Закон Украины О Службе безопасности Украины

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Служба безопасности Украины

Служба безопасности Украины - государственный орган специального назначения с правоохранительными функциями, который обеспечивает государственную безопасность Украины.

Служба безопасности Украины подчинена Президенту Украины.



Статья 2. Задачи Службы безопасности Украины

На Службу безопасности Украины возлагается в пределах определенной законодательством компетенции защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций , групп и лиц, а также обеспечение охраны государственной тайны.

В задачи Службы безопасности Украины также входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам Украины.



Статья 3. Принципы деятельности Службы безопасности Украины

Деятельность Службы безопасности Украины, ее органов и сотрудников основывается на принципах законности, уважения прав и достоинства личности, внепартийности и ответственности перед народом Украины.

В оперативно-служебной деятельности Служба безопасности Украины придерживается принципов сочетание единоначалия и коллегиальности, гласности и конспирации.



Статья 4. Правовая основа деятельности Службы безопасности Украины

Правовую основу деятельности Службы безопасности Украины составляют Конституция Украины, настоящий Закон и иные акты законодательства Украины, соответствующие международные правовые акты, признанные Украиной.



Статья 5. Деятельность Службы безопасности Украины и права человека

Деятельность Службы безопасности Украины осуществляется на основе соблюдения прав и свобод человека. Органы и сотрудники Службы безопасности Украины должны уважать достоинство человека и проявлять к ней гуманное отношение, не допускать разглашения сведений о личной жизни человека. В исключительных случаях с целью пресечения и раскрытия государственных преступлений отдельные права и свободы личности могут быть временно ограничены в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами Украины.

Неправомерное ограничение законных прав и свобод человека является недопустимым и влечет за собой ответственность согласно законодательству.

Орган Службы безопасности Украины в случае нарушения его сотрудниками при исполнении служебных обязанностей прав или свобод человека должен принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного морального и материального вреда, привлечению виновных к ответственности.

Служба безопасности Украины по требованию граждан Украины в месячный срок обязана дать им письменные объяснения по поводу ограничения их прав или свобод. Такие лица имеют право обжаловать в суд неправомерные действия должностных (служебных) лиц и органов Службы безопасности Украины.



Статья 6. Внепартийность Службы безопасности Украины

Использование Службы безопасности Украины в партийных, групповых или личных интересах не допускается.

Деятельность партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели, в Службе безопасности Украины запрещается.

На период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников Службы безопасности Украины в таких объединениях останавливается.

Как исключение, разрешается членство работников, заключивших трудовой договор со Службой безопасности Украины, в профессиональных союзах.



Статья 7. Право общественности на информацию о деятельности Службы безопасности Украины

Служба безопасности Украины информирует о своей деятельности через средства массовой информации, путем предоставления ответов на запросы на доступ к публичной информации и в других формах в определенном законодательством порядке.

Запрещается устанавливать ограничения на информацию об общем бюджета Службы безопасности Украины, ее компетенции и основных направлений деятельности, а также случаев противоправных действий органов и сотрудников Службы безопасности Украины.

Не подлежит разглашению информация с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.



Статья 8. Отношения Службы безопасности Украины с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями

Служба безопасности Украины взаимодействует с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, которые способствуют выполнению возложенных на нее задач.

Граждане Украины и их объединения, другие лица способствуют законной деятельности Службы безопасности Украины на добровольных началах.



Раздел II
СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 9. Система Службы безопасности Украины

Систему Службы безопасности Украины составляют Центральное управление Службы безопасности Украины, подчиненные ему региональные органы, органы военной контрразведки, военные формирования, а также учебные, научно-исследовательские и другие учреждения Службы безопасности Украины.

Организационная структура Службы безопасности Украины определяется Президентом Украины.

Центральное управление Службы безопасности Украины, другие органы и учреждения, входящие в систему Службы безопасности Украины, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением государственного герба Украины и своим наименованием, иные печати и штампы, счета в банках, в том числе валютные.

Для организации и проведения антитеррористических операций и координации деятельности субъектов, которые ведут борьбу с терроризмом или привлекаются к антитеррористическим операциям, при Службе безопасности Украины функционирует Антитеррористический центр. Положение о Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины утверждается Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.



Статья 10. Центральное управление Службы безопасности Украины

Центральное управление Службы безопасности Украины отвечает за состояние государственной безопасности, координирует и контролирует деятельность других органов Службы безопасности Украины. В его состав входят аппарат Председателя Службы безопасности Украины и функциональные подразделения: контрразведки, военной контрразведки, контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности, защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, информационно-аналитический, оперативно-технический, оперативного документирования, следователь, связи, по работе с личным составом, административно-хозяйственный, финансовый, военно-медицинский и другие согласно организационной структуре служб и безопасности Украины.

{Часть вторая статьи 10 исключен на основании Закона N 3200-IV от 15.12.2005}

Центральное управление Службы безопасности Украины издает положения, приказы, распоряжения, инструкции, дает указания, обязательные для исполнения в системе Службы безопасности Украины. Указанные акты не подлежат исполнению, если в них устанавливаются не предусмотренные законодательством дополнительные полномочия органов и сотрудников Службы безопасности Украины или антиконституционные ограничения прав и свобод граждан.

В пределах своей компетенции Центральное управление Службы безопасности Украины вносит Президенту Украины предложения об издании актов по вопросам сохранения государственной тайны, обязательных для исполнения органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.



Статья 11. Региональные органы Службы безопасности Украины

С целью эффективного выполнения своих задач Службой безопасности Украины создаются ее региональные органы: областные управления Службы безопасности Украины, их межрайонные, районные и городские подразделения, размещение и территориальная компетенция которых могут не совпадать с административно-территориальным делением Украины.

В интересах государственной безопасности органы и подразделения Службы безопасности Украины могут создаваться на отдельных государственных стратегических объектах и ​​территориях, в воинских формированиях.

В своей оперативно-служебной деятельности региональные органы Службы безопасности Украины независимы от органов местной государственной администрации и местного самоуправления, должностных лиц, партий и движений.



Статья 12. Органы военной контрразведки

Органы военной контрразведки создаются для контрразведывательного обеспечения Вооруженных Сил Украины и Государственной пограничной службы Украины и других военных формирований, дислоцированных на территории Украины.



Статья 13. Председатель Службы безопасности Украины

Руководство всей деятельностью Службы безопасности Украины, ее Центральным управлением осуществляет Председатель Службы безопасности Украины. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу безопасности Украины.

Председатель Службы безопасности Украины назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины.

Председатель Службы безопасности Украины имеет заместителей, которые назначаются на должности по его представлению и освобождаются от должностей Президентом Украины.



Статья 14. Коллегия Службы безопасности Украины

В Службе безопасности Украины создается коллегиальный совещательный орган - коллегия, которая определяет пути выполнения возложенных на Службу безопасности Украины задач, принимает решения по основным направлениям и проблемам оперативно-служебной деятельности и работы с кадрами.

Решение коллегии принимаются большинством голосов и объявляются приказами Председателя Службы безопасности Украины.

В состав коллегии входят Председатель Службы безопасности Украины, его заместители и другие лица, кроме народных депутатов Украины, назначенные Президентом Украины. Пребывание членов коллегии в партиях, движениях, других общественных объединениях, преследующих политические цели, в соответствии со статьей 6 настоящего Закона останавливается.

Положение о коллегии Службы безопасности Украины утверждается Президентом Украины.



Статья 15. Порядок назначения начальников органов и подразделений Службы безопасности Украины

Начальники подразделений Центрального управления Службы безопасности Украины: контрразведки, военной контрразведки, контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности, защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, информационно-аналитического, оперативно-технического, оперативного документирования, следователя, по работе с личным составом, других подразделений, определенных Президентом Украины, а также начальники региональных органов - областных управлений Службы безопасности Украи и назначаются на должности по представлению Председателя Службы безопасности Украины и освобождаются от должностей Президентом Украины.

{Часть вторая статьи 15 исключен на основании Закона N 2592-VI от 07.10.2010}

Порядок назначения других должностных лиц Службы безопасности Украины определяется Председателем Службы безопасности Украины. Начальники региональных органов Службы безопасности Украины назначаются с согласия главы местной государственной администрации.



Статья 16. Взаимодействие Службы безопасности Украины с органами безопасности иностранных государств

Для решения возложенных задач Служба безопасности Украины может устанавливать контакты с органами безопасности иностранных государств и взаимодействовать с ними на основании норм международного права, соответствующих договоров и соглашений.



Статья 17. Взаимодействие Службы безопасности Украины с правоохранительными и другими государственными органами Украины

Служба безопасности Украины взаимодействует с Управлением охраны высших должностных лиц Украины, правоохранительными и органами доходов и сборов в порядке и на условиях, определенных законами, указами Президента Украины и принятыми на их основе актами Службы безопасности Украины и соответствующего ведомства.



Статья 18. Финансирование, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Службы безопасности Украины

Финансирование, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Службы безопасности Украины осуществляется Кабинетом Министров Украины в порядке, определенном Верховной Радой Украины, за счет средств государственного бюджета Украины.

Льготы, компенсации и гарантии, предусмотренные этим Законом предоставляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований на содержание соответствующих бюджетных учреждений.

Органы местной государственной администрации и местного самоуправления содействуют Службе безопасности Украины, ее органам и подразделениям в решении жилищных и других социально-бытовых проблем, обеспечении транспортом и связью.

Служба безопасности Украины административные помещения и другие сооружения, объекты здравоохранения, учебного, научно-исследовательского, хозяйственного и социально-культурного назначения, ведомственный жилой фонд.



Раздел III
КАДРЫ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 19. Состав кадров Службы безопасности Украины

Кадры Службы безопасности Украины составляют: сотрудники-военнослужащие, работники, заключившие трудовой договор со Службой безопасности Украины, а также военнослужащие срочной службы. Порядок учета кадров Службы безопасности Украины утверждается председателем Службы безопасности Украины.

В органы Службы безопасности Украины принимаются на конкурсной, добровольной и договорной основе граждане Украины, способные по деловым и моральным качествам, образовательному уровню и состоянию здоровья эффективно выполнять служебные обязанности. Критерии профессиональной пригодности, в частности юридической осведомленности, определяются квалификационно-нормативными документами, утверждаемыми председателем Службы безопасности Украины.

Количественный состав сотрудников Службы безопасности Украины определяется Президентом Украины по представлению Председателя Службы безопасности Украины, исходя из потребностей надежной защиты государственной безопасности Украины, и в пределах расходов, предусмотренных на содержание Службы безопасности Украины в Государственном бюджете Украины.

В отношении лиц, претендующих на службу в органах Службы безопасности Украины, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".

Лица, претендующие на службу в органах Службы безопасности Украины, до назначения на соответствующую должность подают по месту будущей службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера по форме и в порядке, которые установлены Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции ", и обязаны сообщить руководству органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких им лиц.

На службу в органы Службы безопасности Украины не может быть принято лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, кроме реабилитированного, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.

Сотрудники Службы безопасности Украины обязаны подавать ежегодно до 1 апреля по месту службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, которые установлены Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".

На сотрудников Службы безопасности Украины распространяются другие требования и ограничения, установленные Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".

Сотрудники Службы безопасности Украины (кроме военнослужащих), привлеченных к ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", или уголовного преступления увольняются со службы в трехдневный срок со дня получения соответствующим органом Службы безопасности Украины копии соответствующего судебного решения. Военнослужащие Службы безопасности Украины, привлеченных к ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", или уголовного правонарушения, подлежат освобождению от службы.

Сотрудник Службы безопасности Украины, сообщил о нарушении требований Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" другим сотрудником, не может быть уволен со службы или вынужден к освобождению или привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с таким сообщением.

Решение об увольнении или привлечении к дисциплинарной ответственности такого лица обжалуется в установленном законом порядке.



Статья 19-1. Урегулирование конфликта интересов

В случае возникновения конфликта интересов при исполнении служебных полномочий сотрудник Службы безопасности Украины обязан немедленно доложить об этом своему непосредственному начальнику. Непосредственный начальник сотрудника Службы безопасности Украины обязан принять все необходимые меры, направленные на предотвращение конфликта интересов, путем поручения выполнения соответствующего служебного задания другому должностному лицу, личного выполнения служебного задания или иным способом, предусмотренным законодательством.

Примечание. Термин "конфликт интересов" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".



Статья 19-2. Ограничения относительно работы близких лиц

Сотрудники Службы безопасности Украины не могут иметь в непосредственном подчинении или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.

В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования части первой этой статьи, соответствующие лица, близкие им лица принимают меры по устранению таких обстоятельств в пятнадцатидневный срок. Если в указанный срок эти обстоятельства добровольно ими не устранены, соответствующие лица или близкие им лица в месячный срок со дня возникновения обстоятельств подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, исключающую непосредственное подчинение.

В случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в подчинении, подлежит освобождению от занимаемой должности или со службы.

Сотруднику Службы безопасности Украины запрещается принимать участие в работе коллегиальных органов при рассмотрении вопросов о назначении на должность близких ему лиц и в любой другой способ влиять на принятие такого решения.

Примечание. Термины "непосредственное подчинение" и "близкое лицо" употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".



Статья 20. Военнослужащие Службы безопасности Украины

Условия и порядок выполнения своих обязанностей сотрудниками-военнослужащими Службы безопасности Украины определяются заключенным договором (контрактом). На них, а также на военнослужащих срочной службы распространяется порядок прохождения военной службы в Вооруженных Силах Украины, определенный законодательством. Военнослужащие Службы безопасности Украины принимают Военную присягу на верность народу Украины.

Военнослужащие Службы безопасности Украины имеют право на ношение военной формы одежды со знаками различия, образцы которых утверждаются в соответствии с Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащим Службы безопасности Украины выдается служебное удостоверение, образец которого утверждается председателем Службы безопасности Украины.

Использование воинских званий, знаков отличия, формы одежды и служебного удостоверения военнослужащих Службы безопасности Украины другими лицами влечет за собой установленную законодательством ответственность.



Статья 21. Правовое регулирование трудовых отношений работников Службы безопасности Украины

Трудовые отношения работников, заключивших трудовой договор со Службой безопасности Украины, регулируются законодательством Украины о труде.



Статья 22. Подготовка специалистов для Службы безопасности Украины

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов для Службы безопасности Украины осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об образовании" и другими актами законодательства.

Для обеспечения профессионального образования кадров Служба безопасности Украины создает соответствующие учебные заведения.



Статья 23. Запас Службы безопасности Украины

В запас Службы безопасности Украины зачисляются граждане Украины, которые отслужили установленные сроки службы и уволенные со службы в Службе безопасности Украины, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное или военное время и не достигшие предельного возраста пребывания в запасе.

Указанные лица находятся на воинском учете в Центральном управлении и региональных органах Службы безопасности Украины и привлекаются к проведению учебных сборов в определенном законодательством порядке.



Раздел IV
ПОЛНОМОЧИЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 24. Обязанности Службы безопасности Украины

Служба безопасности Украины в соответствии со своими основными задачами обязана:

1) осуществлять информационно-аналитическую работу в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности, решения проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и других вопросов, связанных с национальной безопасностью Украины; {Пункт 1 статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3111-III от 07.03.2002}

{Пункт 1-1 статьи 24 исключен на основании Закона N 3200-IV от 15.12.2005}

2) осуществлять меры контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений, а также мероприятия, связанные с охраной государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, безопасности граждан Украины за границей;

3) выявлять, пресекать и раскрывать уголовные преступления, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, проводить их досудебное расследование; разыскивать лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных уголовных правонарушений;

4) осуществлять контрразведывательные мероприятия с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия любых форм разведывательно-подрывной деятельности против Украины;

5) обеспечивать защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности Украины от противоправных посягательств со стороны отдельных лиц и их объединений;

6) осуществлять контрразведывательное обеспечение оборонного комплекса, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, дислоцированных на территории Украины, энергетики, транспорта, связи, а также важных объектов других отраслей хозяйства;

7) участвовать в разработке и осуществлении в соответствии с Законом Украины "О государственной тайне" и других актов законодательства мероприятий по обеспечению охраны государственной тайны и осуществления контроля за соблюдением порядка учета, хранения и использования документов и других материальных носителей, содержащих служебную информацию, собранную в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, способствовать в порядке, предусмотренном законодательством, предприятиям, учреждениям, организациям и предпринимателям в сохранении коммерческой тайны, разглашение которой может нанести ущерб жизненно важным интересам Украины;

{Пункт 7-1 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-2 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-3 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-4 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-5 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-6 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-7 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-8 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-9 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-10 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-11 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-12 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-13 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-14 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-15 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-16 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-17 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 7-18 статьи 24 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

8) осуществлять в соответствии с законодательством профилактику правонарушений в сфере государственной безопасности;

9) в пределах определенной законодательством компетенции обеспечивать защиту личной безопасности граждан и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, в случае поступления от них, членов их семей и близких родственников заявления, обращения руководителя соответствующего государственного органа или получения оперативной и иной информации о наличии угрозы их жизни, здоровью, жилью или имуществу; участвовать в реабилитации и восстановлении прав незаконно репрессированных лиц;

10) способствовать Государственной пограничной службе Украины в охране государственной границы Украины;

11) способствовать обеспечению режима военного и чрезвычайного положения в случае их объявления, а также ликвидации последствий стихийного бедствия, крупных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций;

12) подавать имеющимися силами и средствами, в том числе и техническими, помощь органам Национальной полиции, другим правоохранительным органам в борьбе с совершением уголовных преступлений;

13) участвовать в разработке мероприятий и решении вопросов, касающихся въезда в Украину и выезда за границу, пребывания на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, пограничного режима и таможенных правил, принимать решение о запрете въезда в Украину иностранцу или лицу без гражданства, о сокращении срока временного пребывания иностранца и лица без гражданства на территории Украины, о принудительном возвращении иностранца или лица без гражданства в страну происхождения или третью страну;

{Пункт 14 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 3475-IV от 23.02.2006}

15) проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы, внедрять их результаты в практику деятельности Службы безопасности Украины;

16) выполнять по поручению Президента Украины другие задачи, непосредственно направленные на обеспечение внутренней и внешней безопасности государства;

17) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в проведении специальной проверки по допуску к особым работам;

18) обеспечивать внесение сведений в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и поддержание таких сведений в актуальном состоянии в пределах, определенных законодательством;

19) осуществлять функцию технического регулирования в сфере специальных технических средств для снятия информации с каналов связи и других технических средств негласного получения информации.



Статья 25. Права Службы безопасности Украины

Службе безопасности Украины, ее органам и сотрудникам для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий Службы безопасности Украины, проверять в связи с этим документы, удостоверяющие их личность, а также проводить досмотр лиц, их вещей и транспортных средств, если есть угроза побега подозреваемого или уничтожения или сокрытия вещественных доказательств преступной деятельности;

2) представлять органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности обязательные для рассмотрения предложения по вопросам национальной безопасности, в том числе по обеспечению охраны государственной тайны;

{Пункт 2-1 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-2 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-3 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-4 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-5 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-6 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-7 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-8 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

{Пункт 2-9 части первой статьи 25 исключен на основании Закона N 767-VII от 23.02.2014}

3) получать по письменному запросу руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины от министерств, государственных комитетов, других ведомств, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, граждан и их объединений данные и сведения, необходимые для обеспечения государственной безопасности Украины, а также пользоваться с этой целью служебной документацией и отчетностью. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Получение от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О депозитарной системе Украины";

4) входить в порядке, согласованном с администрацией предприятий, учреждений и организаций и командованием воинских частей, на их территорию и в служебные помещения;

4-1) составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции Службы безопасности Украины, проводить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

{Пункт 5 статьи 25 исключен на основании Закона N 488-IV от 06.02.2003}

6) использовать с последующим возмещением расходов и убытков транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, воинским частям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту происшествия , пресечения преступлений, преследования и задержания лиц, подозреваемых в их совершении, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

7) исключительно при непосредственном пресечении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, заходить в жилые, служебные, производственные и другие помещения, на территории и земельные участки и осматривать их в порядке, предусмотренном уголовным процессуальным кодексом Украины;

8) проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, определенном Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности";

9) осуществлять сотрудничество с гражданами Украины и другими лицами, в том числе на договорной основе, соблюдая при этом условия добровольности и конфиденциальности этих отношений;

10) пользоваться на договорных началах служебными помещениями предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилыми и другими помещениями граждан;

11) направлять военнослужащих Службы безопасности Украины для работы на штатных должностях в других учреждениях, предприятиях и организациях на время выполнения конкретных задач в интересах контрразведки, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью; в отдельных случаях в порядке, определенном коллегией Службы безопасности Украины, допускается направление на работу таких военнослужащих в учреждения, предприятия и организации по инициативе их руководителей;

12) в интересах контрразведки и оперативно-розыскной деятельности создавать информационные системы и вести оперативный учет в объеме и порядке, которые определяются задачами, возложенными на Службу безопасности Украины настоящим Законом;

13) морально и материально поощрять сотрудников Службы безопасности Украины и других лиц за заслуги по обеспечению государственной безопасности; представлять их в установленном порядке к государственным наградам;

14) вне приобретать билеты на все виды транспорта независимо от наличия мест и поселяться в гостиницах при предъявлении удостоверения;

15) бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов, а также попутным транспортом;

16) выдавать в случае наличия опасности для жизни и здоровья лицам, взятым под защиту, в соответствии с действующим законодательством оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.

В случае проведения мероприятий по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности Служба безопасности Украины, ее органы и сотрудники имеют также право:

1) получать в установленном законом порядке по письменному требованию руководителя органа или оперативного подразделения Службы безопасности Украины от органов доходов и сборов, финансовых и других учреждений, предприятий, организаций (независимо от формы собственности) информацию и документы об операциях, состоянии счетов и движении средств на них за конкретный промежуток времени (с расшифровкой сумм, даты назначения и контрагента платежа), вклады, внутри- и внешнеэкономические сделки, а также заверенные копии документов, на основании которых был открыт счет конкре тной юридического или физического лица. Получение от банков сведения, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Документы и информация должны быть поданы, а если это невозможно - не позднее чем в течение 10 суток

2) привлекать в установленном законодательством порядке к проведению проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов учреждений, организаций контрольных и финансовых органов;

3) получать в установленном законодательством порядке по письменным запросам руководителя органа или оперативного подразделения Службы безопасности Украины информацию из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины , министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Украины;

4) подавать по материалам оперативно-розыскной деятельности в суд заявления об отмене регистрации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства, а также при наличии оснований, предусмотренных законом, подавать в суд иски о признании недействительными сделок в порядке, установленном законодательством Украины;

5) входить по письменному распоряжению руководителя органа или оперативного подразделения Службы безопасности Украины по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных дипломатических представительств) независимо от формы собственности, на пункты пропуска через государственную границу и таможен , а также в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

6) по постановлению следователя и с санкции соответствующего прокурора по надзору за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности, а в неотложных случаях - с последующим уведомлением прокурора в течение суток в случае угрозы уничтожения, сокрытия или потери предметов или документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы в порядке, пер едбаченому Уголовным процессуальным кодексом Украины;

7) инициировать согласно закону вопрос наложения на неопределенный срок ареста на активы, связанные с финансированием терроризма и касающиеся финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета Безопасности ООН, снятия ареста с таких активов и предоставление доступа к ним по обращению лица, может документально подтвердить потребности в покрытии основных и чрезвычайных расходов.

{Часть третья статьи 25 исключен на основании Закона N 4652-VI от 13.04.2012}



Статья 26. Основания и порядок применения оружия и специальных средств

Военнослужащие Службы безопасности Украины имеют право хранить, носить, использовать и применять оружие и специальные средства на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О Национальной полиции", военными уставами Вооруженных Сил Украины и другими актами законодательства.



Раздел V
СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 27. Социальная и правовая защита военнослужащих и работников Службы безопасности Украины

Государство обеспечивает социальную и правовую защиту военнослужащих и работников Службы безопасности Украины.

Военнослужащие Службы безопасности Украины пользуются политическими, социально-экономическими и личными правами и свободами, а также льготами в соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", настоящим Законом, другими актами законодательства.

Право на льготы сохраняется за военнослужащими Службы безопасности Украины, уволенных со службы по возрасту, болезни или выслуге лет.

Социальная защита работников, заключивших трудовой договор со Службой безопасности Украины, обеспечивается на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.



Статья 28. Правовые гарантии защиты военнослужащих Службы безопасности Украины и граждан, участвующих в обеспечении государственной безопасности

Военнослужащие Службы безопасности Украины при выполнении возложенных на них обязанностей являются представителями власти, действуют от имени государства и находятся под его защитой. Неприкосновенность их лица, их честь и достоинство охраняются законодательством.

Близкие родственники военнослужащих Службы безопасности Украины также подлежат государственной защите. Правонарушения в отношении близких родственников военнослужащих Службы безопасности Украины, совершенные в связи с выполнением возложенных на этих военнослужащих обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законом.

Под защитой государства находятся лица, которые помогают и способствуют Службе безопасности Украины, а также пенсионеры Службы безопасности Украины.

Лицам, которые помогают и способствуют Службе безопасности Украины, гарантируется конфиденциальность отношений. Разглашение данных о таких отношениях, другие правонарушения в отношении этих граждан и членов их семей, осуществляемых в связи с их деятельностью по обеспечению государственной безопасности, влекут установленную законодательством ответственность.

Сотрудники Службы безопасности Украины в случае привлечения их к мероприятиям по обеспечению государственной безопасности, не связанных непосредственно с их функциональными обязанностями, пользуются правами, которые предоставляются военнослужащим Службы безопасности Украины пунктами 1, 4, 6 и 7 статьи 25 настоящего Закона. В этих случаях на них распространяются гарантии правовой защиты, установленные для военнослужащих Службы безопасности Украины.

Не допускается разглашение факта принадлежности сотрудников Службы безопасности Украины в ее оперативных подразделений.



Статья 29. Выплата единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих Службы безопасности Украины и граждан, привлеченных к мероприятиям по обеспечению государственной безопасности, и компенсация причинения убытков их имуществу

Выплата единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности военнослужащего Службы безопасности Украины осуществляется в порядке и на условиях, определенных Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".

Убытки, причиненные имуществу военнослужащего Службы безопасности Украины или членам его семьи в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются ему, а в случае его гибели - членам семьи в полном объеме за счет средств государственного бюджета.

Положения настоящей статьи распространяются на работников Службы безопасности Украины и лиц, привлеченных к мероприятиям по обеспечению государственной безопасности, а также на пенсионеров Службы безопасности Украины.



Статья 30. Денежное обеспечение военнослужащих и оплата труда работников Службы безопасности Украины

Формы и размеры денежного обеспечения военнослужащих Службы безопасности Украины устанавливаются законодательством и должны обеспечивать достаточные материальные условия для комплектования Службы безопасности Украины качественным составом военнослужащих, учитывать характер, условия работы, стимулировать достижение высоких результатов в служебной деятельности.

Условия и оплата труда работников Службы безопасности Украины определяются Кабинетом Министров Украины.



Раздел VI
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 31. Подотчетность Службы безопасности Украины

Постоянный контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, соблюдением ею законодательства осуществляется Верховной Радой Украины.

Председатель Службы безопасности Украины ежегодно подает Верховной Раде Украины отчет о деятельности Службы безопасности Украины.



Статья 32. Контроль Президента Украины за деятельностью Службы безопасности Украины

Контроль за деятельностью Службы безопасности Украины осуществляется Президентом Украины и уполномоченными им государственными органами.

Постоянный контроль за соблюдением конституционных прав граждан и законодательства в оперативно-розыскной деятельности и деятельности в сфере охраны государственной тайны органов и подразделений Службы безопасности Украины, а также контроль за соответствием изданных Службой безопасности Украины положений, приказов, распоряжений, инструкций и указаний Конституции и законам Украины осуществляется специально назначенными Президентом Украины должностными лицами. Полномочия этих должностных лиц и правовые гарантии их деятельности определяются Положением, утверждаемым Президентом Украины.
Служба безопасности Украины регулярно в порядке, определенном Президентом Украины, информирует Президента Украины, членов Совета национальной безопасности Украины и должностных лиц, специально назначенных Президентом Украины по основным вопросам своей деятельности, о случаях нарушения законодательства, а также по их требованию представляет иные необходимые сведения.

Председатель Службы безопасности Украины ежегодно представляет Президенту Украины письменный отчет о деятельности Службы безопасности Украины.

Председатель Службы безопасности Украины несет персональную ответственность за своевременность, объективность и полноту представленной информации.



Статья 33. Контроль за административно-хозяйственной и финансовой деятельностью Службы безопасности Украины

Контроль за административно-хозяйственной и финансовой деятельностью Службы безопасности Украины осуществляется в порядке, определенном Президентом Украины.



Статья 34. Надзор за соблюдением законов

Надзор за соблюдением законов подразделениями Службы безопасности Украины, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие, а также при исполнении судебных решений по уголовным делам и при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, осуществляется прокурором.



Раздел VII
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 35. Ответственность сотрудников Службы безопасности Украины

Сотрудники Службы безопасности Украины самостоятельно принимают решения в пределах своих полномочий. Они должны отказаться от выполнения любых приказов, распоряжений или указаний, противоречащих действующему законодательству. За противоправные действия и бездеятельность они несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Сотрудники Службы безопасности Украины, выполняют свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями и в рамках закона, не несут ответственности за причиненные имущественные убытки.

Такие убытки в соответствии с законодательством компенсируются за счет государственного бюджета Службой безопасности Украины.



Статья 36. Ответственность за неправомерные действия, препятствующие реализации полномочий Службы безопасности Украины

Законные требования сотрудников Службы безопасности Украины при исполнении ими служебных обязанностей являются обязательными для граждан и должностных лиц.

Неповиновение или сопротивление законным требованиям сотрудников Службы безопасности Украины, неправомерное вмешательство в их законную деятельность влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством.



Заключительные положения