Закон Украины О правовом режиме военного положения

Статья 1. Определение военного положения

1. Военное положение - это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее тер ориальний целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.



Статья 2. Правовая основа введения военного положения

1. Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, этот Закон и указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины.



Статья 3. Военное командование

1. Военным командованием, которому в соответствии с настоящим Законом предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, военными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, являются:

Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины, командование видов Вооруженных Сил Украины, командование сил специальных операций Вооруженных Сил Украины, командование десантно-штурмовой войск Вооруженных Сил Украины, управления оперативных командований, командование соединений и воинских частей Вооруженных сил Украины;

органы управления других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований.



Статья 4. Военные администрации

1. На территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечение вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут создаваться временные государственные органы - военные администрации.

2. Решение о создании военных администраций принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.

3. Военные администрации населенных пунктов образуются в одном или нескольких населенных пунктах (селах, поселках, городах), в которых сельские, поселковые, городские советы и / или их исполнительные органы не осуществляют возложенные на них Конституцией и законами Украины полномочия, в том числе в результате фактического самороспуска или самоустранение от выполнения своих полномочий, или их фактического невыполнения или прекращения их полномочий в соответствии с законом.

Военную администрацию населенного пункта возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по предложению Генерального штаба Вооруженных Сил Украины или соответствующей областной государственной администрации.

Структуру и штатное расписание военных администраций населенных пунктов утверждает начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины по представлению начальника соответствующей военной администрации.

4. В районе, области военные администрации образуются при несозыва сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" сроки или прекращения их полномочий в соответствии с законом, или для осуществления руководства в сфере обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности. В случае принятия решения о создании районных, областных военных администраций их статуса приобретают соответственно районные, областные государственные администрации, а председатели районных, областных государственных администраций получают статус начальников соответствующих военных администраций.

5. Военные администрации населенных пунктов формируются из военнослужащих воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, которые отправляются к ним в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности с оставлением на военной службе, службе в правоохранительных органах, органах и подразделениях гражданской защиты без исключения из списков личного состава, а также работников, клали с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины трудовой договор.

В случае приобретения районной, областной государственной администрацией статуса соответственно районного, областного военной администрации должности государственных служащих в таких администрациях могут замещаться военнослужащими воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, которые отправляются к ним в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности с оставлением на военной службе, слу бы в правоохранительных органах, органах и подразделениях гражданской защиты без исключения из списков личного состава.

Перечень должностей в военных администрациях населенных пунктов, подлежащих замещению военнослужащими воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, а также перечень должностей, которые могут быть замещены военнослужащими воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов в районной, областной военной администрации, утверждаются Президентом Украины по представлению начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины.

6. Финансирование деятельности военных администраций по выполнению полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, выполнение других функций - за счет средств Государственного бюджета Украины.

7. Направление, координацию и контроль за деятельностью областных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности, осуществления мер правового режима военного положения осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, а по другим вопросам - Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий.

Направления, координацию и контроль за деятельностью районных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности, осуществления мер правового режима военного положения осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, областные военные администрации (в случае их образования), а по другим вопросам - Кабинет Министров Украина, областные государственные администрации в пределах своих полномочий.

Общее руководство деятельностью военных администраций населенных пунктов осуществляют руководители соответствующих районных государственных администраций или начальники районных военных администраций (в случае их образования).

Непосредственное руководство военными администрациями осуществляют их начальники.

8. Военные администрации населенных пунктов, а также районные, областные военные администрации, образованные в связи с несозыва сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" сроки, осуществляют свои полномочия до дня первого заседания первой сессии соответствующего совета, избранного после отмены военного положения. В случае создания районных, областных военных администраций для осуществления руководства в сфере обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности такие администрации осуществляют свои полномочия до отмены военного положения.

9. В связи с образованием военных администраций населенных пунктов полномочия военно-гражданских администраций этих населенных пунктов прекращаются со дня начала осуществления соответствующей военной администрацией своих полномочий.

В случае образования районных, областных военных администраций в день вступления в силу акта Президента Украины об их образовании прекращаются полномочия соответствующих районных, областных военно-гражданских администраций.



Статья 5. Порядок введения военного положения

1. Предложения о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях на рассмотрение Президенту Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины.

2. В случае принятия решения о необходимости введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президент Украины издает указ о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и немедленно обращается в Верховную Раду Украины относительно его утверждения и представляет одновременно соответствующий проект закона.

3. Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, подлежит немедленному объявлению через средства массовой информации или обнародованию другим способом.

4. В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва и рассматривает вопрос об утверждении указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в порядке, определенном Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

5. В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны содействовать немедленному прибытию народных депутатов Украины на заседание Верховной Рады Украины и осуществлению их полномочий.

6. Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, официально обнародуется вместе с законом об утверждении такого указа Президента Украины и вступает в силу одновременно с вступлением в силу такого закона.



Статья 6. Указ Президента Украины о введении военного положения

1. В указе Президента Украины о введении военного положения указываются:

1) обоснование необходимости введения военного положения;

2) границы территории, на которой вводится военное положение, время ввода и срок, на который он вводится;

3) задачи военного командования, военных администраций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о введении и осуществление мер правового режима военного положения;

4) задачи субъектам обеспечения гражданской защиты по приведению единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем в готовность к выполнению задач по назначению в период;

5) исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, временно ограничиваются в связи с введением военного положения с указанием срока действия этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;

6) иные вопросы, вытекающие из настоящего Закона.



Статья 7. Прекращения и отмены военного положения

1. Военное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях прекращается по истечении срока, на который он был введен.

2. До истечения срока, на который было введено военное положение, и при условии устранения угрозы нападения или опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности Президент Украины может принять указ об отмене военного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, о чем должен быть немедленно объявлено через средства массовой информации.



Статья 8. Меры правового режима военного положения

1. В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления вводить и осуществлять в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом Президента Украины о введении военного положения, такие меры правового режима м военного положения:

1) устанавливать усиленную охрану важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и вводить особый режим их работы. Перечень объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, подлежащих усиленной охране в условиях военного положения, утверждается Кабинетом Министров Украины;

2) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период действия военного положения, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезным работам, которые выполняются для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных форму в ань, правоохранительных органов и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, специальной профессиональной подготовки лиц. За работниками, привлеченными к выполнению общественно полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность). Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и вопросы их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом Министров Украины;

3) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;

4) принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;

5) вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;

6) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;

7) проверять документы у лиц, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;

8) запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;

9) нарушать в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных объединений, если она направлена ​​на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения;

10) устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение;

11) регулировать работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры и средств массовой информации, а также использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещать работу приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;

12) в случае нарушения требований или невыполнение мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи " связи;

13) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;

14) устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

15) изымать у предприятий, учреждений и организаций учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;

16) запрещать гражданам, находящимся на военном или специальном учете в Министерстве обороны Украины, Службе безопасности Украины или Службе внешней разведки Украины, менять место жительства (место нахождения) без разрешения военного комиссара или руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины или Службы внешней разведки Украины; ограничивать прохождение альтернативной (невоенной) службы;

17) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;

18) устанавливать порядок использования фонда защитных сооружений гражданской защиты;

19) проводить эвакуацию населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения, согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Украины;

20) вводить в случае необходимости нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

21) отстранять от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими определенных этим Законом обязанностей и назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;

22) принимать дополнительные меры по усилению охраны государственной тайны;

23) интернировать (принудительно водворять) граждан иностранного государства, которая угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины;

24) осуществлять обязательную эвакуацию задержанных лиц, находящихся в изоляторах временного содержания; подозреваемых, обвиняемых лиц, в отношении которых применена мера пресечения - содержание под стражей, находящихся в следственных изоляторах; этапирования осужденных, отбывающих такие наказания, как арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и пожизненное заключение, из учреждений исполнения наказаний, расположенных в местностях, приближенных к районам, где ведутся боевые действия, в соответствующие учреждения, которые расположены в безопасной местности.

2. В местностях, где ведутся боевые действия, внедрение и осуществление мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование и военные администрации (в случае их образования).

3. Внедрение и осуществление мер правового режима военного положения осуществляется в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Украины типового плана внедрения и обеспечения мер правового режима военного положения в Украине или в отдельных ее местностях.



Статья 9. Осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в условиях военного положения

1. В условиях военного положения Президент Украины и Верховная Рада Украины действуют исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, определенные Конституцией и законами Украины.

2. Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, военное командование, военные администрации, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.



Статья 10. Недопустимости прекращения полномочий органов государственной власти, других государственных органов в условиях военного положения

1. В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, и органов, подразделения которых осуществляют контрразведывательной деятельности.



Статья 11. Деятельность Президента Украины в условиях военного положения

1. Президент Украины в условиях военного положения:

1) осуществляет общее руководство внедрением и выполнением мероприятий правового режима военного положения;

2) принимает по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины решение о привлечении Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов к осуществлению мер правового режима военного положения;

3) осуществляет стратегическое руководство Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами через Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины;

4) определяет порядок прохождения военной службы.

2. В случае окончания срока полномочий Президента Украины во время действия военного положения его полномочия продолжаются до вступления на пост новоизбранного Президента Украины, избранного после отмены военного положения.

3. Полномочия Президента Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях военного положения не могут быть ограничены.



Статья 12. Деятельность Верховной Рады Украины в условиях военного положения

1. Верховная Рада Украины в случае введения военного положения в Украине или отдельных ее местностях работает в сессионном режиме.

2. В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного положения.

3. Полномочия Верховной Рады Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях военного положения не могут быть ограничены.



Статья 13. Особенности действия нормативно-правовых актов в условиях военного положения

1. Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, решение Совета министров Автономной Республики Крым, решения местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, касающихся прав и свобод человека и гражданина, ограничиваются в связи с введением военного положения, временно не применяются.



Статья 14. Полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил Украины

1. Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины:

1) участвует в подготовке проекта типового плана внедрения и обеспечения правового режима военного положения в Украине или отдельных ее местностях;

2) организует подготовку и осуществляет руководство Вооруженными Силами Украины, соединениями, частями и органами других военных формирований и правоохранительных органов при исполнении ими мер правового режима военного положения;

3) организует деятельность военных администраций, командований видов Вооруженных Сил Украины, управлений оперативных командований, командований военных соединений и частей Вооруженных Сил Украины на территории, на которой введено военное положение;

4) разрабатывает и вносит на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины предложения по привлечению других военных формирований и правоохранительных органов к осуществлению мер правового режима военного положения.



Статья 15. Полномочия военных администраций

1. Военные администрации в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины "Об обороне Украины", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Полномочия военных администраций осуществляются ими в порядке, определенном законами Украины для осуществления полномочий соответствующих местных государственных администраций и органов местного самоуправления, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Военные администрации населенных пунктов на соответствующей территории осуществляют полномочия по:

1) разработку и осуществление мер правового режима военного положения;

2) обеспечение эффективного использования природных, трудовых и финансовых ресурсов;

3) привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности к участию в комплексном социально-экономическом развитии сел, поселков, городов, координации этой работы на соответствующей территории;

4) размещение на договорных началах заказов на производство продукции, выполнение работ (услуг), необходимых для территориальной общины, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

5) составление и утверждение местного бюджета, внесение изменений в него, обеспечения выполнения соответствующего бюджета;

6) установление ставок местных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Украины, если решение соответствующего совета по этим вопросам не принято;

7) принятие решений о предоставлении в соответствии с законодательством льгот по уплате местных налогов и сборов, если решения соответствующего совета по этим вопросам не принято;

8) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов, которые устанавливаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), транспортные и другие услуги;

9) привлечение на договорных началах средств предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на соответствующей территории, и средств населения, а также бюджетных средств на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры и на мероприятия по охране окружающей природной среды;

10) управление объектами жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг населению;

11) установление для предприятий, учреждений и организаций, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, размера части прибыли, подлежащей зачислению в местный бюджет;

12) осуществление управления имуществом, находящимся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины (за исключением решения вопросов отчуждения, в том числе и путем приватизации коммунального имущества и предоставления коммунального имущества в аренду на срок свыше одного года);

13) оказание помощи владельцам квартир (домов) в их восстановлении в случае повреждения в результате проведения боевых действий, террористических актов, диверсий; организации за счет собственных средств и на паевых началах строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального хозяйства и социального назначения, жилых домов, а также дорог местного значения; выполнение или делегирование на конкурсной основе генеральной строительной организации (подрядной организации) функций заказчика на строительство, реконструкцию и ремонт жилья, других объектов социальной и производственной инфраструктуры коммунальной собственности;

14) предоставление в соответствии с законом градостроительных условий и ограничений застройки земельных участков;

15) управление учебными заведениями, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, принадлежат территориальным общинам или переданы им, молодежными подростковыми учреждениями по месту жительства; организации их материально-технического и финансового обеспечения;

16) обеспечение социально-культурных заведений, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, а также населения топливом, электроэнергией, газом и другими энергоносителями; решение вопросов водоснабжения, отведения и очистки сточных вод; осуществление контроля за качеством питьевой воды;

17) решение вопросов о предоставлении за счет средств местных бюджетов ритуальных услуг в связи с погребением одиноких граждан, ветеранов войны и труда, а также других категорий малообеспеченных граждан; предоставления помощи на погребение граждан в других случаях, предусмотренных законодательством;

18) содействие организации призыва граждан на срочную военную и альтернативную (невоенной) службе, а также их мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, организации учебных (проверочных) и специальных военных сборов; обеспечение доведения до предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также населения приказа военного комиссара об объявлении мобилизации;

19) бронирование рабочих мест для военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с законодательством;

20) организации и участия в осуществлении мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой и гражданской защитой;

21) решение в соответствии с законодательством вопросов, связанных с предоставлением военным частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных Сил Украины служебных помещений и жилой площади, других объектов, а также коммунально-бытовых услуг; осуществление контроля за их использованием, оказанием услуг;

22) содействие организации производства и поставок в войска предприятиями и организациями, находящимися в коммунальной собственности, заказанной продукции, услуг, энергоресурсов;

23) осуществление мероприятий по созданию надлежащих условий для функционирования пунктов пропуска через государственную границу Украины;

24) содействие Государственной пограничной службе Украины в поддержании соответствующего режима на государственной границе;

25) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

26) решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений (за исключением решения вопросов отчуждения из коммунальной собственности земельных участков и предоставления таких земельных участков в аренду на срок свыше одного года);

27) решение в соответствии с законом вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения сроком не более одного года, а также об отмене такого разрешения;

28) создание в соответствии с законом за счет средств местного бюджета учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи, назначения и увольнения руководителей этих учреждений, привлечение в установленном законом порядке физических или юридических лиц частного права к предоставлению бесплатной первичной правовой помощи;

29) содействие деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, службы безопасности, органов Национальной полиции, адвокатуры и Государственной уголовно-исполнительной службы Украины;

30) заслушивание информации прокуроров и руководителей органов Национальной полиции о состоянии законности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и результатах деятельности на соответствующей территории;

31) отмена актов исполнительных органов соответствующего совета, которые не соответствуют Конституции, законам Украины, другим актам законодательства, решению соответствующего совета, принятым в пределах ее полномочий;

32) установление в соответствии с законодательством правил по вопросам обеспечения в населенном пункте чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;

33) принятие в пределах, определенных законом, решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями;

34) принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов территориальной самоорганизации населения в случаях, предусмотренных законом;

35) создание в соответствии с законодательством коммунальных аварийно-спасательных служб; решение вопросов о численности работников таких служб, расходы на их содержание; разработка и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению деятельности коммунальных аварийно-спасательных служб;

36) обеспечение централизованного временного хранения архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или иных правоотношений юридических и физических лиц на соответствующей территории, и других архивных документов, не относящихся к Национальному архивному фонду;

37) решение вопросов сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания бытовых отходов, обезвреживания и захоронения трупов животных;

38) организации местных рынков;

39) установление режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин;

40) утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от формы собственности, согласования этих вопросов относительно транзитного пассажирского транспорта в случаях, предусмотренных законодательством;

41) обеспечение содержания в надлежащем состоянии кладбищ, других мест захоронения и их охраны;

42) привлечение предприятий, учреждений и организаций, не относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, к участию в обслуживании населения средствами транспорта и связи.

Военные администрации населенных пунктов осуществляют делегированные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законами Украины.

3. Районные, областные военные администрации осуществляют на соответствующей территории, наряду с полномочиями местных государственных администраций, полномочия по внедрению и осуществлению мер правового режима военного положения, а районные, областные военные администрации, образованные в связи с несозыва сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" сроки, также осуществляют полномочия по:

1) составление и утверждение в соответствии районных, областных бюджетов, внесение изменений в них, утверждение отчетов об их выполнении; распределения переданных из государственного бюджета средств в виде дотаций, субвенций соответственно между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного значения, сел, поселков, городов районного значения;

2) осуществление управления объектами общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, находящихся в управлении районных и областных советов (кроме решения вопросов отчуждения, в том числе путем приватизации, таких объектов); назначение и освобождение их руководителей;

3) решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений (за исключением решения вопросов отчуждения из коммунальной собственности земельных участков);

4) решение по закону вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов в соответствии районного, областного значения, а также об отмене такого разрешения;

5) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и других потребностей населения, зон санитарной охраны источников водоснабжения, ограничения или запрета использования предприятиями питьевой воды в промышленных целях;

6) принятие в пределах, определенных законом, решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями;

7) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

8) принятие решений об обращении в суд о признании незаконными актов местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права территориальных общин в сфере их общих интересов;

9) заслушивание информации прокуроров и руководителей органов Национальной полиции о состоянии законности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и результатах деятельности на соответствующей территории;

10) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

4. Начальник военной администрации:

1) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции и законов Украины, выполнения актов Президента Украины и соответствующих органов исполнительной власти;

2) организует работу соответствующей военной администрации и осуществляет руководство ее деятельностью, несет персональную ответственность за выполнение военной администрацией возложенных на нее полномочий;

3) назначает на должности и освобождает от должностей должностных и служебных лиц, других работников соответствующей военной администрации;

4) является распорядителем бюджетных средств;

5) представляет соответствующую военную администрацию и территориальную общину в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, гражданами;

6) обращается в суд о признании незаконными актов органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права и интересы территориальной общины;

7) заключает от имени территориальной общины, соответствующей военной администрации договоры в соответствии с законодательством;

8) издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий, которые имеют такую ​​же юридическую силу, что и решение соответствующего совета (советов). Приказы, изданные в пределах полномочий местных советов, должны быть обнародованы, кроме содержащих информацию с ограниченным доступом;

9) ведет личный прием граждан и обеспечивает на соответствующей территории соблюдение законодательства по рассмотрению обращений граждан и общественных объединений.



Статья 16. Привлечение военных формирований и правоохранительных органов к осуществлению мер правового режима военного положения

1. По решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенным в действие в установленном порядке указом Президента Украины, образованные в соответствии с законами Украины военные формирования привлекаются совместно с правоохранительными органами к решению задач, связанных с внедрением и осуществлением мер правового режима военного положения, согласно их назначению и спецификой деятельности.



Статья 17. Содействие деятельности военного командования и военных администраций

1. Органы государственной власти Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, а также граждане обязаны содействовать деятельности военного командования и военных администраций во внедрении и осуществлении мероприятий правового режима военного положения на соответствующей территории.



Статья 18. Взаимодействие военного командования и военных администраций с органами государственной власти в условиях военного положения

1. Порядок взаимодействия военного командования и военных администраций с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдения правового режима военного положения, защиты безопасности граждан и интересов государства, а также подчинения или оперативного подчинения им других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов или их соединений, воинских частей, учреждений и организаций определяется Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.



Статья 19. Гарантии законности в условиях военного положения

1. В условиях военного положения запрещаются:

изменение Конституции Украины;

изменение Конституции Автономной Республики Крым;

проведения выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления;

проведение всеукраинских и местных референдумов;

проведение забастовок, массовых собраний и акций.

2. Верховная Рада Украины не позднее чем в девяностодневный срок со дня прекращения или отмены военного положения, если очередные или внеочередные выборы в соответствующие органы должны быть проведены в период, на который было введено военное положение, принимает решение о назначении выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных выборов.



Статья 20. Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения

1. Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения определяются в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом.

2. В условиях военного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины.

3. В процессе трудовой деятельности лиц, в отношении которых введена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и тому подобное. На время привлечения работающего лица к выполнению трудовой повинности вне места его работы по трудовому договору за ним по окончании выполнения таких работ сохраняется соответствующее рабочее место (должность).



Статья 21. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц иностранных государств в условиях военного положения

1. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, юридических лиц иностранных государств, находящихся на территории Украины во время действия военного положения, определяется Конституцией и законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.



Статья 22. Недопустимость использования правового режима военного положения для захвата власти и нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц

1. Введение военного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Любые попытки использовать введение военного положения для захвата власти влекут за собой ответственность согласно закону.



Статья 23. Возмещение убытков, причиненных при введении военного положения или возврат имущества, сохранилось

1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, в условиях правового режима военного положения, если не было осуществлено предварительное полное возмещение стоимости такого имущества, влечет за собой следующее полное возмещение его стоимости в порядке, определенном законом.

2. Если имущество, которое было принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо вправе требовать в судебном порядке возврата такого имущества на условиях, определенных законом.

3. Бывший владелец имущества, принудительно отчужденного в связи с введением и осуществлением мер правового режима военного положения, может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно.



Статья 24. Информирование Генерального секретаря ООН и иностранных государств

1. Украина в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах в случае введения военного положения немедленно сообщает через Генерального секретаря ООН государствам, которые участвуют в этом пакте об ограничении прав и свобод человека и гражданина, является отклонением от обязательств по Международному пактом, и о границе этих отклонений и причинах принятия такого решения.

2. В сообщении отмечается также дата прекращения действия соответствующих отклонений от обязательств, передбаченихМижнародним пактом о гражданских и политических правах.

3. Об изменениях пределы отклонений от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах или срока действия ограничений прав и свобод и причин принятия такого решения Украины сообщает Генерального секретаря ООН в порядке, определенном частями первой и второй настоящей статьи.



Статья 25. Ответственность за нарушение правового режима военного положения

1. Лица, виновные в нарушении требований или невыполнении мер правового режима военного положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.



Статья 26. Правосудие в условиях военного положения

1. Правосудие на территории, на которой введено военное положение, осуществляется только судами. На этой территории действуют суды, созданные в соответствии с Конституцией Украины.

2. Сокращение или ускорения любых форм судопроизводства запрещается.

3. В случае невозможности осуществлять правосудие судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, законами Украины может быть изменена территориальная подсудность судебных дел, рассматриваемых в этих судах, или в установленном законом порядке изменено местонахождение судов.

4. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.



Статья 27. Контроль за деятельностью военного командования, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

1. Контроль за деятельностью военного командования, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в условиях военного положения осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины.



Статья 28. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования.

Нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

2. Признать утратившим силу Закон Украины "О правовом режиме военного положения" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г.., № 28, ст. 224; 2003г., № 27, ст. 209; 2009, № 19, ст. 258; 2010, № 12, ст. 119; 2013, № 15, ст. 99, № 21, ст. 208, № 41, ст. 550; 2015, № 16, ст. 110).

2-1. В случае введения военного положения в отдельных местностях в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях:

1) в день вступления в силу акта Президента Украины о создании военной администрации прекращаются согласно настоящему Закону полномочия:

областного совета, его исполнительного аппарата, должностных и служебных лиц местного самоуправления, работающих в этих органах - в случае образования соответствующей областной военной администрации;

районного совета, его исполнительного аппарата, должностных и служебных лиц местного самоуправления, работающих в этих органах - в случае образования соответствующей районной военной администрации;

сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов, их исполнительных органов, сельских, поселковых, городских голов, других должностных и служебных лиц местного самоуправления, работающих в этих органах местного самоуправления, старост - в случае образования военной администрации соответствующего населенного пункта (населенных пунктов);

2) районные, областные военные администрации осуществляют на соответствующей территории, вместе с полномочиями местных государственных администраций, полномочия по внедрению и осуществлению мер правового режима военного положения, а также осуществляют полномочия, предусмотренные пунктами 1-10 части третьей статьи 15 настоящего Закона;

3) военные администрации населенных пунктов, районные, областные военные администрации осуществляют свои полномочия до дня первого заседания первой сессии соответствующего совета, избранного после отмены военного положения;

4) направление, координацию и контроль за деятельностью областных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности, осуществления мер правового режима военного положения осуществляет Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины при общем руководстве Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, а по другим вопросам - Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий; направления, координацию и контроль за деятельностью районных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности, осуществления мер правового режима военного положения осуществляют областные военные администрации, а по другим вопросам - Кабинет Министров Украины, областные государственные администрации в пределах своих полномочий;

5) Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона, а также по организации подготовки и осуществления общего руководства Вооруженными Силами Украины, соединениями, частями и органами других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов при исполнении ими мер правового режима военного положения;

6) Командующий объединенных сил осуществляет непосредственное руководство силами и средствами Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, непосредственно привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации и правового режима военного состояния, через соответствующие органы военного управления.

3. Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о внесении изменений в Закон Украины "О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения" в связи с принятием настоящего Закона;

принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации настоящего Закона, и привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.