1. Настоящий Закон определяет цели, задачи, основания, виды пробации, правовой статус персонала органа пробации и субъектов пробации.
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) волонтер пробации - физическое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, уполномоченное органом пробации и волонтерской организацией на выполнение отдельных задач, связанных с пробации, на добровольной и безвозмездной основе;
2) досудебная доклад - письменная информация для суда, характеризующий обвиняемого;
3) надзор - мероприятия, осуществляемые органом пробации по месту жительства, работы и учебы осужденных с целью соблюдения обязанностей, определенных законом и возложенных на них судом;
4) орган пробации - центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере пробации;
5) персонал органа пробации - работники, которые в соответствии с полномочиями, определенными настоящим Законом и другими законами Украины, выполняют задачи пробации;
6) пробация - система надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда и в соответствии с законом к осужденным, выполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечение суда информацией, характеризующей обвиняемого;
7) пробацийна программа - программа, назначается по решению суда лицу, уволенному от отбывания наказания с испытанием, и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на коррекцию социального поведения или ее отдельных проявлений, формирование социально благоприятных изменений личности, возможно объективно проверить;
8) субъекты пробации - осужденные, в отношении которых по решению суда и в соответствии с законом применяются надзорные, социально-воспитательные мероприятия, и обвиняемые, в отношении которых органом пробации готовится досудебная доклад.
1. Правовую основу пробации и деятельности органа пробации составляют Конституция Украины, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Украины, настоящий Закон и иные законы Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
1. Целью пробации является обеспечение безопасности общества путем исправления осужденных, предупреждение совершения ими повторных уголовных правонарушений и обеспечения суда информацией, характеризующей обвиняемых, с целью принятия судом решения о мере их ответственности.
1. Пробация основывается на принципах:
справедливости;
законности;
неотвратимости исполнения наказаний;
соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
уважения к человеческому достоинству;
равенства перед законом;
дифференцированного и индивидуального подхода;
конфиденциальности;
беспристрастности;
взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.
1. Задачами пробации являются:
подготовка досудебных докладов в отношении обвиняемых;
осуществления надзора за осужденными к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ, лицами, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ, лицами, освобожденными от отбывания наказания с испытанием, освобожденными от отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет;
выполнения определенных видов наказаний, не связанных с лишением свободы;
направления осужденных к ограничению свободы для отбывания наказания в исправительных центров;
реализация пробацийних программ в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием;
проведение социально-воспитательной работы с осужденными;
осуществление мероприятий по подготовке лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, до увольнения;
реализация других мероприятий, направленных на исправление осужденных и предупреждение совершения ими повторных уголовных правонарушений.
1. При решении вопроса о применении к лицу пробации суд принимает во внимание характер совершенного уголовного преступления и социально-психологическую характеристику личности обвиняемого или осужденного, которую готовит персонал органа пробации или администрация учреждения исполнения наказаний.
2. Основанием для применения пробации являются:
письменный запрос суда в орган пробации о предоставлении досудебной докладе в отношении обвиняемого;
обвинительный приговор суда, которым лицо осуждено к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ;
обвинительный приговор суда, которым лицо осуждено к лишению свободы на определенный срок;
обвинительный приговор суда, которым лицо осуждено к ограничению свободы;
обвинительный приговор суда, которым лицо освобождено от отбывания наказания с испытанием;
решение суда о замене наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок наказанием в виде общественных работ или исправительных работ;
решение суда об освобождении от отбывания наказания беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет;
акт о помиловании, которым осужденному заменено наказание или неотбытая часть наказания наказанием в виде общественных работ или исправительных работ.
1. Видами пробации являются:
досудебная пробация;
наблюдательный пробация;
пенитенциарная пробация.
1. Досудебная пробация - это обеспечение суда формализованной информацией, характеризующей обвиняемого, с целью принятия судом решения о мере его ответственности.
2. Для подготовки досудебной докладе персонал органа пробации имеет право получать информацию об обвиняемом от предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов и от граждан.
3. Досудебная доклад о обвиняемого должна содержать:
социально-психологическую характеристику;
оценку рисков совершения повторного уголовного правонарушения;
вывод о возможности исправления без ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок.
4. Обвиняемому предоставляется возможность участвовать в подготовке досудебной докладе. Участие лица в подготовке досудебной доклада состоит в предоставлении персонала органа пробации информации, необходимой для подготовки такого доклада.
5. Порядок составления досудебной докладе утверждается центральным органом исполнительной власти, формирует государственную политику в сфере пробации.
1. Наблюдательный пробация - это осуществление надзорных и социально-воспитательных мероприятий в отношении осужденных к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ, лицам, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказание в виде общественных работ или исправительных работ, лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также направленн я осужденных к ограничению свободы для отбывания наказания в исправительных центров.
2. Порядок осуществления надзора и проведения социально-воспитательной работы с осужденными утверждается центральным органом исполнительной власти, формирует государственную политику в сфере пробации.
3. Орган пробации во время наблюдательного пробации реализует пробацийни программы в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием.
4. В реализации пробацийних программ могут привлекаться предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности.
5. Порядок разработки и реализации пробацийних программ определяется Кабинетом Министров Украины.
1. Пенитенциарная пробация - это подготовка лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, до увольнения с целью трудового и бытового устройства таких лиц после освобождения по избранному ими месту жительства.
2. Орган пробации совместно с государственными органами и органами местного самоуправления содействуют осужденным, готовятся к освобождению, в:
определении места жительства после освобождения;
устройстве в специализированные учреждения для освобожденных;
госпитализации в учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в стационарной медицинской помощи;
трудоустройстве трудоспособных лиц.
3. Порядок взаимодействия органа пробации и государственных органов при осуществлении мероприятий пенитенциарной пробации утверждается нормативно-правовыми актами центральных органов исполнительной власти, формирующих государственную политику в сфере пробации, в сфере социальной политики, в сфере здравоохранения, и Министерством внутренних дел Украины.
1. Пробация отношении несовершеннолетних - это пробация в отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Пробация осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних.
2. Пробация отношении несовершеннолетних направлена на обеспечение их нормального физического и психического развития, профилактику агрессивного поведения, мотивацию позитивных изменений личности и улучшения социальных отношений.
3. Досудебная доклад о обвиняемого несовершеннолетнего дополнительно должна содержать:
информацию о влиянии криминогенных факторов на поведение человека;
рекомендации по мерам, направленным на минимизацию риска повторного совершения несовершеннолетним уголовных правонарушений.
4. Пробация отношении несовершеннолетних осуществляется органом пробации совместно с органами и службами по делам детей, специальными учреждениями, осуществляющими их социальную защиту и профилактику правонарушений.
5. Орган пробации способствует привлечению осужденных к обучению и получению ими полного общего среднего образования.
6. Социально-воспитательная работа с осужденными несовершеннолетними может проводиться с привлечением родителей или их законных представителей.
7. Орган пробации совместно с центральным органом исполнительной власти, формирует государственную политику в сфере социальной политики, обеспечивает реализацию пробацийних программ в отношении несовершеннолетних лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием.
8. Пробация применяется к несовершеннолетним в соответствии с этим Законом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
1. Социально-воспитательная работа - это целенаправленная деятельность персонала органа пробации для достижения цели исправления осужденных.
2. Социально-воспитательная работа проводится по индивидуальному плану работы с осужденным с учетом оценки рисков повторного совершения уголовных преступлений и предусматривает дифференцированный подход при предоставлении консультативной, психологической и других видов помощи, содействие трудоустройству, привлечение к обучению, участие в воспитательных мероприятиях и социально полезной деятельности, проведение индивидуально-профилактической работы.
3. Меры социально-воспитательной работы вместе с мерами надзора включаются в индивидуальный план работы с осужденным.
4. Социально-воспитательную работу проводит персонал органа пробации со всеми категориями субъектов пробации, кроме лиц, в отношении которых готовится досудебная доклад, и осужденных к ограничению свободы, направляемых для отбывания наказания в исправительных центров.
1. Субъектами пробации являются:
обвиняемые, в отношении которых органом пробации готовится досудебная доклад;
лица, осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ;
лица, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ;
лица, освобожденные от отбывания наказания с испытанием;
освобождены от отбывания наказания беременным женщинам и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
лица, осужденные к ограничению свободы, направляемых для отбывания наказания в исправительных центров;
лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, в отношении которых принимаются меры по подготовке их к освобождению.
1. Субъекты пробации пользуются всеми правами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Украины, кроме ограничений, определенных законами Украины и установленных решением суда.
1. Субъекты пробации имеют право на:
участие в подготовке досудебной доклада;
участие в составлении индивидуального плана работы с осужденным;
разъяснения своих прав и обязанностей;
получение информации об условиях отбывания наказания и осуществления органом пробации надзора;
получения информации о возможной помощи и консультации;
участие в программах и мероприятиях, организуемых органом пробации;
соблюдение правового режима информации с ограниченным доступом;
обжалования решений, действий или бездействия персонала органа пробации.
1. Субъекты пробации обязаны:
выполнять установленные законом и возложенные на них решением суда обязанности;
не совершать правонарушений;
выполнять законные требования персонала органа пробации;
предоставлять достоверную информацию персонала органа пробации.
1. Орган пробации в пределах своих полномочий организует:
обеспечение суда досудебными докладами о обвиняемых;
осуществления надзора за осужденными;
исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ;
реализацию пробацийних программ в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием;
социально-воспитательную работу с осужденными;
подготовку к освобождению осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы и лишение свободы на определенный срок.
1. Права, обязанности, ответственность, правовая и социальная защита персонала органа пробации определяются Законом Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины" и настоящим Законом.
2. При осуществлении надзора персонал органа пробации имеет право:
находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с уведомлением об этом руководителя или уполномоченного им лица;
посещать субъектов пробации по месту жительства, работы или учебы;
вызвать субъектов пробации в орган пробации и получать от них устные или письменные объяснения.
3. Персоналу органа пробации бесплатно предоставляется в установленный им срок информация, необходимая для осуществления его полномочий.
4. Невыполнение законных требований персонала органа пробации влечет за собой ответственность, установленную законом.
1. Волонтерская деятельность, связанная с пробации, осуществляется в соответствии с Законом Украины "О волонтерской деятельности" с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.
2. Основной задачей волонтеров пробации является содействие органа пробации в осуществлении надзора за осужденными и проведении с ними социально-воспитательной работы.
3. Волонтеры пробации осуществляют свои полномочия под руководством персонала органа пробации.
4. Положение об организации деятельности волонтеров пробации утверждается центральным органом исполнительной власти, формирует государственную политику в сфере пробации.
1. Орган пробации при исполнении возложенных на него задач взаимодействует в установленном настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами порядке с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями.
1. Контроль за деятельностью органа пробации осуществляется в соответствии с законом.
1. Надзор за соблюдением законов органом пробации осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу.
2. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты Украины в связи с принятием настоящего Закона;
принять меры по приведению в соответствие с настоящим Законом подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечив вступления в силу одновременно с введением в действие настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
принять нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и принятие министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
принять другие меры для реализации этого Закона.