Этот Закон устанавливает систему особых мероприятий государственной защиты судей Конституционного Суда Украины, судей и работников аппаратов судов, работников правоохранительных органов от препятствования выполнению возложенных на них законом обязанностей и осуществлению предоставленных прав, а так же от посягательств на жизнь, здоровье, жилье и имущество указанных лиц и их близких родственников в связи со служебной деятельностью этих лиц.
В этом Законе используются следующие понятия:
1. Правоохранительные органы - органы прокуратуры, Национальной полиции, службы безопасности, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины, органы охраны государственной границы, органы доходов и сборов, органы и учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы, органы государственного финансового контроля , рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, которые осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции.
Согласно этому Закону защите подлежат судьи Конституционного Суда Украины, судьи и работники аппаратов судов, работники правоохранительных органов, указанные в части первой настоящего пункта, а также сотрудники кадрового состава разведывательных органов Украины, сотрудники Службы судебной охраны, работники Антимонопольного комитета Украины и уполномоченные лица Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которые принимают непосредственное участие соответственно в:
а) конституционном производстве;
б) рассмотрении дел в судах, уголовном производстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
в) оперативно-розыскной и разведывательной деятельности;
г) охране общественного порядка и общественной безопасности;
д) исполнении приговоров, решений, определений и постановлений судов, постановлений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, и прокуроров;
е) контроле за перемещением людей, транспортных средств, товаров и других предметов или веществ через государственную и таможенную границу Украины;
е) надзоре и контроле за исполнением законов.
2. Близкие родственники, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат защите, - это родители, жена (муж), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, посягательство на жизнь, здоровье, жилье и имущество которых препятствует выполнению работниками суда и правоохранительных органов возложенных на них законом обязанностей и осуществлению предоставленных прав.
Примечание. В отношении судьи Конституционного Суда Украины этот Закон распространяется на членов семьи судьи Конституционного Суда Украины, перечень которых определен в Законе Украины "О Конституционном Суде Украины".
В соответствии с законодательством Украины работники суда и правоохранительных органов и их близкие родственники имеют право:
а) применять меры физического воздействия, специальные средства и оружие в целях обеспечения выполнения правомерных приказов и устных требований, добровольно не выполняются, для защиты личной безопасности, безопасности близких родственников, а также своего жилья и имущества;
б) требовать и получать помощь в выполнении возложенных на них обязанностей, а в случае необходимости - для личной защиты, а также своего жилья и имущества со стороны соответствующих правоохранительных и других государственных органов;
в) осуществлять специальные меры обеспечения безопасности;
г) получать материальную компенсацию в случае гибели работника, увечья или иного повреждения здоровья, уничтожения или повреждения его жилья и имущества в связи с выполнением служебных обязанностей.
Жизнь и здоровье работников суда и правоохранительных органов подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов.
Правовой основой защиты работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников есть Конституция Украины, этот Закон, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Украины, законы Украины "О судоустройстве и статусе судей", "О прокуратуре", "О Национальной полиции", "О службе безопасности Украины", "О Национальном антикоррупционном бюро Украины", "О Государственном бюро расследований", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О Военной службы правопорядка в Вооруженных их Силах Украины", "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины" и другие акты законодательства Украины.
Для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников, неприкосновенности жилища, а также сохранность их имущества с учетом конкретных обстоятельств могут применяться в соответствии с законодательством следующие мероприятия:
а) личная охрана, охрана жилища и имущества;
б) выдача оружия, средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
в) установление телефона по месту жительства;
г) использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров, визуальное наблюдение;
д) временное размещение в местах, обеспечивающих безопасность;
е) обеспечение конфиденциальности данных об объектах защиты;
е) перевод на другую работу, направление на обучение, замена документов, изменение внешности, переселение в другое место жительства.
1. В случае установления данных, свидетельствующих о реальной опасности посягательства на лиц, указанных в статье 2, принимаются меры по личной охраны работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников их жилья и имущества. В случае необходимости жилье и имущество лиц, взятых под защиту, за счет средств местного бюджета оборудуются средствами противопожарной и охранной сигнализации, заменяются номера их телефонов и государственные номерные знаки принадлежащих им транспортных средств. Могут также применяться оперативно-технические средства в соответствии с Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности".
2. Порядок реализации мер безопасности, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и вопрос восстановления прав лиц, взятых под защиту, регулируются специальными нормативными актами.
В зависимости от степени угрозы для жизни и здоровья работнику суда или правоохранительных органов и его близким родственникам с соблюдением требований действующего законодательства могут выдаваться оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
В случае угрозы совершения насилия или других противоправных действий в отношении лиц, взятых под защиту, по письменным заявлениям или согласия этих лиц может проводиться прослушивание телефонных и иных переговоров. В ходе прослушивания переговоров лиц, взятых под защиту, может применяться звукозапись.
В случае необходимости работник суда или правоохранительных органов, его несовершеннолетние дети и другие близкие родственники могут быть с их согласия временно размещены в местах, гарантирующих их безопасность, в том числе в дошкольных воспитательных учреждениях или учреждениях органов социальной защиты населения Украины.
По решению органов, обеспечивающих безопасность, принятым в соответствии с их компетенцией, может быть наложен временный или постоянный запрет на выдачу сведений о месте проживания лиц, взятых под защиту, и других сведений о них адресными бюро, паспортными службами, подразделениями Госавтоинспекции, справочными службами АТС и другими официальными информационно-справочными службами.
В отдельных случаях сведения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут изыматься в порядке, установленном законодательством.
По ходатайству или с согласия лиц, взятых под защиту, если их безопасность не может быть обеспечена другими мерами, они временно или постоянно переводятся на другую работу, направляемых на обучение, переселяются в другое место жительства, могут быть изменены их внешность, анкетные данные с выдачей соответствующих личных документов.
Указанные меры должны осуществляться без какого-либо ущемления жилищных, трудовых, пенсионных и других прав лиц, взятых под защиту.
При временном переселении в другое место жительства жилая площадь по постоянному месту жительства подлежит бронированию.
Решение вопросов переселения в другое место жительства, предоставление жилой площади, материальной помощи в размере минимальной заработной платы или должностного оклада по предыдущему месту работы работника суда или иного правоохранительного органа и трудоустройства обеспечивается органом, принявшим решение о принятии специальных мер безопасности в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
1. Основанием для принятия специальных мер обеспечения безопасности лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, данные, свидетельствующие о наличии реальной угрозы их жизни, здоровью или имуществу.
2. Поводом для принятия специальных мер обеспечения безопасности работника суда или правоохранительных органов и его близких родственников может быть:
а) заявление работника или его близкого родственника;
б) обращение руководителя соответствующего государственного органа;
в) получение оперативной и иной информации о наличии угрозы жизни, здоровью, жилью и имуществу лиц, подлежащих защите.
Решение о принятии специальных мер безопасности принимают:
а) руководители органов внутренних дел - по защите работников соответствующего органа Национальной полиции, государственной лесной охраны, рыбоохраны, органов доходов и сборов, персонала органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов и их близких родственников;
б) руководители органов службы безопасности - по защите работников службы безопасности и органов системы Управления государственной охраны, их близких родственников;
в) руководитель органа прокуратуры - по защите работников прокуратуры и их близких родственников;
г) председатель суда - по защите работников соответствующего суда и других органов, указанных в статье 2 настоящего Закона, и их близких родственников;
г) Председатель Конституционного Суда Украины - по защите судьи Конституционного Суда Украины и его близких родственников по заявлению такого судьи;
д) руководители органов охраны государственной границы Украины - по защите работников этих органов и их близких родственников;
е) руководители разведывательных органов Украины - по защите сотрудников этих органов и их близких родственников;
е) руководители органов управления Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины - по защите военнослужащих и работников этой службы и их близких родственников;
ж) Директор Национального антикоррупционного бюро Украины, директора его территориальных управлений - по защите подчиненных работников Национального антикоррупционного бюро Украины, а также их близких родственников;
з) Директор Государственного бюро расследований и его заместители - по защите служащих Государственного бюро расследований и их близких родственников;
и) Председатель Службы судебной охраны и его заместители - по защите сотрудников Службы судебной охраны и их близких родственников.
1. Осуществление специальных мер обеспечения безопасности судей, работников аппарата суда и работников правоохранительных органов и их близких родственников возлагается:
а) в отношении сотрудников службы безопасности и органов системы Управления государственной охраны - на органы службы безопасности;
б) в отношении сотрудников органов охраны государственной границы - на органы охраны государственной границы Украины;
в) в отношении сотрудников разведывательных органов Украины и их близких родственников - на соответствующие разведывательные органы Украины;
г) в отношении судей, работников аппарата суда и их близких родственников - на подразделения Службы судебной охраны;
г) в отношении военнослужащих и работников Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины - на органы управления Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины;
г-1) в отношении судьи Конституционного Суда Украины и его близких родственников - на соответствующее подразделение Национальной полиции Украины;
д) в отношении работников Национального антикоррупционного бюро Украины и их близких родственников - на соответствующие подразделения Национального антикоррупционного бюро Украины;
д-1) в отношении работников Государственного бюро расследований - на органы Государственного бюро расследований
д-2) в отношении сотрудников Службы судебной охраны и их близких родственников - на соответствующие подразделения Службы судебной охраны;
е) в отношении других работников, указанных в статье 2 настоящего Закона, - в полицию.
С этой целью в структуре указанных органов создаются специальные подразделения.
2. Безопасность военнослужащих обеспечивается мерами, указанными в статье 6 настоящего Закона, применяются с учетом пребывания этих лиц на военной службе.
Для защиты военнослужащих командиры военных частей (подразделений) принимаются следующие меры:
а) командировки в другой воинской части или военного учреждения;
б) перевод на новое место службы.
3. Безопасность работников суда, правоохранительных органов и их близких родственников, если они взяты под защиту, в случае если их держат в учреждении исполнения наказаний или следственном изоляторе, обеспечивает соответствующее подразделение такого учреждения или следственного изолятора независимо от того, в производстве которого органа находится уголовное производство.
Органы, принимающие решения об обеспечении безопасности в соответствии со статьей 14 настоящего Закона, получив заявление (сообщение) об угрозе безопасности лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в срок не более трех суток, а в неотложных случаях - немедленно, принять решение о применении или об отказе в применении мер безопасности. О принятом решении выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мероприятий по обеспечению безопасности и сроков их осуществления, о чем письменно сообщается заявителю. Если меры безопасности применяются не по просьбе лица, берется под защиту, то на это должно быть получено его согласие.
В случае если имеется достаточно данных, указывающих на признаки уголовного преступления в порядке, предусмотренном уголовным процессуальным законодательством, осуществляется начало досудебного расследования.
Решение органов, принимаемых в соответствии с этим Законом, о принятии специальных мер по работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников являются обязательными для исполнения соответствующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.
1. Орган, принимающий решение о применении мер безопасности, имеет право:
а) истребовать необходимые материалы и получать объяснения без производства следственных действий по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, взятых под защиту;
б) требовать от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мероприятий;
в) отменять осуществляемые меры полностью или частично.
2. Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:
а) определять перечень мер безопасности, средства и методы их применения, в случае необходимости - изменять и дополнять эти меры;
б) требовать от подзащитных лиц соблюдения условий осуществления мер безопасности, а также выполнение законных распоряжений, связанных с применением этих мер;
в) обращаться в орган, принимающий решение о применении мер безопасности, с ходатайством о решении вопроса по их применению в отношении лиц, взятых под защиту, в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей, или об отмене осуществляемых мероприятий.
3. Органы, обеспечивающие безопасность, обязаны:
а) немедленно реагировать на каждый случай противоправных действий, стал им известным, в отношении лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона;
б) обеспечивать защиту жизни, здоровья, достоинства, жилья и имущества лиц, взятых под защиту, в соответствии с характером угрозы;
в) своевременно сообщать подзащитных лиц об изменении или отмене мер по их безопасности.
4. Органы, обеспечивающие безопасность, должны соблюдать законности и относиться с уважением к правам и свободам граждан.
Сведения о мерах безопасности и лиц, взятых под защиту, являются информацией с ограниченным доступом.
1. Лицо, в отношении которого принято решение о применении специальных мер безопасности, имеет право:
а) знать о мерах безопасности, применяемых в отношении него;
б) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения дополнительных мер безопасности, предусмотренных этим Законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;
в) обжаловать в суд или к соответствующему высшего органа, обеспечивающего безопасность, незаконные решения и действия должностных лиц, обеспечивающих ее безопасность.
2. Лицо, взятое под защиту, обязана:
а) выполнять законные требования органов, обеспечивающих ее безопасность;
б) немедленно информировать указанные органы о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении него;
в) бережно относиться к имуществу, оружия и документов, выданных ей во временное личное пользование для обеспечения безопасности;
г) использовать выданную оружие исключительно в интересах обеспечения своей защиты и выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Основанием для отмены специальных мер безопасности может быть:
а) истечение срока конкретного мероприятия обеспечения безопасности;
б) устранение опасности;
в) заявление лица, в отношении которого применены меры обеспечения безопасности;
г) систематическое невыполнение лицом, взятой под защиту, законных требований органов, обеспечивающих ее безопасность, если это лицо письменно предупредили о возможности такой отмены.
При наличии оснований для отмены мер обеспечения безопасности уполномоченным должностным лицом органа, указанного в статье 14 настоящего Закона, выносится мотивированное постановление об их отмене, о чем письменно сообщается лицо, взятое под защиту. Указанное постановление может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд или к соответствующему высшего органа, обеспечивающего безопасность. Такая жалоба должна быть рассмотрена срочно. О принятом решении это лицо уведомляется в течение суток.
Непринятие решений, несвоевременное принятие или принятие недостаточно обоснованных решений, непринятие соответствующих мер безопасности работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников соответствующими должностными лицами органов, указанных в статьях 14 и 15 настоящего Закона, влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
1. Разглашение сведений о мерах безопасности лицами, принявшими решение об обеспечении мер безопасности, или лицами, которые осуществляют, влечет за собой дисциплинарную ответственность, а в случаях, когда разглашение таких сведений повлекло тяжкие последствия, - уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Разглашение таких сведений лицом, взятой под защиту, влечет за собой административную ответственность, а в случаях, когда разглашение сведений о мерах безопасности повлекшее тяжкие последствия, - уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
1. В случаях умышленного неисполнения или ненадлежащего исполнения законных требований органа, осуществляющего меры защиты, лицо, взятое под защиту, обязана возместить в соответствии с законодательством причиненные вследствие этого убытки.
2. Продажа, залог или передача другим лицам имущества, предоставленного в личное пользование лицу, взятой под защиту, для обеспечения ее безопасности, а также утрата или повреждение этого имущества влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Контроль за обеспечением защиты работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников осуществляют соответственно председатель суда, председатель Службы судебной охраны, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Председатель Службы внешней разведки Украины, Генеральный прокурор, Председатель Конституционного Суда Украины, Председатель Национальной полиции, председатель Государственной пограничной службы Украины, руководитель разведывательного органа Министерства обороны Украины.