Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в Украине и направлен на формирование полноценной жизненной среды, обеспечения при этом охраны окружающей природной окружения, рационального природопользования и сохранения культурного наследия.
Градостроительство (градостроительная деятельность) - это целенаправленная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, объединений граждан по созданию и поддержанию полноценной жизненной среды, которая включает прогнозирование развития населенных пунктов и территорий, планирование, застройку и другое использования территорий, проектирование, строительство объектов градостроительства, сооружение других объектов, реконструкцию исторических населенных пунктов при сохранении традиционного характера среди выше, реставрацию и реабилитацию объектов культурного наследия, создание инженерной и транспортной инфраструктуры.
{Статья 1 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
Главными направлениями градостроительной деятельности являются:
планирование, застройка и другое использование территорий; {Статья 2 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
разработка и реализация градостроительной документации и инвестиционных программ развития населенных пунктов и территорий; {Абзац третий статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
определение территорий, выбор, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд;
осуществление архитектурной деятельности; {Статья 2 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
размещение строительства жилищно-гражданских, производственных и других объектов, формирование градостроительных ансамблей и ландшафтных комплексов, зон отдыха и оздоровления населения;
создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктур территорий и населенных пунктов;
создание и ведение градостроительных кадастров населенных пунктов; {Статья 2 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
защита жизненной и природной среды от вредного воздействия техногенных и социально-бытовых факторов, опасных природных явлений;
сохранение памятников культурного наследия; {Абзац десятый статьи 2 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
развитие национальных и культурных традиций в архитектуре и градостроительстве;
обеспечение высоких архитектурно-планировочных, функциональных и конструктивных качеств объектов градостроительства, формирование и реконструкция градостроительных ансамблей, кварталов, районов и ландшафтных комплексов, зон отдыха и природных лечебных ресурсов; {Абзац статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
разработка правовых актов, государственных стандартов, норм и правил, связанных с градостроительством;
контроль за соблюдением градостроительного законодательства;
подготовка кадров для градостроительства, повышение их квалификации;
лицензирования видов хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины. {Статья 2 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 222-VIII от 02.03.2015; в редакции Закона N 1817-VIII от 17.01.2017}
При осуществлении градостроительной деятельности должны быть обеспечены:
разработка градостроительной документации, проектов конкретных объектов согласно исходным данным на проектирование, с соблюдением государственных стандартов, норм и правил; {Абзац второй статьи 5 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
размещение и строительство объектов в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительной документации и проектов этих объектов;
рациональное использование земель и территорий для градостроительных нужд, повышение эффективности застройки и другого использования земельных участков; {Статья 5 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
охрана культурного наследия, сохранения традиционного характера среды населенных пунктов; {Абзац пятый статьи 5 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
учета государственных и общественных интересов при планировании и застройке территорий; {Статья 5 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
учета законных интересов и требований владельцев или пользователей земельных участков и зданий, окружающих место строительства;
информирование через средства массовой информации граждан о планах перспективного развития территорий и населенных пунктов, размещения важных градостроительных объектов;
участие граждан, объединений граждан в обсуждении градостроительной документации, проектов отдельных объектов и внесение соответствующих предложений в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;
защита прав граждан и общественных организаций согласно законодательству. {Статья 5 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
Законодательство Украины о градостроительстве состоит из Конституции Украины, настоящего Закона, законов Украины "О регулировании градостроительной деятельности", "Об архитектурной деятельности" и других нормативно-правовых актов, издаваемых на их выполнение.
{Статья 6 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4220-VI от 22.12.2011}
Государственное регулирование в сфере градостроительства осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере градостроительства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам держа ного архитектурно-строительного контроля, другими органами в порядке, установленном законодательством. {Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2257-III от 08.02.2001, N 5459-VI (5459-17) от 16.10.2012}
Государственное регулирование в сфере градостроительства заключается в:
планировании территорий на общегосударственном, региональном и местном уровнях; {Статья 8 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
анализе состояния градостроительства, прогнозировании его развития;
подготовке, утверждении и реализации государственных, региональных и местных градостроительных программ, градостроительной документации; {Абзац четвертый статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2257-III от 08.02.2001, N 3038-VI от 17.02.2011}
координации взаимодействия субъектов градостроительной и архитектурной деятельности; {Абзац пятый статьи 8 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
предоставлении требований относительно учета государственных интересов при разработке градостроительной документации; {Статья 8 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
проведении экспертизы градостроительной документации и проектов конкретных объектов; {Абзац седьмой статьи 8 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4220-VI от 22.12.2011}
разработке и утверждении государственных стандартов, норм и правил;
контроле за соблюдением законодательства в сфере градостроительства, государственных стандартов и норм, требований исходных данных, утвержденной градостроительной документации и проектов конкретных объектов, рациональным использованием территориальных и материальных ресурсов при проектировании и строительстве; {Абзац девятый статьи 8 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
контроле за соблюдением требований по охране культурного наследия и сохранением традиционного характера среды населенных пунктов; {Статья 8 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
лицензировании видов хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины. {Абзац одиннадцатый статьи 8 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 222-VIII от 02.03.2015; в редакции Закона N 1817-VIII от 17.01.2017}
К компетенции Кабинета Министров Украины в сфере градостроительства относится:
определение порядка осуществления государственного контроля в градостроительстве; {Абзац второй части первой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
координация деятельности органов исполнительной власти в сфере градостроительства; {Абзац третий части первой статьи 9 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
обеспечение:
- реализации градостроительной политики Украины;
- разработки государственных, межгосударственных градостроительных программ и проектов; {Абзац шестой части первой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
- разработка Генеральной схемы территории Украины, схем планирования отдельных частей территории Украины; {Статья 9 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
- выполнение фундаментальных и приоритетных научно-исследовательских работ по вопросам градостроительства, сохранения традиционного характера среды населенных пунктов и научно-реставрационных работ; {Абзац восьмой части первой статьи 9 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
определение порядка:
- разработки и утверждения государственных стандартов, норм и правил в сфере градостроительства;
- лицензирование видов хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины; {Абзац одиннадцатый части первой статьи 9 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 222-VIII от 02.03.2015; в редакции Закона N 1817-VIII от 17.01.2017}
- установление порядка проведения экспертизы градостроительной документации и проектов конкретных объектов; {Абзац двенадцатый части первой статьи 9 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4220-VI от 22.12.2011}
установление порядка предоставления исходных данных для проектирования объектов градостроительства. {Часть первую статьи 9 дополнен абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
Кабинет Министров Украины решает и другие вопросы в сфере градостроительства в соответствии с законом.
{Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
К компетенции Автономной Республики Крым в сфере градостроительства относится:
обеспечение реализации государственной политики в сфере градостроительства на территории Автономной Республики Крым в пределах, определенных законодательством Украины; {Абзац второй части первой статьи 10 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
обеспечение разработки схемы планирования территории Автономной Республики Крым и ее отдельных частей; {Часть первая статьи 10 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
образования органов по вопросам градостроительства и архитектуры, руководство их деятельностью; {Абзац четвертый части первой статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
{Абзац пятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
организация разработки и проведения экспертизы, утверждение и реализация республиканских градостроительных программ, проектов строящихся за счет бюджета Автономной Республики Крым; {Абзац шестой части первой статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
определение территорий, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд;
{Абзац восьмой части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 222-VIII от 02.03.2015}
организация научно-исследовательских и других специальных видов работ по комплексному развитию территории Автономной Республики Крым; {Абзац девятый части первой статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
{Абзац десятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
организация проведения работ, связанных с принятием в эксплуатацию законченных строительством объектов в порядке, установленном законодательством;
организация охраны, реставрации и использования памятников архитектуры и градостроительства;
установление и изменение границ населенных пунктов в соответствии с законодательством по комплексному развитию территории Автономной Республики Крым; {Абзац тринадцатый части первой статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2257-III от 08.02.2001, N 5459-VI от 16.10.2012}
учета интересов соответствующих территориальных общин при решении вопросов планирования территорий на региональном уровне. {Часть первая статьи 10 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
Автономная Республика Крым решает и другие вопросы в сфере градостроительства, определенные законом.
{Часть вторая статьи 10 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
К компетенции областных и районных советов в сфере градостроительства на их территории относится:
определение территорий, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд в соответствии с законодательством;
обеспечение разработки и утверждения схем планирования территорий, градостроительных программ соответственно области или района; {Часть первая статьи 11 дополнена абзацем согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001}
утверждение региональных градостроительных программ;
{Абзац пятый части первой статьи 11 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
установление и изменение границ населенных пунктов.
К компетенции областного совета относится утверждение соответствующей градостроительной документации.
{Статья 11 дополнена частью по закону N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
Областные и районные советы решают и другие вопросы в сфере градостроительства в соответствии с законом.
{Часть третья статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
К компетенции сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства на соответствующей территории относится утверждение соответствии с законодательством местных программ, генеральных планов соответствующих населенных пунктов, планов зонирования территорий, а при отсутствии утвержденных в установленном законом порядке планов зонирования территории - детальных планов территорий.
{Часть вторая статьи 12 исключен на основании Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
Местные советы решают другие вопросы в сфере градостроительства в соответствии с законом, а также могут делегировать решение вопросов, относящихся к их компетенции, своим исполнительным органам или соответствующим местным государственным администрациям.
К компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства относятся:
утверждение детальных планов территорий при наличии утвержденных в установленном законом порядке планов зонирования территории;
определение территорий для градостроительных нужд;
внесение предложений по установлению и изменению границ населенных пунктов в соответствии с законом.
Вопрос в сфере градостроительства, отнесенные к компетенции сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов, могут рассматриваться на заседаниях общественных и архитектурно-градостроительных советов, образованных в соответствии с законодательством.
{Статья 12 дополнена частью пятой по закону N 1817-VIII от 17.01.2017} {Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2257-III от 08.02.2001; в редакции Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
К компетенции местных государственных администраций в сфере градостроительства относится принятие решений по:
реализации государственной политики в сфере градостроительства на соответствующей территории;
планирования территорий на соответствующем уровне;
подготовки предложений к программам социально-экономического развития соответствующей территории;
{Абзац пятый части первой статьи 13 исключен на основании Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
информирование населения о планах размещения важнейших градостроительных, промышленных, энергетических и транспортных комплексов;
обеспечение охраны культурного наследия;
мониторинга застройки и другого использования территорий.
В компетенцию областной государственной администрации относится принятие решений по:
содействие согласованию интересов территориальных общин в случае возникновения разногласий при решении вопросов планирования территорий на соответствующем уровне;
организации разработки и представления на утверждение соответствующих советов областных градостроительных программ, схем планирования территории области;
рассмотрения предложений по установлению и изменению границ сел, поселков и подготовка заключений по их утверждения;
{Абзац пятый части второй статьи 13 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
участия в проведении денежной оценки земель государственной собственности в населенных пунктах на территории области (кроме городов областного значения); {Абзац шестой части второй статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
организации подготовки комплексных заключений по инвестиционным градостроительных программ;
организации экспертизы градостроительной документации для территорий и населенных пунктов области (кроме городов Киева, Севастополя и областных центров) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
{Абзац девятый части второй статьи 13 исключен на основании Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
осуществления делегированных полномочий местных советов, связанных с принятием в эксплуатацию законченных строительством объектов в порядке, установленном законодательством.
К компетенции Киевской и Севастопольской городских государственных администраций относятся также организация разработки и экспертизы градостроительной документации, подготовка ее к утверждению, кроме случаев, предусмотренных законами.
Местные государственные администрации решают и другие вопросы в сфере градостроительной деятельности, определенные законом.
{Статья 13 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001} {Положения статьи 13 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 4-рп / 2009 от 03.02.2009}
К компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства относятся:
определение территории для градостроительных нужд согласно решению соответствующего совета; {Абзац второй части первой статьи 14 в редакции Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
установление в пределах своих полномочий на соответствующей территории режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность;
предоставление в соответствии с законом градостроительных условий и ограничений застройки земельных участков; {Абзац четвертый части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 509-VI от 16.09.2008, N 3038-VI от 17.02.2011}
обеспечение в установленном законодательством порядке разработки и представления на утверждение соответствующих советов местных градостроительных программ, генеральных планов, детальных планов, планов красных линий; {Абзац пятый части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
предоставление (получение, регистрация), отказ в выдаче или аннулировании (отмены) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, осуществления государственного архитектурно-строительного контроля в случаях и в соответствии с требованиями, установленными законом; {Абзац шестой части первой статьи 14 в редакции Закона N 320-VIII от 09.04.2015, N 1817-VIII от 17.01.2017}
организация охраны культурного наследия;
организация работ, связанных с созданием и ведением градостроительного кадастра населенных пунктов;
обеспечение в установленном законом порядке государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройки соответствующих территорий; остановки в случаях, предусмотренных законом, строительства, которое проводится с нарушением градостроительной документации и проектов отдельных объектов, а также может причинить вред окружающей среде;
осуществление контроля за обеспечением надежности и безопасности эксплуатации зданий и сооружений независимо от формы собственности в районах, подвергающихся воздействию опасных природных и техногенных явлений и процессов.
{Часть вторая статьи 14 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
Исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов решают и другие вопросы градостроительной деятельности, определенные законом.
{Статья 14 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
Компетенция центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере градостроительства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере градостроительства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля определяется в соответствии с законом.
{Часть первая статьи 15 в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
Компетенция органа по вопросам градостроительства и архитектуры Автономной Республики Крым определяется положением, которое утверждается Советом министров Автономной Республики Крым.
{Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Компетенция иных уполномоченных органов в сфере градостроительства определяется в соответствии с законом.
{Части третью - пятую статьи 15 заменено одной частью согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012} {Статья 15 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
Строительные нормы, государственные стандарты, нормы и правила устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, регламентирующих разработку и реализацию градостроительной документации, проектов конкретных объектов с учетом социальных, природно-климатических, гидрогеологических, экологических и других условий и направлены на обеспечение формирования полноценной жизненной среды и наилучших условий жизнедеятельности человека. {Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 509-VI от 16.09.2008}
Строительные нормы, государственные стандарты, нормы и правила планирования, застройки и другого использования территорий, проектирования и строительства объектов градостроительства разрабатываются и утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства, другими центральными органами исполнительной власти в порядке, определенном законом.
{Статья 16 дополнена частью по закону N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Финансирование работ по разработке строительных норм, государственных стандартов, норм и правил осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. {Статья 16 дополнена частью по закону N 2257-III от 08.02.2001}
{Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1704-VI от 05.11.2009}
Градостроительная документация - утвержденные текстовые и графические материалы, которыми регулируется планирование, застройка и другое использование территорий.
Градостроительная документация является основой для:
решение вопросов рационального использования территорий, регулирования расселения;
подготовки обоснованных предложений по установлению и изменению границ населенных пунктов;
подготовки исходных данных для разработки землеустроительной документации;
решение вопросов по размещению и проектированию нового строительства, осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства и благоустройства территорий;
решение вопросов об изъятии (выкупе), передачи (предоставления) земельных участков в собственность или пользование граждан и юридических лиц. {Абзац шестой части второй статьи 17 в редакции Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
Разработка градостроительной документации осуществляется проектными организациями, другими юридическими лицами, имеющими лицензии на выполнение соответствующих работ, которые выдаются в порядке, установленном законодательством.
Виды, состав, порядок разработки и утверждения градостроительной документации определяются законодательством. Порядок проведения экспертизы градостроительной документации определяется Кабинетом Министров Украины.
Изменения в градостроительной документации вносятся решением органа, который утвердил градостроительную документацию, по представлению соответствующего специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры.
{Статья 17 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
Реализация градостроительной документации заключается во внедрении решений соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления при планировании соответствующих территорий, комплексной застройке и реконструкции населенных пунктов, проектировании и строительстве объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, систем транспортного и инженерного обеспечения, упорядочении и благоустройстве территорий. {Часть первая статьи 18 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
{Часть вторая статьи 18 исключена на основании Закона N 509-VI от 16.09.2008}
{Часть третья статьи 18 исключена на основании Закона N 509-VI от 16.09.2008}
При разработке и реализации градостроительной документации субъекты градостроительной деятельности обязаны соблюдать основных задач и мероприятий по обеспечению устойчивого развития населенных пунктов и экологической безопасности территорий.
Устойчивое развитие населенных пунктов предусматривает социально, экономически и экологически сбалансированный их развитие, направленное на создание экономического потенциала, полноценной жизненной среды для современного и будущих поколений на основе рационального использования ресурсов, технологического переоснащения и реструктуризации предприятий, совершенствование социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной , инженерной инфраструктуры.
Экологическая безопасность территорий предусматривает соблюдение установленных природоохранным законодательством требований по охране окружающей природной среды, сохранения и рационального использования природных ресурсов, санитарно-гигиенических требований по охране здоровья человека, осуществление мер по нейтрализации, утилизации, уничтожения или переработки всех вредных веществ и отходов.
{Статья 19 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
Регулирование земельных отношений в градостроительстве осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Определение территорий для градостроительных нужд осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной документации с учетом планов земельно-хозяйственного устройства.
{Часть первая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Законам N 509-VI от 16.09.2008, N 3038-VI от 17.02.2011}
Земли, определенные для перспективного развития населенных пунктов, сооружения конкретных объектов, до времени их изъятия (выкупа) и предоставления для градостроительных нужд используются собственниками земли, землепользователями в соответствии с земельным законодательством.
Территориальные общины в лице сельских, поселковых, городских советов пользуются преимущественным правом выкупа земель, зданий и сооружений для градостроительных потребностей, определенных градостроительной документацией для общественных нужд.
{Часть третья статьи 21 в редакции Закона N 2257-III от 08.02.2001}
{Часть четвертая статьи 21 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
Определение территорий для градостроительных нужд осуществляются по согласованию уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры.
{Статья 21 дополнена частью по закону N 2257-III от 08.02.2001; с изменениями, внесенными согласно Законам N 3038-VI от 17.02.2011, N 5459-VI от 16.10.2012}
Государственный контроль в сфере градостроительства осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, органами местного самоуправления и другими уполномоченными на это государственными органами.
{Часть первая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Порядок осуществления государственного контроля в сфере градостроительства определяется законодательством.
Лица, виновные в:
несоблюдении государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве;
проектировании объектов с нарушением утвержденной в установленном порядке градостроительной документации;
выполнении строительных или реставрационных работ без разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта или с отклонением от него;
самовольном изменении архитектурного вида сооружения в процессе эксплуатации;
несоблюдении экологических и санитарно-гигиенических требований, установленных законодательством при проектировании, размещении и строительстве объектов;
принятии в эксплуатацию объектов, возведенных с нарушением законодательства, государственных стандартов, норм и правил;
предоставлении информации, не соответствует действительности, об условиях проектирования и строительства или в необоснованном отказе предоставить такую информацию, -
несут ответственность, предусмотренную законом. {Абзац девятый части первой статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Законами может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений градостроительного законодательства.
{Часть вторая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Споры по вопросам градостроительства решаются советами в пределах их полномочий, а также судом в соответствии с законодательством.
{Статья 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV от 15.05.2003}
Украина участвует в международном сотрудничестве по вопросам градостроительства в соответствии с законодательством Украины.
Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о градостроительстве, то применяются правила международного договора.
{Статья 28 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}