Укр  Рус

Ваш гид в законодательстве Украины


Печать

Ст. 6 ЗУ О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов от 14.10.2014 № 1702-VII


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019


О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Статья 6. Задачи, обязанности и права субъекта первичного финансового мониторинга

1. Субъект первичного финансового мониторинга (кроме специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, которые осуществляют свою деятельность единолично, без образования юридического лица) с учетом требований законодательства разрабатывает, внедряет и постоянно с учетом законодательства обновляет правила финансового мониторинга, программы осуществления финансового мониторинга и другие внутренние документы по вопросам финансового мониторинга (далее - внутренние документы по вопросам финансового мониторинга) и назначает работника, ответствен ого за его проведение (далее - ответственный работник).

Финансовые группы, участниками которых являются субъекты первичного финансового мониторинга, разрабатывают и внедряют единые правила финансового мониторинга, включая процедуру информации в пределах группы с целью финансового мониторинга. Такие правила распространяются на всех субъектов первичного финансового мониторинга, входящих в финансовую группу.

2. Субъект первичного финансового мониторинга обязан:

1) встать на учет в специально уполномоченном органе как субъект первичного финансового мониторинга и сообщать специально уполномоченному органу в порядке, определенном Национальным банком Украины для субъектов первичного финансового мониторинга, по которым Национальный банк Украины в соответствии со статьей 14 настоящего Закона выполняет функции государственного регулирования и надзора, и Кабинетом Министров Украины для других субъектов первичного финансового мониторинга о:

назначение или увольнение ответственного работника;

назначении лица, временно исполнять обязанности ответственного работника в случае его отсутствия;

изменение сведений о субъекта первичного финансового мониторинга и / или о ответственного работника или лицо, временно исполняющее его обязанности;

прекращение деятельности субъекта первичного финансового мониторинга;

2) осуществлять идентификацию, верификацию клиента (представителя клиента), изучение клиента и уточнения информации о клиенте в случаях, установленных законом;

3) обеспечивать выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрения, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения, в частности с использованием средств автоматизации. Особенности и сроки выявления субъектами первичного финансового мониторинга финансовых операций в зависимости от специфики их деятельности могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга;

4) обеспечивать в своей деятельности управления рисками и разрабатывать критерии рисков;

5) обеспечивать регистрацию финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, не позднее следующего рабочего дня со дня их обнаружения, в частности с использованием средств автоматизации;

6) сообщать специально уполномоченному органу о:

а) финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу, - в течение трех рабочих дней со дня их регистрации или попытки их проведения;

б) финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу, а также информацию о своих подозрениях относительно деятельности лиц или их активы, если есть основания полагать, что они связаны с преступлением, определенным Уголовным кодексом Украины, - в день возникновения подозрения или достаточных оснований для подозрения, или попытки проведения финансовых операций, но не позднее следующего рабочего дня со дня регистрации таких финансовых операций;

в) финансовые операции, в отношении которых есть основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения, - в день их обнаружения, но не позднее следующего рабочего дня со дня регистрации таких финансовых операций, а также информировать о таких финансовых операциях и их участников определенные законом правоохранительные органы;

7) в случае поступления от специально уполномоченного органа сообщение:

с ненулевыми кодами ошибок по отдельным финансовым операциям или в целом по предоставленного субъектом первичного финансового мониторинга сообщение о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, или по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций подать в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления в специально уполномоченный органа должным образом оформленное сообщение;

об ошибке в обработке дополнительной информации (информации для выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства) подать в течение двух рабочих дней со дня поступления уведомления надлежащим образом оформленную дополнительную информацию;

8) содействие в рамках законодательства работникам специально уполномоченного органа в проведении анализа финансовых операций;

9) представлять по запросу специально уполномоченного органа:

а) дополнительную информацию, которая может быть связана с финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также информацию, которая может быть связана с остановкой финансовой операции (финансовых операций) в соответствии с настоящим Законом - в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса;

б) другую, не указанную в подпункте "а" настоящего пункта дополнительную информацию - в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса или в другой срок, согласованный в установленном порядке со специально уполномоченным органом;

10) представлять по запросу специально уполномоченного органа дополнительную информацию, необходимую для выполнения им запроса, поступившего от уполномоченного органа иностранного государства, в том числе информацию с ограниченным доступом, в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса или в другой срок, согласованный в установленном порядке со специально уполномоченным органом;

11) подавать на запрос специально уполномоченного органа информацию по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций клиента, операции которого стали объектом финансового мониторинга, в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом испол ют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга;

12) в случае невозможности соблюдения сроков, установленных пунктами 9 и 10 этой части статьи, по объективным причинам (учета объема запрашиваемой информации, формы ее представления - электронной или бумажной, копирование или сканирование, получение данных из архивов и т.п.) согласовать с специально уполномоченным органом не позднее двух рабочих дней со дня поступления запроса срок предоставления запрашиваемой информации в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

13) своевременно и в полном объеме подавать (оформлять, удостоверять) в порядке, установленном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, на запрос этого субъекта государственного финансового мониторинга достоверную информацию, документы, копии документов или выписки из документов, необходимых для выполнения соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга функций по государственному регулированию надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, в том числе для проверки фактов нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, осуществление контроля за выполнением субъектами первичного финансового мониторинга решений субъектов государственного финансового мониторинга о применении санкций, письменных требований;

14) принимать меры по предотвращению разглашения (в частности лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка) информации, представляемой специально уполномоченному органу, и другой информации по вопросам финансового мониторинга (в том числе о факте предоставления такой информации или получения запроса от специально уполномоченного органа) ;

15) хранить официальные документы, другие документы (в том числе созданные субъектом первичного финансового мониторинга электронные документы), их копии по идентификации и верификации лиц (клиентов, представителей клиентов), а также лиц, которым субъектом первичного финансового мониторинга было отказано в проведении финансовых операций, изучение клиента, уточнение информации о клиенте, а также все документы, касающиеся деловых отношений (проведение финансовой операции) с клиентом (включая результаты любого анализа при пер дения мероприятий по верификации клиента или углубленной проверки клиента), не менее пяти лет после завершения финансовой операции, завершение деловых отношений с клиентом, а все необходимые данные о финансовых операциях (достаточные для того, чтобы проследить ход операции) - не менее п ' пяти лет после завершения операции, закрытие счета, прекращение деловых отношений. Нормативно-правовым актом субъекта государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, могут устанавливаться более длительные сроки хранения документов;

16) обеспечивать беспрепятственный доступ соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, и на документальный запрос правоохранительных органов к документам или информации, содержащейся в них, в полном объеме в соответствии с требованиями закона. Получение правоохранительными органами от банков документов или информации, составляющих банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

17) по поручению государственного органа, предоставленным с целью выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства, останавливать проведение или обеспечить мониторинг финансовой операции соответствующего лица в установленном законодательством порядке;

18) по решению специально уполномоченного органа, предоставленным с целью остановки финансовой операции (финансовых операций) как таковой, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, останавливать проведение или обеспечить мониторинг финансовой операции (финансовых операций) соответствующего лица в установленном законодательством порядке;

19) проводить в порядке, установленном субъектом государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за соответствующим субъектом первичного финансового мониторинга, внутренние проверки своей деятельности на предмет соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, или независимый аудит своей деятельности (кроме банковской деятельности) в этой сфере;

20) принимать в соответствии с законодательством меры для обеспечения прохождения ответственным работником обучения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в течение трех месяцев со дня его назначения, а также повышение квалификации ответственного работника путем прохождения обучения не реже одного раза в три года на базе соответствующего учебного заведения, которое принадлежит к сфере управления специально уполномоченного органа, и в других учебных заведениях по согласованию со специально уполномоченным органом;

21) принимать на постоянной основе мероприятий по подготовке персонала по выявлению финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с настоящим Законом, а также осуществлять другие мероприятия по вопросам финансового мониторинга путем проведения образовательной и практической работы;

22) проводить анализ соответствия финансовых операций, проводимых клиентом, имеющейся информации о содержании его деятельности и финансовом состоянии с целью выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу;

23) осуществлять управление рисками, связанными с введением или использованием новых и существующих информационных продуктов, деловой практики или технологий, в том числе таких, которые обеспечивают проведение финансовых операций без непосредственного контакта с клиентом;

24) выполнять требования соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга по выполнению (устранение нарушений) требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

{Пункт 25 части второй статьи 6 исключен на основании Закона № 2418-VIII от 15.05.2018}

26) устанавливать, распределять путем определения трудовыми договорами (в должностных инструкциях, контрактах и ​​т.п.) и доводить до сведения ответственных работников и других работников субъекта первичного финансового мониторинга их функциональные обязанности по осуществлению первичного финансового мониторинга, идентификации и верификации клиента (представителя клиента ), изучение клиента, определения (обнаружения) и проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма или финансирова ния распространения оружия массового уничтожения, осуществления мониторинга рисков клиентов и тому подобное.

3. Субъект первичного финансового мониторинга обязан самостоятельно проводить оценку риска своих клиентов с учетом критериев рисков, определенных центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и субъектами государственного финансового мониторинга, которые осуществляют государственное регулирование и надзор за деятельностью соответствующих субъектов первичного финансового мониторы гу, при осуществлении их идентификации, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и внутренними документами по вопросам финансового мониторинга, и принимать меры предосторожности в отношении клиентов, в отношении которых установлен высокий риск.

4. Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить высокий риск, в частности, в отношении таких клиентов:

клиентов, месту жительства (пребывания, регистрации) которых является государство, в котором не применяются или применяются в недостаточной степени рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и других международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иностранных финансовых учреждений (кроме финансовых учреждений, зарегистрированных в государствах - членах Европейского Союза, государствах - членах Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), с которыми устанавливаются корреспондентские отношения;

национальных, иностранных публичных деятелей и деятелей, выполняющих политические функции в международных организациях, или связанных с ними лиц, факт принадлежности к которым клиента или лица, действующего от их имени, установленный субъектом первичного финансового мониторинга;

клиентов, которые включены в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции.

5. Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять следующие дополнительные мероприятия:

1) по отношению к иностранной финансового учреждения, с которым устанавливаются корреспондентские отношения, в порядке, определенном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга:

а) собирать информацию в объеме, достаточном для полного понимания субъектом первичного финансового мониторинга характера деятельности такого финансового учреждения и выяснения ее репутации и качества надзора, в частности, была иностранная финансовое учреждение объектом расследования по вопросам отмывания доходов или финансирования терроризма или применения мер воздействия (санкций) со стороны органа, осуществляющего государственное регулирование и надзор за ее деятельностью в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, инансуванню терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

б) оценивать меры иностранной финансового учреждения по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

в) устанавливать корреспондентские отношения с иностранными финансовыми учреждениями с разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга;

г) документировать обязанности иностранной финансового учреждения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

г) в отношении иностранного финансового учреждения, счета которой используются непосредственно третьими сторонами для осуществления операций от своего имени, выяснять, что иностранная кредитная организация осуществляет идентификацию, верификацию и изучения клиентов, которые имеют прямой доступ к счетам иностранной финансового учреждения, и что иностранная финансовая учреждение может предоставить на запрос субъекта первичного финансового мониторинга соответствующую информацию, полученную по результатам осуществления указанных мероприятий;

2) в отношении национальных, иностранных публичных деятелей и деятелей, выполняющих политические функции в международных организациях, их близких лиц или связанных с ними лиц (связанными лицами являются лица, с которыми члены семьи национальных, иностранных публичных деятелей и деятелей , выполняющих политические функции в международных организациях имеют деловые или личные связи, а также юридические лица, конечными бенефициарными собственниками (контроллерами) которых являются деятели или их члены семьи или лица, которым такие деятели имеют деловые или личные свя Обязанности):

а) выявлять согласно внутренним документам по вопросам финансового мониторинга факт принадлежности клиента или лица, действующего от его имени, к указанной категории клиентов при осуществлении идентификации, верификации и в процессе их обслуживания, а также то, они конечными бенефициарными собственниками ( контроллерами) или руководителями юридических лиц;

б) устанавливать с разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга деловые отношения с такими лицами;

в) до или во время установления деловых отношений принимать меры для выяснения источников происхождения средств таких лиц на основании полученных от них документов и / или информации из других источников, если такая информация является публичной (открытой), подтверждающие источники происхождения их активов, прав на такие активы и тому подобное;

г) проводить с учетом рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга, согласно этому Закону выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, первичный финансовый мониторинг финансовых операций, участниками или вигодоодержувачами которых являются лица, в порядке, определенном для клиентов высокого риска;

г) проводить не реже одного раза в год уточнения информации о клиенте.

Страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кроме мероприятий, предусмотренных этим пунктом, осуществляют также мероприятия для установления факта о том, является ли такое лицо по договору (полису) страхования жизни выгодоприобретателем (выгодоприобретателем). В случае установления факта о том, что такое лицо является выгодоприобретателем (выгодоприобретателем), к осуществлению страховой выплаты по таким полисом об этом информируется руководитель субъекта первичного финансового мониторинга и проводится углубленная проверка клиента-держателя такого страхового полиса, по результатам которой принимается решение о информирование специально уполномоченного органа.

6. Субъект первичного финансового мониторинга неприбыльных организаций, в том числе благотворительных, обязан принимать меры для ограничения риска их использования с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения, в частности на основании рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового м ниторингу.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, имеет право обратиться к субъектам первичного мониторинга с запросом о предоставлении информации по объектам финансового мониторинга, проведенных некоммерческими организациями.

7. Осуществление мероприятий, предусмотренных законодательством в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивается непосредственно субъектом первичного финансового мониторинга, его филиалами, другими обособленными подразделениями и дочерними предприятиями, в том числе теми, которые расположены в государствах, в которых рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) не применяются или применяемые я в недостаточной степени, в пределах, определенных законодательством этого государства.

Субъект первичного финансового мониторинга филиалов, других обособленных подразделений и дочерних предприятий, расположенных в государствах, в которых рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) не применяются или применяются в недостаточной степени, обязан провести оценку мер противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма, осуществляемых в таких государствах.

В случае если осуществление указанных мероприятий не допускается законодательством такого государства, субъект первичного финансового мониторинга обязан сообщить соответствующему субъекту государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, о соответствующие меры предосторожности, которые субъект первичного финансового мониторинга будет использовать для ограничения рисков использования деятельности филиалов, других обособленных подразделений и дочи НИП предприятий с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Одновременно субъект первичного финансового мониторинга принимает соответствующих мер, направленных на: углубленную проверку клиента к установлению деловых отношений с лицами или компаниями таких стран; сообщение специально уполномоченного органа о финансовых операциях с клиентами соответствующих стран; предупреждение представителей нефинансового сектора о том, что операции с физическими или юридическими лицами в соответствующих государствах могут содержать риск отмывания средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

8. Положение пункта 12 части второй настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга.

Положения подпункта "а" пункта 6 части второй настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, кроме субъектов, указанных в подпункте "в" пункта 7 части второй статьи 5 настоящего Закона.

Положения пункта 26 части второй настоящей статьи распространяются исключительно на субъектов первичного финансового мониторинга, по которым Национальный банк Украины в соответствии со статьей 14 настоящего Закона выполняет функции государственного регулирования и надзора.

9. Субъект первичного финансового мониторинга с целью выполнения возложенных на него настоящим Законом задач имеет право обращаться с запросами в органы исполнительной власти, государственных регистраторов, правоохранительных органов, Национального банка Украины, юридических лиц, в установленном законодательством порядке информируют о результатах рассмотрения такого запроса.

10. Руководители и ответственные работники субъектов первичного финансового мониторинга, а также другие работники, привлеченные к выполнению требований в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в случае нарушения требований этого Закона и / или нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, несут ответственность в соответствии с зак ном.

Субъекты государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, устанавливают квалификационные требования по ответственных работников соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга, а также требования по проверке субъектами первичного финансового мониторинга соответствия квалификационным требованиям кандидатов на должности ответственных работников.

Нормативно-правовыми актами субъектов государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, могут устанавливаться требования по безупречной деловой репутации ответственного работника.

11. Ответственность за ненадлежащую организацию соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также за ненадлежащую организацию внутренней системы субъекта первичного финансового мониторинга по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения несет руководитель субъекта " объекта первичного финансового мониторинга.

12. В случае осуществления процедуры ликвидации субъекта первичного финансового мониторинга, в том числе признание его банкротом, или назначения временной администрации ответственность за невыполнение требований:

пунктов 9-11 части второй статьи 6 настоящего Закона несут члены ликвидационной комиссии, ликвидатора, уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц;

предусмотренных настоящим Законом, нормативными правовыми актами соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, несет уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц.


Статья 1 ...4 5 6 7 8 ...Заключительные положения

Перейти к статье