Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны земель с целью обеспечения их рационального использования, воспроизводства и повышения плодородия почв, других полезных свойств земли, сохранения экологических функций почвенного покрова и охраны окружающей среды.
Охрана земель - система правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд, защита от вредного антропогенного воздействия, воспроизводство и повышение плодородия почв, повышение продуктивности земель лесного фонда, обеспечения особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Примененные в настоящем Законе другие понятия и термины употребляются в таком значении:
агроландшафт - ландшафт, основу которого составляют сельскохозяйственные угодья и лесные насаждения, в частности лесополосы и другие защитные насаждения;
агрохимическое обследование почв - обязательное сплошное обследование сельскохозяйственных угодий с целью государственного контроля за изменением показателей плодородия и загрязнения почв;
предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ - максимально допустимое количество загрязняющих веществ в почвах, не вызывает негативных экологических последствий для их плодородия, общего состояния окружающей среды, качества сельскохозяйственной продукции и здоровья человека;
гумус - органическая составная часть почвы, которая образуется в процессе биохимического разложения растительных и животных остатков и формирует его плодородие;
почва - естественно-историческое органо-минеральное тело, образовавшееся на поверхности земной коры и является центром наибольшей концентрации питательных веществ, основой жизни и развития человечества благодаря наиболее ценных своему свойству - плодородия;
грунтовая масса - снятый плодородный слой почвы;
почвенное обследование - определение генетического строения и свойств почв, структуры почвенного покрова;
почвоутомление - нарушение биоэнергетического режима почв и резкое снижение урожайности сельскохозяйственных культур в результате их бессменного выращивания или частого возвращения на прежнее поле севооборота, что приводит к ухудшению качественного состояния почв, накопление в почвах специфических болезнетворных микроорганизмов и семян сорняков;
деградация почв - ухудшение полезных свойств и плодородия почвы в результате воздействия природных или антропогенных факторов;
деградация земель - естественное или антропогенное упрощение ландшафта, ухудшение состояния, состава, полезных свойств и функций земель и других органично связанных с землей природных компонентов;
загрязнения почв - накопление в почвах веществ, которые негативно влияют на их плодородие и другие полезные свойства;
земельные ресурсы - совокупный природный ресурс поверхности суши как пространственного базиса расселения и хозяйственной деятельности, основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве;
земля - поверхность суши с почвами, полезными ископаемыми и другими природными элементами, органично соединены и функционируют вместе с ней;
консервация земель - прекращение хозяйственного использования на определенный срок и заложенные или облесение деградированных и малопродуктивных земель, хозяйственное использование которых экологически и экономически неэффективным, а также техногенно загрязненных земельных участков, на которых невозможно получать экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих земельных участках опасным для их здоровья;
охрана почв - система правовых, организационных, технологических и других мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия и целостности почв, защиту от деградации, ведение сельскохозяйственного производства с соблюдением почвозащитных технологий и обеспечением экологической безопасности окружающей среды;
нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную и экологическую ценность из-за нарушения почвенного покрова в результате производственной деятельности человека или действия природных явлений;
природно-сельскохозяйственное, эколого-экономическое, противоэрозионное и другие виды районирования (зонирования) земель - это деление территории с учетом природных и агробиологических требований по выращиванию сельскохозяйственных культур, а также территорий, имеющих соответствующую сходство по определенным признакам;
плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, воздухе и тепле в достаточных количествах для их нормального развития, которые в совокупности является основным показателем качества почвы.
Объектом особой охраны государства являются все земли в пределах территории Украины.
Основными принципами государственной политики в сфере охраны земель являются:
обеспечение охраны земель как основного национального богатства украинского народа;
приоритет требований экологической безопасности в использовании земли как пространственного базиса, природного ресурса и основного средства производства;
возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства Украины об охране земель;
нормирование и планомерное ограничение влияния хозяйственной деятельности на земельные ресурсы;
сочетание мер экономического стимулирования и юридической ответственности в области охраны земель;
публичность в решении вопросов охраны земель, использовании средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов на охрану земель.
Правовое регулирование в сфере охраны земель осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, Земельного кодекса Украины, настоящего Закона, других нормативно-правовых актов, принимаемых в соответствии с ними.
Регулирования в области охраны земель осуществляют Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, а также специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в пределах полномочий, установленных законом.
Специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в области охраны земель являются:
центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений;
центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений;
центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе;
центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды;
центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды;
центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по обеспечению надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды.
К полномочиям Верховной Рады Украины в области охраны земель относятся:
определение основ государственной политики в области использования и охраны земель;
утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с Конституцией Украины.
К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым на территории республики в области охраны земель относятся:
обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
участие в реализации общегосударственных программ по использованию и охране земель;
утверждение и участие в реализации региональных (республиканских) программ использования и охраны земель, повышение плодородия почв;
координация деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в области охраны земель;
координация осуществления контроля за использованием и охраной земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям областных советов в сфере охраны земель относятся:
обеспечение реализации государственной политики по использованию и охране земель;
участие в реализации общегосударственных программ по использованию и охране земель на соответствующей территории;
утверждение и участие в реализации региональных программ по использованию и охране земель, повышение плодородия почв;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям Киевской и Севастопольской городских советов в области охраны земель на их территории относятся:
утверждение и участие в реализации целевых программ, схем и документации по землеустройству по охране земель;
участие в реализации общегосударственных программ по использованию и охране земель на их территории;
организация и осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности;
установления ограничений (обременений) в использовании, временный запрет (остановка) использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований законодательства в области охраны земель;
осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков;
экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель в соответствии с законом;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям районных советов в области охраны земель на территории района относятся:
обеспечение реализации государственной политики по использованию и охране земель;
участие в реализации региональных программ по использованию и охране земель, повышение плодородия почв;
координация деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, на территориальном уровне;
организация землеустройства и утверждение документации по землеустройству по охране земель в соответствии с законом;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
Полномочия районных в городах советов в области охраны земель определяют городские советы.
К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области охраны земель на территории сел, поселков, городов относятся:
разработка, утверждение и реализация целевых программ и документации по землеустройству по охране земель в соответствии с законом;
установления ограничений (обременений) в использовании, временный запрет (остановка) использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований законодательства в области охраны земель;
осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности;
экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель в соответствии с законом;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям Кабинета Министров Украины в области охраны земель относятся:
реализация государственной политики в области использования и охраны земель;
разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель;
разработка и утверждение в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов в области охраны земель;
установление порядка проведения мониторинга земель;
координация деятельности органов исполнительной власти в области охраны земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым на территории республики в области охраны земель относятся:
обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и республиканских программ в области охраны земель;
осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков;
координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
Совет министров Автономной Республики Крым осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через органы исполнительной власти Автономной Республики Крым.
К полномочиям местных государственных администраций в области охраны земель относятся:
обеспечение реализации государственной политики по использованию и охране земель;
участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ в области использования и охраны земель;
осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков;
координация осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель в соответствии с законом;
установления ограничений (обременений) в использовании, временный запрет (остановка) использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований законодательства в области охраны земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений в области охраны земель, относятся:
участие в реализации общегосударственных и региональных программ охраны земель;
осуществление мониторинга и охраны земель;
обеспечение проведения мониторинга почв и агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение осуществления природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионных и других видов районирования (зонирования) земель;
внедрение рекомендаций и мероприятий по обеспечению плодородия почв и применения агрохимикатов;
обеспечение подготовки и осуществления организационных, экономических, экологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану земель, защиту от вредного антропогенного воздействия, соблюдение режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, других территорий и объектов экосети ;
осуществление мероприятий по совершенствованию порядка ведения учета и подготовки отчетности по регулированию земельных отношений, использования и охраны земель, формирования экосети;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды в области охраны земель, относятся:
участие в разработке общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;
участие в подготовке нормативно-правовых актов в области охраны земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды в области охраны земель, относятся:
участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;
согласования проектов землеустройства по отводу земельных участков;
определение перечня земель, на которых применяется ограничение по выращиванию генетически модифицированных сортов растений;
участие в осуществлении природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионных и других видов районирования (зонирования) земель;
участие в разработке и осуществлении мероприятий по экономическому стимулированию использования и охраны земель;
осуществление международного сотрудничества по вопросам охраны земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды в области охраны земель, относятся:
осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства об использовании и охране земель по:
консервации деградированных и малопродуктивных земель;
сохранения водно-болотных угодий;
выполнения экологических требований при предоставлении в собственность и пользование, в том числе в аренду, земельных участков;
осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами;
соблюдение режима использования земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения, а также территорий, подлежащих особой охране;
соблюдения экологических нормативов по вопросам использования и охраны земель;
установления и использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдения режима использования их территорий;
ведения строительных, дноуглубительных работ, добычи песка и гравия, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда;
обращения в административный суд по применению мер реагирования в виде ограничения или приостановления (временно) или прекращении деятельности предприятий и объектов независимо от их подчинения и форм собственности в соответствии с законом, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об охране земель;
подачи исков о возмещении вреда и потерь, причиненных вследствие нарушения законодательства Украины об охране земель;
решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с законом.
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений в области охраны земель, относятся:
разработка общегосударственных и региональных программ воспроизводства плодородия почв;
обеспечение формирования государственной политики по использованию и охране земель;
организация разработки в установленном законом порядке стандартов, норм и правил по охране и повышению плодородия почв;
разработка рекомендаций и мероприятий по обеспечению плодородия почв и применения агрохимикатов;
разработка механизмов экономического стимулирования внедрения мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв;
утверждении порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о пестицидах и агрохимикаты в области растениеводства;
утверждении порядка получения документов, материалов и другой информации, необходимой для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
утверждении методических рекомендаций для сельскохозяйственных предприятий любой формы собственности по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, внедрение новейших ресурсо- энергосберегающих технологий и современных технических средств и оборудования;
решение других вопросов в области охраны плодородия почв в соответствии с законом.
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в области охраны земель, относятся:
1) осуществление государственного контроля по использованию и охране земель по:
ведением государственного учета и регистрации земель, достоверностью информации о наличии и использовании земель;
выполнением условий снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы при проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, своевременного проведения рекультивации нарушенных земель в объемах, предусмотренных рабочим проектом землеустройства;
соблюдением правил, установленного режима эксплуатации противоэрозионных, гидротехнических сооружений, сохранением защитных насаждений и межевых знаков;
размещением, проектированием, строительством и введением в действие объектов, которые негативно влияют или могут негативно повлиять на состояние земель;
осуществлением мероприятий, предусмотренных рабочими проектами землеустройства, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, засоления, солонцювання, высушивание, уплотнения и других процессов, приводящих к ухудшению состояния земель, а также по недопущению собственниками и пользователями земельных участков порчи земель путем их загрязнение химическими и радиоактивными веществами и сточными водами, засорение промышленными, бытовыми и другими отходами, зарастание кустарниками, мелколесьем и сорняками;
2) решение других вопросов в области охраны плодородия почв в соответствии с законом.
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, а за соблюдением требований законодательства об охране земель - центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора ( контроля) в сфере охраны окружающей природной среды.
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об охране земель осуществляет центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законом.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, проводит мониторинг плодородия почв и агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения.
Самоуправляемый контроль за использованием и охраной земель осуществляют сельские, поселковые, городские, районные и областные советы.
Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляют общественные инспекторы, которые назначаются соответствующими органами местного самоуправления, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, и действуют на основании положения, утвержденного центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах земельных отношений, охраны окружающей природной среды.
Система мероприятий в области охраны земель включает:
государственную комплексную систему наблюдений;
разработку общегосударственных и региональных (республиканских) программ использования и охраны земель, документации по землеустройству в области охраны земель;
создание экологической сети;
осуществления природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионных и других видов районирования (зонирования) земель;
экономическое стимулирование внедрения мероприятий по охране и использованию земель и повышения плодородия почв;
стандартизации и нормирования.
Государственная комплексная система наблюдений включает топографо-геодезические, картографические, грунтовые, агрохимические, радиологические и другие обследования и разведки состояния земель и почв, их мониторинг.
На базе данных государственной комплексной системы наблюдений формируются национальный, региональный и местный банки данных о состоянии земель и почв.
Общегосударственная программа использования и охраны земель разрабатывается в соответствии с программами экономического, научно-технического и социального развития Украины и охраны окружающей среды.
Общегосударственная программа использования и охраны земель определяет состав и объемы первоочередных и перспективных мероприятий по охране земель, а также объемы и источники ресурсного обеспечения выполнения работ по их реализации.
Региональные программы использования и охраны земель разрабатываются в соответствии с общегосударственной программы с учетом местных особенностей.
Выполнение общегосударственной и региональных программ использования и охраны земель обеспечивается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными законом.
Документацией по землеустройству в области охраны земель являются схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц и рабочие проекты землеустройства.
Состав документации по землеустройству в области охраны земель и порядок ее согласования и утверждения устанавливаются Земельным кодексом Украины и Законом Украины "О землеустройстве".
Владельцы земли и землепользователи обеспечивают выполнение мероприятий по охране земель и ограничений в использовании земель, предусмотренных документацией по землеустройству в области охраны земель.
Природно-сельскохозяйственное, эколого-экономическое, противоэрозионное и другие виды районирования (зонирования) земель включают:
разделение земель по целевому назначению с учетом природных условий, агробиологических требований сельскохозяйственных культур, развития хозяйственной деятельности и приоритета требований экологической безопасности;
установление требований по рациональному использованию земель в соответствии с района (зоны);
определение территорий, нуждающихся в особой защите от антропогенного воздействия;
установление в пределах отдельных зон необходимых видов экологических ограничений в использовании земель или почв с учетом их геоморфологических, природно-климатических, почвенных, противоэрозионных и других особенностей в соответствии с экологического района (зоны).
Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионных и других видов районирования (зонирования) земель определяет Кабинет Министров Украины.
Государство осуществляет экономическое стимулирование мероприятий по охране и использованию земель и повышения плодородия почв землевладельцами и землепользователями путем:
предоставление налоговых и кредитных льгот физическим и юридическим лицам, осуществляющим за собственные средства меры по защите земель от эрозии, повышения плодородия почв и другие меры, предусмотренные общегосударственными и региональными программами использования и охраны земель;
освобождения землевладельцев и землепользователей от платы за землю, за земельные участки, на которых выполняются работы по мелиорации, рекультивации, консервации земель и другие работы по охране земель на период временной консервации, строительства и сельскохозяйственного освоения земель в соответствии с утвержденной документацией по землеустройству;
компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям недополученной доли дохода вследствие консервации деградированных, малопродуктивных, а также техногенно загрязненных земель;
применение ускоренной амортизации основных фондов землеохранные и природоохранного назначения.
Компенсация расходов, понесенных землевладельцами и землепользователями на улучшение экологического состояния земель и повышения плодородия почв, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в соответствии с общегосударственными и региональных программ охраны земель.
Основанием для рассмотрения вопроса об экономическом стимулировании мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв является заявление или ходатайство землевладельцев и землепользователей в органы исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере охраны земель, по местонахождению земельного участка.
К заявлению или ходатайству прилагается заключение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, об улучшении экологического состояния земель и повышения плодородия почв по данным агрохимического паспорта земельного участка.
Порядок экономического стимулирования мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв устанавливает Кабинет Министров Украины.
Стандартизация и нормирование в области охраны земель заключаются в обеспечении экологической и санитарно-гигиенической безопасности граждан путем определения требований к качеству земель, плодородия почв и допустимой антропогенной нагрузки и хозяйственного освоения земель.
К нормативным документам по стандартизации в области охраны земель относятся:
термины, понятия классификации;
методы, методики и средства определения состава и свойств земель;
требования к сбору, учету, обработки, хранения, анализа информации о качестве земель, прогнозирования изменения плодородия почв;
требования по рациональному использованию и охране земель;
технические условия для процессов и услуг в сфере охраны земель;
метрологические нормы, правила, требования к организации работ;
другие нормативные документы по стандартизации в области охраны земель.
Нормативные документы в области охраны земель разрабатываются, утверждаются, проверяются и пересматриваются в порядке, установленном Законом Украины "О стандартизации".
В области охраны земель и воспроизводства плодородия почв устанавливаются следующие нормативы:
предельно допустимого загрязнения почв;
качественного состояния почв;
оптимального соотношения земельных угодий;
{Абзац пятый части первой статьи 30 исключен на основании Закона N 191-VIII от 12.02.2015}
показателей деградации земель и почв.
Нормативы в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв устанавливает Кабинет Министров Украины.
Нормативы предельно допустимого загрязнения почв определяются с целью установления критериев пригодности земель для использования их по целевому назначению.
Нормативам предельно допустимого загрязнения почв относятся:
предельно допустимые концентрации в почвах химических веществ, остаточных количеств пестицидов и агрохимикатов, тяжелых металлов и тому подобное;
максимально допустимые уровни загрязнения почв радиоактивными веществами.
Нормативы качественного состояния почв устанавливаются с целью предотвращения их истощения и используются для осуществления контроля за качественным состоянием почв.
Нормативы качественного состояния почв определяют уровень загрязнения, оптимальное содержание питательных веществ, физико-химические свойства и тому подобное.
Нормативы оптимального соотношения земельных угодий устанавливаются для предотвращения чрезмерного антропогенному воздействию на них, в том числе чрезмерной распаханности сельскохозяйственных угодий.
В нормативы оптимального соотношения земельных угодий относятся:
оптимальное соотношение земель сельскохозяйственного, природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного, рекреационного назначения, а также земель лесного и водного фондов;
оптимальное соотношение пашни и многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ, а также земель под полезащитные лесополосами в агроландшафтах.
Нормативы показателей деградации земель устанавливаются для каждой категории земель с целью предотвращения ухудшения их состояния и используются для осуществления контроля за использованием и охраной земель.
Нормативам показателей деградации земель относятся показатели предельно допустимого ухудшения состояния и свойств земельных ресурсов в результате антропогенного воздействия и негативных природных явлений, а также нормативы интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения.
Использование в сельскохозяйственном производстве сельскохозяйственной техники, удельное давление ходовых частей на почву которой превышает нормативы, запрещается.
Показатели интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются с учетом данных агрохимической паспортизации земель.
При установлении показателей интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения определяются сельскохозяйственные культуры, выращивание которых ограничивается или запрещается, а также технологии и отдельные агротехнические операции по их выращиванию.
Показатели интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения используются в процессе составления проектно-технологической документации на выращивание сельскохозяйственных культур.
Владельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, земельных участков при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны:
соблюдать требования земельного и природоохранного законодательства Украины;
проводить на земельных участках хозяйственную деятельность способами, которые не наносят вредного влияния на состояние земель и плодородие почв;
повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли на основе применения экологобезопасных технологий возделывания и техники, осуществление других мероприятий, которые уменьшают негативное воздействие на почвы, предотвращают безвозвратной потере гумуса, питательных элементов и т.д.;
придерживаться стандартов, нормативов при осуществлении противоэрозионных, агротехнических, агрохимических, мелиоративных и других мероприятий, связанных с охраной земель, сохранением и повышением плодородия почв;
предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления сведения о применении пестицидов и агрохимикатов;
содействовать систематическому проведению изыскательских, обследовательских, разведывательных работ по состоянию земель, динамикой плодородия почв;
своевременно информировать соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о состоянии, деградации и загрязнения земельных участков;
обеспечивать соблюдение установленного законодательством Украины режима использования земель, подлежащих особой охране;
обеспечивать использование земельных участков по целевому назначению и придерживаться установленных ограничений (обременений) на земельный участок;
обеспечивать защиту земель от эрозии, истощения, загрязнения, засорения, засоления, осолонцевания, подкисление, переувлажнение, подтопления, зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем;
принимать меры по предотвращению негативного и екологонебезпечному влияния на земельные участки и ликвидации последствий этого воздействия.
Охрана земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается на основе реализации комплекса мер по сохранению продуктивности сельскохозяйственных угодий, повышение их экологической устойчивости и плодородия почв, а также ограничения их изъятия (выкупа) для несельскохозяйственных нужд.
Изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения допускается только при условии обоснования целесообразности такого изменения в порядке, определенном законом.
В случае изъятия (выкупа) земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд обеспечивается приоритет максимального сохранения продуктивных земель.
Чересполосицы и конфигурация земельных участков, создают препятствия в эффективном их использовании и осуществлении природоохранных мероприятий, а также нарушают ландшафтную целостность территории, подлежат упорядочению соответствии с утвержденной документацией по землеустройству.
Защита земель сельскохозяйственного назначения от эрозии, селей, подтопления и других видов деградации осуществляется на основе реализации мероприятий, предусмотренных государственными и региональными программами, в соответствии со схемами землеустройства и технико-экономического обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц, рабочих проектов землеустройства.
Собственники и землепользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны проводить мероприятия по охране плодородия почв, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами Украины.
Использование земельных участков способами, приводящими к ухудшению их качества, запрещается.
На землях сельскохозяйственного назначения может быть ограничена деятельность по:
выращивания определенных сельскохозяйственных культур, применение отдельных технологий их выращивания или проведения отдельных агротехнических операций;
распашка сенокосов, пастбищ;
использования деградированных, малопродуктивных, а также техногенно загрязненных земельных участков;
необоснованно интенсивного использования земель.
С целью осуществления контроля за динамикой плодородия почв систематически проводится их агрохимическое обследование, выдаются агрохимические паспорта, в которых фиксируются начальные и текущие уровни обеспечения питательными веществами почв и уровне их загрязнения.
Данные агрохимической паспортизации земель используются в процессе регулирования земельных отношений при:
передачи в собственность или предоставлении в пользование, в том числе в аренду, земельного участка;
смене собственника земельного участка или землепользователя;
проведении денежной оценки земель;
определении размеров платы за землю;
осуществлении контроля за состоянием плодородия почв.
Форму агрохимического паспорта и порядок его ведения устанавливает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений.
Мелиорация земель осуществляется по проектам, утвержденным в установленном законодательством порядке.
Предприятия, учреждения и организации при проведении мелиорации земель обязаны осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение подтопления, заболачивания, засоления, загрязнения почв, ветровой и водной эрозии мелиорированных земель, их деградации, ухудшению состояния водных объектов.
Порядок осуществления строительства, эксплуатации и обеспечения экологической безопасности при проведении мелиорации земель устанавливается Законом Украины "О мелиорации земель".
Использование с целью удобрения почв осадков сточных вод, накапливающихся на водоочистных сооружениях, осуществляется с разрешения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
Применение осадков сточных вод не допускается на землях природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, землях водного фонда и других территориях, подлежащих особой охране, и на земельных участках, используемых для выпаса скота, выращивание овощей и фруктов, а также на земельных участках, где содержание любой из токсичных веществ превышает предельно допустимую концентрацию.
Ввоз на таможенную территорию Украины осадков сточных вод запрещается.
Применение пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с Законом Украины "О пестицидах и агрохимикаты".
При ведении лесного хозяйства лесопользователи, независимо от формы собственности и хозяйствования, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия почв, их надлежащий экологическое состояние в соответствии с требованиями законодательства Украины.
Заготовка древесины на склонах должна проводиться на основе экологобезопасных и почвозащитных технологий, которые сводят к минимуму разрушения почвенного покрова земельных участков.
При ведении водного хозяйства охрана земель водного фонда осуществляется путем ограничения антропогенного воздействия на них и соблюдения особого режима их использования в соответствии с законом.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации водохозяйственных объектов предусматриваются меры, направленные на предотвращение подтопления, заболачивания, засоления и загрязнения продуктивных земель, ухудшению качества почв.
Запрещается сброс сточных вод и вод, которые забираются из загрязненных источников, если в результате этого может произойти деградация и загрязнение почв опасными веществами.
Особенности использования земель водного фонда и водоохранных зон устанавливаются законом.
Охрана земель водного фонда, предоставленных для рыбохозяйственных целей, осуществляется путем принятия мер по предотвращению ухудшения водных живых ресурсов, а также затопление, подтопление и заболачивания продуктивных земель, прилегающих к водным объектам.
Осуществление мероприятий (проведение мелиоративных работ, внесения органических, минеральных удобрений и т.п.), направленных на сохранение и воспроизводство природной рыбопродуктивности земель, занятых ставкам, озерами и другими водными объектами, проводится с обязательным соблюдением требований природоохранного законодательства Украины.
При сооружении и эксплуатации линейных инженерных сооружений (дорог, трубопроводов, линий электропередачи и связи, а также других линейных инженерных сооружений) специально уполномоченные органы исполнительной власти в области охраны земель осуществляют постоянный контроль за состоянием почвенного покрова на этих и прилегающих к ним земельных участках .
Предприятия, учреждения и организации трубопроводного транспорта несут ответственность за загрязнение земель опасными веществами, которые транспортируются по трубопроводам, и возмещают ущерб, причиненный владельцам земельных участков и землепользователям, в том числе арендаторам, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Хозяйственная и иная деятельность, которая приводит к загрязнению земель и почв сверх установленных предельно допустимых концентраций опасных веществ, запрещается.
В случае выявления фактов загрязнения почв опасными веществами специально уполномоченные органы исполнительной власти в области охраны земель принимают меры к ограничению, временного запрета (остановки) или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, привлечения виновных к ответственности в соответствии с законом и проведение в установленном порядке работ по дезактивации, восстановления загрязненных земель, консервации угодий и определения режимов их дальнейшего использования.
Особенности режима и порядка использования загрязненных земель соглашаются с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
Нормативы предельно допустимых концентраций опасных веществ в почвах, а также перечень этих веществ устанавливает Кабинет Министров Украины.
При осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с хранением, обработкой, утилизацией и удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, обеспечиваются:
выполнение мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов и экологически безопасное обращение с ними;
максимальное сохранение почвенного покрова на основе выбранного оптимального варианта территориального размещения объектов обращения с отходами;
снятие плодородного слоя почвы, его складирование, хранение и использование при рекультивации земель, улучшении малопродуктивных земель и благоустройстве населенных пунктов;
предотвращения негативного воздействия объектов обращения с отходами, используемых для сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов на почвенный покров прилегающих территорий;
рекультивация земельных участков после ликвидации объектов обращения с отходами.
Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, деятельность которых связана с накоплением отходов, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специальные объекты, используемые для их сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения .
Запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов в подземных горизонтах, на территории городов и других населенных пунктов, на землях природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, может создавать опасность для окружающей природной среды и здоровья человека.
В районах возможного загрязнения земель опасными отходами, в том числе аварийными, выбросами от стационарных и передвижных источников по решению местной государственной администрации или органа местного самоуправления проводятся постоянные или периодические обследования химического состава почв с целью выявления и определения их негативного влияния на здоровье человека, а также отдельных видов природных ресурсов и окружающей среды в целом.
Размещение, сбора, хранения, обработки, утилизации и удаления, обезвреживания и захоронения отходов осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины "Об отходах".
Использование ерозийно- и оползнеопасных земельных участков разрешается при условии принятия мер по их противоэрозионной и противооползневого защиты, предусмотренных законодательством Украины.
С целью защиты земель от эрозии и оползней в землеустроительной, градостроительной и иной документации предусматриваются мероприятия по обеспечению противоэрозионной и противооползневой устойчивости территории.
Запрещается распашка склонов крутизной более 7 градусов (кроме участков для заложенные, облесение и осуществления почвозащитных мероприятий). На склонах крутизной от 3 до 7 градусов ограничивается размещение пропашных культур, черного пара и тому подобное.
Владельцы земельных участков и землепользователи, в том числе арендаторы, обязаны осуществлять ґрунтоохоронни меры с целью предотвращения ухудшения их качественного состояния и качественного состояния смежных земельных участков и окружающей среды в целом.
Территориальное развитие жилищной и общественной застройки в пределах населенных пунктов, а также сооружение объектов инженерно-транспортной инфраструктуры осуществляются с учетом требований рационального использования земель.
Размещение и строительство объектов жилищно-коммунального, промышленного, транспортного, иного назначения осуществляются в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительной документации и проектов этих объектов.
Застройка земельных участков, предоставляемых для градостроительных нужд, осуществляется после возникновения права собственности или пользования, в том числе на условиях аренды, земельным участком в порядке, предусмотренном законом.
Определение территорий и выбор земель для градостроительных потребностей и сооружения конкретных объектов осуществляются на основании утвержденной градостроительной документации, документации по землеустройству, схем планирования территорий преимущественно на землях несельскохозяйственного назначения.
При осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются мероприятия по:
максимального сохранения площади земельных участков с грунтовым и растительным покровом;
снятие и складирование в определенных местах плодородного слоя почвы с последующим использованием его для улучшения малопродуктивных угодий, рекультивации земель и благоустройству населенных пунктов и промышленных зон;
недопущения нарушения гидрологического режима земельных участков;
соблюдение экологических требований, установленных законодательством Украины, при проектировании, размещении и строительстве объектов.
Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для градостроительных нужд осуществляются с учетом необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных и лесных угодий и почвенного покрова в установленном законом порядке.
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в действие новых и реконструированных объектов, применении новых технических средств и технологий, которые оказывают негативное влияние на экологическое состояние, предусматриваются меры по предотвращению опасных экологическим и санитарно-гигиеническим последствиям, рационального использования и охраны земель.
Размещение объектов, которые оказывают негативное влияние на экологическое состояние и качество земельных ресурсов, проводится с учетом результатов интегральной оценки этого воздействия и разработки соответствующих мер по предотвращению опасным экологическим и санитарно-гигиеническим последствиям и рационального использования и охраны земель только после проведения оценки воздействия на окружающей среды в порядке, определенном законом.
Охрана земель оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного и другого природоохранного назначения осуществляется путем включения этих земель в состав экологической сети, ограничения их изъятия (выкупа) для других нужд и ограничения антропогенного воздействия на такие земли.
Порядок использования земель оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного и другого природоохранного назначения и создания экологической сети устанавливается законом.
Консервации подлежат деградированные и малопродуктивные земли, хозяйственное использование которых экологически опасным и экономически неэффективным, а также техногенно загрязненные земельные участки, на которых невозможно получить экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих земельных участках опасно для их здоровья.
Консервация земель осуществляется по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления на основании договоров с собственниками земельных участков.
Основанием для принятия решений о консервации земель является представление органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель.
Порядок консервации земель устанавливается законодательством Украины.
Рекультивации подлежат земли, претерпевшие изменения в структуре рельефа, экологическом состоянии почв и материнских пород и в гидрологическом режиме вследствие проведения горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ.
При проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, отделенная почвенная масса подлежит снятию, складированию, хранению и переносу на нарушенные или малопродуктивные земельные участки в соответствии с рабочих проектов землеустройства.
При снятии почвенного покрова осуществляется послойное снятие и раздельное складирование верхнего, наиболее плодородного слоя почвы, и других слоев почвы в соответствии со структурой почвенного профиля, а также материнской породы.
Объем почвенной массы, подлежащей снятию и раздельному складированию, определяется в рабочих проектах землеустройства.
Рекультивация земельных участков осуществляется путем послойного нанесения на малопродуктивные земельные участки или участки без почвенного покрова снятой почвенной массы, а в случае необходимости - и материнской породы в порядке, обеспечивает наибольшую производительность рекультивированных земель.
Работы по снятию, складирование, хранение и нанесение почвенного массы на нарушенные земельные участки осуществляются за счет физических и юридических лиц, по инициативе или вине которых нарушены почвенный покров, а работы по нанесению снятой почвенной массы на малопродуктивные земли осуществляются по желанию собственников или землепользователей, в том числе арендаторов, этих земельных участков за их счет.
Вывоз почвенной массы за пределы территории Украины, кроме образцов для проведения научных исследований, запрещается.
Мониторинг земель и почв проводится с целью своевременного выявления изменения состояния земель и свойств почв, оценки осуществления мероприятий по охране земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, предупреждения воздействия негативных процессов и ликвидации последствий этого воздействия.
В зависимости от целей наблюдений и охвата территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным.
Для ведения мониторинга земель на национальном уровне решению центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах земельных отношений, охраны окружающей среды, на всей территории Украины создается сеть исследовательских земельных участков и участков с эталонными почвами с целью проведения на них необходимых наблюдений, измерений и обследований экологического состояния земель, изменения показателей полезных свойств почв под влиянием хозяйственной и других видов деятельности.
Ведение мониторинга земель осуществляют центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, с участием центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Полученная информация направляется органам исполнительной власти и органам местного самоуправления для разработки научно обоснованных рекомендаций и своевременного принятия решений по улучшению охраны земель, предотвращение негативных изменений их состояния и соблюдения требований экологической безопасности.
С целью своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов ведется мониторинг почв на землях сельскохозяйственного назначения.
Мониторинг почв на землях сельскохозяйственного назначения включает:
агрохимическое обследование почв;
контроль изменений качественного состояния почв;
агрохимической паспортизации земельных участков.
Агрохимическая паспортизация пахотных земель осуществляется через каждые 5 лет, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений - через каждые 5-10 лет.
Сплошное почвенное обследование проводится через каждые 20 лет.
Мониторинг почв на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
Порядок проведения мониторинга земель устанавливает Кабинет Министров Украины.
Финансирование мероприятий по охране земель и почв осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, в том числе средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, от платы за землю, а также средств землевладельцев и землепользователей и других источников, не запрещенных законом.
Расходы Государственного бюджета Украины на финансирование мероприятий по охране земель и почв определяются отдельной строкой.
За счет Государственного бюджета Украины осуществляются:
реализация мероприятий, предусмотренных общегосударственными программами использования и охраны земель и повышения плодородия почв;
выполнение мероприятий, направленных на устранение причин и последствий негативного воздействия на земельные ресурсы и почвы вследствие стихийного бедствия или при невозможности установления виновных в этом физических и юридических лиц, и рекультивация земель, нарушенных в период до 1990 года;
строительство и реконструкция противоэрозионных, гидротехнических и противооползневых сооружений, мелиоративных систем в соответствии с законом;
создание новых и реконструкция существующих защитных лесонасаждений;
проведение систематических обследований земель и почв;
выполнение мероприятий по утилизации или уничтожения (обезвреживания) неузнаваемых и непригодных к использованию химических препаратов;
экономическое стимулирование внедрения мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв в соответствии с общегосударственными программами;
осуществление других мероприятий по охране земель.
За счет местных бюджетов осуществляются:
реализация мероприятий региональных программ использования и охраны земель;
освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных нужд;
улучшение сельскохозяйственных и лесохозяйственных угодий;
выполнение работ по восстановлению земель, если это произошло не по вине владельцев и пользователей земельных участков;
строительство и реконструкция противоэрозионных, гидротехнических и противооползневых сооружений, мелиоративных систем в соответствии с законом;
реализация мероприятий по охране земель вокруг объектов обращения с отходами, используемых для их сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов, находящихся в собственности территориальных общин;
экономическое стимулирование внедрения мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв в соответствии с региональными программами;
осуществление других мероприятий по охране земель.
За счет средств землевладельцев и землепользователей осуществляются:
организационно-хозяйственные, организационные и технологические противоэрозионные мероприятия на их земельных участках;
мероприятия по охране земель, сохранения и повышения плодородия почв;
проведение подготовительных работ и составление рабочих проектов землеустройства;
мероприятия по восстановлению состояния эродированных, деградированных и нарушенных по их вине земель и органично сочетающихся с ними других природных ресурсов и объектов окружающей среды, предотвращение зарастания сельскохозяйственных угодий сорняками, кустарниками и мелколесьем.
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства Украины об охране земель, несут ответственность согласно закону.
Применение мер дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных от возмещения вреда, причиненного земельным ресурсам.
Вред, причиненный вследствие нарушения законодательства Украины об охране земель, подлежит возмещению в полном объеме.
раздел IX
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.
3. В течение года со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов Украины об утверждении Общегосударственной программы использования и охраны земель и об утверждении Национальной программы охраны плодородия почв.