Укр  Рус

Ваш гид в законодательстве Украины


Печать

Ст. 17 ЗУ Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины от 24.10.2013 № 663-VII


Утратил силу

Действующий аналог

О рынке электрической энергии


Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины
Статья 17. Системный оператор

 1. Системный оператор осуществляет свою деятельность с целью обеспечения постоянной и надежной работы объединенной энергетической системы Украины, ее развития и поддержания баланса между спросом и предложением электроэнергии.
 
2. На рынке электрической энергии системный оператор:
 
1) осуществляет централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление режимами работы объединенной энергетической системы Украины в соответствии с настоящим Законом, Законом Украины "Об электроэнергетике", кодекса электрических сетей и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование рынка электрической энергии;
 
2) обеспечивает операционную безопасность функционирования объединенной энергетической системы Украины;
 
3) планирует режима работы объединенной энергетической системы Украины в соответствии с правилами рынка и кодекса электрических сетей;
 
4) принимает и акцептует почасовые суточные графики отпуска и / или потребления и / или экспорта и / или импорта электрической энергии соответствующих субъектов рынка;
 
5) обеспечивает функционирование балансирующего рынка в порядке, определенном правилами рынка и кодексом электрических сетей, в том числе предоставляет участникам балансировки команды на увеличение (уменьшение) их нагрузку в соответствии с акцептующих им предложений (заявок) участников балансировки, на основании которых покупает / продает электрическую энергию на балансирующем рынке, а также осуществляет куплю-продажу небалансов электроэнергии.
 
Порядок учета команд системного оператора при проведении расчета платежей на балансирующем рынке и небалансов электроэнергии определяется правилами рынка;
 
6) проводит анализ системных ограничений и регулирует их путем применения недискриминационных методов, основанных на рыночных механизмах, в соответствии с правилами рынка и кодекса электрических сетей;
 
7) обеспечивает работу рынка вспомогательных услуг приобретает дополнительные услуги с целью соблюдения стандартов операционной безопасности объединенной энергетической системы Украины;
 
8) осуществляет контроль за выполнением поставщиками вспомогательных услуг обязательств по предоставлению вспомогательных услуг;
 
9) обеспечивает на основании договора от имени электропередающих предприятия проведения аукционов по доступу к пропускной способности межгосударственных электрических сетей в пределах и в порядке, определенных порядком проведения электронных аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных электрических сетей;
 
10) ежегодно в соответствии с порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, готовит план развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет, в котором, в частности, указываются:
 
обоснованные прогнозные объемы спроса на электрическую энергию, объемы межгосударственных перетоков электрической энергии, объемы необходимой установленной мощности электростанций с учетом разбивки по типу генерирующих мощностей, видом топлива (источником энергии, в том числе альтернативных источников энергии и регионов их расположения), используемого в технологическом процессе и сроков ввода и вывода генерирующих мощностей по эксплуатации;
 
объекты магистральных (межгосударственных) электрических сетей, которые должны быть построены и / или реконструированы, и сроки их строительства;
 
оценка потребностей в инвестициях в развитие генерирующих мощностей и магистральных (межгосударственных) электрических сетей на следующие три года и предложения относительно источников финансирования.
 
План развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет утверждается Кабинетом Министров Украины.
 
Системный оператор при подготовке плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет обеспечивает проведение общественных обсуждений и консультаций с заинтересованными субъектами рынка.
 
План развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет согласуется с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе, с национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сферах эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. В случае несогласия плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет любым из вышеупомянутых органов такой план вносится на рассмотрение Кабинета Министров Украины с объяснениями системного оператора по неучет замечаний.
 
План развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет является публичным и подлежит обнародованию в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе.
 
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе, проводит мониторинг и оценку состояния выполнения плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет;
 
11) обеспечивает управление режимами параллельной работы объединенной энергетической системы Украины с энергетическими системами сопредельных государств и покупает / продает на балансирующем рынке электрическую энергию для компенсации ее технологического перемещения в условиях параллельной работы;
 
12) предоставляет субъектам рынка информацию, необходимую для выполнения ими их функций на рынке электрической энергии, в объемах и в порядке, определенных правилами рынка, кодексом электрических сетей, кодексом коммерческого учета и другими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают функционирование рынка электрической энергии ;
 
13) обеспечивает национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, доступ к информации, необходимой для осуществления им законодательно установленных функций и полномочий;
 
14) согласовывает технические условия присоединения генерирующих мощностей, а также присоединения к магистральным (межгосударственных) электрических сетей новых и реконструированных магистральных (межгосударственных) электрических сетей и распределительных электрических сетей;
 
15) взаимодействует с системными операторами смежных (соседних) энергосистем, осуществляет координацию действий и обмен информацией с ними;
 
16) публикует на своем официальном сайте в сети Интернет в соответствии с правилами рынка и кодекса электрических сетей информацию о совокупного прогнозируемого и фактического нагрузки (потребления) в объединенной энергетической системе Украины, рабочей мощности производителей и ее фактической загрузки, по использованию магистральных электрических сетей, системных ограничений и фактов перегрузок, а также о принятых мерах по недопущению перегрузок в будущем, распределения и использования пропускной способности межгосударственных электрических сетей, по электрической энергии, купленной / проданной им на балансирующем рынке, и приобретенных вспомогательных услуг, другую информацию, предусмотренную законодательством ;
 
17) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, Законом Украины "Об электроэнергетике" и другими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают функционирование рынка электрической энергии.
 
3. Системный оператор имеет право:
 
1) давать в соответствии с кодексом электрических сетей, правил рынка и стандартов операционной безопасности субъектам хозяйствования, объекты электроэнергетики которых подключены к объединенной энергетической системы Украины, обязательные для выполнения оперативные команды и распоряжения;
 
2) получать от производителей, электропоставщиков, электропередающих предприятия, электрораспределительных предприятий и гарантированного покупателя почасовые суточные графики отпуска и / или потребления и / или экспорта и / или импорта электрической энергии на следующие сутки;
 
3) получать от администратора расчетов информацию о договорных объемов купли-продажи электрической энергии на рынке двусторонних договоров и на рынке "на сутки вперед", импортируемой и экспортируемой электроэнергии, в форме и порядке, определенных правилами рынка;
 
4) получать от субъектов рынка информацию, необходимую для выполнения своих функций, в форме и порядке, определенных правилами рынка и кодексом электрических сетей;
 
5) своевременно и в полном объеме получать в соответствии с правилами рынка плату за предоставленные услуги по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления;
 
6) своевременно и в полном объеме получать плату за проданную электроэнергию на балансирующем рынке;
 
7) проводить необходимые проверки и / или испытания оборудования поставщиков вспомогательных услуг в соответствии с порядком проведения таких проверок и / или испытаний, определенного кодексом электрических сетей.
 
4. Системный оператор может осуществлять другие функции, предусмотренные настоящим Законом, Законом Украины "Об электроэнергетике" и другими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают функционирование рынка электрической энергии.
 
5. Системный оператор предоставляет услуги по централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления участникам рынка на основании договоров, заключенных на основе типового договора о предоставлении услуг по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления.
 
Типовой договор о предоставлении услуг по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления является публичным и утверждается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.
 
Порядок заключения договора о предоставлении услуг по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления определяется кодексом электрических сетей.
 
6. Оплата услуг по централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления осуществляется по тарифу на централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управления, регулируется национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, в соответствии с утвержденной ею методики расчета тарифа на услуги по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления.
 
Тариф на централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление, в частности, включает расходы системного оператора на закупку вспомогательных услуг и урегулирования системных ограничений в объединенной энергетической системе Украины.
 
Тариф на услуги по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления обнародуется системным оператором в порядке и в сроки, определенные нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают функционирование рынка электрической энергии.
 
7. Системный оператор не имеет права осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению и снабжению электрической энергии.
 
8. Системный оператор не имеет права осуществлять деятельность по купле-продаже электрической энергии на рынке электрической энергии, за исключением купли-продажи электрической энергии на основании акцептованных им предложений (заявок) на балансирующем рынке, купли-продажи небалансов электроэнергии и купли-продажи электрической энергии для компенсации ее технологического перемещения в условиях параллельной работы.
 
Покупка электрической энергии для обеспечения деятельности системного оператора, кроме указанных выше потребностей, осуществляется им как квалифицированным потребителем на розничном рынке.
 
9. Системный оператор обязан:
 
1) открыть в уполномоченном банке текущий счет со специальным режимом использования для проведения расчетов в соответствии с настоящим Законом;
 
2) вести отдельный учет расходов и доходов от осуществления деятельности по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления от других видов деятельности.
 
10. Системный оператор обеспечивает конфиденциальность информации, полученной от субъектов рынка, используется им для осуществления своих функций на рынке электрической энергии и составляет коммерческую тайну в соответствии с требованиями по защите, предоставления, раскрытие и публикации информации на рынке электрической энергии.
 
Системный оператор также обеспечивает конфиденциальность информации о своей деятельности, раскрытие которой может оказывать коммерческие преимущества субъектам рынка.

Статья 1 ...15 16 17 18 19 ...31

Перейти к статье