Закон Украины О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Определение терминов
В этом Законе термины употребляются в таком значении:
собственник жилого помещения - физическое или юридическое лицо, которое приобрело право собственности на жилое помещение на основаниях, не запрещенных законом;
устаревший жилой фонд - совокупность объектов жилья до пяти этажей, кроме усадебной застройки, которые по техническому состоянию не отвечают современным нормативным требованиям безопасного и комфортного проживания, предельный срок эксплуатации которых истек или износ основных конструктивных элементов которых составляет не менее 60 процентов ;
инвестиционный проект комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда - совокупность организационных, финансовых и технических мер, осуществляемых по инвестиционному договору, типовая форма которого утверждается Кабинетом Министров Украины;
инвестор-застройщик - физическое или юридическое лицо, которое финансирует строительство в порядке, установленном законодательством;
маневренный жилищный фонд - жилищный фонд, сформированный инвестором-застройщиком за собственные средства и предназначен для временного проживания граждан на время проведения реконструкции жилья устаревшего жилищного фонда;
объект реконструкции устаревшего жилого фонда - квартал устаревшего жилищного фонда;
нежилые дома - жилые здания, в соответствии с законодательством признаны аварийными или ветхими;
реконструкция жилого дома - перестройка жилого дома с целью улучшения условий проживания, эксплуатации, изменения количества жилых квартир, общей и жилой площади и т.д., связана с изменением геометрических размеров, функционального назначения, заменой отдельных конструкций, их элементов, основных технико-экономических показателей;
реконструкция жилого фонда - переустройство жилого фонда с целью улучшения условий проживания, эксплуатации, изменения количества жилых квартир, общей и жилой площади и т.д., связана с изменением геометрических размеров, функционального назначения, заменой отдельных конструкций, их элементов, основных технико-экономических показателей, или снос устаревшего жилищного фонда в квартале и строительство нового жилого фонда квартала;
стартовые жилые дома - дома, построенные в первоочередном порядке при комплексной реконструкции кварталов с целью переселения жителей устаревшего жилищного фонда;
общественная потребность - потребность территориальной общины в обеспечении граждан жилищным фондом и объектами социальной сферы, которая удовлетворяется комплексной реконструкцией кварталов в соответствии с требованиями настоящего Закона;
жилой или нежилой фонд, приравнивается к устаревшему или на который распространяется действие этого Закона, - жилой или нежилой фонд, который не является устаревшим, но расположен в пределах территории комплексной застройки, реконструкции квартала и затрудняет реализацию проекта такой застройки;
квартал - территория плотной застройки, в рамках которой осуществляется замена, реконструкция устаревшего жилищного фонда и такого, что приравнивается к устаревшему или на которое распространяется действие настоящего Закона.
Статья 2. Государственная политика в сфере комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) с заменой устаревшего жилищного фонда
Государственная политика в сфере комплексной реконструкции кварталов с заменой устаревшего жилищного фонда базируется на принципах:
содействие реализации права граждан Украины на жилье;
проведения комплексной реконструкции и застройки территорий кварталов соответствии с градостроительной документацией, проектов застройки территории, проектной документации на строительство отдельных объектов в этих кварталах;
объединения средств инвесторов-застройщиков и органов местного самоуправления для осуществления инженерной подготовки, сооружение объектов социальной сферы, инженерно-транспортной инфраструктуры, проведения благоустройства и озеленения прилегающих придомовых территорий, а в случае необходимости - снос устаревшего жилищного фонда;
определение на конкурсной основе инвестора-застройщика комплексной реконструкции квартала;
гарантии и обеспечения защиты имущественных прав граждан на жилые и нежилые помещения, реконструируются;
определение имущественных прав на построенные, реконструированные жилые и нежилые помещения на основе гражданско-правового договора, типовая форма которого утверждается Кабинетом Министров Украины;
рационального использования территорий кварталов в соответствии с установленными нормами и правилами;
размещения объектов строительства в кварталах устаревшей застройки на территориях, определенных на основании проекта застройки территории и проекта плана земельно-хозяйственного устройства;
координации органом местного самоуправления действий по реконструкции, замены жилищного фонда и разработка программы, определение обязательств, ответственности за их невыполнение участниками реконструкции, замены жилищного фонда;
обеспечение гарантий прав на недвижимое имущество при комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда;
обеспечение соблюдения требований по созданию для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения условий для их безбарьерного доступа ко всем реконструированных или вновь построенных, включая стартовые жилые дома, объектов жилого и общественного назначения и территорий кварталов.
Статья 3. Сфера действия Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией инвестиционного проекта комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда.
Субъектами этого Закона являются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, инвесторы-застройщики, собственники и наниматели жилого помещения, юридические и физические лица, владельцы и арендаторы земельных участков и другого недвижимого имущества на территории застройки.
Действие этого Закона не распространяется на объекты, расположенные на охраняемых археологических территориях, в зонах охраны памятников и исторических ареалах населенных мест, определенных в порядке, установленном законодательством.
Статья 4. Законодательство Украины в сфере реконструкции, замены жилищного фонда
Законодательство Украины в сфере реконструкции, замены жилищного фонда базируется на Конституции Украины и состоит из нормативно-правовых актов гражданского, жилищного и земельного законодательства, настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.
Отношения, связанные с отводом земельных участков для жилищного строительства, реконструкцией жилых домов, предоставлением кредитов, регулируются соответствующим законодательством и государственными стандартами, строительными нормами с учетом положений настоящего Закона.
{Часть вторая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
Раздел II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ, ЗАМЕНЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДАСтатья 5. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
обеспечивает формирование государственной политики в сфере комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда;
координирует и контролирует деятельность местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда в населенных пунктах;
разрабатывает и утверждает государственные стандарты, нормы и правила в пределах, установленных законом;
организует разработку проектов государственных программ по реконструкции, замены жилищного фонда;
осуществляет нормативно-правовое обеспечение и другие полномочия, предусмотренные законом.
{Статья 5 в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012}
Статья 6. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, при делегировании им таких полномочий соответствующими советами, согласно своей компетенции:
участвуют в разработке и обеспечивают выполнение государственных и региональных программ по реконструкции, замены жилищного фонда;
информируют население о проведении мероприятий по реконструкции, замены жилищного фонда;
осуществляют контроль за выполнением местных программ реконструкции, замены жилищного фонда, в том числе за соблюдением законодательства Украины при проведении конкурсов по привлечению инвесторов-застройщиков для выполнения определенных программ.
Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, при делегировании им таких полномочий соответствующими советами, готовят проект решения об организации комплексной застройки, реконструкции кварталов и определяют на конкурсной основе инвестора-застройщика, устанавливают требования по строительству объектов социальной сферы на территориях комплексной застройки, реконструкции кварталов.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
принимают решение об изъятии, передаче земельных участков в связи с проведением комплексной реконструкции кварталов с заменой устаревшего жилищного фонда для удовлетворения общественных потребностей;
способствуют развитию жилищного строительства и реконструкции, замене жилищного фонда за счет всех источников финансирования;
утверждают и выполняют местные программы комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда, его замены, участвующих в разработке и выполнении соответствующих государственных и региональных программ;
обеспечивают разработку и утверждение генеральных планов соответствующих населенных пунктов, детальных планов территорий, проектов застройки и другой градостроительной документации, определяют на основании градостроительной документации территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда и принимают решение о комплексной реконструкции кварталов;
определяют на конкурсной основе инвестора-застройщика и заключают с ним инвестиционный договор на выполнение инвестиционного проекта комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда;
информируют население о перспективах застройки и выполнения местных программ по реконструкции, замены жилищного фонда;
осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства по предоставлению жилого и нежилого фондов на праве собственности или аренды владельцам, жилой фонд которых подлежит реконструкции в соответствии с настоящим Законом;
готовят заключения о предоставлении или изъятии земельных участков в соответствии с законодательством;
определяют порядок и сроки переселения жителей, освобождения жилого и нежилого фондов, а также порядок и сроки сноса зданий устаревшего жилищного фонда и других сооружений в соответствии с требованиями настоящего Закона;
принимают решение о делегировании районным в городах советам полномочий по утверждению плана земельно-хозяйственного устройства;
достигают предварительной договоренности с застройщиком-инвестором об условиях и сроках прекращения права собственности на недвижимое имущество, в том числе права собственности и права на аренду земельных участков, с его владельцем;
решают в установленном законом порядке все спорные вопросы, связанные с отселением нанимателей и собственников жилья;
решают другие вопросы, связанные с реконструкцией, заменой жилищного фонда в соответствии с законодательством.
Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕКОНСТРУКЦИИ, ЗАМЕНЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДАСтатья 8. Нормативное регулирование отношений при реконструкции, замены жилищного фонда
Реконструкция устаревшего жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормативами, установленными в сфере землеустройства, градостроительства, озеленения территорий, содержание домов и сооружений и придомовых территорий, освещения территорий, охраны здоровья, окружающей среды, земель, обращения с отходами.
Инвестор-застройщик осуществляет мероприятия по утилизации отходов, образующихся при сносе домов, способствует вывозу для повторного использования строительных материалов и конструкций заинтересованными в этом физическими и юридическими лицами, которые приобрели право на осуществление такого вида деятельности в установленном законом порядке.
Статья 9. Источники финансирования реконструкции, замены жилищного фонда
Источниками финансирования реконструкции, замены жилищного фонда являются:
средства инвесторов, участвующих в реализации проектов реконструкции, замены жилищного фонда;
средства фондов реконструкции, замены жилищного фонда, образованных в соответствии с законом;
средства государственного и местных бюджетов с последующим их возвращением;
другие источники, не запрещенные законом.
Статья 10. Контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил при реконструкции, замены жилищного фонда
Контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил при реконструкции, замены жилищного фонда осуществляется в установленном законодательством порядке органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Статья 11. Обязанности органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
обеспечивают проведение инвентаризации устаревшего жилищного фонда, подлежит комплексной реконструкции;
принимают решение о проведении комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда;
проводят конкурс с целью определения инвестора-застройщика для выполнения программы комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда;
утверждают и согласовывают предпроектную и проектную документацию застройки территории, подготовленную инвесторами-застройщиками;
заключают с инвесторами-застройщиками - победителями конкурса договор на проведение реконструкции, замены нежилого и жилищного фондов;
контролируют выполнение инвестором-застройщиком своих обязательств;
в течение одного месяца со дня принятия обнародуют в средствах массовой информации свое решение о реализации проекта реконструкции, замены жилищного фонда;
в установленный законом срок письменно сообщают собственников и нанимателей жилых помещений, собственников и пользователей земельных участков, инженерных сетей, расположенных в пределах кварталов реконструкции, условия и особенности реализации прав собственности / пользования в связи с проведением комплексной реконструкции квартала;
создают фонды реконструкции, замены жилищного фонда за счет средств, поступивших от продажи и аренды коммунального имущества, земли, в составе местного бюджета;
инициируют вместе с инвесторами-застройщиками созыва учредительного собрания по созданию объединения совладельцев многоквартирных домов;
передают в собственность или в аренду объединению совладельцев многоквартирного дома земельный участок - придомовую территорию;
обеспечивают своевременное отселение собственников и нанимателей жилых помещений из устаревшего жилищного фонда, подлежащего сносу, на предварительно согласованных с инвестором-застройщиком условиях и решают в установленном законом порядке все спорные вопросы, связанные с таким отселением;
выступают истцом в судебных спорах по переселению собственников и нанимателей жилых помещений из устаревшего жилищного фонда;
обнародуют в средствах массовой информации проекты застройки территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда;
привлекают представителей соответствующих территориальных общин, общественных организаций к обсуждению планов реконструкции устаревшего жилищного фонда;
после принятия решений о разработке градостроительной документации по реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда сообщают через средства массовой информации о порядке подачи предложений по этой документации, порядок ее обсуждения.
Статья 12. Порядок компенсации собственникам (нанимателям) жилых (нежилых) помещений, земельных участков и другого имущества, отчужденного во время комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда
Реализация инвестиционных проектов комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда осуществляется при условии предварительного и полного возмещения стоимости собственникам жилых помещений потерь путем предоставления по их согласию другого жилья или денежной компенсации.
Владельцам нежилых помещений предоставляется по их согласию другое равноценное нежилое помещение или денежная компенсация.
Владельцам усадебных жилых домов, изымаются вместе с земельным участком для общественной потребности, предоставляется по их согласию равноценный земельный участок с построенным на ней жильем или денежная компенсация в соответствии с настоящим Законом.
Размер денежной компенсации за жилое помещение определяется на основе экспертной оценки жилого помещения, проведенной в соответствии с законом.
Споры по изъятию жилого помещения, размера выкупной стоимости или других условий компенсации, определенной в соответствии с настоящей статьей, решаются в судебном порядке.
Отселение собственников жилых помещений реконструируемых, осуществляется при условии согласия этих собственников в соответствии с договорами, которые инвестор-застройщик заключает с каждым собственником этих помещений.
В случае сноса жилых домов в пределах территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда отселения собственников жилых помещений в маневренный жилищный фонд не допускается.
Отселение нанимателей жилых помещений осуществляется при условии предварительного предоставления им других равноценных по площади и количеству комнат жилых помещений в пределах квартала комплексной реконструкции населенного пункта в порядке, установленном законодательством.
Собственник жилого помещения, который не находится на квартирном учете, имеет право получить на условиях компенсации в пределах территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда другое жилье, в котором количество комнат и жилая площадь не менее количества комнат и жилой площади квартиры дома, подлежащего сносу, независимо от числа зарегистрированных в нем лиц. Жилая площадь, предлагаемая может быть безвозмездно увеличена до 50 процентов жилой площади квартиры дома, подлежащего сносу.
Владельцу жилого помещения, находящегося на день вступления в силу настоящего Закона на квартирном учете, предоставляется новое жилье с учетом нормы жилой площади, установленной законом. В случае предоставления такого жилья:
собственник жилого помещения и граждане, зарегистрированные по этому месту жительства, снимаются с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
инвестор-застройщик освобождается от уплаты части долевого участия в создании инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта на сумму стоимости увеличенной общей площади предоставляемого жилья.
При распределении жилых помещений и определении этажа учитываются потребности людей с ограниченными физическими возможностями.
В случае если инвестор-застройщик не может предложить владельцу жилого помещения в пределах территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда другое жилье, соответствующее требованиям частей девятой и десятой настоящей статьи, жилье большей площади предоставляется за счет средств инвестора-застройщика.
В случае если инвестор-застройщик может предложить владельцу жилого помещения в пределах территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда другое жилье, соответствующее требованиям частей девятой и десятой настоящей статьи, но собственник жилого помещения желает получить жилье большей площади, ему может быть предложено жилье большей площади, чем предусмотрено частями девятой и десятой настоящей статьи, с оплатой им разницы по рыночной стоимости.
В случае если собственник жилого помещения желает получить жилье меньшей площади, чем предусмотрено частью девятой этой статьи, ему может быть предложено такое жилье с оплатой разницы по рыночной стоимости инвестором-застройщиком.
Владельцу жилого помещения предоставляются за счет инвестора-застройщика транспортное средство и грузчики для перевозки имущества или компенсируются документально подтвержденные расходы, связанные с переселением.
Собственник жилого помещения имеет внеочередное право в месячный срок со дня переселения на телефонизацию за счет инвестора-застройщика предоставленного для переселения квартиры, если изъятые у него квартира, жилое помещение были телефонизированы.
Владелец гаража имеет право на денежную компенсацию по рыночной стоимости или на место на организованной автостоянке в пределах территории реконструкции кварталов за счет инвестора-застройщика и при наличии законных оснований владеть, пользоваться и распоряжаться гаражом.
Лица с инвалидностью с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, которые на законных основаниях являются владельцами гаражей и автомобилей с ручным управлением, имеют право на денежную компенсацию по рыночной стоимости или на место по их выбору в наземном (подземном) паркинга вблизи места жительства в пределах территории реконструкции кварталов (микрорайонов) до вселения в новое жилье.
Собственник земельного участка, землепользователь, письменно предупрежден органом исполнительной власти или органом местного самоуправления об изъятии земельного участка для общественных нужд, обязан сообщить в течение одного месяца со дня предупреждения соответствующий орган о своем решении относительно отчуждения земельного участка. В случае недостижения согласия спор об отчуждении земельного участка решается в судебном порядке.
Все споры, возникающие в связи с выполнением инвестиционного проекта комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда по прав на жилой фонд, решаются в судебном порядке.
Статья 13. Обязанности инвесторов-застройщиков
Инвестор-застройщик обеспечивает:
разработка детального плана, проекта застройки территории, плана земельно-хозяйственного устройства, проектов зданий и сооружений с соблюдением требований безбарьерной доступа лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения к всех реконструированных объектов жилищного и гражданского назначения и территорий кварталов;
выполнение полного объема строительных работ;
с целью предварительного переселения предоставление на условиях компенсации собственникам жилых помещений другого жилья в соответствии со статьей 12 настоящего Закона или с их согласия возмещает стоимость жилых помещений;
предоставления органу местного самоуправления на условиях, определенных инвестиционным договором, части жилья в полной строительной готовности, предназначенной для переселения жителей из жилых помещений, подлежащих сносу;
выполнения достигнутого и предварительно согласованной органом местного самоуправления договоренности об условиях и сроках прекращения права собственности на недвижимое имущество, в том числе права собственности и права на аренду земельных участков, с его собственником, оформляется соответствующими договорами. В случае недостижения договоренности спор о прекращении прав собственности решается в судебном порядке;
предоставление на условиях компенсации собственникам нежилых помещений в домах, которые были снесены, другой равноценной площади на территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда или с согласия собственника возмещения ее стоимости в порядке, установленном законом;
осуществления собственными силами и за счет собственных средств мероприятий по утилизации отходов, образующихся при сносе домов, способствует вывозу для повторного использования строительных материалов и конструкций заинтересованными в этом физическими и юридическими лицами, которые приобрели право на осуществление такого вида деятельности в установленном законом порядке, с последующим благоустройством территории;
подтверждение объемов собственных и привлеченных инвестиций в соответствии с показателями стоимости одного гектара территории застройки.
Инвестор-застройщик распоряжается по своему усмотрению определенной инвестиционным договором долей построенной им жилой и нежилой площади для получения прибыли.
Раздел IV ПОДГОТОВКА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТОРОВ-ЗАСТРОЙЩИКОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ, ЗАМЕНЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДАСтатья 14. Особенности проектирования, разработки и согласования проектов реконструкции, замены жилищного фонда
Стартовые жилые дома должны быть расположены в пределах кварталов, реконструируемых или, как исключение, по решению органа местного самоуправления - на свободных земельных участках в пределах смежных кварталов согласно градостроительных обоснований.
Предоставление исходных данных на проектирование объектов застройки кварталов обеспечивается в порядке, определенном законом.
По решению органов местного самоуправления разработку проектной документации на строительство объектов может осуществляться до принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с законом.
Проектная документация на строительство объектов соглашается в соответствии с законодательством с предприятиями, учреждениями и организациями, которые предоставили технические условия, только в случае невозможности обеспечения выполнения этих условий.
Статья 15. Проведение конкурса по привлечению инвесторов-застройщиков для реализации проектов реконструкции, замены жилищного фонда
В случае объявления конкурса по привлечению инвесторов-застройщиков для реализации проектов реконструкции, замены жилищного фонда орган местного самоуправления принимает решение, в котором определяются:
условия и порядок проведения конкурса и заключения инвестиционного договора;
условия квалификационного отбора участников конкурса;
порядок приобретения конкурсной документации;
срок проведения конкурса;
состав конкурсной комиссии.
Обязательными условиями конкурса являются:
обеспечение за счет инвестора-застройщика собственников жилых помещений, которые переселяются, жильем в пределах норм, установленных статьей 12 настоящего Закона;
обеспечение за счет инвестора-застройщика собственников нежилых помещений, выкупаемых равноценными помещениями или денежной компенсацией;
участие инвестора-застройщика в развитии инженерно-транспортной и социальной сферы территории застройки.
Информация об объявлении конкурса должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до дня проведения конкурса.
Конкурс считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее трех участников. В случае отсутствия установленной минимальной количества заявок конкурс не проводится. Повторный конкурс объявляется не ранее чем через два месяца.
Статья 16. Порядок планирования работ по реконструкции, замены жилищного фонда
Территории, где в соответствии с настоящим Законом должна осуществляться реконструкция, замена жилого фонда, определяются на основании генеральных планов и планов земельно-хозяйственного устройства.
Ограничение прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда, подлежат государственной регистрации в соответствии с законом.
После государственной регистрации решения об отнесении объектов недвижимого имущества к устаревшему жилищному фонду в установленном законом порядке запрещается осуществление любых действий, направленных на изменение владельца таких объектов или расширения его прав при переселении.
В детальных планах и проектах застройки территории должны быть определены:
территории, в пределах которых должно осуществляться реконструкция, замена устаревшего жилищного фонда;
объем устаревшего жилищного фонда, подлежащего реконструкции, замене и такого, что приравнивается к нему;
техническое состояние жилищного фонда и его эксплуатационные данные;
объемы и состояние нежилого фонда и такого, что приравнивается к нему;
планировочная структура квартала;
объемы и стоимость работ по возведению жилых домов, создание инженерной инфраструктуры;
плотность новой застройки, объем жилья изымается и предоставляется жителям устаревшего жилищного фонда при переселении, а также запланировано для коммерческой реализации;
очередность, сроки выполнения работ с учетом задач комплексной застройки.
В планах земельно-хозяйственного устройства должны быть определены:
соответствующие территории населенных пунктов, по объектам которых применимо отчуждения после разработки и утверждения проекта застройки квартала;
условия предоставления земельных участков на территории, где должна осуществляться реконструкция, замена жилого фонда, и условия платы за землю на период строительства;
обоснование распределения земель по формам собственности после осуществления реконструкции, замены жилищного фонда;
порядок и объем компенсации собственникам земель частной собственности в случае возникновения потребности в этих землях согласно утвержденной градостроительной документацией.
План земельно-хозяйственного устройства, утвержденный в установленном порядке, является основанием для предоставления в собственность или аренду земельных участков для реконструкции, замены жилищного фонда после удаления, выкупа земельных участков для общественных нужд.
Порядок составления плана земельно-хозяйственного устройства утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 17. Особенности арендной платы за пользование землей
Годовая арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности, переданные в аренду инвестору-застройщику на период строительства и до введения объектов градостроительства в эксплуатацию, но не более чем на три года, устанавливается:
для земель под объектами общего пользования и социально-бытового назначения - 1 гривна независимо от площади;
для земель под другими объектами - 0,03 процента их нормативной денежной оценки.
После введения объектов градостроительства в эксплуатацию годовая арендная плата за земельные участки взимается в соответствии с законодательством.
Заключительные положения
раздел V
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении в законодательные акты изменений, вытекающих из настоящего Закона;
разработать и привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативно-правовые акты, обеспечить разработку и принятие министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.