Законодательство Украины об общем среднем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из Закона Украины "Об образовании", настоящего Закона, других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Основными задачами законодательства Украины об общем среднем образовании являются:
обеспечение права граждан на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования;
обеспечение необходимых условий функционирования и развития общего среднего образования;
обеспечение нормативно-правовой базы относительно обязательности полного общего среднего образования;
определение структуры и содержания общего среднего образования;
определение органов управления системой общего среднего образования и их полномочий;
определение прав и обязанностей участников образовательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства об общем среднем образовании;
создание условий для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных потребностей в условиях инклюзивного обучения.
Общее среднее образование - целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производство средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Общее среднее образование является обязательным основной составляющей непрерывного образования.
Общее среднее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения, воспитания и развития, основанные на общечеловеческих ценностях и принципах, определенных Законом Украины "Об образовании".
Задачами общего среднего образования являются:
воспитание гражданина Украины;
формирование личности ученика (воспитанника), развитие его способностей и дарований, научного мировоззрения;
требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учащихся (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности;
воспитание у учащихся (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственных символов Украины, прав и свобод человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина;
реализация права учащихся (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений;
воспитание уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственного языка, региональных языков или языков меньшинств и родного языка, национальных ценностей украинского народа и других народов и наций;
воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников).
1. Гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, особенностей интеллектуального, социального и физического развития, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья, особых образовательных потребностей, места жительства, сложных жизненных условий, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.
2. Граждане Украины имеют право на получение полного общего среднего образования в частных учебных заведениях.
3. Получение полного общего среднего образования в учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности должно соответствовать требованиям государственных стандартов общего среднего образования.
4. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, получают полное среднее образование в порядке, установленном для граждан Украины.
5. Ответственность за получение полного общего среднего образования детьми возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской опеки, - на лиц, их заменяющих, или учебные заведения, где они воспитываются.
Язык обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования определяется статьей 20 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики".
Детям с особыми образовательными потребностями обеспечивается право на обучение с помощью наиболее приемлемых для таких лиц методов и способов общения, в частности, обучение жестовой речью и рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля).
1. Заведение общего среднего образования - это учебное заведение, основным видом деятельности которого является образовательная деятельность в сфере общего среднего образования.
Учебное заведение осуществляет образовательную деятельность на определенном уровне общего среднего образования, при наличии соответствующей лицензии, выданной в установленном законодательством порядке.
2. Заведение общего среднего образования действует на основании устава, который утверждается учредителем или уполномоченным им органом.
3. Учреждения общего среднего образования могут создавать в своем составе классы (группы) с вечерней (заочной), дистанционной форме обучения, классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов, специальные и инклюзивные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Учреждения общего среднего образования на основании письменного обращения одного из родителей ребенка с особыми образовательными потребностями или его законных представителей в обязательном порядке образуют инклюзивные и / или специальные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Учреждения общего среднего образования независимо от подчинения, типов и форм собственности могут иметь в своем составе структурные подразделения, в том числе филиалы, интернаты с частичным или полным содержанием соискателей образования, в том числе за счет учредителя.
Заведение общего среднего образования для осуществления уставной деятельности может на договорных началах объединяться с другими юридическими лицами, создавая образовательные, образовательно-научные, научные, образовательно-производственные и другие объединения, каждый из участников которого сохраняет статус юридического лица.
Заведение общего среднего образования может входить в состав образовательного округа, а также иметь статус опорного. Положение об образовательном округе и опорный заведение общего среднего образования утверждается Кабинетом Министров Украины.
1. Получение общего среднего образования обеспечивают:
начальная школа - учебное заведение I степени (или структурное подразделение другого учебного заведения), что обеспечивает начальное образование;
гимназия - учреждение среднего образования II степени (или структурное подразделение другого учебного заведения), что обеспечивает базовое среднее образование;
лицей - учреждение среднего образования III степени (или структурное подразделение другого учебного заведения), что обеспечивает профильное среднее образование.
Начальная школа, гимназия и лицей могут функционировать как отдельные юридические лица или как структурные подразделения другого учебного заведения (в том числе учреждения общего среднего образования III, II-III или I-III степеней). Лицее функционируют, как правило, как самостоятельные юридические лица.
Заведение общего среднего образования, реализует образовательные программы на нескольких уровнях общего среднего образования, имеет тип заведения высшего уровня, на котором производится образовательная деятельность.
2. Получение полного общего среднего образования обеспечивают также такие учебные заведения:
специальная школа - учреждение общего среднего образования для детей, нуждающихся в коррекции физического и / или умственного развития;
санаторная школа - учреждение общего среднего образования с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении;
школа социальной реабилитации - учреждение общего среднего образования для детей, в соответствии с решением суда нуждаются в особых условиях воспитания;
учебно-реабилитационный центр - учреждение общего среднего образования для детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными сложными нарушениями развития.
Указанные учебные заведения могут функционировать на одном и на нескольких уровнях общего среднего образования.
Положение об указанных учебные заведения утверждаются Кабинетом Министров Украины.
3. Получение общего среднего образования также могут обеспечивать учреждения профессионального (профессионально-технического), профессиональной перед высшими, высшего образования и другие учебные заведения, в том числе межшкольные ресурсные центры (межшкольные учебно-производственные комбинаты), имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере общего среднего образования.
Положение о межшкольный ресурсный центр утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.
4. В системе специализированного образования получения общего среднего образования обеспечивают:
специализированная художественная школа (школа-интернат) - учреждение специализированного образования I-III или II-III степеней художественного профиля;
школа-интернат (лицей-интернат) спортивного профиля - заведение специализированного образования I-III или II-III степеней спортивного профиля (заведение со специфическими условиями обучения);
профессиональный колледж (колледж) спортивного профиля - заведение специализированного образования спортивного профиля (заведение со специфическими условиями обучения);
профессиональный колледж (колледж) культурологического или художественного направления - заведение специализированного образования, который обеспечивает получение профессиональной художественного образования;
военный (военно-морской) лицей, лицей с усиленной военно-физической подготовкой - заведение специализированного образования II-III или III степеней военного профиля для детей с 13 лет
научный лицей, научный лицей-интернат - учреждение специализированного образования II-III или III степени научного профиля.
Положение о заведениях специализированного образования утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в соответствующей сфере.
1. Заведение общего среднего образования является юридическим лицом.
Форма собственности учреждения общего среднего образования определяется в соответствии с законодательством. Учреждения общего среднего образования могут быть основаны на принципах государственно-частного партнерства (корпоративный заведение общего среднего образования).
2. Статус государственного имеет заведение общего среднего образования, основанный на государственной форме собственности.
3. Статус коммунального имеет заведение общего среднего образования, основанный на коммунальной форме собственности.
4. Статус частного имеет заведение общего среднего образования, основанный на частной форме собственности.
5. Статус корпоративного имеет заведение общего среднего образования, основанный несколькими субъектами различных форм собственности на основе государственно-частного партнерства, особенности управления которым определяются учредительным договором и уставом, в котором, в частности, могут определяться вопросы управления движимым и недвижимым имуществом.
1. Решение о создании, реорганизации, ликвидации или перепрофилирования (изменение типа) учреждения общего среднего образования независимо от подчинения, типа и формы собственности принимает его учредитель (учредители).
Основателем заведения общего среднего образования может быть орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическая и / или юридическое лицо (в том числе религиозная организация, устав (положение) которой зарегистрировано в установленном законодательством порядке), решением и по счет имущества которых основано заведение общего среднего образования или которые иным способом в соответствии с законодательством приобрели права и обязанности учредителя.
Учреждения общего среднего образования создаются с учетом социально-экономической и демографической ситуации, а также в соответствии с культурно-образовательных, социально-экономических, национальных и языковых потребностей территориальной общины и / или общества.
С целью удовлетворения духовных потребностей граждан частные учебные заведения, в том числе основанные религиозными организациями, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законодательством порядке, имеют право определять религиозную направленность своей образовательной деятельности.
Заведение общего среднего образования создается в соответствии с лицензионных условий осуществления образовательной деятельности в сфере общего среднего образования.
2. В случае реорганизации или ликвидации учреждения общего среднего образования учредитель обязан обеспечить соискателям образования возможность продолжить получение общего среднего образования.
3. Учреждения общего среднего образования могут быть переданы учредителями в коммунальную или государственную собственность в соответствии с законодательством.
1. Срок обучения для получения полного общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования I-III ступеней составляет 11 лет:
в учреждениях общего среднего образования I ступени - 4 года;
в учреждениях общего среднего образования II ступени - 5 лет;
в учреждениях общего среднего образования III степени - 2 года.
2. Срок обучения в учреждениях общего среднего образования для детей с особыми образовательными потребностями устанавливается Кабинетом Министров Украины.
3. В профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации срок получения полного общего среднего образования устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования.
1. Наполняемость классов учреждений общего среднего образования не может превышать 30 учеников.
2. В учреждениях общего среднего образования, расположенных в селах и поселках, количество учеников в классах определяется демографической ситуацией, но должно составлять не менее пяти человек. В случае меньшего количества учеников в классе занятия проводятся по индивидуальной или другими формами обучения.
Учебное заведение может обеспечивать получение начального образования детьми (независимо от их количества) одного или разного возраста, которые могут быть объединены в один или разные классы (группы). В таком случае образовательный процесс может организовываться одним или несколькими учителями, или в любой другой форме, которая будет наиболее удобной и целесообразной для обеспечения получения детьми начального образования в соответствии со стандартом образования.
3. Порядок разделения классов на группы при изучении отдельных предметов устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
4. Предельная наполняемость классов в учреждениях общего среднего образования для детей с особыми образовательными потребностями определяется положениями о таких учебные заведения.
5. По письменным обращениям родителей, иных законных представителей учащихся и в соответствии с решением учредителя в учебном заведении функционируют группы продленного дня, финансирование которых осуществляется за счет средств учредителя и других средства, не запрещенные законодательством.
Порядок создания групп продленного дня в государственных и коммунальных учреждениях общего среднего образования определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
1. Образовательная программа - это единый комплекс образовательных компонентов, спланированных и организованных учреждением общего среднего образования для достижения учащимися определенных соответствующим Государственным стандартом общего среднего образования результатов обучения.
Основой для разработки образовательной программы является соответствующий Государственный стандарт общего среднего образования.
2. Образовательная программа должна содержать:
общий объем учебной нагрузки и ожидаемые результаты обучения соискателей образования;
требования к лицам, которые могут начать обучение по программе;
перечень, содержание, продолжительность и взаимосвязь образовательных областей и / или предметов, дисциплин и т.п., логическую последовательность их изучения;
формы организации образовательного процесса;
описание и инструменты системы внутреннего обеспечения качества образования;
другие образовательные компоненты (по решению заведения общего среднего образования).
3. Образовательная программа одобряется педагогическим советом образовательного учреждения и утверждается его руководителем.
4. Образовательная программа должна предусматривать образовательные компоненты для свободного выбора соискателей образования.
5. Образовательные программы, которые разрабатываются на основе типовых образовательных программ, не требующих отдельного утверждения центральным органом качества образования.
6. Образовательная программа может быть разработана для одного и нескольких уровней образования (сквозная образовательная программа).
7. Каждая образовательная программа должна предусматривать достижение соискателями образования результатов обучения (компетенций), определенных соответствующим Государственным стандартом общего среднего образования.
8. На основе образовательной программы заведение составляет и утверждает учебный план, конкретизирует организацию образовательного процесса.
1. Учебный год в учреждениях общего среднего образования независимо от подчинения, типов и форм собственности начинается в День знаний - 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.
{Часть вторая статьи 16 исключен на основании Закона № 2442-VI от 06.07.2010}
3. Структура учебного года (по четвертям, полугодиям, семестрам), продолжительность учебной недели, дня, занятий, отдыха между ними, другие формы организации образовательного процесса устанавливаются учреждением общего среднего образования в пределах времени, предусмотренного образовательной программой.
Организация образовательного процесса не должна приводить к перегрузке учащихся и должно обеспечивать безопасные и безвредные условия получения образования.
4. Режим работы заведения общего среднего образования определяется следующим учебным заведением на основе соответствующих нормативно-правовых актов.
5. Продолжительность уроков в учебных заведениях составляет: в первых классах - 35 минут, во вторых - четвертых классах - 40 минут, в пятых - одиннадцатых классах - 45 минут. Учебное заведение может выбрать другие, кроме урока, формы организации образовательного процесса.
Разница во времени учебных часов первых - четвертых классов обязательно учитывается и компенсируется проведением дополнительных, индивидуальных занятий и консультаций с учащимися.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в инклюзивных классах, составляет: групповое - 35-40 минут, индивидуальное - 20-25 минут.
6. Продолжительность каникул в учреждениях общего среднего образования в течение учебного года не может быть меньше 30 календарных дней.
1. Для обучения детей с особыми образовательными потребностями учреждения общего среднего образования на основании обращения родителей ребенка или лиц, их заменяющих, образуют инклюзивные и / или специальные группы и классы.
2. Инклюзивное обучение - система образовательных услуг, гарантированных государством, основанный на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного привлечения и включение в образовательный процесс всех его участников.
Организация инклюзивного обучения в государственных и коммунальных учреждениях общего среднего образования осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.
3. В соответствии с индивидуальными особенностями образовательной деятельности для каждого ученика с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальная программа развития ребенка - документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения, определяет перечень необходимых психолого-педагогических, коррекционных потребностей / услуг для развития ребенка и разрабатывается группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению.
Психолого-педагогические услуги - комплексная система мероприятий по организации образовательного процесса и развития личности с особыми образовательными потребностями, предусмотренных индивидуальной программой развития и предоставляются педагогическими работниками учебных заведений, специалистами инклюзивного ресурсного центра.
Коррекционно-развитию услуги (помощь) - комплексная система мер сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе обучения, направленных на коррекцию нарушений путем развития личности, ее познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речи.
4. личностно ориентированное направление образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе обеспечивает ассистент учителя.
Образовательные и социальные потребности детей со сложными нарушениями развития во время их пребывания в учреждении общего среднего образования удовлетворяются ассистентом ребенка - социальным работником, одним из родителей или лицом, уполномоченным ими.
5. Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями осуществляются за счет средств образовательных субвенций, государственного и местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством, с учетом потребностей ребенка, определенных индивидуальной программой развития.
Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки детям с особыми образовательными потребностями осуществляются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.
1. Воспитание учеников (воспитанников) в учреждениях общего среднего образования осуществляется в процессе урочной, внеурочной и внешкольной работы с ними.
Цели воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования определяются на основе принципов, заложенных в Конституции Украины, законах и других нормативно-правовых актах Украины.
2. В учреждениях общего среднего образования запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, а также религиозных организаций и военизированных формирований.
3. Принудительное привлечение учащихся (воспитанников) учреждений общего среднего образования к вступлению в какое-либо объединение граждан, религиозные организации и военизированные формирования запрещается.
1. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления закрепляют за учреждениями общего среднего образования соответствующие территории обслуживания и до начала учебного года учитывают учащихся, имеющих их посещать.
2. Зачисление учащихся в учреждения общего среднего образования проводится приказом директора, который выдается на основании заявления, копии свидетельства о рождении ребенка, при наличии медицинской справки установленного образца и соответствующего документа об образовании (кроме учеников первого класса).
3. Порядок зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные и коммунальные учебных заведений для получения полного общего среднего образования утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
Порядка зачисления, отчисления и перевода учащихся к государственных и коммунальных учреждений специализированного образования утверждаются центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в соответствующей сфере.
Порядок зачисления, отчисления и перевода учащихся к частных и корпоративных учебных заведений для получения полного общего среднего образования определяется учредителем (учредителями).
4. Зачисление учащихся в общеобразовательной санаторной школы (школы-интерната) проводится в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.
5. Направление учащихся (воспитанников) в школах социальной реабилитации и досрочное освобождение их из этих учебных заведений осуществляются по решению суда.
{Часть шестая статьи 18 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
7. Зачисление учащихся в лицеев, частных учреждений общего среднего образования и учреждений специализированного образования разрешается проводить на конкурсной основе.
Зачисление учащихся в других заведений общего среднего образования разрешается на конкурсной основе только в случаях, если количество поданных заявлений на соответствующий уровень общего среднего образования превышает способность этого заведения. Право на первоочередное зачисление в начальную школу имеют дети, проживающие на территории обслуживания этой школы.
Участниками образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования являются:
ученики (воспитанники)
руководители;
педагогические работники, психологи, библиотекари;
другие специалисты;
родители или лица, их заменяющие.
1. Ученик (воспитанник) - лицо, учится и воспитывается в одном из заведений общего среднего образования. Зачисление учащихся в учреждения общего среднего образования осуществляется, как правило, с 6 лет.
2. Статус учеников (воспитанников) как участников образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, их права и обязанности определяются Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
1. Ученикам (воспитанникам) учреждений общего среднего образования может подаваться дополнительно социальная и материальная помощь за счет средств центральных органов исполнительной власти и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц Украины и граждан, проживающих за ее пределами, а также средств фонда общеобязательного обучение и за счет других поступлений.
Органы местного самоуправления могут обеспечивать льготный проезд обучающихся, воспитанников к месту обучения и домой в порядке и размерах, определенных органами местного самоуправления, и предусматривать на это соответствующие расходы из местных бюджетов.
2. Дети с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата обеспечиваются средствами индивидуальной коррекции в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
3. Воспитанники школ-интернатов всех типов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находятся на полном государственном обеспечении. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые учатся в других учреждениях общего среднего образования, обеспечиваются питанием, одеждой и другими услугами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Содержание воспитанников, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) осуществляется за счет государства.
Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти обеспечивают бесплатным питанием детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в специальных и инклюзивных классах, и учащихся 1-4 классов из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям".
4. Дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, трудоустраиваются или продолжают обучение согласно полученной образованием в порядке, установленном законодательством Украины.
1. Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеет соответствующее педагогическое образование и / или профессиональную квалификацию педагога, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в заведениях системы общего среднего образования. Перечень должностей педагогических работников системы общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Украины.
2. Должность руководителя учреждения общего среднего образования независимо от подчинения, типа и формы собственности может занимать лицо, являющееся гражданином Украины, имеет высшее образование степени не ниже магистра и стаж педагогической работы не менее трех лет, а также организаторские способности, физическое и психическое состояние которой не препятствует выполнению профессиональных обязанностей.
1. Педагогическая нагрузка учителя заведения общего среднего образования независимо от подчинения, типа и формы собственности - время, предназначенное для осуществления образовательного процесса.
Педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющих тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности в следующем соотношении к тарифной ставке:
классное руководство - 20-25 процентов;
проверка тетрадей - 10-20 процентов;
заведование:
мастерскими - 15-20 процентов;
учебными кабинетами - 10-15 процентов;
учебно-опытными участками - 10-15 процентов.
Размеры и порядок установления доплат за другие виды педагогической деятельности определяются Кабинетом Министров Украины.
Педагогическая нагрузка воспитателя заведения общего среднего образования составляет 30 часов, воспитателя специальной школы (школы-интерната) и ассистента учителя инклюзивных классов учреждений общего среднего образования - 25 часов в неделю, составляет тарифную ставку.
Размеры тарифных ставок других педагогических работников учреждений общего среднего образования устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Распределение педагогической нагрузки в заведении общего среднего образования утверждается его руководителем.
2. Педагогическая нагрузка учителя заведения общего среднего образования независимо от подчинения, типа и формы собственности объемом менее тарифной ставки, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливается только с его согласия.
Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным предметам, которые предполагается рабочим учебным планом, или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением законодательства Украины о труде.
1. Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются законодательством Украины, Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
2. Руководитель учреждения общего среднего образования назначается на должность и освобождается от должности решением учредителя (учредителей) учреждения или уполномоченного им (ими) органа.
Руководитель государственного, коммунального учреждения общего среднего образования назначается на должность по результатам конкурсного отбора сроком на шесть лет (сроком на два года - для лица, которое назначается на должность руководителя учреждения общего среднего образования впервые) на основании решения конкурсной комиссии, в состав которой входят представители учредителя (учредителей), трудового коллектива, общественного объединения родителей учащихся (воспитанников) учреждения общего среднего образования и общественного объединения руководителей учреждений общего сэр дньои образования соответствующей административно-территориальной единицы. К участию в работе комиссии с правом совещательного голоса могут привлекаться представители общественных объединений и эксперты в сфере общего среднего образования.
Положение о конкурсе на должность руководителя государственного, коммунального учреждения общего среднего образования разрабатывает и утверждает основатель на основании типового положения, утвержденного центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.
Одно и то же лицо не может быть руководителем соответствующего учреждения общего среднего образования более двух сроков подряд (до первого срока включается двухлетний срок пребывания в должности руководителя учреждения общего среднего образования, предназначенного впервые). После окончания второго срока пребывания в должности лицо имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакансии руководителя в другом учреждении общего среднего образования или продолжить работу в том же учреждении на другой должности.
Заместитель руководителя, педагогические и другие работники заведения общего среднего образования назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителем этого учреждения. Руководитель учреждения общего среднего образования вправе объявить конкурс на вакантную должность.
В случае поступления в основателя заведения общего среднего образования обоснованного обращения попечительского совета или органа самоуправления учреждения общего среднего образования по освобождению руководителя этого заведения учредитель обязан рассмотреть его и принять обоснованное решение в кратчайшие сроки.
3. Отвлечение педагогических работников от выполнения профессиональных обязанностей на выполнение работ, не предусмотренных трудовым договором, без согласия педагогического работника не допускается. Отказ педагогического работника от выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором, не может быть основанием для его освобождения от должности, кроме случаев, установленных законодательством.
4. Педагогические работники - призывнику, который имеет высшее педагогическое образование и основным местом работы которого является заведение общего среднего образования, предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу на весь период его работы по специальности.
1. Аттестация педагогических работников учреждений общего среднего образования независимо от подчинения, типов и форм собственности является обязательным и осуществляется, как правило, один раз в пять лет в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденного центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования.
2. По результатам аттестации педагогических работников учреждений общего среднего образования определяется соответствие педагогического работника занимаемой должности, присваивается квалификационная категория (специалист, специалист второй категории, специалист первой категории и специалист высшей категории) и может быть присвоено педагогическое звание (старший учитель, учитель-методист, воспитатель, педагог-организатор-методист и т.д.). Положение о квалификационных категориях и педагогические звания утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования.
3. Ежегодное повышение квалификации педагогических работников учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об образовании". Общее количество академических часов повышения квалификации педагогического работника в течение пяти лет не может быть меньше 150 часов, из которых определенное количество часов должно быть обязательно направлена на совершенствование знаний, умений и практических навыков в части работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
1. Родители или лица, их заменяющие, имеют право:
выбирать учебные заведения и формы обучения для несовершеннолетних детей;
принимать решение об участии ребенка в инновационной деятельности заведения общего среднего образования;
избирать и быть избранными в органы общественного самоуправления заведений общего среднего образования;
обращаться в соответствующие органы управления образованием по вопросам обучения и воспитания детей;
защищать законные интересы детей.
2. Родители или лица, их заменяющие, обязаны:
обеспечивать условия для получения ребенком полного общего среднего образования по любой форме обучения;
постоянно заботиться о физическом здоровье, психическом состоянии детей, создавать надлежащие условия для развития их природных способностей;
уважать достоинство ребенка, воспитывать трудолюбие, чувство доброты, милосердия, уважительное отношение к семье, старших по возрасту, государственной, региональных языков или языков меньшинств и родному языку, к народным традициям и обычаям;
воспитывать уважение к национальным, историческим, культурным ценностям украинского народа, бережное отношение к историко-культурного наследия и окружающей среды, любовь к Украине.
{Часть третья статьи 29 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
4. Другие права и обязанности родителей и лиц, их заменяющих, определяются Законом Украины "Об образовании".
1. Государственный стандарт общего среднего образования - свод норм и положений, определяющих государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на соответствующем уровне общего среднего образования и гарантии государства в ее достижении.
2. Выполнение государственных стандартов начального, базового и профильного общего среднего образования является обязательным для учреждений образования, обеспечивающих получение соответствующего образования.
1. Государственные стандарты общего среднего образования разрабатываются центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки, утверждаются Кабинетом Министров Украины и пересматриваются не реже одного раза в 10 лет.
Изменение содержания и объема государственных стандартов общего среднего образования другими органами исполнительной власти не допускается.
2. Учебно-методическое обеспечение реализации государственных стандартов общего среднего образования осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
Учебно-методическое обеспечение реализации стандартов специализированного образования осуществляется центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в соответствующих сферах.
3. При разработке государственных стандартов общего среднего образования приобщаются Национальная академия наук Украины, Национальная академия педагогических наук Украины, органы по обеспечению качества образования, центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные общего среднего образования, академические, отраслевые научно-исследовательские институты, учебные заведения, другие научно-методические и методические учреждения, общественные объединения, в том числе профессиональные организации (профессиональные ассоциации), объединение работодателей, независимые учреждения оценки т а качества образования, другие институты гражданского общества, эксперты и др.
1. Государственные стандарты общего среднего образования определяют:
требования к обязательным результатам обучения и компетенций соискателя общего среднего образования соответствующего уровня;
общий объем учебной нагрузки соискателей образования на соответствующем уровне общего среднего образования;
формы государственной аттестации соискателей образования.
1. Обязанностью учебного заведения, что обеспечивает получение общего среднего образования, является создание условий для достижения соискателями образования результатов обучения, предусмотренных в соответствующем Государственном стандарте общего среднего образования.
2. Процедура достижения соискателями образования результатов обучения, предусмотренных в соответствующем Государственном стандарте общего среднего образования, определяется образовательной программой образовательного учреждения.
3. Государство обязано обеспечить получение полного общего среднего образования на уровне государственных стандартов общего среднего образования.
4. Для обеспечения достижения лицами с особыми образовательными потребностями результатов обучения, предусмотренных в соответствующем Государственном стандарте общего среднего образования, в штат образовательного учреждения вводится должность ассистента учителя.
1. Контроль за соответствием образовательного уровня учащихся (воспитанников), окончивших учреждение общего среднего образования I, II и III степеней, требованиям Государственного стандарта общего среднего образования осуществляется путем их государственной итоговой аттестации. Содержание, формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяются и утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования.
2. Текущее и итоговое оценивание знаний учащихся и выбор их форм, содержания и способа осуществляет заведение общего среднего образования.
Лица, местом жительства которых является территория проведения антитеррористической операции (на период ее проведения), территория осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях (на период осуществления указанных мероприятий), территория населенных пунктов на линии соприкосновения, имеют право пройти государственную итоговую аттестацию и получить документ государственного образца о полном общем среднем образовании в порядке, установленном центральным органом в иконавчои власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования.
3. Перевод учащихся (воспитанников) в следующий класс заведения общего среднего образования осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования.
4. Перевод учащихся (воспитанников) в другое учреждение общего среднего образования осуществляется при наличии личных дел учащихся (воспитанников) установленного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования образца.
5. Выпускникам учебных заведений, обеспечивающих получение базовой и профильной среднего образования, выдается соответствующий документ об образовании. Образцы документов о среднем образовании утверждает центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки. Изготовление документов о среднем образовании осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Управление системой общего среднего образования осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования, другими центральными органами исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, указанные в части второй статьи 9 настоящего Закона, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере образования, областными, Киевской и Севастопольской городским, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями, а также органами местного самоуправления.
Основными задачами органов управления системой общего среднего образования являются:
создание условий для получения гражданами полного общего среднего образования;
прогнозирования развития общего среднего образования, сети учреждений образования, обеспечивающих получение полного общего среднего образования, в соответствии с образовательными потребностями граждан;
{Абзац четвертый статьи 36 исключен на основании Закона № 2145-VIII от 05.09.2017}
лицензирования учреждений общего среднего образования;
контроль за соблюдением государственных стандартов общего среднего образования, учебно-методическое руководство и государственное инспектирование учебных заведений, обеспечивающих получение полного общего среднего образования, независимо от подчинения, типов и форм собственности;
обеспечение социальной защиты, охраны жизни, здоровья и защиты прав педагогических работников, психологов, библиотекарей, других специалистов, участвующих в образовательном процессе, учеников (воспитанников);
содействие развитию самоуправления в учреждениях образования, обеспечивающих получение полного общего среднего образования;
комплектование системы общего среднего образования педагогическими работниками, в том числе руководящими кадрами.
1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования:
осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование отношений в системе общего среднего образования;
разрабатывает и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины нормативы материально-технического и финансового обеспечения учреждений общего среднего образования в соответствии с Государственным стандартом общего среднего образования;
определяет перспективы развития системы общего среднего образования; определяет общую стратегию мониторинга качества общего среднего образования и обеспечивает его проведения;
разрабатывает, внедряет Государственный стандарт общего среднего образования;
определяет порядок аттестации педагогических работников учреждений общего среднего образования;
принимает решение по организации инновационной деятельности в системе общего среднего образования, координирует и контролирует ее проведение;
утверждает типовые перечни обязательного учебного и другого оборудования (в том числе коррекционного), учебно-методических и учебно-наглядных пособий, учебников, художественной и другой литературы;
осуществляет международное сотрудничество в установленном законодательством порядке;
осуществляет другие полномочия, определенные законами и возложенные на него актами Президента Украины.
Акты центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены учебные общего среднего образования, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере образования, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, учреждений общего среднего образования независимо от типов и форм собственности.
2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования:
контролирует соблюдение Государственного стандарта общего среднего образования;
контролирует деятельность органов управления образованием и учебных заведений системы общего среднего образования;
организует нормативное, программное, научно-методическое и информационное обеспечение системы общего среднего образования;
организует подготовку и повышение квалификации педагогических работников, в том числе руководящих кадров, в системе общего среднего образования;
обеспечивает подготовку и издание учебников, пособий;
обеспечивает социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиту прав педагогических работников, специалистов, участвующих в образовательном процессе, учащихся (воспитанников) учреждений общего среднего образования;
поощряет педагогических работников;
организует бесплатное обеспечение учебниками, пособиями учащихся учреждений общего среднего образования и педагогических работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
обеспечивает проведение внешнего независимого оценивания учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, изъявивших желание поступать в высшие учебные заведения;
осуществляет другие полномочия, определенные законами и возложенные на него актами Президента Украины.
3. Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в области общего среднего образования в пределах их компетенции:
обеспечивают реализацию государственной политики в сфере общего среднего образования на соответствующей территории;
выполняют функции учредителя учреждений общего среднего образования на соответствующей территории;
создают условия для получения гражданами полного общего среднего образования;
создают условия для развития учебных заведений всех форм собственности;
в случае ликвидации в установленном законодательством порядке коммунального учреждения общего среднего образования принимают меры по устройству учащихся (воспитанников) в других заведений общего среднего образования;
организуют нормативное, программное, материальное, научно-методическое обеспечение, переподготовку, повышение квалификации, аттестации педагогических работников;
обеспечивают педагогических работников учебниками, пособиями, методической литературой;
способствуют проведению инновационной деятельности в системе общего среднего образования;
обеспечивают социальную защиту педагогических работников, специалистов, участвующих в образовательном процессе, учеников (воспитанников);
осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Украины, Конституцией Автономной Республики Крым, законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "Об образовании" и положений о них.
Заведение общего среднего образования:
реализует положения Конституции Украины, Закона Украины "Об образовании", настоящего Закона, других нормативно-правовых актов в области образования;
удовлетворяет потребности граждан соответствующей территории в получении полного общего среднего образования;
обеспечивает единство обучения и воспитания;
формирует образовательную (образовательные) программу (программы) учреждения образования;
создает научно-методическую и материально-техническую базу для организации и осуществления образовательного процесса;
обеспечивает соответствие уровня общего среднего образования Государственным стандартам общего среднего образования;
охраняет жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников), педагогических и других работников учреждения общего среднего образования;
формирует у учащихся (воспитанников) основы здорового образа жизни, гигиенические навыки;
обеспечивает подбор и расстановку кадров;
планирует свою деятельность и формирует стратегию развития учреждения образования;
в соответствии с уставом образует, реорганизует и ликвидирует структурные подразделения;
устанавливает в соответствии с законодательством Украины прямые связи с учебными заведениями зарубежных стран, международными организациями и тому подобное;
соблюдает финансовую дисциплину, сохраняет материально-техническую базу;
выдает документы об образовании установленного образца;
осуществляет другие полномочия в соответствии с уставом учреждения общего среднего образования.
1. Руководство учреждением общего среднего образования осуществляет директор, полномочия которого определяются законом, уставом учебного заведения и трудовым договором.
2. коллегиальный орган управления заведения общего среднего образования является педагогический совет, полномочия которого определяются этим Законом и уставом образовательного учреждения.
Педагогический совет создается во всех учебных заведениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, независимо от подчинения, типов и форм собственности при наличии не менее трех педагогических работников. Все педагогические работники учебного заведения должны принимать участие в заседаниях педагогического совета.
Педагогический совет заведения общего среднего образования:
планирует работу учреждения;
одобряет образовательную (образовательные) программу (программы) учреждения и оценивает результативность ее (их) исполнения;
формирует систему и утверждает процедуры внутреннего обеспечения качества образования, включая систему и механизмы обеспечения академической добродетели;
рассматривает вопрос о совершенствовании и методического обеспечения образовательного процесса;
принимает решение о переводе учащихся (воспитанников) в следующий класс и их выпуска, выдачи документов о соответствующем уровне образования, награждение за успехи в учебе;
обсуждает вопросы повышения квалификации педагогических работников, развития их творческой инициативы, определяет меры по повышению квалификации педагогических работников, утверждает ежегодный план повышения квалификации педагогических работников;
рассматривает вопрос внедрения в образовательный процесс лучшего педагогического опыта и инноваций, участия в исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности, сотрудничества с другими учебными заведениями, научными учреждениями, физическими и юридическими лицами, которые способствуют развитию образования;
принимает решение о награждении, морального и материального поощрения учеников (воспитанников), работников заведения и других участников образовательного процесса;
рассматривает вопрос об ответственности учащихся (воспитанников), работников заведения и других участников образовательного процесса за невыполнение ими своих обязанностей;
вправе инициировать проведение внепланового институционального аудита заведения и проведения общественной аккредитации учреждения;
рассматривает другие вопросы, отнесенные законом и / или уставом учреждения к его полномочий.
Решение педагогического совета учреждения общего среднего образования вводятся в действие решениями руководителя учреждения.
3. В заведении общего среднего образования могут действовать:
органы самоуправления работников учебного заведения;
органы самоуправления соискателей образования;
органы родительского самоуправления;
другие органы общественного самоуправления участников образовательного процесса.
Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления заведения общего среднего образования является общее собрание (конференция) коллектива учебного заведения.
4. В учреждениях общего среднего образования могут функционировать методические объединения, охватывающие участников образовательного процесса и специалистов определенного профессионального направления.
1. Государственный надзор (контроль) в сфере общего среднего образования осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об образовании".
2. Институциональный аудит учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования, является единственным плановым мероприятием государственного надзора (контроля) в сфере общего среднего образования, проводится один раз в 10 лет центральным органом исполнительной власти по обеспечению качества образования.
Институциональный аудит включает плановую проверку соблюдения лицензионных условий.
Задачами научно-методического обеспечения системы общего среднего образования являются:
координация деятельности институтов последипломного педагогического образования, методических кабинетов и методических объединений педагогических работников;
разработка и издание учебных программ, учебно-методических и учебно-наглядных пособий;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, в том числе руководящих кадров, системы общего среднего образования;
изучение уровня знаний, умений и навыков учащихся учреждений общего среднего образования, выработки соответствующих рекомендаций;
организация сотрудничества с высшими учебными заведениями всех уровней аккредитации для повышения эффективности учебно-методического обеспечения;
освещение в средствах массовой информации достижений педагогической науки и педагогического опыта.
Научно-методическое обеспечение системы общего среднего образования осуществляют центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, подчиненные ему научно-методические учреждения и высшие учебные заведения, а также Государственное высшее учебное заведение "Университет менеджмента образования" Академии педагогических наук Украины, Крымский республиканский, областные, Киевский и Севастопольский городские институты последипломного педагогического образования, районные (городские) методические кабинеты, научно-исследовательские уст вы Академии педагогических наук Украины и Национальной академии наук Украины, другие субъекты, осуществляющие научное и методическое обеспечение в соответствии со статьей 75 Закона Украины "Об образовании".
1. Финансово-хозяйственная деятельность учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с настоящим Законом, законами Украины "Об образовании", "О местном самоуправлении в Украине", Бюджетного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов.
2. Содержание и развитие материально-технической базы учреждений общего среднего образования финансируются за счет средств учредителя (учредителей) этих учреждений.
3. Государство осуществляет финансирование получение лицом общего среднего образования в частном или корпоративном учебном заведении, которое имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере общего среднего образования за счет средств государственного и местных бюджетов путем передачи таком учебного заведения целевого объема средств в размере финансового норматива ( с учетом соответствующих корректирующих коэффициентов) бюджетной обеспеченности одного ученика, который приобретает полное среднее образование, и в порядке, определенном Кабинетом Министров Ук ны.
4. Государственные и коммунальные учреждения общего среднего образования могут оказывать платные образовательные и другие услуги, перечень которых утверждает Кабинет Министров Украины. Учредители соответствующих учебных заведений имеют право утверждать перечни платных образовательных и других услуг, не вошедших в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины.
5. Порядок делопроизводства и бухгалтерского учета в учреждении общего среднего образования определяется руководителем соответствии с законодательством. По решению руководителя учреждения общего среднего образования бухгалтерский учет может осуществляться самостоятельно учебным заведением или через централизованную бухгалтерию.
1. Материально-техническая база учреждений общего среднего образования включает здания, сооружения, землю, коммуникации, оборудование, транспортные средства, служебное жилье и другие ценности. Имущество учреждений общего среднего образования принадлежит им на правах, определенных законодательством Украины.
2. Требования к материально-технической базы учреждений общего среднего образования определяются соответствующими строительными и санитарно-гигиеническими нормами и правилами, а также типичными перечнями обязательного учебного и другого оборудования (в том числе коррекционного), учебно-методических и учебно-наглядных пособий, учебников, художественной и другой литературы.
1. Штатные расписания государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования независимо от подчинения и типов утверждаются руководителем учреждения общего среднего образования на основании Типовых штатных нормативов учреждений общего среднего образования, утвержденных центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования.
2. Штатные расписания государственных и коммунальных учреждений специализированного образования утверждаются руководителями соответствующих учреждений на основании Типовых штатных нормативов учреждений специализированного образования, утвержденных центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в соответствующих сферах.
3. Штатные расписания частных и корпоративных учреждений общего среднего образования устанавливаются учредителем (учредителями).
Органы управления системой общего среднего образования, учреждения и учебные заведения системы общего среднего образования имеют право заключать соглашения о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с органами управления образованием и учебными заведениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в установленном законодательством порядке.
Государство содействует международному сотрудничеству в системе общего среднего образования.
1. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о среднем образовании, несут ответственность в порядке, установленном законами Украины.
2. Вред, причиненный учениками (воспитанниками) учреждения общего среднего образования, возмещается в соответствии с законодательством Украины.
3. Злостное уклонение родителей от выполнения обязанностей по получению их несовершеннолетними детьми полного общего среднего образования может быть основанием для лишения их родительских прав.
1. Закон Украины "Об общем среднем образовании" вступает в силу со дня его опубликования, кроме:
части первой статьи 12 относительно срока обучения для получения полного общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования I-III ступеней, которая вступает в силу с 1 сентября 2001 года и распространяется на учащихся, которые начнут учиться в первом классе 2001 года и в последующие годы;
части первой статьи 14 относительно наполняемости классов учреждений общего среднего образования учениками, которая вступает в силу с 1 сентября 1999 года и распространяется на классы, которые будут созданы, начиная с 1 сентября 1999 года;
части второй статьи 15 относительно учебной нагрузки обучающихся, абзацев первого - восьмого части первой статьи 25 относительно педагогической нагрузки учителя заведения общего среднего образования, части второй статьи 43 относительно выплаты педагогическим работникам, специалистам и обслуживающему персоналу государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования независимо от подчинения и типов заработной платы и других выплат, предусмотренных статьей 57 Закона Украины "Об образовании", которые вступают в силу с 1 сентября 2001 года;
части пятой статьи 16 относительно продолжительности уроков в учреждениях общего среднего образования, которое вступает в силу с 1 сентября 1999 года.
Часть первая статьи 24 об обязательности соответствующего педагогического образования для педагогического работника распространяется на лиц, которые будут назначаться на должности педагогических работников в учебных заведениях системы общего среднего образования, со дня вступления в силу настоящего Закона.
2. До приведения законов Украины, других нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Кабинету Министров Украины в течение года со дня принятия этого Закона:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить принятие в соответствии со своей компетенцией нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона;
обеспечить пересмотр и отмену центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
3-1. К 1 сентября 2018 Кабинета Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, областным государственным администрациям, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям и органам местного самоуправления обеспечить:
изменение типа подчиненных школ-интернатов (кроме учреждений среднего образования для детей с нарушением интеллектуального развития) в гимназию, лицей соответствии с требованиями настоящего Закона с сохранением в составе этих учебных заведений интернатов с частичным или полным содержанием учащихся (воспитанников) за счет учредителя (учредителей) . Прекращение функционирования интернатов в составе таких заведений возможно только после решения в установленном порядке вопрос получения учащимися (воспитанниками) образования и / или получения соответствующих социальных услуг по месту их жительства (регистрации) или месту жительства (регистрации) их родителей;
создание областных (городских - в городах Киеве и Севастополе) ресурсных центров поддержки инклюзивного образования, а также районных, городских (районных в городах) инклюзивного-ресурсных центров, в том числе в объединенных территориальных общинах, путем реорганизации существующей сети психолого-медико педагогических консультаций.
Кабинета Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона Украины "Об образовании" утвердить Положение о ресурсном центре поддержки инклюзивного образования и инклюзивного-ресурсный центр.
4. Второе предложение части первой статьи 17 Закона Украины "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., № 27, ст. 385; 1993, № 49, ст. 457; 1997 г., № 29, ст. 193) изложить в следующей редакции:
"Такая отсрочка предоставляется также призывникам - педагогическим работникам с высшим педагогическим образованием, основным местом работы которых являются общеобразовательные учебные заведения, на весь период их работы по специальности".