Зако Украины О бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем

бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений;

внутрихозяйственный (управленческий) учет - система сбора, обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием; {Абзац четвертый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

хозяйственная операция - действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия;

обязательства - задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды;

экономическая выгода - потенциальная возможность получения предприятием денежных средств от использования активов;

консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность предприятия, осуществляющего контроль, и предприятий, которые им контролируются, как единой экономической единицы; {Абзац восьмой части первой статьи 1 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета - нормативно-правовой акт, которым определяются принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности предприятиями (кроме предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности и национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе), разработанный на основе международных стандартов финансовой отчетности и законодательства Европейского Союза в сфере бухгал терского учета и утвержден центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета; {Абзац девятый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012; в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

учетная политика - совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности; {Абзац десятый части первой статьи 1 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

первичный документ - документ, содержащий сведения о хозяйственной операции; {Абзац одиннадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

финансовая отчетность - отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия; {Абзац двенадцатый части первой статьи 1 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

пользователи финансовой отчетности (далее - пользователи) - физические или юридические лица, которые нуждаются в информации о деятельности предприятия для принятия решений;

международные стандарты финансовой отчетности (далее - международные стандарты) - принятые Советом по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности; {Статья 1 дополнена абзацем четырнадцатым согласно Закону N 3332-VI от 12.05.2011}

расходы - уменьшение экономических выгод в виде уменьшения активов или увеличения обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками) {Статья 1 дополнена абзацем пятнадцатым по закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

доходы - увеличение экономических выгод в виде увеличения активов или уменьшения обязательств, которое приводит к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников); {Статья 1 дополнена абзацем шестнадцатым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

отчет о платежах в пользу государства - документ, содержащий детализированную информацию о налогах, сборы и другие платежи предприятий, подлежащие уплате в пользу государства в соответствии с законом, который подается предприятиями, осуществляющими деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляющим общественный интерес. К предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, относятся предприятия, которые осуществляют деятельность по геологическому изучению, в том числе опытно-промышленной разработки, месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения и / или добычи полезных ископаемых общегосударственного значения и / или выполнения работ (осуществление деятельности), предусмотренных соглашением о разделе продукции по полезных ископаемых общегосударственного значения и / или транспортировки по трубопроводам (в том числе с целью транзита) углеводородов и химических продуктов; {Статья 1 дополнена абзацем семнадцатым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

отчет об управлении - документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности; {Статья 1 дополнена абзацем восемнадцатым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

собственный капитал - разница между активами и обязательствами предприятия; {Статья 1 дополнена абзацем девятнадцатым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе - нормативно-правовой акт, которым определяются принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для распорядителей бюджетных средств, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, разработан на основе международных стандартов бухгалтерского учета для государственного сект ору и утвержден центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета; {Статья 1 дополнена абзацем двадцатым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

предприятия, представляющим общественный интерес, - предприятия - эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятий и малых предприятий) и предприятия, которые в соответствии с настоящим Законом принадлежат к крупным предприятиям;

таксономия финансовой отчетности - состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. Таксономия финансовой отчетности утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета; {Статья 1 дополнена абзацем двадцать вторым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - доход, который определяется путем вычитания из дохода от реализации продукции, товаров, работ, услуг (в том числе платежей от аренды объектов инвестиционной недвижимости) предоставленных скидок, стоимости возвращенных ранее проданных товаров, доходов, по договорам принадлежат комитентам (принципала и т.п.) и налогов и сборов. {Статья 1 дополнена абзацем двадцать третьим согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

Другие термины для целей настоящего Закона используются в значениях, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и международными стандартами финансовой отчетности, введенными в действие в соответствии с законодательством, в зависимости от того, какие из приведенных стандартов применяются предприятием.
{Статья 1 дополнена частью второй согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}



Статья 2. Сфера действия Закона

1. Настоящий Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее - предприятия), которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность, а также на операции по выполнению государственного и местных бюджетов и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства.
{Часть первая статьи 2 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

{Часть вторая статьи 2 исключена на основании Закона N 1707-III от 11.05.2000}

2. Для целей настоящего Закона предприятия (кроме бюджетных учреждений) могут принадлежать к микропредприятий, малых, средних или крупных предприятий.

Микропредприятия являются предприятия, показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов - до 350 000 евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 700 000 евро;

среднее количество работников - до 10 человек.

Малы предприятия, которые не соответствуют критериям микропредприятий и показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов - до 4 миллионов евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 8000000 евро;

среднее количество работников - до 50 человек.

Средними предприятия, которые не соответствуют критериям для малых предприятий и показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов - до 20000000 евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 40000000 евро;

среднее количество работников - до 250 человек.

Велики предприятия, которые не соответствуют критериям для средних предприятий и показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов - более 20000000 евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - более 40000000 евро;

среднее количество работников - более 250 человек.

Вновь предприятия при определении соответствия критериям применяют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности.

Если предприятие одной из приведенных категорий по показателям годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует этим критериям, оно относится к соответствующей категории предприятий.

Для определения соответствия критериям, установленным в евро, применяется официальный курс гривны относительно иностранных валют (средний за период), рассчитанный на основании курсов Национального банка, устанавливались для евро в течение соответствующего года.
{К статье 2 включено часть вторую согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

3. Субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.



Статья 3. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.
{Часть первая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

2. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

3. Предприятия, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.
{Статья 3 дополнена частью третьей согласно Закону N 2756-VI от 02.12.2010}



Статья 4. Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на следующих принципах:

полное освещение - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основе;

автономность - каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;

последовательность - постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, международными стандартами финансовой отчетности и национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, и должна быть обоснована и раскрыта в финансовой отчетности;

непрерывность - оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться и в дальнейшем;

начисления - доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

превалирование сущности над формой - операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляются в единой денежной единицы;

других принципах, определенных международными стандартами или национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, или национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе в зависимости от того, какие из приведенных стандартов применяются предприятием.
{Статья 4 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}



Статья 5. Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Украины. По требованию пользователей финансовая отчетность может быть дополнительно перечислено в иностранную валюту.
{Статья 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}



Раздел II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Статья 6. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине

1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляется с целью:

создание единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, обязательные для всех предприятий и гарантируют и защищают интересы пользователей;

совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета, утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, другие нормативно правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
{Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012; в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

3. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом и международными стандартами финансовой отчетности.
{Часть третья статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3024-VI от 15.02.2011}

{Часть четвертая статьи 6 исключен на основании Закона N 3614-VI от 07.07.2011}

5. Порядок ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности по соглашению о разделе продукции, в том числе валюта, а также перечень, формы, содержание, отчетный период, порядок составления и представления финансовой отчетности по соглашению о разделе продукции, определяются таким соглашением в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции".
{Статья 6 дополнена частью пятой по закону N 1807-III от 08.06.2000; в редакции Закона N 5406-VI от 02.10.2012}

6. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями имеют право разрабатывать на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета или национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе методические рекомендации по их применению по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета.
{Часть шестая статьи 6 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}



{Статья 7 исключен на основании Закона N 5463-VI (5463-17) от 16.10.2012}



Раздел III
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Статья 8. Организация бухгалтерского учета на предприятии

1. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

2. Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием, или владелец соответствии с законодательством и учредительными документами.
{Часть третья статьи 8 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

4. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно с соблюдением требований настоящего Закона избирает формы его организации: {Абзац первый части четвертой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или предприятием, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и / или аудиторской деятельности; {Абзац четвертый части четвертой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна публиковаться, и в бюджетных учреждениях. {Абзац пятый части четвертой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2457-VI от 08.07.2010}

Предприятие, представляющей общественный интерес, должно создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух человек. Положения настоящего абзаца не распространяется на негосударственные пенсионные фонды и институты совместного инвестирования. {Часть четвертая статьи 8 дополнен новым абзацем согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

Задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются Кабинетом Министров Украины. {Часть четвертая статьи 8 дополнена абзацем согласно Закону N 2457-VI от 08.07.2010}

5. Предприятие самостоятельно:

определяет по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами учетную политику предприятия; {Абзац второй части пятой статьи 8 в редакции Закона N 3332-VI от 12.05.2011}

выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовой отчетности предприятия;

определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов определена законодательством). {Часть пятая статьи 8 дополнена абзацем седьмым согласно Закону N 2756-VI от 02.12.2010}

6. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и представления к учету первичных документов.

7. Главный бухгалтер или лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета предприятия: {Абзац первый части седьмой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составления и представления в установленные сроки финансовой отчетности;

организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

участвует в оформлении материалов, связанных с недостатком и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;

обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия;

подает в установленном порядке и в случаях, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", информацию центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. {Часть седьмая статьи 8 дополнена абзацем шестым согласно Закону N 1702-VII от 14.10.2014}

Главным бухгалтером предприятия, представляющей общественный интерес, может быть назначено лицо, имеющее высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее трех лет, не непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности. {Часть седьмая статьи 8 дополнена абзацем седьмым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

Другие требования к главному бухгалтеру предприятия, представляющей общественный интерес, могут быть определены законом. {Часть седьмая статьи 8 дополнена абзацем восьмым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

8. Главный бухгалтер или лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета предприятия, не несет дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за представление центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, информации о финансовой операции, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим ос бам, и за другие действия, если он действовал в рамках выполнения Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".
{Статья 8 дополнена новой частью согласно Закону N 1702-VII от 14.10.2014; с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

9. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая образуется в соответствии с законодательством.



Статья 9. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета

{Название статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
{Часть первая статьи 9 в редакции Закона N 1724-VIII от 03.11.2016}

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны содержать следующие обязательные реквизиты: {Абзац первый части второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

название документа (формы);

дату составления; {Абзац третий части второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции. {Абзац седьмой части второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 675-VIII от 03.09.2015, N 1724-VIII от 03.11.2016}

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и ​​электронном документообороте. {Часть вторая статьи 9 дополнена абзацем восьмым согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

Несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не является основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, название предприятия , от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции и тому подобное. {Часть вторая статьи 9 дополнена абзацем девятым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

3. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на конец последнего дня каждого месяца. {Абзац второй части третьей статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

Права и обязанности сторон, возникающие по результатам осуществления хозяйственной операции, оформленной первичным документом в соответствии с требованиями настоящего Закона, не зависят от факта отражения ее в регистрах и на счетах бухгалтерского учета. {Часть третья статьи 9 дополнена абзацем третьим согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц, участвовавших в их составлении.

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета с использованием электронных средств обработки информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий , предусмотренных законами.
{Часть шестая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и ​​регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятым в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством. {Абзац второй части девятой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
{Часть девятая статьи 9 в редакции Закона N 2756-VI от 02.12.2010}



Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

2. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.

Раздел IV
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности

1. Предприятия обязаны составлять финансовую отчетность на основании данных бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность подписывается руководителем (собственником) предприятия или уполномоченным лицом в определенном законодательством порядке и бухгалтером или лицом, которое обеспечивает ведение бухгалтерского учета предприятия. В случае если бухгалтерский учет предприятия ведется предприятием, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и / или аудиторской деятельности, финансовую отчетность подписывают руководитель предприятия или уполномоченное лицо, а также руководитель предприятия, осуществляющего деятельность в сфере бухгалтерского учета и / или аудиторской деятельности, или уполномоченное им лицо. При этом ответственность предприятия, осуществляющего деятельность в сфере бухгалтерского учета и / или аудиторской деятельности, определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг.

Финансовую отчетность предприятия, представляющей общественный интерес, подписывают руководитель или уполномоченное лицо в установленном законодательством порядке и главный бухгалтер. Финансовая отчетность негосударственных пенсионных фондов и институтов совместного инвестирования подписывается в порядке, предусмотренном законодательством.

Ответственность за своевременное и в полном объеме представления и обнародования финансовой отчетности несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием, или владелец в соответствии с законодательством и учредительными документами.

2. Порядок и сроки представления финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности, отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства в органы государственной власти определяются Кабинетом Министров Украины, для банков - Национальным банком Украины.

3. Для микропредприятий, малых предприятий, предпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, которые обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам, устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

4. Состав и формы финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности, отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства предприятий (кроме банков), финансовой отчетности об исполнении бюджетов устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики.

5. Состав и формы финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и отчета об управлении банков устанавливаются Национальным банком Украины.

6. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность по международным стандартам составляются на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам.

7. Отчет об управлении подается вместе с финансовой отчетностью и консолидированной финансовой отчетности в порядке и сроки, установленные законом. В случае подачи предприятием консолидированной финансовой отчетности подается консолидированный отчет об управлении. От представления отчета об управлении освобождаются микропредприятия и малые предприятия. Средние предприятия имеют право не отражать в отчете об управлении нефинансовую информацию.
{Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2457-VI от 08.07.2010, N 3024-VI от 15.02.2011, N 5463-VI от 16.10.2012, N 652-VIII от 17.07.2015; в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}



Статья 12. Консолидированная финансовая отчетность

1. Предприятия, контролирующие другие предприятия (материнские компании), кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности.

Предприятия, контролируют другие предприятия (кроме предприятий, представляющих общественный интерес), могут не подавать консолидированной финансовой отчетности, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из следующих критериев:

балансовая стоимость активов - до 4 миллионов евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 8000000 евро;

среднее количество работников - до 50 человек.

2. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся субъекты государственного сектора экономики, и органы, осуществляющие управление имуществом субъектов коммунального сектора экономики, кроме собственной отчетности, составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность по предприятиям, которые относятся к сфере их управления.

3. Объединение предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность по предприятиям, которые входят в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством.

4. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, составляет консолидированную финансовую отчетность об общем имущественном состоянии и результатах деятельности субъектов государственного сектора и бюджетов.
{Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1707-III от 11.05.2000; в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}



Статья 12-1. Применение международных стандартов

1. Для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, изложенные на государственном языке и официально обнародованы на веб-странице центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета.
{Часть первая статьи 12-1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012; в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

2. Предприятия, представляющим общественный интерес, публичные акционерные общества, предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.

3. Предприятия, кроме тех, которые указаны в части второй настоящей статьи, самостоятельно определяют целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

4. Предприятия информируют в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики, о сложении ими финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам.
{Часть четвертая статьи 12-1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}

5. Предприятия, указанные в части второй настоящей статьи, составляют и подают финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность органам государственной власти и другим пользователям по их требованию в порядке, определенном настоящим Законом, на основе таксономии финансовой отчетности по международным стандартам в едином электронном формате, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета.
{Часть пятая статьи 12-1 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

6. Предприятия, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой по международным стандартам после оказания первой финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам, что признается в порядке, определенном международными стандартами.
{Статья 12-1 дополнена частью шестой согласно Закону N 2164-VIII (2164-19) от 05.10.2017} {Закон дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом N 3332-VI от 12.05.2011}



Статья 13. Отчетный период

1. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется по результатам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев. Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия финансовая отчетность может состоять других периоды.

Отчетный период для составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов определяется Бюджетным кодексом Украины.
{Часть первая статьи 13 в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

2. Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев.

3. Отчетным периодом ликвидируемого, является период с начала отчетного года до даты принятия решения о его ликвидации.



Статья 14. Представление и обнародование финансовой отчетности

1. Предприятия обязаны подавать финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они принадлежат, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Органам государственной власти и другим пользователям финансовая отчетность представляется в соответствии с законодательством.

2. Финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны, не является конфиденциальной информацией и не относится к информации с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законом. На финансовую отчетность не распространяется запрет на распространение статистической информации. Предприятия обязаны предоставлять копии финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом Украины "О доступе к публичной информации".

3. Предприятия, представляющим общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг), публичные акционерные общества, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях, обязаны не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) и другим способом в случаях, виз начен законодательством.

Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме).
{Абзац второй части третьей статьи 14 вступает в силу с 1 января 2019 - см. пункт 1 раздела II Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

Другие финансовые учреждения, относящихся к микропредприятий и малых предприятий, обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме).
{Абзац третий части третьей статьи 14 вступает в силу с 1 января 2019 - см. пункт 1 раздела II Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}

Предприятия обязаны обеспечивать доступность финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности для ознакомления юридических и физических лиц по месту нахождения этих предприятий.

4. Главные распорядители бюджетных средств обнародуют годовую финансовую отчетность, годовую консолидированную финансовую отчетность не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, путем размещения на своей веб-странице.

Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, обнародует годовую консолидированную финансовую отчетность об общем имущественном состоянии и результатах деятельности субъектов государственного сектора и бюджетов не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, на своей веб-странице.

5. В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законом, публикует его в течение 45 дней после утверждения.

6. Предприятия могут подавать уточненную финансовую отчетность и уточненную консолидированную финансовую отчетность на замену ранее поданного финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по результатам проведения аудиторской проверки, с целью исправления самостоятельно выявленных ошибок или по другим причинам. Представление и обнародование уточненной финансовой отчетности и уточненной консолидированной финансовой отчетности осуществляются в том же порядке, как и финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности, уточняются.
{Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3422-IV от 09.02.2006, N 3024-VI от 15.02.2011, N 3332-VI от 12.05.2011, N 4224-VI от 22.12.2011, N 1669-VII от 02.09.2014, N 1405-VIII от 02.06.2016, N 2019-VIII от 13.04.2017; в редакции Закона N 2164-VIII от 05.10.2017}



Статья 15. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине осуществляется соответствующими органами в пределах их полномочий, предусмотренных законами.



Заключительные положения

раздел V

Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2000 года.

Административные штрафы, которые могут быть наложены в соответствии с законами Украины на руководителей и других должностных лиц предприятий в связи с допущенными методологическими ошибками или арифметическими описками ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, связанными с введением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, применяются с 1 января 2001 года. (Пункт 1 дополнен абзацем согласно Закону N 1829-III (1829-14) от 22.06.2000)

2. Кабинету Министров Украины:

подготовить и подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить разработку министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, а также пересмотр и отмену их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.