Государственная политика Украины в сфере курортного дела определяется Верховной Радой Украины и строится на принципах:
законодательного определения условий и порядка организации деятельности курортов;
обеспечение доступности санаторно-курортного лечения для всех граждан, в первую очередь для лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда, участников боевых действий, граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, детей, женщин репродуктивного возраста, страдающих гинекологическими заболеваниями, больных туберкулезом и больных с травмами и заболеваниями спинного мозга и позвоночника;
учета спроса населения на конкретные виды санаторно-курортных услуг при разработке и утверждении общегосударственных и местных программ развития курортов;
экономного и рационального использования природных лечебных ресурсов и обеспечения их надлежащей охраны;
содействие превращению санаторно-курортного комплекса Украины в высокорентабельную и конкурентоспособную отрасль экономики.
По характеру природных лечебных ресурсов курорты Украины делятся на курорты государственного и местного значения.
К курортов государственного значения относятся природные территории, имеющие особо ценные и уникальные природные лечебные ресурсы и используются с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний.
К курортов местного значения относятся природные территории, имеющие общераспространенные природные лечебные ресурсы и используются с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний.
Ходатайство об объявлении природных территорий курортными в месячный срок рассматривается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов, с учетом предложений Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов.
В случае одобрения ходатайства центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов, согласовывает это ходатайство с владельцами или пользователями земельных участков.
На основании результатов согласования ходатайств центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов, обеспечивает разработку проектов объявлении природных территорий курортными.
{Статья 9 в редакции Закона N 5460-VI от 16.10.2012}
Проекты объявлении природных территорий курортными подлежат оценке воздействия на окружающую среду и государственной санитарно-гигиенической экспертизе, которые проводятся в соответствии с законами Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" и "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения"
В случае положительного заключения по оценке воздействия на окружающую среду и положительного заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы по проектам объявлении природных территорий курортными материалы передаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов:
по курортов государственного значения - в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в указанной сфере, для внесения в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины;
по курортов местного значения - местными органами исполнительной власти в соответствии с Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.
Решение об объявлении природных территорий курортными территориями государственного значения принимает Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров Украины.
Решение об объявлении природных территорий курортными территориями местного значения принимают Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы по представлению соответственно Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.
Развитие курортов осуществляется согласно долгосрочным комплексными и целевыми государственными и местными программами.
Программы развития курортов разрабатываются на основе данных кадастров природных лечебных ресурсов, объективных показателей эффективности лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний, результатов специальных научных исследований и проектных работ, финансово-экономических показателей деятельности курортов. При этом определяются параметры и режим использования природных лечебных ресурсов с учетом экологических и санитарно-гигиенических ограничений и т.д.
Градостроительная документация, регламентирующая все виды строительства на территории курортов, разрабатывается в соответствии с законами Украины "Об основах градостроительства", "Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине" и других нормативно-правовых актов и подлежит обязательной стратегической экологической оценке.
С целью организации деятельности курортов юридические и физические лица используют специально определенные природные территории имеют минеральные и термальные воды, лечебные грязи и озокерит, рапу лиманов и озер, акваторию моря, климатические, ландшафтные и другие условия, благоприятные для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний.
Выявление природных лечебных ресурсов осуществляется путем проведения комплексных медико-биологических, климатологических, геолого-гидрологических, курортологическая и других исследовательских работ.
Медико-биологическая оценка качества и ценности природных лечебных ресурсов, определения методов их использования осуществляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения на основании данных исследовательских работ, указанных в части первой настоящей статьи.
{Часть вторая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
Определены по результатам геолого-разведочных работ эксплуатационные запасы месторождений лечебных подземных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, принадлежащих к природным лечебным ресурсам, утверждаются и вносятся в Государственный фонд месторождений, полезных ископаемых Украины и передаются для использования по назначению в соответствии с законодательством Украины.
Месторождения полезных ископаемых, относящихся к природных лечебных ресурсов, предоставляемых в пользование юридическим и физическим лицам для использования в целях лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Подземные лечебные минеральные воды могут использоваться для промышленного розлива. Порядок предоставления в пользование таких месторождений определяется Кодексом Украины о недрах и другими актами законодательства.
Государственный надзор и контроль за соблюдением правил и норм использования природных лечебных ресурсов осуществляют центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере здравоохранения, по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны труда, геологического изучения и рационального использования недр, охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в соответствии с законом.
{Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
Разработка месторождений подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, принадлежащих к природным лечебным ресурсам, осуществляется по специальным разрешением на пользование недрами в порядке, определенном законодательством Украины. (Часть первая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3370-IV от 19.01.2006)
Минеральные воды, лечебные грязи, относящихся к природных лечебных ресурсов, добываемых в объемах, лимит которых утверждается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальным медицинским (бальнеологическим) заключением, которое определяет кондиционный состав полезных и вредных для человека компонентов.
{Часть вторая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
Медицинский (бальнеологический) вывод предоставляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
{Часть третья статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
Добыча, подготовка, переработка и использование подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, относящихся к природных лечебных ресурсов, осуществляются в соответствии с утвержденными проектами и установленными центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр квотами.
{Часть четвертая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
Ответственность за несоблюдение утвержденных проектами условий и установленных квот возлагается на субъект предпринимательской деятельности, который получил в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр специальное разрешение на использование недр с целью эксплуатации месторождений полезных ископаемых.
{Часть пятая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3370-IV от 19.01.2006, N 5460-VI от 16.10.2012}
Первая зона охватывает места выхода на поверхность минеральных вод, территории, на которых расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, лиманы, вода которых используется для лечения, пляжи, а также прибрежную полосу моря и прилегающую к пляжам территорию шириной не менее 100 метров.
На территории первой зоны запрещается:
пользования недрами, не связанное с использованием природных лечебных ресурсов, распашка земель, осуществление любой хозяйственной деятельности, а также другие действия, которые влияют или могут повлиять на развитие опасных геологических процессов, на природные лечебные факторы курорта и его экологический баланс;
прокладки кабелей, в том числе подземных кабелей высокого напряжения, трубопроводов, других коммуникаций;
сооружение любых зданий и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта;
сброс дренажно-сбросных и сточных вод;
устройство стоянок автомобилей, пунктов их обслуживания;
устройство выгребов сточных вод, полигонов жидких и твердых отходов, полей фильтрации и других сооружений для приема и обезвреживания сточных вод и жидких отходов, а также кладбищ и скотомогильников;
проезд автотранспорта, не связанный с обслуживанием этой территории, использованием месторождений лечебных ресурсов или природоохранной деятельностью;
постоянное и временное проживание граждан.
На территории первой зоны (зоны строгого режима) разрешается осуществлять деятельность, связанную с использованием природных лечебных факторов, на основании научно обоснованных выводов и результатов государственной санитарно-гигиенической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду выполнять берегоукрепительные, противооползневые, противообвальные, противокарстовые и противоэрозионные работы , строить волнорезы, буны и другие гидротехнические сооружения, а также устраивать причалы.
Застройка этой территории осуществляется в соответствии с законодательством, государственных стандартов и норм, утвержденной градостроительной документации.
Вторая зона включает: территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месту выхода на поверхность минеральных вод или к месторождению лечебных грязей, к минеральным озер и лиманов, мест неглубокой циркуляции минеральных и пресных вод, которые формируют минеральные источники; природные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей; территорию, на которой находятся санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха и которая предназначена для строительства таких заведений; парки, леса и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения требований природоохранного законодательства и правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта , может привести к ухудшению природных и лечебных факторов курорта.
На территории второй зоны запрещается:
строительство объектов и сооружений, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей местного населения и граждан, прибывающих на курорт;
проведения горных и других видов работ, не связанных с непосредственным благоустройством территории;
сооружения поглощающих колодцев, создание полей подземной фильтрации;
загрязнения поверхностных водоемов при осуществлении любых видов работ;
устройство свалок, навозохранилищ, кладбищ, скотомогильников, а также накопителей жидких и твердых отходов производства, других отходов, приводящих к загрязнению водоемов, почвы, грунтовых вод, воздуха;
размещение складов пестицидов и минеральных удобрений;
осуществления промышленной вырубки зеленых насаждений, а также любое другое использование земельных участков и водоемов, что может привести к ухудшению их природных и лечебных факторов;
сброс в водные объекты мусора, сточных, подсланевых и балластных вод, утечки таких вод и веществ из транспортных средств и трубопроводов.
Все многоквартирные дома в пределах второй зоны должны иметь водопровод и канализацию. Туалеты в частных домах в обязательном порядке должны быть оборудованы водонепроницаемыми выгребами. Территории животноводческих ферм асфальтируются и по периметру ограждаются и оборудуются водоотводными канавами с водонепроницаемыми отстойниками для поверхностных вод. При въезде на территорию ферм сооружаются капитальные санпропускники с дезинфицирующими барьерами.
В случае массового распространения опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесах и других зеленых насаждениях по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой допускается использование нетоксичных для человека и таких, быстро разлагающиеся в окружающей среде, пестицидов.
Государственный кадастр природных территорий курортов Украины является системой сведений о правовом статусе, принадлежности, режим, географическое положение, площадь, запасы природных лечебных ресурсов, качественные характеристики этих территорий, их лечебное, профилактическое, реабилитационную, природоохранную, научную, рекреационную и другую ценность.
Государственный кадастр природных территорий курортов Украины создается и ведется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере деятельности курортов.
{Часть вторая статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
Государственный кадастр природных лечебных ресурсов Украины является системой сведений о количестве, качестве и других важных с точки зрения лечения и профилактики заболеваний человека характеристики всех природных лечебных ресурсов, выявлены и подсчитаны на территории Украины, а также возможные объемы, способы и режимы их использования.
Государственный кадастр природных лечебных ресурсов Украины создается и ведется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.
{Часть вторая статьи 37 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
Управление в сфере деятельности курортов осуществляют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере деятельности курортов, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
{Статья 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере деятельности курортов относятся:
1) реализация государственной политики в сфере деятельности курортов;
2) обеспечение разработки и выполнения государственных программ и прогнозов развития курортов;
3) установление норм и правил пользования природными лечебными ресурсами;
{Пункт 4 исключен на основании Закона N 5460-VI от 16.10.2012}
5) утверждение режима округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов государственного значения;
6) проведение государственной экспертизы государственных программ развития курортов и генеральных планов курортов, имеющих государственное значение, и их утверждения;
7) утверждение порядка ведения мониторинга природных территорий курортов;
{Пункт 7 статьи 39 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
8) утверждение типового положения о санаторно-курортное учреждение;
9) решение других вопросов в сфере деятельности курортов в соответствии с законами Украины.
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере курортов относятся:
1) реализация государственной политики в сфере деятельности курортов;
2) разработка проектов общегосударственных программ и прогнозов развития курортов;
3) координация деятельности курортных учреждений (независимо от форм собственности), связанной с использованием лечебных ресурсов, а также деятельности предприятий, учреждений и организаций, которые обслуживают курорты;
4) участие в создании Государственного кадастра природных лечебных ресурсов Украины;
5) организация научных исследований с целью расширения курортного потенциала государства и повышения эффективности его использования;
6) осуществление контроля за соблюдением государственных стандартов в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
7) ведение Государственного кадастра природных территорий курортов Украины;
8) решение других вопросов в сфере деятельности курортов в соответствии с законами Украины.
Министерства, другие центральные органы исполнительной власти участвуют в формировании и реализации государственной политики Украины в сфере деятельности курортов в пределах своей компетенции, определенной законами.
{Часть вторая статьи 40 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI от 16.10.2012}
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере деятельности курортов относятся:
1) утверждение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов;
2) управление курортами местного значения в соответствии с законом;
3) согласование выдачи разрешений на пользование природными лечебными ресурсами государственного значения;
{Пункт 4 статьи 42 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
5) осуществление контроля за использованием природных лечебных ресурсов;
6) внесение в соответствующие органы исполнительной власти ходатайств об объявлении природных территорий курортными;
7) объявления природных территорий курортными территориями местного значения;
8) решение других вопросов в сфере деятельности курортов в соответствии с законами Украины.
раздел XI
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. До приведения законов и других нормативно-правовых актов в соответствие с нормами этого Закона они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины принятых ими нормативно-правовых актов, не соответствующих требованиям этого Закона.