1. В этом Законе термины употребляются в таком значении:
непосредственное подчинение - отношения прямой организационной или правовой зависимости подчиненного лица от ее руководителя, в том числе через решение вопросов приема на работу, увольнения, применения поощрений, дисциплинарных взысканий, предоставление указаний, поручений, контроля за их выполнением;
близкие лица - супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом , указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона;
конфликт интересов - противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которой может повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или несовершение действий при выполнении предоставленных ему служебных полномочий;
коррупционное правонарушение - умышленное деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное лицом, указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона, за которое законом установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность;
коррупция - использование лицом, указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона, предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятие обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в части первой статьи 4 настоящего Закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей;
неправомерная выгода - денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают безвозмездно или по цене, ниже минимальной рыночной;
члены семьи - лица, состоящие в браке, их дети, лица, находящиеся под опекой и попечительством, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке.
1. Лицам, указанным в пунктах 1-3 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц, в том числе:
1) неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов;
2) неправомерно способствовать назначению на должность лица;
3) неправомерно вмешиваться в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц;
4) неправомерно предоставлять преимущество физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием нормативно-правовых актов и принятием решений, утверждением выводов.
1. Лицам, указанным в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается:
1) заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;
2) входить в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли, принадлежащих государству или территориальной общине, и представляют интересы государства или территориальной общины в совете общества, ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.
2. В случае если Конституцией и законами Украины для отдельных должностей установлены специальные ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, то их соблюдение обеспечивается специальными процедурами.
3. Ограничения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не распространяются на депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов, членов Высшего совета юстиции, народных заседателей и присяжных.
1. Лицам, указанным в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается непосредственно или через других лиц получать подарки от юридических или физических лиц:
1) за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, принимаемых совершаются как непосредственно таким лицом, так и при ее содействии другими должностными лицами и органами;
2) если лицо, которое дарит подарок, находится в подчинении такого лица.
2. Лица, указанные в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, могут принимать подарки, которые отвечают общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвования, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, если стоимость таких подарков не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, установленной на день принятия дара, однократно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных из одного источника в течение года, - одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.
Предусмотренное данной частью ограничения по стоимости подарков не распространяется на подарки, которые:
1) дарятся близкими лицами;
2) получаемые как общедоступные скидки на товары, услуги, общедоступные выигрыши, призы, премии, бонусы.
3. Подарки, полученные лицами, указанными в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, являются соответственно государственной или коммунальной собственностью и передаются органу, учреждению или организации в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
1. Лица, указанные в подпунктах "а", "в" - "ж" пункта 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, не могут иметь в непосредственном подчинении близких им лиц или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.
Лица, указанные в подпунктах "а", "в" - "ж" пункта 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, обязаны сообщить руководству органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких им лиц.
Положения абзацев первого и второго этой части не распространяются на:
1) народных заседателей и присяжных;
2) близких лиц, непосредственно подчиненные друг другу в связи с пребыванием каждого из них на выборной должности;
3) лиц, работающих в сельской местности, горных населенных пунктах;
4) лиц, работающих в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта;
5) других лиц, определенных законом.
2. В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования части первой настоящей статьи, соответствующие лица, близкие им лица принимают меры по устранению таких обстоятельств в пятнадцатидневный срок.
Если в указанный срок эти обстоятельства добровольно не устранены, соответствующие лица или близкие им лица в месячный срок с момента возникновения обстоятельств подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, исключающую непосредственное подчинение.
В случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в подчинении, подлежит освобождению от занимаемой должности.
3. Лицам, указанным в подпунктах "а", "в" - "ж" пункта 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается принимать участие в работе коллегиальных органов при рассмотрении вопросов о назначении на должность близких им лиц и в любой другой способ влиять на принятие такого решения.
1. Лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, указанным в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, которые уволились с должности или иным образом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, в течение года со дня ее прекращения запрещается :
1) заключать трудовые договоры или совершать сделки в сфере предпринимательской деятельности с предприятиями, учреждениями или организациями независимо от формы собственности, если лица, указанные в абзаце первом настоящей части, за год до дня прекращения выполнения функций государства или местного самоуправления осуществляли полномочия по контролю, надзору или подготовки или принятия соответствующих решений относительно деятельности этих предприятий, учреждений и организаций;
2) разглашать или использовать иным образом в своих интересах информацию, которая стала им известна в связи с выполнением служебных полномочий, кроме случаев, установленных законом;
3) представлять интересы любого лица по делам, в которых другой стороной является орган, в котором они работали.
{Статья 11 вступает в силу с 1 января 2012 года - см.. 1 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" настоящего Закона}
1. Отношении лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, проводится специальная проверка, в том числе относительно сведений, представленных лично.
Организация проведения специальной проверки возлагается на руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, на занятие должности в котором претендует лицо, кроме случаев, установленных законом.
До проведения специальной проверки привлекаются специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции, а в случае необходимости - другие центральные органы исполнительной власти.
2. Специальной проверке подлежат сведения о лице, которое претендует на занятие должности, указанной в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, а именно:
1) привлечение лица к уголовной ответственности, в том числе за коррупционные правонарушения, наличия судимости, ее снятия, погашения;
2) факта, что лицо подвергнуто, подвергалась ранее административным взысканиям за коррупционные правонарушения;
3) достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера;
4) наличия у лица корпоративных прав;
5) состояния здоровья, образования, наличия ученой степени, ученого звания, повышения квалификации.
3. Специальная проверка проводится в пятнадцатидневный срок с письменного согласия лица, которое претендует на занятие должности.
В случае непредоставления лицом такого согласия вопрос о назначении ее на должность не рассматривается.
В случае установления по результатам специальной проверки факта представления претендентом на должность неправдивых сведений о себе должностное лицо, осуществляющее назначение на эту должность, отказывает претенденту в назначении на должность, а также в течение трех рабочих дней уведомляет о выявленном факте правоохранительные органы для реагирования в установленном законом порядке, кроме случаев, определенных законом.
Решение об отказе в назначении на должность на основании, указанном в абзаце третьем настоящей части, может быть обжаловано в суд.
Порядок организации проведения специальной проверки утверждается Президентом Украины.
4. Для проведения специальной проверки лицо, которое претендует на занятие должности, подает в соответствующий орган:
1) письменное согласие на проведение специальной проверки;
2) автобиографию;
3) копию документа, удостоверяющего личность;
4) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, прилагаемой к настоящим Законом;
5) копии документов об образовании, ученые звания и научные степени;
6) медицинскую справку о состоянии здоровья по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Украины;
7) копию военного билета;
8) справку о допуске к государственной тайне.
5. После получения письменного согласия лица, которое претендует на занятие должности, на проведение специальной проверки орган, на должность в котором претендует лицо, не позднее следующего дня направляет в соответствующие органы государственной власти, к компетенции которых относится проведение специальной проверки сведений, предусмотренных в части второй настоящей статьи, запрос о проверке сведений в отношении лица, претендующего на занятие соответствующей должности.
Запрос подписывает руководитель органа, на должность в котором претендует лицо, а в случае его отсутствия - лицо, исполняющее обязанности руководителя, или один из его заместителей в соответствии с распределением функциональных обязанностей.
К запросу прилагаются копии документов, указанных в части четвертой настоящей статьи.
6. Информация о результатах специальной проверки, подписанное руководителем органа, осуществлявшего проверку, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, или заместителем руководителя органа в соответствии с распределением функциональных обязанностей, подается в орган, который направил соответствующий запрос, в семидневный срок с даты поступления запроса.
Орган, на должность в котором претендует лицо, на основании полученной информации готовит справку о результатах специальной проверки.
Лица, в отношении которых проведена специальная проверка, имеют право на ознакомление со справкой о результатах специальной проверки и в случае несогласия с результатами проверки могут подавать указанным органам свои замечания в письменной форме.
7. Информация о результатах специальной проверки и документы относительно ее проведения являются конфиденциальными, если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну. Такие документы хранятся в порядке, установленном в соответствии с законом.
1. Субъекты декларирования, обязаны ежегодно до 1 апреля подавать по месту работы (службы ) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, прилагаемой к настоящему Закону.
Субъекты декларирования, которые не имели возможности подать до 1 апреля по месту работы (службы ) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год из-за пребывания в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности, пребывания за пределами Украины, под стражей, подают такую декларацию за отчетный год до 31 декабря. Субъекты декларирования освобожденных или иным образом прекращают деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, подают декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за период, не охваченный ранее поданным декларациям. Субъекты декларирования, освободившиеся или иным образом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, обязаны в течение одного года подавать по своему последнему месту работы ( службы ) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, определенным настоящим Законом.
2. Сведения, указанные в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, народных депутатов Украины, Премьер - министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и судей Конституционного Суда Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, председателей и судей высших специализированных судов Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей, Председателя Национального банка Украины, Председателя Счетной палаты, Председателя и членов Высшего совета юстиции, членов Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Председателя и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, первых заместителей и заместителей министров, заместителей министров - руководителей аппаратов, руководителей других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым и их заместителей, членов коллегиальных государственных органов ( комиссий, советов ), сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе (в случае ее образования ), районного, областного совета и их заместителей, руководителей исполнительных органов сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их образования) советов и их заместителей, секретаря сельского, поселкового, городского совета подлежат обнародованию в течение 30 дней со дня их представления путем размещения на официальных сайтах или опубликования в официальных печатных изданиях соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления. Соответствующие сведения, размещенные на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления, публикуются на срок не менее одного года.
Сведения о регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или серии и номера паспорта гражданина Украины, а также регистрации места жительства, даты рождения декларанта, местонахождение объектов, которые приводятся в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, является информацией с ограниченным доступом и обнародованию не подлежат.
3. При открытии субъектом декларирования или членом его семьи валютного счета в учреждении банка - нерезидента такое лицо обязано в десятидневный срок письменно уведомить об этом орган доходов и сборов по месту жительства с указанием номера счета и местонахождения банка - нерезидента.
4. Порядок хранения документов и использования сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, и сведений, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, утверждается Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями, установленными законом.
5. Лицо, претендующее на занятие должности, указанной в пункте 1 и подпункте "а" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, до назначения или избрания на соответствующую должность подает в установленном законом порядке декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, прилагаемой к настоящему Закону.
6. С целью обеспечения открытости и прозрачности деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, уполномоченными подразделениями проводятся:
1) проверка фактов своевременности представления деклараций;
2 ) проверка деклараций на наличие конфликта интересов;
3 ) логический и арифметический контроль деклараций.
7. Проверка факта своевременности представления декларации осуществляется в течение пятнадцати рабочих дней со дня, в который такая декларация должна быть подана.
8. Проверка декларации на наличие конфликта интересов субъекта декларирования осуществляется в течение тридцати дней со дня подачи декларации и заключается в сравнении служебных обязанностей субъекта декларирования с его и членов его семьи финансовыми интересами.
9. Логический и арифметический контроль декларации осуществляется в течение тридцати дней со дня представления декларации в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование государственной налоговой политики, и Министерством юстиции Украины.
В случае выявления при проверке декларации арифметических или логических ошибок уполномоченное подразделение безотлагательно письменно уведомляет об этом соответствующего субъекта декларирования, который имеет право в течение пяти дней со дня получения уведомления подать уполномоченному подразделения письменное объяснение и / или исправленную декларацию.
В связи с проведением логического и арифметического контроля декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера субъекта декларирования уполномоченное подразделение имеет право запрашивать в государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности в отношении указанных сведений.
Государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которым направлен запрос уполномоченного подразделения, обязаны не позднее десяти рабочих дней со дня получения запроса представить копии необходимых документов или соответствующую информацию.
10. В случае установления по результатам предусмотренных настоящей статьей проверок признаков правонарушения уполномоченное подразделение письменно уведомляет руководителя соответствующего государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым, его аппарата, органа местного самоуправления, юридического лица публичного права и правоохранительные органы ";
1. Общие требования к поведению лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих служебных полномочий, основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение этих требований устанавливаются законом.
2. Законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими организацию и порядок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставления отдельных видов государственных услуг или порядок деятельности категорий лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, местного самоуправления, могут устанавливаться специальные требования относительно поведения таких лиц .
3. Государство способствует закреплению норм профессиональной этики и других требований относительно осуществления отдельных видов деятельности в кодексах поведения предпринимателей, представителей соответствующих профессий.
1. Лица, указанные в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, обязаны:
1) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
2) сообщать безотлагательно непосредственного руководителя о наличии конфликта интересов.
2. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, порядок предоставления отдельных видов государственных услуг и осуществления других видов деятельности, связанных с выполнением функций государства, местного самоуправления, должны предусматривать порядок и пути урегулирования конфликта интересов .
1. Лицам, указанным в пунктах 1-3 части первой статьи 4 настоящего Закона, запрещается:
1) отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой этим физическим или юридическим лицам предусмотрено законом;
2) предоставлять несвоевременно, недостоверную или не в полном объеме информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с законом.
2. Не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом информация о:
1) размерах, видах благотворительной и другой помощи, предоставляемой физическим и юридическим лицам или получаемой от них лицами, указанными в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона;
2) размеры, виды оплаты труда лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, а также полученные этими лицами по договорам, подлежащим обязательной государственной регистрации, подарки.
1. Объединения граждан, их члены или уполномоченные представители, а также отдельные граждане в деятельности по предупреждению, выявлению и противодействию коррупционным правонарушениям имеют право:
1) сообщать о выявленных фактах совершения коррупционных правонарушений специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, другим органам, указанным в статье 5 настоящего Закона, руководству и коллективу предприятия, учреждения или организации, в которых были совершены эти правонарушения, а также общественности;
2) запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления в объемах и порядке, не запрещенных законом, информацию о деятельности относительно предотвращения и противодействия коррупции;
3) проводить, заказывать проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, подавать по результатам экспертизы предложения в соответствующие органы государственной власти;
4) участвовать в парламентских слушаниях и других мероприятиях по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;
5) вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по совершенствованию законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере предотвращения и противодействия коррупции;
6) проводить, заказывать проведение исследований, в том числе научных, социологических и т.п., по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;
7) проводить мероприятия по информированию населения по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;
8) осуществлять общественный контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции, с использованием при этом таких форм контроля, которые не противоречат законодательству.
2. Объединению граждан, физическому, юридическому лицу не может быть отказано в предоставлении доступа к информации относительно компетенции субъектов, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, а также по основным направлениям их деятельности. Такая информация предоставляется в порядке, установленном законом.
3. Законопроекты и проекты других нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление льгот, преимуществ отдельным субъектам хозяйствования, а также делегирование полномочий органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, с целью их общественного обсуждения размещаются на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления безотлагательно, но не позднее дня, следующего за днем их внесения надлежащим субъектом в соответствующий орган государственной власти или органа местного самоуправления.
4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обобщают результаты общественного обсуждения законопроектов и проектов других нормативно-правовых актов, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, и обнародуют их в средствах массовой информации.
1. Специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции обязаны ежегодно не позднее 10 февраля обнародовать информацию о принятых мерах по противодействию коррупции и о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
2. Специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики ежегодно не позднее 15 апреля готовит и обнародует в определенном Кабинетом Министров Украины порядке отчет о результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции.
В отчете должны отображаться следующие сведения:
1) статистические данные о результатах деятельности специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции с обязательным указанием следующих данных:
а) количество лиц, в отношении которых вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемого и составлены протоколы о совершении административных коррупционных правонарушений;
б) количество лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда и на которых наложено административное взыскание за коррупционное правонарушение;
в) сведения отдельно по категориям лиц, указанных в части первой статьи 4 настоящего Закона, и по видам ответственности за коррупционные правонарушения;
г) сведения о размере причиненного коррупционными правонарушениями убытков, состоянии и объемах их возмещения;
2) обобщенные результаты антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов;
3) информация о результатах выполнения органами государственной власти мер по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе в рамках международного сотрудничества;
4) результаты социологических исследований, проводимых государственными и негосударственными научно-исследовательскими учреждениями, по вопросам распространения коррупции;
5) информация о реализации определенной Президентом Украины антикоррупционной стратегии.
1. За совершение коррупционных правонарушений лица, указанные в части первой статьи 4 настоящего Закона, привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.
2. Сведения о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в трехдневный срок со дня вступления соответствующего решения суда в законную силу, привлечения к гражданско-правовой ответственности, наложении дисциплинарного взыскания заносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, формируется и ведется Министерством юстиции Украины. Положение о Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения, порядок формирования и ведения этого реестра утверждается Министерством юстиции Украины.