Система гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства состоит из:
парламентского контроля;
контроля, осуществляемого Президентом Украины;
контроля со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
контроля со стороны судебных органов и органов прокуратуры, осуществляется способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины; {Абзац пятый части первой статьи 6 в редакции Закона N 1697-VII от 14.10.2014}
общественного контроля.
Субъектами гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства являются:
Верховная рада Украины;
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;
Президент Украины;
Совет национальной безопасности и обороны Украины;
Кабинет Министров Украины;
центральные и местные органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом;
органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом;
прокуратура Украины;
судебные органы Украины;
граждане Украины и общественные организации, создаваемые в соответствии с Конституцией Украины для осуществления и защиты прав и свобод граждан и удовлетворения их политических, экономических, социальных, культурных интересов;
средства массовой информации.
Субъекты гражданского контроля осуществляют свои полномочия в сфере контроля с соблюдением установленного законодательством Украины режима доступа к информации, которая отнесена к государственной тайне, а также ограничений, установленных законом для защиты стратегических интересов государства, в том числе в случае введения чрезвычайного и военного положения.
Оперативные и мобилизационные планы Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов, оперативно-распорядительные действия их должностных лиц контроля со стороны граждан и общественных организаций не подлежат.
Контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, разведывательных и контрразведывательных органов Украины, оперативных подразделений, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, а также органов досудебного расследования осуществляется с соблюдением требований законов Украины "О Службе безопасности Украины" (2229-12), "О разведывательных органах Украина "(2331-14)," О контрразведывательной деятельности "(374-15)," Об оперативно-розыскной деятельности "(2135-12)," О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины "(3099-14), другими законами и Уголовно-процессуального кодекса Украины (4651-17). {Часть третья статьи 7 в редакции Закона N 4652-VI (4652-17) от 13.04.2012}
Верховная Рада Украины, реализуя учредительные и законодательные функции и осуществляя парламентский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства, в соответствии с Конституцией Украины (254к / 96-ВР):
определяет основы внутренней и внешней политики;
определяет основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного правопорядка;
утверждает общую структуру, численность, определяет функции Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, Министерства внутренних дел Украины;
определяет основы правовой и социальной защиты и виды пенсионного обеспечения военнослужащих;
при утверждении Государственного бюджета Украины определяет размер расходов на обеспечение обороны, государственной безопасности Украины и общественного порядка с указанием конкретного направления бюджетных ассигнований;
рассматривает по представлению Кабинета Министров Украины и утверждает общегосударственные программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, правоохранительных органов, решения социальных проблем, а также другие программы, касающиеся обороны и безопасности государства, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества с другими государствами и межгосударственными союзами;
при обсуждении отчетов и докладов Кабинета Министров Украины о выполнении Государственного бюджета Украины рассматривает состояние и целесообразность использования бюджетных средств, выделенных на нужды национальной обороны, обеспечения государственной безопасности и общественного порядка;
обсуждает ход реформирования Вооруженных Сил Украины, другие вопросы функционирования Военной организации и правоохранительных органов государства в формате "Дня Правительства Украины" и на парламентских слушаниях;
определяет порядок сохранения государственной тайны при информировании общественности о деятельности Военной организации и правоохранительных органов государства;
определяет правовой режим государственной границы Украины;
определяет правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации и утверждает указы Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключения мира и одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;
принимает решение о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство, в том числе для участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности, и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины; {Абзац четырнадцатый статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5286-VI (5286-17) от 18.09.2012}
дает согласие на обязательность международных договоров Украины, в том числе, непосредственно касающиеся военной организации государства и деятельности.
Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на нужды национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности, осуществляет от имени Верховной Рады Украины Счетная палата, руководствуясь Законом Украины "О Счетной палате" (315/96-ВР), Бюджетным кодексом Украины (2542 -14) и другими законами Украины.
О своей деятельности и состоянии дел в этой сфере Счетная палата не реже одного раза в год докладывает Верховной Раде Украины и периодически информирует общественность, в том числе через средства массовой информации.
Президент Украины как глава государства и гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины (254к / 96-ВР), прав и свобод человека и гражданина и как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины при осуществлении своих функций в соответствии с Конституцией и законами Украины:
вносит на утверждение Верховной Рады Украины предложения относительно общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины;
назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов; присваивает высшие воинские звания;
вносит в Верховную Раду Украины предложения об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;
принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины с внесением решения на утверждение Верховной Радой Украины;
принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации с определением участия в осуществлении связанных с этим мероприятий Вооруженных Сил Украины и других военных формирований - с следующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;
принимает меры по прекращению деятельности незаконных военизированных формирований, а также любых попыток использования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, правоохранительных органов для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности;
принимает решение - с внесением их на одобрение Верховной Радой Украины - о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство, в том числе для участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности, и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины; {Абзац восьмой части первой статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5286-VI (5286-17) от 18.09.2012}
рассматривает перед внесением на утверждение Верховной Радой Украины разработаны Кабинетом Министров Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества Украины с другими государствами и международными союзами.
Контроль за деятельностью Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований и органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны и правоохранительной деятельности Президент Украины осуществляет как непосредственно, так и через возглавляемую им Совет национальной безопасности и обороны Украины и создаваемые им в случае необходимости в соответствии с пунктом 28 части первой статьи 106 Конституции Украины (254к / 96-ВР) службы.
Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее - СНБОУ) осуществляет контроль над Военной организацией государства на основании Конституции Украины (254к / 96-ВР) в порядке и в пределах компетенции, определенных Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины" (183 / 98-ВР).
Решение СНБОУ вводятся в действие указами Президента Украины.
О своей деятельности СНБОУ информирует общественность, в том числе через средства массовой информации.
Кабинет Министров Украины, реализуя конституционные полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики государства, обеспечения ее суверенитета, обороноспособности и национальной безопасности, общественного порядка, борьбы с преступностью, в соответствии с Конституцией и законов Украины, актов Президента Украины:
разрабатывает и вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов по вопросам национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности, требующих законодательного урегулирования, и в пределах своей компетенции принимает соответствующие решения;
определяет согласно законодательству потребности в расходах на национальную безопасность и оборону, правоохранительную деятельность, борьбу с организованной преступностью, терроризмом, защита государственной границы, охранную деятельность, исполнения наказаний. Проект оборонного бюджета как составная часть Государственного бюджета Украины предварительно рассматривается Советом национальной безопасности и обороны Украины;
обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, в том числе выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на нужды национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности;
докладывает и отчитывается перед Верховной Радой Украины о выполнении Государственного бюджета Украины в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности;
разрабатывает и вносит на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества Украины с другими государствами и межгосударственными союзами;
организует разработку и утверждает государственный заказ на выпуск продукции военного назначения, осуществляет контроль за его выполнением, а также за созданием, сохранением и развитием мобилизационных мощностей, созданием, содержанием и своевременным обновлением материальных ценностей мобилизационного резерва, за подготовкой и содержанием транспортных и других средств, которые в случае введения военного или чрезвычайного положения в соответствии с законодательством Украины должны быть переданы в Вооруженные Силы Украины, других военных формирований, правоохранительных органов;
организует разработку и представляет на утверждение Президенту Украины проект мобилизационного плана Украины на особый период;
осуществляет контроль за экспортом вооружений и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;
устанавливает порядок отчуждения и реализации военного имущества, материальных ценностей мобилизационного резерва, сроки использования которого закончились и подлежащего разбронированию и отпуска и обновлению, передаче в аренду военных объектов и имущества, контролирует соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины, других военных формированиях, правоохранительных органах;
осуществляет контроль за соблюдением в Вооруженных Силах Украины, других военных формированиях, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства, законодательства по охране окружающей среды;
вносит на рассмотрение Президента Украины предложения по совершенствованию организационной структуры Военной организации и правоохранительных органов государства;
с целью обобщения сведений о нарушении прав или законных интересов лиц правоохранительными органами и подготовки руководителям таких органов обязательных к рассмотрению рекомендаций, в том числе о необходимости принятия соответствующих мер по привлечению виновных лиц к ответственности, образует комиссию в составе представителей органов государственной власти, правозащитных организаций и общественных объединений, учреждений и организаций в сфере защиты предпринимательской деятельности и определяет порядок ее работы.
Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, имеющие в подчинении воинские формирования, правоохранительные органы, в пределах своих полномочий:
организуют и обеспечивают исполнение законов Украины, других нормативно-правовых актов по национальной безопасности и обороны и правоохранительной деятельности;
создают необходимые условия для осуществления другими субъектами демократического гражданского контроля предусмотренных законами полномочий;
обеспечивают объективное и своевременное информирование Верховной Рады Украины, Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Кабинета Министров Украины о состоянии в подчиненных воинских формированиях и правоохранительных органах;
информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном настоящим и другими законами.
Другие центральные органы исполнительной власти содействуют Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них функций и осуществляется в соответствии с законодательством надлежащее обеспечение.
Органы местного самоуправления и местные государственные администрации в пределах полномочий, определенных Конституцией (254к / 96-ВР) и законами Украины:
контролируют ход допризывной подготовки, отбор военными комиссиями граждан призывного возраста на военную службу;
обеспечивают выполнение законодательства относительно соблюдения прав и социальных гарантий граждан, которые могут быть призваны на военную службу, состоят на военной службе, уволенные с военной службы, и членов их семей;
способствуют расположенным на соответствующей территории подразделениям Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них задач;
имеют право заслушивать доклады должностных лиц органов управления Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, дислоцированных на территории региона, о выполнении требований законодательства относительно правовой и социальной защиты граждан, которые должны быть призваны на военную службу, состоят на военной службе, уволенных в запас или отставку , пенсионеров и членов их семей;
осуществляют контроль за соблюдением в расположенных на территории региона воинских частях, органах и учреждениях Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства и законодательства по охране окружающей среды;
согласовывают - с точки зрения обеспечения безопасности граждан - планы проведения на территории региона военных учений и других мероприятий, связанных с участием и присутствием большого количества людей;
разрабатывают оперативные планы и обеспечивают взаимодействие органов местного самоуправления, местных государственных администраций и соответствующих структур военного управления при выполнении задач территориальной обороны;
получают от руководства дислоцированных на территории региона воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований необходимую информацию об угрозе или масштабах загрязнения окружающей среды радиоактивными, ядовитыми и другими опасными веществами в результате аварий на военных объектах или с военной техникой, а также о наличии и возможностей сил, средств и ресурсов на подчиненной территории для организации согласованных действий в чрезвычайных ситуациях;
информируют общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятельности в решении задач, связанных с национальной безопасностью и обороной, борьбой с преступностью.
Для выполнения этих задач местные советы могут образовывать депутатские комиссии по вопросам демократического гражданского контроля, а в местных государственных администрациях могут создаваться необходимые подразделения.
Граждане Украины принимают участие в осуществлении гражданского контроля над Военной организацией государства и правоохранительными органами как через общественные организации, членами которых они являются, через депутатов представительных органов власти, так и лично путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека и его представителя по делам защиты прав военнослужащих или в другой государственный орган в порядке, определенном Конституцией Украины (254к / 96-ВР) и Законом Украины "Об обращениях граждан" (393/96-ВР).
Общественным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, гарантируется в соответствии с Конституцией Украины (254к / 96-ВР), этого Закона и уставных положений возможность:
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, в том числе от органов военного управления, других организаций, предприятий и учреждений, относящихся к военной организации государства, правоохранительных и других органов информацию, которая не содержит государственной тайны, по вопросам деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительной деятельности;
проводить научные исследования по проблемам военного строительства, организации обороны, обеспечения безопасности страны, борьбы с преступностью, проводить публичное обсуждение их результатов, создавать для этого общественные фонды, центры, коллективы экспертов и т.д.;
проводить общественную экспертизу проектов законов, решений, программ, представлять свои выводы и предложения соответствующим государственным органам для учета в ходе реформирования Вооруженных Сил Украины, других составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства;
участвовать в общественных дискуссиях и открытых парламентских слушаниях по вопросам реформирования и деятельности Вооруженных Сил Украины, других звеньев Военной организации и правоохранительных органов государства, проблем правовой и социальной защиты военнослужащих, членов их семей;
знакомиться с условиями службы, жизни и быта военнослужащих;
через субъектов права законодательной инициативы выступать с законодательными инициативами в области военного строительства, правоохранительной деятельности, социальной защиты военнослужащих, пенсионеров и членов их семей.
Средства массовой информации, освещая проблемы в сфере национальной безопасности и обороны, борьбы с преступностью, на основе объективной информации о службе, жизни и быт военнослужащих, процессы, происходящие в армейской среде, формируют общественное мнение, способствуют повышению престижа службы защитников Отечества, укреплению доверия общества к Вооруженным Силам Украины, других составных частей Военной организации государства, правоохранительных органов.
Средства массовой информации:
в установленном порядке могут запрашивать и безвозмездно получать от органов военного управления, других органов государственной власти, организаций, предприятий и учреждений, которые принадлежат к военной организации государства, правоохранительных органов, открытую информацию, документы и материалы по вопросам, отнесенным к их компетенции. Руководители соответствующих органов, учреждений, предприятий и организаций обязаны беспрепятственно предоставлять такую информацию;
распространяют полученную информацию через прессу, радио, телевидение, средства глобальной информационной сети Интернет и другим способом, придерживаясь требований законодательства по сохранению государственной тайны;
публикуют официальные ответы органов государственной власти и военного управления на материалы, которые были обнародованы ранее.
С целью систематического информирования общественности о деятельности Военной организации государства и правоохранительных органов, существующие проблемы в этой сфере и их решения соответствующие органы государственной власти и военного управления периодически, по заранее опубликованному расписанию, проводят пресс-конференции, помещают на веб-страницах Интернета и обновляют соответствующие материалы. С этой же целью периодически - раз в год - выдается "Белая книга" о деятельности Вооруженных Сил Украины.
С целью обеспечения открытости для общественности функционирования военной организации государства, правоохранительных органов, создание необходимых условий для осуществления демократического гражданского контроля в этой сфере:
государственные органы, деятельность которых связана с военной организацией государства, охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, способствуют определенным этим Законом субъектам гражданского контроля в получении необходимой информации и оказывают помощь в выполнении их функций;
Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, другие центральные органы исполнительной власти, органы военного управления, их должностные лица обязаны рассматривать обращения общественных организаций, военнослужащих и других граждан, сообщения средств массовой информации о нарушении прав военнослужащих, работников правоохранительных органов, членов их семей или ненадлежащее исполнение предоставленных законом полномочий и функций соответствующими органами в сфере обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, их должностными и служебными лицами и в установленный законом срок сообщать заявителям и средства массовой информации о результатах рассмотрения и принятых мерах;
органы управления Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов заранее уведомляют органы местного самоуправления, местные государственные администрации, а при необходимости также населения о военных учений и других мероприятий, если они могут затрагивать права территориальных общин, имущественные и другие интересы граждан или создавать угрозу для жизни и здоровья людей.
Информирование общественности, осуществление взаимодействия Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов с Верховной Радой Украины, общественными организациями, средствами массовой информации возлагается на одного из заместителей руководителя (государственного секретаря) министерства, другого центрального органа исполнительной власти, которому подчиняются создаваемые в указанных органах пресс-службы и подразделения по связям с общественностью.
В состав военных советов видов и родов войск, оперативных военных направлений по согласованию с Президентом Украины могут включаться представители центральных и региональных органов исполнительной власти.
Пресс-службы и отделы по связям с общественностью оперативно предоставляют средствам массовой информации объективную и полную информацию о деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов.
Суды, осуществляя судопроизводство в Военной организации государства, при рассмотрении конкретных дел могут выносить частные определения в адрес соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, противоправные действия или бездействие которых способствовали совершению уголовных преступлений военнослужащими или повлекли нарушение прав и законных интересов граждан.
{Статья 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII от 16.05.2013}
Контроль за соблюдением законодательства при осуществлении гражданского контроля осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.
{Статья 24 в редакции Закона N 1697-VII от 14.10.2014}
раздел VII
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
До приведения законодательства Украины в соответствие с настоящим Законом законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении возможных изменений в законы Украины в связи с принятием этого Закона и обеспечить внесение соответствующих изменений в нормативно-правовых актов органов исполнительной власти.