1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:
благоустройство населенных пунктов - комплекс работ по инженерной защите, расчистке, осушению и озеленению территории, а также социально-экономических, организационно-правовых и экологических мероприятий по улучшению микроклимата, санитарной очистке, снижению уровня шума и прочее, осуществляемые на территории населенного пункта с целью ее рационального использования, надлежащего содержания и охраны, создания условий по защите и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды;
территория - совокупность земельных участков, используемых для размещения объектов благоустройства: парков, скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, дорог, площадей, площадей, набережных, придомовых территорий, пляжей, кладбищ, рекреационных, оздоровительных, учебных, спортивных, историко-культурных объектов, объектов промышленности, коммунально-складских и других объектов в пределах населенного пункта; {Абзац третий части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
содержание в надлежащем состоянии территории - использование ее по назначению в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документации, правил благоустройства территории населенного пункта, а также санитарная очистка территории, ее озеленение, сохранение и восстановление объектов благоустройства; {Абзац четвертый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
улично-дорожная сеть - предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов сеть улиц, дорог, внутриквартальные и другие проезды, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, набережные, площади, площади, а также автомобильные стоянки и площадки для парковки транспортных средств с инженерными и вспомогательными сооружениями , техническими средствами организации дорожного движения; {Абзац пятый части первой статьи 1 в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
мероприятия по благоустройству населенных пунктов - работы по восстановлению, надлежащего содержания и рационального использования территорий, охраны и организации упорядочения объектов благоустройства с учетом особенностей их использования;
зеленые насаждения - древесная, кустарниковая, цветочная и травяная растительность естественного и искусственного происхождения на определенной территории населенного пункта. {Часть первая статьи 1 дополнена абзацем седьмым согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Устройство населенных пунктов предусматривает:
1) разработка и осуществление эффективных и комплексных мероприятий по содержанию территорий населенных пунктов в надлежащем состоянии, их санитарной очистки, сохранения объектов общего пользования, а также природных ландшафтов, других природных комплексов и объектов;
2) организацию надлежащего содержания и рационального использования территорий, зданий, инженерных сооружений и объектов рекреационного, природоохранного, оздоровительного, историко-культурного и иного назначения;
3) создание условий для реализации прав и выполнения обязанностей субъектами в сфере благоустройства населенных пунктов. {Пункт 3 части первой статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
1. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере благоустройства населенных пунктов, относятся:
1) обеспечение формирования государственной политики в сфере благоустройства населенных пунктов;
2) осуществление координации деятельности местных органов исполнительной власти в этой сфере;
3) обеспечение в пределах своих полномочий разработки государственных и региональных программ благоустройства населенных пунктов;
4) разработка в установленном законом порядке государственных стандартов, норм и правил в этой сфере;
5) осуществление в пределах своих полномочий нормативно-методического обеспечения в этой сфере.
2. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере благоустройства населенных пунктов, относятся:
1) реализация государственной политики в сфере благоустройства населенных пунктов;
2) обеспечение выполнения государственных и региональных программ благоустройства населенных пунктов;
3) обеспечение осуществления мероприятий по инженерной защите территорий населенных пунктов от опасных геологических процессов, прогнозирование и предотвращение их развития;
4) организация совместно с другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления проведения ежегодного всеукраинского конкурса "Населенный пункт наилучшего благоустройства и поддержания общественного порядка".
{Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012; в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
1. К полномочиям местных государственных администраций в сфере благоустройства населенных пунктов относятся:
1) обеспечение реализации государственной политики в этой сфере;
2) участие в разработке и выполнении государственных и региональных программ благоустройства населенных пунктов;
3) информирование населения об осуществлении мероприятий по благоустройству населенных пунктов;
4) участие в проведении ежегодного всеукраинского конкурса «Населенный пункт наилучшего благоустройства и поддержки общественного порядка". {Часть первая статьи 9 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом N 4710-VI от 17.05.2012}
1. К полномочиям сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов относятся:
1) утверждение местных программ и мероприятий по благоустройству населенных пунктов;
2) утверждение правил благоустройства территорий населенных пунктов;
3) создание в случае необходимости органов и служб для обеспечения осуществления совместно с другими субъектами коммунальной собственности благоустройства, определение полномочий этих органов (служб);
4) определение на конкурсной основе предприятий, учреждений и организаций (балансодержателей), ответственных за содержание объектов благоустройства.
2. К полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится:
1) обеспечение выполнения местных программ и осуществления мероприятий по благоустройству населенных пунктов;
2) организация обеспечения на территории населенного пункта чистоты и порядка, соблюдения тишины в общественных местах;
3) организация мест отдыха для населения;
4) утверждение схем санитарной очистки населенных пунктов и внедрение систем раздельного сбора бытовых отходов;
5) осуществление самоуправляющегося контроля за состоянием благоустройства и содержанием территорий населенных пунктов, инженерных сооружений и объектов, предприятий, учреждений и организаций, площадок для парковки транспортных средств (в том числе по оплате услуг по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств), озеленением таких территорий, охраной зеленых насаждений, водных объектов и тому подобное;
6) определение мест стоянок транспортных средств и площадок для парковки на объектах благоустройства;
7) определение графиков работы наружного освещения территории;
8) определение на объектах благоустройства мест размещения общественных туалетов;
9) привлечение на договорных началах средств и материально-технических ресурсов юридических и физических лиц для осуществления мероприятий по благоустройству населенных пунктов;
10) определение объемов долевого участия собственников временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или иного назначения в содержании объектов благоустройства;
11) определение в установленном порядке размера возмещений юридическими и физическими лицами за загрязнение окружающей среды и другие экологические убытки нарушением законодательства в сфере благоустройства и охраны окружающей природной среды;
12) информирование населения об осуществлении мероприятий по благоустройству населенных пунктов;
13) участие в проведении ежегодного всеукраинского конкурса "Населенный пункт наилучшего благоустройства и поддержки общественного порядка";
14) выдача разрешения на нарушение объектов благоустройства в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
{Статья 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011; в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут образовывать предприятия для содержания объектов благоустройства государственной и коммунальной собственности. В случае отсутствия таких предприятий органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий определяют на конкурсной основе в соответствии с законом балансодержателей таких объектов.
Балансодержателя, который будет осуществлять содержание и ремонт объекта благоустройства, который находится в частной собственности, определяет собственник такого объекта благоустройства.
2. Предприятие и балансодержатель обеспечивают надлежащее содержание и своевременный ремонт объекта благоустройства собственными силами или могут конкурсной основе привлекать для этого другие предприятия, учреждения и организации.
3. Орган государственной власти или орган местного самоуправления по представлению предприятия или балансодержателя ежегодно утверждает мероприятия по содержанию и ремонту объекта благоустройства государственной или коммунальной собственности на следующий год и предусматривает средства на выполнение этих мероприятий. Орган государственной власти и орган местного самоуправления, предприятие и балансодержатель несут ответственность за выполнение утвержденных мероприятий в полном объеме.
4. Владелец временного сооружения торгового, бытового, социально-культурного или иного назначения, расположенной на территории объекта благоустройства государственной и коммунальной собственности, обязан обеспечить надлежащее содержание прилегающей к временного сооружения территории или может принимать долевое участие в содержании этого объекта благоустройства на условиях договора, заключенного с предприятием или балансодержателем.
Типовой договор о паевом участии в содержании объекта благоустройства утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
5. Владелец объекта благоустройства по объектам частной собственности, орган государственной власти и орган местного самоуправления по объектам благоустройства государственной и коммунальной собственности в соответствии с законодательством обеспечивает установление на объекте благоустройства общественных туалетов.
Тарифы на услуги по пользованию общественными туалетами устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком формирования этих тарифов, утвержденного Кабинетом Министров Украины.
{Текст статьи 15 в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
1. На объектах благоустройства запрещается:
1) выполнять работы без разрешения в случае, если обязательность его получения предусмотрена законом; {Пункт 1 части первой статьи 16 в редакции Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
2) самовольно устраивать огороды, создавать, повреждать или уничтожать газоны, самовольно высаживать и уничтожать деревья, кусты и тому подобное;
3) вывозить и сваливать в не самом отведенных для этого местах отходы, траву, ветки, древесину, листья, снег,
4) складировать строительные материалы, конструкции, оборудование за пределами строительных площадок;
5) самовольно устанавливать объекты внешней рекламы, торговые лотки, павильоны, киоски и т.д.;
6) устанавливать технические средства регулирования дорожного движения без согласования с соответствующими органами Национальной полиции;
{Пункт 6 части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 766-VIII от 10.11.2015}
7) устраивать стоянки судов, катеров, других моторных плавучих средств в пределах территорий пляжей;
8) выпасать скот, выгуливать и дрессировать животных в не отведенных для этого местах;
9) осуществлять ремонт, обслуживание и мойку транспортных средств, машин, механизмов в не отведенных для этого местах (кроме случаев проведения немедленного ремонта при аварийной остановке).
1. Граждане в сфере благоустройства населенных пунктов имеют право:
1) пользоваться объектами благоустройства населенных пунктов;
2) участвовать в обсуждении правил и проектов благоустройства территории населенных пунктов;
3) вносить на рассмотрение местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций предложения по вопросам благоустройства населенных пунктов;
4) получать в установленном законом порядке полную и достоверную информацию об утверждении правил благоустройства территории населенного пункта и внесения в них изменений, а также разъяснения их содержания;
5) участвовать в осуществлении мероприятий по благоустройству населённых пунктов, озеленению и содержанию в надлежащем состоянии усадеб, дворов, парков, площадей, улиц, кладбищ, братских могил, оборудовании детских и спортивных площадок, ремонте дорог и тротуаров, других объектов благоустройства;
6) требовать немедленного выполнения работ по благоустройству населенных пунктов в случае, если невыполнение таких работ может причинить вред жизни, здоровью или имуществу граждан;
7) обращаться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного имуществу или здоровью граждан вследствие действий или бездействия балансодержателей объектов благоустройства.
2. Граждане в сфере благоустройства населенных пунктов обязаны:
1) содержать в надлежащем состоянии объекты благоустройства (их части), которые находятся в их собственности или пользовании, а также определенную правилами благоустройства территории населенного пункта прилегающую к этим объектам территорию; {Пункт 1 части второй статьи 17 в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
2) соблюдать правила благоустройства территории населенных пунктов;
3) не нарушать права и законные интересы других субъектов благоустройства населенных пунктов;
4) возмещать в установленном порядке ущерб, причиненный нарушением законодательства по вопросам благоустройства населенных пунктов;
5) допускать на объекты благоустройства, находящихся в их собственности или пользовании, аварийно-спасательные и другие службы для осуществления мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. {Часть вторая статьи 17 дополнена пунктом 5 в соответствии с Законом N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Предприятия, учреждения и организации в сфере благоустройства населенных пунктов имеют право:
1) участвовать в разработке планов социально-экономического развития населенных пунктов и мероприятий по благоустройству их территорий;
2) участвовать в обсуждении проектов законодательных и других нормативно-правовых актов по благоустройству населенных пунктов;
3) требовать прекращения работ, выполняемых с нарушением правил благоустройства территории населенных пунктов или приводят к ее нецелевого использования;
4) требовать немедленного выполнения работ по благоустройству в случае, если невыполнение таких работ может нанести вред жизни или здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридического лица;
{Пункт 5 части первой статьи 18 исключен на основании Закона N 5496-VI от 20.11.2012}
6) вносить на рассмотрение местных государственных администраций и органов местного самоуправления предложения по улучшению благоустройства населенных пунктов.
2. Предприятия, учреждения и организации в сфере благоустройства населенных пунктов обязаны:
1) содержать в надлежащем состоянии объекты благоустройства (их части), которые находятся в их собственности или пользовании, а также определенную правилами благоустройства территории населенного пункта прилегающую к этим объектам территорию; {Пункт 1 части второй статьи 18 в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
2) содержать в надлежащем состоянии закрепленные за ними на условиях договора с балансодержателем объекты благоустройства (их части);
3) устранять на закрепленных за ними объектах благоустройства (их частях) за свой счет и в установленные сроки повреждения инженерных сетей или последствия аварий, произошедших по их вине;
4) устранять на закрепленных за ними объектах благоустройства (их частях) последствия чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в установленном порядке;
5) проводить согласно планам, утвержденным органами государственной власти, органами местного самоуправления, инвентаризацию и паспортизацию закрепленных за ними объектов благоустройства (их частей), осуществляются в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно -коммунального хозяйства;
{Пункт 5 части второй статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
6) в процессе содержания объектов благоустройства (их частей) соблюдать соответствующие технологии по их эксплуатации и ремонта, регулярно осуществлять мероприятия по предотвращению преждевременного износа объектов, обеспечения условий функционирования и содержания их в чистоте и надлежащем состоянии;
7) возмещать убытки и другой ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства по вопросам благоустройства и охраны окружающей природной среды, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины;
8) допускать на объекты благоустройства, находящихся в их собственности или пользовании, аварийно-спасательные и другие службы для осуществления мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. {Часть вторая статьи 18 дополнена пунктом 8 в соответствии с Законом N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Элементами (частями) объектов благоустройства являются: {Абзац первый части первой статьи 21 в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
1) покрытие площадей, улиц, дорог, проездов, аллей, бульваров, тротуаров, пешеходных зон и дорожек в соответствии с действующими нормами и стандартами;
2) зеленые насаждения (в том числе снегозащитные и противоэрозионные) вдоль улиц и дорог, в парках, скверах, на аллеях, бульварах, в садах, других объектах благоустройства общего пользования, санитарно-защитных зонах, на придомовых территориях;
3) здания и сооружения системы сбора и вывоза отходов;
4) средства и оборудование внешнего освещения и наружной рекламы;
5) технические средства регулирования дорожного движения;
6) здания и сооружения системы инженерной защиты территории;
7) комплексы и объекты монументального искусства, декоративные фонтаны и бассейны, искусственные парковые водопады;
{Пункт 7 части первой статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5496-VI от 20.11.2012}
8) оборудование (элементы) детских, спортивных и других площадок;
9) малые архитектурные формы;
10) иные элементы благоустройства, определенные нормативно-правовыми актами.
2. Малая архитектурная форма - это элемент декоративного или иного оснащения объекта благоустройства.
К малым архитектурным формам относятся:
беседки, павильоны, навесы;
парковые арки (аркады) и колонны (колоннады)
уличные вазы, вазоны и амфоры;
декоративная и игровая скульптура;
уличная мебель (скамейки, лавочки, столы);
лестницы, балюстрады;
парковые мостики;
ограждения, ворота, решетки;
информационные стенды, доски, вывески;
другие элементы благоустройства, определенные законодательством.
Размещение малых архитектурных форм осуществляется в соответствии с настоящим Законом по решению собственника объекта благоустройства с соблюдением требований законодательства, государственных стандартов, норм и правил.
{Статья 21 дополнена частью второй согласно Закону N 5496-VI от 20.11.2012}
1. Комплексным благоустройством считается проведение на определенной территории населенного пункта (микрорайон, квартал, парк, бульвар, улица, переулок, спуск и т.п.) комплекса работ по устройству (восстановление) покрытие дорог и тротуаров, оборудование устройствами для безопасности движения, озеленения, обеспечения внешнего освещения и наружной рекламы, установления малых архитектурных форм, осуществление других мероприятий, направленных на улучшение инженерно-технического и санитарного состояния территории, улучшения ее эстетического вида.
{Часть первая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
2. Проектирование, строительство и реконструкция объектов комплексного благоустройства осуществляются на основе генерального плана населенного пункта, комплексных транспортных схем и схем организации дорожного движения, детальных планов территорий, планов красных линий с учетом природно-климатических условий и градостроительных особенностей населенного пункта, эксплуатационных, противопожарных, экологических и санитарных норм и правил, условий безопасности движения транспорта и пешеходов, этапности строительства, реконструкции и капитального ремонта.
{Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
3. Принятие в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий или сооружений без проведения комплексного благоустройства соответствующей территории запрещается.
4. Работы по комплексному благоустройству территорий, расположенных над инженерными сетями и коммуникациями, выполняются с соблюдением условий и нормативов по их безопасной эксплуатации.
1. Предприятия, учреждения, организации обеспечивают благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или праве пользования в соответствии с законом.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут передавать объекты благоустройства на баланс предприятиям, учреждениям, организациям в соответствии с частью первой статьи 15 настоящего Закона.
Балансодержатель объекта благоустройства с целью надлежащего его содержания и осуществления своевременного ремонта может привлекать для этого на условиях договора другие предприятия, учреждения, организации.
Предприятия, учреждения, организации, которые размещаются на территории объекта благоустройства, могут содержать закрепленную за ними территорию или принимать долевое участие в содержании этого объекта в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Закона. {Абзац третий части второй статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
3. Предприятия, учреждения, организации обязаны содержать закрепленные за ними на условиях договора с балансодержателем территории в надлежащем состоянии в соответствии с законодательством и условиями договора.
4. Границы и режим использования закрепленной за предприятиями, учреждениями, организациями территории определяют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в зависимости от подчинения объекта благоустройства.
5. Должностные лица предприятий, учреждений, организаций несут ответственность за невыполнение мероприятий по благоустройству, а также за действия или бездействие, которые привели к нанесению ущерба имуществу и / или здоровью граждан, на собственных и закрепленных за предприятиями, учреждениями, организациями территориях в соответствии с законом.
1. Нарушение объектов благоустройства, связанное с выполнением субъектами хозяйствования земляных и ремонтных работ, осуществляется на основании разрешения на нарушение объектов благоустройства исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета (далее - разрешение), кроме случаев, установленных абзацами вторым - четвертым части первой настоящей статьи.
Разрешение на нарушение объектов благоустройства не требуется, если земляные и ремонтные работы осуществляются:
лицами, которые имеют документ, удостоверяющий право собственности или право пользования земельным участком, в том числе право земельного сервитута;
в составе подготовительных или строительных работ, право на выполнение которых оформлено в установленном законодательством порядке.
Работы по устранению последствий аварий на объектах благоустройства начинаются немедленно с обязательным последующим оформлением разрешения в порядке, определенном законодательством.
2. Перечень земляных и ремонтных работ, для выполнения которых необходимо получить разрешение, устанавливается в Типовом порядке по выдаче разрешений на нарушение объектов благоустройства или отказа в их выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов, аннулирования разрешений (далее - Типовой порядок), который утверждается Кабинетом Министров Украины.
3. Порядок выдачи разрешений или отказа в их выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов, аннулирования разрешений утверждается решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета на основании Типового порядка, утвержденного Кабинетом Министров Украины.
В случае если соответствующим сельским, поселковым, городским советом не принято такое решение, применяется Типовой порядок, утвержденный Кабинетом Министров Украины.
4. Выдача разрешения, его переоформление или выдача дубликата разрешения осуществляется бесплатно.
5. Разрешение выдается в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
Срок действия разрешения определяется условиями работ и не может превышать один год.
6. Отказ в выдаче разрешения выдается заявителю в письменной форме с соответствующим обоснованием в срок, предусмотренный для выдачи разрешения.
Основанием для отказа в выдаче разрешения являются:
представление субъектом хозяйствования неполного пакета документов, необходимых для получения разрешения в соответствии с установленным перечнем;
несоответствие представленных документов требованиям законодательства;
выявление недостоверных сведений в представленных документах.
Отказ в выдаче разрешения может быть обжаловано в установленном порядке.
7. В случае если в установленный частью пятой настоящей статьи срок не выдано разрешение или отказ в его выдаче, право выполнения на объекте благоустройства земляных и ремонтных работ возникает на десятый рабочий день со дня окончания указанного срока, а разрешение считается выданным.
8. Разрешение может быть аннулировано исполнительным органом соответствующего сельского, поселкового, городского совета в случае:
представление лицом, получившим разрешение, заявления о его аннулировании;
наличия сведений о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем, получившим разрешение.
9. В случае если право выполнения на объекте благоустройства земляных и ремонтных работ передано другому лицу, разрешение подлежит переоформлению. Переоформление разрешения не останавливает выполнения работ.
10. Основаниями для выдачи дубликата разрешения является утрата или повреждение разрешения.
11. Лицо, выполнила на объектах благоустройства земляные и / или ремонтные работы, обязана собственными силами привести этот объект благоустройства в надлежащее состояние или может в случаях, определенных пунктом 2 части второй статьи 19 настоящего Закона, оплатить его восстановительную стоимость.
{Закон дополнен статьей 26-1 в соответствии с Законом N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Охране и восстановлению подлежат все зеленые насаждения в пределах населенных пунктов при проведении любой деятельности, кроме зеленых насаждений, высажены или выросли самосевом в охранных зонах воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и устройств.
2. Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений на объектах благоустройства, а также удаление деревьев, выросших самосевом, осуществляются за счет средств государственного или местных бюджетов в зависимости от подчинения объекта благоустройства, а на земельных участках, переданных в собственность, предоставленных в постоянное пользование или в аренду, - за счет средств их собственников или пользователей в соответствии с нормативами, утвержденными в установленном порядке.
3. Удаление деревьев, кустов, газонов и цветников осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.
Документы, дающие право на выполнение подготовительных и строительных работ, полученные в соответствии с Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности", является основанием для удаления зеленых насаждений после обследования земельного участка и составления акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению. В этом случае удаление зеленых насаждений не требует разрешения (ордера). Восстановительная стоимость определяется на основании акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению, и уплачивается до принятия объекта в эксплуатацию. Размер восстановительной стоимости удаленных зеленых насаждений уменьшается на сумму, предусмотренную проектной документацией на озеленение территории. {Часть третья статьи 28 дополнена абзацем вторым согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011; с изменениями, внесенными согласно Законам N 4220-VI от 22.12.2011, N 5496-VI от 20.11.2012; в редакции Закона N 1817-VIII от 17.01.2017}
4. Немедленное удаление поврежденных деревьев или кустов (их частей) может осуществляться предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами в случае, если состояние таких поврежденных зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан, а также имуществу граждан и / или юридических лиц.
5. В городах и других населенных пунктах ведется учет зеленых насаждений и составляется их реестр по видовому составу и возрасту.
Учет зеленых насаждений проводится органами местного самоуправления.
{Часть шестая статьи 28 исключен на основании Закона N 5496-VI от 20.11.2012}
7. Правила содержания зеленых насаждений городов и других населенных пунктов утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по согласованию с заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
1. Собственники или балансодержатели объектов благоустройства улично-дорожной сети населенных пунктов обеспечивают ее содержание в соответствии с Правилами содержания улично дорожной сети населенных пунктов и технических средств регулирования дорожного движения, которые утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно -коммунального хозяйства.
2. Собственник или балансодержатель объекта благоустройства улично-дорожной сети населенного пункта обеспечивает содержание такого объекта с необходимым количеством машин, механизмов, специализированной техники, посыпных материалов и реагентов.
3. Тарифы на услуги по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком формирования этих тарифов, утвержденного Кабинетом Министров Украины.
{Закон дополнен статьей 28-1 в соответствии с Законом N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Содержание сооружений инженерной защиты территорий от опасных геологических процессов осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. Функционирование и эксплуатация сооружений инженерной защиты территорий от опасных геологических процессов осуществляются в соответствии с требованиями норм и правил, а также с учетом установленного режима использования территории.
3. В случае выявления быстрых опасных геологических процессов, которые непосредственно влияют на функционирование и эксплуатацию сооружений инженерной защиты территорий, в перечень работ по их содержанию могут быть включены работы по противодействию таким процессам.
{Закон дополнен статьей 28-2 в соответствии с Законом N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Органы местного самоуправления определяют необходимое количество и место расположения площадок и зон для выгула домашних животных, организуют их создания и обустройства, включающий в себя их ограждения, установка информационных табличек, контейнеров для сбора экскрементов домашних животных их владельцами, а также осуществляют организацию вывоза и утилизации экскрементов домашних животных.
{Закон дополнен статьей 30-1 в соответствии с Законом N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Правила благоустройства территории населенного пункта (далее - Правила) - нормативно-правовой акт, которым устанавливаются требования по благоустройству территории населенного пункта.
Правила разрабатываются на основании Типовых правил благоустройства территории населенного пункта (далее - Типовые правила) для всех сел, поселков, городов и утверждаются соответствующими органами местного самоуправления.
Типовые правила разрабатываются и утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае если соответствующим сельским, поселковым, городским советом не принято решение об утверждении Правил применяются Типовые правила.
Орган местного самоуправления обеспечивает свободный доступ населения к утвержденных Правил.
2. Правила включают:
1) порядок осуществления благоустройства и содержания территорий объектов благоустройства;
2) требования к благоустройству территорий предприятий, учреждений, организаций;
3) требования к содержанию зеленых насаждений на объектах благоустройства - территории общего пользования;
4) требования к содержанию зданий и сооружений инженерной защиты территории;
5) требования к санитарной очистке территории;
6) размеры границ прилегающей к предприятиям, учреждений и организаций территории в числовом значении;
7) порядок размещения малых архитектурных форм;
8) порядок осуществления самоуправляющегося контроля в сфере благоустройства населенных пунктов;
9) другие требования, предусмотренные этим и другими законами.
3. Правила могут предусматривать обязанность физических и юридических лиц относительно получения каких-либо разрешений, согласований или других документов разрешительного характера, а также полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, образованных такими органами, выдавать указанные документы.
{Статья 34 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011; в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
1. Финансирование мероприятий по благоустройству населенных пунктов, содержание и ремонт объектов благоустройства осуществляется за счет средств их собственников или пользователей, если это предусмотрено условиями соответствующих договоров, а также за счет паевых взносов владельцев временных сооружений, размещенных на территории объекта благоустройства, других предусмотренных законом источников финансирования. {Абзац первый части первой статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
Финансирование мероприятий по благоустройству населенных пунктов может осуществляться за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, организаций, добровольных взносов юридических лиц и граждан, других источников, предусмотренных законом.
2. За счет средств государственного бюджета финансируются:
1) мероприятия по выполнению государственных программ благоустройства населенных пунктов;
2) работы по подготовке проектов законов, других нормативно-правовых актов в сфере благоустройства населенных пунктов;
3) работы по благоустройству, проводимые на землях государственной формы собственности;
4) охрана и содержание объектов благоустройства, переданных органами государственной власти на баланс предприятиям, учреждениям, организациям;
5) работы по созданию территорий и объектов рекреационного назначения, относящихся к государственной собственности.
3. За счет средств местных бюджетов финансируются:
1) мероприятия по выполнению местных программ благоустройства населенных пунктов, в том числе проектов благоустройства территорий населенных пунктов;
2) охрана и содержание объектов благоустройства коммунальной формы собственности, переданных органами местного самоуправления на баланс предприятиям, учреждениям, организациям;
3) охрана, содержание и развитие зеленых насаждений на объектах благоустройства коммунальной формы собственности;
4) работы по созданию объектов рекреационного назначения, относящихся к коммунальной собственности;
5) организация санитарной очистки территорий, относящихся к коммунальной собственности.
4. За счет средств предприятий, учреждений, организаций финансируются мероприятия, направленные на:
1) благоустройство, выполнение работ по ремонту и реконструкции дорог внутрихозяйственного пользования, озеленению, содержанию в надлежащем состоянии территории, принадлежащей им на праве собственности или праве пользования;
2) устранение на закрепленных за ними объектах благоустройства (их частях) повреждения инженерных сетей, элементов благоустройства, а также последствий аварий, произошедших по их вине.
Благоустройство придомовых территорий объектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений осуществляется за счет средств застройщиков (инвесторов).
Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома осуществляется за счет средств собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, полученных в качестве платы за предоставление услуг по содержанию домов, сооружений и придомовой территории. {Абзац пятый части четвертой статьи 36 в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
Владелец временного сооружения торгового, бытового, социально-культурного или иного назначения, расположенной на территории объекта благоустройства государственной или коммунальной собственности, на условиях договора, заключенного с предприятием или балансодержателем объекта благоустройства, может финансировать содержание прилегающей к временного сооружения территории путем оплаты долевого участия по содержанию в надлежащем состоянии объекта благоустройства. {Абзац шестой части четвертой статьи 36 в редакции Закона N 4710-VI от 17.05.2012}
Предприятия, учреждения, организации могут на добровольных началах осуществлять взносы на финансирование мероприятий по благоустройству территории населенного пункта.
5. Устройство приусадебных участков финансируется за счет средств их владельцев или пользователей.
1. Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере благоустройства территории населенных пунктов осуществляется местными государственными администрациями.
{Часть первая статьи 39 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
2. Порядок осуществления государственного контроля в сфере благоустройства населенных пунктов определяется настоящим Законом и другими законодательными актами.
1. Самоуправляющийся контроль в сфере благоустройства населенных пунктов осуществляется сельскими, поселковыми, городскими советами и их исполнительными органами.
2. Для осуществления контроля за состоянием благоустройства населенных пунктов, выполнением Правил благоустройства территории населенного пункта, в том числе организации озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, создание мест отдыха граждан, содержания в надлежащем состоянии закрепленных за предприятиями, учреждениями, организациями территорий, сельские, поселковые, городские советы могут образовывать инспекции по благоустройству населенных пунктов.
3. Самоуправляющийся контроль за состоянием благоустройства населенных пунктов осуществляется путем:
1) проведение проверок территории;
2) рассмотрения обращений предприятий, учреждений, организаций и граждан;
3) участия в обсуждении проектов благоустройства территорий населенных пунктов, другой технической документации по вопросам благоустройства и внесения соответствующих предложений на рассмотрение органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций;
4) подачи исков в суд о возмещении вреда, причиненного объектам благоустройства вследствие нарушения законодательства по вопросам благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территории населенного пункта.
4. Положение об инспекции по благоустройству населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым или городским советом на основании Типового положения, которое утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
{Часть четвертая статьи 40 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4710-VI от 17.05.2012}
1. К ответственности за нарушение законодательства в сфере благоустройства населенных пунктов привлекаются лица, виновные в:
1) нарушении установленных государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов;
2) проектировании объектов благоустройства с нарушением утвержденной в установленном законодательством порядке градостроительной документации и государственных строительных норм;
3) нарушении установленных законодательством экологических, санитарно-гигиенических требований и санитарных норм при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации объектов благоустройства;
4) нарушении правил благоустройства территорий населенных пунктов;
5) нарушении режима использования и охраны территорий и объектов рекреационного назначения;
6) самовольном занятии территории объекта благоустройства населенного пункта;
7) повреждении улично-дорожной сети, других объектов благоустройства;
8) уничтожении или повреждении зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов, кроме случаев, предусмотренных статьей 28 настоящего Закона;
9) загрязнении территории населенного пункта;
10) ненадлежащем содержании объектов благоустройства, в частности покрытия дорог, тротуаров, освещения территорий населенных пунктов и т.п..
2. Законом может быть установлена ответственность и за другие виды правонарушений в сфере благоустройства населенных пунктов.
3. Привлечение лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере благоустройства населенных пунктов, к ответственности, предусмотренной законом, не освобождает их от обязанности возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения требований этого законодательства.
4. Вред, причиненный вследствие нарушения законодательства по вопросам благоустройства населенных пунктов, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания независимо от уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов в размерах, которые определяются на основании утвержденных в установленном порядке такс, методик, расчетов относительно начисления ущерба. Отсутствие таких такс, методик, расчетов не может быть основанием для отказа в возмещении вреда. В таком случае ущерб компенсируется по фактическим расходам, утвержденным в установленном порядке решением органа местного самоуправления, на обустройство одного квадратного метра территории города или базовой стоимости одного квадратного метра земли на восстановление нарушенного состояния объекта благоустройства или окружающей среды.
раздел IX
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении в законодательные акты изменений, вытекающих из настоящего Закона;
2) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
3) обеспечить принятие в соответствии со своей компетенцией нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона.