Закон Украины О Национальной гвардии Украины

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение и задачи Национальной гвардии Украины

1 Национальная гвардия Украины является военным формированием с правоохранительными функциями, входит в систему Министерства внутренних дел Украины и предназначено для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также во взаимодействии с правоохранительными органами - по обеспечению государственной безопасности и защиты государственной границы, пресечения террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций.

2 Национальная гвардия Украины участвует в соответствии с законом во взаимодействии с Вооруженными Силами Украины в отпора вооруженной агрессии против Украины и ликвидации вооруженного конфликта путем ведения военных (боевых) действий, а также в выполнении задач территориальной обороны.



Статья 2. Основные функции Национальной гвардии Украины

1 Основными функциями Национальной гвардии Украины являются:

1) защита конституционного строя Украины, целостности ее территории от попыток изменения их насильственным путем;

2) охрана общественного порядка, обеспечение защиты и охраны жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан;

3) участие в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка во время проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и других массовых мероприятий, создающих опасность для жизни и здоровья граждан;

4) обеспечение охраны органов государственной власти, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, участие в осуществлении мер государственной охраны органов государственной власти и должностных лиц;

5) охрана ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения государственной собственности, важных государственных объектов, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

6) охрана специальных грузов, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

7) охрана дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций в Украине;

8) охрана центральных баз материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Украины;

9) участие в осуществлении мероприятий, связанных с прекращением вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе, а также меры по недопущению массового перехода государственной границы с территории сопредельных государств;

10) участие в специальных операциях по обезвреживанию вооруженных преступников, прекращении деятельности не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований (групп), организованных групп и преступных организаций на территории Украины, а также в мероприятиях, связанных с прекращением террористической деятельности;

11) участие в прекращении массовых беспорядков;

12) участие в восстановлении правопорядка в случае возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, разблокировании или прекращении противоправных действий в случае захвата важных государственных объектов или местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

13) участие в поддержании или восстановлении правопорядка в районах возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера (стихийного бедствия, катастроф, больших пожаров, применения средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающих угрозу жизни и здоровью населения;

14) участие в восстановлении конституционного правопорядка при осуществлении попыток захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия, в восстановлении деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления;

15) участие в ликвидации последствий чрезвычайных или кризисных ситуаций на объектах, которой охраняются;

16) участие в осуществлении мероприятий правового режима военного положения;

17) участие в выполнении задач территориальной обороны;

18) оборона важных государственных объектов, специальных грузов, перечни которых определяются Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, центральных баз материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Украины;

19) участие в прекращении групповых противоправных действий лиц, взятых под стражу, осужденных, а также ликвидации последствий таких действий в учреждениях предварительного заключения, исполнения наказаний;

20) обеспечение внесения сведений в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и поддержание таких сведений в актуальном состоянии в пределах, определенных законодательством.

2. Организация и порядок несения военной службы по охране ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения государственной собственности, важных государственных объектов и специальных грузов, а также права и обязанности военнослужащих, привлекаемых для несения такой службы , определяются соответствующим уставом, утверждаемым законом.

Порядок организации охраны Национальной гвардией Украины ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения государственной собственности, важных государственных объектов, а также специальных грузов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3. Национальная гвардия Украины является основным субъектом по прекращению массовых беспорядков. При осуществлении мер по пресечению массовых беспорядков Национальная гвардия Украины координирует деятельность сил и средств правоохранительных органов, привлеченных к прекращению указанных противоправных действий.

Организация деятельности Национальной гвардии Украины по прекращению массовых беспорядков, а также порядок ее взаимодействия при выполнении указанной функции с правоохранительными органами, другими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления определяется Кабинетом Министров Украины.

4. В порядке и на основаниях, определенных законами Украины и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, военнослужащие Национальной гвардии Украины могут привлекаться к участию в международных операциях по поддержанию мира и безопасности в составе национального персонала или национального контингента .

5. Национальная гвардия Украины выполняет возложенные на нее задачи во взаимодействии с правоохранительными органами, Вооруженными Силами Украины, Управлением государственной охраны Украины, другими образованными в соответствии с законами Украины военными формированиями, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, органами государственной власти, общественными объединениями и религиозными организациями, а также совместно с администрацией и режимными органами охраняемых и населением.



Статья 3. Принципы деятельности Национальной гвардии Украины

1 Деятельность Национальной гвардии Украины основывается на принципах верховенства права, обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, внепартийности, непрерывности, законности, открытости для демократического гражданского контроля, прозрачности, ответственности, централизованного руководства и единоначалия.

2 В деятельности Национальной гвардии Украины запрещается применение пыток, пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Статья 4. Правовые основы деятельности Национальной гвардии Украины

1 Национальная гвардия Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также изданными в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Украины, другими нормативно-правовыми актами.



Раздел II
ОБЩАЯ СТРУКТУРА, ЧИСЛЕННОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ УКРАИНЫ
Статья 5. Общая структура и численность Национальной гвардии Украины

1. В состав Национальной гвардии Украины входят:

1) главный орган военного управления Национальной гвардии Украины;

2) оперативно-территориальные объединения Национальной гвардии Украины;

3) соединения, воинские части, высшие военные учебные заведения, учебные воинские части (центры), базы, учреждения здравоохранения и учреждения, не входящих в состав оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины.

2. Организационно Национальная гвардия Украины состоит из органов военного управления (главного органа военного управления Национальной гвардии Украины и органов военного управления оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины), соединений, воинских частей (подразделений), высших военных учебных заведений, учебных воинских частей (центров), баз, учреждений здравоохранения и учреждений.

3. В состав соединения Национальной гвардии Украины могут входить бригады, полки, батальоны, отряды, роты и т.д., а в состав воинской части Национальной гвардии Украины могут входить подразделения (батальоны, эскадрильи, отряды, роты и т.д.), специальные комендатуры (комендатуры) , узлы связи, центры, группы, взвода.

4. Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в Национальной гвардии Украины согласно Закону Украины "О физической культуре и спорте" могут создаваться учреждения физической культуры и спорта, в частности спортивные комитеты, клубы, базы и т.д., а для обеспечения развития спорта высших достижений - спортивные команды.

{Часть пятая статьи 5 исключен на основании Закона № 920-VIII от 24.12.2015}

6. Положение о главном орган военного управления Национальной гвардии Украины утверждается Президентом Украины. Положение об органах военного управления оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины, соединения, воинские части (подразделения), учебные воинские части (центры), уставы (положения) высших военных учебных заведений, баз, учреждений здравоохранения и учреждений национальной гвардии Украины утверждаются Министром внутренних дел Украины.

7. Общая численность Национальной гвардии Украины не превышает 60 000 человек. В случае необходимости численность Национальной гвардии Украины может быть увеличена соответствующим законом.

В особый период численность Национальной гвардии Украины увеличивается на количество личного состава, призванного на военную службу во исполнение указов Президента Украины о мобилизации, утвержденных законами Украины.

8. Создание, реорганизация и ликвидация оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины, их органов военного управления, соединений, воинских частей, учебных воинских частей, баз, учреждений здравоохранения и учреждений Национальной гвардии Украины в рамках общей численности и выделенных средств Государственного бюджета Украины осуществляется Министром внутренних дел Украины по согласованию с Президентом Украины, а высших военных учебных заведений Национальной гвардии Украины - Кабинетом Министров Украины.

9. Главный орган военного управления Национальной гвардии Украины, оперативно-территориальные объединения Национальной гвардии Украины и их органы военного управления, соединения, воинские части и подразделения Национальной гвардии Украины дислоцируются на территории государства в соответствии с зонами ответственности (оперативного реагирования), дислокации объектов, охраняемых и мест выполнения служебно-боевых задач.

10. Передислокация, изменение местоположения и определения зон ответственности (оперативного реагирования) оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины и их органов военного управления, соединений, воинских частей и подразделений, учебных воинских частей (центров), баз, учреждений здоровье и учреждений Национальной гвардии Украины осуществляются по решению Министра внутренних дел Украины.

11. Главный орган военного управления Национальной гвардии Украины, органы военного управления оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины, соединения, воинские части, высшие военные учебные заведения, учебные воинские части (центры), базы, учреждения здравоохранения и учреждения Национальной гвардии Украины являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, иные печати и штампы, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных оштив, и соответствующих банковских учреждениях.



Статья 6. Министр внутренних дел Украины

1 Военно-политическое и административное руководство Национальной гвардией Украины осуществляет Министр внутренних дел Украины.

Военно-политическое руководство Национальной гвардией Украины - это деятельность, направленная на обеспечение реализации государственной политики в сфере деятельности Национальной гвардии Украины, политических и стратегических целей, принципов и направлений ее развития.

Административное руководство Национальной гвардией Украины - это деятельность, направленная на всестороннее обеспечение жизнедеятельности Национальной гвардии Украины, ее функционирования и развития в целях выполнения основных задач государственной политики в сфере ее деятельности.

2 Полномочия Министра внутренних дел Украины по руководству Национальной гвардией Украины, его права и обязанности определяются этим Законом и другими законами Украины.

Статья 6-1. Полномочия Министерства обороны Украины по Национальной гвардии Украины

1. Во время действия военного положения Национальная гвардия Украины для выполнения задач по обороне государства подчиняется Министерству обороны Украины.

2. Министерство обороны Украины:

1) организует подготовку и осуществляет руководство Национальной гвардией Украины по выполнению мероприятий правового режима военного положения и задач территориальной обороны, кроме военных частей (подразделений), осуществляющих конвоирование и охрану дипломатических представительств;

2) согласовывает программы развития Национальной гвардии Украины в части, касающейся обороны государства, а также планы подготовки ее органов военного управления, соединений и воинских частей, предназначенных для подчинения органам военного управления Вооруженных Сил Украины в особый период и выполнения задач территориальной обороны;

3) определяет порядок применения национальных стандартов и кодексов установившейся практики для обеспечения потребностей Национальной гвардии Украины во время ее подготовки и привлечения к выполнению задач по обороне Украины;

4) утверждает единые требования относительно качественных характеристик военного вооружения и военной техники и расчетное количество основных видов номенклатуры военного вооружения и военной техники, необходимых для оснащения Вооруженных Сил Украины и Национальной гвардии Украины, согласно определенным потребностям и приоритетам;

5) разрабатывает единые для Вооруженных Сил Украины и Национальной гвардии Украины технические регламенты в сфере военного вооружения и военной техники;

6) обеспечивает в пределах компетенции комплектования Национальной гвардии Украины военнослужащими, проходящими срочную военную службу, военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц офицерского состава;

7) участвует в обеспечении мобилизации и демобилизации в Национальной гвардии Украины;

8) согласовывает тактико-технические (технические) задание на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов военного вооружения, военной техники и военного оружия, их составных частей, а также модернизации указанных образцов для нужд Национальной гвардии Украины;

9) осуществляет методологическое, методическое и научное обеспечение мобилизационной подготовки Национальной гвардии Украины;

10) осуществляет иные полномочия в сфере обороны государства, предусмотренные законом.



Статья 7. Командующий Национальной гвардии Украины

1. Непосредственное военное руководство Национальной гвардии Украины осуществляет командующий Национальной гвардии Украины, который одновременно является начальником главного органа военного управления Национальной гвардии Украины.

Непосредственное военное руководство Национальной гвардии Украины - это деятельность, направленная на осуществление мероприятий по развитию Национальной гвардии Украины, ее технического оснащения, подготовки и всестороннего обеспечения, определение основ ее применения, а также управления ею при выполнении служебно-боевых задач.

2. Командующий Национальной гвардии Украины назначается на должность Президентом Украины по представлению Министра внутренних дел Украины и освобождается от должности Президентом Украины.

3. Командующий Национальной гвардии Украины имеет первого заместителя и четырех заместителей, которые относятся к высшего командования Национальной гвардии Украины.

Первый заместитель и заместители командующего Национальной гвардии Украины назначаются на должности по представлению командующего Национальной гвардии Украины и освобождаются от должностей Президентом Украины.

Руководители структурных подразделений главного органа военного управления Национальной гвардии Украины, органов военного управления оперативно-территориальных объединений и высших военных учебных заведений Национальной гвардии Украины назначаются на должность по согласованию с Президентом Украины и освобождаются от должности Министром внутренних дел Украины.

Руководители военных частей (подразделений) Национальной гвардии Украины назначаются по согласованию с Министром внутренних дел Украины и освобождаются от должности командующим Национальной гвардии Украины.

4. В случае невозможности выполнения командующим Национальной гвардии Украины служебных обязанностей (командировка, болезнь, другие уважительные причины) его обязанности временно исполняет первый заместитель командующего Национальной гвардии Украины.

5. В случае увольнения командующего Национальной гвардии Украины с должности до назначения другого лица на эту должность Президент Украины по представлению Министра внутренних дел Украины назначает исполняющего обязанности командующего Национальной гвардии Украины.



Статья 8. Оперативно-территориальное объединение Национальной гвардии Украины

1. Оперативно-территориальное объединение является основным военно-административной единицей Национальной гвардии Украины и предназначено для выполнения задач и функций, возложенных на Национальную гвардию Украины в пределах соответствующих зон ответственности (оперативного реагирования).

2. Структура и состав оперативно-территориального объединения Национальной гвардии Украины утверждаются Министром внутренних дел Украины.

3. Руководство оперативно-территориальным объединением Национальной гвардии Украины и его органом военного управления осуществляется начальником этого органа военного управления.

4. Полномочия начальника органа военного управления оперативно-территориального объединения Национальной гвардии Украины относительно руководства этим объединением и органом военного управления, его права и обязанности определяются Положением об органе военного управления оперативно-территориального объединения, утверждается Министром внутренних дел Украины.



Раздел III
ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ УКРАИНЫ
Статья 9. Личный состав Национальной гвардии Украины

1. Личный состав Национальной гвардии Украины состоит из военнослужащих и работников.

Национальная гвардия Украины комплектуется военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву.

Главный орган военного управления Национальной гвардии Украины и органы военного управления оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины могут комплектоваться государственными служащими.

2. Военнообязанные (кроме военнообязанных, не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации) в добровольном порядке могут быть зачислены в военный резерв Национальной гвардии Украины, состоящая из граждан, проходящих службу в военном резерве, и граждан, отобранных кандидатами для зачисления на службу в военном резерве.

3. Комплектование Национальной гвардии Украины военнослужащими и прохождение ими военной службы осуществляются в соответствии с Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о прохождении военной службы гражданами Украины в Национальной гвардии Украины, который утверждается Президентом Украины.

4. Порядок отбора и принятия на службу в военном резерве, сроки, условия и порядок ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы определяются Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о прохождении гражданами Украины службы в военном резерве Национальной гвардии Украины, который утверждается Президентом Украины.

5. Граждане Украины, которые проходят военную службу и службу в военном резерве Национальной гвардии Украины, составляют военную присягу на верность украинскому народу, при исполнении обязанностей службы носят военную форму одежды, им пожизненно устанавливаются законом воинские звания. Порядок лишения воинского звания определяется законом.

В случаях, предусмотренных Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе", иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, могут в добровольном порядке (по контракту) проходить военную службу в Национальной гвардии Украины.

Иностранцы и лица без гражданства, в соответствии с законом впервые принимаются на военную службу в Национальной гвардии Украины, принимают официальные обязательства неуклонно соблюдать Конституцию и законы Украины, добросовестно выполнять обязанности военной службы.

Перечень должностей, которые не могут быть замещены иностранцами или лицами без гражданства, определяется Министерством внутренних дел Украины.

6. Трудовые отношения работников Национальной гвардии Украины регулируются законодательством о труде, государственной службе и заключенными трудовыми договорами (контрактами).

7. Относительно лиц, претендующих на зачисление для прохождения службы на соответствующих должностях в Национальной гвардии Украины, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".

8. Не может быть принята на службу в Национальной гвардии Украины лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления (кроме реабилитированного лица) или на которое в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.



Статья 10. Подготовка кадров для Национальной гвардии Украины

1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц офицерского состава для Национальной гвардии Украины проводится в соответствии с законодательством Украины в высших военных учебных заведениях Национальной гвардии Украины, других высших учебных заведениях, а также за рубежом.

2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации личного состава Национальной гвардии Украины, который выполняет задачи по охране ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения государственной собственности, важных государственных объектов и специальных грузов, проводится на договорной основе в учебных заведениях (центрах) государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов физической защиты, учета и контроля ядерных материалов.

3. Подготовка рядового, сержантского и старшинского состава проводится в учебных воинских частях (центрах) Национальной гвардии Украины, а также на договорной основе в учебных частях Вооруженных Сил Украины или правоохранительных органов специального назначения и учебных заведениях системы Министерства внутренних дел Украины.

4. Порядок прохождения подготовки и сборов резервистов Национальной гвардии Украины устанавливается Положением о прохождении гражданами Украины службы в военном резерве Национальной гвардии Украины.

5. Стандарты высшего образования по каждой военной специальности, по которой осуществляется подготовка специалистов для Национальной гвардии Украины, разрабатывает центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки с учетом предложений Министерства внутренних дел Украины и согласовывает Министерство обороны Украины.



Статья 11. Ограничения, установленные для военнослужащих Национальной гвардии Украины

1 Военнослужащие Национальной гвардии Украины в период прохождения военной службы останавливают членство в политических партиях и профессиональных союзах.

2 Военнослужащие Национальной гвардии Украины могут быть членами общественных объединений, кроме объединений, уставные положения которых противоречат принципам деятельности Национальной гвардии Украины, а также участвовать в их работе в свободное от обязанностей военной службы время.

3 Организация военнослужащими Национальной гвардии Украины забастовок и участие в их проведении не допускаются.



Раздел IV
ОБЯЗАННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ УКРАИНЫ. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ УКРАИНЫ
Статья 12. Обязанности Национальной гвардии Украины

1. Национальная гвардия Украины в соответствии с возложенными на нее законом задач и функций обязана:

1) обеспечивать защиту и охрану жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

2) участвовать в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка, в том числе во время проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, других массовых мероприятий;

3) принимать меры, направленные на предотвращение, выявление криминальных (административных) правонарушений;

4) обеспечивать охрану объектов, охраняемых Национальной гвардией Украины;

5) обеспечивать пропускной режим на охраняемых объектах Национальной гвардией Украины;

6) обеспечивать охрану специальных грузов, в том числе ядерных материалов, при их перевозке по территории Украины;

7) обеспечивать охрану органов государственной власти, осуществления мер государственной охраны органов государственной власти и должностных лиц, а также принимать участие в охране общественного порядка во время официальных визитов и других мероприятий с участием должностных лиц Украины и иностранных государств, в отношении которых осуществляется государственная охрана на территории Украина;

8) принимать меры по пресечению деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций;

9) принимать участие в антитеррористических операциях;

10) принимать меры по задержанию лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, лиц, совершивших побег из мест лишения свободы, дезертиров;

11) оказывать помощь в ликвидации последствий природных, техногенных, экологических катастроф;

12) участвовать в мероприятиях, связанных с прекращением вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе, а также в мероприятиях по недопущению массового перехода государственной границы с территории сопредельных государств;

13) участвовать в международном сотрудничестве, международных операциях по поддержанию мира и безопасности на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, в порядке и на условиях, определенных законами Украины;

14) участвовать в восстановлении конституционного правопорядка, нарушенного при попытках захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия, а также в восстановлении деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, возбужденного в результате совершения противоправных действий, в том числе на основе межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

15) поддерживать или восстанавливать правопорядок в районах возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;

16) разблокировать или прекращать противоправные действия в случае захвата важных объектов или местностей, угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

17) противодействовать массовым беспорядкам;

18) формировать в особый период воинские части и подразделения и защищать важные государственные объекты, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, специальные грузы, в том числе ядерные материалы, при их перевозке по территории Украины;

19) вести военные (боевые) действия в случае вооруженного конфликта или угрозы нападения на Украину,

20) выполнять задачи территориальной обороны;

21) выполнять меры правового режима военного положения;

22) участвовать в прекращении групповых противоправных действий лиц, взятых под стражу, осужденных, а также в ликвидации их последствий в учреждениях предварительного заключения, исполнения наказаний.



Статья 13. Права военнослужащих Национальной гвардии Украины

1. Военнослужащие Национальной гвардии Украины с целью выполнения возложенных на Национальную гвардию Украины задач имеет право:

1) в случае привлечения к выполнению задач по охране общественного порядка осуществлять превентивные и полицейские меры принуждения в соответствии с Законом Украины "О Национальной полиции";

2) задерживать, доставлять и / или передавать полицейским, администрации охраняемых Национальной гвардией Украины, лиц, нарушивших установленный пропускной режим или совершили нападение на охраняемый объект Национальной гвардией Украины;

3) задерживать, доставлять и / или передавать уполномоченным государственным органам вооруженных лиц при осуществлении антитеррористических операций;

4) задерживать лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, и лиц, совершивших побег из мест лишения свободы, дезертиров;

5) разблокировать и / или прекращать противоправные действия в случае блокирования органов военного управления, соединений, воинских частей (подразделений), учебных воинских частей (центров), баз, учреждений здравоохранения и учреждений Национальной гвардии Украины, военных колонн, транспорта национальной гвардии Украины, захват важных объектов или местностей, угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

6) производить досмотр транспортных средств и грузов при выполнении Национальной гвардией Украины возложенных на нее задач в районе проведения антитеррористической операции или специальной операции, предусмотренной пунктом 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, а также на контрольно-пропускных пунктах охраняемых национальной гвардией Украины;

7) на основаниях, предусмотренных этим и другими законами, применять меры физического воздействия, а также хранить, носить и применять специальные средства и оружие;

8) при исполнении служебных обязанностей пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси);

9) беспрепятственно использовать в неотложных случаях средства электронной связи центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а средства связи, принадлежащие физическим лицам, - с их согласия;

10) использовать с последующим возмещением расходов и убытков в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, транспортные и плавучие средства физических или юридических лиц независимо от формы собственности (кроме транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Украине, транспортных средств специального назначения) для пресечения преступления, проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, сопровождение в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для преследования правопо полотенец и их сопровождения или конвоирования в территориальные органы Национальной полиции;

11) взаимодействовать с уполномоченными должностными лицами правоохранительных органов, Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, органов прокуратуры, других органов государственной власти, органов местного самоуправления.



Статья 14. Ответственность военнослужащих Национальной гвардии Украины

1 За совершение противоправных действий и бездействие военнослужащие Национальной гвардии Украины несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность согласно закону.

2 Вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органа управления Национальной гвардии Украины, военнослужащими Национальной гвардии Украины при осуществлении ими своих полномочий, возмещается по основаниям и в порядке, установленных законом.



Раздел V
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, ВООРУЖЕНИЕ И БОЕВОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ УКРАИНЫ
Статья 15. Условия применения мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники военнослужащими Национальной гвардии Украины

1. Военнослужащие Национальной гвардии Украины имеют право применять меры физического воздействия, а за исключительной необходимости и специальные средства, огнестрельное оружие, вооружение и боевую технику в порядке и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, а во время несения внутренней и караульной служб - соответственно Уставом внутренней службы и уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Украины.

2. Военнослужащие Национальной гвардии Украины обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники, и на умение оказывать домедицинскую помощь пострадавшим.

3. В случае применения мер физического воздействия, специальных средств, кроме средств индивидуальной защиты (шлемов, бронежилетов и другого специального екиперування), огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники военнослужащие Национальной гвардии Украины обязаны:

1) предупредить о намерении их использования, предоставить при этом лицам, в отношении которых могут быть применены меры физического воздействия, специальные средства, огнестрельное оружие, вооружение и боевая техника, достаточно времени для выполнения своих требований (предупреждение может быть сделано голосом, а в случае значительного расстояния или обращения к большой группе людей - через громкоговорящие установки, и в каждом случае желательно на языке, понятном для лиц, против которых эти средства будут применяться, а также украинский язык не менее двух раз с предоставлением времени, достаточного для доп инення правонарушения), кроме случаев, когда промедление с применением мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники создает реальную угрозу жизни и здоровью личного состава Национальной гвардии Украины, полицейского, персонала дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Украина, других лиц, а также может повлечь тяжкие последствия или если такое предупреждение является невозможным или неуместным в сложившейся ситуации;

2) в каждом случае применения специальных средств в кратчайшие сроки обеспечить предоставление пострадавшим домедицинской помощи, сообщив врачей и медицинские учреждения, средство применимо;

3) доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о самостоятельном применении мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники для сообщения прокурору.

4. О ранении или смерти, произошедших в результате применения мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники, военнослужащие Национальной гвардии Украины обязаны незамедлительно письменно доложить непосредственному командиру (начальнику) для сообщения прокурору.

5. Применение военнослужащими Национальной гвардии Украины мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой и специальной техники с превышением полномочий, предоставленных законом, влечет ответственность, установленную законом.



Статья 16. Применение мер физического воздействия

1. Военнослужащие Национальной гвардии Украины после выполнения требований, предусмотренных частью третьей статьи 15цього Закона, имеют право применить меры физического воздействия, в частности приемы рукопашного боя, для пресечения преступлений и других правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих Национальной гвардии Украина, если применение других мер не обеспечивает выполнение полномочий, возложенных на них законом.

2. Запрещается применение мер физического воздействия к женщинам с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления военнослужащему Национальной гвардии Украины, что угрожает его жизни и здоровья й и / или других лиц, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно.



Статья 17. Применение специальных средств

1. Военнослужащие Национальной гвардии Украины после выполнения требований, предусмотренных частью третьей статьи 15цього Закона, имеют право применить специальные средства по исключительной необходимости в случаях, если другие формы предварительного воздействия на правонарушителей не дали желаемых результатов, для:

1) отражения нападения на личный состав Национальной гвардии Украины, работников органов государственной власти, органов управления охраняемыми объектами Национальной гвардией Украины, персонал дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Украине, других лиц;

2) прекращение сопротивления законным действиям военнослужащих Национальной гвардии Украины и других лиц, выполняющих служебные обязанности по охране общественного порядка и борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности;

3) задержания лиц на месте совершения уголовного преступления, в том числе, которые пытаются убежать или сопротивляться;

4) конвоирования (доставки) задержанных лиц в территориальные органы Национальной полиции, если они своим поведением провоцируют бегство, причинения вреда окружающим или себе или оказывают сопротивление военнослужащим Национальной гвардии Украины;

5) отражения нападения на города, эшелоны (транспорты) и транспортные колонны Национальной гвардии Украины и на объекты, которой охраняемых специальные грузы, их разблокирования;

6) освобождение заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений, транспортных средств и участков местности;

7) прекращение массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

8) остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законных требований остановиться, а также задержания лиц, совершивших уголовное преступление и пытаются скрыться на автомобиле.

Военнослужащий имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда разрешено применять огнестрельное оружие в соответствии со статьей 18 настоящего Закона.

2. Перечень и правила применения специальных средств устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

3. Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Во время несения службы в составе воинской части (подразделения, группы) решение о применении специальных средств принимает определена в установленном порядке должностное лицо, ответственное за обеспечение общественного порядка, или руководитель операции или командир соответствующей воинской части (подразделения, группы) Национальной гвардии Украины.

Военнослужащие, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно.

4. Запрещается применять специальные средства:

1) женщин с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления военнослужащему Национальной гвардии Украины, что угрожает его жизни и здоровью и / или других лиц, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно;

2) в помещениях и на земельных участках, принадлежащих или закреплены за дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств в Украине, кроме случаев, когда от главы дипломатического или другого соответствующего представительства (организации) поступит по официальным каналам письменное прошение (согласие) применить указанные средства против правонарушителей;

3) в помещениях или на производствах, связанных с изготовлением взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ, в учебных и лечебных учреждениях.

5. Нормы принадлежности, порядок учета, эксплуатации, технического обслуживания, хранения, списания, уничтожения специальных средств, меры безопасности при пользовании определяются Министерством внутренних дел Украины.



Статья 18. Применение огнестрельного оружия

1. Военнослужащие Национальной гвардии Украины по исключительной необходимости имеют право лично или в составе подразделения применять огнестрельное оружие для:

1) защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;

2) отражение вооруженного нападения на личный состав Национальной гвардии Украины или членов их семей, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) отражения нападения на органы военного управления, военных городка Национальной гвардии Украины, военные колонны, транспорт Национальной гвардии Украины, охраняемые Национальной гвардией Украины, жилые помещения, помещения государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;

4) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью военнослужащего Национальной гвардии Украины и других физических лиц, или задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться ;

{Пункт 5 части первой статьи 18 исключен на основании Закона № 920-VIII от 24.12.2015}

{Пункт 6 части первой статьи 18 исключен на основании Закона № 920-VIII от 24.12.2015}

7) прекращение деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций в случае их вооруженного сопротивления;

8) остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей или личного состава Национальной гвардии Украины, а также для остановки транспортного средства при введении и осуществление мер правового режима военного или чрезвычайного положения, или в районе проведения антитеррористической операции или специальной операции, предусмотренной пунктом 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, если водитель отказывается выполнить требование военнослужащего об остановке;

9) прекращение вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе Украины;

10) для устранения реальной угрозы жизни и безопасности человека, интересам общества и государства при исполнении служебных задач в районе проведения антитеррористической операции;

11) обеспечение выполнения возложенных на Национальную гвардию Украины задач по отпору вооруженной агрессии против Украины.

2. Военнослужащие Национальной гвардии Украины имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью физических лиц или личного состава Национальной гвардии Украины.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие:

1) женщин с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления военнослужащему Национальной гвардии Украины, что угрожает его жизни и здоровью и / или других лиц, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно;

2) в помещениях и на земельных участках, принадлежащих или закреплены за дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств в Украине, кроме случаев, когда от главы дипломатического или другого соответствующего представительства (организации) поступит по официальным каналам письменное прошение (согласие) применить указанные средства против правонарушителей;

3) в помещениях или на производствах, связанных с изготовлением взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ, в учебных и лечебных учреждениях.

4. Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, кроме случаев необходимости отражения нападения, если опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, а причиненный ущерб значительно меньше, чем предотвращенный.

5. Военнослужащий имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке, могут возникнуть основания для его применения.

6. Применение огнестрельного оружия без предупреждения допускается:

1) при попытке лица, которое задерживает военнослужащий с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную им расстояние, или прикоснуться к оружию;

2) в случае вооруженного нападения, в том числе внезапного нападения с применением боевой техники, транспортных средств или других средств, угрожающих жизни или здоровью людей;

3) если лицо, задержанное или арестованное за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления, убегает с применением транспортного средства;

4) если лицо оказывает вооруженное сопротивление;

5) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, вооружением, транспортными средствами, боевой техникой;

6) для устранения реальной угрозы жизни и безопасности человека, интересам общества и государства при исполнении служебных задач в районе проведения антитеррористической операции;

7) обеспечение выполнения возложенных на Национальную гвардию Украины задач по отпору вооруженной агрессии против Украины.

7. Нормы принадлежности, порядок учета, эксплуатации, технического обслуживания, хранения, списания оружия и боеприпасов к нему, меры безопасности при пользовании определяются Министерством внутренних дел Украины.



Статья 19. Применения вооружения и боевой техники

1. Вооружение и боевая техника военнослужащими Национальной гвардии Украины применяется для:

1) освобождение заложников, объектов, зданий и сооружений, специальных грузов, военной и другой техники, захваченных преступниками с использованием транспортных средств, бронированной техники;

2) проведение специальных операций, связанных с обезвреживанием вооруженных преступников, ликвидацией незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций;

3) остановки бронированной и боевой техники, транспортных средств при введении и осуществление мер правового режима военного или чрезвычайного положения, в районе проведения антитеррористической операции или специальной операции, предусмотренной пунктом 10 части первой статьи 2 настоящего Закона, если водитель отказывается выполнить законные требования остановиться;

4) отражения группового вооруженного нападения с использованием бронированных транспортных средств и бронированной техники на органы военного управления, военных городка Национальной гвардии Украины, колонны, транспорт Национальной гвардии Украины, объекты, специальные грузы, охраняемых Национальной гвардией Украины, их разблокирования;

5) охраны и обороны важных государственных объектов, специальных грузов, дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций в Украине во время выполнения задач территориальной обороны;

6) обеспечение охраны помещений, зданий, жилья и другого имущества дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций в Украине в случае их эвакуации, осуществление охраны мест компактного пребывания персонала этих представительств и учреждений, а также сопровождение колонн с грузом и персоналом представительств (учреждений), что эвакуируются;

7) прекращение вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе Украины;

8) выполнение задач территориальной обороны;

9) для устранения реальной угрозы жизни и безопасности человека, интересам общества и государства при исполнении служебных задач в районе проведения антитеррористической операции;

10) обеспечение выполнения возложенных на Национальную гвардию Украины задач по отпору вооруженной агрессии против Украины.

2. Запрещается применять вооружение и боевую технику:

1) женщин с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления военнослужащему Национальной гвардии Украины, что угрожает его жизни и здоровью и / или других лиц, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно;

2) в помещениях и на земельных участках, принадлежащих или закреплены за дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств в Украине, кроме случаев, когда от главы дипломатического или другого соответствующего представительства (организации) поступит по официальным каналам письменное прошение (согласие) применить указанные средства против правонарушителей;

3) в помещениях или на производствах, связанных с изготовлением взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ, в учебных и лечебных учреждениях.

3. Нормы принадлежности вооружения и боевой техники, порядок учета, эксплуатации, технического обслуживания, хранения, списания определяются Министерством внутренних дел Украины.



Раздел VI
ПРАВОВОЙ СТАТУС, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ УКРАИНЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
Статья 20. Правовой статус военнослужащих Национальной гвардии Украины. Форменная одежда и знаки различия

1. Военнослужащий Национальной гвардии Украины при выполнении возложенных на него служебных обязанностей является представителем власти и находится под защитой государства.

2. Законные требования и распоряжения должностных и служебных лиц Национальной гвардии Украины во время выполнения ими служебных обязанностей являются обязательными для выполнения физическими и юридическими лицами. В случае невыполнения законных требований личного состава Национальной гвардии Украины, совершение других действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей, виновные лица несут ответственность в соответствии с законом.

3. Военнослужащие Национальной гвардии Украины имеют право на ношение военной формы одежды со знаками различия, образцы которой и общие требования к знакам различия разрабатываются и утверждаются Министерством обороны Украины.

Образцы специальной одежды, обуви и снаряжения военнослужащих Национальной гвардии Украины, средства индивидуальной защиты и другие предметы их вещевого имущества разрабатываются Министерством внутренних дел Украины и утверждаются Министерством обороны Украины.

Правила ношения военной формы одежды и образцы знаков различия для военнослужащих Национальной гвардии Украины разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Украины.

Нормы обеспечения военнослужащих Национальной гвардии Украины военной форме одежды, специальной одеждой, обувью и снаряжением, а также другими предметами вещевого имущества определяются Министерством внутренних дел Украины.

Военнослужащим Национальной гвардии Украины выдается служебное удостоверение, образец которого утверждается Министром внутренних дел Украины.



Статья 21. Социальная и правовая защита личного состава Национальной гвардии Украины и членов их семей

1. Государство обеспечивает социальную и правовую защиту военнослужащих, членов их семей, работников, резервистов Национальной гвардии Украины, а также членов семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, стали лицами с инвалидностью во время прохождения военной службы (выполнения обязанностей службы в военном резерве) или пострадали в плену в ходе боевых действий (войны), в условиях правового режима чрезвычайного положения, при прохождении военной службы за пределами Украины в порядке военного спивробитницт а или во время участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности.

2. Военнослужащие Национальной гвардии Украины пользуются правовыми и социальными гарантиями в соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", настоящим Законом, другими актами законодательства.

{Часть третья статьи 21 исключен на основании Закона № 920-VIII от 24.12.2015}

4. На военнослужащих Национальной гвардии Украины, которые принимают участие в охране и обороне важных государственных объектов, специальных грузов, в том числе ядерных материалов, кроме указанного в части второй настоящей статьи, распространяются гарантии социальной защиты и компенсации, предусмотренные для работников таких об объектов в соответствии с Законом Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности".

5. Военнослужащие Национальной гвардии Украины обеспечиваются местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, объекты которых охраняются Национальной гвардией Украины, жилыми помещениями в соответствии с установленными нормами в порядке, определенном законами и иными нормативно-правовыми актами.

Размер и порядок выплаты военнослужащим Национальной гвардии Украины денежной компенсации за поднаем (наем) ими жилых помещений, а также денежной компенсации за принадлежащее им для получения жилое помещение, определяются Кабинетом Министров Украины.

6. Денежное обеспечение военнослужащих Национальной гвардии Украины осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Кабинетом Министров Украины.

Порядок и размеры денежного обеспечения и поощрения резервистов Национальной гвардии Украины определяются Кабинетом Министров Украины.

7. Порядок продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих Национальной гвардии Украины, а также денежной компенсации стоимости за неполученные продукты питания и вещевое имущество определяются в соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".

8. Пенсионное обеспечение военнослужащих Национальной гвардии Украины осуществляется в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".

9. В случае увольнения с военной службы военнослужащие Национальной гвардии Украины, которые получили статус ветеранов в соответствии с Законом Украины "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите", пользуются правовыми и социальными гарантиями в соответствии с указанным закона.

10. Военнослужащим Национальной гвардии Украины, государственным служащим, работникам, лицам, уволенным с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, и ветеранам военной службы Национальной гвардии Украины гарантируется бесплатное медицинское обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях Национальной гвардии Украины и Министерства внутренних дел Украины .

Правом на бесплатное медицинское обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях Национальной гвардии Украины и Министерства внутренних дел Украины пользуются члены семей военнослужащих Национальной гвардии Украины (кроме военнослужащих срочной военной службы), лиц, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, имеющие выслугу 20 лет и более.

Организация военно-врачебной экспертизы осуществляется путем проведения медицинского осмотра военнослужащих, кандидатов на военную службу по контракту, кандидатов на обучение, военнослужащих, увольняемых с военной службы, на базе военно-врачебных комиссий Министерства внутренних дел Украины.

Санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного законодательства в Национальной гвардии Украины осуществляется с использованием лабораторных заведений Министерства внутренних дел Украины.

11. Социальная защита работников Национальной гвардии Украины обеспечивается на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде и о государственной службе.



Раздел VII
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ УКРАИНЫ
Статья 22. Финансирование деятельности Национальной гвардии Украины

1 Финансирование деятельности Национальной гвардии Украины осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников, не запрещенных законом.



Статья 23. Материально-техническое обеспечение деятельности Национальной гвардии Украины

1. Материально-техническое обеспечение органов военного управления оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины, соединений, воинских частей и подразделений, высших военных учебных заведений, учебных воинских частей (центров), баз, учреждений здравоохранения, учреждений Национальной гвардии Украины осуществляется главным органом военного управления Национальной гвардии Украины и другими органами исполнительной власти через соответствующие военные части Национальной гвардии Украины в пределах средств, предусмотренных х на указанные цели.

2. Финансовое и материальное обеспечение мероприятий, связанных с прохождением службы в военном резерве Национальной гвардии Украины, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на содержание Национальной гвардии Украины.

3. Строительство или предоставление помещений для размещения и функционирования головного органа военного управления Национальной гвардии Украины, органов военного управления оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины, соединений, воинских частей (подразделений), высших военных учебных заведений, учебных воинских частей ( центров), баз, учреждений здравоохранения и учреждений Национальной гвардии Украины осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, кроме военных частей (подразделений), осуществляющим ют охране важных государственных объектов и специальных грузов.

Строительство или предоставление помещений для размещения и функционирования воинских частей (подразделений), осуществляющих охрану важных государственных объектов и специальных грузов, а также содержание помещений осуществляются по установленным законодательством нормам за счет центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которым принадлежат охраняемые Национальной гвардией Украины.

{Часть четвертая статьи 23 исключен на основании Закона № 920-VIII от 24.12.2015}

5. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления содействуют Национальной гвардии Украины в решении жилищных и других социально-бытовых проблем, обеспечении транспортными средствами и связью.

Национальная гвардия Украины освобождается от передачи местным государственным администрациям или органам местного самоуправления части жилья и затрат на развитие инфраструктуры города, построенного за счет целевых государственных капитальных вложений и других средств.

6. Жилые помещения, построенные за счет средств Государственного бюджета Украины, относятся к государственному жилищному фонду.



Статья 24. Контроль за деятельностью Национальной гвардии Украины и надзор за соблюдением законности в ее деятельности

1. Контроль за деятельностью Национальной гвардии Украины, а также демократический гражданский контроль за Национальной гвардией Украины осуществляются в соответствии с законодательством.

2. Надзор за соблюдением законов в деятельности Национальной гвардии Украины осуществляется прокурором путем реализации полномочий по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.



Заключительные и переходные положения

раздел VIII
Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования.

2. Признать утратившими силу:

Закон Украины "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., № 29, ст. 397; 1995г., № 42, ст. 304; 1999, № 4, ст. 35; 2000, № 10, ст. 79; 2001, № 9, ст. 38; 2005г., № 11, ст. 198; 2006г., № 51, ст. 519; 2007, № 33 ст. 442; 2009, № 36-37, ст. 511; с изменениями, внесенными Законом Украины от 16 мая 2013 № 245-VII)

Постановление Верховной Рады Украины "О введении в действие Закона Украины" О войсках внутренней и конвойной охраны "(Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., № 29, ст. 398).

3. Установить, что:

1) Главный орган военного управления Национальной гвардии Украины, органы военного управления оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины, соединения, воинские части, высшие военные учебные заведения, учебные воинские части (центры), базы, учреждения и учреждения Национальной гвардии Украины являются правопреемниками соответствующих органов военного управления, соединений, воинских частей, высших учебных заведений, учебных воинских частей, органов и подразделений обеспечения, учреждений внутренних вийсь Министерства внутренних дел Украины. При этом акты на право постоянного пользования земельными участками и свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не требуют переоформления;

{Подпункт 2 пункта 3 раздела VIII исключено на основании Закона № 920-VIII от 24.12.2015}

3) действие этого Закона в части социальной и правовой защиты военнослужащих Национальной гвардии Украины распространяется на лиц, уволенных с военной службы в запас или в отставку из состава внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, а также на членов семей военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, погибших (умерших), пропавших без вести, стали лицами с инвалидностью во время прохождения военной службы до вступления в силу настоящего Закона.

3-1. Установить, что временно до определение на законодательном уровне другого субъекта выполнения соответствующих функций Национальная гвардия Украины продолжает осуществлять:

конвоирования лиц, взятых под стражу и / или осужденных к лишению свободы, в Верховный Суд Украины, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, апелляционных судов по рассмотрению гражданских и уголовных дел, местных общих судов, перечень которых определяется Министром внутренних дел Украины и соответствующих учреждений исполнения наказаний, предварительного заключения (кроме гауптвахт) и изоляторов временного содержания, а также охрану их в зале суда;

конвоирования лиц, взятых под стражу и / или осужденных к лишению свободы во время их экстрадиции;

участие в розыске, преследовании и задержании лиц, взятых под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы или аресту, сбежавших из-под стражи.

3-2. Военные части (подразделения) Национальной гвардии Украины, которые осуществляют функции, предусмотренные пунктом 3-1 этого раздела, во время действия военного положения остаются в подчинении Министерства внутренних дел Украины.

Порядок организации выполнения указанных функций, в том числе порядок взятия и снятия с обслуживания Национальной гвардией Украины судов, организации военных и специальных перевозок утверждаются Министром внутренних дел Украины.

3-3. Военнослужащие Национальной гвардии Украины во время конвоирования лиц, взятых под стражу и / или осужденных к лишению свободы, в том числе при их экстрадиции, а также обеспечение охраны лиц, содержащихся под стражей, во время судебных заседаний и при принятии участия в розыске , преследовании и задержании этих лиц, сбежавших из-под стражи, имеют право:

применять в пределах компетенции превентивные и полицейские меры принуждения, определенные Законом Украины "О Национальной полиции";

проводить обыск лиц, взятых под стражу, досмотр вещей этих лиц и изымать запрещенные вещи, предметы и документы и передавать их уполномоченному лицу. Личный обыск проводится лицами одного пола с лицами, взятыми под стражу.

3-4. Во время конвоирования лиц, взятых под стражу и / или осужденных к лишению свободы, в том числе при их экстрадиции, а также при обеспечении охраны лиц, содержащихся под стражей, во время судебных заседаний, военнослужащие Национальной гвардии Украины к этим лицам применяют наручники в случаях:

совершения физического сопротивления администрации учреждения исполнения наказаний и / или военнослужащему Национальной гвардии Украины;

отказа идти под охраной - на время конвоирования;

попытки самоубийства или причинения себе увечья, в случае нападения на осужденных и других лиц - к успокоению лица;

вынесения судом приговора о пожизненном лишении свободы - когда объявляется приговор и осуществляется конвоирования этих осужденных;

конвоирования в самолете;

конвоирования лица, совершившего побег из-под стражи (охраны), после задержания.

В случае отсутствия наручников военнослужащие Национальной гвардии Украины имеют право использовать подручные средства для связывания.

Во время питания, естественных надобностей, прохождения санитарной обработки лиц, взятых под стражу, а также в случае возникновения угрозы их жизни или внезапного заболевания наручники снимают по указанию лица, давшего распоряжение об их применении, или старшего начальника, а также по указанию начальника караула, осуществляет конвоирование (охрану).

Для конвоирования лиц, взятых под стражу, осужденных к лишению свободы или аресту, а также участия в розыске, преследовании и задержании этих лиц в случае их побега из-под стражи могут применяться служебные собаки.

3-5. Кроме оснований, определенных статьей 18 настоящего Закона, военнослужащие Национальной гвардии Украины во время конвоирования лиц, взятых под стражу и / или осужденных к лишению свободы, в том числе при их экстрадиции, а также при обеспечении охраны лиц, содержащихся под стражей, во время судебных заседаний в судах имеют право лично или в составе подразделения применять огнестрельное оружие для задержания лица, пытается бежать из-под стражи.

В указанном случае право применения огнестрельного оружия возникает, когда такие лица пересекают линию охраны, которой являются:

в учреждениях исполнения наказаний - основная ограда, в случае ее отсутствия - предел объекта, обозначенная передвижными защитными средствами или указателями с надписью "запретная зона - проход запрещен";

на транспортных средствах - стены (борта), пол, крышу вагона, автомобиля;

в залах (комнатах) судебного заседания и камере для подсудимых (осужденных) - стены, пол, потолок, двери и окна залы (комнаты, камеры)

во время конвоирования пешим порядком - линия размещения ближайших от колонны часовых.

Линию охраны отмечают на схеме охраны и объявляют конвоируемые лицам.

4. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня опубликования настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

принять нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего Закона;

обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять необходимые меры, связанных с реформированием внутренних войск Министерства внутренних дел Украины;

при подготовке проектов законов о Государственном бюджете Украины предусматривать расходы на финансирование Национальной гвардии Украины.