Закон Украины Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (далее - страхование на случай безработицы) - система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает материальное обеспечение на случай безработицы по независящим от застрахованных лиц обстоятельств и предоставления социальных услуг за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

2) субъекты страхования на случай безработицы - застрахованные лица, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также члены их семей и другие лица, страхователи и страховщик;

{Пункт 3 статьи 1 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Пункт 4 статьи 1 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

5) страховщик - Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

6) объект страхования на случай безработицы - страховой случай, с наступлением которого у застрахованного лица (члена его семьи, другого лица) возникает право на получение материального обеспечения на случай безработицы и предоставления социальных услуг, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона;

{Пункт 7 статьи 1 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

8) страховой случай - это событие, по которой:

застрахованные лица потеряли заработную плату (денежное обеспечение) или другие предусмотренные законодательством Украины доходы вследствие потери работы по независящим от них обстоятельствам и зарегистрированы в установленном порядке в качестве безработных, готовы и способны приступить к подходящей работе и действительно ищут работу; {Абзац второй пункта 8 статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 799-VI от 25.12.2008}

застрахованные лица оказались в состоянии частичной безработицы;

9) потеря работы по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам - прекращение трудового договора в соответствии со статьей 36 (пункты 1, 2, 3), статьи 38 (в случае невозможности продолжения работы, а также невыполнение работодателем законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора) , статьи 39, статьи 40 (пункты 1, 2, 5, 6) Кодекса законов о труде Украины, а также по аналогичным основаниям, определенных другими законами, а для военнослужащих - увольнение со службы по уважительным причинам без права на пенсию (в свя связи с сокращением штатов или проведением портала ганизационных мероприятий, по состоянию здоровья, в связи с окончанием срока контракта, систематическим невыполнением условий контракта командованием, по семейным обстоятельствам или по другим уважительным причинам в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе);
{Пункт 9 статьи 1 в редакции Закона N 799-VI от 25.12.2008; дополнительно см. Решение Конституционного Суда N 9-рп / 2009 от 28.04.2009; с изменениями, внесенными согласно Законам N 1505-VI от 11.06.2009, N 5458-VI от 16.10.2012, N 889-VIII от 10.12.2015}

{Пункт 10 статьи 1 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

11) наемный работник - физическое лицо, работающее по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении и организации или у физического лица;

12) страховой стаж - период (срок), в течение которого лицо подлежит страхованию на случай безработицы и за который уплачены страховые взносы (им, работодателем)

13) страховой риск - обстоятельства, в результате которых лица могут потерять работу и нуждаются в материальной поддержке и социальных услуг согласно настоящему Закону; {Статья 1 дополнена пунктом 13 согласно Закону N 799-VI от 25.12.2008}

14) страховые взносы - средства отчислений на страхование на случай безработицы, уплаченные в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", средства единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направленные на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в соответствии с пропорциями, определенных законом; {Статья 1 дополнена пунктом 14 согласно Закону N 2464-VI от 08.07.2010}

15) минимальный страховой взнос - сумма средств, определяется расчетно как произведение размера минимальной заработной платы и размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленных законом, в месяц, за который начисляется заработная плата (доход). {Статья 1 дополнена пунктом 15 согласно Закону N 2464-VI от 08.07.2010}

Термины "застрахованное лицо", "страхователи" и "работодатели" употребляются в настоящем Законе в значении, приведенном в Законе Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование". {Статья 1 дополнена частью второй согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}



Статья 2. Принципы страхования на случай безработицы

Страхование на случай безработицы осуществляется по принципам:

предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;

обязательности страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на других основаниях, предусмотренных законом, и возможности добровольного страхования в случаях, предусмотренных законом; {Абзац третий статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 799-VI от 25.12.2008; в редакции Закона N 2464-VI от 08.07.2010, N 2148-VIII от 03.10.2017}

целевого использования средств страхования на случай безработицы;

солидарности и субсидирования;

обязательности финансирования Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы расходов, связанных с предоставлением материального обеспечения в случае безработицы и социальных услуг в объемах, предусмотренных настоящим Законом;

паритетности в управлении страхованием на случай безработицы государства, представителей застрахованных лиц и работодателей;

дифференциации размеров выплаты пособия по безработице в зависимости от страхового стажа и продолжительности безработицы;


{Абзац девятый статьи 2 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

  законодательного определения условий и порядка осуществления страхования на случай безработицы. 



Статья 3. Законодательство о страховании на случай безработицы

1. Законодательство о страховании на случай безработицы состоит из Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, настоящего Закона, Закона Украины "О занятости населения" и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхования на случай безработицы, а также международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о страховании на случай безработицы, то применяются нормы международного договора.

3. Нормативно-правовые акты по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы разрабатываются, регистрируются и применяются в соответствии с законодательством Украины.

4. По вопросам, регулируемым настоящим Законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица этих органов действуют исключительно на основаниях, в пределах и способом, предусмотренными законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании. 

Статья 4. Лица, которые подлежат страхованию на случай безработицы

1. Страхованию на случай безработицы подлежат лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), включая тех, которые проходят альтернативной (невоенной) службе, гражданско-правового договора или на других основаниях, предусмотренных законом, военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы) и другие лица, проходящие службу и получают денежное обеспечение (далее - военнослужащие), лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, физические лица - предприниматели, члены фермерского хозяйства, если они не принадлежат во к лицам, которые подлежат страхованию на других основаниях.

  {Часть вторую статьи 4 исключено на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  3. Лицам, которые подлежат страхованию на случай безработицы, выдается свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является единым для всех видов социального страхования.

Порядок выдачи и образец свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании утверждаются Кабинетом Министров Украины.


{Статья 5 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010} 



Статья 6. Право на материальное обеспечение на случай безработицы и социальные услуги

1. Право на материальное обеспечение на случай безработицы (далее - обеспечение) и социальные услуги имеют застрахованные лица.

2. Право на обеспечение и социальные услуги в соответствии с настоящим Законом имеет также молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, освободилась из срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и требующее содействие в трудоустройстве на первое рабочее место в случае регистрации в установленном порядке соответствующих лиц в качестве безработных. {Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 662-IV от 05.07.2012}

3. Члены личного крестьянского хозяйства, если они не являются наемными работниками, граждане Украины, которые работают за пределами Украины и не застрахованы в системе социального страхования на случай безработицы в стране, в которой они находятся, имеют право на обеспечение по данному Закону при условии уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

  {Часть четвертая статьи 6 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  5. Работающие пенсионеры в случае обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве имеют право на социальные услуги по поиску подходящей работы, переобучение и повышение квалификации, а также на информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством профилактические меры в соответствии со статьей 7- 1 этого Закона. {Статья 6 дополнена частью пятой по закону N 799-VI от 08.07.20 



Статья 7. Виды обеспечения и социальные услуги

1. Видами обеспечения по настоящему Закону являются:

пособие по безработице, в том числе одноразовой ее выплаты для организации безработным предпринимательской деятельности;

{Абзац третий части первой статьи 7 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Абзац четвертый части первой статьи 7 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Абзац пятый части первой статьи 7 исключен на основании Закона N 2505-IV от 25.03.2005}

пособие на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении.

2. Видами социальных услуг по настоящему Закону и Закону Украины "О занятости населения" являются:

профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации в профессионально-технических и высших учебных заведениях, в том числе в учебных заведениях государственной службы занятости, на предприятиях, в учреждениях, организациях;

профориентация;

поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем организации общественных работ для безработных в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины; {Абзац четвертый части второй статьи 7 в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

предоставление работодателям, которые трудоустраивают граждан, указанных в части первой статьи 14 Закона Украины "О занятости населения", компенсации в соответствии со статьей 26 Закона Украины "О занятости населения"; {Часть вторая статьи 7 дополнена новым абзацем согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}

предоставление работодателям - субъектам малого предпринимательства, трудоустраивают безработных, компенсации в соответствии со статьей 27 Закона Украины "О занятости населения"; {Часть вторая статьи 7 дополнена новым абзацем согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}

предоставление ваучера для поддержания конкурентоспособности некоторых категорий граждан путем переподготовки, специализации, повышения квалификации по профессиям и специальностям для приоритетных видов экономической деятельности в соответствии со статьей 30 Закона Украины "О занятости населения". {Часть вторая статьи 7 дополнена новым абзацем согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012; в редакции Закона N 245-VIII от 05.03.2015}

осуществление мер содействия занятости внутренне перемещенных лиц в соответствии со статьей 24-1 Закона Украины "О занятости населения"; {Часть вторая статьи 7 дополнена новым абзацем согласно Закону N 245-VIII от 05.03.2015}

информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.

В случае необходимости для прохождения профессиональной подготовки или переподготовки, повышения квалификации лицо:

направляется в учреждения здравоохранения для прохождения предварительного медицинского и наркологического осмотра в соответствии с законодательством;

обеспечивается местом проживания на период прохождения профессиональной подготовки или переподготовки, повышения квалификации и ему компенсируются расходы на проезд к месту прохождения обучения и обратно в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, по согласованию с правлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. {Часть вторая статьи 7 в редакции Закона N 107-VI от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10-рп / 2008 от 22.05.2008, N 799-VI от 25.12.2008}



Статья 7-1. Профилактика наступления страховых случаев

При возникновении страхового риска Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы может осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение наступления страховых случаев, в пределах средств, предусмотренных бюджетом Фонда на эти цели.

К профилактическим мероприятиям относятся:

финансирование расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предотвращения высвобождения временно переведены с их согласия на другую работу (до 6 месяцев в течение года) при условии сохранения за ними основного места работы;

финансирование расходов работодателя на профессиональную переподготовку или повышение квалификации работников, относительно которых есть угроза высвобождения в связи с реорганизацией или перепрофилированием предприятия, временным прекращением производства, при условии сохранения за работниками места работы;

другие профилактические меры, определенные правлением Фонда.

Порядок осуществления профилактических мероприятий, направленных на предотвращение наступления страховых случаев, утверждается правлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения.

В отношении лиц, получающих пособие по частичной безработице в соответствии со статьей 47 Закона Украины "О занятости населения", не применяются профилактические меры, определенные в части второй настоящей статьи.
{Часть четвертая статьи 7-1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012} {Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом N 799-VI от 25.12.2008}



Статья 8. Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы

1. Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее - Фонд) создается для управления страхованием на случай безработицы, аккумуляции страховых взносов, контроля за использованием средств, выплаты обеспечения и предоставления социальных услуг, осуществления других функций в соответствии с настоящим Законом и уставом Фонда. {Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2464-VI от 08.07.2010}
  2. Фонд является целевым централизованным страховым фондом, некоммерческой самоуправляющейся организацией. Государство является гарантом обеспечения застрахованных лиц и предоставления им соответствующих социальных услуг Фондом.

3. Деятельность Фонда регулируется Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, Законом Украины "О занятости населения", настоящим Законом, другими законами в сфере общеобязательного государственного социального страхования и уставом Фонда, который утверждается правлением Фонда. {Часть третья статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2464-VI от 08.07.2010}
  4. Фонд не может проводить какую-либо деятельность, кроме предусмотренной настоящим Законом и уставом Фонда.

5. Средства Фонда не включаются в состав Государственного бюджета Украины.

6. Все застрахованные лица являются членами Фонда. 

Статья 9. Устав Фонда

В уставе Фонда должны быть указаны:

наименование и местонахождение Фонда;

направления деятельности Фонда;

права, обязанности и ответственность Фонда;

органы управления Фондом, их права, обязанности и ответственность;

порядок принятия решений правлением Фонда; перечень вопросов, решения по которым принимаются правлением Фонда двумя третями от общего количества голосов и обязательным большинством голосов от каждой стороны;

порядок избрания, полномочия и ответственность председателя правления Фонда и его заместителей, основания и порядок лишения их полномочий;

права, обязанности и ответственность членов правления Фонда, порядок их назначения или избрания (делегирования), основания и порядок лишения их полномочий и отзыва, в том числе по решению органа государственного надзора;


{Абзац девятый статьи 9 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}
  {Абзац десятый статьи 9 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}
  {Абзац одиннадцатый статьи 9 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}
  {Абзац двенадцатый статьи 9 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}
  {Абзац тринадцатый статьи 9 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

  порядок внесения изменений в устав Фонда;

другие положения, касающиеся деятельности Фонда. 

Статья 10. Управление Фондом

1. Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

2. Управление Фондом осуществляет правление Фонда. В состав правления Фонда входят по 5 представителей от государства, застрахованных лиц и работодателей, которые выполняют свои обязанности на общественных началах. {Абзац первый части второй статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}

Представители государства назначаются Кабинетом Министров Украины. Представители застрахованных лиц и работодателей избираются (делегируются) репрезентативными на национальном уровне всеукраинскими объединениями профсоюзов и репрезентативными на национальном уровне всеукраинскими объединениями организаций работодателей. Порядок избрания (делегирования) таких представителей определяется сторонами социального диалога самостоятельно. {Абзац второй части второй статьи 10 в редакции Закона N 4719-VI от 17.05.2012}

3. Не может представлять сторону лицо, не являющееся гражданином Украины или имеет судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке, а также лицо, освобождена с последнего места работы по основаниям, предусмотренным статьей 37 , пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 40, статьями 41 и 45 Кодекса законов о труде Украины, а также по аналогичным основаниям, определенных другими законами.
{Часть третья статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 889-VIII от 10.12.2015}

4. Срок полномочий членов правления Фонда составляет шесть лет и заканчивается в день первого заседания нового состава правления Фонда.

Правление Фонда возглавляет председатель, который избирается из членов правления Фонда сроком на два года поочередно от представителей каждой стороны. Председатель правления Фонда имеет двух заместителей, которые вместе с председателем представляют стороны.

5. Правление Фонда проводит свои заседания в соответствии с утвержденным планом, но не реже одного раза в квартал.

Заседание правления Фонда является правомочным, если на нем присутствуют от каждой стороны не менее чем две трети ее представителей.

Решение правления Фонда считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов правления.

6. Функции исполнительной дирекции Фонда выполняет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, и его территориальные органы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Украины "О занятости населения" и настоящим Законом. Руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, входит в состав правления Фонда.
{Статья 10 дополнена частью шестой согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}

7. Решение правления Фонда, принятое в пределах его компетенции, является обязательным для выполнения, в том числе всеми страхователями и застрахованными лицами, оно касается. Решение правления Фонда оформляется постановлением. Постановление правления Фонда подлежат обязательному обнародованию на официальной веб-странице Фонда в течение пяти рабочих дней после их принятия.
{Статья 10 дополнена частью седьмой по закону N 870-VII от 11.03.2014}



Статья 11. Полномочия правления Фонда

1. Правление Фонда:

    определяет перспективные и текущие задачи Фонда;

    избирает председателя правления Фонда и его заместителей;

    утверждает устав Фонда;

вносит Министру - руководителю центрального органа исполнительной власти в сфере социальной политики в случае нарушения руководителем центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, или его заместителями законодательства обоснованное представление об увольнении;

одобряет проект годового бюджета фонда и представляет в установленном порядке центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, для внесения на утверждение Кабинета Министров Украины; {Абзац шестой статьи 11 в редакции Закона N 1621-VII от 31.07.2014}

заслушивает отчет об исполнении бюджета Фонда;

вносит центральному органу исполнительной власти в сфере социальной политики предложения по размеру части единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемых на страхование на случай безработицы;

решает другие вопросы в соответствии с уставом Фонда. {Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2505-IV от 05.07.2012}

  {Статью 12 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}
  Раздел III

НАДЗОР В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ


{Статью 13 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012} 

Статья 14. Государственный надзор в сфере страхования на случай безработицы

1. Государственный надзор в сфере страхования на случай безработицы осуществляют центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы.

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, осуществляет государственный надзор в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в части обеспечения соответствия действующему законодательству решений правления Фонда, в том числе согласование структуры органов этого Фонда , предельной численности работников, схем их должностных окладов, расходов на административно-хозяйственные расходы Фонда.

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы, вправе беспрепятственно осуществлять в административных помещениях рабочих органов исполнительной дирекции Фонда проверки по вопросам назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения, предусмотренных общеобязательным государственным социальным страхованием, из м ой соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц, знакомиться во время проверок информации, документами и материалами и получать от Фонда необходимые для выполнения полномочий копии или выписки из документов.

Должностные лица центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы, в случае выявления нарушений прав застрахованных лиц принимают меры в соответствии с определенными законом полномочий.
{Часть первая статьи 14 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012} {Изменения в части первой статьи 14 см. в Законе N 5067-VI от 05.07.2012}

2. Целью государственного надзора является контроль за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхования на случай безработицы.

3. Страхователи и страховщик обязаны предоставлять должностным лицам органа государственного надзора документы, необходимые для осуществления ими контроля.



Статья 15. Средства надзора

1. Если в результате действий со стороны страхователя или страховщика произошло нарушение законодательства, орган государственного надзора в сфере страхования на случай безработицы указывает на допущенные нарушения, устанавливает срок для их устранения. В случае если в течение этого срока страхователь или страховщик не устранит нарушения, незаконное решение отменяется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, с последующим возмещением убытков за счет страхователя или страховщика, допустивших нарушения. В двухнедельный срок страхователь или страховщик могут обжаловать решение органа государственного надзора в суд. {Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
  2. Орган государственного надзора может требовать созыва внеочередного заседания правления Фонда. Если это требование не выполняется, орган государственного надзора может сам созвать и провести заседание правления Фонда.


{Часть третья статьи 15 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

  4. По инициативе органа государственного надзора может назначаться проведение аудиторской проверки деятельности Фонда.

Раздел IV

СРЕДСТВА СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ 

Статья 16. Источники средств Фонда и их использование

1. Источниками формирования средств Фонда являются:

1) страховые взносы страхователей;

2) суммы финансовых санкций, примененных в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины "О занятости населения", других законов к предприятиям, учреждений, организаций и физических лиц - предпринимателей за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов и использования средств Фонда, несоблюдение законодательства о занятости населения , а также суммы административных штрафов, наложенных в соответствии с законом на должностных лиц и граждан за такие нарушения;

3) средства государственного бюджета, направляемых в Фонд в случаях, установленных законом;

4) доходы от размещения временно свободных средств, в том числе резерва средств Фонда;

5) благотворительные взносы предприятий, учреждений, организаций;

6) иные поступления в соответствии с законодательством Украины.

2. Средства бюджета Фонда используются на:

1) выплату обеспечения и предоставления социальных услуг, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 71 настоящего Закона;

2) осуществление мероприятий в соответствии с Законом Украины "О занятости населения";

3) возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию лиц, указанных в части второй статьи 20 настоящего Закона;

4) финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления, материальное и социально-бытовое обеспечение его работников; организацию работы правления Фонда, развитие и функционирование Единой информационно-аналитической системы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции;

5) формирование резерва средств Фонда.

3. Расходы бюджета Фонда по обеспечению выплаты помощи по безработице сохраняются. Финансирование этих расходов производится в первоочередном порядке.

4. К средствам страхования на случай безработицы применяется казначейское обслуживание в порядке, предусмотренном для обслуживания Государственного бюджета Украины.

5. В целях обеспечения финансовой стабильности Фонда формируется резерв средств.

Порядок формирования и использования резерва средств Фонда устанавливается Кабинетом Министров Украины.

{Часть шестая статьи 16 исключен на основании Закона N 922-VIII от 25.12.2015 - о введении в действие изменения см. пункт 1 раздела IX Закона N 922-VIII от 25.12.2015}

{Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2980-III от 17.01.2002, N 2664-IV от 16.06.2005 N 424-V от 01.12.2006, N 799-VI от 25.12.2008, N 2289-VI от 01.06.2010, N 2464-VI от 08.07.2010, N 3277-VI от 21.04.2011; в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}



Статья 17. Страховые взносы

{Название статьи 17 в редакции Закона N 2464-VI от 08.07.2010}
  1. Средства, поступающие на страхование на случай безработицы от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, должны обеспечивать: {Абзац первый части первой статьи 17 в редакции Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

1) выплату застрахованным лицам обеспечения и предоставления социальных услуг, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона;

2) создание резерва средств Фонда в размере суммы, необходимой для выплаты пособия по безработице в расчете не менее чем на пять календарных дней; {Пункт 2 части первой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3277-VI от 21.04.2011}

2-1) осуществление в соответствии с Законом Украины "О занятости населения" от 05.07.2012}

3) покрытие расходов Фонда в связи с:

возмещением Пенсионному фонду Украины затрат, связанных с досрочным выходом на пенсию лиц, указанных в части второй статьи 20 настоящего Закона;

финансированием расходов на содержание и обеспечение деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере управления, материальное и социально-бытовое обеспечение его работников; организацию работы правления Фонда, развитие и функционирование Единой информационно-аналитической системы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции; {Азац третий пункта 3 части первой статьи 17 в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

4) финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 71 настоящего Закона. {Часть первая статьи 17 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом N 799-VI от 25.12.2008}

2. На порядок использования Фондом средств, поступающих от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, бюджетное законодательство не распространяется.

На отношения в сфере осуществления контроля за своевременностью представления и достоверностью представленных работодателем сведений о получении средств Фонда и соблюдения порядка их использования не распространяется действие Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" от 21.04.2011}


{Часть статьи 17 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  {Часть статьи 17 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  {Часть статьи 17 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  {Часть статьи 17 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  {Часть статьи 17 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  {Статью 18 исключено на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  {Статью 19 исключено на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010} 



Статья 20. Отношения с целевыми страховыми фондами и органами исполнительной власти

{Название статьи 20 в редакции Закона N 884-VI от 15.01.2009}

1. Фонд в своей деятельности сотрудничает с другими страховыми фондами, осуществляющими общеобязательное государственное социальное страхование, в проведении мероприятий, связанных с выплатой обеспечения и предоставлением социальных услуг, и имеет право в каждом конкретном случае принимать совместные решения по финансированию этих мероприятий . {Абзац первый части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2464-VI от 08.07.2010}

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его территориальные органы, с целью реализации задач, возложенных на них в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины "О занятости населения", взаимодействуют с органами доходов и сборов, центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, другими центральными органами исполнительной власти, государственной пограничной службой Украины путем в мину соответствующей информацией о полученных лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве безработных, доходы от осуществления предпринимательской деятельности, работы за рубежом, выполнения работы по трудовому договору, в том числе по совместительству, выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовым договорам (договорам) , ведения личного крестьянского хозяйства, проведения других мероприятий по выполнению этого закона {Часть первая статьи 20 дополнена абзацем вторым согласно Закону N 884-VI от 15.01.2009; с изменениями, внесенными согласно Законам N 5067-VI от 05.07.2012, N 5462-VI от 16.10.2012, N 406-VII от 04.07.2013}
{Часть первая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 884-VI от 15.01.2009}

2. Выплата пенсий лицам, досрочно вышли на пенсию в соответствии с Законом Украины "О занятости населения", в период до достижения ими пенсионного возраста осуществляется в установленном законодательством Украины порядке Пенсионным фондом Украины за счет средств, возмещаемых Фондом.

раздел V

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ



Статья 21. Исчисление страхового стажа

1. Страховой стаж - период (срок), в течение которого лицо подлежало страхованию на случай безработицы и за который ежемесячно уплачены им и работодателем страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.

Период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, кроме пенсий (за исключением пенсии по инвалидности) и выплат по страхованию на случай безработицы, включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса.
{Часть первая статьи 21 в редакции Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

2. Страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а за периоды до введения - в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.
{Часть вторая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3483-IV от 23.02.2006; в редакции Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

3. Страховой стаж исчисляется в месяцах. Неполный месяц работы, если застрахованное лицо подлежало страхованию на случай безработицы или добровольно участвовала в системе страхования на случай безработицы, засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии, что сумма уплаченных за этот месяц страховых взносов не меньше минимального страхового взноса.

Если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше минимального страхового взноса, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления в порядке, определенном правлением Пенсионного фонда Украины, соответствующей доплаты к сумме страховых взносов таким образом, чтобы общая сумма уплаченных средств за соответствующий месяц была не меньше минимального страхового взноса.

В случае если указанная доплата не была осуществлена, в страховой стаж засчитывается период, определенный за каждый месяц уплаты страховых взносов по следующей формуле:

ТП = Св: В,

где ТП - продолжительность периода, который засчитывается в страховой стаж и определяется в месяцах;

Св - сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, уплаченного за соответствующий месяц;

В - минимальный размер страхового взноса за соответствующий месяц.

{Статья 21 дополнена новой частью согласно Закону N 2464-VI от 08.07.2010; в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

4. К страховому стажу приравнивается трудовой стаж, приобретенный работником за время работы на условиях трудового договора (контракта) до вступления в силу настоящего Закона, а также периоды, начиная с 1 января 2016 года, в течение которых лицо не подлежало страхованию в соответствии с настоящим Законом, но ней или работодателем за нее уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в соответствии с Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".
{Часть четвертая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2148-VIII от 03.10.2017}

5. Срок прохождения службы военнослужащими (кроме военнослужащих срочной службы) до введения страхования на случай безработицы для этой категории лиц приравнивается к страховому стажу в случае увольнения со службы по состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов или проведением организационных мероприятий без права на пенсию при условии регистрации в установленном порядке в государственной службе занятости в течение месяца - со дня взятия на учет в военном комиссариате, для других лиц - со дня увольнения.
{Статья 21 дополнена частью по закону N 799-VI от 25.12.2008}



Статья 22. Условия и продолжительность выплаты пособия по безработице

1. Право на пособие по безработице в зависимости от страхового стажа имеют застрахованные лица, признанные в установленном порядке безработными, страховой стаж которых в течение 12 месяцев, предшествовавших регистрации лица в качестве безработного, составляет не менее шести месяцев по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. {Абзац первый части первой статьи 22 редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

Право на пособие по безработице сохраняется в случае наступления перерыва страхового стажа по уважительным причинам, если лицо в течение месяца после окончания этого перерыва зарегистрировалось в установленном порядке в государственной службе занятости как безработная. Уважительными причинами являются:

обучение в профессионально-технических и высших учебных заведениях, клинической ординатуре, аспирантуре, докторантуре с дневной формой обучения;

срочная военная служба;

осуществление ухода неработающим трудоспособным лицом за лицом с инвалидностью I группы или ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет, а также за пенсионером, который по экспертным медицинским заключением нуждается в постоянном постороннем уходе;

периоды занятости на временно оккупированной территории Украины или в районах проведения антитеррористической операции и осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования не подтверждаются уплатой единого взноса;

другие уважительные причины, предусмотренные законодательством Украины.

2. Застрахованные лица, признанные в установлением порядке безработными, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших регистрации лица в качестве безработного, по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее шести месяцев или уволены с последнего места работы на основаниях, предусмотренных статьей 37, пунктами 3, 4, 7 и 8 статьи 40, статьями 41 и 45 Кодекса законов о труде Украины, а также по аналогичным основаниям, определенных другими законами, лица, указанные в части второй статьи 6 настоящего Закона, лица, ука ные в абзаце третьем части четвертой статьи 7 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц", имеют право на пособие по безработице в минимальном размере.
{Часть вторая статьи 22 в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012; с изменениями, внесенными согласно Законам N 245-VIII от 05.03.2015, N 889-VIII от 10.12.2015}

3. Пособие по безработице выплачивается с 8 дня после регистрации застрахованного лица в установленном порядке в государственной службе занятости.

4. Общая продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 360 календарных дней в течение двух лет, а для лиц, указанных в части второй статьи 6 настоящего Закона и абзаце третьем части четвертой статьи 7 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц", - 180 календарных дней. {Абзац первый части четвертой статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5067-VI от 05.07.2012, N 245-VIII от 05.03.2015}

Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 720 календарных дней.

5. В случае очередного признания в установленном порядке застрахованного лица безработным в пределах двух лет, в течение которых выплачивается пособие по безработице, продолжительность ее выплаты учитывается суммарно.

6 В случае изменения застрахованным места жительства выплата пособия по безработице продолжается после регистрации ее в установленном порядке в качестве безработного по новому месту жительства. {Часть шестая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1276-VI от 16.04.2009}

7. Пособие по безработице может выплачиваться единовременно для организации предпринимательской деятельности безработными, которые не могут быть трудоустроены в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы, кроме лиц, указанных в части второй статьи 6 настоящего Закона. Это пособие выплачивается лицам, которым исполнилось 18 лет, по их желанию.
{Часть седьмая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}

{Часть восьмая статьи 22 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Часть девятая статьи 22 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

10. Пособие по безработице выплачивается не реже чем два раза в месяц, а с согласия безработного - один раз в месяц в порядке, установленном в соответствии с частью седьмой статьи 23 настоящего Закона.
{Статья 22 дополнена частью десятой согласно Закону N 292-VIII от 07.04.2015}

11. Единовременная выплата помощи по безработице для организации безработным предпринимательской деятельности осуществляется в течение 14 дней после дня осуществления государственной регистрации юридического лица, физического лица - предпринимателя.
{Статья 22 дополнена частью одиннадцатой по закону N 292-VIII от 07.04.2015}



Статья 23. Размер пособия по безработице

1. Застрахованным лицам, указанным в части первой статьи 22 настоящего Закона, размер пособия по безработице определяется в процентах к их средней заработной платы (дохода), определенной в соответствии с порядком исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного Кабинетом Министров Украины, в зависимости от страхового стажа, но не менее минимального размера пособия по безработице, установленный правлением Фонда для этой категории лиц: {Абзац первый част ини первой статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VIII от 05.03.2015}

до 2 лет - 50 процентов;

от 2 до 6 лет - 55 процентов;

от 6 до 10 лет - 60 процентов;

свыше 10 лет - 70 процентов.

Пособие по безработице выплачивается в зависимости от продолжительности безработицы в процентах к определенному размеру:

первые 90 календарных дней - 100 процентов;

в течение следующих 90 календарных дней - 80 процентов;

в дальнейшем - 70 процентов.

2. Внутренне перемещенным лицам после поступления документов и сведений о страховом стаже, заработной плате (доходе) решения о назначении пособия по безработице пересматривается в соответствии с законодательством.
{Статья 23 дополнена новой частью согласно Закону N 245-VIII от 05.03.2015}

3. Пособие по безработице лицам, указанным в части второй статьи 22 настоящего Закона, выплачивается в минимальном размере, устанавливается правлением Фонда.
{Часть статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3483-IV от 23.02.2006; в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

4. Пособие по безработице лицам, которые уволились с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин, назначается в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, и ее выплата начинается с 91-го календарного дня.
{Часть статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 799-VI от 25.12.2008; дополнительно см. Решение Конституционного Суда N 9-рп / 2009 от 28.04.2009; с изменениями, внесенными согласно Закону N 1505-VI от 11.06.2009}

5. В среднемесячную заработную плату (доход) для исчисления пособия по безработице включаются все виды выплат, на которые начислялись страховые взносы, которые подтверждаются данными Единого государственного реестра застрахованных лиц Пенсионного фонда Украины.

Пособие по безработице не может превышать четырехкратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом.
{Часть статьи 23 в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

6. Единовременная выплата помощи по безработице для организации безработным предпринимательской деятельности осуществляется в размере пособия по безработице, начисленной в соответствии с настоящей статьей, в расчете на год.

7. Порядок предоставления помощи по безработице, в том числе одноразовой ее выплаты для организации безработным предпринимательской деятельности, устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, по согласованию с правлением Фонда.

{Статья 24 исключена на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Статья 25 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Статья 26 исключена на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Статья 27 исключена на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

{Статья 28 исключена на основании Закона N 2505-IV от 25.03.2005}



Статья 29. Помощь на погребение

1. Пособие на погребение в случае смерти безработного или лица, находящегося на его иждивении, выплачивается лицам, осуществлявшим погребение, в размере прожиточного минимума.

2. В случае смерти безработного, является лицом с инвалидностью, или лица, находившегося на его иждивении, по выбору лиц, осуществлявших погребение, выплачивается пособие на погребение по настоящему Закону или пособие на погребение или возмещение расходов на погребение по другим законодательным актам .

  {Статью 30 исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012} 



Статья 31. Прекращение, отсрочка выплат материального обеспечения на случай безработицы и сокращение их продолжительности

1. Выплата пособия по безработице прекращается в случае: (Абзац первый части первой статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2505-IV от 25.03.2005)

1) трудоустройство безработного;

2) восстановление безработного на работе по решению суда;

3) вступления в учебное заведение на обучение с отрывом от производства;

4) отчисления из учебного заведения; {Пункт 4 части первой статьи 31 в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

5) призыва на срочную военную или альтернативную (невоенную) службу;

6) вступления в законную силу приговора суда о лишении свободы безработного или направления его по решению суда на принудительное лечение;

7) назначение или получения права на назначение пенсии по возрасту, в том числе на льготных условиях, пенсии за выслугу лет или достижения лицом установленного законом пенсионного возраста; {Пункт 7 части первой статьи 31 в редакции Закона N 3483-IV от 23.02.2006}

8) назначение выплаты на основании документов, содержащих ложные сведения;

9) подачи письменного заявления о желании осуществлять уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

10) подачи письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости;

11) изменения места жительства; {Пункт 11 части первой статьи 31 в редакции Закона N 1276-VI от 16.04.2009}

12) истечения срока их выплаты;

13) снятие с учета за непосещение без уважительных причин государственной службы занятости 30 и более календарных дней

14) отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению государственной службы занятости, в том числе лиц, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности); {Часть первая статьи 31 дополнена пунктом согласно Закону N 799-VI от 25.12.2008}

15) отказа от работы по специальности, профессии, приобретенной после профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости; {Часть первая статьи 31 дополнена пунктом согласно Закону N 799-VI от 25.12.2008}

16) смерти безработного.

{Часть вторая статьи 31 исключен на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

3. Выплата пособия по безработице прекращается на период назначения безработной женщине пособия по беременности и родам, пособия по уходу безработным за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
{Часть третья статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2505-IV от 25.03.2005, N 5067-VI от 05.07.2012}

4. Выплата пособия по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации откладывается на срок, равный периоду, в течение которого застрахованному лицу в соответствии с законами предоставляется выходное пособие или другие выплаты при увольнении с предприятий, учреждений и организаций или окончании срока полномочий по выборной должности, которые обеспечивают частичную или временную компенсацию утраченного заработка.
{Часть четвертая статьи 31 в редакции Закона N 107-VI от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10-рп / 2008 от 22.05.2008, N 799-VI от 25.12.2008}

5. Продолжительность выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации сокращается на срок до 90 календарных дней в случае: (Абзац первый части пятой статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2505-IV от 25.03.2005)

1) увольнения с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин или по соглашению сторон (на 90 календарных дней); {Пункт 1 части пятой статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 799-VI от 25.12.2008}

2) увольнения с последнего места работы по основаниям, предусмотренным статьей 37, пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 40, статьями 41 и 45 Кодекса законов о труде Украины, а также по аналогичным основаниям, определенных другими законами, (на 90 календарных дней )
{Пункт 2 части пятой статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 889-VIII от 10.12.2015}

{Пункт 3 части пятой статьи 31 исключен на основании Закона N 799-VI от 25.12.2008}

4) сокрытие сведений о трудоустройстве на временную работу (в том числе за пределами Украины) или осуществления иной деятельности за вознаграждение в период получения пособия по безработице; {Пункт 4 части пятой статьи 31 в редакции Закона N 884-VI от 15.01.2009}

5) нарушения условий и срока регистрации и перерегистрации в качестве безработного, а также несоблюдения рекомендаций по содействию трудоустройству;

6) перерегистрации безработного, который был снят с учета за непосещение государственной службы занятости более 30 календарных дней без уважительных причин и не способствовал своему трудоустройству;

{Пункт 7 части пятой статьи 31 исключен на основании Закона N 799-VI от 25.12.2008}

8) прекращения без уважительных причин профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости.

раздел VI

ОБЕСПЕЧЕНИЕ незастрахованных лиц

{Статья 32 исключена на основании Закона N 799-VI от 25.12.2008}

{Статья 33 исключена на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

раздел VII

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ
Страхования на случай безработицы



Статья 34. Права, обязанности и ответственность Фонда

1. Фонд имеет право:

пользоваться в установленном порядке сведениями Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, необходимыми для обеспечения выполнения возложенных на него функций;

проверять достоверность сведений, представленных работодателем для получения средств Фонда, соблюдения порядка использования работодателем выделенных ему средств Фонда и останавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, выявления фактов предоставления им Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств Фонда ;

получать необходимые объяснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим в ходе проверки;

взимать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные законом за нарушение требований настоящего Закона;

взимать в соответствии с законом средства Фонда, выплаченные лицам, зарегистрированным в качестве безработных, в виде материального обеспечения на случай безработицы и потраченные на предоставление социальных услуг безработным в случае установления факта их получения на основании недостоверных сведений, представленных лицом;

взимать с работодателя сумму страховых средств и стоимость социальных услуг, предоставленных безработному в случае восстановления его на работе по решению суда, а также незаконно выплаченные безработному суммы материального обеспечения в случае несообщения работодателем Фонда о приеме его на работу;

требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физических лиц устранения выявленных фактов нарушения законодательства о страховании на случай безработицы. {Часть первая статьи 34 в редакции Закона N 2464-VI от 08.07.2010}
  2. Фонд обязан:


{Абзац второй части второй статьи 34 исключен на основании Закона N 2464-VI от 08.07.2010}

  выплачивать обеспечения и предоставлять социальные услуги, предусмотренные настоящим Законом;

принимать меры к рациональному использованию средств и обеспечения финансовой стабильности Фонда;

контролировать правильность расходов по страхованию на случай безработицы, предусмотренных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами по вопросам страхования на случай безработицы, правильность назначения работодателем и выплаты застрахованным лицам пособия по частичной безработице; {Абзац пятый части второй статьи 34 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2464-VI от 08.07.2010}

ежегодно составлять отчет о результатах своей деятельности и представлять его Кабинету Министров Украины;

информировать застрахованных лиц о результатах своей работы через средства массовой информации.

3. Бюджет Фонда, изменения в него, отчет об исполнении бюджета Фонда в разрезе статей расходов в течение пяти рабочих дней после их утверждения подлежат обязательному обнародованию на официальном веб-сайте Фонда и в течение двух недель обязательной публикации в официальных печатных изданиях Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. Информация о времени и месте публичного представления отчета обнародуется вместе с отчетом об исполнении бюджета Фонда. {Статья 34 дополнена частью по закону N 996-V от 11.03.2014}
  4. Фонд несет ответственность в соответствии с законодательством Украины за вред, причиненный лицам вследствие несвоевременного или неполного предоставления обеспечения, предусмотренного настоящим Законом. 

Статья 35. Права, обязанности и ответственность работодателя

1. Работодатель имеет право:

участвовать в управлении страхованием на случай безработицы через своих представителей в соответствии с настоящим Законом и уставом Фонда;

на судебную защиту своих прав.

2. Работодатель обязан:

1) при проверке правильности использования средств Фонда и достоверности представленных работодателем данных, указанных в пункте 2 настоящей части, предоставлять должностным лицам территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, необходимые документы и объяснения по вопросам , возникающие при проверке; {Подпункт 1 части второй статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}
  2) представляют центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в установленном порядке в соответствии с законодательством сведения о: {Абзац первый подпункта 2 части второй статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5067-VI от 05.07.2012}

прием на работу работников;

размер заработной платы и использования рабочего времени работников; {Абзац третий подпункта 2 части второй статьи 35 в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

выплату застрахованным лицам пособия по частичной безработице;

использование средств Фонда по другим определенным настоящим Законом направлениям. {Часть вторая статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3456-IV от 08.07.2010}
  3. Достоверность указанных в документах данных проверяется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции. В случае представления недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 части второй настоящей статьи, использование работодателем средств Фонда с нарушением установленного порядка работодатель добровольно или на основании решения суда должен возместить страховщику причиненный ущерб. {Абзац первый части третьей статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2464-VI от 05.07.2012}

Работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством за вред, причиненный застрахованным лицам в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, определенных частью второй настоящей статьи.

Работодателю запрещается совершать любые действия, которые могут привести к принятию им вместе с застрахованным лицом общего решения, которое может в дальнейшем помешать этому лицу или членам его семьи реализовать свое право на обеспечение и получение социальных услуг в соответствии с настоящим Законом.

4. С работодателя удерживаются:

сумма выплаченного обеспечения и стоимости предоставленных социальных услуг безработному в случае восстановления его на работе по решению суда;

незаконно выплачена безработному сумма обеспечения в случае несообщения о его приеме на работу;

незаконно полученная сумма пособия по частичной безработице. 

Статья 36. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц

1. Застрахованные лица имеют право принимать участие в управлении страхованием на случай безработицы через своих представителей в соответствии с настоящим Законом.

Застрахованные лица, которым выплачивается обеспечение и предоставляются социальные услуги по настоящему Закону, имеют право на судебную защиту своих прав.

2. Застрахованные лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве безработных, обязаны своевременно представлять сведения об обстоятельствах, влияющих на условия выплаты им обеспечения и предоставления социальных услуг.

В случае выезда лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве безработного, за пределы Украины с целью трудоустройства или осуществления иной деятельности, направленной на получение прибыли, такое лицо обязано сообщить об этом государственную службу занятости. {Часть вторая статьи 36 дополнена абзацем вторым согласно Закону N 884-VI от 15.01.2009}

3. Сумма выплаченного обеспечения и стоимости предоставленных социальных услуг застрахованному лицу вследствие умышленного невыполнения им своих обязанностей и злоупотребления ими взимается с этого лица в соответствии с законодательством Украины с момента возникновения обстоятельств, влияющих на условия выплаты ему обеспечения и предоставления социальных услуг.

В случае прекращения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости без уважительных причин или отказа работать по полученной профессии (специальности) с застрахованных лиц взыскивается сумма расходов на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации.

Если застрахованное лицо не осуществляло предпринимательскую деятельность в течение шести календарных месяцев со дня получения пособия по безработице единовременно для организации предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств, делающих невозможным осуществление предпринимательской деятельности), выплаченная сумма средств считается использованной им не по назначению и подлежит возврату в порядке, установленном центральными органами исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, государственной налоговой политики по согласованию с правлением Фонда. {Часть третья статьи 36 дополнена абзацем третьим согласно Закону N 107-VI от 22.05.2008}

4. Незастрахованные лица, которым выплачивается обеспечение и предоставляются социальные услуги по настоящему Закону, исполняют обязанности и несут ответственность, как и застрахованные лица. 

Статья 37. Выплата недополученной суммы материального обеспечения на случай безработицы в случае смерти безработного

1. Суммы материального обеспечения на случай безработицы, принадлежат безработному соответствии с настоящим Законом и остались недополученными в связи с его смертью, выплачиваются нетрудоспособным лицам, находившимся на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Такими нетрудоспособными лицами являются:

дети, не достигшие 18 лет, учащиеся и студенты (курсанты, слушатели, стажеры) очной формы обучения - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет;

один из родителей или жена (муж) умершего или другой член семьи, если он не работает и ухаживает за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 8 лет;

несовершеннолетние дети, на содержание которых умерший выплачивал или был обязан выплачивать алименты.

2. Родителям, жене (мужу), а также членам семьи, проживавшим вместе с безработным на день его смерти, сумма недополученных материального обеспечения на случай безработицы выплачивается и в том случае, если они не относятся к кругу нетрудоспособных лиц, находившихся на иждивении умершего.

3. В случае обращения нескольких лиц за надлежащей к выплате суммой материального обеспечения на случай безработицы она делится между ними поровну.

4. Выплата осуществляется в случае, если обращение за надлежащей к выплате суммой материального обеспечения на случай безработицы поступило не позднее 6 месяцев после смерти безработного. 

Статья 38. Ответственность за нарушение настоящего Закона

1. Работодатель несет ответственность за:

нарушение порядка использования средств Фонда, несвоевременное или неполное их возвращение;

несвоевременное представление или непредставление сведений, установленных настоящим Законом;

представление недостоверных сведений об использовании средств Фонда.

2. За нарушение порядка использования работодателем средств Фонда налагается штраф в размере предоставленной Фондом суммы, использованной с нарушением.

3. Своевременно не уплаченные финансовые санкции и административные штрафы взыскиваются со страхователя в доход Фонда в порядке, установленном законом. {Часть третья статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3277-VI от 21.04.2011}
  4. Срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины "О занятости населения", административных штрафов, а также других видов задолженности перед Фондом не применяется. {Часть четвертая статьи 38 в редакции Закона N 3277-VI от 21.04.2011}
  5. Право применять финансовые санкции и налагать административные штрафы от имени Фонда имеют руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его заместители, руководители территориальных органов и их заместители. {Часть пятая статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 08.07.20 

Статья 39. Решение споров

Споры, возникающие из правоотношений по настоящему Закону, решаются в судебном порядке.



Заключительные положения

Раздел VIII

Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2001 года, кроме статей 24-26, решение о введении которых принимается, исходя из экономических возможностей государства, ежегодно Верховной Радой Украины при утверждении размера страховых взносов.

2. До приведения законодательства Украины в соответствие с настоящим Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Установить, что:

функции исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, которые осуществлялись органами государственной службы занятости в соответствии с настоящим Законом, начиная с 2013 года возлагаются на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, и его территориальные органы; {Абзац второй пункта 3 раздела VIII в редакции Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы является правопреемником государственного фонда содействия занятости населения, ликвидируется;

организационную работу по формированию первого правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и наблюдательного совета, а также проведение их первых заседаний осуществляет Украинский координационный комитет содействия занятости населения, созданный в соответствии со статьей 17 Закона Украины "О занятости населения".


{Абзац пятый пункта 3 раздела VIII исключено на основании Закона N 5067-VI от 05.07.2012}

  3-1. Установить, что гражданам, которые проживают на территории Автономной Республики Крым и г.. Севастополя, социальные услуги и материальное обеспечение, предусмотренные настоящим Законом, осуществляется за счет средств, поступающих от плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, расположенных на территории Автономной Республики Крым и г.. Севастополя.

В случае возникновения дефицита средств для финансирования этих выплат такой дефицит покрывается за счет средств бюджета Автономной Республики Крым и бюджета г.. Севастополя. {Раздел VIII дополнен пунктом 3-1 в соответствии с Законом N 1166-VII от 27.03.2014}
  4. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить принятие актов, необходимых для реализации настоящего Закона;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.


Президент Украины Л.КУЧМА
м. Киев, 2 марта 2000
N 153