Закон Украины О принципах предотвращения и противодействия коррупции

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

1. В этом Законе термины употребляются в таком значении:

непосредственное подчинение - отношения прямой организационной или правовой зависимости подчиненного лица от ее руководителя, в том числе через решение вопросов приема на работу, увольнения, применения поощрений, дисциплинарных взысканий, предоставление указаний, поручений, контроля за их выполнением;

близкие лица - супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом , указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона;

конфликт интересов - противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которой может повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или несовершение действий при выполнении предоставленных ему служебных полномочий;

коррупционное правонарушение - умышленное деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное лицом, указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона, за которое законом установлена ​​уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность;

коррупция - использование лицом, указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона, предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятие обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в части первой статьи 4 настоящего Закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей;

неправомерная выгода - денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают безвозмездно или по цене, ниже минимальной рыночной;

члены семьи - лица, состоящие в браке, их дети, лица, находящиеся под опекой и попечительством, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке.



Статья 2. Законодательство в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Отношения, возникающие в сфере предотвращения и противодействия коррупции, регулируются настоящим Законом, другими законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также принятыми на их выполнение другими нормативно-правовыми актами.

2. Действие настоящего Закона и предусмотренные им ограничения распространяются на всех лиц, определенных субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, в пределах, установленных настоящим Законом.

Статья 3. Основные принципы предотвращения и противодействия коррупции

1. Деятельность по предотвращению и противодействию коррупции основывается на принципах:

верховенства права;

законности;

комплексного осуществления правовых, политических, социально-экономических, информационных и других мероприятий;

приоритетности мер;

неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участия общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции, государственной защиты лиц, оказывающих помощь в осуществлении таких мер;

обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, возмещение убытков, вреда, причиненного коррупционным правонарушениям.

Статья 4. Субъекты ответственности за коррупционные правонарушения

1. Субъектами ответственности за коррупционные правонарушения являются:

1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:

а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти , которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым;

б) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов;

в) государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;

г) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формирований;

г) судьи Конституционного Суда Украины, другие профессиональные судьи, Председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, Председатель, заместитель Председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции, народные заседатели и присяжные;

д) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, лица начальствующего состава налоговой милиции;

е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы;

е) члены Центральной избирательной комиссии;

ж) должностные и служебные лица других органов государственной власти;

2) лица, которые для целей настоящего Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления:

а) должностные лица юридических лиц публичного права, которые не указаны в пункте 1 части первой настоящей статьи, но получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета;

б) лица, не являющиеся государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичные услуги;

в) должностные лица иностранных государств, а также иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном к судебному;

г) должностные лица международных организаций, а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, и судьи и должностные лица международных судов;

3) лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, соответствии с законом;

4) должностные лица юридических лиц, физические лица - в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1, 2 части первой настоящей статьи, или при участии этих лиц другими лицами неправомерной выгоды.

Статья 5. Субъекты, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции

1. Президент Украины, Верховная Рада Украины, органы прокуратуры Украины осуществляют меры по предотвращению и противодействию коррупции в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины.

2. Органы государственной власти осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции или участвуют в их осуществлении в пределах полномочий, определенных законами и иными изданными на их основе нормативно-правовыми актами.

3. Кабинет Министров Украины направляет и координирует работу органов исполнительной власти относительно предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.

4. Координацию реализации органами исполнительной власти определенной Президентом Украины антикоррупционной стратегии осуществляет специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики, который образуется Президентом Украины и действует в соответствии с требованиями, установленными законом.

5. Специально уполномоченные субъекты непосредственно осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению, пресечению и расследованию коррупционных правонарушений.

Специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции являются органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, если иное не предусмотрено законом.

Координацию деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции осуществляют в пределах предоставленных полномочий, определенных законами, Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

6. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении, а в установленных законом случаях - в осуществлении мероприятий по пресечению коррупционных правонарушений, восстановлении нарушенных прав или интересов физических и юридических лиц, интересов государства, а также в информационном и научно-исследовательском обеспечении осуществления мероприятий относительно предотвращения и противодействия коррупции, в международном сотрудничестве в этой сфере, являются:

1) уполномоченные подразделы органов государственной власти;

2) местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления;

3) предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности и формы собственности, их должностные и служебные лица, а также граждане, объединения граждан с их согласия.

7. Должностные и служебные лица органов государственной власти, должностные лица местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений обязаны в пределах своих полномочий принять меры по прекращению такого правонарушения и немедленно письменно уведомить о его совершении специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.

Раздел II
МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
И противодействия коррупции
Статья 6. Ограничения относительно использования служебного положения

1. Лицам, указанным в пунктах 1-3 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц, в том числе:

1) неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов;

2) неправомерно способствовать назначению на должность лица;

3) неправомерно вмешиваться в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц;

4) неправомерно предоставлять преимущество физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием нормативно-правовых актов и принятием решений, утверждением выводов.



Статья 7. Ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности

1. Лицам, указанным в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается:

1) заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;

2) входить в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли, принадлежащих государству или территориальной общине, и представляют интересы государства или территориальной общины в совете общества, ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.

2. В случае если Конституцией и законами Украины для отдельных должностей установлены специальные ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, то их соблюдение обеспечивается специальными процедурами.

3. Ограничения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не распространяются на депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов, членов Высшего совета юстиции, народных заседателей и присяжных.



Статья 8. Ограничения относительно получения подарков (пожертвований)

1. Лицам, указанным в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается непосредственно или через других лиц получать подарки от юридических или физических лиц:

1) за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, принимаемых совершаются как непосредственно таким лицом, так и при ее содействии другими должностными лицами и органами;

2) если лицо, которое дарит подарок, находится в подчинении такого лица.

2. Лица, указанные в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, могут принимать подарки, которые отвечают общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвования, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, если стоимость таких подарков не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, установленной на день принятия дара, однократно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных из одного источника в течение года, - одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.

Предусмотренное данной частью ограничения по стоимости подарков не распространяется на подарки, которые:

1) дарятся близкими лицами;

2) получаемые как общедоступные скидки на товары, услуги, общедоступные выигрыши, призы, премии, бонусы.

3. Подарки, полученные лицами, указанными в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, являются соответственно государственной или коммунальной собственностью и передаются органу, учреждению или организации в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.



Статья 9. Ограничения относительно работы близких лиц

1. Лица, указанные в подпунктах "а", "в" - "ж" пункта 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, не могут иметь в непосредственном подчинении близких им лиц или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.

Лица, указанные в подпунктах "а", "в" - "ж" пункта 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, обязаны сообщить руководству органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких им лиц.

Положения абзацев первого и второго этой части не распространяются на:

1) народных заседателей и присяжных;

2) близких лиц, непосредственно подчиненные друг другу в связи с пребыванием каждого из них на выборной должности;

3) лиц, работающих в сельской местности, горных населенных пунктах;

4) лиц, работающих в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта;

5) других лиц, определенных законом.

2. В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования части первой настоящей статьи, соответствующие лица, близкие им лица принимают меры по устранению таких обстоятельств в пятнадцатидневный срок.

Если в указанный срок эти обстоятельства добровольно не устранены, соответствующие лица или близкие им лица в месячный срок с момента возникновения обстоятельств подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, исключающую непосредственное подчинение.

В случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в подчинении, подлежит освобождению от занимаемой должности.

3. Лицам, указанным в подпунктах "а", "в" - "ж" пункта 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается принимать участие в работе коллегиальных органов при рассмотрении вопросов о назначении на должность близких им лиц и в любой другой способ влиять на принятие такого решения.



Статья 10. Ограничения относительно лиц, которые уволились с должностей или прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства, местного самоуправления

1. Лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, указанным в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, которые уволились с должности или иным образом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, в течение года со дня ее прекращения запрещается :

1) заключать трудовые договоры или совершать сделки в сфере предпринимательской деятельности с предприятиями, учреждениями или организациями независимо от формы собственности, если лица, указанные в абзаце первом настоящей части, за год до дня прекращения выполнения функций государства или местного самоуправления осуществляли полномочия по контролю, надзору или подготовки или принятия соответствующих решений относительно деятельности этих предприятий, учреждений и организаций;

2) разглашать или использовать иным образом в своих интересах информацию, которая стала им известна в связи с выполнением служебных полномочий, кроме случаев, установленных законом;

3) представлять интересы любого лица по делам, в которых другой стороной является орган, в котором они работали.



Статья 11. Специальная проверка лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления

{Статья 11 вступает в силу с 1 января 2012 года - см.. 1 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" настоящего Закона}

1. Отношении лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, проводится специальная проверка, в том числе относительно сведений, представленных лично.

Организация проведения специальной проверки возлагается на руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, на занятие должности в котором претендует лицо, кроме случаев, установленных законом.

До проведения специальной проверки привлекаются специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции, а в случае необходимости - другие центральные органы исполнительной власти.

2. Специальной проверке подлежат сведения о лице, которое претендует на занятие должности, указанной в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, а именно:

1) привлечение лица к уголовной ответственности, в том числе за коррупционные правонарушения, наличия судимости, ее снятия, погашения;

2) факта, что лицо подвергнуто, подвергалась ранее административным взысканиям за коррупционные правонарушения;

3) достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера;

4) наличия у лица корпоративных прав;

5) состояния здоровья, образования, наличия ученой степени, ученого звания, повышения квалификации.

3. Специальная проверка проводится в пятнадцатидневный срок с письменного согласия лица, которое претендует на занятие должности.

В случае непредоставления лицом такого согласия вопрос о назначении ее на должность не рассматривается.

В случае установления по результатам специальной проверки факта представления претендентом на должность неправдивых сведений о себе должностное лицо, осуществляющее назначение на эту должность, отказывает претенденту в назначении на должность, а также в течение трех рабочих дней уведомляет о выявленном факте правоохранительные органы для реагирования в установленном законом порядке, кроме случаев, определенных законом.

Решение об отказе в назначении на должность на основании, указанном в абзаце третьем настоящей части, может быть обжаловано в суд.

Порядок организации проведения специальной проверки утверждается Президентом Украины.

4. Для проведения специальной проверки лицо, которое претендует на занятие должности, подает в соответствующий орган:

1) письменное согласие на проведение специальной проверки;

2) автобиографию;

3) копию документа, удостоверяющего личность;

4) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, прилагаемой к настоящим Законом;

5) копии документов об образовании, ученые звания и научные степени;

6) медицинскую справку о состоянии здоровья по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Украины;

7) копию военного билета;

8) справку о допуске к государственной тайне.

5. После получения письменного согласия лица, которое претендует на занятие должности, на проведение специальной проверки орган, на должность в котором претендует лицо, не позднее следующего дня направляет в соответствующие органы государственной власти, к компетенции которых относится проведение специальной проверки сведений, предусмотренных в части второй настоящей статьи, запрос о проверке сведений в отношении лица, претендующего на занятие соответствующей должности.

Запрос подписывает руководитель органа, на должность в котором претендует лицо, а в случае его отсутствия - лицо, исполняющее обязанности руководителя, или один из его заместителей в соответствии с распределением функциональных обязанностей.

К запросу прилагаются копии документов, указанных в части четвертой настоящей статьи.

6. Информация о результатах специальной проверки, подписанное руководителем органа, осуществлявшего проверку, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, или заместителем руководителя органа в соответствии с распределением функциональных обязанностей, подается в орган, который направил соответствующий запрос, в семидневный срок с даты поступления запроса.

Орган, на должность в котором претендует лицо, на основании полученной информации готовит справку о результатах специальной проверки.

Лица, в отношении которых проведена специальная проверка, имеют право на ознакомление со справкой о результатах специальной проверки и в случае несогласия с результатами проверки могут подавать указанным органам свои замечания в письменной форме.

7. Информация о результатах специальной проверки и документы относительно ее проведения являются конфиденциальными, если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну. Такие документы хранятся в порядке, установленном в соответствии с законом.



Статья 12. Финансовый контроль

1. Субъекты декларирования, обязаны ежегодно до 1 апреля подавать по месту работы (службы ) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, прилагаемой к настоящему Закону.

 

Субъекты декларирования, которые не имели возможности подать до 1 апреля по месту работы (службы ) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год из-за пребывания в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности, пребывания за пределами Украины, под стражей, подают такую ​​декларацию за отчетный год до 31 декабря. Субъекты декларирования освобожденных или иным образом прекращают деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, подают декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за период, не охваченный ранее поданным декларациям. Субъекты декларирования, освободившиеся или иным образом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, обязаны в течение одного года подавать по своему последнему месту работы ( службы ) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, определенным настоящим Законом.

 

2. Сведения, указанные в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, народных депутатов Украины, Премьер - министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и судей Конституционного Суда Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, председателей и судей высших специализированных судов Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей, Председателя Национального банка Украины, Председателя Счетной палаты, Председателя и членов Высшего совета юстиции, членов Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Председателя и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, первых заместителей и заместителей министров, заместителей министров - руководителей аппаратов, руководителей других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым и их заместителей, членов коллегиальных государственных органов ( комиссий, советов ), сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе (в случае ее образования ), районного, областного совета и их заместителей, руководителей исполнительных органов сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их образования) советов и их заместителей, секретаря сельского, поселкового, городского совета подлежат обнародованию в течение 30 дней со дня их представления путем размещения на официальных сайтах или опубликования в официальных печатных изданиях соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления. Соответствующие сведения, размещенные на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления, публикуются на срок не менее одного года.

 

Сведения о регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или серии и номера паспорта гражданина Украины, а также регистрации места жительства, даты рождения декларанта, местонахождение объектов, которые приводятся в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, является информацией с ограниченным доступом и обнародованию не подлежат.

 

3. При открытии субъектом декларирования или членом его семьи валютного счета в учреждении банка - нерезидента такое лицо обязано в десятидневный срок письменно уведомить об этом орган доходов и сборов по месту жительства с указанием номера счета и местонахождения банка - нерезидента.

 

4. Порядок хранения документов и использования сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, и сведений, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, утверждается Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями, установленными законом.

 

5. Лицо, претендующее на занятие должности, указанной в пункте 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, до назначения или избрания на соответствующую должность подает в установленном законом порядке декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, прилагаемой к настоящему Закону.

 

6. С целью обеспечения открытости и прозрачности деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, уполномоченными подразделениями проводятся:

 

1) проверка фактов своевременности представления деклараций;

 

2 ) проверка деклараций на наличие конфликта интересов;

 

3 ) логический и арифметический контроль деклараций.

 

7. Проверка факта своевременности представления декларации осуществляется в течение пятнадцати рабочих дней со дня, в который такая декларация должна быть подана.

 

8. Проверка декларации на наличие конфликта интересов субъекта декларирования осуществляется в течение тридцати дней со дня подачи декларации и заключается в сравнении служебных обязанностей субъекта декларирования с его и членов его семьи финансовыми интересами.

 

9. Логический и арифметический контроль декларации осуществляется в течение тридцати дней со дня представления декларации в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование государственной налоговой политики, и Министерством юстиции Украины.

 

В случае выявления при проверке декларации арифметических или логических ошибок уполномоченное подразделение безотлагательно письменно уведомляет об этом соответствующего субъекта декларирования, который имеет право в течение пяти дней со дня получения уведомления подать уполномоченному подразделения письменное объяснение и / или исправленную декларацию.

 

В связи с проведением логического и арифметического контроля декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера субъекта декларирования уполномоченное подразделение имеет право запрашивать в государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности в отношении указанных сведений.

 

Государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которым направлен запрос уполномоченного подразделения, обязаны не позднее десяти рабочих дней со дня получения запроса представить копии необходимых документов или соответствующую информацию.

 

10. В случае установления по результатам предусмотренных настоящей статьей проверок признаков правонарушения уполномоченное подразделение письменно уведомляет руководителя соответствующего государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым, его аппарата, органа местного самоуправления, юридического лица публичного права и правоохранительные органы ";



Статья 13. Кодексы поведения

1. Общие требования к поведению лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих служебных полномочий, основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение этих требований устанавливаются законом.

2. Законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими организацию и порядок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставления отдельных видов государственных услуг или порядок деятельности категорий лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, местного самоуправления, могут устанавливаться специальные требования относительно поведения таких лиц .

3. Государство способствует закреплению норм профессиональной этики и других требований относительно осуществления отдельных видов деятельности в кодексах поведения предпринимателей, представителей соответствующих профессий.



Статья 14. Урегулирование конфликта интересов

1. Лица, указанные в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, обязаны:

1) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

2) сообщать безотлагательно непосредственного руководителя о наличии конфликта интересов.

2. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, порядок предоставления отдельных видов государственных услуг и осуществления других видов деятельности, связанных с выполнением функций государства, местного самоуправления, должны предусматривать порядок и пути урегулирования конфликта интересов .



Статья 15. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов

1. С целью выявления в проектах нормативно-правовых актов норм, которые могут способствовать совершению коррупционных правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению Министерство юстиции Украины проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов.

Порядок и методология проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и порядок обнародования ее результатов определяются Министерством юстиции Украины.

Результаты антикоррупционной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению при принятии решения относительно издания соответствующего нормативно-правового акта.

2. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты законов Украины, актов Президента Украины, других нормативно-правовых актов, разрабатываемых Кабинетом Министров Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти.

3. По инициативе физических лиц, объединений граждан, юридических лиц может проводиться общественная антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов.

Проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и обнародование ее результатов осуществляются за счет соответствующих физических лиц, объединений граждан, юридических лиц или других источников, не запрещенных законодательством.

Статья 16. Требования по прозрачности информации

1. Лицам, указанным в пунктах 1-3 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается:

1) отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой этим физическим или юридическим лицам предусмотрено законом;

2) предоставлять несвоевременно, недостоверную или не в полном объеме информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с законом.

2. Не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом информация о:

1) размерах, видах благотворительной и другой помощи, предоставляемой физическим и юридическим лицам или получаемой от них лицами, указанными в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона;

2) размеры, виды оплаты труда лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, а также полученные этими лицами по договорам, подлежащим обязательной государственной регистрации, подарки.



Статья 17. Запрет на получение услуг и имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Органам государственной власти, органам местного самоуправления запрещается получать от физических, юридических лиц безвозмездно услуг и имущества, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами Украины.

Раздел III
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Статья 18. Участие общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции

1. Объединения граждан, их члены или уполномоченные представители, а также отдельные граждане в деятельности по предупреждению, выявлению и противодействию коррупционным правонарушениям имеют право:

1) сообщать о выявленных фактах совершения коррупционных правонарушений специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, другим органам, указанным в статье 5 настоящего Закона, руководству и коллективу предприятия, учреждения или организации, в которых были совершены эти правонарушения, а также общественности;

2) запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления в объемах и порядке, не запрещенных законом, информацию о деятельности относительно предотвращения и противодействия коррупции;

3) проводить, заказывать проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, подавать по результатам экспертизы предложения в соответствующие органы государственной власти;

4) участвовать в парламентских слушаниях и других мероприятиях по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;

5) вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по совершенствованию законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере предотвращения и противодействия коррупции;

6) проводить, заказывать проведение исследований, в том числе научных, социологических и т.п., по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;

7) проводить мероприятия по информированию населения по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;

8) осуществлять общественный контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции, с использованием при этом таких форм контроля, которые не противоречат законодательству.

2. Объединению граждан, физическому, юридическому лицу не может быть отказано в предоставлении доступа к информации относительно компетенции субъектов, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, а также по основным направлениям их деятельности. Такая информация предоставляется в порядке, установленном законом.

3. Законопроекты и проекты других нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление льгот, преимуществ отдельным субъектам хозяйствования, а также делегирование полномочий органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, с целью их общественного обсуждения размещаются на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления безотлагательно, но не позднее дня, следующего за днем ​​их внесения надлежащим субъектом в соответствующий орган государственной власти или органа местного самоуправления.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обобщают результаты общественного обсуждения законопроектов и проектов других нормативно-правовых актов, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, и обнародуют их в средствах массовой информации.



Статья 19. Информирования общественности о мерах по предотвращению и противодействию коррупции

1. Специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции обязаны ежегодно не позднее 10 февраля обнародовать информацию о принятых мерах по противодействию коррупции и о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

2. Специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики ежегодно не позднее 15 апреля готовит и обнародует в определенном Кабинетом Министров Украины порядке отчет о результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции.

В отчете должны отображаться следующие сведения:

1) статистические данные о результатах деятельности специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции с обязательным указанием следующих данных:

а) количество лиц, в отношении которых вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемого и составлены протоколы о совершении административных коррупционных правонарушений;

б) количество лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда и на которых наложено административное взыскание за коррупционное правонарушение;

в) сведения отдельно по категориям лиц, указанных в части первой статьи 4 настоящего Закона, и по видам ответственности за коррупционные правонарушения;

г) сведения о размере причиненного коррупционными правонарушениями убытков, состоянии и объемах их возмещения;

2) обобщенные результаты антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

3) информация о результатах выполнения органами государственной власти мер по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе в рамках международного сотрудничества;

4) результаты социологических исследований, проводимых государственными и негосударственными научно-исследовательскими учреждениями, по вопросам распространения коррупции;

5) информация о реализации определенной Президентом Украины антикоррупционной стратегии.



Статья 20. Государственная защита лиц, оказывающих помощь в предупреждении и противодействии коррупции

1. Лица, которые оказывают помощь в предотвращении и противодействии коррупции, находятся под защитой государства. Государство обеспечивает осуществление правоохранительными органами правовых, организационно-технических и других мероприятий, направленных на защиту от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, жилье и другое имущество лиц, оказывающих помощь в предупреждении и противодействии коррупции, а также близких им лиц.

2. Государственная защита лиц, оказывающих помощь в предупреждении и противодействии коррупции, осуществляется согласно Закону Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве".

Раздел IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Статья 21. Виды ответственности за коррупционные правонарушения

1. За совершение коррупционных правонарушений лица, указанные в части первой статьи 4 настоящего Закона, привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

2. Сведения о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в трехдневный срок со дня вступления соответствующего решения суда в законную силу, привлечения к гражданско-правовой ответственности, наложении дисциплинарного взыскания заносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, формируется и ведется Министерством юстиции Украины. Положение о Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения, порядок формирования и ведения этого реестра утверждается Министерством юстиции Украины.



Статья 22. Особенности увольнения с работы лиц, совершивших коррупционные правонарушения

1. Лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий на должности в порядке, определенном законом, до рассмотрения дела судом, если иное не предусмотрено Конституцией и законами Украины.

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном коррупционное правонарушение, если иное не предусмотрено Конституцией и законами Украины, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа, в котором она работает, до окончания рассмотрения дела судом.

В случае прекращения производства по делу об административном коррупционное правонарушение в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстранен от исполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.

2. Досрочное прекращение полномочий лица на выборной должности, прекращения полномочий должностного лица в должности, увольнения, осуществляется по решению Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, освобождение военного должностного лица с военной службы в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение , а также отстранение такого лица от исполнения служебных полномочий в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, осуществляется с учетом особенностей, определенных Конституцией и законами Украины.

Другие лица, которые привлечены к уголовной или административной ответственности за коррупционные правонарушения, связанные с нарушением ограничений, предусмотренных настоящим Законом, подлежат увольнению с соответствующих должностей в трехдневный срок со дня получения органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией копии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу, если иное не предусмотрено законом.

3. Об освобождении лица от должности в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, связанное с нарушением ограничений, предусмотренных настоящим Законом, руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок письменно уведомляет суд, постановил обвинительный приговор или принял постановление о наложении административного взыскания за коррупционное правонарушение, и специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам государственной службы. Порядок информирования специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам государственной службы о лицах, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, освобожденных в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

4. С целью выявления причин и условий, способствовавших совершению коррупционного правонарушения или невыполнению требований этого Закона, по представлению специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции по решению руководителя органа, в котором работает лицо, совершившее такое правонарушение, проводится служебное расследование в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

5. Ограничение относительно запрещения лицу, уволенному с должности в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства, местного самоуправления, или, что приравнивается к этой деятельности, устанавливается исключительно по мотивированному решению суда, если иное не предусмотрено законом.

Раздел V
УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ правонарушений
Статья 23. Возмещение убытков, вреда, причиненных государству в результате совершения коррупционного правонарушения

1. Ущерб, вред, нанесенный государству в результате совершения коррупционного правонарушения, подлежат возмещению в установленном законом порядке.

Статья 24. Незаконные нормативно-правовые акты и сделки

1. Нормативно-правовые акты, решения, изданные в результате совершения коррупционного правонарушения, могут быть отменены органом или должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, решений или признаны незаконными в судебном порядке по заявлению заинтересованного физического лица, объединения граждан, юридического лица , прокурора, органа государственной власти, органа местного самоуправления.

2. Сделка, заключенная вследствие коррупционного правонарушения, является ничтожной.

Статья 25. Восстановление прав и законных интересов и возмещение убытков, вреда, причиненных физическим и юридическим лицам вследствие совершения коррупционного правонарушения

1. Физические и юридические лица, права которых нарушены вследствие совершения коррупционного правонарушения и которым причинен моральный или имущественный вред, убытки, имеют право на восстановление прав, возмещение убытков, вреда в установленном законом порядке.

2. Ущерб, вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных решений, действий или бездеятельности субъекта, который осуществляет мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, возмещаются из Государственного бюджета Украины в установленном законом порядке. Государство, Автономная Республика Крым, орган местного самоуправления, которые возместили убытки, ущерб, причиненный незаконным решением, действиями или бездействием субъекта, осуществляющего мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, имеют право обратного требования к лицу, нанес ущерб, ущерб, в размере выплаченного возмещения. comm6 {color: # FfFfFf; font-style: italic}

Статья 26. Изъятие незаконно полученного имущества

1. Средства и иное имущество, полученные в результате совершения коррупционного правонарушения, подлежат конфискации по решению суда в установленном законом порядке, а средства в установленном судом размере стоимости незаконно полученных услуг или льгот - взысканию в пользу государства.

Раздел VI
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Статья 27. Контроль в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Верховная Рада Украины осуществляет парламентский контроль в сфере предотвращения и противодействия коррупции в пределах, определенных Конституцией Украины.

Органы государственной власти осуществляют контроль в сфере предотвращения и противодействия коррупции в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Статья 28. Общественный контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Общественный контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции осуществляется на основании и в порядке, определенном законом.

Статья 29. Прокурорский надзор

1. Надзор за соблюдением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Раздел VII
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 30. Международное сотрудничество в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Украина в соответствии с заключенными ею международными договорами осуществляет сотрудничество в сфере предотвращения и противодействия коррупции с иностранными государствами, международными организациями, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции.

2. Международная правовая помощь и другие виды международного сотрудничества по делам о коррупционных правонарушениях осуществляются компетентными органами в соответствии с законодательством и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 31. Международные договоры Украины в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. В случае если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о предотвращении и противодействии коррупции, применяются правила международных договоров.

Статья 32. Международный обмен информацией в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Компетентные органы Украины могут предоставлять соответствующим органам иностранных государств и получать от них информацию, в том числе с ограниченным доступом, по вопросам предотвращения и противодействия коррупции с соблюдением требований законодательства и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Предоставление органам иностранных государств информации по вопросам, связанных с предотвращением и противодействием коррупции, возможно только в случае, если эти органы и соответствующий компетентный орган Украины могут установить такой режим доступа к информации, который делает невозможным раскрытие информации для других целей или ее разглашение в любой любой способ, в том числе путем несанкционированного доступа.

Статья 33. Меры по возвращению в Украину средств и другого имущества, полученных в результате коррупционных правонарушений, и распоряжения изъятыми средствами и иным имуществом, полученными в результате коррупционных правонарушений

1. Украина осуществляет мероприятия по возвращению в Украину средств и другого имущества, полученных в результате коррупционных правонарушений, и распоряжается этими средствами и иным имуществом в соответствии с законодательством и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Заключительные положения