Задачей законодательства об охране окружающей природной среды является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращения и ликвидации негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием.
Отношения в области охраны окружающей природной среды в Украине регулируются настоящим Законом, а также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством.
Основными принципами охраны окружающей среды являются:
а) приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности;
б) обеспечение экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;
в) мера характер мероприятий по охране окружающей природной среды;
г) экологизация материального производства на основе комплексности решений в вопросах охраны окружающей среды, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;
д) сохранение пространственной и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;
е) научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основе сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей среды;
е) обязательность оценки воздействия на окружающую среду;
ж) гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды, формирование у населения экологического мировоззрения;
с) научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
и) бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;
и) компенсация вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;
и) решение вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом степени антропогенной зминености территорий, совокупного действия факторов, негативно влияющих на экологическую обстановку;
и) сочетание мер стимулирования и ответственности в деле охраны окружающей среды;
к) решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого межгосударственного сотрудничества;
л) установление экологического налога, рентной платы за специальное использование воды, рентной платы за специальное использование лесных ресурсов, рентной платы за пользование недрами согласно Налоговому кодексу Украины;
м) учета результатов стратегической экологической оценки.
Природные ресурсы Украины являются собственностью украинского народа.
От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.
Граждане Украины имеют право пользоваться природными ресурсами Украины в соответствии с этим и другими законами.
Государственной охране и регулированию использования на территории Украины подлежат: окружающая природная среда как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные ресурсы, как вовлечены в хозяйственный оборот, так и неиспользуемые в экономике в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух , лес и иная растительность, животный мир), ландшафты и другие природные комплексы.
Особой государственной охране подлежат территории и объекты природно-заповедного фонда Украины и другие территории и объекты, определенные в соответствии с законодательством Украины.
Государственной охране от негативного воздействия неблагоприятной экологической обстановки подлежат также здоровье и жизнь людей.
С целью проведения эффективной и целенаправленной деятельности Украины по организации и координации мероприятий по охране окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов на перспективу разрабатываются и принимаются государственные целевые, межгосударственные, местные программы.
Порядок разработки государственных целевых экологических программ определяется Кабинетом Министров Украины.
Центральные и местные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления при разработке экологических программ привлекают общественность к их подготовке путем обнародования проектов экологических программ для их изучения гражданами, подготовки общественностью замечаний и предложений по предложенным проектам, проведения публичных слушаний по экологических программ.
Повышение экологической культуры общества и профессиональная подготовка специалистов обеспечиваются общей обязательной комплексной образованием и воспитанием в области охраны окружающей среды, в том числе в дошкольных детских учреждениях, в системе общего среднего, профессионального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Экологические знания являются обязательным квалификационным требованием для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и приводит к воздействию на состояние окружающей природной среды.
Специально определенные выше и профессиональные учебные заведения осуществляют подготовку специалистов в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов с учетом общественных потребностей.
В Украине проводятся систематические комплексные научные исследования окружающей среды и природных ресурсов с целью разработки научных основ их охраны и рационального использования, обеспечения экологической безопасности.
Координацию и обобщения результатов этих исследований осуществляют Академия наук Украины и специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Каждый гражданин Украины имеет право на:
а) безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду;
б) участие в обсуждении и внесении предложений к проектам нормативно-правовых актов, материалов относительно размещения, строительства и реконструкции объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, внесение предложений в органы государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, участвующих в принятии решений по этим вопросам;
{Пункт "б" части первой статьи 9 в редакции Закона № 254-IV от 28.11.2002}
в) участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов;
г) осуществление общего и специального использования природных ресурсов;
д) объединение в общественные природоохранные формирования;
е) свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды (экологическая информация) и свободное получение, использование, распространение и хранение такой информации, за исключением ограничений, установленных законом;
е) участие в общественных обсуждениях по вопросам влияния планируемой деятельности на окружающую среду;
ж) получение экологического образования;
с) представление в суд исков к государственным органам, предприятий, учреждений, организаций и граждан о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного воздействия на окружающую среду;
и) обжалование в судебном порядке решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц о нарушении экологических прав граждан в порядке, предусмотренном законом;
й) участие в процессе осуществления стратегической экологической оценки.
Законами Украины могут быть определены и другие экологические права граждан.
Экологические права граждан обеспечиваются:
а) проведением широкомасштабных государственных мероприятий по поддержанию, восстановлению и улучшению состояния окружающей природной среды;
б) обязанностью центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций осуществлять технические и другие мероприятия для предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, выполнять экологические требования при планировании, размещении производительных сил, строительстве и эксплуатации объектов экономики ;
в) участием общественных организаций и граждан в деятельности по охране окружающей природной среды;
г) осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды;
д) компенсацией в установленном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды;
е) неотвратимостью ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды;
е) созданием и функционированием сети общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации.
Деятельность, препятствует осуществлению права граждан на безопасную окружающую среду и других их экологических прав, подлежит прекращению в порядке, установленном настоящим Законом и другим законодательством Украины.
Украина гарантирует гражданам реализацию экологических прав, предоставленных им законодательством.
Местные советы, органы государственной власти в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов обязаны подавать всестороннюю помощь гражданам в осуществлении природоохранной деятельности, учитывать их предложения по улучшению состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, привлекать граждан к участию в решении вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Нарушены права граждан в области охраны окружающей среды должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Украины.
Граждане Украины обязаны:
а) беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды;
б) осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;
в) не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;
г) вносить штрафы за экологические правонарушения;
д) компенсировать вред, причиненный загрязнением и другим негативным влиянием на окружающую среду.
Граждане Украины обязаны выполнять и другие обязанности в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законами Украины.
К исключительной компетенции Верховной Рады Украины в области регулирования отношений по охране окружающей природной среды в соответствии с Конституцией Украины относятся:
а) определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды;
б) утверждение общегосударственных экологических программ;
в) утверждение указов Президента Украины об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
г) решение других вопросов в области охраны окружающей природной среды в соответствии с Конституцией Украины.
{Пункт "д" части первой статьи 13 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть вторая статьи 13 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
Верховная Рада Автономной Республики Крым в области регулирования отношений по охране окружающей природной среды:
а) определяет порядок организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
в) обеспечивает реализацию экологической политики Украины, экологических прав граждан;
г) утверждает экологические программы;
д) организует изучение окружающей природной среды;
е) создает и определяет статус резервных, в том числе и валютных, фондов для финансирования программ и других мероприятий по охране окружающей природной среды;
е) принимает решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий и объектов, подлежащих особой охране, устанавливает дополнительные их категории;
{Пункт "ж" части первой статьи 14 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
с) устанавливает в случае необходимости нормативы экологической безопасности, более строгие, чем те, что действуют в целом на территории Украины.
Верховная Рада Автономной Республики Крым осуществляет и другие полномочия, определенные этим и другими законами Украины.
Местные советы несут ответственность за состояние окружающей среды на своей территории и в пределах своей компетенции:
а) обеспечивают реализацию экологической политики Украины, экологических прав граждан;
б) дают согласие на размещение на своей территории предприятий, учреждений и организаций в порядке, определенном законом;
в) утверждают с учетом экологических требований проекты планировки и застройки населенных пунктов, их генеральные планы и схемы промышленных узлов
г) выдают (переоформляют, выдают дубликаты, аннулируют) разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения в случаях, предусмотренных законом;
д) утверждают местные экологические программы;
е) организуют изучение окружающей природной среды;
е) создают и определяют статус резервных, в том числе и валютных, фондов для финансирования программ и других мероприятий по охране окружающей природной среды;
{Пункт "ж" части первой статьи 15 исключен на основании Закона № 2059-VIII от 23.05.2017}
с) обеспечивают информирование населения о состоянии окружающей природной среды, функционирования местных экологических автоматизированных информационно-аналитических систем;
и) организует работу по ликвидации экологических последствий аварий, привлекают к этим работам предприятия, учреждения и организации, независимо от их подчинения и форм собственности, и граждан;
и) принимает решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране;
и) осуществляют контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды.
{Пункт "и" части первой статьи 15 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт "к" части первой статьи 15 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
Местные советы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим и другими законами Украины.
Управления охраной окружающей среды заключается в осуществлении в этой области функций наблюдения, исследования, стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду, контроля, прогнозирования, программирования, информирования и другой исполнительно-распорядительной деятельности.
Государственное управление в области охраны окружающей природной среды осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные советы и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, государственные органы по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов и другие государственные органы в соответствии с законодательством Украины .
Государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов является центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а на территории Автономной Республики Крым - орган исполнительной власти Автономной Республики Крым вопросам охраны окружающей природной среды и другие государственные органы, в компетенцию которых законами Украины отнесено осуществление указанных функций.
Общественные организации могут участвовать в управлении отраслью охраны окружающей природной среды, если такая деятельность предусмотрена их уставами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины.
Целью управления в области охраны окружающей природной среды является реализация законодательства, контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, достижения согласованности действий государственных и общественных органов в области охраны окружающей среды.
Кабинет Министров Украины в области охраны окружающей среды:
а) осуществляет реализацию определенной Верховной Радой Украины экологической политики;
б) обеспечивает разработку государственных целевых, межгосударственных экологических программ;
в) координирует деятельность центральных органов исполнительной власти, других учреждений и организаций Украины в вопросах охраны окружающей природной среды;
г) устанавливает порядок образования и использования Государственного фонда охраны окружающей природной среды в составе Государственного бюджета Украины и утверждает перечень природоохранных мероприятий;
д) устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также порядок предоставления разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами;
{Пункт "е" части первой статьи 17 исключен на основании Закона № 2756-VI от 02.12.2010}
е) принимает решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;
ж) организует экологическое воспитание и экологическое образование граждан;
{Пункт "з" части первой статьи 17 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
а) руководит внешними связями Украины в области охраны окружающей природной среды.
Кабинет Министров Украины может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим и другими законами Украины.
Совет министров Автономной Республики Крым в области охраны окружающей природной среды на своей территории:
а) осуществляет реализацию законодательства Украины в области охраны окружающей среды;
б) организует разработку экологических программ;
в) направляет, координирует и осуществляет в соответствии с законом контроль за деятельностью органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, предприятий, учреждений и организаций в Автономной Республике Крым независимо от формы собственности и подчинения в вопросах охраны окружающей природной среды;
г) устанавливает порядок образования и использования фонда охраны окружающей природной среды в составе бюджета Автономной Республики Крым;
д) согласовывает размещение предприятий, учреждений и организаций;
е) организует управление и контроль в области охраны окружающей природной среды, координирует деятельность по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, вод и воссоздания водных ресурсов, охраны, использования и воспроизводства лесов, охотничьих животных, растительного и животного мира, в сфере лесных отношений, осуществляет контроль за соблюдением норм, правил и других нормативно-правовых актов по вопросам ведения лесного хозяйства, законодательства об охране, использованию и воспроизводству животных ого мира;
{Пункт "е" части первой статьи 18 исключен на основании Закона № 2756-VI от 02.12.2010}
ж) утверждает по представлению органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды для предприятий, учреждений и организаций лимиты использования природных ресурсов, за исключением природных ресурсов общегосударственного значения, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за исключением сбросов, приводящих к загрязнение природных ресурсов общегосударственного значения, окружающей природной среды за пределами территории Автономной Республики Крым;
з) организует проведение оценки воздействия на окружающую среду объектов, создаваемых или функционирующих на территории Автономной Республики Крым;
и) согласовывает текущие и перспективные планы работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
и) организует ликвидацию экологических последствий аварий, привлекает к ее проведению предприятия, учреждения, организации, независимо от подчинения и форм собственности, и граждан;
и) обеспечивает систематическое и оперативное информирование населения, предприятий, учреждений и организаций о состоянии окружающей природной среды;
и) организует экологическое образование и экологическое воспитание граждан.
Совет министров Автономной Республики Крым может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим и другими законами Украины.
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в области охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции:
а) осуществляют реализацию решений соответствующих советов;
б) координируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответственно села, поселка, города, независимо от форм собственности и подчинения;
в) организуют разработку местных экологических программ;
{Пункт "г" части первой статьи 19 исключен на основании Закона № 2756-VI от 02.12.2010}
д) утверждают по представлению областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды для предприятий, учреждений и организаций лимиты использования природных ресурсов, за исключением ресурсов общегосударственного значения, лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за исключением сбросов, приводящих к загрязнению природных ресурсов общегосударственного начение или окружающей природной среды за границами соответственно села, поселка, города
е) организуют сбор, переработку, утилизацию и захоронение отходов на своей территории;
е) формируют и используют местные фонды охраны окружающей природной среды в составе местных бюджетов;
ж) согласовывают текущие и перспективные планы работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
с) обеспечивают систематическое и оперативное информирование населения, предприятий, учреждений, организаций и граждан о состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения;
и) организует экологическое образование и экологическое воспитание граждан;
и) принимает решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения.
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим и другими законами Украины.
К компетенции центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, относятся:
а) обеспечение формирования государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
{Пункт "б" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
в) организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы сети общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации, положение о которой утверждается Кабинетом Министров Украины;
г) утверждение нормативов, правил, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий;
{Пункт "д" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
е) получение бесплатно от центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций информации, необходимой для выполнения возложенных на него задач;
{Пункт "е" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт "ж" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт "з" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт "и" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
и) руководство заповедным делом, ведение Красной книги Украины;
и) координация работы других специально уполномоченных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
и) осуществление международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области, организация выполнения обязательств Украины в соответствии с международными соглашениями по вопросам охраны окружающей природной среды;
к) установление порядка предоставления информации о состоянии окружающей природной среды;
{Пункт "л" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 2059-VIII от 23.05.2017}
м) осуществление процедуры предварительного обоснованного согласия в соответствии с требованиями Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии о возможности трансграничного перемещения генетически модифицированных организмов, предназначенных для умышленного введения в окружающую природную среду;
{Пункт "н" части первой статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
в) выдача документов разрешительного характера в области охраны окружающей среды;
п) координация и обеспечение осуществления оценки воздействия на окружающую среду и принятия заключения по оценке воздействия на окружающую среду;
р) утверждение в пределах своей компетенции нормативно-методических документов и осуществление методического руководства и методологически-консультативного обеспечения по вопросам стратегической экологической оценки.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, выполняет и другие функции, определенные законами Украины.
{Часть третья статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть четвертая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть пятая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть шестая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть седьмая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть восьмая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть девятая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть десятая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть одиннадцатая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть двенадцатая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть тринадцатая статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть четырнадцатую статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть пятнадцатую статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Часть шестнадцатую статьи 20 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
К компетенции центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов относятся:
а) реализация государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
б) реализация полномочий в сфере оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством об оценке воздействия на окружающую среду;
в) получение бесплатно от центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций информации, необходимой для выполнения возложенных на него задач;
г) выдача разрешений на выбросы вредных веществ в окружающую природную среду, на специальное использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Украины;
г-1) реализация полномочий в сфере стратегической экологической оценки в соответствии с законодательством о стратегической экологической оценке.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, выполняет и другие функции, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины.
К компетенции центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в сфере охраны окружающей природной среды относятся:
а) организация и осуществление в пределах компетенции государственного надзора (контроля) за соблюдением центральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в части осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и хозяйствования, гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами - нерезидентами требований законодательства:
об экологической и радиационной безопасности, об оценке воздействия на окружающую среду;
об использовании и охране земель;
об охране и рациональном использовании вод и воссоздания водных ресурсов;
об охране атмосферного воздуха;
об охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
о охрану, содержание и использование зеленых насаждений;
об использовании, охране и воспроизводству растительного мира;
об охране, рациональное использование и воспроизводство животного мира;
по соблюдению правил создания, пополнения, хранения, использования и государственного учета зоологических, ботанических коллекций и торговли ими;
при ведении охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
о сохранении объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную и Зеленую книги Украины, формирования, сохранения и использования экологической сети;
о природно-заповедном фонде;
об охране, использованию и воспроизводству рыбы и других водных живых ресурсов;
в сфере химических источников тока в части обеспечения экологической безопасности производства химических источников тока и утилизации отработанных химических источников тока, ведения учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию;
по соблюдению требований регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями;
об обращении с отходами;
о наличии разрешений, лимитов и квот на специальное использование природных ресурсов, соблюдения их условий;
о биологической и генетической безопасности относительно биологических объектов природной среды при создании, исследовании и практическом использовании генетически модифицированных организмов в открытой системе;
б) осуществление в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины проверки соблюдения требований законодательства о радиационной безопасности в случае выявления органом (подразделением) Государственной пограничной службы Украины транспортных средств, грузов и другого имущества с превышением допустимого уровня ионизирующего излучения и предоставления разрешения или запрета на пропуск через государственную границу Украины транспортных средств, грузов и другого имущества по результатам такой проверки;
в) ограничения или приостановления (временное) деятельности предприятий и объектов независимо от их подчинения и формы собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, законодательства об оценке воздействия на окружающую среду, требований разрешений на использование природных ресурсов, с превышением нормативов предельно допустимых выбросов влияния физических и биологических факторов и лимитов сбросов загрязняющих веществ;
г) составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях, наложение административных взысканий в случаях, предусмотренных законом;
г) предъявлять претензии о возмещении убытков и потерь, причиненных государству в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды;
д) получение бесплатно в установленном порядке необходимых для выполнения возложенных на него задач информации, документов и материалов от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц, физических лиц;
е) предоставление обязательных к исполнению предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, информирование разрешительных органов о предоставленных предписания субъектам хозяйствования, осуществляющих деятельность на основании разрешений в области охраны окружающей природной среды и осуществления контроля за их выполнением;
е) остановка транспортных (в том числе плавучих) средств и проведения их осмотра, осмотр орудий добывания объектов растительного и животного мира (в том числе водных живых ресурсов) в местах их добычи, хранения, переработки и реализации;
ж) изъятия в установленном порядке у лиц орудий добывания объектов животного мира (в том числе водных живых ресурсов), транспортных (в том числе плавучих) средств, оборудования и предметов, являющихся орудием добывания объектов животного мира (в том числе водных живых ресурсов), незаконно добытых природных ресурсов и продукции из них произведена, а также соответствующих документов (лицензий, разрешений и т.д.);
з) осуществление в соответствии с законом фотографирования, звукозаписи, кино- и видеосъемки, в том числе с летательных аппаратов и с применением космических технологий, в качестве вспомогательного средства для предотвращения и раскрытия правонарушений;
и) выполнение отбора проб и инструментально-лабораторные измерения показателей состава и свойств выбросов стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, вод льяльных, балластных, обратных, поверхностных, морских, измерения показателей состава и свойств подземных вод в пробах с наблюдательных скважин на объектах, обследуются; измерения показателей состава и свойств выбросов передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха и экологических показателей нефтепродуктов (бензина автомобильного и дизельного топлива), которые реализуются путем оптовой и розничной торговли субъектами хозяйствования;
и) внесение в установленном порядке в органы государственной власти и органов местного самоуправления требований по приведению в соответствие с законодательством принятых ими решений в области охраны окружающей среды, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
и) предоставление центральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления предписаний о приостановлении действия или аннулировании в установленном законодательством порядке разрешений, лицензий, сертификатов, заключений, решений, лимитов, квот, согласований, свидетельств на специальное использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, обращения с опасными химическими веществами, трансграничное перемещение объектов растительного и животного с виту (в том числе водных живых ресурсов), лицензий на проведение землеустроительных и, а также по установлению нормативов допустимых уровней вредного воздействия на состояние окружающей природной среды;
и) принимать в установленном порядке меры досудебного урегулирования споров, выступать истцом и ответчиком в судах;
к) вызывать граждан для получения устных и письменных объяснений в связи с нарушением ими требований законодательства об охране, использованию и воспроизводству животного мира;
л) осуществление иных полномочий, определенных законами Украины и возложенных на него Президентом Украины;
м) полномочия предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления, на проведение измерений, не связанных с оценкой соответствия продукции, процессов и услуг в соответствии с требованиями технической компетентности и независимости, определенных центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды;
н) внесение предложений по определению методик измерений, являются обязательными к использованию уполномоченными предприятиями, учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере его управления, центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Полномочия, определенные в пункте "в" части первой настоящей статьи, не применяются к субъектам предпринимательской деятельности (инвесторов), осуществляющих свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции.
В структуре центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, могут создаваться специальные подразделения, работники которых имеют право носить форму установленного образца и огнестрельное оружие .
Должностные лица специальных подразделений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством об общеобязательном государственное социальное страхование.
{Часть пятая статьи 20-2 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
{Часть шестая статьи 20-2 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
{Часть седьмая статьи 20-2 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
Вред, причиненный имуществу должностного лица специального подразделения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, или членов его семьи в связи с исполнением им должностных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Годовая заработная плата должностного лица специального подразделения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, берется для расчета размера единовременного пособия, включает все виды денежных выплат, которые получила должностное лицо за время работы в специальном подразделении центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, за год, предшествовавший году гибели или повреждения здоровья.
Законодательством Украины предусматривается охрана чести, достоинства, здоровья и жизни работников специальных подразделений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
К компетенции органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды в сфере охраны окружающей природной среды относятся:
а) осуществление управления в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечение реализации единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности предприятий, учреждений и организаций в этой сфере, расположенных на территории Автономной Республики Крым;
б) участие в проведении мониторинга состояния окружающей природной среды;
в) участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий;
г) реализация полномочий в сфере оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством об оценке воздействия на окружающую среду;
г) получение бесплатно от центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций информации, необходимой для выполнения возложенных на него задач;
д) выдача разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами, выбросы вредных веществ в окружающую природную среду, специальное использование природных ресурсов в соответствии с законодательством;
е) обеспечение реализации государственной политики в сфере заповедного дела, формирования, сохранения и использования экологической сети, осуществление управления и регулирования в сфере охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины на территории Автономной Республики Крым;
е-1) реализация полномочий в сфере стратегической экологической оценки в соответствии с законодательством о стратегической экологической оценке;
ё) решение других вопросов в сфере охраны окружающей природной среды в соответствии с законом.
По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, и других вопросов осуществления функций и полномочий в сфере охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и использования природных ресурсов орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды подотчетен и подконтролен центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
К компетенции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере охраны окружающей природной среды относятся:
а) обеспечение реализации государственной политики в сфере заповедного дела, формирования, сохранения и использования экологической сети, осуществление управления и регулирования в сфере охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины на соответствующей территории;
б) участие в проведении мониторинга состояния окружающей природной среды;
в) участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий;
г) реализация полномочий в сфере оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством об оценке воздействия на окружающую среду;
г) утверждение по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, для предприятий, учреждений и организаций лимитов использования природных ресурсов (кроме природных ресурсов общегосударственного значения), сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (кроме сбросов, приводящие к загрязнению природных ресурсов общегосударственного значения, окружающей природной среды за пределами соответствующей территории)
д) выдача разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами, выбросы вредных веществ в окружающую природную среду, специальное использование природных ресурсов в соответствии с законодательством;
д-1) реализация полномочий в сфере стратегической экологической оценки в соответствии с законодательством о стратегической экологической оценке;
е) решение других вопросов в сфере охраны окружающей природной среды в соответствии с законом.
Общественные природоохранные организации имеют право:
а) участвовать в разработке планов, программ, связанных с охраной окружающей среды, разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы;
б) создавать общественные фонды охраны природы; по согласованию с местными советами за счет собственных средств и добровольного трудового участия членов общественных организаций выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению состояния окружающей природной среды;
в) участвовать в проведении центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранных планов и мероприятий;
{Пункт "г" части первой статьи 21 исключен на основании Закона № 2059-VIII от 23.05.2017}
д) свободного доступа к экологической информации;
е) выступать с инициативой проведения всеукраинского и местных референдумов по вопросам, связанным с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности;
е) вносить в соответствующие органы предложения об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда;
ж) подавать в суд иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных организаций;
з) участвовать в мероприятиях международных неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей природной среды;
а) участвовать в подготовке проектов нормативно-правовых актов по экологическим вопросам;
и) обжаловать в установленном законом порядке решение об отказе или несвоевременное предоставление по запросу экологической информации или неправомерное отклонение запроса и его неполное удовлетворение.
Деятельность общественных организаций в области охраны окружающей природной среды осуществляется в соответствии с законодательством Украины на основе их уставов.
С целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений в Украине создается система государственного мониторинга окружающей природной среды. Наблюдение за состоянием окружающей природной среды, уровнем ее загрязнения осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, другими специально уполномоченными государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей природной среды.
Указанные предприятия, учреждения и организации обязаны безвозмездно передавать соответствующим государственным органам аналитические материалы своих наблюдений.
Порядок осуществления государственного мониторинга окружающей природной среды определяется Кабинетом Министров Украины.
Государственные органы вместе с соответствующими научными учреждениями обеспечивают организацию краткосрочного и долгосрочного прогнозирования изменений окружающей природной среды, которые должны учитываться при разработке и выполнении программ и мероприятий по экономическому и социальному развитию Украины, в том числе по охране окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности.
Объекты, которые вредно влияют или могут повлиять на состояние окружающей природной среды, виды и количество вредных веществ, попадающих в окружающую среду, виды и размеры вредных физических и биологических воздействий на него подлежат государственному учету.
Предприятия, учреждения и организации проводят первичный учет в области охраны окружающей среды и безвозмездно предоставляют соответствующую информацию органам, ведущим государственный учет в этой области.
Сбор, обработка и представление соответствующим государственным органам сводной статистической отчетности об объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, использование природных ресурсов, выполнение задач по охране окружающей природной среды и другой информации, ведение экологических паспортов осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а на территории Автономной Республики Крым - орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, органы местного самоуправления, предприятия , учреждения и организации, деятельность которых может негативно повлиять или влияет на состояние окружающей природной среды, жизни и здоровья людей, обязан и обеспечивать свободный доступ населения к информации о состоянии окружающей природной среды.
Экологическое информационное обеспечение осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий путем:
а) подготовки центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, и представление на рассмотрение Верховной Рады Украины ежегодного Национального доклада о состоянии окружающей природной среды в Украине, а после ее рассмотрения Верховной Радой Украины - опубликования отдельным изданием и размещения в системе Интернет;
б) ежегодного информирования Совета министров Автономной Республики Крым, областными государственными администрациями, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями соответствующих советов и населения о состоянии окружающей природной среды соответствующих территорий;
в) систематического информирования населения через средства массовой информации о состоянии окружающей природной среды, динамику его изменений, источники загрязнения, размещения отходов или иного изменения окружающей природной среды и характер влияния экологических факторов на здоровье людей;
г) немедленного информирования о чрезвычайных экологических ситуациях;
г) передачи информации, полученной в результате проведения мониторинга окружающей среды, каналами информационных связей органам, уполномоченным принимать решение о полученной информации;
д) обеспечение свободного доступа к экологической информации, не составляющей государственной тайны и содержится в списках, реестрах, архивах и других источниках.
{Закон дополнен статьей 25-1 в соответствии с Законом № 254-IV от 28.11.2002}
{Раздел VI исключен на основании Закона № 2059-VIII от 23.05.2017}
Экологические нормативы устанавливают предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни допустимого вредного воздействия на него физических и биологических факторов.
Законодательством Украины могут устанавливаться нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы.
Экологические нормативы должны устанавливаться с учетом требований санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, гигиенических нормативов.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде и уровни вредных физических и биологических воздействий на него являются едиными для всей территории Украины.
В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую среду.
Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды и другими уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Украины.
Государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов осуществляют государственный контроль в сфере охраны окружающей природной среды.
Государственному контролю подлежат использование и охрана земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и другой растительности, животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, природных территорий и ' объектов, подлежащих особой охране, состояние окружающей природной среды, а также соблюдения мер биологической и генетической безопасности относительно биологических объектов окружающей среды при в оренни, исследовании и практическом использовании генетически модифицированных организмов в открытой системе.
Порядок осуществления государственного контроля за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов определяется настоящим Законом и другими законами Украины.
Общественный контроль в области охраны окружающей природной среды осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей среды в соответствии с Положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды:
а) участвуют в проведении совместно с работниками органов государственного контроля рейдов и проверок соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства об охране окружающей природной среды, соблюдения норм экологической безопасности и использования природных ресурсов;
б) проводят проверки и составляют протоколы о нарушении законодательства об охране окружающей природной среды и подают их органам государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности;
в) оказывают помощь органам государственного контроля в области охраны окружающей природной среды в деятельности по предотвращению экологическим правонарушением.
Органы общественного контроля в области охраны окружающей среды могут осуществлять и другие функции в соответствии с законодательством Украины.
К природным ресурсам общегосударственного значения относятся:
а) внутренние морские воды и территориальное море,
б) природные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны;
в) атмосферный воздух;
г) подземные воды;
д) поверхностные воды, которые находятся или используются на территории более одной области;
е) лесные ресурсы государственного значения;
е) природные ресурсы в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;
ж) дикие животные, которые находятся в состоянии естественной свободы в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, другие объекты животного мира, на которые распространяется действие Закона Украины "О животном мире" и находящихся в государственной собственности, а также объекты животного мира, в установленном законодательством порядке приобретенные в коммунальную или частную собственность и признаны объектами общегосударственного значения;
з) полезные ископаемые, за исключением общераспространенных.
Законодательством Украины могут быть отнесены к природным ресурсам общегосударственного значения и другие природные ресурсы.
К природным ресурсам местного значения относятся природные ресурсы, не отнесенные законодательством Украины к природным ресурсам общегосударственного значения.
Экономические меры обеспечения охраны окружающей природной среды предусматривают:
а) взаимосвязь всей управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций с рациональным использованием природных ресурсов и эффективностью мероприятий по охране окружающей природной среды на основе экономических рычагов;
б) определение источников финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды;
в) установление лимитов использования природных ресурсов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
г) установление ставок экологического налога;
д) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
е) возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и других видов вредного воздействия в целом на территории Автономной Республики Крым, областей, городов общегосударственного значения или отдельных регионов устанавливаются:
в случае если это приводит к загрязнению природных ресурсов общегосударственного значения, территорий других областей, - центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды;
в других случаях - в порядке, устанавливаемом Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, городскими (городов общегосударственного значения) советами, по представлению областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым вопросам охраны окружающей природной среды.
Для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды образуются Государственный, Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды.
Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды образуются в составе бюджета Автономной Республики Крым и соответствующего местного бюджета по месту причинения экологического вреда за счет:
а) части экологического налога согласно закону;
б) части денежных взысканий за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
в) целевых и других добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Распределение средств экологического налога, поступающих в Автономной Республики Крым и местных фондов охраны окружающей природной среды, осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, городскими (городов общегосударственного значения) советами по представлению областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды.
Государственный фонд охраны окружающей природной среды образуется за счет:
а) части экологического налога согласно закону;
б) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан и других поступлений;
{Пункт "в" части четвертой статьи 47 исключен на основании Закона № 2756-VI от 02.12.2010}
г) части денежных взысканий за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Распределение средств, поступающих в Государственный фонд охраны окружающей природной среды, осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Средства местных, Автономной Республики Крым и Государственного фондов охраны окружающей природной среды могут использоваться только для финансового обеспечения осуществления природоохранных мероприятий, включая защиту от вредного воздействия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, ведение государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также мер по снижению загрязнения окружающей среды и соблюдения экологических нормативов и нормативов экологической безопасности, для снижения влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
Положение о Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды утверждаются соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами, а Государственного фонда охраны окружающей природной среды - Кабинетом Министров Украины.
В Украине могут образовываться и другие фонды для стимулирования и финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, токсичных химических веществ и других препаратов, с тем чтобы не допустить загрязнения ими или их составными окружающей природной среды и продуктов питания.
При создании новых химических препаратов и веществ, других потенциально опасных для окружающей среды субстанций должны разрабатываться и утверждаться в установленном законодательством порядке допустимые уровни содержания этих веществ в объектах окружающей среды и продуктах питания, методы определения их остаточного количества и утилизации после использования.
Содержание естественных и искусственных примесей, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды или здоровья людей, в таких препаратах, а также сырье, используемое для их производства не должен превышать допустимых уровней, установленных в соответствии с законодательством.
Экологические требования при производстве, хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании, захоронении токсичных и других опасных для окружающей среды и здоровья людей веществ, отнесение химических веществ к категории токсичных и их классификация по степени опасности определяются нормативными документами на основании заключения по оценке воздействия на окружающую среду и соглашаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения и центра ьним органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Перечень пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для использования в Украине, регламенты их применения, а также ежегодные дополнения к нему определяются в установленном законодательством порядке.
Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать экологически безопасное производство, хранение, транспортировку, использование, уничтожение, обезвреживание и захоронение микроорганизмов, других биологически активных веществ и продуктов биотехнологии, а также интродукции, акклиматизации и реакклиматизацию животных и растений, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращения и ликвидации последствий вредного воздействия биологических факторов на окружающую среду и здоровье человека.
Создание новых штаммов микроорганизмов и биологически активных веществ осуществляется при наличии оценки их влияния на окружающую среду и здоровье людей.
При создании указанных организмов и веществ должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций, методы определения этих организмов и веществ в окружающей среде и продуктах питания.
Производство и использование новых штаммов микроорганизмов и других биологически активных веществ, а также генетически модифицированных организмов, продукции, полученной с использованием штаммов микроорганизмов, других биологически активных веществ и генетически модифицированных организмов.
Субъекты права собственности на отходы должны принимать эффективные меры для уменьшения объемов образования отходов, а также для их утилизации, обезвреживания или размещения.
Осуществление операций в сфере обращения с отходами разрешается только при наличии разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами на определенных местными советами территориях с соблюдением санитарных и экологических норм способом, обеспечивает возможность дальнейшего использования отходов в качестве вторичного сырья и безопасность для окружающей среды и здоровья людей.
Требования экологической безопасности, установленные для размещения, проектирования, строительства, реконструкции, вводе в действие и эксплуатации объектов по ограничению негативного влияния на окружающую среду химических, физических и биологических факторов, а также другие требования, предусмотренные настоящим Законом и другим законодательством Украины, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, а также объекты органов Национальной полиции и государственной безопасности.
Требования экологической безопасности должны соблюдать также при дислокации воинских частей, проведении военных учений, маневров, перемещении войск и военной техники, кроме случаев особых ситуаций, объявляются в соответствии с законодательством Украины.
Государственный контроль за соблюдением требований экологической безопасности в отношении военных, оборонных объектов и военной деятельности на территории Украины осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другого законодательства Украины.
Планировка, размещение, застройка и развитие населенных пунктов осуществляются по решению местных советов с учетом экологической емкости территорий, соблюдением требований охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.
При разработке генеральных планов развития и размещения населенных пунктов сельские, поселковые, городские советы устанавливают режим использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности в пригородных и зеленых зонах по согласованию с местными советами, на территории которых они находятся, в соответствии с законодательством Украины.
Участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, научную, эстетическую и экономическую ценность и предназначенные для сохранения природного разнообразия, генофонда видов животных и растений, поддержания общего экологического баланса и фонового мониторинга окружающей природной среды, изымаются из хозяйственного использования полностью или частично и объявляются территорией или объектом природно-заповедного фонда Украины.
В состав природно-заповедного фонда Украины входят государственные заповедники, природные национальные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства, заповедные урочища.
Порядок организации, использования и охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда, дополнительные их категории определяются законодательством Украины.
Курортными и лечебно-оздоровительными зонами признаются территории, которые имеют выраженные природные лечебные факторы: минеральные источники, климатические и другие условия, благоприятные для лечения и оздоровления людей.
С целью охраны природных качеств и лечебных факторов курортных зон, предотвращения их порчи, загрязнения и истощения устанавливаются округа их санитарной охраны.
В пределах курортных и лечебно-оздоровительных зон запрещается деятельность, которая противоречит их целевому назначению или может негативно влиять на лечебные качества и санитарное состояние территории, подлежащей особой охране.
Объявлении природных территорий курортными и лечебно-оздоровительными зонами осуществляется Верховной Радой Украины и Верховной Радой Автономной Республики Крым, а их природоохранный режим определяется соответственно Кабинетом Министров Украины и Советом министров Автономной Республики Крым в соответствии с законодательством Украины.
Рекреационными зонами являются участки суши и водного пространства, предназначенный для организованного массового отдыха населения и туризма.
На территории рекреационных зон запрещаются:
а) хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияет на окружающую среду или может помешать использованию их по целевому назначению;
б) изменения природного ландшафта и проведение других действий, противоречащих использованию ЭТИХ зон по прямому назначению.
Режим использования ЭТИХ территорий определяется верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами в согласовании с законодательством Украины.
Редкие и такие, которые находятся под угрозой исчезновения виды животного и растительного мира, постоянно или временно находятся (растут) в естественных условиях в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, подлежат особой охране и заносятся в Красную книгу Украины.
Охрана и воспроизводство объектов Красной книги Украины обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися субъектами использования животного и растительного мира в соответствии с законом.
Объекты Красной книги Украины могут быть объектами права государственной, коммунальной и частной формы собственности в соответствии с законом.
Ведение Красной книги Украины возлагается на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
При проектировании и эксплуатации хозяйственных и других объектов, деятельность которых может вредно воздействовать на окружающую среду, разрабатываются и осуществляются мероприятия по предотвращению аварий, а также ликвидации их вредных экологических последствий.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по промышленной безопасности и центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии, совместно с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, систематически проводят проверки состояния экологически опасных объектов и выполнения отвечает от них мер и требований по их безопасной эксплуатации.
Перечень экологически опасных объектов определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
В случае аварии, повлекшей загрязнение окружающей природной среды, предприятия, учреждения, организации обязаны немедленно приступить к ликвидации ее последствий. Одновременно должностные лица или владельцы предприятий, руководители учреждений и организаций обязаны сообщать об аварии и мерах, принятых для ликвидации ее последствий, исполнительному комитету сельского, поселкового, городского совета, центральному органу исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, соответствующей областной, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Кри по вопросам охраны окружающей природной среды и населения.
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются судом, местными советами или органами, образующиеся ними, согласно их компетенции и в порядке, установленном законодательством Украины.
Споры предприятий, учреждений и организаций Украины в области охраны окружающей природной среды с предприятиями, учреждениями и организациями других государств, рассматриваются комиссиями, которые образуются на паритетных началах из представителей Украины и заинтересованных государств, или третейским судом.
Нарушение законодательства Украины об охране окружающей природной среды влечет за собой установленную настоящим Законом и другим законодательством Украины дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды несут лица, виновные в:
а) нарушении прав граждан на экологически безопасную окружающую среду;
б) нарушении норм экологической безопасности;
в) нарушении требований законодательства об оценке воздействия на окружающую среду, в том числе представлении заведомо ложного отчета по оценке воздействия на окружающую среду или заключения по оценке воздействия на окружающую среду;
г) неучете в установленном порядке результатов оценки воздействия на окружающую среду и невыполнении экологических условий, определенных в заключении по оценке воздействия на окружающую среду;
{Пункт "д" части второй статьи 68 исключен на основании Закона № 2059-VIII от 23.05.2017}
е) нарушении экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов;
е) допущении сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую природную среду;
ж) превышении лимитов и нарушении других требований использования природных ресурсов;
з) самовольном специальном использовании природных ресурсов;
{Пункт "и" части второй статьи 68 исключен на основании Закона № 2756-VI от 02.12.2010}
и) непринятии мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного воздействия на окружающую природную среду;
и) невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, и оказании сопротивления их представителям;
и) нарушении природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических радиоактивных веществ и отходов;
к) невыполнении требований охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда и других территорий, подлежащих особой охране видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины;
л) отказе от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, а также об источниках загрязнения, в сокрытии случаев аварийного загрязнения окружающей природной среды или фальсификации сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения;
м) унижении чести и достоинства работников, осуществляющих контроль в области охраны окружающей природной среды, посягательстве на их жизнь и здоровье;
н) нарушении природоохранных требований при осуществлении деятельности, связанной с обращением с генетически модифицированными организмами;
о) нарушении требований законодательства Украины при осуществлении стратегической экологической оценки.
Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать вред, причиненный ими в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.
Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных от возмещения ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов.
Незаконно добытые в природе ресурсы и изготовленная из них продукция подлежат безвозмездному изъятию, а орудия правонарушения - конфискации. Полученные от их реализации доходы направляются в Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды.
Должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований по охране окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, согласно решениям их органов управления лишаются премий за основные результаты хозяйственной деятельности п тивность или частично.
Порядок лишения премий определяется законодательством Украины.
Украина участвует в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды на государственном уровне в соответствии с законодательством Украины и международного права.
Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины об охране окружающей природной среды, то применяются правила международного договора.
Украина осуществляет мероприятия по развитию и укреплению международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды с другими государствами, а также в рамках природоохранной деятельности ООН и организаций, входящих в ее систему, других правительственных и неправительственных международных организаций.
Иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица обязаны на территории Украины соблюдать требования этого Закона, других законодательных актов в области охраны окружающей среды и несут ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством Украины.
Председатель Верховной Рады Украинской ССР Л.КРАВЧУК
г. Киев, 25 июня 1991 N 1264-XII