Осуществление государственного контроля обеспечивает центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины на реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля (далее - орган государственного финансового контроля).
Орган государственного контроля в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Бюджетным кодексом Украины, настоящим Законом, другими законодательными актами, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.
Главными задачами органа государственного финансового контроля являются: осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, государственных фондах, фондах общеобязательного государственного социального страхования, бюджетных уст вах и субъектах хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней, государственных фондов и фондов общеобязательного государственного социального страхования или используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество (далее - подконтрольные учреждения), за соблюдением бюджетного законодательства, соблюдением законодательства о закупках, деятельностью субъектов хозяйственной действие ьности независимо от формы собственности, которые не отнесены законодательством к подконтрольным учреждениям, по судебному решению, принятому в уголовном производстве.
Государственный финансовый контроль обеспечивается органом государственного финансового контроля путем проведения государственного финансового аудита, инспектирования, проверки закупок и мониторинга закупки.
Порядок проведения органом государственного финансового контроля государственного финансового аудита, инспектирования и проверки закупок устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Государственный финансовый аудит является разновидностью государственного финансового контроля и заключается в проверке и анализе органом государственного финансового контроля фактического состояния дел относительно законного и эффективного использования государственных или коммунальных средств и имущества, других активов государства, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля . Результаты государственного финансового аудита и их оценка излагаются в отчете.
Инспекция осуществляется органом государственного финансового контроля в форме ревизии и заключается в документальной и фактической проверке определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного учреждения, которая должна обеспечивать выявление имеющихся фактов нарушения законодательства, установления виновных в их допущении должностных и материально ответственных лиц. Результаты ревизии излагаются в акте.
На подконтрольных учреждениях, по которым за соответствующий период их финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с настоящим Законом проведен государственный финансовый аудит, инспектирование по инициативе органа государственного финансового контроля не проводится.
Контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок осуществляется путем проведения мониторинга закупки в порядке, установленном Законом Украины "О публичных закупках", проведение проверки закупок, а также во время государственного финансового аудита и инспектирования.
Проверка закупок у заказчиков проводится по местонахождению юридического лица, проверяется, по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка, и заключается в документальном и фактическом анализе соблюдения заказчиком законодательства о закупках. Результаты проверки закупок излагаются в акте проверки закупок.
Мониторинг закупки осуществляется по местонахождению органа государственного финансового контроля.
Финансовое обеспечение деятельности органа государственного финансового контроля осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Орган государственного контроля координирует свою деятельность с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти, финансовыми органами, органами доходов и сборов, другими контролирующими органами, органами прокуратуры, национальной полиции, службы безопасности.
Орган государственного контроля:
1) осуществляет государственный финансовый контроль и контроль за:
выполнением функций по управлению объектами государственной собственности;
целевым и эффективным использованием средств государственного и местных бюджетов;
целевым использованием и своевременным возвратом кредитов (займов), полученных под государственные (местные) гарантии;
достоверностью определения потребности в бюджетных средствах при составлении плановых бюджетных показателей;
соответствием принятых бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе)
ведением бухгалтерского учета, а также составлением финансовой и бюджетной отчетности, паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета;
состоянием внутреннего контроля и внутреннего аудита у распорядителей бюджетных средств;
устранением выявленных недостатков и нарушений;
2) разрабатывает предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращения в дальнейшем;
3) принимает в установленном порядке меры к устранению выявленных при осуществлении государственного контроля нарушений законодательства и привлечении к ответственности виновных лиц;
4) осуществляет другие полномочия, определенные законами Украины и возложенные на него Кабинетом Министров Украины.
Орган государственного контроля рассматривает письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по финансовым вопросам. Обращение, в которых сообщается о кражах, растраты, недостачи, другие правонарушения, немедленно пересылаются правоохранительным органам для принятия решения согласно законодательству.
Органа государственного финансового контроля предоставляется право:
1) проверять в ходе государственного контроля денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, документы о проведении закупок, проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т.п.);
2) беспрепятственного доступа в ходе государственного финансового контроля на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, которые контролируются; приостанавливать в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования, останавливать операции с бюджетными средствами в установленном законодательством порядке, а также применять и инициировать применение в соответствии с законом иных мер воздействия в случае выявления нарушений законодательства;
3) привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов соответствующих органов исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции , других проверок;
4) требовать от руководителей подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций - обратиться в суд относительно принуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом - в присутствии понятых и представителей указанных предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится ревизия, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе. Порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов устанавливается Кабинетом Министров Украины;
{Абзац первый пункта 4 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5463-VI от 16.10.2012}
при проведении ревизий изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о нарушениях, а на основании решения суда - изымать до окончания ревизии оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с составлением описи, который скрепляется подписями представителя органа государственного финансового контроля и руководителя соответствующего предприятия, соответствующего учреждения, организации, и оставлением копий таких документов таким предприятиям, учреждениям, в рганизации;
5) получать от Национального банка Украины и его учреждений, банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах контролируемых объектов, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственной формы собственности, имели правовые отношения с указанными объектами - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями. Получение от банков информации, составляющей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности";
6) получать от служебных и материально ответственных лиц объектов, контролируемых письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе осуществления государственного финансового контроля;
7) предъявлять руководителям и другим лицам предприятий, учреждений и организаций, контролируемых обязательные к выполнению требования по устранению выявленных нарушений законодательства, изымать в судебном порядке в бюджет выявленные ревизиями скрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства;
8) заявлять соответствующими государственными органами вопрос о признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства, в судебном порядке взыскивать в доход государства средства, полученные подконтрольными учреждениями по незаконным договорам, без установленных законом оснований и с нарушением законодательства;
9) налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц подконтрольных учреждений, административные взыскания;
{Пункт 9 статьи 10 в редакции Закона № 2322-IV от 12.01.2005; с изменениями, внесенными согласно Закону № 3202-IV от 15.12.2005}
10) обращаться в суд в интересах государства, если подконтрольной учреждением не обеспечено выполнение требований по устранению выявленных при осуществлении государственного контроля нарушений законодательства по вопросам сохранения и использования активов;
{Пункт 11 статьи 10 исключен на основании Закона № 107-VI от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 10-рп / 2008 от 22.05.2008}
11) получать от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц - предпринимателей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач;
12) проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях встречные сверки с целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете предприятия, учреждения и организации, контролируемой;
13) при обнаружении ущерба, нанесенного государству или предприятию, учреждению, организации, контролируемой определять их размер в установленном законодательством порядке;
14) инициировать проведение проверок рабочими группами центральных органов исполнительной власти;
15) заявлять руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Плановой выездной ревизией считается ревизия в подконтрольных учреждениях, предусмотренная в плане работы органа государственного финансового контроля и проводится по местонахождению такого юридического лица или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная ревизия.
Плановая выездная ревизия проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных учреждений по письменному решению руководителя соответствующего органа государственного финансового контроля не чаще одного раза в календарный год.
Право на проведение плановой выездной ревизии подконтрольных учреждений предоставляется только в том случае, когда им не позднее чем за десять дней до дня проведения указанной ревизии направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения.
Проведение плановых выездных ревизий осуществляется органами государственного контроля одновременно с другими органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов. Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, определяется Кабинетом Министров Украины.
Внеплановой выездной ревизией считается ревизия, которая не предусмотрена в планах работы органа государственного финансового контроля и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
{Пункт 1 части пятой статьи 11 исключен на основании Закона № 3202-IV от 15.12.2005}
2) подконтрольным учреждением подана в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа государственного контроля при проведении плановой или внеплановой выездной ревизии, в которой содержится требование о полной или частичной отмене результатов соответствующей ревизии;
3) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с подконтрольным учреждением, если подконтрольное учреждение не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственного финансового контроля в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса ;
4) проводится реорганизация (ликвидация) подконтрольного учреждения;
5) в случае поступления поручения о проведении ревизий в подконтрольных учреждениях от Кабинета Министров Украины, органов прокуратуры, органов доходов и сборов, Национальной полиции, Службы безопасности Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины, в котором содержатся факты, свидетельствующие о нарушении подконтрольными учреждениями законов Украины , проверку соблюдения которых отнесено законом к компетенции органов государственного финансового контроля;
6) в случае, когда вышестоящий орган государственного финансового контроля в порядке контроля за достоверностью выводов нижестоящего органа государственного контроля осуществил проверку актов ревизии, составленных нижестоящим органом государственного финансового контроля, и выявил их несоответствие требованиям законов. Внеплановая выездная ревизия в этом случае может инициироваться вышестоящим органом государственного контроля только в том случае, когда в отношении должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственного финансового контроля, проводили плановую или внеплановую выездную ревизию указанной подконтрольной учреждения, начато служебное расследование или в случае сообщения им о подозрение в совершении уголовного преступления.
Внеплановая выездная ревизия может осуществляться только при наличии оснований для ее проведения на основании решения суда. Внеплановая ревизия подконтрольного учреждения не может проводиться чаще одного раза в квартал.
Внеплановые выездные ревизии субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, не отнесенные настоящим Законом к подконтрольным учреждениям, проводятся органами государственного контроля по судебному решению, принятому в уголовном производстве.
Орган или лицо, инициирует проведение внеплановой выездной ревизии, подает в суд письменное обоснование оснований такой ревизии и даты ее начала и окончания, документы, которые в соответствии с частями пятой и седьмой настоящей статьи свидетельствуют о возникновении оснований для проведения такой ревизии, а также по требованию суда - другие сведения.
Решение об изъятии оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, арест средств на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях могут приниматься только судом.
Продолжительность плановой выездной ревизии не должна превышать 30 рабочих дней.
Продолжительность внеплановой выездной ревизии не должна превышать 15 рабочих дней.
Продление сроков проведения плановой или внеплановой выездной ревизии возможно только по решению суда на срок, не превышающий 15 рабочих дней для плановой выездной ревизии и 5 рабочих дней для внеплановой выездной ревизии.
Ограничения в основаниях проведения ревизий, определенные настоящим Законом, не распространяются на ревизии, проводимые по обращению подконтрольного учреждения, или ревизии, проводимые после сообщения должностным лицам подконтрольных учреждений, ревизуются, о подозрении в совершении ими уголовного преступления в соответствии с Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Должностные лица органа государственного контроля вправе приступить к проведению ревизии при наличии оснований для их проведения, определенных этим и другими законами Украины, и при условии предоставления должностным лицам подконтрольных учреждений, других субъектов хозяйственной деятельности под расписку:
1) направление на ревизию, в котором указываются дата его выдачи, название органа государственного финансового контроля, цель, вид, основания, дата ее начала и дата окончания ревизии, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственного финансового контроля, которые будут проводить ревизию. Направление на ревизию является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственного финансового контроля, скрепленного печатью органа государственного финансового контроля;
2) копии решения суда о разрешении на проведение внеплановой выездной ревизии, в котором указываются основания проведения такой ревизии, дата ее начала и дата окончания, а в случае проведения ревизии в отношении субъектов хозяйственной деятельности, не отнесенных настоящим Законом к подконтрольным учреждениям, - также номер уголовного производства, орган, осуществляющий предварительное расследование, дата и основания сообщения о подозрении в совершении уголовного преступления.
Непредставление этих документов должностным лицам подконтрольных учреждений и других субъектов хозяйственной деятельности или их предоставление с нарушением требований, установленных частью четырнадцатой настоящей статьи, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственного контроля к проведению ревизии.
Проведение ревизий органами государственного контроля не должно нарушать нормальный режим работы подконтрольных учреждений и других субъектов хозяйственной деятельности.
Встречные сверки, проводимые органами государственного финансового контроля, не является контрольными мероприятиями и проводятся в случае возникновения потребности в их проведении на основании направления, выписанного руководителем органа государственного контроля.
Должностные лица органов государственного контроля обязаны строго соблюдать Конституцию Украины, законов Украины, прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, охраняемых законом. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами органов государственного контроля своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Работники органа государственного финансового контроля обязаны в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий, а также сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушениях государственным органам и органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
При изъятии документов в связи с их подделкой или выявленными злоупотреблениями работник органа государственного финансового контроля обязан немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы. Изъятые документы хранятся до окончания ревизии. После этого они возвращаются соответствующему предприятию, учреждению или организации, если в соответствии с уголовным процессуального закона не принято решение о выемке этих документов.
Работники органа государственного финансового контроля должны обеспечивать соблюдение правового режима информации с ограниченным доступом, установленного законом.
Действия или бездействие должностных лиц органа государственного финансового контроля могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.
Орган государственного финансового контроля обеспечивает рассмотрение жалоб на действия или бездействие своих должностных лиц в административном порядке не позднее чем в месячный срок с момента их поступления.
Подача жалобы в административном порядке не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц органа государственного контроля.
{Часть первая статьи 14 исключен на основании Закона № 3202-IV от 15.12.2005}
{Часть вторая статьи 14 исключен на основании Закона № 2322-IV от 12.01.2005}
{Часть третья статьи 14 исключен на основании Закона № 2322-IV от 12.01.2005}
Работники правоохранительных органов обязаны содействовать должностным лицам органа государственного финансового контроля в выполнении их обязанностей. В случае недопущения работников органа государственного финансового контроля на территорию предприятия, учреждения, организации, отказа в предоставлении документов для ревизии и любой другой противоправного действия органы Национальной полиции по просьбе этих лиц обязаны немедленно принять соответствующие меры для прекращения такого противодействия, обеспечить нормальное проведение ревизии, охрану работников органа государственного финансового контроля, документов и материалов, проверяются, а также принять меры для привлечения виновных лиц к установленной по оном ответственности.
Должностные лица органа государственного контроля являются представителями органов исполнительной власти.
Законные требования должностных лиц органа государственного контроля являются обязательными для выполнения должностными лицами контролируемых объектов.
Работник органа государственного финансового контроля при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется действующим законодательством и выполняет указания своих руководителей. Никто другой, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не вправе вмешиваться в деятельность должностного лица органа государственного контроля.
Вмешательство в деятельность работника органа государственного финансового контроля влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Должностное лицо органа государственного финансового контроля при выполнении своих служебных обязанностей находится под защитой закона.
Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества должностного лица органа государственного контроля и членов его семьи от преступных посягательств и других противоправных действий.
Освобождение должностного лица органа государственного контроля от должности в связи с совершением преступления при исполнении своих обязанностей допускается только после вынесения по ней обвинительного приговора суда, вступившего в силу.
{Часть первая статьи 17 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
{Часть вторая статьи 17 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
{Часть третья статьи 17 исключен на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014}
Убытки, причиненные имуществу должностного лица органа государственного контроля или членов его семьи в связи с исполнением им служебных обязанностей, компенсируются в полном объеме за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Годовое денежное содержание должностного лица органа государственного финансового контроля, берется для начисления размера единовременного пособия, включает все виды денежных выплат, которые получала служебное лицо за время работы в органе государственного контроля за год, предшествовавший году гибели или повреждения здоровья.
Суммы единовременного пособия и возмещения имущественного вреда облагаются согласно Налоговому кодексу Украины.
Должностные лица органа государственного контроля подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.
{Часть восьмая статьи 17 исключен на основании Закона № 77-VIIIвид 28.12.2014}