Если законами о пользовании нефтегазоносными недрами, в частности Законом Украины "О нефти и газе", Законом Украины "О газе (метане) угольных месторождений" и Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции", установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены в этом кодексе, то применяются нормы этих законов.
Недра являются исключительной собственностью украинского народа и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право собственности Украинского народа на недра, являются недействительными. Украинский народ осуществляет право собственности на недра через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные советы.
Отдельные полномочия по распоряжению недрами законодательством Украины могут предоставляться соответствующим органам исполнительной власти.
Государственный фонд недр включает как участки недр, используемые, так и участки недр, не вовлечены в использование, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.
Месторождения полезных ископаемых - это нагромождение минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.
Техногенные месторождения полезных ископаемых - это места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также в результате потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.
Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых - резерв этого фонда.
Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью государственного фонда недр.
Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и резерв этого фонда формируется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
Государственный фонд недр формируется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, вместе с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда.
Полезные ископаемые по своему значению делятся на полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного и местного значения осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
К ведению Верховной Рады Украины в сфере регулирования горных отношений относится:
1) законодательное регулирование горных отношений;
2) определение основных направлений государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр;
{Пункт 3 статьи 7 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт 4 статьи 7 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт 4-1 статьи 7 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
5) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в соответствии с Конституцией Украины.
К ведению Кабинета Министров Украины в области геологического изучения, использования и охраны недр относятся:
1) реализация государственной политики в сфере регулирования горных отношений;
2) осуществление государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр, а также за образованием и использованием техногенных месторождений и переработкой минерального сырья;
3) определение порядка деятельности органов исполнительной власти в области использования и охраны недр, координация их деятельности;
4) обеспечение разработки общегосударственных и региональных программ в области геологического изучения, использования и охраны недр;
5) определение темпов использования, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы;
6) определение порядка использования недр и их охраны, разработки и утверждения соответствующих стандартов, норм и правил;
7) установление сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами;
8) создание единой системы Государственного информационного геологического фонда и определение порядка распоряжения геологической информацией;
9) организация государственной экспертизы и оценки запасов полезных ископаемых;
10) решение вопросов использования недр для складирования и захоронения отходов производства и других вредных веществ;
{Пункт 11 статьи 8 исключен на основании Закона № 3959-VI от 21.10.2011}
12) определение критериев признания запасов полезных ископаемых незначительными;
13) заключение соглашений о разделе продукции;
{Пункт 14 статьи 8 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
15) заключение соглашений о разделе продукции по использованию участков недр в исключительной (морской) экономической зоне, на континентальном шельфе Украины;
15-1) утверждение перечня участков недр, представляющих особую научную, культурную или природно-заповедную ценность и не могут предоставляться в пользование на условиях соглашений о разделе продукции;
15-2) публикация и распространение информации о общегосударственные и местные налоги и сборы и другие платежи, в том числе контекстной информации (всеобщего обозрения) по добывающих отраслях, для увеличения прозрачности добывающих отраслей в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
{Статья 8 дополнена пунктом 15-2 в соответствии с Законом № 521-VIII от 16.06.2015}
16) решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной недр.
К компетенции Верховной Рады Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, относятся:
1) распределение между соответствующими местными бюджетами платы за пользование недрами;
{Пункт 2 статьи 9 исключен на основании Закона № 3959-VI от 21.10.2011}
3) разработка, утверждение и исполнение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
4) объявление геологических объектов, представляющих научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;
5) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.
К компетенции областных, Киевской и Севастопольской городских советов в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, относятся:
1) предоставление недр в пользование для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения;
{Пункт 2 статьи 9-1 исключена на основании Закона № 3959-VI от 21.10.2011}
3) согласование предоставления недр в пользование с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, а также для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) распределение между соответствующими местными бюджетами платы за пользование недрами;
5) разработка, утверждение и исполнение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
6) объявления геологических объектов, представляющих научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;
7) прекращение права пользования участком недр в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) осуществление контроля за использованием и охраной недр;
9) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.
К компетенции Совета министров Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, относятся:
1) предоставление недр в пользование для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения;
2) согласование предоставления недр в пользование с целью геологического изучения, разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, а также для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разработка и обеспечение выполнения местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
4) прекращение права пользования участком недр в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) осуществление контроля за использованием и охраной недр;
6) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.
К ведению сельских, поселковых, городских и районных советов на их территории в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, относятся:
1) согласование предоставления недр в пользование с целью геологического изучения, разработки месторождений полезных ископаемых местного значения;
2) реализация местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
3) ограничение деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) осуществление контроля за использованием и охраной недр;
5) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в пределах своей компетенции.
Государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, органы власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительные й власти, другие государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Украины.
Органы, осуществляющие государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр, обязаны предоставлять и публиковать информацию о состоянии геологического изучения, использования и охраны недр в объеме, необходимом для обеспечения прозрачности в добывающих отраслях, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Граждане и их объединения имеют право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране недр, осуществляют органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления.
Если пользования недрами связано с осуществлением деятельности, определенной Законом Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду", предоставление их в пользование осуществляется с учетом результатов оценки воздействия на окружающую среду.
{Часть первая статьи 16 исключен на основании Закона № 3370-IV от 19.01.2006}
Специальные разрешения на пользование недрами предоставляются победителям аукционов, кроме случаев, определенных Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, или Советом министров Автономной Республики Крым по разработке месторождений полезных ископаемых местного значения на территории Автономной Республики Крым. Порядок проведения аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами и порядок их предоставления устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Предоставления специальных разрешений на пользование недрами, кроме случаев недрами на условиях соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции", осуществляется после предварительного согласования с соответствующим советом вопроса о предоставлении земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка не требуется.
В случае выполнения отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, лицам, не указанным в специальном разрешении, ответственность за выполнение условий, предусмотренных специальным разрешением, несет субъект, получивший специальное разрешение.
По отдельным видам пользования недрами или отдельных пользователей недр могут устанавливаться определенные ограничения, предусмотренные законодательством Украины.
Владелец специального разрешения на пользование недрами не может дарить, продавать или иным образом отчуждать права, предоставленные ему специальным разрешением на пользование недрами, другому юридическому или физическому лицу, в том числе передавать их в уставные капиталы создаваемых с его участием субъектов хозяйствования, а также вноситься в качестве вклада в совместную деятельность.
Порядок проведения и условия конкурса на заключение соглашений о разделе продукции определяются Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции". Специальное разрешение на пользование недрами на условиях раздела продукции выдается на основании заключенного соглашения о разделе продукции и должен содержать все виды пользования недрами и другие данные и сведения, предусмотренные этим соглашением. Права пользования недрами могут быть переданы третьим лицам одновременно с передачей прав и обязанностей по соглашению о разделе продукции и с обязательным переоформлением специального разрешения на пользование недрами в соответствии с требованиями Закона Украины "О соглашениях о разделе продукции".
Переоформления специальных разрешений на пользование недрами, внесения в них изменений, выдача дубликатов, продление срока действия специальных разрешений на пользование недрами, остановки их действия или аннулирования, обновления их действия в случае остановки осуществляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр в установленном законодательством порядке.
Предоставления специальных разрешений на пользование недрами субъекту хозяйствования, который получил целостный имущественный комплекс государственного угледобывающего предприятия в аренду или концессию, осуществляется путем переоформления специальных разрешений на пользование недрами, выданных угледобывающих предприятий государственного сектора экономики, целостный имущественный комплекс которого передан в аренду или концессию, на имя предприятия, получившего целостный имущественный комплекс такого угледобывающего предприятия в аренду или концессию на срок действия так ого специального разрешения и без проведения конкурса (аукциона).
При аренде или концессии целостного имущественного комплекса государственного угледобывающего предприятия на период получения арендатором или концессионером специального разрешения на пользование недрами и горного отвода арендатор или концессионер осуществляет добычу угля и (или) лигнита (бурого угля) на объекте, переданном в аренду или концессию на основании действующего специального разрешения на пользование недрами и горного отвода государственного угледобывающего предприятия, целостный имущественный комплекс которого передан в аренду или концессию, но не бил е 12 месяцев со дня заключения договора аренды или концессии.
Предоставления специальных разрешений на пользование недрами субъекту хозяйствования, который приватизировал государственное угледобывающее предприятие в соответствии с Законом Украины "Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий", осуществляется путем переоформления специальных разрешений на пользование недрами, предоставленных указанному угледобывающих предприятий, на имя предприятия , который его приватизировал, срок действия такого специального разрешения и без проведения аукциона.
Продление срока действия специальных разрешений на пользование недрами, выданных на участки, расположенные на временно оккупированной территории Украины, осуществляется с учетом особенностей, установленных законом.
Горным отводом является часть недр, предоставленная пользователям для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Пользование недрами за пределами горного отвода запрещается.
Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, строительства и эксплуатации подземных сооружений и других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения предоставляются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами и подлежат регистрации в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда.
При предоставлении горных отводов решаются вопросы относительно правильности разделения месторождений полезных ископаемых на отдельные горные отводы с целью предотвращения оставление вне горных отводов менее ценных участков месторождений и непригодных для самостоятельной разработки, соблюдения требований безопасности при проведении горных и взрывных работ при разработке месторождений полезных ископаемых и при использовании недр для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предотвращения опасности для людей, имущества и окружающей среды.
Порядок предоставления горных отводов устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Предоставление горных отводов инвесторам, с которыми заключено соглашение о разделе продукции, осуществляется на основании заключенного соглашения о разделе продукции путем оформления соответствующего акта, форма и содержание которого определяются законодательством Украины.
Не требуют горного отвода пользователи нефтегазоносными недрами, которые получили специальное разрешение на пользование такими недрами.
Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Украины.
Земельные участки для пользования недрами, кроме случаев, предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса, предоставляются пользователям недр после получения ими специальных разрешений на пользование недрами или горных отводов.
Местные Советы народных депутатов при предоставлении земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения одновременно предоставляют в пользование и недра.
Надра в пользование для добычи подземных вод (кроме минеральных) и разработки месторождений торфа предоставляются без предоставления горного отвода на основании специальных разрешений, кроме случаев, предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса, выдаются после предварительного согласования с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, и центральным органом исполнительной власти, реализующим держа на политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
Предоставление недр для захоронения отходов производства и других вредных веществ, сброс сточных вод допускается в исключительных случаях при соблюдении норм, правил и требований, предусмотренных законодательством Украины.
Надра для указанных целей предоставляются в соответствии со статьей 19 настоящего Кодекса по результатам специальных исследований и на основании проектов, выполненных по заказу заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.
Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, а также подземные воды (кроме минеральных) для всех нужд, кроме производства фасованной питьевой воды, по условии, что объем добычи подземных вод по каждому из водозаборов не превышает 300 кубических метров в сутки.
Землевладельцы и землепользователи, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, доля сельскохозяйственного товаропроизводства которых за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать подземные воды (кроме минеральных) для сельскохозяйственных, производственных, а также собственных хозяйственно-бытовых нужд.
Добыча полезных ископаемых местного значения и торфа с применением специальных технических средств, которые могут привести к нежелательным изменениям окружающей природной среды, согласовывается с местными советами, Советом министров Автономной Республики Крым и областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Пользователи недр имеют право:
1) осуществлять на предоставленном им участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям специального разрешения или соглашения о разделе продукции;
2) распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если иное не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения;
3) осуществлять на условиях специального разрешения консервацию предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части;
4) на первоочередное продление срока временного пользования недрами;
5) пользоваться дополнительными правами, предусмотренными соглашением о разделе продукции.
Пользователи недр обязаны:
1) использовать недра в соответствии с целями, для которых они были предоставлены;
2) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;
3) обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей среды;
4) приводить земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве;
4-1) предоставлять и обнародовать информацию о общегосударственные и местные налоги и сборы, другие платежи, а также о производственной (хозяйственной) деятельности, необходимую для обеспечения прозрачности в добывающих отраслях, в соответствии с порядком, утвержденным Кабинетом Министров Украины;
5) выполнять другие требования по пользованию недрами, установленные законодательством Украины и соглашением о разделе продукции.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения специального разрешения на пользование недрами, а в случае предоставления права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции - с момента вступления в силу такого соглашения, если иное не предусмотрено этим соглашением.
Пользователь недр (инвестор), который получил специальное разрешение на пользование недрами и горный отвод (в случае его необходимости) или заключил соглашение о разделе продукции, имеет исключительное право осуществлять в его пределах пользование недрами в соответствии с этим специального разрешения и соглашения о разделе продукции. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в пределах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр (инвестора), которому он предоставлен. Такое согласие или отказ в ее предоставлении должна быть предоставлена в течение двадцати календарных дней после получения соответствующего письменного запроса. В случае непредоставления никакого ответа в течение указанного времени такое согласие считается оказанной.
В случае получения инвестором по соглашению о разделе продукции отказа от пользователя недр в предоставлении согласия на проведение работ в пределах горного отвода, предоставленного такому пользователю недр для добычи полезных ископаемых, кроме горных отводов для добычи каменного и бурого угля, антрацита и железных металлических руд , независимо от оснований для такого отказа, такое согласие может быть предоставлено специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по промышленной безопасности, охраны труда, государственного горного надзора и государственного регулируется ния в сфере безопасного обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения, при условии, что одновременное пользование недрами несколькими недропользователями в пределах одного горного отвода не создаст угрозы жизни и здоровью людей и не нанесет вреда недрам и / или промышленным объектам, расположенным в пределах указанного горного отвода.
Права пользователей недр охраняются законом и могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательством Украины.
Убытки, причиненные нарушением прав пользователей недр, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательными актами Украины.
Пользование недрами является платным, кроме случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Плата взимается за пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.
Плата за пользование недрами взимается в виде:
1) рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;
2) рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
{Часть третья статьи 28 исключен на основании Закона № 71-VIII от 28.12.2014}
За выдачу специальных разрешений на пользование недрами взимается соответствующий сбор.
Рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются Налоговым кодексом Украины.
Рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в соответствии с соглашением о разделе продукции взимается в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции".
{Часть седьмая статьи 28 исключен на основании Закона № 2756-VI от 02.12.2010}
Плата за пользование недрами зачисляется в государственный и местные бюджеты согласно Бюджетному кодексу Украины.
Плата за пользование недрами, поступающей в бюджет Автономной Республики Крым, областных бюджетов и городских бюджетов городов Киева и Севастополя, распределяется между местными бюджетами соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами.
{Статья 31 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2505-IV от 25.03.2005, N 2457-VI от 08.07.2010; в редакции Закона N 2756-VI от 02.12.2010}
{Название статьи 34 в редакции Закона N 2856-VI от 23.12.2010}
Размер платы за предоставление специальных разрешений на пользование недрами определяется по результатам аукциона. В случае предоставления разрешения без проведения аукциона взимается сбор, который рассчитывается исходя из начальной цены продажи такого разрешения на аукционе. Начальная цена продажи разрешения на аукционе рассчитывается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и использованию недр исходя из стоимости запасов и ресурсов полезных ископаемых месторождений или участков недр в соответствии с методикой, установленной Кабинетом Министров Украины.
{Часть первая статьи 34 в редакции Закона N 2856-VI от 23.12.2010} {О приостановлении действия части первой статьи 34 см.. Законы N 1344-IV от 27.11.2003, N 2285-IV от 23.12.2004, N 2505-IV от 25.03.2005, N 3235-IV от 20.12.2005, N 489-V от 19.12.2006, N 107-VI от 28.12.2007, N 309-VI от 03.06.2008, N 2154-VI от 27.04.2010, N 2774-VI от 03.12.2010}
Не взимается сбор за выдачу специальных разрешений государственным детским специализированным санаторно-курортным учреждениям за осуществление добычи минеральных вод в части, используемой для лечения на их территории.
Работы и исследования, связанные с геологическим изучением недр, подлежат обязательной государственной регистрации и учета с целью обобщения и максимального использования результатов изучения недр, а также предотвращения дублирования указанных работ.
Государственную регистрацию и учет работ и исследований, связанных с геологическим изучением недр, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
Порядок распоряжения геологической информацией устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Пользователь недр имеет право распоряжаться, в том числе продавать и передавать в пользование резидентам и нерезидентам Украины, геологическую информацию, созданную (приобретенную) за собственные средства с учетом требований, установленных законами Украины "О государственной тайне" и "Об санкции".
О передаче права собственности или права пользования геологической информацией владелец геологической информации сообщает центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
Разведанные месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, или их участки, запасы полезных ископаемых которых оценены, включаются в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и передаются для промышленного освоения в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
Месторождения, в том числе техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
Для определения промышленной ценности месторождений и оценки запасов полезных ископаемых по каждому месторождению устанавливаются кондиции на минеральное сырье, составляющие совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологических и других условий разработки месторождения.
Кондиции на минеральное сырье разрабатываются с учетом рационального использования всех полезных ископаемых, а также имеющихся у них ценных компонентов и подлежат экспертизе центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, или другими уполномоченными предприятиями, учреждениями или организациями.
Порядок разработки кондиций на минеральное сырье устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат экспертизе и оцениваются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, или другими уполномоченными предприятиями, учреждениями или организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Добытые полезные ископаемые, запасы полезных ископаемых, утративших промышленное значение, а также утраченные в процессе добычи или не подтверждены в ходе последующих геологоразведочных работ или разработки месторождения, подлежат списанию с учета горнодобывающего предприятия в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Результаты списания с учета запасов полезных ископаемых учитываются в Государственном информационном геологическом фонде Украины.
Проектирование горнодобывающих объектов и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется на основе геологического и другого изучения недр с учетом комплексного развития региона и требований экологической безопасности.
Проектирование горнодобывающих объектов осуществляется после предварительного согласования в установленном законодательству порядке вопросов о предоставлении земельного участка и горного отвода.
Проекты строительства горнодобывающих объектов или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для захоронения отходов производства, других вредных веществ, сброс сточных вод, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, научно-технической и другим видам экспертизы и согласованию в порядке, установленном законодательством Украины.
{Статья 49 исключена на основании Закона № 1193-VII от 09.04.2014}
Разработка месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых и переработка минерального сырья осуществляются согласно утвержденным проектам и планам работ, правилами технической эксплуатации и охраны недр.
Правила технической эксплуатации, проекты и планы разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья соглашаются пользователями недр с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, в части соблюдения требований законодательства о недрах.
После выработки запасов полезных ископаемых, а также в случае, когда по технико-экономическими расчетами и другими обоснованиями дальнейшая разработка месторождений или его частей является нецелесообразной или невозможной, горнодобывающие объекты или участки этих объектов подлежат ликвидации или консервации.
В случае полной или частичной ликвидации или консервации горнодобывающего объекта горные выработки и скважины должны быть приведены в состояние, которое гарантирует безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, а в случае консервации - гарантирует также и сохранение месторождений, горных выработок и буровых скважин на все период консервации. В случае ликвидации горнодобывающих объектов должен быть решен также вопрос о возможном использовании горных выработок и скважин для других целей общественного производства.
В случае ликвидации и консервации горнодобывающих объектов или их участков техническая, геологическая и маркшейдерское документация заполняется на момент завершения горных работ и передается в установленном порядке на хранение.
На горнодобывающих объектах, смежных с объектами, которые ликвидируются или консервируются, должны быть проведены мероприятия, обеспечивающие безопасность горных работ.
Ликвидация и консервация горнодобывающих объектов или их участков осуществляются по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, и другими заинтересованными органами в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере горного надзора и промышленной безопасности.
Консервация и ликвидация горных объектов и других сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются в порядке, предусмотренном таким соглашением.
Пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется по соответствующим проектам.
В проектах должны предусматриваться меры, обеспечивающие обезвреживание сточных вод, вредных веществ и отходов производства или локализацию их в определенных пределах, а также предотвращают их проникновение в горные выработки, на земную поверхность и в водные объекты.
В случае нарушения требований настоящей статьи сброса в недра сточных вод, захоронения вредных веществ и отходов производства должно быть ограничено, временно запрещено (остановлено) или прекращено центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, или другими государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
В случае нарушения требований статьи 56 и других статей настоящего Кодекса пользования недрами может быть ограничено, временно запрещено (остановлено) или прекращено центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, или другим государственным органом, уполномоченным на применение таких мер реагирования, в порядке, установленном законодательством.
При пользовании недрами в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, ограничено или временно запрещено (остановлено) на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции" и таким соглашением, и только в случаях, указанных в части четвертой статьи 26 настоящего Кодекса.
Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов без предварительного геологического изучения участков недр, подлежащих застройке.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в исключительных случаях только по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда. При этом должны осуществляться мероприятия, которые обеспечат возможность извлечения из недр полезных ископаемых.
Порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение на участках их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, соответствующими местными советами.
Государственный контроль за геологическим изучением недр (государственный геологический контроль) и рациональным и эффективным использованием недр Украины осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
Государственный надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной, а также использованием и переработкой минерального сырья (государственный горный надзор) осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда.
Государственный контроль за использованием и охраной недр в пределах своей компетенции осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Орган государственного геологического контроля проверяет:
1) требований по охране недр при ведении работ по их изучению;
2) выполнение государственных программ геологоразведочных работ, геологических задач и заказов;
3) обоснованность применения методик и технологий, качество, комплексность, эффективность работ по геологическому изучению недр;
4) выполнение решений по вопросам методического обеспечения работ по геологическому изучению и использованию недр;
5) соблюдение нормативов, стандартов и других требований по геологическому изучению и использованию недр, условий специальных разрешений на пользование недрами и соглашений об условиях пользования недрами;
6) полноту изучения геологического строения недр, горно-технических, инженерно-геологических, геолого-экологических и других условий изучения месторождений полезных ископаемых;
7) соответствие геологоразведочных работ и научных исследований государственным контрактам и заказом, а также проектам по проведению таких работ;
8) использование технических средств и методов ведения работ по геологическому изучению недр, исключающих неоправданные потери полезных ископаемых и ухудшение их качества;
9) своевременность и соответствие установленным требованиям введения в эксплуатацию разведанных месторождений полезных ископаемых;
10) соблюдение при опытно-промышленной эксплуатации месторождений полезных ископаемых технологий, обеспечивающих необходимое их изучения, не снижая при этом промышленную ценность;
11) сохранение разведывательных горных выработок и скважин для разработки месторождений полезных ископаемых, сохранения геологической документации, образцов пород, дубликатов проб, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр;
12) обоснованность направлений поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр;
13) своевременность и правильность государственной регистрации работ по геологическому изучению и использованию недр, наличие специальных разрешений на пользование недрами и выполнения предусмотренных ими условий;
14) полноту и достоверность исходных данных о количестве и качестве запасов основных и спильнозалягаючих полезных ископаемых, компонентов, содержащихся в них, а также предоставление предприятиями и организациями отчетных балансов запасов полезных ископаемых;
15) учет добычи нефти, газа и сопутствующих компонентов;
16) ведение поисково-разведочных и других работ по геологическому изучению подземных вод.
Орган государственного геологического контроля в пределах своей компетенции обеспечивает решение других вопросов по геологическому изучению недр.
Орган государственного геологического контроля вправе:
1) приостанавливать все виды работ по геологическому изучению недр, проводимых с нарушением стандартов и правил и могут повлечь порчу месторождений, существенное снижение эффективности работ или привести к значительным убыткам;
2) останавливать деятельность предприятий и организаций, занимающихся геологическим изучением недр без специальных разрешений или с нарушением условий, предусмотренных этими разрешениями;
3) давать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений во время геологического изучения недр.
Органа государственного геологического контроля в соответствии с законодательством Украины может быть предоставлено и другие права по предотвращению и пресечению нарушений правил и норм геологического изучения недр.
Порядок осуществления государственного геологического контроля определяется Кабинетом Министров Украины.
Орган государственного горного надзора проверяет:
1) полноту изучения месторождений полезных ископаемых, горно-технических, инженерно-геологических, гидрогеологических и других условий их разработки, строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронение вредных веществ и отходов производства;
{Пункт 2 части первой статьи 63 исключен на основании Закона № 5456-VI от 16.10.2012}
3) выполнение требований по охране недр при установлении кондиций на минеральное сырье и эксплуатации месторождений полезных ископаемых;
4) правильность разработки месторождений полезных ископаемых;
5) полноту добычи оцененных запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов;
6) соблюдение установленного порядка учета запасов полезных ископаемых, обоснованность и своевременность их списания;
7) соблюдение правил проведения геологических и маркшейдерских работ при разработке месторождений полезных ископаемых;
8) соблюдение правил и технологий переработки минерального сырья с целью обеспечения более полного извлечения полезных компонентов и улучшения качества конечной продукции;
9) правильность и своевременность проведения мероприятий, гарантирующих безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, горных выработок и скважин от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
9-1) готовность государственных военизированных горноспасательных служб и формирований и диспетчерских служб к локализации и ликвидации последствий аварий;
10) решение других вопросов по надзору за использованием и охраной недр в пределах своей компетенции.
Орган государственного горного надзора имеет право:
1) давать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении нарушений норм и правил ведения работ во время геологического изучения недр, их использования и охраны;
2) в порядке, установленном законодательством Украины, прекращать работы, связанные с пользованием недрами, в случае нарушений соответствующих норм и правил;
3) требовать от пользователей недр обоснования списания запасов полезных ископаемых;
4) давать рекомендации по внедрению новых прогрессивных технологий переработки минерального сырья.
Органа государственного горного надзора законодательством Украины может быть предоставлено и другие права с целью предотвращения нарушений законодательства о недрах и пресечения.
Порядок осуществления государственного горного надзора определяется Кабинетом Министров Украины.
Положения настоящей статьи в отношении соглашений о разделе продукции применяются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции".
Споры по вопросам пользования недрами рассматриваются органом государственного геологического контроля, органом государственного горного надзора, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, местными советами или судом в порядке, установленном законодательством Украины.
Местные советы решают споры по вопросам пользования недрами, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод.
Истцы - центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, - освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам о взыскании средств т возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства о недрах.
Споры по вопросам пользования недрами, которые возникают с другими государствами, а также между иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и собственником недр, рассматриваются в соответствии с законодательством Украины.
Споры по вопросам пользования недрами на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями, предусмотренными такими соглашениями, заключаемыми в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции".