Закон Украины О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) диверсия - любые умышленные действия отдельного лица или группы лиц в отношении ядерных установок, ядерных материалов, источников ионизирующего излучения в процессе их использования, хранения или перевозки и радиоактивных отходов в процессе обращения с ними, которые прямо или косвенно могут создать угрозу для здоровья и безопасности персонала, населения и окружающей среды в результате воздействия ионизирующего излучения или выброса радиоактивных веществ;

2) жизненно важные места - определенные в проектной документации места, где непосредственно расположены особо важные технические элементы и основное оборудование ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, другие источники ионизирующего излучения, диверсия в отношении которых может привести к облучению людей или выбросу радиоактивных материалов в объеме , что превышает установленные законодательством допустимые уровни;

3) защищенность ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - соответствие уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения законодательству;

4) зоны ограничения доступа - определены в проектной документации на ядерные установки, объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, земельные участки и полосы, здания, сооружения, их части, свободное передвижение которыми ограничивается и контролируется соответствующими подразделениями охраны;

5) категория ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - показатель уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения в зависимости от их потенциальной опасности;

6) культура защищенности - характеристика деятельности организаций и поведения отдельных лиц, которая гласит, что защищенности ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения уделяется внимание с учетом значимости такой защищенности для обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

7) границы ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, - физические барьеры и внешняя поверхность зданий, сооружений, расположенных по периметру ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения;

8) основное оборудование ядерных установок - предусмотрено в проектной документации на ядерные установки оборудования, используемого в их основном технологическом цикле;

9) особо важные технические элементы ядерных установок - предусмотренные в проектной документации на ядерные установки важные для безопасности приборы, устройства, оборудование, технические системы, повреждение которых (нескольких из них одновременно) может привести прямо или косвенно к облучению людей или выбросу радиоактивных материалов в объеме , что превышает установленные законодательством допустимые уровни;

10) особые работы - все работы в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности, допуск к выполнению которых предоставляется при условии проведения специальной проверки сведений относительно физических лиц - исполнителей таких работ;

11) подразделение по охране - подразделение Национальной гвардии Украины или субъект охранной деятельности, в соответствии с законодательством выполняет задачи по охране ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения;
{Пункт 11 части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

12) проектная угроза - свойства и характеристики потенциальных правонарушителей, действия которых могут быть направлены на совершение диверсии, кражи или любое другое неправомерное изъятие радиоактивных материалов, для противодействия которым создается система физической защиты;

13) режим физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - установленный законодательством порядок обеспечения физической защиты;

14) система управления качеством физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - комплекс мероприятий, планируемых и систематически осуществляются с целью подтверждения того, что деятельность в сфере использования ядерной энергии осуществляется в соответствии с законодательством;

15) специальная проверка - проверка достоверности всех сведений, которые подают о себе физические лица, желающие выполнять особые работы, и выяснения обстоятельств, на основании которых в соответствии с законодательством принимается решение о предоставлении допуска к таким работам;

16) система физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - совокупность организационно-правовых и инженерно-технических мероприятий, осуществляемых с целью создания условий, направленных на минимизацию возможности совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и укрепление режима нераспространения ядерного оружия;

17) физический барьер - инженерные сооружения, предназначенные для предотвращения перемещения правонарушителя;

18) физическая защита - деятельность в сфере использования ядерной энергии, направленная на обеспечение защищенности ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и на укрепление режима нераспространения ядерного оружия.

Термин "ядерная установка" употребляется в настоящем Законе в значении, определенном в Конвенции о физической защите ядерного материала.
{Статья 1 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}



Статья 2. Цели физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения

Целями физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения являются:

создание условий, направленных на минимизацию возможности совершения диверсии, хищения или какого-либо иного неправомерного изъятия радиоактивных материалов и укрепления режима нераспространения ядерного оружия {Абзац второй статьи 2 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

содействие осуществлению мероприятий по розыску и возвращению исчезнувших ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и сведения к минимуму радиологических последствий диверсии. {Абзац третий статьи 2 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

Статья 3. Основы государственной политики по физической защите

Государственная политика по физической защите осуществляется на принципах:

признание физической защиты одним из элементов обеспечения национальной безопасности Украины;

ответственности за внедрение и поддержание режима физической защиты;

наличии государственной системы физической защиты;

определение основных требований физической защиты в законах Украины, других нормативно-правовых актах и ​​внедрение их в действие;

материального и социального обеспечения лиц, осуществляющих государственный надзор, проверку состояния систем физической защиты и обеспечивающих функционирование этих систем, на уровне, который компенсирует риск вредного воздействия ионизирующего излучения на здоровье при исполнении ими служебных обязанностей;

признание деятельности физических лиц по регулированию и реализации мероприятий физической защиты профессии в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности;

признание научного обеспечения вопросов нормирования физической защиты и создание современных технических средств идентификации физических лиц, выявление несанкционированных перемещений физических лиц, оружия, взрывчатки одним из приоритетных направлений развития науки и техники;

создание государственной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической защите;

признание приоритета культуры защищенности;

обеспечения непрерывного функционирования систем физической защиты ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения со времени выбора площадки под строительство до прекращения существования {Абзац одиннадцатый статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

обеспечения непрерывного функционирования систем физической защиты ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения в соответствии с категорией ядерного материала, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения во всех местах их пребывания;

установления и введения в действие порядка ответственности за создание условий для достижения целей физической защиты {Абзац тринадцатый статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

применения всеми заинтересованными органами государственной власти и юридическими лицами единой, заранее созданной системы противодействия актам ядерного терроризма;

создание и использование единой системы надежной защищенной связи между органами государственной власти и юридическими лицами, к компетенции которых относятся учет, контроль, физическая защита ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, и противодействия нападению на ядерные установки, объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, другие источники ионизирующего излучения, транспортные средства с радиоактивными материалами {Абзац пятнадцатый статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

применения юридическими лицами, осуществляющими деятельность (в том числе перевозки) в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности, регулирующих и обеспечивающих физическую защиту, взаимосогласованных перечней информации по физической защите, доступ к которой должен быть ограниченным, установления единого порядка защиты и допуска к такой информации заинтересованных должностных и служебных лиц, иностранцев и лиц без гражданства; {Абзац шестнадцатый части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}

целевого государственного финансирования системы физической защиты и надежного контроля за использованием средств, предназначенных для финансирования физической защиты;

установление ответственности граждан и должностных лиц за нарушение требований физической защиты.

Все органы государственной власти и юридические лица обязаны соблюдать основ государственной политики по физической защите.



Статья 4. Сфера действия Закона

Настоящий Закон регулирует отношения между государством в лице государственных органов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, осуществляющими мероприятия физической защиты.
{Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}

Порядок соблюдения требований физической защиты в соответствии с конкретным видам деятельности устанавливается Кабинетом Министров Украины.



Статья 5. Условия достижения целей физической защиты на государственном уровне

Достижение целей физической защиты на государственном уровне возможно при условии:

определение и внедрение принципов государственной политики по физической защите;

создания, внедрения и поддержки государственной системы физической защиты;

определение юридических лиц, обеспечивающих защищенность ядерных установок ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения {Абзац четвертый статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

соблюдения требований физической защиты в соответствии с конкретным видам деятельности и категории ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения;

осуществление функции государственного регулирования физической защиты;

соблюдение требований законодательства относительно специальной проверки;

осуществление профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по физической защите;

создание условий достижения целей физической защиты конкретных ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения и перевозок.

Статья 5-1. Проектная угроза

Проектная угроза определяется на основании результатов оценки угрозы совершения диверсии, хищения или какого-либо иного неправомерного изъятия радиоактивных материалов.

Организация работы по определению проектной угрозы обеспечивается в соответствии с законодательством уполномоченным на это органом государственной власти с привлечением других органов государственной власти.

{Закон дополнен статьей 5-1 согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

Статья 5-2. Государственная система физической защиты

Государственная система физической защиты создается для достижения целей физической защиты на государственном уровне.

Функционирования государственной системы физической защиты основывается на результатах оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов.

Задачами государственной системы физической защиты являются:

нормативно-правовое регулирование вопросов физической защиты;

обеспечение защищенности ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения с учетом проектной угрозы;

создание и обеспечение функционирования единой системы защищенной связи между органами государственной власти и юридическими лицами, в полномочия которых входит осуществление функций учета, контроля, физической защиты и противодействия нападению на ядерные установки, объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, транспортные средства, перевозящие радиоактивные материалы;

осуществление государственного надзора и контроля за состоянием физической защиты;

организация работы по обмену информацией о состоянии физической защиты и ее сохранения.

К субъектам государственной системы физической защиты относятся:

орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности; {Абзац второй части четвертой статьи 5-2 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

центральные органы исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, и Национальная академия наук Украины относительно физической защиты;

Служба безопасности Украины;

Национальная гвардия Украины; {Аабзац пятый части четвертой статьи 5-2 в редакции Закона N 877-VII от 13.03.2014}

центральные органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Другие центральные и местные органы исполнительной власти, а также лицензиаты участвуют в обеспечении физической защиты в пределах своих полномочий, определенных настоящим Законом и другими актами законодательства.

Порядок функционирования государственной системы физической защиты устанавливается Кабинетом Министров Украины.
{Закон дополнен статьей 5-2 в соответствии с Законом N 1718-VI от 17.11.2009}



Статья 6. Достижение целей физической защиты конкретных ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения

Цели физической защиты конкретных ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения считаются достигнутыми при условии, если выполнены основные требования физической защиты согласно этому Закону, обеспечивается персональная ответственность за функционирование систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения.

Статья 7. Достижение целей физической защиты конкретной перевозки

Цели физической защиты конкретной перевозки считаются достигнутыми при условии, если в соответствии с законодательством выполнены основные требования физической защиты, обеспечивается персональная ответственность за охрану транспортного средства и за состояние приборов, устройств, оборудования в подвижном составе транспортного средства, а также функционируют предусмотренные нормативно-правовыми актами системы :

мер безопасности перевозчика;

физической защиты.

Статья 8. Охрана и оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения

Функции охраны ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения выполняются в порядке, установленном законодательством Украины.

Оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения имеет целью не допустить их захвата (разрушение) и отразить наступление превосходящих сил противника. Она организуется и ведется в системе территориальной обороны.

Оборона должна быть устойчивой, активной, способной отразить нападение противника с любого направления.

Оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения от нападения извне и освобождение их от нападающих осуществляют Национальная гвардия Украины и силы помощи извне (соответствующие правоохранительные органы, подразделения специального назначения, другие образованные в соответствии с законами Украины военные формирования) по законодательством.
{Часть четвертая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5460-VI от 16.10.2012, N 877-VII от 13.03.2014}

Период времени, необходимый для прибытия сил помощи извне, в течение которого подразделение охраны должен не допустить нападающих к жизненно важных мест, а также порядок взаимодействия подразделения охраны с силами помощи извне определяются в соответствующих государственных, региональных, объектовых планах взаимодействия.

Оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения от угрозы превышает проектную угрозу, регулируется другим законодательством Украины.
{Часть шестая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}



Раздел II ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ДОЛЖНОСТНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЛИЦ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Статья 9. Ограничения, вводимые в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности Украины

В связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности Украины в пределах ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, транспортных средств и санитарно-защитных зон ограничивается свободное передвижение с ядерными материалами, радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, оружием, патронами, взрывчаткой и другими материалами, предметами, веществами, которые могут вызвать отравление, взрыв, пожар, а также ограничивается доступ к:

выполнению особых работ;

информации с ограниченным доступом;

зон ограничения доступа. {Абзац четвертый статьи 9 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

Перечень особых работ и порядок предоставления допуска к их выполнению определяются Кабинетом Министров Украины.



Статья 10. Информация, доступ к которой ограничивается

Отнесение информации по физической защите к информации с ограниченным доступом и обращения с ней осуществляются в соответствии с законодательством Украины.

Статья 11. Получение иностранцами и лицами без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, допусков и разрешений к местам и работ, где действуют ограничения

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, получают допуск к выполнению особых работ, к информации с ограниченным доступом и разрешение на передвижение к местам, где действуют ограничения, если:

в соответствующем международном договоре, заключенном в соответствии с требованиями настоящего Закона и иного законодательства, изложены цели и перечень особых работ, для выполнения которых специалистам, представляющих иностранную сторону договора, необходимо иметь указанный допуск или разрешение;

иностранной стороной договора определены ее юридических лиц, которые несут ответственность за соблюдение условий обеспечения сохранности информации с ограниченным доступом, которая является собственностью Украины, и отмечено, что полномочия специалистов иностранной стороны договора, которым необходимо предоставить указанный допуск или разрешение, будет подтверждено письменно;

иностранная сторона договора и определенные им юридические лица взяли письменное обязательство о том, что информация с ограниченным доступом, которая является собственностью Украины и станет известной специалистам иностранной стороны договора, использоваться только для целей, указанных в договоре, без каких-либо отклонений, НЕ будет потеряна или скопирована и не будет передана кому-либо без письменного согласия украинской стороны договора;

получено письменное подтверждение полномочий специалистов иностранной стороны договора и определены должностное лицо - гражданин Украины, их сопровождает.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, в установленном порядке получили допуск к выполнению особых работ и разрешение на передвижение к местам, где действуют ограничения, имеют право доступа к таким местам без сопровождения должностного лица - гражданина Украины на основании соответствующего распоряжение центрального органа исполнительной власти, к сфере управления которого относятся предприятия, где ведутся особые работы.

Допуск иностранцев и лиц без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, к информации по физической защите, содержащий сведения, составляющие государственную тайну Украины, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной тайне".

Статья 12. Статус лиц, осуществляющих физическую защиту

Лица, осуществляющие физическую защиту, по своему статусу приравниваются к персоналу, который осуществляет деятельность в сфере использования ядерной энергии.

Раздел III ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 13. Нормирование физической защиты

Нормирование физической защиты осуществляется на основании научно-технических разработок. Основными вопросами нормирования физической защиты являются:

определение проектной угрозы {Абзац второй части первой статьи 13 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

определение категорий ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и перевозок в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности;

определения уровня физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и перевозок в сфере использования ядерной энергии;

установление порядка проведения специальной проверки и предоставления допусков к выполнению особых работ {Абзац пятый части первой статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

установление требований физической защиты при проектировании ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и других источников ионизирующего излучения;

установление требований по обеспечению физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, в том числе при их перевозке {Абзац седьмой части первой статьи 13 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

{Абзац восьмой части первой статьи 13 исключен на основании Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

установление требований по лицензированию, надзору, экспертизы физической защиты в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности;

установление требований по использованию вооруженной охраны в системе физической защиты.

Основные вопросы нормативного регулирования физической защиты является основой для формирования государственных научно-технических программ по физической защите и должны учитывать требования правоохранительных органов по уровню физической защиты.

Проекты нормативно-правовых актов по вопросам физической защиты разрабатываются с учетом проектной угрозы.



Нормативно-правовые акты по вопросам физической защиты подлежат экспертизе и согласованию в порядке, установленном законодательством Украины.

Статья 14. Отдельные вопросы разрешительной деятельности

Условия и правила осуществления деятельности в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности определяются с учетом требований физической защиты, предусмотренных настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами.

Статья 15. Государственная экспертиза физической защиты

Государственная экспертиза физической защиты - экспертно-аналитическая и научно-техническая деятельность, осуществляемая органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности с привлечением Службы безопасности Украины и центральных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность в пределах их полномочий с целью установления соответствия мероприятий по физической защите законодательству в этой сфере.
{Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}

Обязательной государственной экспертизе физической защиты подлежат проекты создания, модернизации и реконструкции систем физической защиты ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения и перевозок радиоактивных материалов.

Государственная экспертиза физической защиты является обязательной частью государственной экспертизы ядерной и радиационной безопасности, проводится в соответствии с законодательством.

{Статья 15 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}



Статья 16. Государственная проверка систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения

Порядок проведения государственной проверки систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и планов взаимодействия в случае совершения диверсий определяет Кабинет Министров Украины.

Проверка планов взаимодействия, разработанных на случай совершения диверсий, осуществляется путем проведения соответствующих совместных учений в срок, согласованный со всеми органами государственной власти и юридическими лицами, указанными в этих планах.

{Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

Статья 17. Профессиональная подготовка по физической защите

Органы государственной власти, эксплуатирующие организации и лицензиаты обеспечивают плановую профессиональную переподготовку и повышение квалификации собственных специалистов по физической защите, персонала подразделений охраны, персонала, обеспечивающего эксплуатацию ядерных установок, использования, хранения ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения.

Статья 18. Первоочередные требования физической защиты

К первоочередным требований физической защиты относятся:

установления и осуществления соответствующими центральными органами исполнительной власти эксплуатирующими организациями и другими лицензиатами порядке финансирования создания и обеспечения функционирования систем физической защиты; {Абзац второй статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

создание условий для защиты информации с ограниченным доступом;

требований специальной проверки и допуска к выполнению особых работ, проведение профессиональной переподготовки по физической защите специалистов, на которых возлагается осуществление функций физической защиты и выполнения других особых работ; {Абзац четвертый статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

назначения ответственным за организацию выполнения требований и мероприятий физической защиты заместителя руководителя центрального органа исполнительной власти, одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации; {Абзац пятый статьи 18 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

назначения приказом одного из заместителей руководителя предприятия ответственным за состояние системы физической защиты этого объекта;

разработку и выполнение планов обеспечения физической защиты и планов взаимодействия лицензиатов, органов государственной власти и сил помощи извне в случае совершения диверсии; {Статья 18 дополнена абзацем седьмым согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

создание и обеспечение функционирования системы управления качеством физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения. {Статья 18 дополнена абзацем восьмым согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}



Статья 19. Уровень физической защиты

Порядок определения лицензиатом уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения в соответствии с их категорией устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Требования к уровню физической защиты определяются нормативно-правовыми актами по вопросам физической защиты.



Ядерные материалы, радиоактивные отходы, другие источники ионизирующего излучения, категория которых не определяется, подлежат защите с учетом практической целесообразности и в соответствии с требованиями ядерной и радиационной безопасности.

{Статья 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

Статья 20. Основные требования к системе физической защиты

Система физической защиты ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, действует исключительно в их пределах и должна: {Абзац первый части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11 .2009}

определяться после выбора места строительства ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами;

вводиться с начала ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, каждого отдельного его очереди;

изменяться в случае необходимости в процессе строительства ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, каждого отдельного его очереди;

{Абзац пятый части первой статьи 20 исключен на основании Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

оценивать и учитывать обстановку в окружении ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения {Абзац шестой части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

создаваться с учетом проектной угрозы, принципов дифференцированного подхода и глубокоэшелонированной защиты {Абзац седьмой части первой статьи 20 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

обеспечивать противодействие незаконному проникновению извне и несанкционированным действиям лиц, находящихся в зонах ограничения доступа, характеристики которых определены проектной угрозой. {Абзац части первой статьи 20 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

Система физической защиты перевозок ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения действует исключительно в пределах маршрутов перевозок и транспортных средств и должна:

обеспечивать возможность противодействия нападению извне;

учитывать обстановку на маршруте перевозки;

создаваться заранее и вводиться на период подготовки и осуществления каждой конкретной перевозки.

Статья 21. Основные требования физической защиты к деятельности в сфере использования ядерной энергии

При осуществлении деятельности в сфере использования ядерной энергии должны соблюдаться следующие основные требования физической защиты:

деятельность начинается с соблюдением первоочередных требований физической защиты, определенных настоящим Законом;

маршруты перевозки ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения выбираются с учетом требований физической защиты и их категорий;

в зонах ограничения доступа не могут находиться любые дома, здания, сооружения и т.п., а также рабочие места, непосредственно не связанные с основным технологическим процессом, осуществляется в этих зонах;

перевозку или перемещение ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения осуществляется только при наличии соответствующей системы физической защиты перевозки или перемещения и жизненно важного места, где они будут размещаться;

перевозки ядерных материалов осуществляется при условии непрерывной на этот период взаимодействия представителей перевозчика, органов государственной власти, ответственных за обеспечение ядерной и радиационной безопасности и охраны;

проектирование, создание и ввод в действие систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения осуществляются с соблюдением требований соответствующих нормативно-правовых актов и могут происходить по этапам;

планирование маршрутов перемещения любых летательных аппаратов в воздушном пространстве над ядерными установками осуществляется по согласованию с эксплуатирующей организацией.

Раздел IV ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ, ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 22. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере физической защиты

Кабинет Министров Украины:

обеспечивает проведение государственной политики по физической защите на принципах, определенных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами;

обеспечивает разработку и реализацию общегосударственных научно-технических программ по физической защиты;

организует разработку и утверждает государственный план взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти в случае совершения диверсий, обеспечивает тренировку по этому плану. {Абзац четвертый статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

Статья 23. Полномочия правоохранительных органов в сфере физической защиты

{Название статьи 23 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

Правоохранительные органы {Абзац первый статьи 23 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

{Абзац второй статьи 23 исключен на основании Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

участвуют в проведении оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и в определении проектной угрозы; {Статья 23 дополнена новым абзацем согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

участвуют в определении уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в разработке, создании и внедрении в действие соответствующих систем физической защиты;

информируют орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, о необходимости корректировки установленного уровня физической защиты; {Абзац пятый статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}

принимают меры в соответствии с компетенцией и действующим законодательством в случае выявления нарушений установленного уровня физической защиты;

обеспечивают профессиональную подготовку должностных и служебных лиц подразделений, осуществляющих функции физической защиты;

в пределах своей компетенции осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению и предупреждению, пресечению и раскрытию соответствующих правонарушений в сфере физической защиты, предусмотренных этим Законом, и по возвращению пропавших ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; {Абзац восьмой статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

участвуют в проведении специальной проверки граждан в связи с предоставлением им допуска к особым работам. {Абзац девятый статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}



Статья 24. Полномочия центральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, и Национальной академии наук Украины по физической защите

Центральные органы исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, и Национальная академия наук Украины в соответствии со своей компетенцией:

создают условия для достижения целей физической защиты на государственном уровне;

обеспечивают реализацию государственной политики по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения, относящихся к сфере их управления, а также перевозок и контроль за ее осуществлением;

выполняют требования физической защиты;

участвуют в проведении оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и в определении проектной угрозы; {Абзац пятый статьи 24 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}

разрабатывают и реализуют государственные программы, планы и мероприятия по физической защиты ядерных установок на каждом этапе их жизненного цикла;

разрабатывают и утверждают ведомственные и отраслевые нормативно-правовые акты по физической защите и внедряют их в действие;

организуют и финансируют научно-технический и научно-исследовательский сопровождение физической защиты на предприятиях, относящихся к сфере их управления;

организуют деятельность по определению, создание, обеспечение функционирования систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и других источников ионизирующего излучения, в том числе и при осуществлении перевозок;

контролируют обеспечение физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, источников ионизирующего излучения и перевозок;

организуют проведение специальной проверки для предоставления допусков к особым работам, периодический контроль порядка оформления допусков;

организуют взаимодействие органов исполнительной власти по вопросам физической защиты;

организуют и финансируют осуществления проверок планов взаимодействия подразделений охраны с силами помощи извне;

разрабатывают ведомственные перечни сведений по физической защите, содержащих государственную тайну и другую информацию с ограниченным доступом, обеспечивают ее защиту;

участвуют в международном сотрудничестве по физической защите;

выполняют функции заказчика и органа управления государственными научно-техническими программами по физической защите;

подают ежегодные отчеты по вопросам физической защиты органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. {Абзац семнадцатый статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}



Статья 25. Полномочия органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности

{Название статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

Орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности: {Абзац первый статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере физической защиты; {Абзац второй статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

участвует в проведении оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и определении проектной угрозы; {Абзац статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

организует в установленном законодательством порядке работу по подготовке и выполнению общегосударственных, других программ физической защиты, проведение научных и научно-технических исследований в этой сфере;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по формированию культуры защищенности;

разрабатывает и утверждает нормы и правила физической защиты;

устанавливает требования к системам менеджмента качества физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения;

готовит выводы относительно соблюдения требований физической защиты в случае экспорта / импорта и транзита радиоактивных материалов;

проводит лицензирование деятельности, связанной с обеспечением физической защиты в соответствии с Законом Украины "О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии";

осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства по вопросам физической защиты и выполнением условий лицензий;

применяет принудительные меры к юридическим и физическим лицам в случае нарушения ими требований законодательства по вопросам физической защиты и условий лицензий;

проводит с привлечением правоохранительных органов в пределах их полномочий государственную экспертизу физической защиты;

передает правоохранительным органам акты проверок о нарушении установленных законами, иными нормативными правовыми актами требований ядерной и радиационной безопасности, физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;
{Статья 25 дополнена новым абзацем согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}

осуществляет международное сотрудничество по вопросам физической защиты в установленном законодательством порядке;

участвует в подготовке специалистов по физической защите;

решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины. {Абзац шестнадцатый статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}

Орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, в осуществлении возложенных на него полномочий независим от органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их должностных лиц, деятельность которых связана с использованием ядерной энергии.
{Часть вторая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012} {Статья 25 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}



Статья 26. Полномочия местных органов исполнительной власти по физической защите

Местные государственные администрации, на территории которых размещены ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, и (или) проходят маршруты перевозок ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, в соответствии со своей компетенцией:

устанавливают порядок ограничения передвижений в пределах санитарно-защитных зон ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами;

организуют разработку и утверждают территориальные (региональные) планы взаимодействия всех образованных в соответствии с законами Украины вооруженных формирований, находящихся на их территории, которые могут быть использованы в случае совершения диверсий; {Абзац третий статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

участвуют в ежегодных учениях, проводимых центральными органами исполнительной власти с целью проверки эффективности территориальных (региональных) планов взаимодействия с привлечением представителей всех центральных органов исполнительной власти, определенных в этих планах;

организуют разработку и утверждают планы обеспечения охраны ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, которые могут быть обнаружены на их территории за пределами мест санкционированного размещения;

обеспечивают соблюдение других требований физической защиты, предусмотренных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.



Раздел V
ВОПРОС ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 27. Расходы на финансирование физической защиты

Расходы на финансирование физической защиты осуществляют:

учреждения и организации - за счет средств на их содержание;

субъекты предпринимательской деятельности - за счет собственных средств и средств соответствующего бюджета в порядке, установленном законодательством.

Расходы на финансирование физической защиты ядерных материалов, находящихся в государственной собственности и имеют категорию по физической защите (за исключением тех, что используются для ядерных энергетических установок), осуществляются за счет государственного бюджета.

Расходы на финансирование физической защиты осуществляются в приоритетном порядке. Бюджетные средства для финансирования физической защиты предусматриваются отдельной строкой в ​​сметах на содержание каждого бюджетного учреждения и организации, осуществляющей деятельность по физической защите.

Расходы, предусмотренные на финансирование физической защиты, могут изменяться только с изменением категории ядерного материала, ядерной установки, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения.



Статья 28. Порядок планирования расходов на финансирование физической защиты

Юридические лица всех форм собственности, имеющих определенные настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами полномочия по физической защиты в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности, ежегодно осуществляют расчеты и составляют отдельный план расходов на финансирование вопросам физической защиты на следующий год.

Ежегодные сметы на содержание бюджетных учреждений и субъектов предпринимательской деятельности должны включать планы расходов на финансирование вопросам физической защиты.

Порядок осуществления расчетов и составления отдельных планов расходов на финансирование вопросам физической защиты определяет Кабинет Министров Украины.



Раздел VI
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 29. Международное сотрудничество по вопросам физической защиты

Международное сотрудничество по вопросам физической защиты осуществляется в области развития, модернизации, повышения качества технического оснащения систем физической защиты, повышение уровня нормирования, лицензирования, надзора, проверок, научного сопровождения и профессиональной подготовки с целью укрепления международного режима безопасности и радиационной защиты в соответствии с настоящим Законом и международных договоров Украины.



Статья 30. Вопросы охраны ядерных материалов во время международной перевозки

Вопросы, касающиеся выполнения функций охраны ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения при международных (в том числе транзитных) перевозок, излагаются в международных договорах в соответствии с законодательством Украины.

Вопрос о предоставлении помощи подразделения другого государства, который будет осуществлять охрану ядерных материалов (в том числе свежего и отработанного ядерного топлива) при транзитной перевозки по территории Украины, излагаются в соответствующих международных договорах.



Статья 31. Допуск вооруженных подразделений охраны других государств на территорию Украины

Допуск вооруженных подразделений охраны других государств на территорию Украины осуществляется только в связи с исполнением ими функций охраны ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения во время международной перевозки на основании международных договоров и в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины.



Раздел VII
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства Украины по физической защиты

Нарушение законодательства Украины по физической защиты влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Нарушениями законодательства Украины в сфере физической защиты являются:

нарушение норм, правил, норм и инструкций по физической защите;

нарушение требований по обеспечению физической защиты;

осуществление деятельности, связанной с физической защитой, без наличия соответствующих разрешений (лицензий);

невыполнение условий соответствующих разрешений (лицензий) по вопросам физической защиты;

невыполнение предписаний органов государственного управления и государственного регулирования в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности по физической защиты;

предоставление разрешений (лицензий) и предписаний по физической защиты должностными лицами органов государственного управления и государственного регулирования в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности с нарушением установленного порядка;

допуск к особым работам на ядерной установке и с ядерными материалами лиц, не прошедших специальной проверки;

незаконные получение, владение, использование, передача, видоизменение или распыление ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения;

кража ядерных материалов, радиоактивных отходов, источников ионизирующего излучения или их захвата, а также попытка совершения таких действий;

незаконное проникновение на ядерную установку, объект предназначен для обращения с радиоактивными отходами, транспортное средство, предназначенное для перевозки ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; {Абзац одиннадцатый части второй статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI от 17.11.2009}

совершение или попытка совершения диверсии. {Абзац двенадцатый части второй статьи 32 в редакции Закона N 1718-VI от 17.11.2009}



Заключительные положения

раздел VIII
Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. До приведения других законодательных актов в соответствие с нормами этого Закона они действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

в соответствии со своими полномочиями обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.