Закон Украины О противоминной деятельности в Украине

Этот Закон определяет правовые и организационные основы осуществления противоминной деятельности в Украине и особенности государственного регулирования в соответствующей сфере.



Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) взрывоопасные предметы - любые боеприпасы, содержащие взрывчатые вещества, материалы ядерного деления или ядерного синтеза, а также биологические и химические вещества, которые включают в себя бомбы и боеголовки, крылатые и баллистические ракеты, артиллерийские, минометные, ракетные снаряды и боеприпасы к легкого стрелкового оружия, все разновидности мин, торпеды и глубинные бомбы, пиротехнические материалы, кассетные суббоеприпасы и их контейнеры, пиропатроны и пиротехнические устройства, електропирозапалы, замаскированные и самодельные взрывные устройства, а также б дь-либо сходные или связанные с этим элементы или компоненты, взрывоопасные по своей природе;

2) обнаружения взрывоопасного предмета - поиск и (или) идентификация взрывоопасного предмета;

3) гуманитарное разминирование - комплекс плановых мероприятий, проводимых с целью ликвидации опасности, связанной с минами и взрывоопасными предметами, и включают нетехническое и техническое обследование, маркировка и составления карт территории, очистка загрязненной территории, подготовку документации после разминирования, предоставление информации по противоминной деятельности и передачу очищенной территории;

4) демократический контроль в сфере противоминной деятельности - комплекс правовых, организационных, информационных мероприятий, осуществляемых в соответствии с законодательством Украины для обеспечения неуклонного соблюдения законности и открытости в деятельности субъектов противоминной деятельности, содействие их эффективной работе и надлежащему выполнению возложенных на них функций и полномочий;

5) загрязнена территория - любая территория (акватория), содержащего взрывоопасные предметы;

6) обезвреживание взрывоопасного предмета - специальные действия по блокированию или нейтрализации исполнительных механизмов взрывателей взрывоопасного предмета (изъятия подрывников с взрывоопасного предмета, изъятие взрывоопасного предмета с места установки), направленные на приведение взрывоопасного предмета в безопасное состояние, исключающее возможность его случайного взрыва;

7) уничтожение взрывоопасного предмета - перевод взрывоопасного предмета в недееспособен (безопасный) состояние путем подрыва, сжигания, механического или иного полного или частичного разрушения с обязательным соблюдением требований противоминной деятельности и предотвращением и минимизацией негативных для населения, инфраструктуры и окружающей среды последствий;

8) контроль качества - элемент процесса управления качеством разминирования, который обеспечивает соблюдение требований по ликвидации опасностей, связанных с взрывоопасными предметами, а также контроль за соблюдением требований по качеству разминирования;

9) обучение рискам, связанным с взрывоопасными предметами, - меры, направленные на уменьшение риска телесного повреждения, вызванного взрывоопасными предметами, путем повышения информированности населения;

10) оператор противоминной деятельности - предприятие, учреждение или организация независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, кроме предприятий, учреждений или организаций, расположенных на территории оффшорных зон или зарегистрированных на территории государств, в которых в соответствии с законодательством Украины и резолюциями Совета Безопасности Объединенных Наций, других международных организаций, решений Совета Европейского Союза, других межгосударственных объединений и иностранных государств применены санкции, или если они имеют происхождение из государства, визн ной государством-оккупантом по закону Украины и (или) признанной государством-агрессором по Украине согласно законодательству;

11) пострадавшие лица - отдельные лица или группы лиц, подвергшихся физических и психологических травм, финансовых потерь или законные права и интересы которых были нарушены использованием и (или) наличием взрывоопасных предметов или действиями или бездействием ответственных лиц, или члены семей лиц, погибших от взрывоопасных предметов;

12) противоминная деятельность - комплекс мероприятий, направленных на защиту национальных интересов Украины, а также на уменьшение и устранение последствий негативного воздействия взрывоопасных предметов на социально-экономические условия жизнедеятельности населения и окружающей среды;

13) разминирования - деятельность уполномоченных подразделений центральных органов исполнительной власти и операторов противоминной деятельности, проводимой с целью ликвидации опасностей, связанных с взрывоопасными предметами, и может иметь гуманитарный, военный или оперативный характер;

14) уполномоченные подразделения центральных органов исполнительной власти - подразделения, в состав которых входят специалисты по противоминной деятельности, находящихся в подчинении и (или) входят в сферу управления и (или) в состав:

центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику:

по вопросам национальной безопасности в военной сфере, сферах обороны и военного строительства в мирное время и особый период;

в сфере гражданской защиты;

в сферах обеспечения охраны прав и свобод человека, интересов общества и государства, противодействия преступности, поддержание общественной безопасности и правопорядка, а также предоставление полицейских услуг;

государственных органов, обеспечивающих общественную безопасность и порядок, государственную безопасность и защиту государственной границы Украины;

15) управление информацией в сфере противоминной деятельности - оказание поддержки и содействия субъектам противоминной деятельности в принятии решений, предоставлении отчетной документации и вопросах обработки информации;

16) управление качеством разминирования - комплекс мероприятий, направленных на организацию проведения процедур качества разминирования;

17) утилизация (уничтожение) избыточных боеприпасов - проведение подготовительных, организационных, научных, технических, производственных и других работ, направленных на безопасную для жизни и окружающей среды смену качественных, физических, химических и других свойств избыточных боеприпасов для предотвращения использования их по назначению, в том числе утилизация (уничтожение) методом подрыва (сжигания), выжигание взрывчатых веществ из корпусов боеприпасов, результатом которых является получение изделий спецхимии, взрыво- и пожароопасных элементов, металлолома, вто Ринне сырья, которые могут быть использованы в национальной экономике;

18) специалисты в области противоминной деятельности - физические лица, обладающие специальными знаниями и навыками в области противоминной деятельности и имеют соответствующую квалификацию по проведению работ по разминированию;

19) качество разминирования - соответствие выполненных мероприятий требованиям национальных стандартов противоминной деятельности с учетом требований государства по безопасности жизни и здоровья населения.

2. Другие термины в настоящем Законе используются в значениях, определенных национальными и международными стандартами, введенными в действие в соответствии с законодательством Украины.



Статья 2. Правовая основа противоминной деятельности в Украине

1. Правовой основой противоминной деятельности в Украине является Конституция Украины, этот Закон, другие законы Украины, Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и о взрывоопасных предметах - последствия войны к ней (Протокол V), другие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, другие нормативно-правовые акты, принимаемые во исполнение законов Украины.

2. В Украине действуют национальные стандарты в области противоминной деятельности, разрабатываются с учетом положений международных стандартов противоминной деятельности (IMAS), утвержденных Службой Организации Объединенных Наций по вопросам противоминной деятельности (UNMAS).

Национальные стандарты в области противоминной деятельности разрабатываются центром противоминных операций, соглашаются национальным органом по вопросам противоминной деятельности и утверждаются Кабинетом Министров Украины.



Статья 3. Цели и принципы противоминной деятельности в Украине

1. Основными целями противоминной деятельности в Украине являются:

1) уменьшение рисков, которые могут возникать в результате подрыва взрывоопасных предметов, в безопасное для жизни и здоровья населения уровня, что позволит использовать природные ресурсы очищенных от взрывоопасных предметов территорий в хозяйственных целях;

2) минимизация и предотвращение угроз наступления несчастных случаев от несанкционированного обращения с взрывоопасными предметами;

3) снижение социальной напряженности среди населения, проживающего на территориях или вблизи территорий, загрязненных взрывоопасными предметами;

4) сохранение и обеспечение воспроизводства уникальных экосистем в пределах территорий, загрязненных взрывоопасными предметами, без привлечения дополнительных инвестиций.

2. Основными принципами противоминной деятельности в Украине являются:

1) приоритетность защиты прав, законных интересов, жизни и здоровья человека, окружающей среды, ресурсов государства и обеспечения национальной безопасности при осуществлении мероприятий в сфере противоминной деятельности;

2) обеспечение верховенства права в сфере противоминной деятельности;

3) соблюдение законности в сфере противоминной деятельности;

4) обеспечение равенства прав субъектов хозяйствования в сфере противоминной деятельности;

5) государственное регулирование в сфере противоминной деятельности;

6) государственная поддержка противоминной деятельности, привлечения национальных и иностранных инвестиций и помощи в сфере противоминной деятельности;

7) последовательность формирования государственной политики в сфере противоминной деятельности;

8) эффективное использование научно-технического потенциала Украины в сфере противоминной деятельности в интересах национальной экономики и безопасности населения;

9) предотвращения проявлений коррупции в сфере противоминной деятельности;

10) обеспечение открытости и доступности информации в сфере противоминной деятельности;

11) обеспечение демократического контроля в сфере противоминной деятельности;

12) содействие международному сотрудничеству, сохранение и развитие международных связей в сфере противоминной деятельности с учетом национальных интересов.



Статья 4. Национальные интересы Украины в сфере противоминной деятельности

1. Государственная политика Украины в сфере противоминной деятельности определяется и реализуется на основе приоритетности национальных интересов Украины в сфере противоминной деятельности.

2. Национальным интересам Украины в сфере противоминной деятельности являются:

1) обеспечение безопасности населения и его жизнедеятельности;

2) минимизация негативного воздействия взрывоопасных предметов, их обезвреживание, удаление, уничтожение и утилизации на окружающую среду и хозяйственную деятельность;

3) предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с опасностью взрывоопасных предметов, гибели и травмирования людей в результате таких событий;

4) обеспечение гарантий реализации права человека и гражданина на достоверную информацию о наличии угрозы для жизни и здоровья на территориях и объектах, загрязненных и (или) вероятно загрязненных взрывоопасными предметами;

5) соблюдение и выполнение международных обязательств Украины в сфере противоминной деятельности;

6) приведение законодательства Украины в соответствие с международными стандартами противоминной деятельности (IMAS), разработанными и утвержденными Службой Организации Объединенных Наций по вопросам противоминной деятельности (UNMAS).



Статья 5. Основные составляющие противоминной деятельности в Украине

1. Основными составляющими противоминной деятельности в Украине являются:

1) обследование территории на предмет наличия в ее пределах взрывоопасных предметов, маркировка и составления карт территорий, загрязненных и (или) вероятно загрязненных взрывоопасными предметами;

2) очистки загрязненной территории путем выполнения работ по разминированию, а именно: выявление, перевозки, уничтожения и (или) уничтожение взрывоопасных предметов;

3) подготовка документации по результатам проведения работ по разминированию;

4) обучение рискам, связанным с обращением с взрывоопасными предметами;

5) утилизация избыточных боеприпасов, боеприпасов, непригодных для дальнейшего использования и хранения, а также боеприпасов, подлежащих уничтожению в соответствии с международными обязательствами Украины;

6) оказание помощи пострадавшим лицам и осуществления мероприятий по их реабилитации.



Статья 6. Объекты и субъекты противоминной деятельности

1. Объектами противоминной деятельности являются:

1) взрывоопасные предметы, вызвали загрязнение территории, акватории и подпадают под действие настоящего Закона;

2) оборудование и процессы, используемые в сфере противоминной деятельности;

3) вероятно загрязненные и загрязненные территории.

2. Субъектами противоминной деятельности являются:

1) национальный орган по вопросам противоминной деятельности;

2) уполномоченный оперативный орган противоминных операций (центр противоминных операций);

3) другие органы исполнительной власти в пределах определенных законодательством Украины полномочий;

4) операторы противоминной деятельности, привлекаемых к выполнению мероприятий в сфере противоминной деятельности.



Статья 7. Специалисты в области противоминной деятельности

1. Мероприятия в сфере противоминной деятельности выполняются с привлечением специалистов в области противоминной деятельности, требования к которым определяются национальными стандартами.

2. Специалисты в области противоминной деятельности, привлекаются операторами противоминной деятельности к выполнению мероприятий в сфере противоминной деятельности, подлежат обязательному личному страхованию в порядке, определенном законодательством Украины.

3. Специалисты в области противоминной деятельности, виновные в нарушении законодательства в сфере противоминной деятельности, несут ответственность в соответствии с законом.



Статья 8. Источники финансирования противоминной деятельности

1. Финансирование мероприятий противоминной деятельности осуществляется в пределах бюджетных назначений, утвержденных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, средств местных бюджетов, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также за счет других источников финансирования, не запрещенных законодательством.

2. Для финансирования мероприятий противоминной деятельности могут привлекаться финансовые ресурсы доноров, включая международную техническую помощь, возвратную и безвозвратную финансовую помощь международных организаций, благотворительной помощи, а также другие виды помощи, не запрещенные законодательством Украины.

Привлеченные от доноров финансовые ресурсы зачисляются в специальный фонд государственного бюджета по соответствующим бюджетным программам, кроме случая, предусмотренного абзацем третьим этой части.

Финансовые ресурсы, предоставляемые донорами непосредственно операторам противоминной деятельности с целью выполнения мероприятий в сфере противоминной деятельности на территории Украины, зачислению в государственный бюджет не подлежат и используются такими операторами по направлениям, согласованным с уполномоченным оперативным органом противоминных операций (центром противоминных операций).

3. Распоряжение бюджетными средствами по соответствующим бюджетным программам, направленным на реализацию мероприятий противоминной деятельности, осуществляет уполномоченный оперативный орган противоминных операций путем осуществления публичных закупок.

4. Вместо прямого финансирования доноры могут осуществлять финансирование мероприятий противоминной деятельности в натуральной форме. Финансирование в натуральной форме может включать в себя направление специалистов, предоставление оборудования, материалов, средств для выполнения национальной программы противоминной деятельности.

5. Мероприятия по противоминной деятельности, осуществляемых уполномоченными подразделениями центральных органов исполнительной власти, финансируемых за счет бюджетных назначений, установленных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год для таких центральных органов исполнительной власти.



Статья 9. Учет операторов противоминной деятельности

1. Реестр операторов противоминной деятельности создается с целью учета субъектов хозяйствования и неприбыльных предприятий, учреждений и организаций, имеющих право на осуществление видов хозяйственной деятельности в сфере противоминной деятельности и получили свидетельство об аккредитации в установленном настоящим Законом порядке.

2. Порядок создания, ведения и доступа к сведениям реестра операторов противоминной деятельности определяется национальным органом по вопросам противоминной деятельности.

Центральный орган исполнительной власти, основной задачей которого является обеспечение реализации государственной политики в сфере противоминной деятельности, несет ответственность за обеспечение формирования и ведения реестра операторов противоминной деятельности.



Статья 10. Помощь пострадавшим лицам от взрывоопасных предметов

1. Помощь пострадавшим лицам от взрывоопасных предметов (далее - пострадавшие лица) включает в себя оказание медицинской, психологической, профессиональной и социальной помощи с целью уменьшения последствий повреждений, вызванных взрывоопасными предметами.

2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, обеспечивает организацию оказания медицинской помощи и медицинского обслуживания пострадавшим лицам от взрывоопасных предметов.

3. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, трудовых отношений, социальной защиты населения, обеспечивает:

1) предоставление детям, пострадавшим от взрывоопасных предметов, одноразовой компенсации за вред, причиненный здоровью, и ежегодной помощи на оздоровление;

2) прохождения пострадавшими детьми бесплатной психологической, медико-психологической реабилитации в соответствующих центрах с возмещением стоимости проезда в такие центры и обратно;

3) внеочередное обязательное обеспечение пострадавших детей местами в учреждениях дошкольного образования независимо от ведомственной подчиненности;

4) выплаты пострадавшему ребенку в повышенном размере государственной социальной помощи, предназначенной детям с инвалидностью в возрасте до 18 лет в соответствии с Законом Украины "О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью".



Статья 11. Определение статуса территорий для нужд противоминной деятельности

1. Для целей настоящего Закона территории Украины, на которых велась война, происходил вооруженный конфликт, проводились антитеррористическая операция, операция Объединенных сил и (или) меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, а также территории Украины, на основании положений законов Украины признаны временно оккупированными считаются вероятно загрязненными взрывоопасными предметами.

2. Территории Украины, указанные в части первой настоящей статьи, в пределах которых обнаружены взрывоопасные предметы, считаются загрязненными взрывоопасными предметами.

3. Вероятно загрязненные взрывоопасными территории подлежат техническому и нетехническому обследованию, которое проводится с учетом требований национальных стандартов, разработанных с учетом международных стандартов в области противоминной деятельности, а также специальных оперативных процедур, утверждаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты.

4. При выполнении работ по обследованию вероятно загрязненных взрывоопасными предметами территорий и работ по очистке загрязненных взрывоопасными предметами территорий операторами противоминной деятельности и уполномоченными подразделениями центральных органов исполнительной власти осуществляется сбор информации о статусе территорий. Такие субъекты противоминной деятельности обязаны передавать информацию о статусе территорий национальном центра противоминных операций.

5. Форма отчета об обследовании и (или) очистки вероятно загрязненных и (или) загрязненных взрывоопасными предметами территорий Украины, а также порядок и форма ведения карт таких территорий утверждаются национальным центром противоминных операций.

6. Перечень вероятно загрязненных и загрязненных взрывоопасными предметами территорий Украины (далее - перечень территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Изменение статуса территории с предположительно загрязненной и (или) загрязненной взрывоопасными предметами на безопасную (очищенную) территорию осуществляется Кабинетом Министров Украины на основании информации, предоставленной уполномоченным органом противоминных операций, путем внесения соответствующих изменений в перечень территорий.



Раздел II
ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОМИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 12. Основные принципы демократического контроля в сфере противоминной деятельности

1. В пределах полномочий, предоставленных в соответствии с законодательством Украины, деятельность субъектов противоминной деятельности подлежит демократическому контролю (далее - контроль).

Система контроля состоит из контроля, осуществляемого Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также с судебного и общественного контроля.

2. Контроль, предусмотренный частью первой настоящей статьи, осуществляется на основе принципов верховенства права, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, распределения полномочий, ответственности, законности, подотчетности, прозрачности, эффективности и результативности.

3. Предметом контроля, предусмотренного частью первой настоящей статьи, являются:

1) соблюдение требований Конституции и законов Украины в деятельности субъектов противоминной деятельности, недопущение использования предоставленных им полномочий для нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) содержание и состояние реализации стратегий, доктрин, концепций, государственных программ и планов противоминной деятельности;

3) эффективность использования ресурсов, в частности бюджетных средств, субъектами противоминной деятельности.



Статья 13. Контроль, осуществляемый Верховной Радой Украины в сфере противоминной деятельности

1. Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 85 Конституции Украины осуществляет парламентский контроль в сфере противоминной деятельности.

2. Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 89 Конституции Украины создает комитеты Верховной Рады Украины, в полномочия которых входит обеспечение парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере противоминной деятельности.

3. Для изучения, подготовки и предварительного рассмотрения отдельных вопросов в сфере противоминной деятельности, а также деятельности органов исполнительной власти в этой сфере Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии, а для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, - временные следственные комиссии, которые действуют в порядке, установленном законом.

4. Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров Украины утверждает сложившуюся национальным органом по вопросам противоминной деятельности программу противоминной деятельности и заслушивает ежегодные отчеты о ходе ее выполнения.

5. В случае необходимости Верховная Рада Украины может проводить в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины парламентские слушания по вопросам противоминной деятельности, представляющим общественный интерес и требуют законодательного урегулирования.

6. Верховная Рада Украины в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины может официально пригласить или требовать присутствия на пленарном заседании Верховной Рады Украины для заслушивания должностных или служебных лиц органов исполнительной власти в сфере противоминной деятельности.



Статья 14. Контроль, осуществляемый Кабинетом Министров Украины в сфере противоминной деятельности

1. Кабинет Министров Украины осуществляет контроль за соблюдением законодательства и реализацией государственной политики в сфере противоминной деятельности.

2. Кабинет Министров Украины контролирует и координирует деятельность национального органа по вопросам противоминной деятельности, центра противоминных операций и других органов исполнительной власти, входящих в состав субъектов противоминной деятельности Украины.



Статья 15. Контроль Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

1. Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым обеспечивают на территории Автономной Республики Крым осуществления гражданского контроля за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, должностными (должностными) лицами и гражданами законов Украины, других нормативно-правовых актов по вопросам противоминной деятельности, информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном настоящим Законом и другими законами Украины.



Статья 16. Обжалование решений, действий или бездействия в сфере противоминной деятельности

1. Решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, а также субъектов противоминной деятельности могут быть обжалованы в суд в соответствии с законом.

2. Контроль за исполнением судебных решений осуществляют суды.



Статья 17. Общественный контроль в сфере противоминной деятельности

1. Граждане Украины принимают участие в осуществлении контроля в сфере противоминной деятельности через общественные объединения, членами которых они являются, через народных депутатов Украины, депутатов местных советов, а также лично путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или в государственные органы в порядке, установленном Конституцией Украины и законами Украины. Сфера общественного контроля может быть ограничена исключительно Законом Украины "О государственной тайне".

2. Общественные объединения, в уставных целей и задач которых входит осуществление контроля в сфере противоминной деятельности, осуществляют общественный контроль в этой сфере в пределах, установленных законодательством и уставами таких объединений.

3. Средства массовой информации, освещая вопросы противоминной деятельности, информируют общество о состоянии защиты национальных интересов Украины в сфере противоминной деятельности в пределах и способом, которые не противоречат законодательству Украины, опасности, связанные с взрывоопасными предметами и противоминной деятельностью, а также о меры по устранению последствий негативного воздействия взрывоопасных предметов на социально-экономические условия жизнедеятельности населения и окружающей среды.



Раздел III
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОМИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 18. Государственное регулирование и управление в сфере противоминной деятельности

1. Государственное регулирование и управление в сфере противоминной деятельности осуществляются путем:

1) формирование, согласование, утверждение и выполнение национальных программ противоминной деятельности;

2) согласование, утверждение и исполнение национальных стандартов, разработанных с учетом положений международных стандартов в сфере противоминной деятельности;

3) разработка концептуальных основ государственной политики в области исследования и внедрение мероприятий противоминной деятельности в интересах безопасности населения;

4) подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере противоминной деятельности и разминирования;

5) введение порядка аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга соответствия требованиям аккредитации;

6) внедрение эффективного управления информацией в сфере противоминной деятельности;

7) осуществление контроля и обеспечения качества выполнения мероприятий в сфере противоминной деятельности.



Статья 19. Полномочия Верховной Рады Украины в сфере противоминной деятельности

1. Верховная Рада Украины в сфере противоминной деятельности:

1) принимает, изменяет и отменяет законы, касающиеся противоминной деятельности;

2) утверждает главные направления противоминной деятельности Украины;

3) утверждает национальную программу противоминной деятельности;

4) ежегодно заслушивает отчет о ходе выполнения национальной программы противоминной деятельности;

5) осуществляет парламентский контроль в соответствующей сфере;

6) приводит действующее законодательство Украины в соответствие с национальными стандартами, разработанными с учетом положений международных стандартов противоминной деятельности.



Статья 20. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере противоминной деятельности

1. Кабинет Министров Украины в сфере противоминной деятельности:

1) осуществляет государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства в сфере противоминной деятельности;

2) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере противоминной деятельности и отчитывается по этим вопросам перед Верховной Радой Украины;

3) обеспечивает гражданский контроль за деятельностью национального органа по вопросам противоминной деятельности, центра противоминных операций и других органов исполнительной власти, входящих в состав субъектов противоминной деятельности Украины;

4) осуществляет распределение полномочий по выполнению мероприятий противоминной деятельности по всем ее составляющим между министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и государственными органами;

5) осуществляет организационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности национального органа по вопросам противоминной деятельности;

6) организует формирование и выполнение национальных программ противоминной деятельности;

7) издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения во исполнение настоящего Закона.

2. Кабинет Министров Украины в сфере противоминной деятельности в пределах своих полномочий утверждает:

1) порядок организации и проведения работ по выявлению, обезвреживания и уничтожения взрывоопасных предметов и взаимодействия во время их выполнения;

2) положение о национальном орган по вопросам противоминной деятельности, порядок его создания, организационные и процедурные основы деятельности и его персональный состав;

3) положение об уполномоченном оперативный орган противоминных операций, порядок его создания, организационные и процедурные основы деятельности;

4) положение о комиссии по вопросам аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга их соответствия требованиям аккредитации, порядок ее создания, организационные и процедурные основы деятельности, права и обязанности ее членов и ее персональный состав;

5) порядок аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга их соответствия требованиям аккредитации;

6) решение комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга;

7) порядок привлечения к выполнению мероприятий в сфере противоминной деятельности операторов противоминной деятельности, получают финансовые ресурсы непосредственно от доноров и (или) одновременно выступают донорами и операторами противоминной деятельности;

8) национальные стандарты в области противоминной деятельности;

9) перечень вероятно загрязненных и загрязненных взрывоопасными предметами территорий Украины;

10) порядок возмещения причиненного ущерба пострадавшим лицам в результате нарушения законодательства в сфере противоминных операций;

11) порядок восстановления и сохранения окружающей природной среды, прежде всего природных территорий и объектов, подлежащих особой охране (территорий и объектов природно-заповедного фонда, прибрежных защитных полос водных объектов и т.д.) на вероятно загрязненных и загрязненных взрывоопасными предметами территориях .



Статья 21. Полномочия министерств, других центральных органов исполнительной власти и государственных органов в сфере противоминной деятельности

1. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти во взаимодействии с национальным органом по вопросам противоминной деятельности и центром противоминных операций в пределах своих полномочий реализуют государственную политику в сфере противоминной деятельности.

2. Разминирование на территориях, предоставленных для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военных учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и (или) в районах проведения операции Объединенных сил и (или) осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, а также разминирования, проводимых в неотложных случаях после получения уведомления о необходимости предоставления экстренной помощи населению во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и (или) обезвреживанию взрывных устройств, используемых в террористических целях, осуществляется уполномоченными подразделениями центральных органов исполнительной власти в порядке, определенном законодательством Украины.



Статья 22. Полномочия местных государственных администраций, органов местного самоуправления в сфере противоминной деятельности

1. Местные государственные администрации, органы местного самоуправления во взаимодействии с центральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и национальным органом по вопросам противоминной деятельности в пределах своих полномочий:

1) способствуют проведению обучения рискам, связанным с взрывоопасными предметами;

2) способствуют оказанию медицинской помощи пострадавшим лицам и осуществлению их медицинской реабилитации

3) информируют население о возможных угрозах от взрывоопасных предметов и меры, которые необходимо принимать во избежание опасности для жизни и здоровья населения;

4) осуществляют мероприятия по обозначения опасного района путем установления системы обозначения, ее содержание и обслуживание, а также проведение информирования населения об указанных системы обозначения и меры, которые необходимо принимать во избежание опасности для жизни и здоровья населения;

5) получают от руководства дислоцированных на соответствующей территории субъектов противоминной деятельности информацию об угрозе загрязнения территории взрывоопасными и (или) масштабы такого загрязнения;

6) согласовывают планы проведения операций по разминированию на соответствующей территории;

7) способствуют расположенным на соответствующей территории субъектам противоминной деятельности в выполнении возложенных на них функций и полномочий в сфере противоминной деятельности.



Статья 23. Полномочия национального органа по вопросам противоминной деятельности

1. Национальный орган по вопросам противоминной деятельности является постоянно действующим межведомственным коллегиальным органом, который образуется Кабинетом Министров Украины.

На национальный орган по вопросам противоминной деятельности возложена обязанность по обеспечению координации мероприятий по управлению и регулированию противоминной деятельности в Украине.

Организационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности национального органа по вопросам противоминной деятельности осуществляет Кабинет Министров Украины.

2. К полномочиям национального органа по вопросам противоминной деятельности относятся:

1) обеспечение реализации государственной политики и выполнение международных обязательств Украины в сфере противоминной деятельности и отчетности по этим вопросам перед Верховной Радой Украины;

2) контроль за соблюдением законодательства в сфере противоминной деятельности;

3) координация противоминной деятельности, которая осуществляется министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и государственными органами, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые привлекаются к выполнению мероприятий в сфере противоминной деятельности;

4) международное сотрудничество и представление интересов государства в сфере противоминной деятельности в международных организациях в порядке, определенном законодательством;

5) управление информацией в сфере противоминной деятельности;

6) организация формирования и внедрения национальных программ в сфере противоминной деятельности, разработка их с учетом положений международных стандартов противоминной деятельности;

7) надзор (контроль) за соблюдением центром противоминных операций, центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими государственными органами, в части осуществления делегированных им полномочий, законодательства в сфере противоминной деятельности;

8) обобщение отчетных материалов для передачи данных в международные организации, предоставляемых от министерств, других центральных органов исполнительной власти, в пределах своих полномочий реализуют государственную политику в сфере противоминной деятельности и приобщаются к формированию национального доклада по выполнению Украиной взятых международных обязательств в сфере противоминной деятельности.

3. Национальный орган по вопросам противоминной деятельности в соответствии с возложенными на него задачами согласовывает:

1) решение комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства об аккредитации оператора противоминной деятельности;

2) ежегодные отчеты о ходе выполнения программы противоминной деятельности;

3) национальную программу противоминной деятельности;

4) национальные стандарты в области противоминной деятельности;

5) порядок организации и проведения работ по выявлению, обезвреживания и утилизации (уничтожения) взрывоопасных предметов и взаимодействия субъектов противоминной деятельности во время их выполнения;

6) положения об уполномоченном оперативный орган противоминных операций, порядок создания, организационные и процедурные основы его деятельности;

7) положение о комиссии по вопросам аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга их соответствия требованиям аккредитации, порядок ее создания, организационные и процедурные основы деятельности, права и обязанности ее членов и ее персональный состав.

4. Национальный орган по вопросам противоминной деятельности в пределах своих полномочий утверждает:

1) ежегодный план противоминной деятельности, содержащий перечень территорий, подлежащих разминированию, мероприятий, необходимых для осуществления такого разминирования, и последовательность их реализации, сроки выполнения работ и тому подобное;

2) положение об инспекции по контролю качества работ (услуг) операторов противоминной деятельности, порядок ее создания, структуру, должностной состав, организационные и процедурные основы деятельности;

3) положение о секретариате центра противоминных операций, порядок его создания, структуру, должностной состав, организационные и процедурные основы деятельности;

4) порядок создания, ведения и доступа к сведениям реестра операторов противоминной деятельности и единого государственного реестра обследование, выявление и очистки территорий, обезвреживания и (или) уничтожение взрывоопасных предметов;

5) форму отчета об обследовании и (или) очистки вероятно загрязненных и (или) загрязненных взрывоопасными предметами территорий Украины, а также порядок и форму ведения карт территорий.

Национальный орган по вопросам противоминной деятельности выполняет другие задачи и функции, определенные законами Украины и возложенные на него Кабинетом Министров Украины.

5. Положение о национальный орган по вопросам противоминной деятельности, порядок его создания, организационные и процедурные основы деятельности и его персональный состав утверждаются Кабинетом Министров Украины.



Статья 24. Правовой статус комиссии по вопросам аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга их соответствия требованиям аккредитации

1. Комиссия по вопросам аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга их соответствия требованиям аккредитации (далее - комиссия по вопросам аккредитации и мониторинга) является постоянно действующим коллегиальным органом, который создается и действует в составе национального органа по вопросам противоминной деятельности.

2. Основными полномочиями комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга являются:

1) рассмотрение заявлений об аккредитации оператора противоминной деятельности;

2) осуществление аккредитации субъектов хозяйствования и неприбыльных предприятий, учреждений и организаций;

3) принятие по результатам аккредитации решение о выдаче или отказе в выдаче свидетельства об аккредитации оператора противоминной деятельности;

4) выдача свидетельства, дубликата свидетельства об аккредитации оператора противоминной деятельности;

5) мониторинг соответствия операторов противоминной деятельности требованиям аккредитации;

6) реализация других полномочий, относящихся к компетенции комиссии.

3. Основными принципами деятельности комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга являются: законность, профессионализм, беспристрастность, прозрачность и открытость деятельности, эффективность, коллегиальность, обоснованность принятия решений.

4. Состав комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга утверждается Кабинетом Министров Украины по предложению национального органа по вопросам противоминной деятельности.

В состав комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга входят:

1) председатель комиссии - руководитель национального органа по вопросам противоминной деятельности;

2) первый заместитель председателя комиссии - представитель центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере национальной безопасности, в военной сфере, сфере обороны и военного строительства в мирное время и особый период;

3) заместитель председателя комиссии - представитель центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты;

4) заместитель председателя комиссии - представитель центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах обеспечения охраны прав и свобод человека, интересов общества и государства, противодействия преступности, поддержание общественной безопасности и правопорядка, а также предоставление полицейских услуг;

5) заместитель председателя комиссии - представитель центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере экономического развития;

6) члены комиссии - по одному представителю от:

центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику:

а) в сфере внешних сношений;

б) в сфере охраны окружающей природной среды и экологической безопасности;

в) по вопросам временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях и временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя;

г) по вопросам применения норм международного гуманитарного права на территории Украины;

г) в сферах автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта;

д) по охране прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержание публичной безопасности и порядка;

правоохранительного органа специального назначения, на который возлагаются задачи по обеспечению неприкосновенности государственной границы и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне;

государственного органа специального назначения с правоохранительными функциями, который обеспечивает государственную безопасность Украины (по согласию);

Совета национальной безопасности и обороны Украины (по согласию);

национального органа Украины по аккредитации (по согласию).

Для участия в заседании комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга по решению комиссии могут быть приглашены другие лица.

5. Заседание комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга проводятся в случае необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решение комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, при условии участия в работе комиссии более половины ее общего состава.

6. Положение о комиссии по вопросам аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга их соответствия требованиям аккредитации и порядок ее создания утверждаются Кабинетом Министров Украины.



Статья 25. Полномочия центра противоминных операций

1. Центр противоминных операций (уполномоченный оперативный орган противоминных операций) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется национальным органом по вопросам противоминной деятельности и основной задачей которого является обеспечение реализации государственной политики в сфере противоминной деятельности.

Состав центра противоминных операций утверждается Кабинетом Министров Украины по предложению национального органа по вопросам противоминной деятельности.

2. Центр противоминных операций в сфере противоминной деятельности:

1) координирует деятельность по проведению операций по разминированию на территории Украины и за ее пределами;

2) вносит предложения по формированию государственной политики в сфере противоминной деятельности;

3) обеспечивает информирование общественности о реализации государственной политики в сфере противоминной деятельности;

4) осуществляет управление качеством проведения операций по разминированию;

5) вносит предложения о порядке осуществления контроля качества противоминной деятельности, структуры и должностного состава инспекции по контролю качества;

6) выполняет другие задачи, определенные законами Украины и возложенные на него Кабинетом Министров Украины.

3. Центр противоминных операций в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает и представляет на утверждение национальному органу по вопросам противоминной деятельности:

1) ежегодный план противоминной деятельности, содержащий перечень территорий, подлежащих разминированию, мероприятий, необходимых для осуществления такого разминирования, и последовательность их реализации, сроки выполнения работ и тому подобное;

2) положение об инспекции по контролю качества работ (услуг) операторов противоминной деятельности, порядок ее создания, структуру, должностной состав, организационные и процедурные основы деятельности;

3) положение о секретариате центра противоминных операций, порядок его создания, структуру, должностной состав, организационные и процедурные основы деятельности;

4) порядок создания, ведения и доступа к сведениям реестра операторов противоминной деятельности и единого государственного реестра обследование, выявление и очистки территорий, обезвреживания и (или) уничтожение взрывоопасных предметов;

5) форму отчета об обследовании и (или) очистки вероятно загрязненных и (или) загрязненных взрывоопасными предметами территорий Украины, а также порядок и форму ведения карт территорий.

4. Положение о центре противоминных операций, порядок его создания, организационные и процедурные основы деятельности утверждаются Кабинетом Министров Украины.



Статья 26. Полномочия инспекции по контролю качества противоминной деятельности

1. Инспекция по контролю качества противоминной деятельности создается в составе центра противоминных операций и выполняет контрольно-надзорную (инспекционную) функцию, направленную на обеспечение его деятельности в осуществлении им полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

2. Порядок контроля качества противоминной деятельности, структура и должностной состав инспекции по контролю качества противоминной деятельности утверждаются национальным органом по вопросам противоминной деятельности по предложению центра противоминных операций.



Статья 27. Полномочия секретариата центра противоминных операций

1. Организационную, правовую, аналитическую, информационно-справочную, материально-техническую и другую работу, направленную на обеспечение деятельности центра противоминных операций в осуществлении им полномочий, предусмотренных настоящим Законом, ведение реестра операторов противоминной деятельности и единого государственного реестра обследование, выявление и очистки территорий , обезвреживания и (или) уничтожение взрывоопасных предметов осуществляет секретариат.

2. Положение о секретариате, его структуру и должностной состав, порядок ведения секретариатом реестра операторов противоминной деятельности и единого государственного реестра обследование, выявление и очистки территорий, обезвреживания и (или) уничтожение взрывоопасных предметов утверждаются национальным органом по вопросам противоминных операций по предложению центра противоминных операций .



Статья 28. Исполнители мероприятий в сфере противоминной деятельности

1. Исполнителями мероприятий в сфере противоминной деятельности являются уполномоченные подразделения центральных органов исполнительной власти, в состав которых входят специалисты по противоминной деятельности, и операторы противоминной деятельности.

Субъекты хозяйствования получают статус операторов противоминной деятельности с момента получения свидетельства об аккредитации оператора противоминной деятельности в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, внесенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, в случае если выполнение мероприятий по противоминной деятельности соответствует их уставным целям, приобретают статус операторов противоминной деятельности с момента получения свидетельства об аккредитации оператора противоминной деятельности в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Не могут приобретать статус оператора противоминной деятельности предприятия, учреждения или организации, расположенные на территории оффшорных зон или зарегистрированные на территории государств, в которых в соответствии с законодательством Украины и резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, других международных организаций, решениями Совета Европейского Союза, других межгосударственных объединений и иностранных государств применены санкции, или если они имеют происхождение из государства, признанной государством-оккупантом по закону Украины и (или) признанной государством-аг есором по Украине согласно законодательству.

2. Порядок привлечения к выполнению мероприятий в сфере противоминной деятельности операторов противоминной деятельности, получают финансовые ресурсы непосредственно от доноров и (или) одновременно выступают донорами и операторами противоминной деятельности, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3. Исполнители мероприятий в сфере противоминной деятельности совместно с уполномоченным оперативным органом противоминных операций могут выполнять такие мероприятия в сфере противоминной деятельности:

1) выполнение работ по разминированию (выявления, обезвреживания, уничтожения и перевозки) взрывоопасных предметов;

2) проведение обучения противодействия рискам, связанным с взрывоопасными предметами;

3) осуществление информирования (пропаганды) о неприменении взрывоопасных предметов;

4) уничтожение и утилизация взрывоопасных предметов, непригодных для дальнейшего использования и хранения;

5) оказания медицинской помощи пострадавшим лицам и осуществления их медицинской и (или) профессиональной реабилитации;

6) осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере противоминной деятельности и разминирования.



Раздел IV
ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОМИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 29. Аккредитация операторов противоминной деятельности

1. С целью определения соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным законодательством Украины, национальными стандартами, комиссией по вопросам аккредитации и мониторинга проводится аккредитационная экспертиза.

2. Решение об аккредитации (или отказе в аккредитации) оператора противоминной деятельности и выдачу свидетельства об аккредитации принимает комиссия по вопросам аккредитации и мониторинга и подает его на утверждение национальному органу по вопросам противоминной деятельности.

3. Свидетельство об аккредитации оператора противоминной деятельности является основанием для проведения работ и (или) оказание услуг в сфере противоминной деятельности.

Свидетельство об аккредитации оператора противоминной деятельности впервые выдается сроком на один год, во время проведения второй и последующих аккредитаций - на пять лет.

4. Порядок проведения аккредитации и мониторинга комиссией по вопросам аккредитации и мониторинга утверждается Кабинетом Министров Украины.

5. Аккредитация операторов противоминной деятельности (в том числе иностранных) осуществляется бесплатно.



Статья 30. Мониторинг соответствия операторов противоминной деятельности требованиям аккредитации

1. Мониторинг соответствия оператора противоминной деятельности требованиям аккредитации (далее - мониторинг) осуществляется комиссией по вопросам аккредитации и мониторинга в соответствии с утвержденными ею планов обследований и проверок путем:

1) получение информации о:

соответствие такого субъекта противоминной деятельности требованиям аккредитации, установленным настоящим Законом, - от инспекции по контролю качества;

декларирования в заявлении об аккредитации недостоверных сведений, выявленных при рассмотрении жалоб на решения, действия или бездействие соответствующего аккредитованного субъекта по противоминной деятельности - от центра противоминных операций;

2) контроль (в форме обследований и проверок) рабочих площадок, производственных помещений, оборудования аккредитованных операторов противоминной деятельности, привлекаемых к выполнению мероприятий в сфере противоминной деятельности, их деятельности, документации, процессов, процедур, квалификации персонала, осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности предприятия или его обособленных подразделений.

2. Непосредственно на месте проведения работ по разминированию мониторинг аккредитованных операторов противоминной деятельности осуществляется инспекцией по контролю качества.

3. При мониторинга соответствия операторов противоминной деятельности требованиям аккредитации члены комиссии по вопросам аккредитации и мониторинга имеют право:

1) беспрепятственного доступа ко всем рабочим площадок, помещений и (или) производственных объектов оператора противоминной деятельности по служебному удостоверению, включая места хранения взрывоопасных предметов и места обслуживания оборудования;

2) осуществлять непосредственное наблюдение за действиями подразделений операторов противоминной деятельности на этапе их подготовки к проведению работ по разминированию, по полевыми испытаниями и оценкой работоспособности оборудования, применяемого при проведении соответствующих работ;

3) осуществлять непосредственное наблюдение за действиями специалистов по противоминной деятельности и других лиц, привлеченных аккредитованным оператором противоминной деятельности к работам по разминированию;

4) получать информацию о принятых операторами противоминной деятельности мероприятия по разминированию, состояние оборудования, привлеченного для разминирования, состояние помещений и (или) производственных объектов оператора противоминной деятельности, квалификацию специалистов по противоминной деятельности.

4. Операторы противоминной деятельности официально информируются комиссией по вопросам аккредитации и мониторинга о результатах проведенного по ним мониторинга не позднее чем в десятидневный срок со дня завершения мониторинга.

5. Операторы противоминной деятельности имеют право обжаловать результаты мониторинга национальному органу по вопросам противоминной деятельности или в судебном порядке.



Статья 31. Страхование ответственности при осуществлении работ по разминированию

1. Обязательному страхованию подлежат жизнь и здоровье специалистов в сфере противоминной деятельности, привлекаются операторами противоминной деятельности к выполнению работ по гуманитарному разминированию на период их участия в выполнении таких работ.

2. Для обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате выполнения работ по гуманитарному разминированию, оператор противоминной деятельности до начала занятия противоминной деятельностью обязан заключить договор страхования гражданско-правовой ответственности сроком на период осуществления противоминной деятельности на конкретно определенной территории в течение 10 лет после ее окончания .

Минимальный размер страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности составляет двести пятьдесят размеров минимальной заработной платы. Размер возмещения причиненного ущерба определяется по соглашению сторон или в судебном порядке.

3. Государство не несет ответственности за вред, причиненный неправомерными действиями оператора противоминной деятельности при выполнении им работ по гуманитарному разминированию по заказу центрального органа исполнительной власти, основной задачей которого является обеспечение реализации государственной политики в сфере противоминной деятельности.



Статья 32. Публичные закупки в сфере противоминной деятельности

1. Публичные закупки работ и услуг в сфере противоминной деятельности (далее - закупки в сфере противоминной деятельности) осуществляются по процедурам публичных закупок в порядке, установленном Законом Украины "О публичных закупках", независимо от стоимости предмета закупки с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Победителем процедуры закупки может быть только субъект хозяйствования, который имеет свидетельство об аккредитации оператора противоминной деятельности.



Статья 33. Договор о закупке работ и (или) услуг в сфере противоминной деятельности

1. Договор о закупке работ и (или) услуг в сфере противоминной деятельности (далее - договор о покупке) заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

2. Договор заключается между заказчиком - центром противоминных операций и исполнителем - оператором противоминной деятельности по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает выполнение работ и (или) оказание услуг в сфере противоминной деятельности по перечню видов хозяйственной деятельности, определенных частью второй статьи 28 настоящего Закона.

3. Существенными условиями договора о закупке являются:

1) предмет договора о закупке, в том числе перечень мероприятий по противоминной деятельности, проведение которых и (или) привлечение к проведению которых предусматривается договором о закупке, и сроки их выполнения;

2) цена (стоимость) работ и (или) услуг исполнителем заказчику;

3) права и обязанности заказчика и исполнителя, в том числе обязанность исполнителя по договору о закупке обеспечить устранение недостатков выполненных работ и (или) оказанных услуг в сфере противоминной деятельности в течение срока гарантийного обслуживания, устанавливается в договоре о закупке и составляет не менее шести календарных месяцев с даты подписания акта приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг);

4) согласование границ осуществления противоминной деятельности;

5) установление ответственного лица по управлению противоминной деятельностью и согласования и (или) подписания акта приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) с стороны исполнителя.

4. Акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) в сфере противоминной деятельности должен быть подписан уполномоченными представителями заказчика и исполнителя и достоверно отражать все выполненные работы и (или) предоставленные услуги с указанием стоимости и сроков их выполнения.

5. Подписание акта приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) в сфере противоминной деятельности не является основанием для изменения статуса территории, в пределах которой проводились работы по ее очистке от взрывоопасных предметов.



Раздел V
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОМИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 34. Основы международного сотрудничества Украины в сфере противоминной деятельности

1. Украина в соответствии с заключенными ею международными договорами Украины осуществляет сотрудничество в сфере противоминной деятельности с иностранными государствами, международными организациями и учреждениями.

2. Международное сотрудничество Украины в сфере противоминной деятельности осуществляется национальным органом по вопросам противоминной деятельности через Министерство иностранных дел Украины путем:

1) реализации совместных проектов в сфере противоминной деятельности;

2) выполнение работ, предусмотренных соглашением, одной из сторон которой является организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства, или международная организация, учреждение;

3) содействие международной помощи для создания соответствующего потенциала по разминированию;

4) взаимного обмена информацией, использования Системы управления информацией по вопросам противоминной деятельности (IMSMA)

5) проведение международных конференций, семинаров, брифингов по вопросам противоминной деятельности и тому подобное.



Статья 35. Предоставление информации в сфере противоминной деятельности

1. Информация о минной опасности и выполнение мероприятий в сфере противоминной деятельности является публичной информацией. Распорядители такой информации обнародовали ее и предоставляют информацию по запросу в соответствии с законодательством Украины.

2. Обобщение отчетных материалов для передачи данных в международные организации, предоставляемых от министерств, других центральных органов исполнительной власти, в пределах своих полномочий реализуют государственную политику в сфере противоминной деятельности и приобщаются к формированию национального доклада по выполнению Украиной взятых международных обязательств в сфере противоминной деятельности, осуществляется национальным органом по вопросам противоминной деятельности через Министерство иностранных дел Украины.



Статья 36. Участие в совместных проектах с иностранными государствами, организациями и учреждениями в сфере противоминной деятельности

1. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут принимать участие в выполнении международных проектов и заключать соглашения и контракты с международными учреждениями и организациями по согласованию с Министерством иностранных дел Украины.



Статья 37. Международные договоры Украины

1. Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Украины в сфере противоминной деятельности, применяются правила международных договоров Украины.



Раздел VI
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОМИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства в сфере противоминной деятельности

1. Правонарушениями в сфере противоминной деятельности являются противоправные деяния (действия или бездействие) субъектов противоминной деятельности и (или) специалистов в сфере противоминной деятельности и разминирования, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных законодательством и национальными стандартами в области противоминной деятельности .

2. Действия или бездействие должностных лиц, руководителей субъектов противоминной деятельности и (или) специалистов в сфере противоминной деятельности и разминирования могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом.

3. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде должностными лицами, руководителями субъектов противоминной деятельности и (или) специалистами в области противоминной деятельности и разминирования в результате их неправомерных действий, возмещается в установленном законом порядке.



Заключительные положения

раздел VII
Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования.

2. Действие законов Украины "О технических регламентах и ​​установления соответствия", "Об аккредитации органов по оценке соответствия", "О стандартизации" распространяется на правоотношения в сфере противоминной деятельности в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Международные стандарты противоминной деятельности применяются как национальные стандарты противоминной деятельности до момента вступления в силу национальных стандартов в соответствующей сфере.

4. Часть первую статьи 7 Закона Украины "О страховании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г.., № 7, ст. 50 с последующими изменениями) дополнить пунктами 48 и 49 следующего содержания:

"48) страхование жизни и здоровья специалистов в сфере противоминной деятельности (кроме тех, которые работают в учреждениях и организациях, которые финансируются из Государственного бюджета Украины) на период их участия в выполнении работ по гуманитарному разминированию;

49) страхование гражданской ответственности субъекта хозяйствования за вред, который может быть причинен окружающей среде и (или) здоровью и имуществу третьих лиц при выполнении работ по гуманитарному разминированию ".

5. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

обеспечить создание национального органа по вопросам противоминной деятельности и уполномоченного оперативного органа противоминных операций;

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты Украины в связи с принятием настоящего Закона;

обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.