Закон Украины Об основах национальной безопасности Украины

Статья 1. Определение терминов

Приведенные в настоящем Законе термины употребляются в таком значении:

национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечиваются устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам в сферах правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, пограничной деятельности и обороны, миграционной политики , здравоохранения, охраны детства, образования и науки, научно-технической и инновационной политики, культурного развития населения, обеспечения свободы слова и и формационной безопасности, кибербезопасности и киберзащиты, социальной политики и пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, рынка финансовых услуг, защиты прав собственности, фондовых рынков и оборота ценных бумаг, налогово-бюджетной и таможенной политики, торговли и предпринимательской деятельности, рынка банковских услуг, инвестиционной политики, ревизионной деятельности, монетарной и валютной политики, защиты информации, лицензирования, промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, информационных технологий, энергосберегающих гетики и энергосбережения, функционирования естественных монополий, использования недр, земельных и водных ресурсов, полезных ископаемых, защиты экологии и окружающей среды и других сферах государственного управления при возникновении негативных тенденций к созданию потенциальных или реальных угроз национальным интересам;

национальные интересы - жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие;

угрозы национальной безопасности - имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, создающие опасность жизненно важным национальным интересам Украины;

Военная организация государства - совокупность органов государственной власти, военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, деятельность которых находится под демократическим гражданским контролем со стороны общества и непосредственно направлена ​​на защиту национальных интересов Украины от внешних и внутренних угроз;

правоохранительные органы - органы государственной власти, на которые Конституцией и законами Украины возложено осуществление правоохранительных функций.



Статья 2. Правовая основа национальной безопасности

Правовую основу в сфере национальной безопасности Украины составляют Конституция, этот и другие законы Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также изданные во исполнение законов иные нормативно-правовые акты.

Согласно этому Закону разрабатываются и утверждаются Президентом Украины Стратегия национальной безопасности Украины, Стратегия кибербезопасности Украины и Военная доктрина Украины, доктрины, концепции, стратегии и программы, которыми определяются целевые установки и руководящие принципы военного строительства, а также направления деятельности органов государственной власти в конкретной обстановке с целью своевременного выявления, предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам Украины. Стратегия национальной безопасности Украины, стратегия кибербезопасности Украины и Военная доктрина Украины являются документами, обязательными для выполнения, и основой для разработки конкретных программ по составляющим государственной политики национальной безопасности.



Статья 3. Объекты национальной безопасности

Объектами национальной безопасности являются:

человек и гражданин - их конституционные права и свободы;

общество - его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационное и окружающую природную среду и природные ресурсы;

государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность.



Статья 4. Субъекты обеспечения национальной безопасности

Субъектами обеспечения национальной безопасности являются:

Президент Украины;

Верховная рада Украины;

Кабинет Министров Украины;

Совет национальной безопасности и обороны Украины;

министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

Национальный банк Украины;

суды общей юрисдикции;

прокуратура Украины;

Национальное антикоррупционное бюро Украины;

местные государственные администрации и органы местного самоуправления;

Вооруженные Силы Украины, Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная пограничная служба Украины и другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины;

органы и подразделения гражданской защиты;

граждане Украины, объединения граждан.



Статья 5. Принципы обеспечения национальной безопасности

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

верховенство права;

приоритет договорных (мирных) средств в решении конфликтов;

своевременность и адекватность мер защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам;

четкое разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности;

демократическом гражданском контроле над Военной организацией государства и другими структурами в системе национальной безопасности;

использование в интересах Украины межгосударственных систем и механизмов международной коллективной безопасности.

Национальная безопасность Украины обеспечивается путем проведения взвешенной государственной политики в соответствии с принятыми в установленном порядке доктрин, концепций, стратегий и программ в политической, экономической, социальной, военной, экологической, научно-технологической, информационной и других сферах.

Выбор конкретных средств и путей обеспечения национальной безопасности Украины обусловливается необходимостью своевременного принятия мер, адекватных характеру и масштабам угроз национальным интересам.



Статья 6. Приоритеты национальных интересов

Приоритетами национальных интересов Украины являются:

гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина;

развитие гражданского общества, его демократических институтов;

защита государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, недопущение вмешательства во внутренние дела Украины;

укрепление политической и социальной стабильности в обществе;

обеспечение развития и функционирования украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины, гарантирование свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины;

создание конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики и обеспечение постоянного роста уровня жизни и благосостояния населения;

сохранения и укрепления научно-технологического потенциала, утверждение инновационной модели развития;

обеспечение экологически и техногенно безопасных условий жизнедеятельности граждан и общества, сохранения окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

развитие духовности, моральных принципов, интеллектуального потенциала украинского народа, укрепление физического здоровья нации, создание условий для расширенного воспроизводства населения, сохранения и укрепления института семьи;

создание условий для полноценной жизни и развития ребенка, его безопасности, благополучия, роста в безопасном семейном окружении;

интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью обретения членства в Европейском Союзе и в евроатлантическое пространство с целью приобретения членства в Организации Североатлантического договора; развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами мира в интересах Украины.



Статья 7. Угрозы национальным интересам и национальной безопасности Украины

На современном этапе основными реальными и потенциальными угрозами национальной безопасности Украины, стабильности в обществе являются:

во внешнеполитической сфере:

посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность, территориальные претензии со стороны других государств;

попытки вмешательства во внутренние дела Украины со стороны других государств;

военно-политическая нестабильность, региональные и локальные войны (конфликты) в разных регионах мира, прежде всего вблизи границ Украины;

в сфере государственной безопасности:

разведывательно-подрывная деятельность иностранных специальных служб;

угроза посягательств со стороны отдельных групп и лиц на государственный суверенитет, территориальную целостность, экономический, научно-технический и оборонный потенциал Украины, права и свободы граждан;

распространение коррупции в органах государственной власти, сращивание бизнеса и политики, организованной преступной деятельности;

преступная деятельность против мира и безопасности человечества, прежде всего распространение международного терроризма;

угроза использования с террористической целью ядерных и других объектов на территории Украины;

возможность незаконного ввоза в страну оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и средств массового поражения, радиоактивных и наркотических средств;

попытки создания и функционирования незаконных военизированных вооруженных формирований и попытки использовать в интересах определенных сил деятельность военных формирований и правоохранительных органов государства;

проявления сепаратизма, попытки автономизации по этническому признаку отдельных регионов Украины;

в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины:

распространение оружия массового поражения и средств его доставки;

недостаточная эффективность существующих структур и механизмов обеспечения международной безопасности и глобальной стабильности;

нелегальная миграция;

возможность втягивания Украины в региональные вооруженные конфликты или в противостояние с другими государствами;

наращивание другими государствами вблизи границ Украины группировок войск и вооружений, которые нарушают сложившееся соотношение сил сложилось;

опасное снижение уровня обеспечения военной и специальной техникой и вооружением нового поколения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, грозит снижением их боеспособности;

медлительность в осуществлении и недостаточное финансовое обеспечение программ реформирования Военной организации и оборонно-промышленного комплекса Украины;

накопления большого количества устаревшей и ненужной для Вооруженных Сил Украины военной техники, вооружения, взрывчатых веществ;

незавершенность договорно-правового оформления и недостаточное обустройство государственной границы Украины;

неудовлетворительный уровень социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

рост опасности для жизни и здоровья гражданского населения, прежде всего детей, в результате военных действий или вооруженных конфликтов;

во внутриполитической сфере:

нарушения со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Конституции и законов Украины, прав и свобод человека и гражданина, в том числе при проведении избирательных кампаний, недостаточная эффективность контроля за соблюдением требований Конституции и исполнением законов Украины;

возможность возникновения конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, радикализации и проявлений экстремизма в деятельности некоторых объединений национальных меньшинств и религиозных общин;

угроза проявлений сепаратизма в отдельных регионах Украины;

структурная и функциональная несбалансированность политической системы общества, неспособность отдельных ее звеньев к оперативному реагированию на угрозы национальной безопасности;

в экономической сфере:

существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического и технологического потенциала, сокращение исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития;

ослабление системы государственного регулирования и контроля в сфере экономики;

нестабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики, в том числе финансовой (фискальной) политики государства; отсутствие эффективной программы предотвращения финансовых кризисов; рост кредитных рисков;

критическое состояние основных производственных фондов в ведущих отраслях промышленности, агропромышленном комплексе, системах жизнеобеспечения;

недостаточные темпы воспроизводственных процессов и преодоления структурной деформации в экономике;

критическая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, низкие темпы расширения внутреннего рынка;

нерациональная структура экспорта с преимущественно сырьевым характером и низким удельным весом продукции с высокой долей добавленной стоимости;

большая долговая зависимость государства, критические объемы государственных внешнего и внутреннего долгов;

опасное для экономической независимости Украины роста доли иностранного капитала в стратегических отраслях экономики;

неэффективность антимонопольной политики и механизмов государственного регулирования естественных монополий, что затрудняет создание конкурентной среды в экономике;

критическое состояние с продовольственным обеспечением населения;

неэффективность использования топливно-энергетических ресурсов, недостаточные темпы диверсификации источников их поставки и отсутствие активной политики энергосбережения, что создает угрозу энергетической безопасности государства;

"Тенизация" национальной экономики;

преобладание в деятельности управленческих структур личных, корпоративных, региональных интересов над общенациональными;

в социальной и гуманитарной сферах:

несоответствие программ реформирования экономики страны и результатов их осуществления определенным социальным приоритетам;

неэффективность государственной политики по повышению трудовых доходов граждан, преодоление бедности и сбалансирования продуктивной занятости трудоспособного населения;

кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения и, как следствие, опасное ухудшение состояния здоровья населения; распространение наркомании, алкоголизма, социальных болезней;

обострение демографического кризиса;

снижение возможностей получения качественного образования представителями бедных слоев общества;

проявления моральной и духовной деградации общества;

неэффективность государственной политики по поддержке семьи и обеспечения, соблюдения и защиты прав ребенка, и как следствие, увеличение количества семей с детьми, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей, оставшихся без родительского попечительства;

в научно-технологической сфере:

нарастающее научно-технологическое отставание Украины от развитых стран;

неэффективность государственной инновационной политики, механизмов стимулирования инновационной деятельности;

низкая конкурентоспособность продукции;

неразвитость внутреннего рынка высокотехнологичной продукции и отсутствие его эффективной защиты от иностранной технической и технологической экспансии;

снижение внутреннего спроса на подготовку научно-технических кадров для научных, конструкторских, технологических учреждений и высокотехнологичных предприятий, неудовлетворительный уровень оплаты научно-технического труда, падение ее престижа, несовершенство механизмов защиты прав интеллектуальной собственности;

отток ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы за пределы Украины;

в сфере гражданской защиты:

несоответствие современным вызовам состояния единой государственной системы гражданской защиты, сил гражданской защиты, их технического оснащения;

значительное антропогенное и техногенное перегрузки территории Украины, рост рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

ухудшение технического состояния гидротехнических сооружений каскада водохранилищ на реке Днепр;

неподдержание в надлежащем техническом состоянии ядерных объектов на территории Украины;

опасность техногенного, в том числе ядерного и биологического, терроризма;

в экологической сфере:

{Абзац статьи 7 исключен на основании Закона № 186-VIII от 12.02.2015}

нерациональное, изнурительное использование минерально-сырьевых природных ресурсов как невозобновляемых, так и возобновляемых;

непреодоленность негативных социально-экологических последствий Чернобыльской катастрофы;

ухудшение экологического состояния водных бассейнов, обострение проблемы трансграничных загрязнений и снижение качества воды;

{Абзац статьи 7 исключен на основании Закона № 186-VIII от 12.02.2015}

неконтролируемый ввоз в Украину экологически опасных технологий, веществ, материалов и трансгенных растений, возбудителей болезней, опасных для людей, животных, растений и организмов, экологически необоснованное использование генетически измененных растений, организмов, веществ и производных продуктов;

неэффективность мер по преодолению негативных последствий военной и другой экологически опасной деятельности;

{Абзац статьи 7 исключен на основании Закона № 186-VIII от 12.02.2015}

усиление влияния вредных генетических эффектов в популяциях живых организмов, в частности генетически измененных организмов, и биотехнологий;

устарелость и недостаточная эффективность комплексов по утилизации токсичных и экологически опасных отходов;

в информационной сфере:

проявления ограничения свободы слова и доступа к публичной информации;

распространение средствами массовой информации культа насилия, жестокости, порнографии;

компьютерная преступность и компьютерный терроризм;

разглашение информации, составляющей государственную тайну, или другой информации с ограниченным доступом, направленной на удовлетворение потребностей и обеспечения защиты интересов общества и государства;

попытки манипулировать общественным сознанием, в частности, путем распространения недостоверной, неполной или предвзятой информации.



Статья 8. Основные направления государственной политики по вопросам национальной безопасности

С учетом геополитической и внутренней обстановки в Украине деятельность всех государственных органов должна быть сосредоточена на прогнозировании, своевременном выявлении, предупреждении и нейтрализации внешних и внутренних угроз национальной безопасности, защите суверенитета и территориальной целостности Украины, безопасности ее пограничного пространства, подъеме экономики страны, обеспечении личной безопасности , конституционных прав и свобод человека и гражданина, искоренении преступности, совершенствовании системы государственной власти, укреплении законности и пра вопорядку и сохранении социально-политической стабильности общества, укреплении позиций Украины в мире, поддержание на должном уровне ее оборонного потенциала и обороноспособности, радикальном улучшении экологической ситуации.

Основными направлениями государственной политики по вопросам национальной безопасности Украины являются:

во внешнеполитической сфере - проведение активной международной политики Украины с целью:

создание благоприятных внешнеполитических условий для прогрессивного экономического и социального развития Украины;

предотвращения вмешательства во внутренние дела Украины и предотвращения посягательств на ее государственный суверенитет и территориальную целостность со стороны других государств;

углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью приобретения членства в этой организации;

содействие устранению конфликтов, прежде всего в регионах, граничащих с Украиной;

участие в международных операциях по поддержанию мира и безопасности под эгидой ООН, ОБСЕ, других международных организаций в сфере безопасности, а также в рамках международных договоров Украины;

участие в мероприятиях по борьбе с международными организованными преступными группировками и международным терроризмом, противодействие распространению ядерного и другого оружия массового поражения и средств его доставки;

адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;

в сфере государственной безопасности:

реформирования правоохранительной системы с целью повышения эффективности ее деятельности на основе оптимизации структуры, повышения уровня координации деятельности правоохранительных органов, улучшения их финансового, материально-технического, организационно-правового и кадрового обеспечения;

сосредоточение ресурсов и усиление координации деятельности правоохранительных, разведывательных и контрразведывательных органов Украины для борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом;

участие Украины в международном сотрудничестве в сфере борьбы с международной преступностью, терроризмом, наркобизнесом, нелегальной миграцией;

отработка эффективно действующей системы контроля за поставками продукции и технологий оборонного назначения и двойного использования;

в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины:

ускорение реформирования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований с целью обеспечения их максимальной эффективности и способности давать адекватный ответ реальным и потенциальным угрозам Украине; переход к комплектованию Вооруженных Сил Украины на контрактной основе;

осуществление государственных программ модернизации имеющихся, разработка и внедрение новейших образцов боевой техники и вооружений;

усиление контроля за состоянием вооружений и защищенностью военных объектов; активизация работ по утилизации оружия;

внедрение системы демократического гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства;

обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

соблюдение соглашений о временном расположения Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины;

ускорение процесса делимитации и демаркации границ Украины;

борьба с организованными преступными группировками, в том числе международными, которые пытаются действовать через государственную границу Украины, в пунктах пропуска и исключительной (морской) экономической зоне Украины;

углубление трансграничного сотрудничества с сопредельными государствами;

во внутриполитической сфере:

обеспечение неуклонного соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя, совершенствование системы политической власти с целью укрепления демократии, духовных и нравственных устоев общества; повышение эффективности функционирования политических институтов власти;

создание действующих, в том числе судебных, механизмов защиты конституционных прав человека и основных свобод;

обеспечение политической стабильности, гражданского мира и взаимопонимания в обществе, проявлений экстремизма;

обеспечение прозрачности в деятельности государственных органов, принятии управленческих решений, информированности населения, укрепление на этой основе его доверия к властным институтам;

создание полноценного, эффективно действующего местного и регионального самоуправления;

формирование и совершенствование политико-правовых, социально-экономических и духовно-культурных основ этнонациональной стабильности, отработка эффективных механизмов согласования интересов этнических сообществ и решения межнациональных противоречий;

обеспечение межконфессиональной стабильности и предотвращения конфликтных обострений на религиозной основе, недопущение противостояния разных церквей, в том числе по распределению сфер влияния на территории Украины;

в экономической сфере:

обеспечение условий для устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики;

ускорения прогрессивных структурных и институциональных изменений в экономике, улучшение инвестиционного климата, повышение эффективности инвестиционных процессов; стимулирования опережающего развития наукоемких высокотехнологичных производств;

совершенствование антимонопольной политики; создание эффективного механизма государственного регулирования естественных монополий;

преодоления "тенизации" экономики через реформирование налоговой системы, оздоровления финансово-кредитной сферы и прекращения оттока капиталов за границу, уменьшение внебанковского оборота денежной массы;

обеспечение сбалансированного развития бюджетной сферы, внутренней и внешней защищенности национальной валюты, ее стабильности, защиты интересов вкладчиков, финансового рынка;

осуществление взвешенной политики внутренних и внешних заимствований;

обеспечения энергетической безопасности на основе устойчивого функционирования и развития топливно-энергетического комплекса, в том числе последовательного и активного проведения политики энергосбережения и диверсификации источников энергообеспечения;

обеспечение продовольственной безопасности;

защита внутреннего рынка от недоброкачественного импорта - поставок продукции, которая может наносить ущерб национальным производителям, здоровью людей и окружающей среде;

усиление участия Украины в международном разделении труда, развитие экспортного потенциала высокотехнологичной продукции, углубление интеграции в европейскую и мировую экономическую систему и активизация участия в международных экономических и финансовых организациях;

в научно-технологической сфере:

усиление государственной поддержки развития приоритетных направлений науки и техники как основы создания высоких технологий и обеспечения перехода экономики на инновационную модель развития, создания эффективной системы инновационной деятельности в Украине;

поэтапное увеличение объемов бюджетных расходов на развитие образования и науки, создание условий для широкого привлечения в научно-техническую сферу внебюджетных ассигнований;

создание экономических и общественно-политических условий для повышения социального статуса научной и технической интеллигенции,

обеспечение необходимых условий для реализации прав интеллектуальной собственности;

обеспечение надлежащего уровня безопасности эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и военных объектов, сооружений и инженерных сетей;

в сфере гражданской защиты:

обеспечение эффективного функционирования единой государственной системы гражданской защиты, оснащение современными видами техники сил гражданской защиты;

принятия организационных, экономических, инженерно-технических и других мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций до приемлемых уровней;

повышение уровня экологической, ядерной и радиационной безопасности к нормам и стандартам в соответствующей сфере, в том числе преобразования объекта "Укрытие" Чернобыльской АЭС в экологически безопасную систему;

в экологической сфере:

осуществление комплекса мер, гарантирующих экологическую безопасность ядерных объектов и надежный радиационная защита населения и окружающей среды, сведение к минимуму последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

внедрение в производство современных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, повышения эффективности использования природных ресурсов, развитие технологий переработки и утилизации отходов;

улучшение экологического состояния рек Украины, прежде всего бассейна р. Днепр, и качества питьевой воды;

предотвращения загрязнения Черного и Азовского морей и улучшения их экологического состояния;

стабилизация и улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах Донецко-Приднепровского региона;

недопущение неконтролируемого ввоза в Украину экологически опасных технологий, веществ и материалов, возбудителей болезней, опасных для людей, животных, растений, организмов;

реализация мероприятий по уменьшению негативного влияния глобальных экологических проблем на состояние экологической безопасности Украины, расширение ее участия в международном сотрудничестве по этим вопросам;

в социальной и гуманитарной сферах:

существенное усиление социальной составляющей экономической политики, реальное повышение жизненного уровня населения, прежде всего на основе подъема стоимости оплаты труда, своевременной выплаты заработной платы и гарантированных законом социальных выплат, усиление целевой направленности материальной поддержки, снижение уровня безработицы;

создание условий для преодоления бедности и чрезмерного имущественного расслоения в обществе;

сохранение и укрепление демографического и трудоресурсного потенциала страны; преодоления кризисных демографических процессов;

обеспечение защиты гражданского населения, прежде всего детей, во время военных действий или вооруженных конфликтов;

создание эффективной системы социальной защиты человека, охраны и восстановления его физического и духовного здоровья, ликвидации алкоголизма, наркомании, других негативных явлений;

ликвидация безнадзорности, беспризорности и бродяжничества среди детей;

создание эффективной системы обеспечения реализации и защиты прав ребенка;

недопущения насилия в отношении детей, привлечение их к наихудшим формам детского труда, втягивание в преступную деятельность;

в информационной сфере:

обеспечение информационного суверенитета Украины;

совершенствование государственного регулирования развития информационной сферы путем создания нормативно-правовых и экономических предпосылок для развития национальной информационной инфраструктуры и ресурсов, внедрения новейших технологий в этой сфере, наполнения внутреннего и мирового информационного пространства достоверной информацией об Украине;

активное привлечение средств массовой информации к предотвращению и противодействию коррупции, злоупотребления служебным положением, другим явлениям, которые угрожают национальной безопасности Украины;

обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных прав на свободу слова, доступ к информации, недопущение неправомерного вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в деятельность средств массовой информации и журналистов, запрета цензуры, дискриминации в информационной сфере и преследования журналистов за политические позиции, по выполнения профессиональных обязанностей, за критику;

принятие комплексных мер по защите национального информационного пространства и противодействия монополизации информационной сферы Украины.



Статья 9. Полномочия субъектов обеспечения национальной безопасности

Согласно Конституции и законов Украины:

Президент Украины как глава государства, гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины и Председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины осуществляет общее руководство в сферах национальной безопасности и обороны Украины;

Верховная Рада Украины в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, определяет основы внутренней и внешней политики, основы национальной безопасности, формирует законодательную базу в этой сфере, принимает решение по вопросам введения чрезвычайного и военного положения, мобилизации, определения общей структуры, численности, функций Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, созданных в соответствии с законами Украины;

Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны; с учетом изменений в геополитической обстановке вносит Президенту Украины предложения по уточнению Стратегии национальной безопасности Украины, Стратегии кибербезопасности Украины и Военной доктрины Украины;

Кабинет Министров Украины как высший орган в системе органов исполнительной власти обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, обороноспособности, национальной безопасности Украины, общественного порядка и борьбы с преступностью;

Национальный банк Украины в соответствии с принципами денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику в интересах национальной безопасности Украины;

министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Служба безопасности Украины и Служба внешней разведки Украины в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение предусмотренных Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины задач, осуществляют реализацию концепций, программ в сфере национальной безопасности, поддерживают в состоянии готовности к применению силы и средства обеспечения национальной безопасности;

местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают решение вопросов в сфере национальной безопасности, отнесенных законодательством к их компетенции;

Военная организация государства обеспечивает оборону Украины, защиту ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ; противодействует внешним угрозам военного характера;

органы и подразделения гражданской защиты осуществляют меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период;

правоохранительные органы ведут борьбу с преступностью и противодействуют терроризму;

суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по делам о преступлениях, наносящих ущерб национальной безопасности Украины;

прокуратура Украины осуществляет полномочия в сфере национальной безопасности Украины в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины "О прокуратуре Украины";

граждане Украины из-за участия в выборах, референдумах и через другие формы непосредственной демократии, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, они выбирают, реализуют национальные интересы, добровольно и в порядке исполнения конституционных обязанностей осуществляют меры, определенные законодательством Украины о обеспечения ее национальной безопасности; как непосредственно, так и через объединения граждан привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям и процессам в разных сферах жизнедеятельности страны; законно и законными средствами защищают свои права и интересы, а также собственную безопасность.



Статья 10. Основные функции субъектов обеспечения национальной безопасности Украины

Основными функциями субъектов обеспечения национальной безопасности являются:

выработки и периодическое уточнение Стратегии национальной безопасности Украины, Стратегии кибербезопасности Украины и Военной доктрины Украины, доктрин, концепций, стратегий и программ в сфере национальной безопасности, планирование и осуществление конкретных мероприятий по противодействию и нейтрализации угроз национальным интересам Украины;

создание нормативно-правовой базы, необходимой для эффективного функционирования системы национальной безопасности;

совершенствования ее организационной структуры;

комплексное кадровое, финансовое, материальное, техническое, информационное и иное обеспечение жизнедеятельности составляющих (структурных элементов) системы;

подготовка сил и средств субъектов системы к их применению по назначению;

постоянный мониторинг влияния на национальную безопасность процессов, происходящих в политической, социальной, экономической, экологической, научно-технологической, информационной, военной и других сферах, религиозной среде, межэтнических отношениях; прогнозирования изменений, происходящих в них, и потенциальных угроз национальной безопасности;

систематическое наблюдение за состоянием и проявлениями международного и других видов терроризма;

прогнозирование, выявление и оценка возможных угроз, дестабилизирующих факторов и конфликтов, причин их возникновения и последствий проявления;

разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по принятию управленческих решений с целью защиты национальных интересов Украины;

предотвращения и устранения влияния угроз и дестабилизирующих факторов на национальные интересы;

локализация, деэскалация и урегулирования конфликтов и ликвидация их последствий или влияния дестабилизирующих факторов;

оценка результативности действий по обеспечению национальной безопасности и определения затрат на эти цели;

участие в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в области безопасности, если это отвечает национальным интересам Украины;

совместное проведение плановых и оперативных мероприятий в рамках международных организаций и договоров в области безопасности.



Статья 11. Контроль за осуществлением мероприятий по обеспечению национальной безопасности

Контроль за реализацией мероприятий в сфере национальной безопасности осуществляется соответственно Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Советом национальной безопасности и обороны Украины в пределах их полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.



Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Со вступлением в силу настоящего Закона утрачивает силу Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины, одобренная Постановлением Верховной Рады Украины от 16 января 1997 (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 10, ст. 85; 2001, № 9, ст. 38).