Закон Украины О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности
Статья 1. Определение терминов
В этом Законе термины употребляются в таком значении:
аннулирование лицензии - лишение лицензиата органом лицензирования права на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности;
производство - деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства;
хозяйственная деятельность - любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц - предпринимателей, связанная с производством продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ;
лицензиат - субъект хозяйствования, который получил лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию;
лицензия - документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока в случае его установления Кабинетом Министров Украины при условии выполнения лицензионных условий {Абзац шестой части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759 -VI от 15.12.2009}
лицензионные условия - установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при осуществлении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию;
лицензирование - выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования;
орган лицензирования - орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, или специально уполномоченный исполнительный орган советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности;
плата за лицензию - разовый платеж, который вносится субъектом хозяйствования за получение лицензии;
повторное нарушение - совершение лицензиатом в течение срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение;
распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий - решение органа лицензирования о необходимости устранения лицензиатом в установленные сроки нарушений лицензионных условий {Абзац двенадцатый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
распоряжение об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования - решение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования о необходимости устранения органом лицензирования в установленные сроки нарушений законодательства в сфере лицензирования {Абзац тринадцатый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06 .2009}
субъект хозяйствования - зарегистрированное в установленном законодательством порядке юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее хозяйственную деятельность, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физическое лицо - предприниматель, а также инвестор, в том числе иностранный, являющегося стороной соглашения о разделе продукции в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции", его подрядчик, субподрядчик, поставщик и другой контрагент, выполняет работы, предусмотренные соглашением о разделе продукции, на основе договоров с инвестором {Определение термина "предприятие" статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2562-VI от 23.09.2010}
торговля - любые операции, осуществляемые по договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на товары.
Статья 2. Сфера действия Закона
Действие настоящего Закона распространяется на всех субъектов хозяйствования.
Виды хозяйственной деятельности, не предусмотренные в статье 9 настоящего Закона, не подлежат лицензированию.
{Статья 2 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2209-III от 11.01.2001, N 2664-III от 12.07.2001, N 2984-III от 17.01.2002, N 1280-IV от 18.11.2003, N 2800-IV от 06.09.2005, N 3317-IV от 12.01.2006, N 530-V от 22.12.2006, N 1026-V от 16.05.2007, N 2289-VI от 01.06.2010, N 2467-VI от 08.07.2010, N 2562-VI от 23.09.2010, в редакции Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере лицензирования
Основными принципами государственной политики в сфере лицензирования являются:
обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;
защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защита окружающей среды и обеспечение безопасности государства;
установление единого порядка лицензирования видов хозяйственной деятельности на территории Украины и определение его особенностей для отдельных видов хозяйственной деятельности, которые обусловлены спецификой их производства, в законах, регулирующих отношения в соответствующей сфере, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 9 настоящего Закона {Абзац четвертый части первой статьи 3 в редакции Закона N 1571-VI от 25.06.2009 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2608-VI от 19.10.2010}
установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию;
введение лицензирования отдельного вида хозяйственной деятельности в случае недостаточности других средств государственного регулирования хозяйственной деятельности, определенных соответствующим законом. {Часть первую статьи 3 дополнен абзацем шестым согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
Лицензирование не может использоваться для ограничения конкуренции в осуществлении хозяйственной деятельности.
Лицензия является единственным документом разрешительного характера, который дает право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, в соответствии с законодательством подлежит ограничению.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере лицензирования
Верховная Рада Украины определяет основные направления государственной политики в сфере лицензирования, законодательные основы ее реализации.
Реализацию государственной политики в сфере лицензирования осуществляет Кабинет Министров Украины, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, определенные Кабинетом Министров Украины, специально уполномоченные исполнительные органы советов, уполномоченные осуществлять лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности.
Разработку и реализацию государственной политики лицензирования телерадиовещания осуществляет Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.
Статья 4 дополнена частью третьей согласно Закону N 3317-IV от 12.01.2006
Статья 5. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования
Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования:
разрабатывает основные направления развития лицензирования;
разрабатывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;
согласовывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования, которые разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти;
обобщает практику применения нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;
осуществляет надзор за соблюдением органами лицензирования законодательства в сфере лицензирования и дает разъяснения по его применению {Абзац шестой части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
осуществляет методическое руководство, информационное обеспечение деятельности органов лицензирования;
определяет формы документов в сфере лицензирования и правила их оформления;
согласовывает по представлению органа лицензирования лицензионные условия осуществления определенного вида хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом; {Абзац девятый части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2340-IV от 13.01.2005 , N 1571-VI от 25.06.2009}
формирует экспертно-апелляционный совет;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по лицензированию;
ведет Единый лицензионный реестр;
организует заказ, снабжение, учет и отчетность расходования бланков лицензий;
выдает предписания об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования. {Абзац четырнадцатый части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
{Абзац пятнадцатый части первой статьи 5 исключен на основании Закона N 1571-VI от 25.06.2009}
Для обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по лицензированию специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования осуществляет разработку учебных программ, методических рекомендаций и пособий, устанавливает порядок подготовки и аттестации специалистов по лицензированию.
Для осуществления своих полномочий специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования имеет свои территориальные органы, которые действуют на основании положений, которые утверждаются специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.
Распоряжение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами всех форм собственности, а также физическими лицами - предпринимателями.
Распоряжение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования могут быть обжалованы в суд.
Статья 6. Орган лицензирования
Орган лицензирования:
обеспечивает выполнение законодательства в сфере лицензирования;
утверждает лицензионные условия осуществления определенного вида хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением по согласованию со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом; {Абзац третий части первой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2340-IV от 13.01.2005, в редакции Закона N 1571-VI от 25.06.2009}
выдает и переоформляет лицензии, выдает дубликаты лицензий на определенный вид хозяйственной деятельности, принимает решение о признании лицензий недействительными;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий;
выдает распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий;
аннулирует лицензии на определенный вид хозяйственной деятельности;
формирует и ведет лицензионный реестр.
Орган лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, осуществляющий предусмотренные настоящей статьей полномочия, может делегировать их своим структурным территориальным подразделениям.
Полномочия органа лицензирования не могут быть делегированы другим лицам, в том числе созданным органом лицензирования, кроме случая, предусмотренного настоящим Законом. В случае если Кабинет Министров Украины определяет органом лицензирования Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующие полномочия по решению Совета министров Автономной Республики Крым могут передаваться соответствующим министерствам и республиканским комитетам Автономной Республики Крым.
{Часть третья статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
Орган лицензирования не может поручать другим лицам определять возможность субъектов ведения хозяйства выполнять лицензионные условия согласно поданным документам.
Финансирование органа лицензирования осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины или местного бюджета.
Статья 7. Экспертно-апелляционный совет
Экспертно-апелляционный совет является коллегиальным органом, созданным при специально уполномоченном органе по вопросам лицензирования. В своей деятельности экспертно-апелляционный совет руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.
Решение экспертно-апелляционного совета имеют характер экспертных выводов и являются обязательными для рассмотрения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.
К компетенции экспертно-апелляционного совета относятся:
экспертиза проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти по вопросам лицензирования;
разработка рекомендаций из основных проблем государственной политики в сфере лицензирования;
предоставлении предварительных выводов относительно предложений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан и предпринимателей относительно целесообразности введения лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности или его отмены;
рассмотрение заявлений, претензий и жалоб субъектов хозяйствования на решения органов лицензирования относительно нарушения этими органами законодательства в сфере лицензирования;
анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию лицензирования.
Состав экспертно-апелляционного совета формируется из государственных служащих, ученых, других специалистов и представителей общественных организаций. Положение об экспертно-апелляционном совете и его состав утверждается Кабинетом Министров Украины.
Экспертно-апелляционный совет возглавляет председатель специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.
В состав экспертно-апелляционного совета привлекаются независимые эксперты и представители общественных организаций в количестве не менее чем двадцать процентов общего количества членов этого совета.
Организационное, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертно-апелляционного совета осуществляет специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования.
Экспертно-апелляционный совет имеет право привлекать для консультаций и экспертизы государственных служащих, ученых и других специалистов на общественных началах.
Проекты нормативно-правовых актов, предложения и обращения рассматриваются экспертно-апелляционным советом в течение двадцати рабочих дней со дня их регистрации в специально уполномоченном органе по вопросам лицензирования.
Решение экспертно-апелляционного совета принимается большинством голосов от общего числа членов экспертно-апелляционного совета.
По результатам рассмотрения представленных проектов нормативно-правовых актов, предложений и обращений принимается решение экспертно-апелляционного совета, которое оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем экспертно-апелляционного совета.
Решение экспертно-апелляционного совета по вопросам обращений является основанием для издания специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования распоряжения об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования, допущенных органом лицензирования.
Статья 8. Лицензионные условия
Лицензионные условия являются нормативно-правовым актом, положения которого устанавливают квалификационные, организационные, технологические и другие требования для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности.
Субъект хозяйствования обязан осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, в соответствии с установленными для этого вида деятельности лицензионных условий.
В лицензионные условия относительно видов хозяйственной деятельности, для осуществления которых необходимы специальные знания, включаются квалификационные требования к работникам субъектов хозяйствования - юридических лиц и в физических лиц - предпринимателей.
В случае если для осуществления определенных видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, необходимы особые требования относительно зданий, помещений, оборудования, других технических средств, такие требования включаются в лицензионные условия.
В лицензионных условиях устанавливается требование к субъекту хозяйствования о необходимости уведомления органа лицензирования об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, в определенный настоящим Законом срок.
{Часть статьи 8 исключен на основании Закона N 1571-VI от 25.06.2009}
{Часть седьмая статьи 8 исключен на основании Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
В случае если субъект хозяйствования осуществляет вид хозяйственной деятельности, указанный в части третьей статьи 9 настоящего Закона, не в полном объеме, а частично, лицензионные условия распространяются на субъекта хозяйствования исключительно в части, устанавливающей требования к осуществлению хозяйственной деятельности, указанной в лицензии.
{Часть восьмая статьи 8 в редакции Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
Лицензионные условия и изменения к лицензионным условиям подлежат обнародованию в порядке, установленном законодательством, и вступают в силу через десять дней с даты государственной регистрации нормативно-правового акта, если в нем не предусмотрен более поздний срок вступления в силу.
Статья 8 дополнена частью по закону N 1759-VI от 15.12.2009
Статья 9. Виды хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию
Соответствии со специальными законами лицензированию подлежат такие виды хозяйственной деятельности:
1) банковская деятельность;
2) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
3) по предоставлению финансовых услуг;
4) внешнеэкономическая деятельность;
5) деятельность в области телевидения и радиовещания;
6) деятельность в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии;
7) деятельность в сфере образования;
8) деятельность в сфере интеллектуальной собственности;
9) производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями;
10) деятельность в сфере телекоммуникаций;
11) строительная деятельность.
Согласно этому Закону с учетом особенностей, определенных Законом Украины "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах", лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Согласно этому Закону лицензированию подлежат такие виды хозяйственной деятельности:
1) производство и ремонт огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду, торговля огнестрельным оружием невоенного назначения и боеприпасами к нему, холодным оружием, пневматическим оружием калибра более 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду;
2) производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
3) производство особо опасных химических веществ, операции в сфере обращения с опасными отходами, сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья, которые определяются Кабинетом Министров Украины);
4) добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;
5) производство лекарственных средств, оптовая, розничная торговля лекарственными средствами;
6) производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами;
7) торговля пестицидами и агрохимикатами;
8) производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продажа;
9) разработка, изготовление специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, другими средствами негласного получения информации;
10) предоставление услуг в области криптографической защиты информации, торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации;
11) внедрение, ввоз, вывоз голографических защитных элементов;
12) предоставление услуг в области технической защиты информации, определяется Кабинетом Министров Украины);
13) изготовление бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности;
14) транспортировка нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом, транспортировка природного, нефтяного газа и газа угольных месторождений трубопроводами и их распределение;
15) поставка природного газа, газа угольных месторождений по регулируемому и нерегулируемому тарифу;
16) хранение природного газа, газа угольных месторождений в объемах, превышающих уровень, установленный лицензионными условиями;
17) централизованное водоснабжение и водоотвод;
18) разработка, испытание, производство, эксплуатация ракет-носителей, космических аппаратов и их составных частей, наземного комплекса управления космическими аппаратами и его составных частей;
19) культивирование растений, включенных в таблицу I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденного Кабинетом Министров Украины, разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, приобретение, реализация, ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, использование, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в указанный Перечень;
20) медицинская практика;
21) переработка донорской крови и ее компонентов, изготовление из них препаратов, кроме деятельности банков пуповинной крови, других тканей и клеток человека;
22) деятельность банков пуповинной крови, других тканей и клеток человека согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Украины;
23) ветеринарная практика;
24) выпуск и проведение лотерей;
{Абзац статьи 9 вступает в силу со дня отмены моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей - см.. пункт 1 раздела II Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
25) предоставление услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа воздушным, речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом;
26) заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов;
27) сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;
28) оказание услуг и выполнение работ противопожарного назначения;
29) предоставление услуг по охране собственности и граждан;
30) туроператорская деятельность;
31) деятельность арбитражных управляющих;
32) посредничество в трудоустройстве на работу за границей;
33) проведение работ по землеустройству, землеоценочных работ и земельных торгов;
34) деятельность, связанная с промышленным выловом рыбы, кроме внутренних водоемов хозяйств;
35) деятельность таможенного брокера;
36) производство, экспорт и импорт дисков для лазерных систем считывания, матриц;
37) торговля племенными ресурсами, проведение генетической экспертизы происхождения и аномалий животных;
38) проведение фумигации объектов регулирования, определенных Законом Украины "О карантине растений", перемещаемых через государственную границу Украины и карантинные зоны;
39) деятельность, связанная с производством, торговлей пиротехническими средствами;
40) деятельность, связанная с предоставлением услуг стрельбищами невоенного назначения и функционированием охотничьих стендов;
41) разработка, изготовление, реализация, ремонт, модернизация и утилизация вооружения, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему;
42) производство тепловой энергии, транспортировке ее магистральными и местными тепловыми сетями и снабжение тепловой энергии;
43) сбор и использование информации, которая составляет кредитную историю;
44) генетически-инженерная деятельность в замкнутой системе;
45) торговля жидким топливом из биомассы и биогаза.
{Статья 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1969 III от 21.09.2000, N 2209-III от 11.01.2001, N 2344-III от 05.04.2001, N 2745-III от 04.10.2001, N 2759-III от 04.10.2001, N 2953-III от 17.01.2002, N 2984-III от 17.01.2002, N 3073-III от 07.03.2002, N 3077-III от 07.03.2002, N 546-IV от 20.02.2003, N 852-IV от 22.05.2003, N 1280-IV от 18.11.2003, N 1282-IV от 18.11.2003, N 1377-IV от 11.12.2003, N 1804-IV от 17.06.2004, N 2247-IV от 16.12.2004, N 2288-IV от 23.12.2004, N 2340-IV от 13.01.2005, N 2505-IV от 25.03.2005, N 2630-IV от 02.06.2005, N 2633-IV от 02.06.2005, N 2704-IV от 23.06.2005, N 2734-IV от 06.07.2005, N 2800-IV от 06.09.2005, N 3370-IV от 19.01.2006, N 3396-IV от 07.02.2006, N 3447-IV от 21.02 .2006, N 3503-IV от 23.02.2006, N 530-V от 22.12.2006, N 961-V от 19.04.2007, N 1026-V от 16.05.2007, N 1158-VI от 19.03.2009, N 1391 -VI от 21.05.2009, N 1392-VI от 21.05.2009, N 1571-VI от 25.06.2009, N 1759-VI от 15.12.2009, N 2374-VI от 29.06.2010, N 2467-VI от 08.07. 2010, текст статьи 9 в редакции Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
Статья 10. Документы, представляемые органу лицензирования для получения лицензии
Субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, которая лицензируется, лично или через уполномоченный им орган или лицо обращается в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца о выдаче лицензии.
В заявлении о выдаче лицензии должны содержаться следующие данные:
1) сведения о субъекте хозяйствования - заявителе:
наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей - для физического лица;
2) вид хозяйственной деятельности, указанный согласно части третьей статьи 9 настоящего Закона, на осуществление которого заявитель намеревается получить лицензию. {Пункт 2 части второй статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2608-VI от 19.10.2010}
В случае наличия у заявителя филиалов, других обособленных подразделений, которые будут осуществлять хозяйственную деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении отмечается их местонахождение.
К заявлению о выдаче лицензии прилагается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. {Часть четвертая статьи 10 в редакции Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
Для отдельных видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, к заявлению о выдаче лицензии также прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.
Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в этом Законе, кроме документов, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.
Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему, принимаются по описи, копия которой выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов органом лицензирования и подписью ответственного лица.
Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если:
заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий;
документы оформлены с нарушением требований настоящей статьи.
Об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения заявителю сообщается в письменной форме с указанием оснований оставления заявления о выдаче лицензии без рассмотрения в сроки, предусмотренные для выдачи лицензии.
После устранения причин, которые были основанием для вынесения решения об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения, заявитель может повторно подать заявление о выдаче лицензии, которое рассматривается в порядке, установленном настоящим Законом.
В случае введения лицензирования нового вида хозяйственной деятельности субъект хозяйствования, осуществляющий этот вид хозяйственной деятельности, обязан подать в течение 30 рабочих дней со дня определения органа лицензирования заявление и соответствующие документы, предусмотренные настоящей статьей, для получения лицензии на осуществление этого вида хозяйственной деятельности.
Лицензия в этом случае выдается в порядке, определенном настоящим Законом. Отсутствие лицензионных условий на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, относительно которого вводится лицензирование, не является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Статья 10 дополнена частью одиннадцатой согласно Закону N 994-V от 27.04.2007
Статья 10 дополнена частью двенадцатой согласно Закону N 994-V от 27.04.2007
Статья 11. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии
Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, если специальным законом, регулирующим отношения в определенных сферах хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности.
Сообщение о принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. В решении об отказе в выдаче лицензии указываются основания такого отказа.
Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицензии являются:
недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии;
несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии.
В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления недостоверных данных в документах, представленных заявителем о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через три месяца с даты принятия решения об отказе в выдаче лицензии.
В случае отказа в выдаче лицензии на основании несоответствия заявителя лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдачи лицензии.
Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 12. Особенности проведения конкурса на получение лицензий для видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов
С целью обеспечения эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов, применение новейших технологий и оборудования, создание выгодных для государства условий эксплуатации таких ресурсов, лицензирования видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов, в случае поступления нескольких заявлений о выдаче лицензий, осуществляется только по результатам открытых конкурсов.
Порядок проведения конкурсов на получение лицензий устанавливается Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законами Украины.
Объявление о проведении конкурсов на получение лицензий дается органом лицензирования не позднее чем за шестьдесят дней до дня проведения конкурса на получение лицензии и подлежит обязательной публикации в официальных печатных изданиях.
Для участия в конкурсе на получение лицензии на конкурсной основе субъекты хозяйствования не позднее чем за тридцать календарных дней до дня проведения конкурса подают в орган лицензирования уведомление о намерении принять участие в конкурсе, а также другие документы, предусмотренные порядком проведения конкурса на получение лицензии вида деятельности, подлежащего лицензированию на конкурсной основе.
Решение о результатах конкурса оформляется протоколом и утверждается руководителем органа лицензирования в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения конкурса.
Сообщение о принятии решения о выдаче лицензии по результатам конкурса или об отказе в выдаче лицензии по результатам конкурса направляется заявителю в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты утверждения решения о результатах конкурса.
Решение о результатах конкурса может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае аннулирования лицензии, выданной по результатам конкурса, орган лицензирования в срок не позднее десяти рабочих дней с даты принятия решения о его аннулировании обязан объявить конкурс на получение лицензии, которая была аннулирована.
В случае, когда лицензиат в течение шести месяцев не осуществляет хозяйственную деятельность согласно полученной по результатам конкурса лицензии, орган лицензирования имеет право аннулировать такую лицензию.
К видам хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов, относятся:
{Абзац второй части десятой статьи 12 исключен на основании Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
добыча драгоценных металлов и драгоценных камней;
поставки природного газа по регулируемому, по нерегулируемому тарифу;
хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый лицензионными условиями.
{Абзац шестой части десятой статьи 12 исключен на основании Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
Статья 13. Сведения, содержащиеся лицензия
На территории Украины органы лицензирования используют бланки лицензии единого образца. Бланк лицензии единого образца утверждается Кабинетом Министров Украины.
Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.
В лицензии указываются:
наименование органа лицензирования, выдавшего лицензию;
вид хозяйственной деятельности, указанный согласно части третьей статьи 9 настоящего Закона, на право осуществления которого выдается лицензия {Абзац третий части третьей статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2608-VI от 19.10.2010}
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица - предпринимателя;
идентификационный код юридического лица или идентификационный номер физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей;
местонахождение юридического лица или место жительства физического лица - предпринимателя;
дата принятия и номер решения о выдаче лицензии;
срок действия лицензии в случае его установления Кабинетом Министров Украины {Абзац восьмой части третьей статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего лицензию;
дата выдачи лицензии;
наличии приложения. {Часть третья статьи 13 дополнена абзацем согласно Закону N 2953-III от 17.01.2002}
Лицензия подписывается руководителем органа лицензирования или его заместителем и заверяется печатью этого органа.
Статья 14. Выдача лицензии
Орган лицензирования должен оформить лицензию не позднее чем за три рабочих дня со дня поступления документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии.
Орган лицензирования делает отметку о дате принятия документов, подтверждающих внесение заявителем платы за выдачу лицензии, на копии описи, которая была выдана заявителю при приеме заявления о выдаче лицензии.
Если заявитель в течение тридцати календарных дней со дня направления ему уведомления о принятии решения о выдаче лицензии не подал документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии, или не обратился в орган лицензирования для получения оформленной лицензии, орган лицензирования, оформивший лицензию, имеет право отменить решение о выдаче лицензии или принять решение о признании такой лицензии недействительной.
Лицензия на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности выдается на неограниченный срок. Кабинет Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования может ограничить срок действия лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, но этот срок не может быть менее пяти лет.
{Часть четвертая статьи 14 в редакции Закона N 1759-VI от 15.12.2009}
Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, осуществляется на всей территории Украины.
Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является местный орган исполнительной власти или специально уполномоченный исполнительный орган советов, осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Для каждого филиала, каждого обособленного подразделения лицензиата, которые будут осуществлять хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицензии, которые регистрируются в журнале учета заявлений и выданных лицензий. Заверенная органом лицензирования копия лицензии является документом, подтверждающим право филиала или другого структурного подразделения лицензиата на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности на основании полученной лицензии. Копия лицензии выдается в порядке, предусмотренном статьями 10, 11 настоящего Закона и настоящей статьей для выдачи лицензии.
{Часть седьмая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
За выдачу копии лицензии взимается плата в размере одного необлагаемого минимума доходов граждан. Плата за выдачу копии лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.
В случае создания у лицензиата нового филиала, другого нового обособленного подразделения, которые будут осуществлять вид хозяйственной деятельности, согласно полученной лицензии, лицензиат должен подать в орган лицензирования заявление установленного образца о выдаче копии лицензии, а также документы в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
В случае ликвидации филиала, другого обособленного подразделения лицензиата, которые осуществляли хозяйственную деятельность согласно полученной лицензии, или в случае прекращения осуществления филиалом, другим обособленным подразделением лицензиата хозяйственной деятельности согласно полученной лицензии лицензиат обязан в течение семи рабочих дней с даты ликвидации такого филиала или другого обособленного подразделения или с даты прекращения деятельности таким филиалом или другим обособленным подразделением подать в орган лицензирования соответствующее сообщение в письменной форме. Орган лицензирования должен внести соответствующие изменения в лицензионный реестр не позднее следующего рабочего дня с даты поступления такого уведомления.
В случае, когда лицензиат намерен осуществлять указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности после окончания срока ее действия, если такой срок установлен Кабинетом Министров Украины, он должен получить новую лицензию в порядке, установленном настоящим Законом.
{Часть одиннадцатая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
Новая лицензия выдается органом лицензирования не ранее чем в последний рабочий день действия предварительно выданной лицензии.
Лицензиат не может передавать лицензию или ее копию другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности.
К лицензий на предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом прилагаются лицензионные карточки на каждое автомобильное транспортное средство. Лицензионная карточка является бланком строгой отчетности, в которую заносятся регистрационные данные лицензии и автомобильного транспортного средства.
Статья 14 дополнена частью по закону N 2344-III от 05.04.2001, с изменениями, внесенными согласно Закону N 961-V от 19.04.2007
Статья 15. Плата за выдачу лицензий
За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления которой в Государственный бюджет Украины устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Плата за выдачу лицензии вносится после принятия решения о выдаче лицензии.
{Часть третья статьи 15 исключен на основании Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
{Часть четвертая статьи 15 исключен на основании Закона N 2608-VI от 19.10.2010}
Статья 16. Переоформление лицензии
Основаниями для переоформления лицензии являются:
изменение наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества физического лица - предпринимателя;
изменение местонахождения юридического лица или места жительства физического лица - предпринимателя;
изменения, связанные с осуществлением лицензиатом определенного вида хозяйственной деятельности, указанного в части третьей статьи 9 настоящего Закона. {Абзац четвертый части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2608-VI от 19.10.2010}
В случае возникновения оснований для переоформления лицензии лицензиат обязан в течение десяти рабочих дней подать органу лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения.
Орган лицензирования в течение трех рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к ней, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии.
В случае переоформления лицензии в связи с изменениями, связанными с осуществлением лицензиатом определенного вида хозяйственной деятельности, указанного в части третьей статьи 9 настоящего Закона, если это изменение связано с намерениями лицензиата расширить свою деятельность, лицензия переоформляется в порядке и в сроки, предусмотренные для выдачи лицензии.
{Часть четвертая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2608-VI от 19.10.2010}
Одновременно с переоформленной на новом бланке лицензией орган лицензирования на основании данных лицензионного реестра бесплатно выдает лицензиату заверенные им копии такой лицензии.
В случае переоформления лицензии орган лицензирования принимает решение о признании недействительной лицензии, которая была переоформлена, с внесением соответствующих изменений в лицензионный реестр не позднее следующего рабочего дня.
Срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в переоформляемой, в случае его установления Кабинетом Министров Украины.
{Часть седьмая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
За переоформление лицензии взимается плата в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Плата за переоформление лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.
Лицензиат, который подал заявление и соответствующие документы о переоформлении лицензии, может осуществлять свою деятельность на основании справки о принятии заявления о переоформлении лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования в случае представления заявления о переоформлении лицензии.
Не переоформленная в установленный срок лицензия является недействительной.
Статья 17. Изменение данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии
Лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии. В случае возникновения таких изменений лицензиат обязан в течение десяти рабочих дней подать в орган лицензирования соответствующее сообщение в письменной форме вместе с документами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения.
На основании документов, представленных лицензиатом в орган лицензирования, орган лицензирования может принять решение об аннулировании лицензии в сроки, предусмотренные настоящим Законом.
Основанием для принятия решения об аннулировании лицензии является невозможность лицензиата согласно поданным документам обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для вида хозяйственной деятельности, на который выдана лицензия.
Статья 18. Выдача дубликата лицензии
Основаниями для выдачи дубликата лицензии являются:
потеря лицензии;
повреждение лицензии.
В случае утраты лицензии лицензиат обязан обратиться в орган лицензирования с заявлением о выдаче дубликата лицензии, к которому прилагается документ, удостоверяющий внесение платы за выдачу дубликата лицензии.
Если бланк лицензии непригоден для пользования вследствие его повреждения, лицензиат подает соответствующему органу лицензирования:
заявление о выдаче дубликата лицензии;
непригодную для пользования лицензию;
документ, подтверждающий внесение платы за выдачу дубликата лицензии.
Срок действия дубликата лицензии не может превышать срока действия, который указан в утерянной или поврежденной лицензии, в случае его установления Кабинетом Министров Украины.
{Часть четвертая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
Лицензиат, который подал заявление и соответствующие документы для выдачи дубликата лицензии вместо потерянной или поврежденной, может осуществлять свою деятельность на основании справки о подаче заявления о выдаче дубликата лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования в случае представления заявления о выдаче дубликата лицензии .
Орган лицензирования обязан в течение трех рабочих дней с даты получения заявления о выдаче дубликата лицензии выдать заявителю дубликат лицензии вместо потерянной или поврежденной.
В случае выдачи дубликата лицензии вместо потерянной или поврежденной орган лицензирования принимает решение о признании недействительной лицензии, которая была потеряна или повреждена, с внесением соответствующих изменений в лицензионный реестр не позднее следующего рабочего дня.
За выдачу дубликата лицензии вместо потерянной или поврежденной лицензии взимается плата в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Плата за выдачу дубликата лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.
Статья 19. Лицензионные дела и лицензионный реестр
Орган лицензирования после поступления заявления о выдаче лицензии формирует лицензионное дело относительно каждого субъекта, в котором хранятся документы, которые подаются субъектом хозяйствования для выдачи, переоформление лицензии, выдачи дубликатов лицензии, документы, связанные с изменением данных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, а также копии решений органа лицензирования о выдаче, переоформлении и аннулировании лицензии, о выдаче дубликатов лицензии, распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий.
Орган лицензирования фиксирует дату поступления документов в журнале учета заявлений и выданных лицензий. Журнал учета заявлений и выданных лицензий ведется на каждый вид хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию.
Журнал учета заявлений и выданных лицензий должен содержать сведения о заявителе, дату поступления заявления на выдачу лицензии, номер и дату принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче, а также сведения о выдаче копий лицензии.
При выдаче лицензии в журнале учета заявлений и выданных лицензий указываются дата выдачи лицензии, фамилия заявителя, который ознакомлен с лицензионными условиями осуществления определенного вида хозяйственной деятельности, которая удостоверяется его подписью.
Орган лицензирования несет ответственность за хранение лицензионного дела.
Орган лицензирования формирует и ведет лицензионный реестр из определенного вида хозяйственной деятельности.
К лицензионный заносятся:
сведения о субъекте хозяйствования - лицензиата;
сведения об органе лицензирования, который выдал лицензию;
вид хозяйственной деятельности согласно выданной лицензии;
дата принятия решения о выдаче лицензии и номер решения;
серия и номер лицензии;
срок действия лицензии в случае его установления Кабинетом Министров Украины {Абзац седьмой части седьмой статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
сведения о переоформлении лицензии, выдаче дубликата лицензии, выдаче копий лицензии;
основания, дата и номер распоряжения о необходимости устранения нарушений лицензионных условий;
основания, дата и номер решения об аннулировании лицензии;
основания, дата и номер решения о признании лицензии недействительной.
Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования ведет Единый лицензионный реестр, содержащий сведения лицензионных реестров и идентификационные коды органов лицензирования.
Информация, содержащаяся в Едином лицензионном реестре и лицензионных реестрах, является открытой и размещается на официальном сайте специально уполномоченного органа власти по вопросам лицензирования, кроме информации о лицензиатов относительно их паспортных данных, адреса места жительства, банковских реквизитов, идентификационных кодов юридических лиц или идентификационных номеров физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей. За пользование их данным взимается плата, которая зачисляется в Государственный бюджет Украины.
{Часть девятая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
Порядок формирования, ведения и пользования лицензионными реестрами, порядок предоставления сведений из лицензионных реестров в Единый лицензионный реестр определяется Кабинетом Министров Украины.
Органы государственной власти освобождаются от платы за пользование данными Единого лицензионного реестра и лицензионных реестров.
Статья 20. Надзор и контроль в сфере лицензирования
Государственный надзор за соблюдением органами лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования осуществляет специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности".
{Часть первая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования осуществляет внеплановые проверки соблюдения органами лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования лишь на основании поступления к нему в письменной форме заявления о нарушении требований законодательства в сфере лицензирования, или с целью проверки выполнения распоряжений об устранении нарушений органом лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования.
Орган лицензирования при проверке предоставляет специально уполномоченному органу по вопросам лицензирования решения и другие документы по вопросам лицензирования и обеспечивает условия для проведения проверки.
По результатам проверки специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования в течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки составляет акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта выдается руководителю органа лицензирования, деятельность которого проверялась, второй - хранится специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.
{Часть четвертая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
В случае выявления нарушений органом лицензирования законодательства в сфере лицензирования специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования не позднее чем за пять рабочих дней с даты составления акта проверки выдает распоряжение об устранении органом лицензирования нарушений законодательства в сфере лицензирования.
{Часть пятая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
Орган лицензирования, который получил распоряжение об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования, обязан в установленный в распоряжении срок подать специально уполномоченному органу по вопросам лицензирования информацию об устранении выявленных нарушений.
Контроль за наличием лицензии у субъектов хозяйствования осуществляют органы исполнительной власти, на которые согласно законодательству возложены функции контроля за наличием лицензий, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий осуществляет орган лицензирования в пределах своих полномочий путем проведения плановых и внеплановых проверок.
{Часть восьмая статьи 20 в редакции Закона N 1571-VI от 25.06.2009}
Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий проводятся не чаще одного раза в год.
Внеплановые проверки осуществляют органы лицензирования или специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования лишь на основании поступления к ним в письменной форме заявления о нарушении лицензиатом лицензионных условий или с целью проверки выполнения распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий.
Лицензиат при проверке соблюдения им лицензионных условий предоставляет все необходимые для проведения проверки документы и обеспечивает условия для ее проведения.
По результатам проверки орган лицензирования в последний день проверки составляет акт в двух экземплярах. Один экземпляр выдается руководителю юридического лица или физическому лицу - предпринимателю, проверялся, второй - хранится органом лицензирования.
{Часть двенадцатая статьи 20 в редакции Закона N 1571-VI от 25.06.2009}
Орган лицензирования не позднее пяти рабочих дней с даты составления акта проверки нарушений лицензионных условий выдает распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий или принимает решение об аннулировании лицензии.
{Часть тринадцатая статьи 20 в редакции Закона N 1571-VI от 25.06.2009}
Лицензиат, получивший предписание об устранении им нарушений лицензионных условий, обязан в установленный в распоряжении срок подать в орган лицензирования информацию об устранении нарушений.
{Часть четырнадцатая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1571-VI от 25.06.2009}
Государственные контролирующие органы и органы местного самоуправления в случае выявления нарушений лицензионных условий обязаны сообщить об этих нарушениях орган лицензирования.
Статья 20 дополнена частью седьмой согласно Закону N 2953-III от 17.01.2002, в редакции Закона N 1571-VI от 25.06.2009
Статья 21. Аннулирование лицензии
Основаниями для аннулирования лицензии являются:
заявление лицензиата об аннулировании лицензии;
акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий;
решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;
нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица - предпринимателя;
акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;
акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;
{Абзац восьмой части первой статьи 21 исключен на основании Закона N 1759-VI от 15.12.2009}
акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;
акт о невозможности лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности {Абзац десятый части первой статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования. {Часть первая статьи 21 дополнена абзацем согласно Закону N 2953-III от 17.01.2002}
Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение десяти рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее трех рабочих дней с даты его принятия.
Рассмотрение вопросов об аннулировании лицензии на основании акта о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии; акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности; акта о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий осуществляется органом лицензирования с обязательным приглашением лицензиата или его представителей.
{Часть третья статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через тридцать дней со дня его принятия, кроме решений об аннулировании лицензий, принятых согласно поданному заявлению лицензиата об аннулировании лицензии и в случае смерти лицензиата, которые вступают в силу со дня их принятия.
{Часть четвертая статьи 21 в редакции Закона N 1759-VI от 15.12.2009}
Если лицензиат в течение этого времени подает жалобу в экспертно-апелляционный совет, действие данного решения органа лицензирования останавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.
Запись о дате и номере решения об аннулировании лицензии вносится в лицензионный реестр не позднее следующего рабочего дня после вступления в силу решения об аннулировании лицензии.
В случае аннулирования лицензии на основании акта о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий, акта о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии, акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности, акта о невыполнении распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий субъект хозяйствования может получить новую лицензию на право осуществления этого вида хозяйственной деятельности не ранее чем через год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии.
{Часть седьмая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1759-VI от 15.12.2009}
Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 22. Ответственность за нарушение норм этого Закона
Должностные лица органов лицензирования и специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования в случае несоблюдения законодательства в сфере лицензирования несут ответственность согласно закону.
К субъектам хозяйствования за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом.
Указанные штрафы направляются в Государственный бюджет Украины.
Решение о взыскании штрафов принимаются органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложены функции контроля за наличием лицензий.
Статья 23. Возмещение ущерба в связи с нарушением законодательства в сфере лицензирования
Вред, причиненный нарушением законодательства в сфере лицензирования, подлежит возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, определенном законом.
Статья 24. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня опубликования.
2. До приведения законодательства в соответствие с Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона и лицензирование которых предусмотрено настоящим Законом, действуют до окончания установленных в них сроков, а бланки этих лицензий подлежат замене на бланки лицензий единого образца в течение одного года со дня вступления силу настоящего Закона в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
4. Кабинета Министров Украины в месячный срок после вступления в силу настоящего Закона:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законодательных актов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
разработать нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом.
5. Внести изменения в Закон Украины "О предпринимательстве":
{Абзац второй части пятой статьи 24 утратил силу из Кодекса N 436-IV от 16.01.2003}
статью 4 изложить в следующей редакции:
"
Заключительные положения