Закон Украины О естественных монополиях

Р а з д е л I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги) , производимых субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на данном товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на др и товары (услуги) (далее - товары);

потребитель товаров, которые производятся субъектами естественных монополий, - физическое или юридическое лицо, которое приобретает товар, который производится (реализуется) субъектами естественных монополий;

субъект естественной монополии - субъект хозяйствования (юридическое лицо) любой формы собственности, который производит (реализует) товары на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии; {Абзац четвертый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4910-VI от 07.06.2012}

смежный рынок - товарный рынок, не находится в состоянии естественной монополии, для субъектов которого реализация произведенных товаров или использование товаров других субъектов хозяйствования невозможно без непосредственного использования товаров, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий;

стимулирующее регулирование - государственное регулирование цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии, предусматривает применение определенных органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, параметров регулирования, имеют долгосрочный срок действия, стимулирует субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии к повышению качества товаров и эффективности регулируемой в соответствии с настоящим Законом сферы деятельности с постепенным сокращением неэффективных расходов и обеспечивает создание условий для привлечения инвестиций с целью устойчивого функционирования и развития; {Часть первая статьи 1 дополнена абзацем согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

регуляторная база активов - совокупная стоимость активов предприятия естественных монополий, субъекта хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии (используемых для сферы деятельности, подлежащей регулированию в соответствии с настоящим Законом), что определяется в порядке, утвержденном органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий; {Часть первая статьи 1 дополнена абзацем согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

регуляторная норма дохода - уровень доходности на регуляторную базу активов, устанавливается органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в едином размере для всех субъектов естественных монополий соответствующей сферы деятельности, субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии и в рамках предельных уровней, утвержденных центральным органом исполнительной власти, формирует и обеспечивает реализацию государственной ценовой политики. Регуляторная норма дохода может устанавливаться органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, отдельно для регуляторной базы активов, определенная на момент перехода к стимулирующему регулированию, и отдельно для ее части, которая образована после перехода к стимулирующему регулированию. {Часть первая статьи 1 дополнена абзацем согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

2. Термины "субъект хозяйствования", "конкуренция", "рынок товара (товарный рынок)", "товар", "органы власти", "органы административно-хозяйственного управления и контроля" употребляются в значении, приведенном в Законе Украины "О защите экономической конкуренции". {Часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1294-IV от 20.11.2003; в редакции Закона N 4910-VI от 07.06.2012}



Статья 2. Сфера действия Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках. {Абзац первый части первой статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4910-VI от 07.06.2012}

Предусмотрено настоящим Законом регулирования деятельности субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, действующих на смежных рынках, не применяется к деятельности таких субъектов в сферах, не относящихся к естественным монополиям и смежных рынков, определенных этим Законом. {Абзац второй части первой статьи 2 в редакции Закона N 4910-VI от 07.06.2012}

2. Законодательством о естественных монополиях могут устанавливаться особенности регулирования деятельности субъектов естественных монополий на отдельных товарных рынках.

3. Действие положений раздела III настоящего Закона не распространяется на национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.
{Статья 2 дополнена частью третьей согласно Закону N 1540-VIII от 22.09.2016}



Статья 3. Законодательство Украины о естественных монополиях

1. Законодательство Украины о естественных монополиях состоит из настоящего Закона, Воздушного кодекса Украины, Кодекса торгового мореплавания Украины, законов Украины "О защите экономической конкуренции", "О транспорте", "О трубопроводном транспорте", "О железнодорожном транспорте", "О рынке электрической энергии", "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг", "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг", "О рынке природного газа", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О теплоснабжении", других законов Украины, которые устанавливают особенности осуществления хозяйственной деятельности в сферах естественных монополий.
{Часть первая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1294-IV от 20.11.2003, N 2599-IV от 31.05.2005, N 3610-VI от 07.07.2011, N 663-VII от 24.10.2013, N 499 -VIII от 02.06.2015, N 1540-VIII от 22.09.2016; в редакции Закона N 2019-VIII от 13.04.2017}

2. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.



Р а з д е л II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Статья 4. Органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования, действующих на смежных рынках

{Название статьи 4 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011, N 4910-VI от 07.06.2012}

1. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сферах, определенных в статье 5 настоящего Закона, осуществляется национальными комиссиями регулирования естественных монополий, образуются и функционируют в соответствии с настоящим Законом с особенностями, установленными законом. {Абзац первый части первой статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1540-VIII от 22.09.2016}

В случаях, установленных законом, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий может осуществляться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Если деятельность субъектов естественных монополий, которая подлежит регулированию согласно этому Закону, направлена ​​на удовлетворение потребностей отдельного региона, то функции государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, определенные настоящим Законом, могут быть делегированы в установленном порядке Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям с предоставлением им полномочий, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона.

{Абзац четвертый части первой статьи 4 исключен на основании Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

{Абзац пятый части первой статьи 4 исключен на основании Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

Решение о применении стимулирующего регулирования в соответствующей сфере принимается органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии, по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам формирования политики в соответствующей отрасли и центральным органом исполнительной власти, отвечающий за реализацию государственной ценовой политики. {Часть первая статьи 4 дополнен абзацем шестым согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}
{Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

2. Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сферах естественных монополий осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. (Часть вторая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1294-IV от 20.11.2003)

3. Общественный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляют объединения потребителей в порядке, установленном законодательством.

Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, способствуют осуществлению объединениями потребителей общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.



Статья 5. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. В соответствии с настоящим Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

транспортировки природного и нефтяного газа трубопроводами; {Абзац третий части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

распределение природного и нефтяного газа трубопроводами; {Часть первая статьи 5 дополнен новым абзацем согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

хранения природного газа в объемах, превышающих уровень, который устанавливается условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по хранению природного газа (лицензионными условиями); {Часть первая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 2467-VI от 08.07.2010}

транспортировки других веществ трубопроводным транспортом;

передачи электрической энергии; {Абзац седьмой части первой статьи 5 в редакции Закона N 4998-VI (4998-17) от 21.06.2012; с изменениями, внесенными согласно Закону N 2019-VIII от 13.04.2017}

распределения электрической энергии (передачи электрической энергии местными (локальными) электросетями {Часть первую статьи 5 дополнен новым абзацем согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования;

управления воздушным движением;

{Абзац части первой статьи 5 исключен на основании Закона N 1280-IV от 18.11.2003}

централизованного водоснабжения, водоотведения; {Абзац двенадцатый части первой статьи 5 в редакции Закона N 2189-VIII от 09.11.2017}

транспортировки тепловой энергии; {Абзац части первой статьи 5 в редакции Закона N 2479-VI (2479-17) от 09.07.2010}

специализированных услуг в речных, морских портах, морских рыбных портах и ​​аэропортах в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом Министров Украины; {Абзац части первой статьи 5 в редакции Закона N 4709-VI от 17.05.2012}

{Абзац пятнадцатый части первой статьи 5 исключен на основании Закона N 2189-VIII от 09.11.2017}

2. Сводный перечень субъектов естественных монополий ведется Антимонопольным комитетом Украины на основании реестров субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, формируются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, а в других сферах, в которых действуют субъекты естественных монополий, - национальными комиссиями регулирования естественных монополий в соответствующей сфере или органами исполнительной власти, осуществляющими функции такого регулирования к созданию указанных комиссий. {Часть вторая статьи 5 в редакции Закона N 4910-VI от 07.06.2012}



Статья 6. Смежные рынки

К смежных рынков, которые регулируются в соответствии с настоящим Законом, относятся:

поставки природного газа и других веществ, транспортировка которых осуществляется трубопроводным транспортом;

{Абзац третий статьи 6 исключен на основании Закона N 2467-VI от 08.07.2010}

внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом;

производство электрической энергии в объемах, превышающих уровень, который устанавливается условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии (лицензионными условиями);

поставки электрической энергии потребителям; {Абзац шестой части первой статьи 6 в редакции Закона N 2019-VIII от 13.04.2017}

производство тепловой энергии (кроме случаев, когда она используется исключительно для внутрипроизводственных нужд) в объемах, превышающих уровень, который устанавливается условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по производству тепловой энергии (лицензионными условиями);

{Абзац восьмой статьи 6 исключен на основании Закона N 1280-IV от 18.11.2003}

поставки тепловой энергии; {Статья 6 дополнена абзацем согласно Закону N 2479-VI от 09.07.2010}

продажу природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа и газа (метана) угольных месторождений) собственной добычи в объемах, превышающих уровень, установленный лицензионными условиями. {Статья 6 дополнена абзацем согласно Закону N 2467-VI от 08.07.2010}

{Абзац одиннадцатый статьи 6 исключен на основании Закона N 2189-VIII от 09.11.2017}



Статья 7. Лицензирование деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках

Деятельность субъектов естественных монополий в сферах, определенных в статье 5 настоящего Закона, а также деятельность субъектов хозяйствования на смежных рынках подлежит лицензированию в соответствии с законом.

В условиях и правилах осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках определяются обязательства субъектов естественных монополий по предоставлению технических условий относительно инженерного обеспечения объекта строительства согласно требованиям законодательства.
 



Статья 8. Предмет государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий

{Название статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

Предметом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий согласно этому Закону являются: {Абзац первый статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

цены на товары, производимые субъектами естественных монополий;

доступ потребителей к товарам, которые производятся субъектами естественных монополий;

другие условия осуществления предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 9. Принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий

{Название статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

1. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов: {Абзац первый части первой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

гласности и открытости процедур регулирования;

адресности регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;

самоокупаемости субъектов естественных монополий;

стимулирование повышения качества товаров и удовлетворения спроса на них;

обеспечение защиты прав потребителей;

повышение эффективности функционирования субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии путем применения стимулирующего регулирования. {Часть первую статьи 9 дополнен абзацем седьмым согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

2. В случае применения стимулирующего регулирования орган, который регулирует деятельность субъектов естественных монополий, учитывает:

расходы в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международным стандартам финансовой отчетности (кроме амортизации и расходов, определенных частью третьей настоящей статьи);

расходы на амортизацию активов, рассчитанных в соответствии с методами начисления амортизации, групп активов и срока их полезного использования, определенных органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий;

налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды;

регуляторную базу активов;

регуляторную норму дохода;

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

качество товаров, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий;

государственные дотации и другие формы государственной поддержки, гранты, взносы потребителей.

В противном случае орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, при регулировании цен (тарифов) на товары субъекта естественной монополии учитывает:

расходы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Украины учитываются при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий (кроме расходов, определенных частью третьей настоящей статьи);

налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды;

стоимость основных средств, амортизации, потребности в инвестициях, определенных в установленном порядке;

ожидаемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

качество товаров, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий;

государственные дотации и другие формы государственной поддержки.

Органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии, в пределах своих полномочий в случае применения стимулирующего регулирования определяют для целей установления цен (тарифов) группы активов, включенных к регуляторной базы, срок их полезного использования и метод начисления амортизации таких активов.

Для определения регуляторной базы активов при переходе к стимулирующему регулирования субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством однократно проводится независимая оценка активов, используемых для осуществления регулируемой в соответствии с настоящим Законом сферы деятельности субъектов естественных монополий, субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии по методике оценки, определяется органом государственной власти, осуществляющим государственное регулирование оценочной действие ьности, по согласованию с органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии. Отчет об оценке таких активов подлежит обязательному рецензированию рецензентами, которые работают в органе государственной власти, осуществляющий государственное регулирование оценочной деятельности.
{Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1072-VI от 05.03.2009, N 2856-VI от 23.12.2010; в редакции Закона N 4998-VI от 21.06.2012}

3. При регулировании цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий не учитываются:

суммы безнадежной дебиторской задолженности и отчисления в резерв сомнительных долгов;

суммы признанных штрафов, пени, неустойки;

суммы средств или стоимость товаров, добровольно перечисляются (передаются) другим юридическим и физическим лицам, в том числе в виде финансовой или материальной помощи, включая благотворительную, спонсорскую и шефскую помощь;

суммы недостачи и потерь от порчи ценностей;

стоимость реализованных производственных запасов;

расходы по содержанию объектов социально-культурного назначения, кроме исключительных случаев, определяемых в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
{Статья 9 дополнена частью по закону N 1072-VI от 05.03.2009}

4. Органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, при принятии решений по такого регулирования учитывают информацию о деятельности субъекта естественной монополии, предоставленную объединениями потребителей, субъектами естественных монополий, другими заинтересованными лицами, о результатах обнародования и открытых слушаний по изменению цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий. Порядок обнародования информации и открытых слушаний по изменению цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий определяется теми органами, на которые в соответствии с Законом Украины "О ценах и ценообразовании" возлагается утверждение или регулирование цен (тарифов).
{Часть статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2339-IV от 13.01.2005, N 3610-VI от 07.07.2011}



Статья 10. Обязанности субъектов естественных монополий

1. Субъекты естественных монополий обязаны:

соблюдать установленный порядок ценообразования, стандартов и показателей безопасности и качества товара, а также других условий и правил осуществления предпринимательской деятельности, определенных в лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках;

вести отдельный бухгалтерский учет по каждому виду деятельности, подлежащей лицензированию;

обеспечивать на недискриминационных условиях реализацию произведенных ими товаров потребителям, а также не препятствовать для реализации соглашений между производителями, осуществляющих деятельность на смежных рынках, и потребителями;

предоставлять органам, регулирующим их деятельность, документы и информацию, необходимые для выполнения этими органами своих полномочий, в объемах и в сроки, установленные соответствующими органами;

обеспечивать должностным лицам органов, регулирующих их деятельность, доступ к документам и информации, необходимых для осуществления этими органами своих полномочий, а также к объектам, оборудования и земельных участков, находящихся в их собственности или в пользовании;

предоставлять по требованию органов местного самоуправления информацию об имеющихся мощностях по обеспечению объектов строительства и инженерные сети (сооружения); {Часть первая статьи 10 дополнена новым абзацем согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}

обеспечивать предоставление технических условий относительно инженерного обеспечения объекта строительства в порядке и сроки, установленные законодательством. {Часть первая статьи 10 дополнена новым абзацем согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}

{Абзац девятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 4220-VI от 22.12.2011}

{Абзац десятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 4220-VI от 22.12.2011}

обнародовать и предоставлять информацию по запросам в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации". {Часть первая статьи 10 дополнена абзацем одиннадцатым согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}

2. Субъекты естественных монополий не могут совершать действия, которые приводят или могут привести к невозможности производства (реализации) товаров, в отношении которых осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Законом, или к замене их другими товарами, не одинаковыми по потребительским характеристикам.

{Часть третья статьи 10 исключен на основании Закона N 4851-VI от 24.05.2012}



Р а з д е л III
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМИССИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Статья 11. Образование и ликвидация национальных комиссий регулирования естественных монополий

1. Национальные комиссии регулирования естественных монополий являются государственными коллегиальными органами, образуются и ликвидируются Президентом Украины.

Комиссии подчиняются Президенту Украины, подотчетны Верховной Раде Украины. {Абзац второй части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

Комиссии действуют на основании положений, утверждаемых Президентом Украины.

В случаях, предусмотренных положениями о комиссиях, комиссии могут создавать и ликвидировать свои территориальные органы. Территориальные органы действуют на основании положений, утверждаемых комиссиями. Комиссия, ее центральный аппарат и его территориальные органы составляют систему органов такой комиссии, которую возглавляет Председатель комиссии. Комиссии являются юридическими лицами, имеют текущие и вкладные счета в учреждениях банка, печати с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. {Абзац четвертый части первой статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

2. Комиссия как коллегиальный орган образуется в составе Председателя комиссии и шести членов комиссии.

Председатель, члены комиссии назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Украины путем издания соответствующего указа.

Комиссия правомочна с момента назначения более половины ее общего количественного состава.

Основной формой работы комиссии как коллегиального органа являются заседания.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины ее общего количественного состава. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего количественного состава комиссии. Председатель, члены комиссии по одному голосу каждый.

Председатель комиссии:

1) возглавляет систему комиссии и руководит ее деятельностью;

2) утверждает Регламент комиссии;

3) координирует работу членов комиссии, распределяет обязанности между членами комиссии по соответствующим направлениям относительно выполнения возложенных на комиссию задач;

4) созывает и проводит заседания комиссии, вносит вопросы к рассмотрению на его заседаниях, подписывает протоколы заседаний и решения комиссии, утверждает повестку дня заседания комиссии;

5) назначает на должности и освобождает от должностей согласно законодательству руководителей и работников центрального аппарата комиссии;

6) осуществляет руководство деятельностью территориальных органов комиссии, назначает на должности и освобождает от должностей в установленном законодательством порядке руководителей и работников этих органов;

7) осуществляет в установленном порядке представительские функции относительно деятельности комиссии;

8) имеет право без специальных разрешений представлять комиссию в суде;

9) представляет интересы комиссии в Кабинете Министров Украины, имеет право участвовать в заседаниях Кабинета Министров Украины с правом совещательного голоса;

10) представляет Президенту Украины предложения относительно назначения на должности и освобождения от должностей членов комиссии;

11) издает приказы, распоряжения и поручения по вопросам, относящимся к его компетенции;

12) в установленном законодательством порядке присваивает работникам комиссии рангах государственных служащих, применяет меры поощрения, привлечения их к дисциплинарной ответственности;

13) утверждает кадровый резерв центрального аппарата и руководителей территориальных органов комиссии;

14) утверждает структуру центрального аппарата и территориальных органов комиссии;

15) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата комиссии;

16) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. {Часть вторая статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

3. Срок полномочий Председателя, члена комиссии составляет шесть лет.

Одно и то же лицо не может быть Председателем и / или членом комиссии больше двух сроков подряд.

Предельная численность работников комиссии утверждается Президентом Украины. Штатное расписание комиссии утверждается Председателем комиссии по согласованию с Министерством финансов Украины. Структура комиссии утверждается Председателем соответствующей комиссии в пределах расходов, предусмотренных в Государственном бюджете Украины.

{Часть третья статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

4. Председатель, член комиссии может быть освобожден от должности в случае подачи заявления об отставке, невозможности выполнения обязанностей по состоянию здоровья, прекращения гражданства Украины, грубого нарушения служебных обязанностей, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в совершении преступления, наличия других оснований, предусмотренных законами.

Полномочия Председателя, члена комиссии прекращаются в случае его смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Не могут быть основанием для освобождения Председателя, члена комиссии приобретения полномочий новоизбранным Президентом Украины.

По истечении срока полномочий Председатель или член комиссии продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового соответственно Председателя или члена комиссии.

{Часть четвертая статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

5. Организационно-техническую и другую работу по обеспечению деятельности комиссий осуществляют их аппараты в соответствии с положениями о комиссиях.

6. На членов комиссий и на работников аппаратов комиссий распространяется правовой статус государственных служащих.

{Статья 11 в редакции Закона N 2592-VI от 07.10.2010}

Статья 11-1. Требования к Председателю, членов комиссий

1. Председателем, членом комиссии может быть гражданин Украины, который имеет полное высшее образование, опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет в течение последних десяти лет.

2. Председатель, член комиссии не может быть владельцем корпоративных прав субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, в сфере деятельности соответствующих комиссий.

{Закон дополнен статьей 11-1 согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

Статья 12. Задача комиссий

Основными задачами комиссий являются:

регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

содействие созданию условий, обеспечивающих за счет возникновения и развития конкуренции выведение товарного рынка из состояния естественной монополии, что позволит эффективнее удовлетворять спрос, а также содействие развитию конкуренции на смежных рынках;

формирование ценовой политики в соответствующей сфере регулирования;

содействие эффективному функционированию товарных рынков на основе сбалансирования интересов общества, субъектов естественных монополий и потребителей товаров, которые производятся субъектами естественных монополий.

Статья 13. Функции комиссий

Комиссии в соответствии с возложенными на них задачами:

разрабатывают и утверждают специальные условия и правила осуществления предпринимательской деятельности субъектами естественных монополий и субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, контролируют их соблюдение, принимают в установленном порядке меры по предотвращению нарушений этих условий и правил;

выдают в установленном порядке субъектам естественных монополий и субъектам хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, лицензии на осуществление соответствующих видов предпринимательской деятельности;

разрабатывают и утверждают порядок определения регуляторной базы активов; {Статья 13 дополнена новым абзацем согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

устанавливают регуляторную норму (регуляторные нормы) дохода и параметры регулирования, имеют долгосрочный срок действия, для целей стимулирующего регулирования; {Статья 13 дополнена новым абзацем согласно Закону N 4998-VI от 21.06.2012}

формируют в соответствующих сферах естественных монополий ценовую политику, определяют условия доступа потребителей к товарам, которые производятся субъектами естественных монополий;

подают соответствующим государственным органам предложения по заключению государственных контрактов, разработке стандартов и показателей качества товаров и услуг и предложения по регулированию инвестиционных процессов в сферах естественных монополий;

определяют субъектов естественных монополий, деятельность которых регулируется в соответствии с настоящим Законом, и составляют и ведут реестры таких субъектов естественных монополий в соответствующей сфере; {Абзац статьи 13 в редакции Закона N 4910-VI от 07.06.2012}

участвуют в разработке и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

информируют общественность через средства массовой информации о своей деятельности и деятельности субъектов естественных монополий, обнародуют и предоставляют информацию по запросам в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации"; {Абзац десятый статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}

публикуют ежегодные доклады о результатах своей деятельности и деятельности субъектов естественных монополий;

передают в соответствующие государственные органы материалы о нарушениях действующего законодательства;

осуществляют иные функции, вытекающие из возложенных на них задач.



Статья 14. Полномочия комиссий

Комиссии имеют право:

получать от субъектов естественных монополий, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц информацию, необходимую для осуществления возложенных на них функций; {Абзац второй статьи 14 в редакции Закона N 4910-VI от 07.06.2012}

принимать в пределах своей компетенции в порядке, установленном положениями о комиссиях, решения, которые являются обязательными для выполнения субъектами естественных монополий;

принимать решения о наложении штрафов на субъектов естественных монополий в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

составлять протоколы о нарушении должностными лицами субъектов естественных монополий законодательства о естественных монополиях в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях;

применять в установленном законом порядке соответствующие санкции к субъектам естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, за нарушение ими условий и правил осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках;

принимать по вопросам, относящимся к их компетенции, нормативно-правовые акты, контролировать их выполнение {Абзац седьмой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

устанавливать для субъектов естественных монополий в порядке, определенном комиссиями, требования по осуществлению ими предпринимательской деятельности, не относящейся к сфере естественных монополий, в случае, если эта деятельность влияет на рынок, находящийся в состоянии естественной монополии;

обращаться в суд с соответствующими исковыми заявлениями в случае нарушения субъектами естественных монополий и субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность на смежных рынках, норм этого Закона. от 15.05.2003)



Статья 15. Решения комиссий

1. Решения комиссий принимаются на заседаниях, которые проводятся в форме закрытых или открытых слушаний. В случае рассмотрения вопросов, имеющих важное общественное значение, заседания проводятся в форме открытых слушаний, в которых принимают участие представители субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, объединений потребителей и общественности.

Решение комиссии принимается большинством голосов от ее общего количественного состава. Председатель, другой член соответствующей комиссии имеет один голос. {Абзац второй части первой статьи 15 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

При принятии решений должно обеспечиваться соблюдение прав и законных интересов граждан, предприятий и общества. {Абзац части первой статьи 15 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

Решения комиссий, которые являются нормативно-правовыми актами, подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законодательством порядке, за исключением решений по вопросам установления цен и тарифов (кроме установления цен и тарифов для населения) и функционирования оптового рынка электрической энергии. Решения комиссий, которые являются нормативно-правовыми актами, не требуют согласования с другими органами государственной власти, кроме случаев, предусмотренных законом. Проекты решений комиссий, которые являются нормативно-правовыми актами, публикуются в порядке, предусмотренном Законом Украины "О доступе к публичной информации". {Абзац части первой статьи 15 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011; с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}

Решения комиссий, которые согласно закону являются регуляторными актами (кроме решений об установлении тарифов и других решений, предусмотренных законом), разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности". {Часть первая статьи 15 дополнена абзацем согласно Закону N 2388-VI от 01.07.2010; с изменениями, внесенными согласно Законам N 3610-VI от 07.07.2011, N 2019-VIII от 13.04.2017}

Решения комиссий подлежат выполнению в установленные ими сроки.

Решение по делам, связанным с нарушениями законодательства о естественных монополиях, которые влияют на общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через месяц со дня их принятия.

Влияние в любой способ на члена комиссии или работника ее аппарата с целью препятствования выполнению им должностных обязанностей или принятия неправомерного решения влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

2. В случае несогласия с решением комиссии субъекты естественных монополий, субъекты хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, объединения потребителей и другие заинтересованные лица имеют право в месячный срок со дня получения копии решения обжаловать его в судебном порядке.

Обжалование решений комиссий в судебном порядке не приостанавливает их исполнения.

Суд по ходатайству субъектов, определенных в абзаце первом настоящей части, или по своей инициативе может приостановить исполнение решения комиссии на время рассмотрения дела в суде. (Абзац третий части второй статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV от 15.05.2003)

Решения комиссий о наложении штрафов на субъектов естественных монополий выполняются в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Закона.



Статья 15-1. Открытость деятельности комиссий

1. Комиссии обеспечивают открытость своей деятельности.

2. Повестка дня заседаний комиссий подлежит обнародованию на официальном веб-сайте соответствующей комиссии не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания.

3. Решения комиссий и документы, принятые комиссиями, подлежат обнародованию на официальном веб-сайте соответствующей комиссии не позднее чем через пять рабочих дней после дня проведения заседания.

4. Комиссии сотрудничают с организациями, представляющими интересы потребителей, информируют такие организации и потребителей о деятельности субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках.

5. Потребители и любые заинтересованные лица вправе обращаться в комиссии по вопросам, относящимся к компетенции комиссий. Комиссии рассматривают такие обращения и дают ответ заявителям в установленном порядке.

6. Комиссии информируют общественность о результатах своей работы, обнародуют и предоставляют информацию по запросам в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации".
{Часть шестая статьи 15-1 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}

7. Комиссии публикуют на официальном веб-сайте соответствующей комиссии годовые отчеты о работе комиссии не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
{Закон дополнен статьей 15-1 в соответствии с Законом N 3610-VI от 07.07.2011}



Статья 16. Финансирование деятельности комиссий

1. Финансирование деятельности комиссий осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

2. Плата за услуги, предоставляемые комиссиями физическим и юридическим лицам в случаях, определенных законами Украины, в частности плата за предоставление лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, зачисляется в Государственный бюджет Украины согласно закону о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

{Статья 16 в редакции Закона N 3610-VI от 07.07.2011}

Статья 16-1. Научно-методическое и информационное обеспечение деятельности комиссий

1. Комиссии для выполнения возложенных на них задач могут образовывать консультативные и другие совещательные органы. Положение о таких органах утверждаются комиссиями.

2. Комиссии для научно-методического и информационного обеспечения своей деятельности, в том числе сбалансирования в процессе деятельности комиссий интересов субъектов естественных монополий, субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на смежных рынках, потребителей товаров и услуг, могут привлекать ученых, экспертов, консультантов , представителей общественности.

{Раздел V дополнен статьей 16-1 согласно Закону N 3610-VI от 07.07.2011}

Р а з д е л IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 17. Наложение штрафов на субъектов естественных монополий

1. Национальные комиссии регулирования деятельности субъектов естественных монополий налагают штрафы на субъектов естественных монополий по:

несвоевременное предоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий, - в размере до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан;

непредоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий, или предоставление заведомо недостоверных данных - в размере до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан;

невыполнение или несвоевременное выполнение решений органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, и нарушение условий и правил осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках (лицензионных условий) - в размере до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

{Абзац пятый части первой статьи 17 исключен на основании Закона N 1540-VIII от 22.09.2016}

Штрафы на субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность на рынках электрической энергии и / или на рынке природного газа, налагаемых за нарушения и в размерах, определенных законами Украины "О рынке электрической энергии" и "О рынке природного газа" соответственно. {Часть первая статьи 17 дополнена абзацем шестым согласно Закону N 1540-VIII от 22.09.2016; с изменениями, внесенными согласно Закону N 2019-VIII от 13.04.2017}

2. Сумма штрафов, наложенных на субъектов естественных монополий, зачисляется в Государственный бюджет Украины.

3. Субъекты естественных монополий, на которые наложен штраф, платят его в тридцатидневный срок со дня получения решения о наложении штрафа.

За каждый день просрочки уплаты штрафа начисляется пеня в размере одного процента суммы штрафа.

В случае отказа субъектов естественных монополий от уплаты штрафа штраф взыскивается по решению суда. (Абзац третий части третьей статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV от 15.05.2003)



Статья 18. Ответственность должностных лиц субъектов естественных монополий

Должностные лица субъектов естественных монополий несут административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение решений органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, непредоставление или несвоевременное предоставление информации этим органам или предоставление заведомо недостоверных данных в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях.



Статья 19. Изъятие незаконно полученных прибыли, выручки и возмещение убытков

1. Прибыль, полученная субъектами естественных монополий в результате нарушения норм этого Закона, изымается в судебном порядке в Государственный бюджет Украины.

Выручка, полученная субъектами естественных монополий в результате нарушения установленных органами, регулирующими деятельность субъектов естественных монополий, уровня цен изымается в соответствующий бюджет согласно законодательству о ценах и ценообразовании.

2. Убытки, нанесенные деятельностью или бездеятельностью субъектов естественных монополий в результате нарушения норм этого Закона, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.

Статья 20. Ответственность органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий и их должностных лиц

1. Убытки, причиненные в результате принятия неправомерных решений, действий или бездействия органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, нарушающих нормы этого Закона, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.

2. Должностные лица органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут ответственность в порядке, определенном законами Украины.

Заключительные положения

Р а з д е л V

Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Установить, что органы, выполняющие отдельные функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий, продолжают их выполнять до создания национальных комиссий регулирования естественных монополий.

3. Поручить Кабинету Министров Украины в двухмесячный срок после введения в действие Закона Украины "О естественных монополиях":

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законодательных актов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

разработать нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом.

{Пункт 4 раздела V исключено на основании Закона N 3610-VI от 07.07.2011}