Верховная рада Украины,
основываясь на Декларации о государственном суверенитете Украины и Конституции Украины,
подчеркивая, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, которая в пределах международно признанного государственной границы является целостной и неприкосновенной,
руководствуясь Уставом Организации Объединенных Наций и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 ,
исходя из того, что в соответствии с пунктами "а", "b", "c", "d" и "g" статьи 3 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Определение агрессии" от 14 декабря 1974 применение Российской Федерацией вооруженной силы против Украины составляет преступление вооруженной агрессии и грубо нарушает Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997,
учитывая, что дата начала оккупации части территории Украины, в частности Автономной Республики Крым и города Севастополя, определяется Законом Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины",
подтверждая Обращение Верховной Рады Украины к Организации Объединенных Наций, Европейского Парламента, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Парламентской Ассамблеи НАТО, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ГУАМ, национальных парламентов государств мира о признании Российской Федерации государством-агрессором, утвержденное Постановлением Верховной Рады Украины от 27 января 2015 № 129-VIII, и заявление Верховной Рады Украины "О отпор вооруженной агрессии Российской Федерации и преодоления его последствий", утвержденную Постановлением Верх овное Рады Украины от 21 апреля 2015 № 337-VIII,
констатируя, что в свете положений IV Гаагской конвенции о законах и обычаях войны на суше и приложения к ней: Положение о законах и обычаях войны на суше от 18 октября 1907 года, Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года и дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977, одним из последствий вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины стала временная оккупация части террито рии Украины,
не признавая временную оккупацию Российской Федерацией части территории Украины,
исходя из положений Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "О территориальной целостности Украины" от 27 марта 2014 № 68/262, которые подчеркивают нелегитимность проведения в Автономной Республике Крым референдума и призывают международное сообщество не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя на основе результатов указанного референдума,
принимая во внимание резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Положение дел в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина)" от 19 декабря 2016 № 71/205 и от 19 декабря 2017 № 72/190, которые признают Автономную Республику Крым и город Севастополь территорией, временно оккупированной Российской Федерацией,
подтверждая неотделимо суверенное право Украины на восстановление и сохранение ее территориальной целостности в пределах международно признанного государственной границы, включая территорию Автономной Республики Крым и города Севастополя,
отмечая, что вооруженная агрессия Российской Федерации началась с необъявленных и скрытых вторжений на территорию Украины подразделений вооруженных сил и других силовых ведомств Российской Федерации, а также путем организации и поддержки террористической деятельности,
принимая во внимание, что Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории с помощью вооруженных формирований Российской Федерации, состоящие из регулярных соединений и подразделений, подчиненных Министерству обороны Российской Федерации, подразделений и специальных формирований, подчиненных другим силовым ведомствам Российской Федерации, их советников, инструкторов и иррегулярных незаконных вооруженных формирований, вооруженных банд и групп наемников, созданных, подчиненных, рук ванных и финансируемых Российской Федерацией, а также с помощью оккупационной администрации Российской Федерации, которую составляют ее государственные органы и структуры, функционально ответственные за управление временно оккупированными территориями Украины, и подконтрольные Российской Федерации самопровозглашенные органы, которые узурпировали выполнения властных функций на временно оккупированных территориях Украины,
отмечая, что действия Российской Федерации на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, Автономной Республики Крым и города Севастополя грубо нарушают принципы и нормы международного права, в частности: систематического несоблюдения режима прекращения огня и продолжение обстрелов гражданских объектов и инфраструктуры, которые вызывают многочисленные жертвы среди гражданского населения, военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований; продолжение практики противоправного задержания и содержания граждан Украины на временно оккупированных территориях, их незаконного вывоза и содержания на территории Российской Федерации; попыток распространить российское законодательство, в том числе налоговое, на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, Автономной Республики Крым и города Севастополя, выдвижение незаконных требований по перерегистрации предприятий и взыскания средств в пользу оккупационной администрации Российской Федерации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, в Автономной Республике Крым и городе Севастополе; введение российского рубля как единой валюты на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, Автономной Республики Крым и города Севастополя; произвольного применения российских образовательных стандартов в учебных заведениях, введение на предприятиях в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, Автономной Республике Крым и городе Севастополе "внешнего управления" и признании незаконным идентификационных документов и регистрационных знаков транспортных средств на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, Автономной Республики Крым и города Севастополя; организации и совершения насильственных исчезновений, пыток, бесчеловечного обращения или наказания, внесудебных казней в отношении гражданского населения, украинских военнослужащих и заложников,
оставаясь преданной курсу политико-дипломатического урегулирования конфликтов на основе принципов и норм международного права и Устава Организации Объединенных Наций,
подтверждая неотделимо суверенное право Украины на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций,
подтверждая Заявление Верховной Рады Украины "О отступление Украины от отдельных обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав и основных свобод", одобренную Постановлением Верховной Рады Украины от 21 мая 2015 № 462-VIII,
учитывая то, что особенности правового режима на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя определяются Законом Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины",
принимает настоящий Закон, имеющий целью определить особенности государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.
Временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях в день принятия этого Закона признаются части территории Украины, в пределах которых вооруженные формирования Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют общий контроль, а именно:
1) сухопутная территория и ее внутренние воды в пределах отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей;
2) внутренние морские воды, прилегающие к сухопутной территории, определенной пунктом 1 настоящей части;
3) недра под территориями, определенными пунктами 1 и 2 настоящей части, и воздушное пространство над этими территориями.
Границы и перечень районов, городов, поселков и сел, частей их территорий, временно оккупированных в Донецкой и Луганской областях, определяются Президентом Украины по представлению Министерства обороны Украины, подготовленным на основе предложений Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.
Правовой статус временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, Автономной Республике Крым и городе Севастополе, а также правовой режим на указанных территориях определяются этим Законом, Законом Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", другими законами Украина, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, принципами и нормами международного права.
Временная оккупация Российской Федерацией территорий Украины, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона, независимо от его продолжительности является незаконной и не создает для Российской Федерации никаких территориальных прав.
Деятельность вооруженных формирований Российской Федерации и оккупационной администрации Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, противоречит нормам международного права, является незаконным, а любой изданный в связи с такой деятельностью акт является недействительным и не создает никаких правовых последствий, кроме документов, подтверждающие факт рождения или смерти лица на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, которые добавляются в соответствии с заявлением о государственной регистрации рождения лица и заявления о государственной реестр цию смерти человека.
Ответственность за материальный или нематериальный ущерб, нанесенный Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, возлагается на Российскую Федерацию в соответствии с принципами и нормами международного права.
В рамках временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях действует особый порядок обеспечения прав и свобод гражданского населения, определенный этим Законом, другими законами Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, принципами и нормами международного права.
За физическими лицами независимо от нахождения их на учете как внутренне перемещенных лиц или от вступления специального правового статуса и за юридическими лицами сохраняется право собственности, другие вещные права на имущество, в том числе на недвижимое имущество, включая земельные участки, находится на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, если такое имущество приобретено в соответствии с законами Украины.
За государством Украина, территориальными общинами сел, поселков, городов, расположенных на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими субъектами публичного права сохраняется право собственности, другие вещные права на имущество, в том числе на недвижимое имущество, включая земельные участки, находится на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.
Определенный Законом Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" порядок регулирования сделок и реализации прав субъектов, определенных частями шестой и седьмой настоящей статьи, распространяется с учетом необходимых изменений (mutatis mutandis) на временно оккупированных территориях Украина в Донецкой и Луганской областях, кроме порядка въезда лиц на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезда из них, устанавливается в соответствии с настоящим Законом, и порядка то иториальнои подсудности дел, подсудных расположенным на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях судам, устанавливается в соответствии с Законом Украины "Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции".
Государственная политика по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях базируется на Конституции и законах Украины, международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, принципах и нормах международного права.
Целями государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях являются:
1) освобождение временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях и восстановления на этих территориях конституционного строя;
2) защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
3) обеспечение независимости, единства и территориальной целостности Украины.
Для обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях органы государственной власти и их должностные лица, действуя на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины:
1) принимают меры для защиты прав и свобод гражданского населения;
2) осуществляют с соблюдением международных обязательств Украины, международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, принципов и норм международного права политико-дипломатические, санкционные и другие мероприятия с целью восстановления территориальной целостности Украины в рамках международно признанного государственной границы ;
3) принимают меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
4) развивают с привлечением ресурсов государства и международной помощи оборонительный и безопасное потенциал Украины с целью отпора вооруженной агрессии Российской Федерации;
5) используют механизмы двустороннего международного сотрудничества, международных организаций и международных судебных инстанций с целью сохранения и усиления санкций, применяемых в отношении Российской Федерации членами международного сообщества.
Основными направлениями защиты прав и свобод гражданского населения на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях являются:
1) защита основных политических и гражданских прав и свобод человека;
2) принятие мер для освобождения Российской Федерацией, оккупационной администрацией Российской Федерации всех незаконно задержанных, содержащихся граждан Украины;
3) содействие обеспечению восстановления нарушенных материальных прав;
4) содействие обеспечению социально-экономических, экологических и культурных потребностей, в частности путем реализации мер, определенных центральным органом исполнительной власти Украины, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику по вопросам временно оккупированных территорий, на выполнение соответствующих решений Кабинета Министров Украины;
5) оказание правовой и гуманитарной помощи, в том числе с привлечением международной помощи, в том числе предоставление медицинских и социальных услуг на контролируемых Украины территориях;
6) содействие поддержанию культурных связей;
7) обеспечение доступа к учебным заведениям и средств массовой информации Украины.
Особенности реализации других прав и свобод гражданского и совершение сделок на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях определяются законами Украины.
Порядок въезда лиц, перемещение товаров на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц, перемещение товаров из таких территорий устанавливается в соответствии с настоящим Законом.
Кабинет Министров Украины принимает все предусмотренные законодательством Украины меры для защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности осуществляет постоянный мониторинг состояния соблюдения прав и свобод человека и гражданина и документирования фактов нарушения таких прав и свобод на временно оккупированных территориях Украины, по результатам которого публикует и предоставляет соответствующую информацию международным организациям в сфере защиты прав и свобод человека и принимает необходимые меры для образования межведомственного координационного органа в целях узаг альнення правовой позиции государства в вопросе отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации и подготовки консолидированной претензии Украины к Российской Федерации по реализации ее международно-правовой ответственности за вооруженную агрессию против Украины.
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и в случае необходимости представляет Верховной Раде Украины специальный доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на этих территориях .
Украина не несет ответственности за незаконные действия Российской Федерации или ее оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях или за принятые ими незаконные решения.
Для обеспечения национальной безопасности, в частности государственной, экономической, информационной, гуманитарной и экологической, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях органы сектора безопасности и обороны, другие государственные органы Украины, их должностные лица осуществляют меры по восстановлению территориальной целостности Украины, а также обеспечивают комплексное развитие безопасности, экономической, информационно-телекоммуникационной, социальной и гуманитарной инфраструктуры на территориях, прилегающих к Тимчий сово оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, реализуют в соответствии с документами стратегического оборонного планирования меры по укреплению обороны и безопасности возможностей Украины.
Российская Федерация как государство-оккупант в соответствии с IV Гаагской конвенции о законах и обычаях войны на суше и приложения к ней: Положение о законах и обычаях войны на суше от 18 октября 1907 года, Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977 несет ответственность за нарушение защиты прав гражданского населения.
Факт окончательного вывода и полного отсутствия всех вооруженных формирований Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях в порядке, определенном настоящим Законом, устанавливается Министром обороны Украины и Министром внутренних дел Украины путем совместного представления Президенту Украины, исключительно на этом основании принимает соответствующее решение.
Для обеспечения национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях:
1) Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины по согласованию с соответствующими руководителями привлекаются и используются силы и средства (личный состав и специалисты отдельных подразделений, воинских частей, оружие, боевая техника, специальные и транспортные средства, средства связи и телекоммуникаций, другие материально-технические средства) Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований (службы безопасности Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, Национальной гвардии Украины , Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной специальной службы транспорта), правоохранительных органов специального назначения Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, разведывательных органов Украины, военной прокуратуры, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, а также работники учреждений здравоохранения;
2) в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий действует особый порядок, который предусматривает предоставление органам сектора безопасности и обороны, другим государственным органам Украины специальных полномочий, необходимых для осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации. Границы зон безопасности, прилегающих к району боевых действий, определяются начальником Генерального штаба - Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины по представлению командующего объединенных сил.
Обеспечение Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований (Службы безопасности Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной специальной службы транспорта), правоохранительных органов специального назначения Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, разведывательных органов Украины, военной прокуратуры, центрального ор гану исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты, работников учреждений здравоохранения необходимыми средствами и ресурсами осуществляется Кабинетом Министров Украины.
Начало и завершение мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях определяются отдельными решениями Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины.
Стратегическое руководство силами и средствами Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины.
Руководство силами и средствами Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации непосредственно в Донецкой и Луганской областях, осуществляет Командующий объединенных сил, который назначается Президентом Украины по представлению начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины.
Командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины. Полномочия командующего объединенных сил определяются положением о Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины, которое разрабатывается Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины и утверждается Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины по представлению Министра обороны Украины.
Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины через соответствующие органы военного управления осуществляет планирование, организацию и контроль выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, направление, координацию и контроль за деятельностью военно- гражданских или военных администраций (в случае их образования) в Донецкой и Луганской областях по вопросам национальной безопасности и обороны.
Военнослужащие, работники правоохранительных органов и другие лица, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, на время проведения таких мероприятий подчиняются командующему объединенных сил, решение которого является обязательным "обязательными к исполнению.
Вмешательство любых лиц независимо от должности в управление мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях не допускается.
В случае расширения вооруженной агрессии Российской Федерации за пределы Автономной Республики Крым и города Севастополя, Донецкой и Луганской областей для ее отпора и сдерживания в любое время и на любой части территории Украины привлекаются и используются силы и средства, указанные в статье 8 настоящего закона, в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.
Основанием для отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации и восстановления территориальной целостности Украины является Конституция Украины, законодательство Украины и статья 51 Устава Организации Объединенных Наций.
Въезд лиц, перемещение товаров на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезд лиц, перемещение товаров из таких территорий осуществляются через контрольные пункты въезда-выезда.
Командующий объединенных сил в случае реальной угрозы жизни и здоровью лиц, пересекающих линию разграничения имеет право ограничить въезд этих лиц на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей на период существования этой угрозы.
Порядок въезда лиц, перемещение товаров на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц, перемещение товаров из таких территорий определяются Кабинетом Министров Украины.
Пребывание в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях лиц, не привлеченных к проведению таких мероприятий может временно быть ограничено на период проведения таких мероприятий Командующим объединенных сил.
Законные требования должностных лиц, привлеченных к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, являются обязательными для граждан и должностных лиц.
С целью обеспечения жизненно важных интересов общества и государства при отражении вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, военнослужащие, работники правоохранительных органов и лица, определенные статьей 8 настоящего Закона, привлеченные к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, в соответствии с Конституцией и законодательством Украины имеют право:
1) применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершивших или совершающих правонарушения или другие действия, препятствующие выполнению законных требований лиц, привлеченных к выполнению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, или действия, связанные с несанкционированной попыткой проникновения в район осуществления указанных мероприятий;
2) задерживать и доставлять лиц, указанных в пункте 1 настоящей части, в органы Национальной полиции Украины;
3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов - задерживать их для установления личности;
4) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр вещей, при них находятся, транспортных средств и вещей, которые ими грузов;
5) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан с отдельных участков местности и объектов, видбуксировуваты транспортные средства;
6) входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства для выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской федерации в Донецкой и Луганской областях;
7) использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
2. Этим Законом Верховная Рада Украины в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 85 Конституции Украины одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, принимается в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 106 Конституции Украины, для отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях и обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.
3. Настоящий Закон действует без ущерба для неотделимого суверенного права Украины на временно оккупированную Российской Федерацией территорию Автономной Республики Крым и города Севастополя и мероприятий, направленных на восстановление территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанного государственной границы.
4. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) в Законе Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г.., № 45, ст. 425 с последующими изменениями):
а) в пункте 19 части первой статьи 6:
абзац первый дополнить словами "в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, обеспечении их осуществления, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, категории таких лиц и сроки их участия (обеспечение проведения) в антитеррористической операции, в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, а также районы антитеррористической операции определяются Кабинетом Министров Украины. районы осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной а Реси Российской Федерации определяются в соответствии с Законом Украины "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях". Порядок лишения статуса участника боевых действий лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяется Кабинетом Министров Украины ";
б) в части второй статьи 7:
в пункте 11 слова "а также работников предприятий, учреждений, организаций, привлекались к обеспечению проведения антитеррористической операции и стали лицами с инвалидностью вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при обеспечении проведения антитеррористической операции непосредственно в районах и в период проведения" заменить словами "при непосредственном участии в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганск й областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, а также работников предприятий, учреждений, организаций, привлекались к обеспечению проведения антитеррористической операции, обеспечить осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях и стали лицами с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при обеспечении проведения Антитеррор ческой операции непосредственно в районах и в период ее проведения, при обеспечении осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий ";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) лиц, добровольно обеспечивали (или добровольно привлекались к обеспечению) проведения антитеррористической операции, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях (в том числе осуществляли волонтерскую деятельность) и стали лицами с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при обеспечении проведения антитеррористической операции, находясь непосредственно в районах и в период ее проведения, при обеспечении осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий ";
в) в пункте 13 статьи 9:
абзац первый дополнить словами "привлекались и принимали непосредственное участие в обеспечении осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, в порядке, установленном законодательством ";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Порядок предоставления статуса участника войны лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, категории таких лиц, сроки их участия в обеспечении антитеррористической операции, в обеспечении осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, а также районы антитеррористической операции определяются Кабинетом Министров Украины. районы осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и стримув ки вооруженной агрессии Российской Федерации определяются в соответствии с Законом Украины "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях";
г) в пункте 1 статьи 10:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Семьи лиц, добровольно обеспечивали (или добровольно привлекались к обеспечению) проведения антитеррористической операции, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях (в том числе осуществляли волонтерскую деятельность) и погибших (пропавших без вести), умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при обеспечении проведения антитеррористической операции (в том числе осуществления Уолон ерськои деятельности), находясь непосредственно в районах и в период ее проведения, при обеспечении осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях (в том числе осуществления волонтерской деятельности), находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий ";
в абзаце восьмом слова "и погибли (пропали без вести), умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при непосредственном участии в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, а также семьи работников предприятий, учреждений, организаций, привлекались к обеспечению проведения антитеррористической операции и погибли (пропали без вести), умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при обеспечении роведение антитеррористической операции непосредственно в районах и в период проведения "заменить словами" в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, обеспечении их осуществления, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, и погибли (пропали без вести), умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при непосредственном участии в антитеррористической оп ерации, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, во время непосредственного участия в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, в обеспечении их осуществления, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, а также семьи работников предприятий, учреждений, организаций, привлекались к обеспечению проведения антитер ористичнои операции, обеспечение осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях и погибли (пропали без вести), умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при обеспечении проведения антитеррористической операции непосредственно в районах и в период ее проведения, обеспечения осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Рус ский Федерации в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий ";
2) в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 24, ст. 170 с последующими изменениями):
а) первое предложение части второй статьи 42 дополнить словами "или Закона Украины" О правовом режиме военного положения ";
б) в статье 78:
пункт 3 части первой изложить в следующей редакции:
"3) предусмотренных законами Украины" О военно-гражданские администрации "," О правовом режиме военного положения ";
в части пятой слова "соответствующей военно-гражданской администрации" заменить словами "соответствующей военно-гражданской, военной администрации";
в) в статье 79:
в абзаце втором части второй слова "в случае, предусмотренном Законом Украины" О военно-гражданские администрации "заменить словами" в случаях, предусмотренных законами Украины "О военно-гражданские администрации", "О правовом режиме военного положения";
в пункте 3-1 части одиннадцатой слова "соответствующей военно-гражданской администрации" заменить словами "соответствующей военно-гражданской, военной администрации";
г) в статье 79-1:
часть вторую дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Полномочия старосты могут быть досрочно прекращены также в случае, предусмотренном Законом Украины" О правовом режиме военного положения ";
в части седьмой:
в пункте 5 слова "частью второй настоящей статьи" заменить словами "абзацем первым части второй настоящей статьи";
дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) на основании, указанном в абзаце втором части второй этой статьи, - со дня вступления в силу акта Президента Украины о создании соответствующей военной администрации населенного пункта (населенных пунктов)";
3) в Законе Украины "О военно-гражданские администрации" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015, № 13, ст. 87, № 40-41, ст. 382; 2016, № 10, ст. 108):
а) в преамбуле слова "в районе проведения антитеррористической операции" заменить словами "в районе отпора вооруженной агрессии Российской Федерации, в частности в районе проведения антитеррористической операции";
б) в части первой статьи 1:
в абзаце первом слова "в районе проведения антитеррористической операции" заменить словами "в районе отпора вооруженной агрессии Российской Федерации, в частности в районе проведения антитеррористической операции";
в абзаце втором:
после слов "в составе Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины" дополнить словами "(в случае их образования для выполнения полномочий соответствующих органов в районе проведения антитеррористической операции) или в составе Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины (в случае их образования для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях) ";
после слов "участия в противодействии" дополнить словами "актам вооруженной агрессии" и после слов "катастрофы в районе" - словами "отпора вооруженной агрессии Российской Федерации, в частности";
в) в статье 3:
часть четвертую после слов "с антитеррористическим центром при Службе безопасности Украины" дополнить словами "(в случае образования для выполнения полномочий соответствующих органов в районе проведения антитеррористической операции) или с Объединенным оперативным штабом Вооруженных Сил Украины (в случае образования для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях) ";
часть шестую дополнить словами "а в случае образования военно-гражданских администраций для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - по представлению командующего объединенных сил" ;
в части восьмой слова "руководитель Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины по представлению руководителя соответствующего военно-гражданской администрации" заменить словами "по представлению руководителя соответствующего военно-гражданской администрации руководитель Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины, а в случае образования военно-гражданских администраций населенных пунктов для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агре ии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - Командующий объединенных сил ";
в части девятой:
в первом предложении слова "а в случае если соответствующие областные военно-гражданские администрации не образованы - руководитель Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины" заменить словами "если соответствующие областные военно-гражданские администрации не образованы - руководитель Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины, а в случае образования военно-гражданских администраций населенных пунктов, районных военно-гражданских администраций для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национально й безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - Командующий объединенных сил ";
второе предложение дополнить словами "а в случае образования военно-гражданских администраций для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - Командующий объединенных сил";
часть одиннадцатую после абзаца третьего дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Полномочия военно-гражданских администраций населенных пунктов, районных, областных военно-гражданских администраций также прекращаются в соответствии с Законом Украины" О правовом режиме военного положения ".
В связи с этим абзац четвертый считать абзацем пятым;
в части тринадцатой слова "руководителем Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины по представлению руководителя соответствующего военно-гражданской администрации без конкурсного отбора" заменить словами "без конкурсного отбора по представлению руководителя соответствующего военно-гражданской администрации руководителем Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины, а в случае образования военно-гражданских администраций населенных пунктов для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной ой безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - Командующим объединенных сил ";
г) абзац первый части первой статьи 5 после слов "с антитеррористическим центром при Службе безопасности Украины" дополнить словами "а в случае образования военно-гражданских администраций для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - по согласованию с командующим объединенных сил ";
г) в статье 6:
часть вторую изложить в следующей редакции:
"2. Военно-гражданскую администрацию населенного пункта (населенных пунктов) возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождается от должности руководителем соответствующего областного военно-гражданской администрации по согласованию с руководителем Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины, а в случае образования военно-гражданской администрации населенного пункта (населенных пунктов) для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания оружием агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - по согласованию с командующим объединенных сил. Если соответствующая областная военно-гражданская администрация не образована, руководитель военно-гражданской администрации населенного пункта (населенных пунктов) назначается на должность и освобождается от должности руководителем Антитеррористического центра при службе безопасности Украины, а в случае образования военно-гражданской администрации населенного пункта (населенных пунктов) для выполнения полномочий соответствующих органов в районе осуществления аходив по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях - Командующим объединенных сил ";
пункт 10 части третьей после слов "на период до завершения" дополнить словами "отпора вооруженной агрессии Российской Федерации, в частности";
д) часть вторую статьи 7 исключить;
4) в Законе Украины "О правовом режиме военного положения" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015, № 28, ст. 250):
а) в статье 4:
абзац первый части третьей дополнить словами "или прекращения их полномочий в соответствии с законом";
первое предложение части четвертой после слов "в установленные Законом Украины" О местном самоуправлении в Украине "сроки" дополнить словами "или прекращения их полномочий в соответствии с законом";
дополнить частью девятой следующего содержания:
"9. В связи с образованием военных администраций населенных пунктов полномочия военно-гражданских администраций этих населенных пунктов прекращаются со дня начала осуществления соответствующей военной администрацией своих полномочий.
В случае образования районных, областных военных администраций в день вступления в силу акта Президента Украины об их образовании прекращаются полномочия соответствующих районных, областных военно-гражданских администраций ";
б) статью 28 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. В случае введения военного положения в отдельных местностях в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях:
1) в день вступления в силу акта Президента Украины о создании военной администрации прекращаются согласно настоящему Закону полномочия:
областного совета, его исполнительного аппарата, должностных и служебных лиц местного самоуправления, работающих в этих органах - в случае образования соответствующей областной военной администрации;
районного совета, его исполнительного аппарата, должностных и служебных лиц местного самоуправления, работающих в этих органах - в случае образования соответствующей районной военной администрации;
сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов, их исполнительных органов, сельских, поселковых, городских голов, других должностных и служебных лиц местного самоуправления, работающих в этих органах местного самоуправления, старост - в случае образования военной администрации соответствующего населенного пункта (населенных пунктов);
2) районные, областные военные администрации осуществляют на соответствующей территории, вместе с полномочиями местных государственных администраций, полномочия по внедрению и осуществлению мер правового режима военного положения, а также осуществляют полномочия, предусмотренные пунктами 1-10 части третьей статьи 15 настоящего Закона;
3) военные администрации населенных пунктов, районные, областные военные администрации осуществляют свои полномочия до дня первого заседания первой сессии соответствующего совета, избранного после отмены военного положения;
4) направление, координацию и контроль за деятельностью областных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности, осуществления мер правового режима военного положения осуществляет Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины при общем руководстве Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, а по другим вопросам - Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий; направления, координацию и контроль за деятельностью районных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности, осуществления мер правового режима военного положения осуществляют областные военные администрации, а по другим вопросам - Кабинет Министров Украины, областные государственные администрации в пределах своих полномочий;
5) Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона, а также по организации подготовки и осуществления общего руководства Вооруженными Силами Украины, соединениями, частями и органами других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов при исполнении ими мер правового режима военного положения;
6) Командующий объединенных сил осуществляет непосредственное руководство силами и средствами Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, непосредственно привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации и правового режима военного состояния, через соответствующие органы военного управления ";
5) пункт 3 части первой статьи 3 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2014, № 26, ст. 892) изложить в следующей редакции:
"3) недра под территориями, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части, и воздушное пространство над этими территориями";
6) статью 28 Гражданского процессуального кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2017, № 48, ст. 436) после части шестнадцатой дополнить новой частью следующего содержания:
"17 Иски о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов физических лиц (в том числе о возмещении вреда, причиненного вследствие ограничения в осуществлении права собственности на недвижимое имущество или его уничтожения, повреждения) в связи с вооруженной агрессией Российской федерации, вооруженным конфликтом, временной оккупацией территории Украины, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера могут предъявляться также по месту жительства или пребывания истца ";
7) часть первую статьи 5 Закона Украины "О судебном сборе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012, № 14, ст. 87 с последующими изменениями) дополнить пунктами 21 и 22 следующего содержания:
"21) заявители - по делам по заявлениям об установлении фактов, имеющих юридическое значение, поданных в связи с вооруженной агрессией, вооруженным конфликтом, временной оккупацией территории Украины, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, которые привели к вынужденному переселению из временно оккупированных территорий Украины, гибели, ранения, пребывание в плену, незаконного лишения свободы или похищение, а также нарушение права собственности на движимое и / или недвижимое имущество;
22) истцы - по делам по искам к государству-агрессору Российской Федерации о возмещении причиненного имущественного и / или морального вреда в связи с временной оккупацией территории Украины, вооруженной агрессией, вооруженным конфликтом, привели к вынужденному переселению из временно оккупированных территорий Украины, гибели, ранения, пребывание в плену, незаконного лишения свободы или похищение, а также нарушение права собственности на движимое и / или недвижимое имущество ";
8) статью 3 Закона Украины "О борьбе с терроризмом" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003г., № 25, ст. 180) дополнить абзацем десятым следующего содержания:
"Антитеррористическая операция может осуществляться одновременно с отпором вооруженной агрессии в порядке статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций и / или в условиях введения военного или чрезвычайного положения в соответствии с Конституцией Украины и законодательства Украины".
5. Установить, что отдельные особенности деятельности перемещенных с временно оккупированной территории высших учебных заведений и научных учреждений регулируются статьями 2 и 5-1 Закона Украины "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции".
6. К моменту принятия Кабинетом Министров Украины любых решений по применению норм этого Закона действуют акты Кабинета Министров Украины, а также ограничения, введенные в действие решениями Президента Украины.
7. Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.