Закон Украины Об обращениях граждан

Р а з д е л I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Обращения граждан

Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении.

Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности, а также лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины имеют право подавать обращения, не касающиеся их служебной деятельности.

{Часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1254-VI от 14.04.2009}

Лица, не являющиеся гражданами Украины и законно находящиеся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращений, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами.

Статья 2. Законодательство об обращении граждан

Законодательство Украины об обращении граждан включает настоящий Закон и иные акты законодательства, которые выдаются в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом.

Обращение вкладчиков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц по выплате Фондом возмещения в пределах гарантированной суммы рассматриваются в порядке, установленном законодательством о системе гарантирования вкладов физических лиц.



Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе

Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления и жалобы.

Предложение - обращение граждан, где высказываются советы, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление - обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п..

Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.

Статья 4. Решения, действия (бездействие), которые могут быть обжалованы

К решениям, действиям, которые могут быть обжалованы, относятся в сфере управленческой деятельности, вследствие которых:

нарушены права и законные интересы или свободы гражданина;

созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;

незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 5. Требования к обращению

Обращения адресуются органам государственной власти и органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, объединениям граждан или должностным лицам, в полномочия которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение может быть подано отдельным лицом (индивидуальное) или группой лиц (коллективное).

Особой формой коллективного обращения граждан к Президенту Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления является электронная петиция, которая подается и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 23-1 настоящего Закона.

Обращение может быть устным или письменным.

Устное обращение излагается гражданином на личном приеме или с помощью средств телефонной связи через определенные контактные центры, телефонные "горячие линии" и записывается (регистрируется) должностным лицом.

Письменное обращение направляется по почте или передается гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством. Письменное обращение также может быть направлено с использованием сети Интернет, средств электронной связи (электронная обращения).

В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. В электронном обращении также должно быть указано электронной почты, на который заявителю может быть направлено ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применение электронной цифровой подписи при отправке электронного обращения не требуется.

Обращение, оформленное без соблюдения указанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 7 настоящего Закона.

Обращение о предоставлении бесплатной правовой помощи рассматриваются в порядке, установленном законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи.



Статья 6. Язык обращений и решений и ответов на них

Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц украинского или другом языке, приемлемом для сторон.

Решение по обращениям граждан и ответы на них оформляются в соответствии с требованиями законодательства о языках. Такие решения и ответы могут быть изложены в переводе языком общения заявителя.

Статья 7. Запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения

Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению.

Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения.

Если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан или должностными лицами обращении, не входят в их полномочия, оно в срок не более пяти дней пересылается ими по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение. В случае если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.

Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются.

Статья 8. Обращения, не подлежат рассмотрению и разрешению

Письменное обращение без указания местожительства, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также те обращения, сроки рассмотрения которых предусмотрен статьей 17 настоящего Закона, и обращения лиц, признанных судом недееспособными.

{Положение части второй статьи 8, по которому рассматриваются "обращения лиц, признанных судом недееспособными", признан не соответствующим Конституции Украины (неконституционным) согласно решению Конституционного Суда № 8-р / 2018 от 11.10.2018}

Решение о прекращении рассмотрения такого обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, подавшему обращение.



Статья 9. Запрет преследования граждан за представление обращения и недопустимость принуждения их к его представления

Запрещается преследование граждан и членов их семей за представление обращения к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц за критику в обращении их деятельности и решений.

Никто не может быть принужден к подаче собственного или подписания коллективного обращения или участия в акциях в поддержку обращений других лиц или организаций.

Статья 10. Запрет разглашения сведений, содержащихся в обращениях

Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную или иную тайну, охраняемую законом, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснение данных о личности гражданина, не касающихся обращения. По просьбе гражданина, высказанное в устной форме или указанной в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилия, место жительства и работы.

Этот запрет не распространяется на случаи сообщения информации, содержащейся в обращении, лицам, которые имеют отношение к решению дела.

Статья 11. Обращение к объединениям граждан

Полученные объединениями граждан обращения с замечаниями и предложениями относительно их деятельности рассматриваются этими объединениями и их органами в соответствии с уставами объединений, а заявления и жалобы на ущемление или нарушение ими прав граждан - согласно этому Закону.

Статья 12. Сфера применения настоящего Закона

Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовным процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством, законодательством о защите экономической конкуренции, законами Украины "О судоустройстве и статусе судей" и "О доступе к судебным решениям», Кодексом административного судопроизводства Украины, законами Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", "Об исполнительном производстве".



Статья 13. Делопроизводство по обращениям граждан

Делопроизводство по обращениям граждан ведется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Р а з д е л II
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Статья 14. Рассмотрение предложений (замечаний) граждан

Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения.

Предложения (замечания) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, лиц с инвалидностью вследствие войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично.



Статья 15. Рассмотрение заявлений (ходатайств)

Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений, обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, сообщать гражданам о результатах рассмотрения заявлений.

Заявления (ходатайства) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, лиц с инвалидностью вследствие войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций лично.

Ответ по результатам рассмотрения заявлений в обязательном порядке дается тем органом, который получил эти заявления и в компетенцию которого входит решение поставленных в заявлениях вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности.

Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.



Статья 16. Рассмотрение жалоб граждан

Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующего законодательства, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд.

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, лиц с инвалидностью вследствие войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично.

Жалобы на решения общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, а также на решения высших государственных органов решаются в судебном порядке.

Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо. Жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями.

{Положения второго предложения части четвертой статьи 16 относительно обращения с жалобой в интересах недееспособных лиц только их законными представителями признан не соответствующим Конституции Украины (неконституционным) согласно решению Конституционного Суда № 8-р / 2018 от 11.10.2018}

Жалоба в интересах гражданина по его полномочию, оформленному в установленном законом порядке, может быть подана другим лицом, трудовым коллективом или организацией, осуществляющей правозащитную деятельность.

К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, которые принимались по его обращению ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, после ее рассмотрения возвращаются гражданину.

Особенности рассмотрения жалоб граждан на решения, действия или бездействие государственных регистраторов прав на недвижимое имущество определяются Законом Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений".

Особенности рассмотрения жалоб граждан на регистрационные действия, отказ в государственной регистрации, бездействие государственного регистратора определяются Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований".



Статья 17. Срок подачи жалобы

Жалоба на решение, оспаривалось, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

Решение высшего государственного органа, который рассматривал жалобу, случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суд в срок, предусмотренный законодательством Украины.

Статья 18. Права гражданина при рассмотрении заявления или жалобы

Гражданин, который обратился с заявлением или жалобой в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, должностных лиц, имеет право:

лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;

знакомиться с материалами проверки;

представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу;

присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;

пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;

высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления или жалобы;

требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

Статья 19. Обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, их руководителей и других должностных лиц по рассмотрению заявлений или жалоб

Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:

объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы;

в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления или жалобы составить об этом мотивированное постановление, от 20.01.2005)

по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу;

отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или иным нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;

обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;

письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и сути принятого решения;

принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если они были нанесены гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принято решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина;

в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по ним решения;

не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;

лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры к устранению причин, их порождающих, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.

В случае необходимости и при наличии возможностей рассмотрение обращений граждан возлагается на должностное лицо или подразделение служебного аппарата, специально уполномоченные осуществлять эту работу, в пределах бюджетных ассигнований. Это положение не отменяет требования абзаца девятого части первой настоящей статьи.

Статья 20. Срок рассмотрения обращений граждан

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного этой статьей срока.

Обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

Статья 21. Бесплатность рассмотрения обращения

Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращение граждан, не взимая платы.

Статья 22. Личный прием граждан

Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан обязаны проводить личный прием граждан.

Прием проводится регулярно в установленные дни и часы, в удобное для граждан время, по месту их работы и жительства. Графики приема доводятся до сведения граждан.

Порядок приема граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, объединениях граждан определяется их руководителями.

Все обращения граждан на личном приеме регистрируются. Если решить затронутые в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно, оно рассматривается в том же порядке, что и письменное обращение. О результатах рассмотрения гражданину сообщается письменно или устно, по желанию гражданина.

Статья 23. Организация приема граждан высшими должностными лицами

Высшие должностные лица государства - Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины - осуществляют прием в установленном ими порядке.

Статья 23-1. Электронная петиция, порядок ее представления и рассмотрения

Граждане могут обратиться к Президенту Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления с электронными петициями через официальный сайт органа, которому оно адресовано, или веб-сайт общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронной петиции.

В электронной петиции должно быть изложена суть обращения, указаны фамилия, имя, отчество автора (инициатора) электронной петиции, адрес электронной почты. На сайте соответствующего органа или общественного объединения, осуществляет сбор подписей, обязательно указываются дата начала сбора подписей и информация об общем количестве и перечне лиц, подписавших электронную петицию.

Электронная петиция не может содержать призывы к свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, призывы к совершению террористических актов, посягательство на права и свободы человека.

Ответственность за содержание электронной петиции несет автор (инициатор) электронной петиции.

Для создания электронной петиции к Президенту Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления ее автор (инициатор) заполняет специальную форму на официальном сайте органа, которому оно адресовано, или сайте общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронных петиций, и размещает текст электронной петиции.

Электронная петиция публикуется на официальном сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления или на сайте общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронных петиций, в течение двух рабочих дней со дня направления ее автором (инициатором).

В случае несоответствия электронной петиции установленным требованиям обнародования такой петиции не осуществляется, о чем сообщается автору (инициатору) не позднее срока, установленного для обнародования.

Дата опубликования электронной петиции на официальном сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, соответствующего органа местного самоуправления или на сайте общественного объединения является датой начала сбора подписей в ее поддержку.

Соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения во время сбора подписей в поддержку электронной петиции обязаны обеспечить:

бесплатность доступа и пользования информационно-телекоммуникационной системой, с помощью которой осуществляется сбор подписей;

электронную регистрацию граждан для подписания петиции;

недопущения автоматического ввода информации, в том числе подписание электронной петиции, без участия гражданина;

фиксацию даты и времени обнародования электронной петиции и подписания его гражданином.

Электронная петиция, которая в установленный срок не набрала необходимого количества голосов в ее поддержку, после окончания срока сбора подписей в ее поддержку рассматривается как обращение граждан в соответствии с настоящим Законом.

Электронная петиция, адресованная соответственно Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, рассматривается в порядке, установленном настоящей статьей, при условии сбора на ее поддержку не менее 25000 подписей граждан в течение не более трех месяцев со дня опубликования петиции.

Требования к количеству подписей граждан в поддержку электронной петиции в орган местного самоуправления и срока сбора подписей определяются уставом территориальной общины.

Электронная петиция, сбор подписей в поддержку которой осуществлялся через веб-сайт общественного объединения и которая в течение установленного срока набрала необходимое количество подписей в ее поддержку, не позднее следующего дня после вступления необходимого количества подписей направляется общественным объединением органа, которому адресована петиция, с указанием информации о дате начала сбора подписей, дату направления электронной петиции, общее количество и перечень лиц, которые подписали электронную петицию (или ссылки на источник такой инф рмации в сети Интернет), срок сбора подписей, название и адрес электронной почты общественного объединения.

Информация о начале рассмотрения электронной петиции, которая в установленный срок набрала необходимое количество голосов в ее поддержку, публикуется на официальном сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, соответствующего органа местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня после вступления необходимого количества подписей в поддержку петиции, а в случае получения электронной петиции от общественного объединения - не позднее чем через два рабочих дня после получения такой петиции.

Рассмотрение электронной петиции осуществляется безотлагательно, но не позднее десяти рабочих дней со дня опубликования информации о начале его рассмотрения.

Если электронная петиция содержит ходатайство о рассмотрение на парламентских слушаниях в Верховной Раде Украины или общественных слушаниях соответствующей территориальной общины, автор (инициатор) петиции вправе представить электронную петицию на таких слушаниях. В таком случае срок рассмотрения электронной петиции продлевается на срок, необходимый для проведения соответствующих слушаний.

Порядок рассмотрения электронной петиции, адресованной Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органа местного самоуправления, определяется в соответствии Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, местным советом.

О поддержке или не поддержке электронной петиции публично объявляется на официальном сайте Президентом Украины - относительно электронной петиции, адресованной Президенту Украины, Председателем Верховной Рады Украины - по электронной петиции, адресованной Верховной Раде Украины, Премьер-министром Украины - по электронной петиции, адресованной Кабинета Министров Украины, председателем соответствующего местного совета - по электронной петиции, адресованной органа местного самоуправления.

В ответе на электронную петицию сообщается о результатах рассмотрения затронутых в ней вопросов с соответствующим обоснованием.

Ответ на электронную петицию не позднее следующего рабочего дня после окончания ее рассмотрения публикуется на официальном сайте органа, которому она была адресована, а также направляется в письменном виде автору (инициатору) электронной петиции и соответствующем общественному объединению, которое осуществляло сбор подписей в поддержку соответствующей электронной петиции.

В случае признания целесообразным изложенные в электронной петиции предложения могут реализовываться органом, которому оно адресовано, путем принятия по вопросам, отнесенным к его компетенции, соответствующего решения. Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, народными депутатами Украины по результатам рассмотрения электронной петиции могут разрабатываться и вноситься в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты, направленные на решение поставленных в петиции вопросов.

Информация о количестве подписей, полученных в поддержку электронной петиции, и сроки их сбора сохраняется не менее трех лет со дня обнародования петиции.



Р а з д е л III
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАН
Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращениях граждан

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

Статья 25. Возмещение убытков гражданину в связи с нарушением требований настоящего Закона при рассмотрении его жалобы

В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке.

Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения морального ущерба в денежном выражении определяется судом.

Статья 26. Ответственность граждан за представление обращений противоправного характера

Представление гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и других действий, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 27. Возмещение расходов по проверке обращений, содержащих заведомо ложные сведения

Затраты, произведенные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности, объединений граждан, средствами массовой информации в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда .

Статья 28. Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан

Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан в соответствии со своими полномочиями осуществляют Верховная Рада Украины, народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные комитеты, депутаты местных советов, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти относительно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

{Статья 29 исключена на основании Закона № 1697-VII от 14.10.2014}