Этот Закон определяет общие правовые, экономические, социальные и организационные основы производства гидрометеорологической деятельности в Украине, правовой статус национальной гидрометеорологической службы и ее работников.
В этом Законе термины употребляются в таком значении:
гидрометеорологическая деятельность - деятельность национальной гидрометеорологической службы, других юридических лиц независимо от форм собственности и физических лиц, направленная на осуществление наблюдений за гидрометеорологическими условиями, геофизическими процессами в атмосфере, анализа и обобщения полученных данных, активных воздействий на гидрометеорологические процессы, обеспечение гидрометеорологической информацией, прогнозами и предупреждениями об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях органов государственной власти, органов местного самоврядув ки, населения, а также гидрометеорологическое обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц;
национальная гидрометеорологическая служба - система государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих выполнение комплекса работ по проведению наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения и использования данных в сфере гидрометеорологии, климатологии, геофизики атмосферы, а также базовых наблюдений за загрязнением окружающей природной среды и предоставления соответствующей информации;
государственная система гидрометеорологических наблюдений - комплексная многоуровневая наблюдательно-информационная система, предназначенная для проведения систематических наблюдений за гидрометеорологическими условиями, состоянием атмосферы, загрязнение окружающей природной среды под влиянием природных и антропогенных факторов и обеспечения потребителей информацией об их фактическом и ожидаемом состоянии;
гидрометеорологические наблюдения - инструментальные измерения и визуальная оценка гидрометеорологических условий и состояния атмосферы;
специализированные гидрометеорологические наблюдения - гидрометеорологические и другие наблюдения, проводимые для нужд отдельных потребителей;
гидрометеорологическая информация - совокупность данных о фактическом состоянии и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий, полученных в результате наблюдений, обработанных и проанализированных по установленным методикам и занесенных на бумажные или технические носители информации;
фактическая гидрометеорологическая информация - гидрометеорологическая информация, полученная по фактическим данным гидрометеорологических наблюдений в конкретный срок;
гидрометеорологическая информация общего пользования - совокупность данных о фактических и ожидаемых гидрометеорологических условиях и состоянии окружающей среды, полученных в результате стандартных наблюдений и обработанных по установленным методикам, предназначенных для гидрометеорологического обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения;
срочная гидрометеорологическая информация - совокупность данных об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях и экстремально высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, которые подлежат немедленному доведению до соответствующих органов и населения для принятия необходимых мер по предотвращению или ликвидации негативных последствий;
специализированная гидрометеорологическая информация - совокупность данных о фактических и ожидаемых гидрометеорологических условиях и состоянии загрязнения окружающей природной среды, полученных в результате стандартных и дополнительных наблюдений, используемых для платной гидрометеорологического обслуживания заинтересованных юридических и физических лиц в объемах и формах, удовлетворяющих их потребности;
гидрометеорологический прогноз - научно и методически обоснованное предвидение гидрометеорологических условий или значений отдельных элементов погоды, гидрологического режима;
материалы гидрометеорологических наблюдений - результаты инструментальных и визуальных гидрометеорологических наблюдений, базовых наблюдений за загрязнением окружающей природной среды, обработанные и проанализированные по установленным методикам и занесены на бумажные или технические носители информации;
гидрометеорологическое обеспечение - деятельность органов национальной гидрометеорологической службы, направленная на обязательное и систематическое доведение гидрометеорологической информации общего пользования, а также срочной гидрометеорологической информации в органы государственной власти, органов местного самоуправления и населения;
гидрометеорологическое обслуживание - предоставление пользователям за плату на договорных началах гидрометеорологической и другой информации.
Отношения в сфере гидрометеорологической деятельности регулируются настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Основными принципами государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности являются:
государственное регулирование и контроль в сфере гидрометеорологической деятельности;
сочетание государственных и общественных интересов в получении и использовании информации о фактическом состоянии и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состояния окружающей природной среды;
системность, комплексность, непрерывность и репрезентативность гидрометеорологических наблюдений и прогнозирования;
соблюдения требований стандартов, нормативов и правил метрологии, применение средств измерения, приборов, оборудования, являются безопасными для здоровья и жизни работников гидрометеорологической службы, населения и окружающей среды;
предупредительный и неотложный характер гидрометеорологического обеспечения и обслуживания по опасных и стихийных гидрометеорологических явлений;
приоритетность требований экологической безопасности;
безвозмездность гидрометеорологического обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения информацией общего пользования и платность гидрометеорологического обслуживания, предоставления гидрометеорологических услуг юридическим и физическим лицам;
производства гидрометеорологической деятельности на основе принципов международного сотрудничества и приоритета норм международного права.
Основными направлениями гидрометеорологической деятельности является производство наблюдений за гидрометеорологическими условиями, геофизическими процессами в атмосфере и базовых наблюдений за уровнем загрязнения окружающей природной среды; сбор, обработка, передача и хранение данных наблюдений; разработка гидрометеорологических прогнозов, гидрометеорологическое обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения; гидрометеорологическое обслуживание и предоставление гидрометеорологических услуг заинтересованным юридическим и физическим лицам; осуществление активных воздействий на гидрометеорологические процессы.
Субъектами отношений в сфере гидрометеорологической деятельности являются:
центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, и предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере его управления;
центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, и предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере его управления;
другие государственные органы, юридические и физические лица, осуществляющие гидрометеорологической деятельности;
предприятия, учреждения, организации, граждане - пользователи гидрометеорологической информации.
Гидрометеорологическая деятельность на территории Украины осуществляется центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, предприятиями, учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере их управления, а также другими государственными органами, юридическими и физическими лицами независимо от формы собственности .
Деятельность гидрометеорологической службы Вооруженных Сил Украины регламентируется положением, которое утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам национальной безопасности в сфере обороны, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности.
К компетенции центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, относятся:
обеспечение формирования государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности;
осуществление управления в сфере гидрометеорологической деятельности, координация деятельности в этой сфере других центральных органов исполнительной власти, утверждение соответствующих нормативных актов;
осуществление иных полномочий, предусмотренных законами Украины и положением о центральном органе исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, утверждаемым в установленном законом порядке.
К компетенции центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, относятся:
реализация государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности;
обеспечение государственного контроля в сфере гидрометеорологической деятельности;
обеспечение проведения гидрометеорологических, гелиогеофизических наблюдений, фоновых радиационных и базовых наблюдений за состоянием загрязнения окружающей природной среды;
обеспечение сбора, обработки и обобщения полученной информации;
обеспечение прогнозирования погоды, гидрологического режима водных объектов, опасных и стихийных гидрометеорологических явлений, урожайности сельскохозяйственных культур;
ведение информационной базы гидрометеорологических данных и данных о состоянии окружающей природной среды;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения бесплатной информации общего пользования о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состояния окружающей среды, предупреждения об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях, а также осуществление гидрометеорологического обслуживания субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, деятельность которых зависит от гидрометеорологических условий, в том числе предприятий энергетики, агропромышленного ком КСУ, коммунального хозяйства, гражданской авиации и других видов транспорта;
осуществление иных полномочий, предусмотренных законами Украины и положением о центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, утверждаемым в установленном законом порядке.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в сфере гидрометеорологической деятельности:
способствуют национальной гидрометеорологической службе в производстве ею своей деятельности;
предоставляют национальной гидрометеорологической службе в пользование здания и другие объекты, необходимые для производственных и коммунально-бытовых нужд;
предоставляют национальной гидрометеорологической службе в пользование земельные участки, необходимые для размещения объектов, проведения гидрометеорологических наблюдений и других работ;
способствуют национальной гидрометеорологической службе в распространении через средства массовой информации необходимой гидрометеорологической информации;
содействие в охране сооружений, зданий и других объектов, предназначенных для производства гидрометеорологической деятельности;
решают другие вопросы в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
К системе национальной гидрометеорологической службы входят центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере их управления, и другие государственные органы, осуществляющие гидрометеорологической деятельности.
Правовой режим имущества национальной гидрометеорологической службы устанавливается законодательством.
{Часть вторая статьи 10 исключен на основании Закона N 2269-VIII от 18.01.2018}
Размеры должностных окладов работников национальной гидрометеорологической службы, надбавок за вредные условия труда, за выслугу лет в системе национальной гидрометеорологической службы, другие условия оплаты труда, а также размер материальной помощи определяются Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законами Украины.
На период работы в системе национальной гидрометеорологической службы ее сотрудники могут обеспечиваться служебными жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством.
Работники национальной гидрометеорологической службы подлежат обязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.
Законодательством могут устанавливаться и другие гарантии работникам национальной гидрометеорологической службы.
Неправомерное вмешательство в гидрометеорологической деятельности работника национальной гидрометеорологической службы влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
Государственная система гидрометеорологических наблюдений национальной гидрометеорологической службы состоит из стационарных и передвижных пунктов и технических средств наблюдений:
приземных метеорологических;
гелиогеофизических;
аэрологических;
метеорологических радиолокационных;
метеорологических авиационных и спутниковых;
агрометеорологических;
гидрологических (речных, озерных, морских)
специализированных гидрометеорологических;
базовых наблюдений за химическим и радиоактивным загрязнением окружающей среды.
Размещение пунктов государственной системы гидрометеорологических наблюдений осуществляется по решению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, с учетом необходимости обеспечения всестороннего изучения гидрометеорологического режима, уровня загрязнения окружающей природной среды Украины, гидрометеорологического прогнозирования и обеспечения.
Объем работ и количество пунктов специализированных гидрометеорологических наблюдений, выполняемых по заказу, устанавливаются по согласованию с заказчиками, для нужд которых выполняются эти работы.
Управление деятельностью государственной системы гидрометеорологических наблюдений осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности? через его центральную геофизическую обсерваторию, главные центры по направлениям деятельности, центр по гидрометеорологии Автономной Республики Крым, региональные, областные центры по гидрометеорологии, обсерватории, гидрометеорологические бюро, гидрометеорологические и специализированные станции.
С целью предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на процесс проведения гидрометеорологических, гелиогеофизических наблюдений и базовых наблюдений за загрязнением окружающей природной среды, проводимых гидрометеорологическими станциями и постами, и сохранение их репрезентативности вокруг этих объектов устанавливаются охранные зоны.
В охранных зонах запрещается размещение и эксплуатация объектов, которые могут негативно влиять на качество наблюдений, создавать опасность для работников, которые их проводят, препятствовать нормальному функционированию гидрометеорологических станций и постов.
Порядок установления охранных зон вокруг объектов, предназначенных для гидрометеорологических наблюдений и других видов гидрометеорологической деятельности, режим их использования устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Программа и объемы гидрометеорологических наблюдений и порядок проведения измерений определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности.
Средства измерительной техники, которые используются во время гидрометеорологических работ, должны пройти поверку (аттестацию), а соответствующие методики выполнения измерений должны быть аттестованы в порядке, установленном законодательством.
Порядок сертификации средств измерений общетехнического и гидрометеорологического назначения устанавливается законодательством.
Материалы гидрометеорологических наблюдений подлежат обязательному государственному учету и государственной регистрации с целью их обобщения, хранения и использования.
Субъекты гидрометеорологической деятельности независимо от форм собственности, кроме пользователей, в обязательном порядке передают материалы гидрометеорологических наблюдений на хранение центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности.
Государственный учет, регистрация и хранение материалов гидрометеорологических наблюдений производятся отраслевым государственным архивом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности.
Положение об отраслевом государственном архиве утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архивного дела.
Виды гидрометеорологического обеспечения и порядок его осуществления определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности.
Обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения гидрометеорологической информацией общего пользования осуществляется бесплатно.
Гидрометеорологическом обеспечении Вооруженных Сил Украины осуществляется:
в мирное время - согласно положению, которое утверждается центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности и по вопросам национальной безопасности в сфере обороны;
в особый период - по установленным законодательством порядком работы в этот период органов государственной власти и хозяйственного комплекса.
Гидрометеорологическое обслуживание и предоставление других услуг в сфере гидрометеорологической деятельности осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере управления центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, за плату в размерах и формах, определяется на договорных началах.
Перечень гидрометеорологической информации и других услуг за плату, устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности.
Государственное регулирование в сфере гидрометеорологической деятельности осуществляется путем формирования государственной политики в этой сфере и контроля за соблюдением законодательства при ее производстве.
Государственный контроль в сфере гидрометеорологической деятельности обеспечивает центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, обеспечивает проверку:
применения средств измерительной техники и методик выполнения измерений, используемых при проведении гидрометеорологических наблюдений;
качество, комплексность и единство гидрометеорологических наблюдений, соблюдения законодательства о проведении гидрометеорологических наблюдений, их обработки и хранения;
соблюдения требований законодательства по обеспечению и обслуживанию органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, определенных этим Законом, необходимой гидрометеорологической информацией;
своевременность и правильность ведения государственного учета, регистрации гидрометеорологической информации и банка гидрометеорологических данных, а также осуществление передачи гидрометеорологических материалов в отраслевой государственного гидрометеорологического архива центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности.
{Абзац шестой части второй статьи 19 исключен на основании Закона N 3370-IV от 19.01.2006}
(Статья 20 исключена на основании Закона N 3370-IV от 19.01.2006)
Финансирование деятельности национальной гидрометеорологической службы осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
Порядок использования средств Государственного бюджета Украины на осуществление гидрометеорологической деятельности устанавливается законодательством.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, может создавать фонд поддержки национальной гидрометеорологической службы. Порядок формирования и использования средств фонда устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с законодательством.
Источниками поступлений в этот фонд могут быть:
средства, полученные за гидрометеорологическое обслуживание и предоставление гидрометеорологических и других услуг;
добровольные взносы юридических и физических лиц;
другие источники, не запрещенные законодательством Украины.
Материально-техническое обеспечение деятельности национальной гидрометеорологической службы осуществляется в соответствии с государственными целевыми программами.
Техническое оборудование, материалы и оборудование могут предоставляться национальной гидрометеорологической службе на основании договоров, в том числе международных, а также как благотворительные взносы.
Украина осуществляет международное сотрудничество в сфере гидрометеорологической деятельности в соответствии с международными двусторонних и многосторонних договоров, способствует формированию и развитию единых международных глобальных и региональных гидрометеорологических и связанных с ними геофизических систем наблюдений и обмена информацией.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, по поручению Кабинета Министров Украины принимает участие в подготовке международных договоров Украины, представляет и защищает интересы Украины по вопросам гидрометеорологической деятельности, взаимодействует с международными организациями и национальными гидрометеорологическими службами других стран, а также заключает международные договоры межведомственного характера.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, координирует международную деятельность по этим вопросам, осуществляемой другими юридическими и физическими лицами Украины.
Нарушениями законодательства в сфере гидрометеорологической деятельности являются:
несоблюдение требований по хозяйственной и иной деятельности в охранных зонах пунктов гидрометеорологических наблюдений;
уничтожения или повреждения гидрометеорологических сооружений, оборудования и приборов;
несоблюдение стандартов, нормативов, регламентов эксплуатации технических средств и приборов общетехнического и гидрометеорологического назначения, которые могут негативно влиять на качество и объективность гидрометеорологических данных;
производства гидрометеорологической деятельности средствами, которые могут негативно влиять на погоду, климат, окружающую природную среду;
создание препятствий в осуществлении государственного контроля за гидрометеорологической деятельностью;
предоставление или распространение заведомо ложных гидрометеорологических сведений;
(Абзац восьмой части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 3370-IV от 19.01.2006)
незаконное вмешательство в производство гидрометеорологической деятельности.
Законодательством Украины может предусматриваться ответственность и за другие нарушения в сфере гидрометеорологической деятельности.
Лица, виновные в нарушении законодательства в сфере гидрометеорологической деятельности, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Глава X
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины разработать и привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.