В этом Законе термины употребляются в таком значении:
оборона Украины - система политических, экономических, социальных, военных, научных, научно-технических, информационных, правовых, организационных и других мероприятий государства по подготовке к вооруженной защите и ее защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта;
обороноспособность государства - способность государства к защите в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Она состоит из материальных и духовных элементов и является совокупностью военного, экономического, социального и морально-политического потенциала в сфере обороны и надлежащих условий для его реализации;
вооруженная агрессия - применение другим государством или группой государств вооруженной силы против Украины. Вооруженной агрессией против Украины считается любое из следующих действий:
вторжение или нападение вооруженных сил другого государства или группы государств на территорию Украины, а также оккупация или аннексия части территории Украины;
блокада портов, побережья или воздушного пространства, нарушение коммуникаций Украины вооруженными силами другого государства или группы государств;
нападение вооруженных сил другого государства или группы государств на военные сухопутные, морские или воздушные силы или гражданские морские или воздушные флоты Украины;
засылки другим государством или от имени вооруженных групп регулярных или нерегулярных сил, совершающих акты применения вооруженной силы против Украины, имеют столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным в абзацах пятом - седьмом этой статьи действиям, в том числе значительное участие третьей государства в таких действиях;
действия другого государства (государств), которая позволяет, чтобы ее территория, которую она предоставила в распоряжение третьего государства, использовалась этим третьим государством (государствами) для совершения действий, указанных в абзацах пятом - восьмом настоящей статьи;
применение подразделений вооруженных сил другого государства или группы государств, которые находятся на территории Украины в соответствии с заключенными с Украиной международных договоров, против третьего государства или группы государств, иное нарушение условий, предусмотренных такими договорами, или продление пребывания этих подразделений на территории Украины после прекращения действия указанных договоров;
особый период - период, наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий;
военное положение - это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интер есив юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;
военное формирование - созданная в соответствии с законодательством Украины совокупность военных соединений и частей и органов управления ими, которые комплектуются военнослужащими и предназначены для обороны Украины, защиты ее суверенитета, государственной независимости и национальных интересов, территориальной целостности и неприкосновенности в случае вооруженной агрессии, вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения военных (боевых) действий;
подразделение вооруженных сил другого государства (далее - подразделение вооруженных сил) - военное формирование иностранного государства, имеет постоянную или временную организацию, относится к сухопутным (наземных), морских, воздушных или специальных войск (сил) этого государства, оснащенное легким оружием или тяжелой боевой техникой, подпадающей под действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе, находится под командованием лица, ответственного перед своим государством и законами Украины за поведение своих подчиненных, которые обязаны соблюдать внутренней дисциплины, за коней Украины, норм международного права, и которое направляется в Украину с конкретной целью, определенной международным договором Украины;
военное командование - Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины, командование видов Вооруженных Сил Украины, командование сил специальных операций Вооруженных Сил Украины, командование десантно-штурмовой войск Вооруженных Сил Украины, управления оперативных командований, командование соединений, воинских частей Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований;
органы военного управления - Министерство обороны Украины, другие центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство военными формированиями, созданными в соответствии с законами Украины, Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, другие штабы, командования, управления, постоянные или временно образованные органы в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, предназначенные для выполнения функций по управлению, в пределах их компетенции, войсками (силами), соединениями, воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждение и и организациями, которые относятся к сфере управления центральных органов исполнительной власти, а также военные комиссариаты, которые обеспечивают выполнение законодательства по вопросам воинской обязанности и военной службы, мобилизационной подготовки и мобилизации;
специальная операция - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени специальных действий подразделений Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины, направленных на создание условий для достижения стратегических (оперативных) целей, которые проводятся по единому замыслу самостоятельно или во взаимодействии с военными частями, другими подразделениями Вооруженных сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов Украины и других составляющих сил обороны для выполнения заданий;
военная стандартизация - деятельность, заключающаяся в установлении положений для всеобщего и многократного использования в отношении имеющихся или потенциальных задач и направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в области обороны;
военный стандарт - стандарт, принятый органом военной стандартизации, устанавливает для общего и неоднократного использования правила и руководство по деятельности в сфере обороны и направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в указанной сфере. Для целей настоящего Закона к военным стандартам также принадлежат стандарты НАТО и стандарты в сфере обороны государства - члена НАТО,
стандарт НАТО - стандарт, разработанный, принятый и опубликованный Организацией Североатлантического договора;
стандарт в сфере обороны государства - члена НАТО - стандарт, разработанный, принятый и опубликованный государством - членом Организации Североатлантического договора;
орган военной стандартизации - орган военного управления, в функции которого входит разработка, принятие, внесение изменений, отмены, возобновления действия, обнародование, внедрения и применения военных стандартов.
Оборона Украины базируется на готовности и способности органов государственной власти, всех составляющих сектора безопасности и обороны Украины, органов местного самоуправления, единой системы гражданской защиты, национальной экономики к переводу, при необходимости, с мирного на военное положение и отпора вооруженной агрессии, ликвидации вооруженного конфликта, а также готовности населения и территории государства к обороне.
Правовой основой обороны государства является Конституция Украины, этот Закон, другие законодательные акты Украины и соответствующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Для организации обороны государства Президент Украины по представлению Кабинета Министров Украины утверждает военно-административное деление территории Украины.
С целью предотвращения вооруженной агрессии и вооруженный конфликт, обеспечения национальных интересов и реализации собственной военной политики Украины, придерживаясь норм ответственного и основанной на сотрудничестве поведения в области безопасности, участвует в международных системах безопасности и международном сотрудничестве в сфере обороны на основании международных договоров Украины и в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины.
Определяя способы обеспечения собственной безопасности в процессе подготовки государства к обороне и во время военных действий, Украина придерживается принципов и норм международного права, учитывает законные интересы безопасности других государств.
Финансирования потребностей национальной обороны государства осуществляется за счет и в пределах средств, определенных в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Финансирования потребностей национальной обороны государства может осуществляться дополнительно за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Подготовка государства к обороне в мирное время включает:
прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
проведение разведывательной и информационно-аналитической деятельности в интересах подготовки государства к обороне;
осуществление мероприятий во внешнеполитической сфере, направленных на предотвращение вооруженного конфликта и отпор вооруженной агрессии;
формирование и реализацию военной, военно-экономической, военно-технической и военно-промышленной политики государства;
совершенствование структуры, уточнение задач и функций Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, обеспечение необходимой численности их личного состава, а также их развитие, подготовку и поддержание на должном уровне боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне государства, планирование их применения;
развитие военно-промышленного комплекса, создания благоприятных условий для мобилизационного развертывания отраслей национальной экономики с целью производства вооружения, военной техники и имущества в необходимых объемах;
обеспечения на особый период Оперативно-спасательной службы гражданской защиты подготовленными кадрами, спасательной и другой техникой, продовольствием, вещевым имуществом, другими материальными и финансовыми ресурсами;
осуществление мероприятий по планированию и подготовке сопротивления;
обеспечение готовности органов государственной власти, органов местного самоуправления, единой государственной системы гражданской защиты к выполнению задач гражданской защиты в особый период;
обеспечения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов подготовленными кадрами, вооружением, военной и другой техникой, продовольствием, вещевым имуществом, другими материальными и финансовыми ресурсами;
развитие военно-технического сотрудничества с другими государствами с целью обеспечения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов вооружением, военной техникой и имуществом, которые не производятся в Украине;
подготовку национальной экономики, территории, органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления, а также население к действиям в особый период;
создание государственного материального резерва и резервных фондов денежных средств;
обеспечение охраны государственной границы Украины;
военно-патриотическое воспитание граждан Украины, подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, обеспечение престижа военной службы;
обеспечение развития военной науки, формирование научно-технического и технологического наследия для создания высокоэффективных средств вооруженной борьбы;
защита информационного пространства Украины и ее вхождение в мировое информационное пространство, создание развитой инфраструктуры в информационной сфере;
осуществление военной стандартизации;
обеспечение открытого и демократического гражданского контроля в сфере обороны в порядке, определенном законодательством, и соблюдение требований по сохранению государственной тайны;
осуществление мероприятий по киберобороны (активного киберзащиты) для защиты суверенитета государства и обеспечения ее обороноспособности, предотвращения вооруженного конфликта и отпора вооруженной агрессии;
другие меры, влияющие на состояние обороноспособности государства.
В случае вооруженной агрессии против Украины или угрозы нападения на Украину Президент Украины принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации, введения военного положения в Украине или отдельных ее местностях, применения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, подает его Верховной Раде Украина на одобрение или утверждение, а также вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны.
Органы государственной власти и органы военного управления, не дожидаясь объявления состояния войны, принимают меры для отпора агрессии. На основании соответствующего решения Президента Украины Вооруженные Силы Украины вместе с другими военными формированиями начинают военные действия, в том числе проведение специальных операций (разведывательных, информационно-психологических и т.д.) в киберпространстве.
С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое заканчивается в день и время прекращения состояния войны.
Верховная Рада Украины в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, осуществляет законодательное регулирование вопросов сферы обороны.
Кабинет Министров Украины:
обеспечивает в пределах своей компетенции государственный суверенитет Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины в сфере обороны государства;
определяет потребности в оборонных расходах, обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины по финансированию мероприятий в сфере обороны в определенных объемах;
организует разработку и выполнение государственных программ развития Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и развития вооружения и военной техники, других программ (планов) по вопросам обороны;
осуществляет предусмотренные законодательством меры по формированию, размещению, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
устанавливает порядок предоставления Вооруженным Силам Украины, другим военным формированием в пользование государственного имущества, в том числе земельных (водных) участков, других природных, энергетических ресурсов, фондов, имущества и услуг, использование воздушного и водного пространства, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов (посадочных площадок), средств связи и радиочастотного ресурса, коммуникаций, других объектов инфраструктуры государства, навигационной, топогеодезической, метеорологической, гидрографической и иной информации, ведения геодезических картографических работ, необходимых для надлежащего выполнения возложенных на эти органы функций и задач, как на платной, так и бесплатной основе, в денежной и иных формах расчетов;
осуществляет общегосударственные мероприятия по обеспечению живучести объектов национальной экономики и государственного управления в военное время;
обеспечивает комплектование личным составом Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и соответствующих правоохранительных органов, осуществляет мероприятия, связанные с подготовкой и проведением призыва граждан Украины на срочную военную службу;
осуществляет в соответствии с законодательством Украины меры по мобилизационной подготовке и мобилизации, создание государственного материального резерва, резервного фонда денежных средств, других резервов для обеспечения потребностей обороны государства;
организует подготовку населения и территории государства к обороне;
решает вопросы по урегулированию деятельности местных органов военного управления (военных комиссариатов), допризывной и призывной подготовки, подготовки призывников по военно-техническим специальностям, ведение воинского учета военнообязанных и призывников, выполнение военно-транспортного долга;
устанавливает в соответствии с законом порядок и сроки полного возмещения стоимости объектов права частной собственности, по закону отчуждались в связи с осуществлением мер правового режима военного положения;
образует, реорганизует, ликвидирует научно-исследовательские учреждения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и военные учебные заведения и военные кафедры (отделение, факультеты) других государственных высших учебных заведений;
обеспечивает реализацию права на социально-экономическую защиту военнослужащих и лиц, уволенных в запас или в отставку, членов их семей, а также членов семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, стали лицами с инвалидностью во время прохождения военной службы или попали в плен в ходе боевых действий (войны) или во время участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности;
осуществляет в определенных законом случаях регулирования хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях;
устанавливает в соответствии с законом порядок реализации и утилизации вооружения, военной техники, другого имущества Вооруженных Сил Украины и других военных формирований и правоохранительных органов, а также утилизации металлолома, образовавшегося в них;
обеспечивает осуществление предусмотренных законодательством мероприятий по гражданской защите Украины, предоставление военной помощи другим государствам, направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины и участия Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности;
устанавливает порядок осуществления мероприятий по обращению с военнопленными и интернированными лицами в особый период в соответствии с нормами международного права;
контролирует выполнение законов в сфере обороны, осуществляет в соответствии с законами другие мероприятия по обеспечению обороноспособности Украины, координирует и контролирует их выполнение и несет, в пределах своих полномочий, ответственность за обеспечение обороны Украины.
Министерство обороны Украины как центральный орган исполнительной власти обеспечивает проведение в жизнь государственной политики в сфере обороны, функционирования, боевую и мобилизационную готовность, боеспособность и подготовку Вооруженных Сил Украины к осуществлению возложенных на них функций и задач.
Министерство обороны Украины:
участвует в формировании и реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности в военной сфере, обороны и военного строительства, подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов в сфере обороны, обеспечивает их выполнение в Вооруженных Силах Украины, в установленном порядке координирует деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по подготовке государства к обороне;
проводит разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах национальной безопасности и обороны государства, участвует в анализе военно-политической обстановки, прогнозировании, выявлении и определении уровня военной угрозы национальной безопасности Украины;
обеспечивает надлежащий уровень боеспособности, укомплектованности, боевой и мобилизационной готовности и подготовки Вооруженных Сил Украины;
участвует в формировании оборонного бюджета, отчитывается перед Кабинетом Министров Украины об использовании выделенных средств;
проводит государственную военную кадровую политику, обеспечивает развитие военного образования и науки, укрепления дисциплины, правопорядка и воспитание личного состава;
участвует в обеспечении функционирования национальной экономики и государственного управления в особый период, в планировании мобилизационной подготовки ее отраслей и контроле за подготовкой предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности к выполнению мобилизационных заданий и их выполнения;
выступает в соответствии с установленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины потребностей, требований и приоритетов, заказчиком из государственного оборонного заказа на разработку, производство, поставка, ремонт, уничтожение и утилизацию вооружения, военной техники, военного имущества и металлолома, выполнение работ и оказание услуг, а также на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв Вооруженных Сил Украины;
осуществляет управление переданным Министерству обороны Украины военным имуществом и имуществом предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления;
организует накопление вооружения, военной техники, других материальных ресурсов в неприкосновенном запасе и мобилизационном резерве, а также создание резерва вийськовонавчених человеческих ресурсов;
обеспечивает комплектование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и соответствующих правоохранительных органов личным составом, осуществляет совместно с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления меры по подготовке граждан к военной службе, их призыва на военную службу или принятия на военную службу по контракту, при мобилизации, увольнение в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы и при демобилизации, а также обеспечивает их соответствующие права и свободы;
осуществляет мероприятия, направленные на реализацию социально-экономических и правовых гарантий военнослужащим, членам их семей и работникам Вооруженных Сил Украины, лицам, уволенным в запас или отставку, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, стали лицами с инвалидностью во время прохождения военной службы или попали в плен в ходе боевых действий (войны) или во время участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности;
обеспечивает реализацию мероприятий демократического гражданского контроля за Вооруженными Силами Украины;
обеспечивает нормативно-правовое регулирование отношений в сфере военной стандартизации;
устанавливает порядок разработки, принятия, внесения изменений, отмены, возобновления действия, обнародование, внедрения и применения военных стандартов;
определяет орган военной стандартизации из числа подчиненных органов военного управления;
осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество по военно-политическим, военно-техническим и другим направлениям, а также по вопросам гражданско-военных отношений с соответствующими органами других государств и международными организациями;
обеспечивает выполнение решений об участии подразделений Вооруженных Сил Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности и оказания военной помощи другим государствам, направление подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, допуск и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины;
обеспечивает взаимоотношения Вооруженных Сил Украины с государственными органами, общественными организациями и гражданами, реализует иные полномочия, вытекающие из этого и других законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины в сфере обороны.
Положение о Министерстве обороны Украины утверждает Президент Украины.
Порядок организации разведывательной деятельности в интересах обороны государства определяется законом.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины является главным военным органом по планированию обороны государства, управления применением Вооруженных Сил Украины, координации и контроля за выполнением задач в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, военными формированиями, созданными в соответствии с законами Украины, и правоохранительными органами в пределах, определенных этим Законом, другими законами Украины и нормативно-правовыми актами Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины в особый период является рабочим органом Ставки Верховного Главнокомандующего.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины:
прогнозирует тенденции развития форм и способов военных действий и средств вооруженной борьбы, участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере обороны, стратегии военной безопасности, обосновывает направления развития Вооруженных Сил Украины;
осуществляет стратегическое планирование применения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительные органы для обороны государства;
определяет потребности в личном составе, вооружении, военной технике, материально-технических, энергетических, финансовых, информационных ресурсах, продовольствии, земельных и водных участках, коммуникациях, фондах и имуществе, необходимых для надлежащего выполнения задач Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями, контролирует полноту и качество их получения;
осуществляет руководство в сфере обороны и обеспечения общественного порядка в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение в пределах, определенных соответствующим законом;
участвует в создании и контролирует состояние системы управления государством в период;
доводит до Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, а в особый период - и к министерств и других центральных органов исполнительной власти, советов обороны Автономной Республики Крым и областей, городов Киева и Севастополя директивы и приказы Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины по вопросам обороны, организует их выполнение и осуществляет контроль за их реализацией;
участвует в организации и контролирует подготовку системы связи, коммуникаций и в целом территории государства к обороне;
участвует в разработке мобилизационного плана государства, контролирует состояние мобилизационной подготовки государственных органов, органов местного самоуправления, отраслей экономики, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и выполнения ими мобилизационных задач в особый период;
организует стратегическое развертывание Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, взаимодействие с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, советами обороны Автономной Республики Крым и областей, городов Киева и Севастополя во время выполнения задач обороны государства;
участвует в организации использования и контроля за воздушным, водным и информационным пространством государства и осуществляет его в особый период;
осуществляет контроль за состоянием боевой и мобилизационной готовности и боеспособности органов управления, соединений, частей, учреждений и организаций военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, предназначенных для подчинения органам военного управления в особый период и для выполнения задач территориальной обороны ;
организует комплектование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и соответствующих правоохранительных органов военнослужащими, призыв граждан на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы, накопления вийськовонавчених человеческих ресурсов;
проводит разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах поддержания в готовности и боевого применения Вооруженных Сил Украины, для чего имеет в своем составе соответствующее структурное подразделение;
организует подготовку Вооруженных Сил Украины к выполнению возложенных на них задач, осуществляет координацию и контроль подготовки других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов к выполнению задач по обороне Украины;
организует использование национальной системы связи в интересах обороны, осуществляет в соответствии с законом управления и регулирования в области использования радиочастотного ресурса, выделенного для целей обороны;
организует применение средств государственного распознавания в государственных органах, Вооруженных Силах Украины, других военных формированиях, образованных в соответствии с законами Украины, использование этих средств на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности;
планирует и осуществляет контроль за военными перевозками всех видов в государстве в особый период, а также перевозками, осуществляемыми для Вооруженных Сил Украины в мирное время;
осуществляет в пределах своей компетенции международное военное сотрудничество с вооруженными силами других государств, участвует в международном сотрудничестве по военно-политическим, военно-техническим и другим направлениям, обеспечивает подготовку и участие национального контингента и национального персонала Вооруженных Сил Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности;
разрабатывает и применяет военные стандарты в пределах своих полномочий;
обеспечивает согласно международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями инспекционную деятельность на территории Украины и за ее пределами, собирает, обрабатывает информацию и сообщения в соответствии с этими международными договорами независимо от подчиненности объектов инспектирования;
реализует иные полномочия, вытекающие из этого и других законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины организует свою деятельность в соответствии с Положением, которое утверждает Президент Украины.
Участие в обороне государства вместе с Вооруженными Силами Украины принимают в пределах своих полномочий другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины, Государственная специальная служба транспорта, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, а также соответствующие правоохранительные органы.
Деятельность и управление другими военными формированиями, созданными в соответствии с законами Украины, и правоохранительными органами, которые в соответствии со своими полномочиями принимают участие в обороне государства, осуществляются в соответствии с законодательством.
Другие воинские формирования, образованные в соответствии с законами Украины, и соответствующие правоохранительные органы:
согласовывают с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины их программы в части, касающейся обороны государства, а также планы подготовки их органов управления, соединений и частей, предназначенных для подчинения органам военного управления в особый период и выполнения задач территориальной обороны;
осуществляют под руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Украины планирование применения органов управления, соединений и частей, предназначенных для подчинения органам военного управления Вооруженных Сил Украины в особый период и выполнения задач территориальной обороны, оказывают Генеральному штабу Вооруженных Сил Украины необходимую для этой работы информацию;
осуществляют вместе с Вооруженными Силами Украины подготовку и обеспечивают готовность к совместным действиям в целях обороны, участвуют в создании единой системы управления и всестороннего обеспечения на период; согласовывают с Генеральным штабом оперативно-стратегические требования к вооружению и военной техники, военно-технического имущества, его качественные и количественные показатели, совместно с Министерством обороны Украины разрабатывают государственную программу развития вооружения и военной техники и формируют государственный оборонный заказ;
согласовывают с Министерством обороны Украины программы подготовки военных кадров, принимают меры по оптимизации системы военного образования;
участвуют в подготовке граждан Украины к военной службе, в том числе допризывной подготовке молодежи, подготовке призывников по военно-техническим специальностям, обеспечении призыва на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы и по мобилизации, а также в военно- патриотическом воспитании граждан Украины;
обеспечивают осуществление соответствующих мероприятий по подготовке территории Украины к обороне;
участвуют в выполнении задач территориальной обороны, способствуют обеспечению правового режима военного положения;
разрабатывают и применяют военные стандарты в пределах своих полномочий;
способствуют Вооруженным Силам Украины в выполнении ими задач, осуществляют их приоритетное обеспечение и иные полномочия в сфере обороны Украины согласно законодательству.
В особый период соответствующим органам военного управления Вооруженных Сил Украины подчиняются определенные в установленном порядке Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины органы управления, соединения, части и учреждения других военных формирований.
Министерства центральные и другие органы исполнительной власти во взаимодействии с Министерством обороны Украины в пределах своих полномочий:
организуют и обеспечивают выполнение законодательства в сфере обороны, способствуют Вооруженным Силам Украины в выполнении ими задач, осуществляют их надлежащее обеспечение по направлениям деятельности;
согласовывают с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины и обеспечивают проведение мероприятий по развитию системы связи, дорог, транспорта, других объектов инфраструктуры и территории государства и подготовки своих отраслей к обороне, обеспечивают их территориальную оборону в пределах своих полномочий;
обеспечивают по заказу Министерства обороны Украины, других центральных органов исполнительной власти, которые осуществляют руководство военными формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, и правоохранительными органами, подготовку офицеров запаса в высших учебных заведениях, которые принадлежат к сфере их управления;
планируют, организуют и контролируют выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке соответствующих органов управления, учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности соответствующих отраслей национальной экономики, создают и содержат определенные Кабинетом Министров Украины резервы материальных и финансовых ресурсов;
организуют работу, связанную с военно-патриотическим воспитанием граждан Украины, оказывают помощь общественным организациям, деятельность которых направлена на укрепление обороноспособности государства и военно-патриотическое воспитание граждан Украины;
участвуют в формировании и реализации государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, развития вооружения и военной техники, других программ (планов) по вопросам обороны;
согласовывают с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины вопрос использования воздушного, водного и информационного пространства государства;
организуют разработку и выполнение программ по созданию новых и модернизации существующих образцов вооружения и военной техники, военного имущества, создание производственных мощностей для их выпуска, приобретения опыта в области науки, техники и технологий и внедрения его в производство оборонной продукции;
обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа;
обеспечивают выполнение законодательства о социально-экономическую защиту граждан Украины в связи с прохождением военной службы;
разрабатывают и применяют военные стандарты;
осуществляют согласно законодательству другие полномочия в сфере обороны Украины.
Функции органов, проводящих разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах национальной безопасности, определяются Положением об этих органах, утверждаемым Президентом Украины.
Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации, обеспечивая на соответствующей территории выполнения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти по вопросам обороны:
организуют и выполняют задачи территориальной обороны;
решают вопросы организации гражданской защиты, выполнения органами управления по делам гражданской защиты возложенных на них задач;
организуют предоставление предприятиями, учреждениями и организациями коммунально-бытовых услуг и ресурсов, производство и поставку продукции, электро-и теплоэнергии Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям на договорных началах;
предоставляют в определенном законодательством порядке частям, предприятиям, учреждениям и организациям и учебным заведениям Вооруженных Сил Украины и другим военным формированиям служебные помещения и жилую площадь как в мирное, так и в военное время;
организуют воинский учет и подготовку граждан Украины к военной службе, в том числе допризывной подготовке молодежи, подготовку призывников по военно-техническим специальностям и военно-патриотического воспитания, обеспечивающих их призыв на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы и во время мобилизации;
выполняют предусмотренные законодательством меры по мобилизационной подготовке и проведению мобилизации на соответствующей территории, в том числе осуществление контроля за состоянием мобилизационной готовности предприятий, учреждений и организаций, являющихся объектами общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах и находятся в управлении районных и областных советов или относятся к имуществу Автономной Республики Крым или предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которые в установленном порядке привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);
реализуют право на социально-экономическое и социально-правовой защите военнослужащих и лиц, уволенных в запас или в отставку, членов их семей, а также членов семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, стали лицами с инвалидностью во время прохождения военной службы или попали в плен в ходе боевых действий (войны) или во время участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности;
осуществляют иные полномочия в области оборонной работы, предусмотренные законодательством.
В особый период для руководства выполнением на соответствующей территории мероприятий по обороне Украины решением Совета министров Автономной Республики Крым, областных государственных администраций, государственных администраций городов Киева и Севастополя образуются совета обороны Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Положение о советах обороны Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в области оборонной работы обеспечивают:
подготовку граждан к военной службе, а также общее военное обучение в военное время;
приписке граждан к призывным участкам, воинский учет военнообязанных и призывников;
призыв граждан на срочную военную службу;
направление граждан на учебные (или проверочные) и специальные сборы;
организацию и участие в осуществлении на соответствующей территории мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой, территориальной обороной и гражданской защитой;
бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
проведения мобилизации людских, транспортных и других ресурсов в особый период;
осуществление контроля за использованием и охраной предоставленных в установленном порядке для нужд обороны земельных, водных и других природных ресурсов в соответствии с законодательством;
решения в соответствии с законодательством вопросов, связанных с предоставлением частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных Сил Украины и другим воинским формированиям, образованным в соответствии с законами Украины, и правоохранительным органам служебных помещений и жилой площади, других объектов, осуществлением контроля за их использованием , предоставлением коммунально-бытовых и других услуг;
организацию производства и поставки войскам предприятиями и организациями, которые принадлежат к коммунальной собственности, заказанной продукции, энергетических и других ресурсов;
содействие в поддержании соответствующего режима в пограничной полосе и в контролируемых пограничных районах;
проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Украины;
осуществление иных полномочий в области оборонной работы, предусмотренных законами.
Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является конституционной обязанностью граждан Украины.
Граждане Украины мужского пола, годные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, а женского пола - также по соответствующей профессиональной подготовкой, должны выполнять воинский долг согласно законодательству.
Граждане проходят военную службу, службу в военном резерве и выполняют воинский долг в запасе соответствии с законодательством.
Граждане, которые проходят государственную военную службу и службу в военном резерве в Вооруженных Силах Украины, при исполнении обязанностей службы носят военную форму одежды, им пожизненно устанавливаются законом воинские звания. Порядок лишения воинского звания определяется законом.
В условиях военного положения в соответствии с законом допускается принудительное изъятие частного имущества и отчуждение объектов права частной собственности граждан с последующим полным возмещением их стоимости в порядке и сроки, установленные Кабинетом Министров Украины.
Граждане Украины в установленном законом порядке могут создавать общественные организации для содействия укреплению обороны государства.
Территориальная оборона Украины является системой общегосударственных военных и специальных мероприятий, осуществляемых в период с задачами:
охраны и защиты государственной границы;
обеспечение условий для надежного функционирования органов государственной власти, органов военного управления, стратегического (оперативного) развертывания войск (сил);
охраны и обороны важных объектов и коммуникаций;
борьбы с диверсионно-разведывательными силами, другими вооруженными формированиями агрессора и антигосударственными незаконно образованными вооруженными формированиями;
{Абзац шестой части первой статьи 18 исключен на основании Закона № 803-VI от 25.12.2008}
{Абзац седьмой части первой статьи 18 исключен на основании Закона № 803-VI от 25.12.2008}
поддержание правового режима военного положения.
Территориальную оборону на всей территории Украины организует Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, на территории Автономной Республики Крым, областей, в городах Киеве и Севастополе - соответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в пределах своих полномочий.
Непосредственное руководство территориальной обороной государства осуществляет начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины.
К выполнению задач территориальной обороны в пределах их полномочий привлекаются Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины, органы Национальной полиции, подразделения Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и соответствующие правоохранительные органы.
Основные задачи, мероприятия по подготовке и ведению территориальной обороны, полномочия Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, воинских формирований и основы их взаимодействия определяются Положением о территориальной обороне Украины , которое утверждает Президент Украины.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства и других нормативно-правовых актов в сфере обороны Украины, несут ответственность согласно закону.
раздел V
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок:
подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.