100 процентов ежегодного объема государственного финансирования уставной деятельности политических партий, предусмотренного статьей 17-2 настоящего Закона, распределяется между политическими партиями, имеющих право на получение такого финансирования в соответствии с настоящим Законом, пропорционально количеству действительных голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в народные депутаты Украины от таких политических партий в общегосударственном многомандатном избирательном округе на выборах народных депутатов Украины.
Если ни одна из политических партий, получивших право на государственное финансирование своей уставной деятельности в соответствии с этим Законом, не соответствует требованиям пункта 1 части первой настоящей статьи, средства государственного бюджета, предусмотренные пунктом 1 части первой настоящей статьи, из государственного бюджета не предоставляются, о чем национальное агентство по предупреждению коррупции принимает соответствующее решение.
Политические партии, указанные в статье 17-3 настоящего Закона, получают право на государственное финансирование их уставной деятельности со дня, следующего за днем открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.
Право на государственное финансирование уставной деятельности политических партий прекращается со дня открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва, за исключением случая, если такие политические партии по результатам выборов народных депутатов Украины получили это право повторно.
Национальное агентство по предупреждению коррупции обеспечивает ежеквартальное перечисление средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политических партий, на отдельные счета соответствующих политических партий, указанных в статье 17-3 настоящего Закона.
Средства, выделенные из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политических партий, перечисляются на указанные счета политических партий в размере 25 процентов общего размера ежегодного государственного финансирования для каждой политической партии в начале каждого квартала.
Финансирования уставной деятельности политических партий в первый год нового созыва Верховной Рады Украины начинается с 1 января с одновременным выделением средств на политические партии имеют право за время, прошедшее со дня, следующего за днем открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.
Политическая партия вправе использовать средства, полученные на финансирование уставной деятельности, в течение одного календарного года со дня первого перечисления таких средств на счет политической партии, указанный в части второй статьи 17-3 настоящего Закона, в соответствующем календарном году.
Если после завершения календарного года средства, полученные в течение года на финансирование уставной деятельности политической партии, не были использованы, политическая партия обязана перечислить остатки неиспользованных средств в государственный бюджет.
Государственное финансирование уставной деятельности политической партии останавливается по решению Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции в случае:
1) непредставления политической партией отчета об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в установленный настоящим Законом срок;
2) представление политической партией отчета об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, оформленной с грубым нарушением установленных требований, или отчета, который содержит недостоверные сведения об имуществе политической партии или средства или расходы политической партии в размере более двадцати размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января соответствующего календарного года.
Национальное агентство по предупреждению коррупции принимает решение о приостановлении государственного финансирования уставной деятельности политической партии к устранению политической партией причин, обусловивших остановки государственного финансирования уставной деятельности.
В случае устранения политической партией причин, обусловивших остановки государственного финансирования уставной деятельности, Национальное агентство по предупреждению коррупции не позднее чем через пять дней после получения отчета политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера с смещенными недостатками рассматривает вопрос о восстановлении государственного финансирования уставной деятельности соответствующей политической партии. Государственное финансирование уставной деятельности политической партии восстанавливается с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение о возобновлении государственного финансирования уставной деятельности политической партии.
Средства, не полученные политической партией в результате остановки государственного финансирования уставной деятельности, возмещению или возврату политической партии не подлежат.
Основаниями для прекращения государственного финансирования уставной деятельности политической партии являются:
1) применение к политической партии мер уголовно-правового характера, предусмотренных , в установленном законом порядке;
2) повторное в течение года совершение любого из следующих нарушений: непредоставление политической партией в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в установленный настоящим Законом срок отчета политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера; представление политической партией в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции отчета политической партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, оформленной с грубым нарушением установленных требований, или отчета, который содержит недостоверные сведения об имуществе политической партии или средства или расходы политической партии в размере более двадцати размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января соответствующего календарного года; умышленное получение политической партией взноса, полученного от лица, которое не имело права осуществлять такой вклад, или в размере, превышающем установленный настоящим Законом размер;
3) реорганизация (кроме слияния и присоединения к другим политическим партиям), ликвидация (самороспуск) политической партии;
4) запрет деятельности политической партии, аннулирование регистрационного свидетельства политической партии в порядке, установленном законом;
5) установление судом по иску Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции или Счетной палаты фактов, свидетельствующих о том, что средства, выделенные из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политической партии, использованы политической партией на финансирование ее участия в выборах народных депутатов Украины, выборах Президента Украины, местных выборах или на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности;
6) неиспользование средств, полученных на финансирование уставной деятельности политической партии, в течение одного года со дня, когда такие средства впервые были зачислены на отдельный счет политической партии в учреждении банка;
7) повторное в течение года зачисления на отдельный счет политической партии, открытый в учреждении банка Украины для зачисления средств государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политической партии, средств, которые запрещено зачислять на такой счет в соответствии с настоящим Законом;
8) представление политической партией в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции заявления об отказе от государственного финансирования.
Решение о прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии принимается Национальным агентством по предупреждению коррупции на основании документов, указанных в части третьей настоящей статьи, в течение пяти дней со дня получения Национальным агентством по предупреждению коррупции соответствующих документов.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 1, 4, 5 части первой настоящей статьи, устанавливаются решением суда, вступившим в законную силу. Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2, 6, 7, 8 части первой настоящей статьи, устанавливаются Национальным агентством по предупреждению коррупции. Обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 части первой настоящей статьи, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований. Орган, который установил наличие соответствующих обстоятельств, обязан направить заверенную им копию документа, которым установлено наличие таких обстоятельств, в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в пятидневный срок со дня установления соответствующих обстоятельств.
В случае реорганизации политической партии, которая в соответствии с настоящим Законом имеет право на государственное финансирование уставной деятельности, путем слияния или присоединения к другим политическим партиям политическая партия - правопреемник политической партии, прекратившей свою деятельность, получает право на государственное финансирование уставной деятельности в пределах средств, выделяемые из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политической партии, прекратившей свою деятельность путем слияния или присоединения к другим политическим партиям.
Государственный контроль за законным и целевым использованием политическими партиями средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование их уставной деятельности, осуществляют Счетная палата и Национальное агентство по предупреждению коррупции.
В случае выявления Счетной палатой или Национальным агентством по предупреждению коррупции фактов, свидетельствующих о том, что средства, выделенные из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политической партии, использованные им для финансирования участия в выборах народных депутатов Украины, выборах Президента Украины, местных выборах или на цели, не связанные с уставной деятельностью, Счетная палата или Национальное агентство по предупреждению коррупции безотлагательно обращается в суд с иском об установлении соответствующих факт в.
{В Закон включен раздел IV-1 согласно Закону N 731-VIII от 08.10.2015}
Государственный контроль за деятельностью политических партий осуществляют:
1) центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, - за соблюдением политической партией требований Конституции и законов Украины, а также устава политической партии, кроме случаев, когда осуществление такого контроля законом отнесено к полномочиям других органов государственной власти;
2) Центральная избирательная комиссия, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии на соответствующих местных выборах - за соблюдением политическими партиями установленного порядка участия в избирательном процессе, а также в пределах определенных законом полномочий, за своевременностью представления в соответствующие избирательные комиссии промежуточных и окончательных финансовых отчетов о поступлении и использовании средств избирательных фондов на выборах, соответствием их оформления установленным требованиям, достоверностью включенных в них сведений;
3) Счетная палата - за целевым использованием политическими партиями средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование их уставной деятельности;
4) Национальное агентство по предупреждению коррупции - за соблюдением установленных законом ограничений по финансированию политических партий, предвыборной агитации, агитации по всеукраинского и местного референдума, законным и целевым использованием политическими партиями средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование их уставной деятельности, своевременностью представления отчетов партий об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, отчетов о поступлении и использовании средств избирательных фондов на общегосударственном х и местных выборах, полнотой таких отчетов, соответствием их оформления установленным требованиям, достоверностью включенных в них сведений.
Политические партии обязаны подавать по требованию контролирующих органов необходимые документы и объяснения. Решение контролирующих органов могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
{Статья 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 107-VI от 28.12.2007; в редакции Закона N 731-VIII от 08.10.2015}
В случае нарушения политическими партиями Конституции Украины, этого и других законов Украины к ним могут быть приняты следующие меры:
1) предупреждение о недопущении незаконной деятельности;
2) запрет политической партии.
{Часть вторая статьи 19 исключен на основании Закона N 107-VI от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10-рп / 2008 от 22.05.2008}
Приостановление или прекращение государственного финансирования уставной деятельности политической партии в порядке, установленном настоящим Законом, не может быть основанием для применения мер, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
{В статью 19 включено часть вторую согласно Закону N 731-VIII от 08.10.2015}
В случае публичного объявления руководящими органами политической партии намерен совершения политической партией действий, которые законами Украины предусмотрена юридическая ответственность, соответствующие органы, к ведению которых относится контроль за деятельностью политических партий, выдают предписания о недопущении противоправных поступков.
Если совершенные политической партией действия (или бездействие) не влекут за собой другого вида ответственности, соответствующими контролирующими органами выдается предписание об устранении допущенных правонарушений.
{Часть вторая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Руководство политической партии должно безотлагательно устранить нарушения законодательства Украины, послуживших основанием для вынесения предупреждения, и в пятидневный срок сообщить о принятых мерах органа, вынесшего предупреждение.
Политическая партия может быть по иску центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований запрещена в судебном порядке в случае нарушения требований по созданию и деятельности политических партий, установленных Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.
{Часть первая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5461-VI от 16.10.2012, N 1697-VII от 14.10.2014}
Запрет деятельности политической партии влечет за собой прекращение деятельности политической партии, роспуск ее руководящих органов, областных, городских, районных организаций и первичных ячеек и других структурных образований, предусмотренных уставом партии, прекращение членства в политической партии, а также принятие центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, и его территориальными органами решений о прекращении политической партии и ее структурных образований соответственно.
{Часть вторая статьи 21 в редакции Закона N 835-VIII от 26.11.2015}
В случае если в решении суда о запрете деятельности политической партии не назначена комиссия по прекращению (ликвидационная комиссия) политической партии, ее структурных образований, имеющих статус юридического лица, в решении о прекращении политической партии, ее структурных образований определяется как председатель комиссии по прекращению ( ликвидационной комиссии) политической партии, ее структурных образований руководитель органа управления или лицо, которое согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общес ьких формирований, имеет право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности, если иное не установлено решением суда.
{Статья 21 дополнена частью третьей согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Политические партии прекращают свою деятельность путем реорганизации или ликвидации (самороспуска) или в случае запрета ее деятельности или аннулирования регистрации в порядке, установленном настоящим и другими законами Украины.
{Часть первая статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Решение о реорганизации или самороспуске принимается съездом (конференцией) политической партии в соответствии с уставом политической партии. Одновременно с принятием такого решения съезд (конференция) политической партии принимает решение об использовании имущества и средств политической партии на уставные или благотворительные цели.
Решение о реорганизации или ликвидации (самороспуске) политической партии со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований не может быть отменено политической партией.
{Статья 23 дополнена частью третьей согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
{Название статьи 24 в редакции Закона N 835-VIII от 26.11.2015}
В случае невыполнения политической партией требования части седьмой статьи 11 настоящего Закона, выявленные в течение трех лет со дня регистрации политической партии недостоверных сведений в представленных на регистрацию документах, невыдвижения политической партией своих кандидатов по выборам Президента Украины и выборах народных депутатов Украины в течение десяти лет орган, зарегистрировал политическую партию, должен обратиться в суд с представлением об аннулировании регистрационного свидетельства. Другие основания для аннулирования регистрационного свидетельства не допускаются.
{Часть первая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
Решение суда об аннулировании регистрации политической партии влечет за собой прекращение деятельности политической партии, роспуск ее руководящих органов, областных, городских, районных организаций и первичных ячеек и других уставных образований, предусмотренных уставом партии, прекращение членства в политической партии, а также принятие центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, и его территориальными органами решений о прекращении п олитичнои партии и ее структурных образований соответственно.
{Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 731-VIII от 08.10.2015; в редакции Закона N 835-VIII от 26.11.2015}
В случае если в решении суда об аннулировании регистрации политической партии не назначена комиссия по прекращению (ликвидационная комиссия) политической партии, ее структурных образований, имеющих статус юридического лица, в решении о прекращении политической партии, ее структурных образований определяется как председатель комиссии по прекращению ( ликвидационной комиссии) политической партии, ее структурных образований руководитель органа управления или лицо, которое согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и грома ДСК формирований, имеет право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности, если иное не установлено решением суда.
{Статья 24 дополнена частью третьей согласно Закону N 835-VIII от 26.11.2015}
раздел VI
заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Принятие этого Закона не влечет за собой перерегистрацию политических партий.
{Положения пункта 3 раздела VI признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 2-рп / 2007 от 12.06.2007} 3. Политическим партиям не позднее чем через один год после проведения ближайших по времени после вступления в силу настоящего Закона выборов в Верховную Раду Украины осуществить необходимые меры с целью обеспечения выполнения требований этого Закона, внести необходимые уточнения в уставные документы и подать их в Министерство юстиции Украины.
4. Кабинету Министров Украины принять в пределах своей компетенции решения, вытекающие из настоящего Закона, внести предложения по приведению в соответствие с этим Законом законодательных актов.