В этом Законе термины употребляются в таком значении:
государственная тайна - вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране государством;
отнесения информации к государственной тайне - процедура принятия решения об отнесении категории сведений или отдельных сведений к государственной тайне с установлением степени их секретности путем обоснования и определения возможного ущерба национальной безопасности Украины в случае разглашения этих сведений, включением этой информации в Свод сведений, составляющих государственную тайну , и с опубликованием этого Свода, изменений к нему;
гриф секретности - реквизит материального носителя секретной информации, удостоверяющий степень секретности данной информации;
государственный эксперт по вопросам тайн - должностное лицо, уполномоченное осуществлять в соответствии с требованиями настоящего Закона отнесение информации к государственной тайне в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, изменение степени секретности этой информации и ее рассекречивание;
допуск к государственной тайне - оформление права гражданина на доступ к секретной информации;
доступ к государственной тайне - предоставление полномочным должностным лицом разрешения гражданину на ознакомление с конкретной секретной информацией и осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, или ознакомление с конкретной секретной информацией и осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, этим должностным лицом в соответствии с ее служебных полномочий;
засекречивания материальных носителей информации - введение в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к конкретной секретной информации путем предоставления соответствующего грифа секретности документам, изделиям или иным материальным носителям этой информации;
Свод сведений, составляющих государственную тайну, - акт, в котором сведены перечни сведений, согласно решениям государственных экспертов по вопросам тайн составляют государственную тайну в определенных настоящим Законом сферах;
категория режима секретности - категория, характеризующая важность и объемы сведений, составляющих государственную тайну, которые сосредоточены в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
криптографическая защита секретной информации - вид защиты, который реализуется путем преобразования информации с использованием специальных данных с целью сокрытия содержания информации, подтверждения ее подлинности, целостности, авторства и т.п.;
материальные носители секретной информации - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, отражены в виде текстов, знаков, символов, образов, сигналов, технических решений, процессов и т.д.;
охрана государственной тайны - комплекс организационно-правовых, инженерно-технических, криптографических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение разглашения секретной информации и потери ее материальных носителей;
режим секретности - установленный согласно требованиям этого Закона и других выданных в соответствии с ним нормативных правовых актов единый порядок обеспечения охраны государственной тайны;
рассекречивание материальным носителям секретной информации - снятие в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к конкретной секретной информации путем отмены ранее предоставленного грифа секретности документам, изделиям или иным материальным носителям этой информации;
специальная экспертиза относительно наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, - экспертиза, проводимая с целью определения в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях наличия условий, предусмотренных настоящим Законом, для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
степень секретности - категория, характеризующая важность секретной информации, степень ограничения доступа к ней и уровень ее охраны государством;
техническая защита секретной информации - вид защиты, направленный на обеспечение инженерно-техническими средствами конфиденциальности, целостности и невозможности блокирования информации.
Отношения в сфере охраны государственной тайны регулируются Конституцией Украины, законами Украины "Об информации" и "О доступе к публичной информации", настоящим Законом, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и другими нормативно-правовыми актами.
{Статья 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
Владелец секретной информации или владелец материальных носителей такой информации реализует свои права с учетом ограничений, установленных в интересах национальной безопасности Украины в соответствии с настоящим Законом.
Если в результате ограничения прав на секретную информацию или ее материальные носители причиняется вред лицу, которому принадлежат такие права, возмещения осуществляется за счет государства в порядке и размерах, определяемых в договоре между таким лицом и государственным органом (органами), которому (которым) государственным экспертом по вопросам тайн предоставляется право принимать решение в отношении субъектов, имеющих доступ к этой информации и ее материальных носителей. Указанным договором также определяются порядок и условия охраны государственной тайны, в частности режим секретности при пользования и распоряжения секретной информацией и ее материальными носителями, обусловливается согласие лица на реализацию прав на информацию или ее материальных носителей с учетом ограничений, установленных в соответствии с настоящим Законом, взятие лицом на себя обязательства по сохранению государственной тайны и ознакомление ее с мерой ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.
Если лицо, которому принадлежат права на секретную информацию или ее материальные носители, отказывается от заключения договора нарушает его, по решению суда эта информация или ее материальные носители могут быть изъяты при условии предварительного и полного возмещения их стоимости лицу, которому принадлежали соответствующие права.
{Статья 6 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}
К государственной тайне в порядке, установленном настоящим Законом, относится информация:
1) в сфере обороны:
о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, стратегическом и мобилизационном развертывании войск, а также о других важнейших показателях, характеризующих организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружения и материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
о направлениях развития отдельных видов вооружения, военной и специальной техники, их количество, тактико-технические характеристики, организацию и технологию производства, научные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с разработкой новых образцов вооружения, военной и специальной техники или их модернизацией, а также о других работах, планируемых или осуществляемых в интересах обороны страны;
о дислокации, характеристики пунктов управления, содержание мероприятий общегосударственного и регионального, в случае необходимости городского и районного уровня, по приведению в готовность единой государственной системы гражданской защиты населения и территорий к выполнению задач в особый период и об организации системы связи (оповещение) в особый период, возможности населенных пунктов, регионов и отдельных объектов по эвакуации, рассредоточения населения и обеспечения его жизнедеятельности; обеспечения производственной деятельности объектов национальной экономики в военное время; {Абзац четвертый пункта 1 части первой статьи 8 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
о геодезических, гравиметрических, картографических и гидрометеорологических данных и характеристиках, имеющих значение для обороны страны;
2) в сфере экономики, науки и техники:
о содержании мобилизационных планов государственных органов и органов местного самоуправления, мобилизационные мощности, мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации и объемы их финансирования, запасы и объемы поставок стратегических видов сырья и материалов, а также сводные данные о номенклатуре и уровни накопления, общие объемы поставок, отпуска, закладки, освежения, размещения и фактических запасах государственного материального резерва; {Абзац второй пункта 2 части первой статьи 8 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства в интересах обеспечения ее безопасности;
о планах, содержание, объем, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа; {Абзац четвертый пункта 2 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
о планах, объемах и других важнейших характеристиках добычи, производства и реализации отдельных стратегических видов сырья и продукции;
о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностей, операции, связанные с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранением, охраной и защитой от подделки, обращением, обменом или изъятием из обращения, а также о других особые меры финансовой деятельности государства;
о научных, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, имеющих важное оборонное или экономическое значение или существенно влияют на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины;
3) в сфере внешних отношений:
о директивах, планы, указания делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленные на обеспечение ее национальных интересов и безопасности;
о военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом будет наносить ущерб национальной безопасности Украины;
об экспорте и импорте вооружения, военной и специальной техники, отдельных стратегических видов сырья и продукции;
4) в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка:
о личном составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или разведывательную или контрразведывательную; {Абзац второй пункта 4 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническое обеспечение, формы, методы и результаты оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности; о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность; о составе и конкретных лиц, которые являются негласными штатными работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную, разведывательную и контрразведывательную деятельность; {Абзац третий пункта 4 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
об организации и порядке осуществления охраны административных зданий и других государственных объектов, должностных и других лиц, охрана которых осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц";
о системе правительственной и специальной связи;
об организации, содержании, состоянии и планах развития криптографической защиты секретной информации, содержание и результаты научных исследований в области криптографии;
о системах и средствах криптографической защиты секретной информации, их разработке, производстве, технологии изготовления и использования;
о государственных шифры, их разработка, производство, технологии изготовления и использования;
об организации режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, государственные программы, планы и другие мероприятия в сфере охраны государственной тайны;
об организации, содержании, состоянии и планах развития технической защиты секретной информации;
о результатах проверок, осуществляемых согласно закону прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования и судопроизводства по вопросам, указанным в настоящей статье сфер; {Абзац одиннадцатый пункта 4 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
о других средствах, формы и методы охраны государственной тайны.
Конкретные сведения могут быть отнесены к государственной тайне по степеням секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" только при условии, что они принадлежат к категориям, указанным в части первой настоящей статьи, и их разглашение будет наносить ущерб интересам национальной безопасности Украины и с соблюдением требований статьи 6 Закона Украины "О доступе к публичной информации".
{Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
Запрещается отнесение к государственной тайне любых сведений, если этим будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, наноситься вред здоровью и безопасности населения.
Не относится к государственной тайне информация:
о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, о влиянии товара (работы, услуги) на жизнь и здоровье человека; {Абзац второй части четвертой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;
о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина;
о незаконных действиях государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных и служебных лиц; {Абзац шестой части четвертой статьи 8 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}
иная информация, доступ к которой в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не может быть ограничено. {Абзац седьмой части четвертой статьи 8 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}
Государственный эксперт по вопросам тайн осуществляет в соответствии с требованиями настоящего Закона отнесение информации в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка к государственной тайне, изменение степени секретности этой информации и ее рассекречивание.
Выполнение функций государственного эксперта по вопросам тайн на конкретных должностных лиц возлагается:
в Верховной Раде Украины - Председателем Верховной Рады Украины;
в других государственных органах, Национальной академии наук Украины, на предприятиях, в учреждениях и организациях - Президентом Украины по представлению Службы безопасности Украины на основании предложений руководителей соответствующих государственных органов, Национальной академии наук Украины, предприятий, учреждений и организаций. от 19.06.2003)
Вмешательство в деятельность государственного эксперта по вопросам тайн лица, которому по должности его ведении, не допускается.
Государственный эксперт по вопросам тайн в соответствии с возложенными на него задачами:
1) определяет:
основания, по которым информация должна быть отнесена к государственной тайне;
основания и целесообразность отнесения к государственной тайне информации об изобретениях, предназначенные для использования в сферах, указанных в части первой статьи 8 настоящего Закона;
целесообразность отнесения к государственной тайне информации об изобретениях, имеющих двойное применение, на основании сравнительного анализа эффективности целевого использования и с согласия автора;
степень секретности отнесенной к государственной тайне;
государственный орган, которому предоставляется право принимать решение относительно круга субъектов, которые будут иметь доступ к секретной информации;
2) готовит заключение относительно нанесенного национальной безопасности Украины вреда в случае разглашения секретной информации либо утраты материальных носителей такой информации {Пункт 2 части четвертой статьи 9 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
3) устанавливает и продлевает срок действия решения об отнесении информации к государственной тайне с указанием даты ее рассекречивания;
4) дает Службе безопасности Украины решения об изменении степени секретности информации и отмена решения об отнесении ее к государственной тайне в случае, если основания, по которым эта информация была отнесена к государственной тайне, перестали существовать {Пункт 4 части четвертой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
5) утверждает по согласованию со Службой безопасности Украины развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, изменения в них, контролирует соответствие содержания этих перечней Своду сведений, составляющих государственную тайну;
6) рассматривает предложения государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан и отдельных граждан об отнесении информации к государственной тайне и ее рассекречивании;
7) утверждает заключения об осведомленности о государственной тайне граждан, имеющих или имевших допуск к государственной тайне;
8) контролирует обоснованность и правильность предоставления документам, изделиям и иным материальным носителям информации, содержащие сведения, включенные в Свод сведений или развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, соответствующего грифа секретности, своевременность изменения такого грифа и рассекречивание этих носителей с предоставлением им реквизита "рассекречены";
9) участвует в разработке критериев определения ущерба, который может быть причинен национальной безопасности Украины в случае разглашения секретной информации либо утраты материальных носителей такой информации. {Пункт 9 части четвертой статьи 9 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
Государственный эксперт по вопросам тайн при выполнении возложенных на него функций обязан:
1) согласовывать посредством Службы безопасности Украины свои заключения об отмене решений об отнесении информации к межгосударственным тайнам с соответствующими должностными лицами государств - участников международных договоров Украины о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных тайн и сообщать им о принятых решениях об отнесении информации к государственной тайне, на которую распространено действие этих договоров;
2) представлять Службе безопасности Украины не позднее чем через десять дней с момента подписания решения об отнесении сведений к государственной тайне или об отмене этих решений, а развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, - в тот же срок с момента их утверждения {Пункт 2 части пятой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
3) рассматривать в течение одного месяца предложения Службы безопасности Украины об отнесении информации к государственной тайне, отмена или продление срока действия ранее принятого решения об отнесении информации к государственной тайне {Пункт 3 части пятой статьи 9 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07 .2010}
4) предоставлять соответствующий гриф секретности решениям об отнесении информации к государственной тайне и об отмене этих решений в зависимости от важности их содержания {Пункт 4 части пятой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
5) принимать участие в заседаниях государственных экспертов по вопросам тайн;
6) инициировать вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Украины о государственной тайне. {Часть пятая статьи 9 дополнена пунктом 6 согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Государственный эксперт по вопросам тайн имеет право:
1) беспрепятственно проводить проверку выполнения государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в сфере его деятельности, решений об отнесении информации к государственной тайне, отмена этих решений, соблюдения порядка засекречивания информации и при выявлении нарушений давать обязанности ' обязательные для исполнения предписания об их устранении {Пункт 1 части шестой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
2) создавать экспертные комиссии из специалистов и ученых, имеющих допуск к государственной тайне, для подготовки проектов решений об отнесении информации к государственной тайне, снижении степени ее секретности и отмене указанных решений, выводов об осведомленности о государственной тайне граждан, которые имеют или имели допуск к государственной тайне, а также для подготовки соответствующих выводов в случае разглашения секретной информации либо утраты материальных носителей такой информации {Пункт 2 части шестой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
3) отменять безосновательные решения о предоставлении носителю информации грифа секретности, изменении или отмене этого грифа;
4) ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Украины о государственной тайне;
5) получать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для выполнения своих функций.
Государственным экспертам по вопросам тайн, а также специалистам, привлекаемым к подготовке решений и заключений государственных экспертов по вопросам тайн, устанавливаются дополнительные выплаты в порядке и размерах, которые определяются Кабинетом Министров Украины.
{Часть седьмая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Государственный эксперт по вопросам тайн несет персональную ответственность за законность и обоснованность своего решения об отнесении информации к государственной тайне или о снижении степени секретности такой информации либо отмене решения об отнесении ее к государственной тайне, а также за умышленное непринятие решения об отнесении к государственной тайне информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам национальной безопасности Украины.
{Часть восьмая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
В решении государственного эксперта по вопросам тайн об отнесении информации к государственной тайне указываются: {Абзац первый части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
информация, которая должна составлять государственную тайну, и ее соответствие категориям и требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона и статьей 6 Закона Украины "О доступе к публичной информации"; {Абзац второй части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
основания для отнесения информации к государственной тайне и обоснование ущерба национальной безопасности Украины в случае ее разглашения;
степень секретности указанной информации;
объем финансирования мероприятий, необходимых для охраны такой информации;
государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или гражданин, внес предложение об отнесении этой информации к государственной тайне, и государственный орган (органы), которому предоставляется право определять круг субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации;
срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне.
Решение об отнесении информации к государственной тайне, продлении срока действия ранее принятого решения об отнесении информации к государственной тайне, изменение степени секретности информации, отмене ранее принятого решения об отнесении информации к государственной тайне принимаются государственным экспертом по вопросам тайн в течение одного месяца со дня поступления обращения государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации или гражданина. Такие решения подлежат регистрации Службой безопасности Украины и являются основанием для формирования Свода сведений, составляющих государственную тайну, и внесения изменений в указанный Свода, отраслевых или ведомственных развернутых перечней сведений, составляющих государственную тайну. Порядок регистрации решений государственных экспертов по вопросам тайн определяется Кабинетом Министров Украины.
{Часть вторая статьи 11 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
{Часть третья статьи 11 исключен на основании Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
{Часть четвертая статьи 11 исключен на основании Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
{Часть пятая статьи 11 исключен на основании Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
Свод сведений, составляющих государственную тайну, формирует Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн. Указанный Свод и изменения к нему вступают в силу с момента опубликования в официальных изданиях Украины.
{Часть первая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Изменения в Свод сведений, составляющих государственную тайну, вносятся не позднее трех месяцев со дня получения Службой безопасности Украины соответствующего решения государственного эксперта по вопросам тайн.
{Часть вторая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Образцы форм решений государственных экспертов по вопросам тайн, порядок и механизм формирования Свода сведений, составляющих государственную тайну, и его опубликование определяются Кабинетом Министров Украины.
{Часть третья статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
На основании и в пределах Свода сведений, составляющих государственную тайну, с целью конкретизации и систематизации данных о секретной информации государственные органы создают отраслевые или ведомственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, а также могут создавать межотраслевые или межведомственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, по инициативе и согласованию с заказчиком работ, связанных с государственной тайной, могут создавать собственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Такие перечни согласовываются со Службой безопасности Украины, утверждаются государственными экспертами по вопросам тайн и регистрируются в Службе безопасности Украины.
Развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, не могут противоречить Своду сведений, составляющих государственную тайну.
В случае включения в Свод сведений, составляющих государственную тайну, или в развернутые перечни этих сведений информации, которая не соответствует категориям и требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона, или нарушение установленного порядка отнесения информации к государственной тайне заинтересованные граждане и юридические лица имеют право обжаловать соответствующие решения в суд. С целью недопущения разглашения государственной тайны судебное рассмотрение жалоб может проводиться в закрытых заседаниях в соответствии с законом.
Срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне, устанавливается государственным экспертом по вопросам тайн с учетом степени секретности информации, критерии определения которого устанавливаются Службой безопасности Украины, и других обстоятельств. Он не может превышать для информации со степенью секретности "особой важности" - 30 лет, для информации "совершенно секретно" - 10 лет, для информации "секретно" - 5 лет.
По истечении предусмотренного частью первой настоящей статьи срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне государственный эксперт по вопросам тайн принимает решение об отмене решения об отнесении ее к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах сроков, установленных частью первой этой статьи .
{Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн или по обращению государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан может устанавливать более длительные сроки действия решений об отнесении информации к государственной тайне, чем сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи.
Установления срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне, принятие решения о его продлении осуществляются с соблюдением требований статьи 6 Закона Украины "О доступе к публичной информации".
{Статья 13 дополнена частью четвертой по закону N 1170-VII от 27.03.2014}
Повышение или понижение степени секретности информации и отмена решения об отнесении ее к государственной тайне осуществляются на основании решения государственного эксперта по вопросам тайн или на основании решения суда в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, и оформляются Службой безопасности Украины путем внесения соответствующих изменений в Свод сведений , составляющих государственную тайну.
{Часть первая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Информация считается государственной тайной с более высокой либо низкой степенью секретности или такой, не составляющей государственной тайны, со времени опубликования соответствующих изменений в Свод сведений, составляющих государственную тайну.
Засекречивания материальных носителей информации осуществляется путем предоставления на основании Свода сведений, составляющих государственную тайну (развернутых перечней сведений, составляющих государственную тайну), соответствующему документу, изделию или иному материальному носителю информации грифа секретности должностным лицом, готовит или создает документ, изделие или другой материальный носитель информации. Засекречивания документов осуществляется только в части сведений, составляющих государственную тайну. В случае подачи запроса на документ, часть которого засекречена, доступ к такому документу обеспечивается в части, не засекречена.
{Часть первая статьи 15 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010; с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
Гриф секретности каждого материального носителя секретной информации должен соответствовать степени секретности информации, в нем содержится, согласно Своду сведений, составляющих государственную тайну, - "особой важности", "совершенно секретно" или "секретно". Реквизиты каждого материального носителя секретной информации состоят из:
грифа секретности;
номера экземпляра;
статьи Свода сведений, составляющих государственную тайну, на основании которой осуществляется засекречивание;
наименование должности и подписи лица, предоставившего гриф секретности.
{Часть вторая статьи 15 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
Если реквизиты, указанные в части второй настоящей статьи, невозможно нанести непосредственно на материальный носитель секретной информации, они должны быть указаны в сопроводительных документах.
Запрещается предоставлять грифы секретности, предусмотренные настоящим Законом, материальным носителям другой секретной информации, не составляющей государственной тайны, или конфиденциальной информации.
Перечень должностей, пребывание на которых дает должностным лицам право предоставлять материальным носителям секретной информации грифы секретности, утверждается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, осуществляет деятельность, связанную с государственной тайной.
{Часть пятая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Степени секретности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, выполняемых в интересах обеспечения национальной безопасности и обороны государства, устанавливаются путем вынесения соответствующего заключения государственным экспертом по вопросам тайн, который выполняет свои функции в сфере деятельности заказчика, вместе с подрядчиком.
{Часть шестая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
По истечении установленных сроков засекречивания материальных носителей информации и в случае повышения или снижения определенного государственным экспертом по вопросам тайн степени секретности такой информации или отмены решения об отнесении ее к государственной тайне руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, в которых осуществлялось засекречивания материальных носителей информации, или руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые являются их правопреемниками, или руководители высшего уровня обязаны в течение шести месяцев обеспечить изменение грифа секретности или рассекречивание этих материальных носителей секретной информации и письменно сообщить об этом руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которым были переданы такие материальные носители секретной информации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопасности Украины специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.
Предоставление разрешения осуществляется на основании заявок государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и результатов специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. С целью определения наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, Служба безопасности Украины может создавать специальные экспертные комиссии, в состав которых включать специалистов государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями. Результаты специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, оформляются соответствующим актом.
Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, предоставляется государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям по результатам специальной экспертизы при условии, что они:
в соответствии с компетенцией, государственными задачами, программами, заказов, договоров (контрактов) участвуют в деятельности, связанной с государственной тайной;
имеют помещения для проведения работ, связанных с государственной тайной, хранилища для хранения засекреченных документов и других материальных носителей секретной информации, соответствуют требованиям по обеспечению секретности указанных работ, исключают возможность доступа к ним посторонних лиц, гарантируют сохранение носителей секретной информации;
соблюдают предусмотренные законодательством требования режима секретности работ и других мероприятий, связанных с использованием секретной информации, порядка допуска лиц к государственной тайне, приема иностранных граждан, а также порядка осуществления технической и криптографической защиты секретной информации; {Абзац четвертый части третьей статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
имеют режимно-секретный орган, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, должны быть знакомы с действующим законодательством о государственной тайне.
Срок действия разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, устанавливается Службой безопасности Украины и не может превышать 5 лет. Его продолжительность зависит от объема работ (деятельности), осуществляемых государственным органом, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, степени секретности и объема связанных с этими работами (деятельностью) сведений, составляющих государственную тайну, а также категории режима секретности .
{Часть пятая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, не предоставляется, если отсутствуют условия для осуществления такой деятельности, предусмотренные настоящей статьей, а также если руководитель предприятия, учреждения, организации не является гражданином Украины или не имеет допуска к государственной тайне.
{Статья 20 дополнена новой частью согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, может быть отменен или его действие может быть приостановлено Службой безопасности Украины на основании акта проведенной ею проверки, выводы которого содержат данные о несоблюдении государственным органом, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией условий , предусмотренных настоящей статьей.
{Часть седьмая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим деятельность, связанную с государственной тайной, по результатам специальной экспертизы предоставляются соответствующие категории режима секретности (первая, вторая или третья), которые указываются Службой безопасности Украины в разрешениях на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.
{Часть восьмая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которым предоставлено указанное в настоящей статье разрешение, приобретают права на доступ к секретной информации согласно решению государственных органов, уполномоченных государственным экспертом по вопросам тайн принимать такие решения. По согласованию с этими органами осуществляется передача секретной информации или ее материальных носителей государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, которые имеют разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.
Порядок предоставления, переоформления, приостановления и возобновления действия или отмены разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, форма акта специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, форма разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, и категории режима секретности устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
{Часть десятая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
В случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности Украины, объявление решения о проведении мобилизации и (или) введение правового режима военного положения предоставления специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, органам военного управления, военным частям, учреждениям и организациям Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов специального назначения, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты инф ормации Украины, что видмобилизовуються, доукомплектовываются, заново формируются, осуществляется в десятидневный срок.
{Статья 20 дополнена частью одиннадцатой по закону в соответствии с Законом N 1169-VII от 27.03.2014}
В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, с целью разработки и осуществления мероприятий по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются на правах отдельных структурных подразделений режимно -секретни органы (далее - РСО), которые подчиняются непосредственно руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.
{Часть первая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Создание, реорганизация или ликвидация РСО осуществляются по согласованию со Службой безопасности Украины. В своей работе РСО взаимодействуют с органами Службы безопасности Украины.
В состав режимно-секретного органа входят подразделения режима, секретного делопроизводства и другие подразделения, непосредственно обеспечивают охрану государственной тайны, в зависимости от специфики деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации.
{Часть третья статьи 21 в редакции Закона N 1169-VII от 27.03.2014, N 374-VIII от 12.05.2015}
В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя РСО.
В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не предусмотрено создание РСО, учет и хранение секретных документов, а также меры по обеспечению режима секретности осуществляются лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, обеспечивающих режим секретности. На них распространяются обязанности и права работников РСО.
Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников РСО и их заместителей, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с органами Службы безопасности Украины и РСО вышестоящих государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
РСО комплектуются специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности "совершенно секретно", если характер выполняемых работ не требует допуска к государственной тайне со степенью секретности "особой важности". Если государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение или организация не осуществляет деятельность с секретной информацией, которая имеет степени секретности "совершенно секретно" и "особой важности", РСО такого органа, предприятия, учреждения или организации комплектуется специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайны со степенью секретности "секретно".
{Часть седьмая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Основными задачами РСО являются:
а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации;
б) своевременная разработка и реализация совместно с другими структурными подразделениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций мероприятий, обеспечивающих охрану государственной тайны;
в) предотвращения разглашения секретной информации, случаев потерь материальных носителей этой информации, завладения секретной информацией иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами Украины, которым не предоставлено допуска и доступа к ней;
г) выявление и закрытие каналов пропитки секретной информации в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации;
д) обеспечение введения мер режима секретности при выполнении всех видов работ, связанных с государственной тайной, и при осуществлении внешних отношений;
е) организация и ведение секретного делопроизводства; {Пункт "е" части восьмой статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
е) осуществление контроля за состоянием режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на подчиненных им объектах.
РСО имеют право:
а) требовать от всех работников государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также командированных неуклонного выполнения требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны;
б) принимать участие в рассмотрении проектов штатных расписаний государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части, касающейся РСО, вносить предложения по структуре и численности работников этих органов;
в) участвовать в проведении аттестации работников, выполняющих работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений по выплате в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений;
г) привлекать специалистов государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации к осуществлению мероприятий по охране государственной тайны;
д) осуществлять проверки состояния и организации работы по защите государственной тайны и обеспечения режима секретности в подразделениях государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации;
е) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах работников, имеющих допуск к государственной тайне, содержания спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданив, спецпапок т.д.), наличия документов, изделий и других материальных носителей секретной информации;
е) ставить перед руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вопросы о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении к ответственности в соответствии с законом, а также давать рекомендации по обязательным для выполнения указаний руководителям подразделений государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий по вопросам обеспечения ежиму секретности;
ж) участвовать в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений по фактам разглашения ими секретных сведений, потери материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности;
з) вносить предложения руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных подразделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности; опечатывать помещения, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации;
а) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные;
и) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфную переписку с другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и их РСО по вопросам обеспечения режима секретности;
и) иметь печать с наименованием РСО, а также другие печати и штампы установленной формы.
Передача функций РСО любым другим подразделениям государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации не допускается.
Проверка граждан в связи с их допуском к государственной тайне осуществляется органами Службы безопасности Украины в срок до одного месяца в порядке, установленном настоящим Законом и Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности".
{Часть первая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2978-VI от 03.02.2011; в редакции Закона N 1169-VII от 27.03.2014}
В ходе проверки органами Службы безопасности Украины выясняются наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона. По результатам проверки органы Службы безопасности Украины присылают в течение пяти рабочих дней со дня окончания в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, обратившихся по поводу предоставления гражданам допуска к государственной тайне, сообщение о предоставлении или отказе в предоставлении такого допуска.
{Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 и 5 части первой статьи 23 настоящего Закона, выясняется государственным органом, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, оформляет документы на допуск.
{Часть третья статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2978-VI от 03.02.2011}
Сообщение органов Службы безопасности Украины об отказе в предоставлении гражданам допуска к государственной тайне должны содержать ссылки на соответствующие положения статьи 23 настоящего Закона. Отказ не исключает повторного обращения государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых в предоставлении допуска к государственной тайне было отказано.
{Часть четвертая статьи 24 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
В случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности Украины, объявление решения о проведении мобилизации и (или) введение правового режима военного положения допуск к государственной тайне гражданам Украины, которые призываются на военную службу, а также военнослужащим и работникам Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов специального назначения, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, перемещаются на п сады, занятие которых предусматривает наличие допуска к государственной тайне, предоставляется в десятидневный срок. Порядок проведения проверки граждан в связи с их допуском к государственной тайне определяется Кабинетом Министров Украины.
{Статья 24 дополнена частью пятой по закону N 1169-VII от 27.03.2014}
Переоформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется:
в случае окончания срока действия допуска к государственной тайне при необходимости дальнейшей работы с секретной информацией;
в случае необходимости повышения или снижения гражданину формы допуска для работы с секретной информацией высшей или низшей степени секретности {Абзац третий части первой статьи 26 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
в случае необходимости проведения дополнительной проверки, связанной с возможным возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона.
Отмена ранее предоставленного допуска к государственной тайне осуществляется органами Службы безопасности Украины в случае возникновения или выявления обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, или после прекращения гражданином деятельности, в связи с которой ему был предоставлен допуск, утраты им гражданства или признания его недееспособным в основании информации, полученной органами Службы безопасности Украины или полученной от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.
{Часть вторая статьи 26 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
По просьбе гражданина его допуск к государственной тайне отменяется в течение трех дней с момента обращения по поводу отмены допуска.
Сообщение об отмене гражданину допуска к государственной тайне со ссылкой на соответствующие положения статьи 23 настоящего Закона орган Службы безопасности Украины направляет в государственный орган, орган местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, где такой гражданин осуществляет деятельность, связанную с государственной тайной. Гражданин имеет право обжаловать отмену ему допуска к государственной тайне в порядке, установленном законом.
{Часть четвертая статьи 26 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
Гражданин, которому отменен допуск к государственной тайне, если исполнение трудовых или служебных обязанностей требует доступа к государственной тайне, а перемещение на другое рабочее место либо другую должность невозможно, может быть в предусмотренном законодательством порядке переведен на другую работу или службу, не связанных " связанную с государственной тайной, либо уволен.
Порядок предоставления, переоформления и отмены гражданам допуска к государственной тайне устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Доступ к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Украины, которым предоставлен допуск к государственной тайне и которые нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной или научно-исследовательской деятельности или обучения.
Решение о предоставлении доступа к секретной информации (категории секретной информации) и ее материальных носителей принимают руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, в которых выполняются работы, связанные с государственной тайной, или хранятся материальные носители секретной информации .
{Часть вторая статьи 27 в редакции Закона N 2432-VI от 06.07.2010}
Руководители государственных органов, за исключением лиц, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций доступ к государственной тайне в сфере, касающейся деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, получающие по должности после предоставление им допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
{Статья 27 дополнена новой частью согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Порядок предоставления доступа к государственной тайне лицам, вовлеченным в конфиденциального сотрудничества с оперативными подразделениями правоохранительных и других специально уполномоченных органов, осуществляющими оперативно-розыскную, разведывательную или контрразведывательную деятельность, определяется руководителями указанных органов по согласованию со Службой безопасности Украины. В Службе безопасности Украины такой порядок предоставления доступа к государственной тайне определяется Председателем Службы безопасности Украины.
{Статья 27 дополнена новой частью согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
Отказ предоставить гражданину Украины доступ к конкретной секретной информации и ее материальных носителей возможна только в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, может быть обжаловано в порядке, установленном частью второй статьи 25 настоящего Закона.
Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины и другим членам Кабинета Министров Украины, Председателю Верховного Суда, Председателю Конституционного Суда Украины, Генеральному прокурору, Председателю Службы безопасности Украины, Председателю и другим членам Счетной палаты, народным депутатам Украины доступ к государственной тайне всех степеней секретности предоставляется по должности после взятия ими письменного обязательства о сохранении государственной тайны.
Иностранцам и лицам без гражданства доступ к государственной тайне предоставляется в исключительных случаях на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или письменного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений совета национальной безопасности и обороны Украины.
Гражданин, которому предоставлен допуск к государственной тайне, обязан:
не допускать разглашения каким-либо способом государственной тайны, которая ему доверена или стала известна в связи с выполнением служебных обязанностей;
не участвовать в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом;
не способствовать иностранным государствам, иностранным организациям или их представителям, а также отдельным иностранцам и лицам без гражданства в осуществлении деятельности, наносящей ущерб интересам национальной безопасности Украины;
выполнять требования режима секретности;
сообщать должностных лиц, предоставивших ему доступ к государственной тайне, и соответствующие режимно-секретные органы о возникновении обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, или других обстоятельств, препятствующих сохранению доверенной ему государственной тайны, а также сообщать в письменной форме о своем выезде из Украина {Абзац шестой статьи 28 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI от 06.07.2010}
соблюдать иные требования законодательства о государственной тайне.
При подготовке материалов для опубликования, распространения в печати и других средствах массовой информации или перемещения их через государственную границу государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане в целях охраны секретной информации обязаны руководствоваться законами Украины "Об информации" и "О доступе к публичной информации", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами о государственной тайне.
{Часть первая статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
Контроль за соблюдением законодательства о государственной тайне с целью предотвращения ее распространения в печати и других средствах массовой информации осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам информационной политики.
Государственные органы, в том числе правоохранительные, государственного контроля и суды, в целях охраны государственной тайны должны по согласованию со Службой безопасности Украины устанавливать порядок осуществления своих функций в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, эт "связанную с государственной тайной.
{Часть первая статьи 34 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, связанную с государственной тайной, вправе отказать в просьбе о предоставлении секретной информации или других подобных требований указанным в части первой настоящей статьи государственным органам, если последние не установили такого порядке или не соблюдают его.
О мотивах такого отказа одновременно сообщается Служба безопасности Украины, которая в течение месяца должна принять решение о ее обоснованность.
Должностные лица и граждане, виновные в:
разглашении государственной тайны;
потере документов и других материальных носителей секретной информации;
несоблюдении установленного законодательством порядка предоставления государственной тайны другому государству или международной организации;
засекречивании информации, указанной в частях третьей и четвертой статьи 8 настоящего Закона;
умышленном неотнесение к государственной тайне информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам национальной безопасности Украины, а также необоснованном занижении степени секретности или необоснованном рассекречивании секретной информации;
безосновательное засекречивании информации, в том числе с нарушением требований Закона Украины "О доступе к публичной информации"; {Абзац седьмой статьи 39 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}
предоставлении грифа секретности материальным носителям информации, не составляющей государственной тайны, или непредоставлении грифа секретности материальным носителям информации, составляющей государственную тайну, а также необоснованном отмене или снижении грифа секретности материальных носителей секретной информации; {Абзац восьмой статьи 39 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
нарушении установленного законодательством порядка предоставления допуска и доступа к государственной тайне;
нарушении установленного законодательством режима секретности и неисполнении обязанностей по сохранению государственной тайны;
непринятии мер по обеспечению охраны государственной тайны и необеспечении контроля за охраной государственной тайны;
осуществлении деятельности, связанной с государственной тайной, без получения в установленном порядке специального разрешения на осуществление такой деятельности, а также размещении государственных заказов на выполнение работ, доведении мобилизационных задач, связанных с государственной тайной, в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, которым не предоставлено специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной;
несоблюдении требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны при осуществлении международного сотрудничества, приема иностранных делегаций, групп, отдельных иностранцев и лиц без гражданства и проведения работы с ними
невыполнении норм и требований технической защиты секретной информации, в результате чего возникает реальная угроза нарушения целостности этой информации или пропитки ее техническим каналам, -
несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законом.