Закон Украины Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности

Статья 1. Объекты топливно-энергетического комплекса

 1. Для целей настоящего Закона термин "объекты топливно-энергетического комплекса" употребляется в таком значении - целостные имущественные комплексы или системы целостных имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков), которые обеспечивают (назначены) и достаточные для осуществления хозяйственной деятельности в сфере добычи каменного угля и лигнита (бурого угля), его переработки.
 
2. Перечень имущества, входящего в состав объекта топливно-энергетического комплекса, находящегося в государственной собственности (далее - объект топливно-энергетического комплекса) и передается в аренду или концессию, определяется соответствующим договором.


Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 1. В соответствии с настоящим Законом передачи в аренду или концессию подлежат следующие объекты топливно-энергетического комплекса:
 
на которых возможно привлечение современных технологий производства и требующих модернизации (технического переоснащения) технологического процесса;
 
разрезы и шахты по добыче угля и его переработке, которые являются неперспективными и подлежат закрытию;
 
объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, находящиеся в государственной собственности, которые могут быть достроены с целью их использования для осуществления деятельности в сфере добычи каменного угля и лигнита (бурого угля), его переработки.
 
2. Отношения по передаче в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, не урегулированные настоящим Законом, регулируются Гражданским, другими законодательными актами.


Статья 3. Орган, уполномоченный принимать решение о целесообразности передачи объектов топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию

 1. Решение о целесообразности передачи объектов топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию принимается уполномоченным органом управления - центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в топливно-энергетическом комплексе (далее - уполномоченный орган управления). {Статья 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.20

Статья 4. Субъекты, которым передаются в аренду или концессию объекты топливно-энергетического комплекса

 1. Арендатором или концессионером объекта топливно-энергетического комплекса может быть юридическое лицо.
 
2. Лицо, с которым заключен договор аренды или концессии относительно объекта топливно-энергетического комплекса, обязана в течение 12 месяцев со дня заключения соответствующего договора (со дня ввода объекта в эксплуатацию, если объект был построен, достроен или восстановлен в соответствии с условиями концессионного договора) привести свою материально-техническую базу и штат специалистов в соответствии с условиями осуществления хозяйственной деятельности, для которой объект берется в аренду или концессию, и получить необходимые разрешительные документы на соответствующий вид деятельности.
 
3. Во время аренды или концессии объекта топливно-энергетического комплекса на период получения арендатором или концессионером необходимых разрешительных документов арендатор или концессионер имеет право на осуществление хозяйственной деятельности на объекте аренды или концессии на основании разрешительных документов, выданных предприятию, целостный имущественный комплекс которого (его структурного подразделения) было арендовано или передано в концессию, но не более чем в течение 12 месяцев со дня заключения договора аренды или концессии.


Статья 5. Инициатива передачи объектов топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию

 1. Решение о целесообразности передачи объекта топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию принимается уполномоченным органом управления по инициативе:
 
юридических лиц, которые могут быть арендаторами или концессионерами соответствии с настоящим Законом;
 
уполномоченного органа управления.
 
Заявление (представление), в которой содержится инициатива передачи объекта топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию, заинтересованные лица подают уполномоченному органу управления для рассмотрения. По результатам рассмотрения заявления (представления) уполномоченный орган управления принимает решение о передаче объекта топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию или об отказе в его передаче в аренду или концессию.
 
По результатам рассмотрения заявления (представления), анализа эффективности и технико-экономического обоснования передачи в аренду или концессию объекта топливно-энергетического комплекса уполномоченный орган управления принимает решение о целесообразности передачи объекта топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию, о чем информирует инициатора заявления (представления).
 
При принятии решения о предложении относительно передачи объекта топливно-энергетического комплекса в аренду или концессию или об отказе в его передаче в аренду или концессию получения заключений органов Антимонопольного комитета Украины о возможности аренды или концессии и об условиях договора аренды или концессии не является обязательно "язковим.
 
2. В случае принятия уполномоченным органом управления решения о передаче в аренду или концессию объекта топливно-энергетического комплекса, находящегося в государственной собственности, осуществляется организационно-техническая подготовка этого объекта к передаче соответственно в аренду или концессию. После завершения такой подготовки объявляется конкурс на право получения объекта в аренду или концессию.
 
Объявление конкурса на право получения объекта в аренду осуществляется Фондом государственного имущества Украины по представлению уполномоченного органа управления в течение 10 рабочих дней со дня получения представления. Представление уполномоченного органа управления обязательно должно содержать информацию об объекте, предлагается в аренду (наименование, характеристики и т.д.); срок, на который объект передается в аренду; график ежегодного уменьшения государственной поддержки на частичное покрытие расходов по себестоимости продукции для угледобывающих предприятий.
 
Объявление конкурса на право получения объекта в концессию осуществляется уполномоченным органом управления.
 
Объявление конкурса на право аренды, объявление концессионного конкурса обязательно должно содержать информацию об объекте, предлагается в аренду, концессии (наименование, характеристики объекта концессии); срок, на который объект передается в аренду, концессию; график ежегодного уменьшения государственной поддержки на частичное покрытие расходов по себестоимости продукции для угледобывающих предприятий.


Статья 6. Организационно-техническая подготовка объектов топливно-энергетического комплекса к передаче в аренду или концессию

 1. В срок, определенный уполномоченным органом управления, но не более шести месяцев со дня принятия им решения о целесообразности передачи объекта топливно-энергетического комплекса, находящегося в государственной собственности, в аренду или концессию, уполномоченный орган управления совместно с предприятием, хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится такой объект, осуществляет его организационно-техническую подготовку к передаче в аренду или концессию.
 
2. Организационно-техническая подготовка объекта топливно-энергетического комплекса к передаче в аренду или концессию включает:
 
проведения инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей в составе такого объекта;
 
упорядочение технической и строительной документации по такому объекту;
 
определение стоимости объекта в соответствии с методикой оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины. При этом стоимость промышленных запасов полезных ископаемых не учитывается. Оценка объекта, передаваемого в аренду или концессию, осуществляется в соответствии с законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности за счет предприятия, на балансе которого находится такой объект;
 
выделение земельного участка, закрепленного за объектом, в натуре (на местности), оформление землеустроительной документации;
 
экономическое обоснование целесообразности и объемов предоставления государственной поддержки на удешевление кредитов на капиталовложения и частичное покрытие расходов по себестоимости продукции для угледобывающего предприятия - арендатора или концессионера объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год на срок не более п пять лет с обязательным ежегодным уменьшением нагрузки на Государственный бюджет Украины в соответствии с графиком.
 
3. Одновременно с организационно-технической подготовкой уполномоченный орган управления совместно с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере экономического развития, готовит проект конкурсной документации по концессии, а вместе с Фондом государственного имущества Украины - относительно аренды, которая включает: {абзац первый части третьей статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}
 
квалификационные требования для участия в конкурсе и условия конкурса;
 
инструкцию для претендентов (в том числе информацию и требования к порядку проведения конкурса, разработка и оформление заявок и конкурсных предложений, информацию о квалификационных требований и условий конкурса, информацию по объекту аренды или концессии, которая должна содержаться в заявлении для дачи согласия органа Антимонопольного комитета Украины на получение объекта в аренду или концессию);
 
проект договора;
 
информацию об объявлении конкурса.


Статья 7. Конкурс на право аренды объектов топливно-энергетического комплекса

 1. В срок, определенный уполномоченным органом управления, но не более 10 рабочих дней со дня принятия им решения о целесообразности передачи объектов топливно-энергетического комплекса в аренду, уполномоченный орган управления обнародует в средствах массовой информации и на своем официальном веб-сайте информацию о принятом решении и перечень документов, которые вместе с заявлением о намерении взять в аренду объект топливно-энергетического комплекса подаются заинтересованным лицом в уполномоченный орган управления, а также срок представления таких документов.
 
В срок, определенный уполномоченным органом управления, но не более 30 календарных дней со дня опубликования указанной информации, лица, которые намерены взять в аренду объект топливно-энергетического комплекса, представляют в уполномоченный орган управления заявление и документы, перечень которых определяется уполномоченным органом управления и обнародованные согласно абзацу первому настоящей статьи.
 
Обязательно к заявлению подаются уставные документы; финансово-экономические и статистические сведения о арендатора; инвестиционный план эксплуатации и развития объекта аренды; сведения, подтверждающие возможность претендента обеспечить надлежащее финансирование своей деятельности; сведения о наличии опыта эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса и возможности технологического и организационного обеспечения соответствующего вида деятельности.
 
По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченный орган управления принимает решение о возможности участия заинтересованного лица в конкурсе на право аренды и письменно информирует такое лицо о принятом решении.
 
2. После завершения организационно-технической подготовки объекта топливно-энергетического комплекса к передаче в аренду и рассмотрения представленных заинтересованными лицами в соответствии с частью первой настоящей статьи документов уполномоченный орган управления передает Фонда государственного имущества Украины:
 
представление о проведении конкурса на право аренды объекта топливно-энергетического комплекса, которое обязательно должно содержать информацию об объекте, предлагается в аренду (наименование, характеристики, срок, на который объект передается в аренду, график ежегодного уменьшения государственной поддержки на удешевление кредитов на капиталовложения и частичное покрытие расходов по себестоимости продукции для угледобывающих предприятий);
 
документы, представленные лицами, в отношении которых уполномоченным органом управления принято решение о возможности их участия в конкурсе аренды;
 
предложения по условиям конкурса, условий договора аренды;
 
предложения по кандидатуре в состав конкурсной комиссии.
 
Функции по управлению объектом аренды Фонда государственного имущества Украины не передаются.
 
3. Фонд государственного имущества Украины в течение 10 рабочих дней после получения от уполномоченного органа управления представления и указанных в части второй настоящей статьи документов по согласованию с уполномоченным органом управления:
 
образует конкурсную комиссию, утверждает ее состав и порядок работы;
 
утверждает конкурсную документацию;
 
объявляет конкурс;
 
определяет размер регистрационного взноса для участия в конкурсе (в размере от одного до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан).
 
4. К участию в конкурсе аренды объектов топливно-энергетического комплекса допускаются лишь те арендаторы, которые получили соответствующее заключение уполномоченного органа управления о возможности осуществлять аренду такого объекта.
 
5. Фонд государственного имущества Украины в десятидневный срок после утверждения конкурсной документации размещает в официальном печатном издании Фонда государственного имущества Украины и на своем официальном веб-сайте информацию об объявлении конкурса, которая, в частности, должна содержать сведения о:
 
объект предлагается к аренде, наименование, характеристики;
 
срок, на который объект передается в аренду;
 
срок подачи заявок на участие в конкурсе;
 
размер регистрационного взноса;
 
дату, время и место вскрытия конкурсных предложений;
 
срок, в течение которого объявляются результаты конкурса;
 
ежегодное уменьшение государственной поддержки на удешевление кредитов на капиталовложения и частичное покрытие расходов по себестоимости продукции для угледобывающих предприятий;
 
адрес, номера телефонов и другие контактные данные конкурсной комиссии для получения дополнительной информации;
 
квалификационные требования для участия в конкурсе.
 
6. Заявки на участие в конкурсе подаются в течение 30 календарных дней со дня объявления конкурса. Лица, которые подали такие заявки, считаются претендентами на участие в конкурсе.
 
7. В заявке на участие в конкурсе указываются:
 
полное наименование претендента;
 
данные о его государственной регистрации;
 
копия сообщения уполномоченного органа управления о возможности участия в конкурсе;
 
сведения, подтверждающие возможность претендента обеспечить надлежащее финансирование своей деятельности;
 
сведения о наличии опыта эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса и возможности технологического и организационного обеспечения соответствующего вида деятельности;
 
другие сведения, в том числе о подтверждении соответствия квалификационным требованиям.
 
8. Конкурсная комиссия в десятидневный срок после поступления заявки рассматривает ее на предмет полноты представленных сведений и соответствия претендента установленным квалификационным требованиям и по результатам такого рассмотрения принимает решение о принятии заявки, о чем сообщает претенденту в шестидневный срок.
 
Претендент, заявка которого отклонена, может повторно подавать заявку на участие в конкурсе в случае устранения обстоятельств, послуживших причиной ее отклонения.
 
Заявки, поступившие в конкурсную комиссию по истечении установленного срока, конкурсной комиссией не рассматриваются.
 
9. Претендентов, заявки которых были приняты, конкурсная комиссия после уплаты ими регистрационного взноса обеспечивает конкурсной документацией и другой необходимой информацией (документами) для подготовки конкурсного предложения, в том числе сведениями о:
 
условия предоставления земельного участка, если она необходима для осуществления соответствующей деятельности;
 
объем работ, которые должны быть профинансированы (выполненные) арендатором;
 
объем и качество товаров, работ и услуг, изготовление, выполнение и предоставление которых гарантирует арендатор;
 
основные обязанности арендатора;
 
особые требования по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и охраны труда;
 
условия договора аренды.
 
10. Претенденты в течение 70 календарных дней со дня объявления конкурса подают конкурсной комиссии конкурсные предложения и становятся участниками конкурса. Претенденты имеют право отозвать поданные предложения и подать вместо них новые до окончания установленного срока представления предложений.
 
11. Конкурсные предложения, поступившие в конкурсную комиссию по истечении установленного срока, конкурсной комиссией не рассматриваются.
 
12. В случае если не подано ни одной конкурсной предложения, объявляется новый конкурс.
 
13. В течение двух рабочих дней после окончания установленного срока представления конкурсных предложений конкурсная комиссия раскрывает конкурсные предложения и в течение 15 календарных дней определяет их соответствие конкурсной документации, готовит выводы относительно определения лучших условий аренды, предложенных участниками конкурса (размер арендной платы, показатели инвестиционного проекта, в том числе объем инвестиций, программа модернизации технологического процесса и развития производства, уровень обеспечения социальных гарантий).
 
Победителем конкурса признается претендент, предложивший лучшие условия аренды в соответствии с конкурсной документацией.
 
14. На основании выводов конкурсной комиссии Фонд государственного имущества Украины по согласованию с уполномоченным органом управления в течение 10 календарных дней принимает решение об определении победителя конкурса, о чем не позднее чем в течение пяти дней со дня принятия решения уведомляет победителю и другим участникам конкурса.
 
15. В случае если конкурсное предложение подано только одним участником, Фонд государственного имущества Украины по согласованию с уполномоченным органом управления принимает решение о признании такого участника победителем конкурса, если в соответствии с заключением конкурсной комиссии поданные участником конкурсные предложения соответствуют конкурсной документации.
 
16. С победителем конкурса после согласования всех условий и одобрения уполномоченным органом управления окончательной редакции Фонд государственного имущества Украины заключает договор аренды.
 
Условия договора, заключаемого с победителем конкурса, не должны отличаться от тех условий конкурсного предложения, которые стали основанием для признания его победителем.
 
17. Споры, связанные с проведением конкурса, рассматриваются в судебном порядке.


Статья 8. Концессионный конкурс

 1. После завершения организационно-технической подготовки объекта топливно-энергетического комплекса к передаче в концессию уполномоченный орган управления:
 
утверждает конкурсную документацию, в том числе квалификационные требования для участия в конкурсе и условия конкурса;
 
образует конкурсную комиссию, утверждает ее состав и порядок работы;
 
объявляет концессионный конкурс;
 
определяет размер регистрационного взноса для участия в концессионном конкурсе (в размере от одного до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан).
 
2. Уполномоченный орган управления в десятидневный срок со дня утверждения конкурсной документации размещает в печатном средстве массовой информации и на официальном веб-сайте уполномоченного органа управления информацию об объявлении концессионного конкурса, которая, в частности, должна содержать сведения о:
 
объект предлагается в концессию, наименование, характеристики;
 
срок, на который объект передается в концессию;
 
срок подачи заявок на участие в конкурсе;
 
размер регистрационного взноса;
 
дату, время и место вскрытия конкурсных предложений;
 
срок, в течение которого объявляются результаты конкурса;
 
квалификационные требования;
 
ежегодное уменьшение государственной поддержки на удешевление кредитов на капиталовложения и частичное покрытие расходов по себестоимости продукции для угледобывающих предприятий;
 
адрес, номера телефонов и другие контактные данные конкурсной комиссии для получения дополнительной информации.
 
3. Заявки на участие в концессионном конкурсе подаются в течение 30 календарных дней со дня объявления конкурса. Лица, которые подали такие заявки, считаются претендентами на участие в конкурсе.
 
4. В заявке на участие в концессионном конкурсе указываются:
 
полное наименование претендента;
 
данные о его государственной регистрации;
 
сведения, подтверждающие возможность претендента обеспечить надлежащее финансирование своей деятельности;
 
сведения о наличии опыта эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса и возможности технологического и организационного обеспечения соответствующего вида деятельности;
 
сведения, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям.
 
5. Конкурсная комиссия в десятидневный срок после поступления заявки рассматривает ее на предмет полноты представленных сведений и соответствия претендента установленным квалификационным требованиям и по результатам такого рассмотрения принимает решение о принятии заявки или ее отклонения, о чем сообщает претенденту в шестидневный срок (в случае отклонения - с обоснованием причины).
 
6. Претендентов, заявки которых были приняты, конкурсная комиссия после уплаты ими регистрационного взноса обеспечивает конкурсной документацией и другой необходимой информацией (документами) для подготовки конкурсных предложений, в том числе сведениями о:
 
условия предоставления земельного участка, если она необходима для осуществления соответствующей деятельности;
 
объем работ, которые должны быть профинансированы (выполненные) концессионером;
 
объем и качество товаров, работ и услуг, изготовление, выполнение и предоставление которых гарантирует концессионер;
 
основные обязанности концессионера;
 
особые требования по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и охраны труда;
 
условия договора.
 
7. Претендент, заявка которого отклонена, может повторно подавать заявку на участие в конкурсе в случае устранения обстоятельств, послуживших причиной ее отклонения.
 
8. Заявки, поступившие в конкурсную комиссию по истечении установленного срока, конкурсной комиссией не рассматриваются.
 
9. Претенденты в течение 70 календарных дней со дня объявления конкурса подают конкурсной комиссии конкурсные предложения и становятся участниками конкурса.
 
Претенденты имеют право отозвать поданные предложения и подать вместо них новые до окончания установленного срока представления предложений.
 
10. Конкурсные предложения, поступившие в конкурсную комиссию по истечении установленного срока для их представления, конкурсной комиссией не рассматриваются.
 
11. В случае если не зарегистрировано ни одного участника конкурса, объявляется новый конкурс.
 
12. В течение двух рабочих дней после окончания установленного срока представления конкурсных предложений конкурсная комиссия раскрывает конкурсные предложения и в течение 20 календарных дней рассматривает конкурсные предложения, определяет их соответствие условиям конкурсной документации, готовит выводы относительно определения лучших условий концессии (размер концессионной платы, показатели инвестиционного проекта, в частности объем инвестиций, программа модернизации технологического процесса и развития производства, уровень обеспечения социальных гарантий).
 
Победителем конкурса признается претендент, предложивший лучшие условия концессии.
 
13. На основании выводов конкурсной комиссии уполномоченный орган управления не позднее чем в течение 10 календарных дней принимает решение об определении победителя конкурса, о чем конкурсная комиссия не позднее чем в течение пяти дней со дня принятия решения уведомляет победителю и другим участникам конкурса.
 
14. В случае если конкурсное предложение подано только одним участником, уполномоченный орган управления принимает решение о признании такого участника победителем концессионного конкурса, если в соответствии с заключением конкурсной комиссии поданные участником конкурсные предложения соответствуют конкурсной документации.
 
15. С победителем концессионного конкурса после согласования всех условий уполномоченный орган управления заключает договор концессии.
 
Условия договора, заключаемого с победителем конкурса, не должны отличаться от тех условий конкурсного предложения, которые стали основанием для признания его победителем.
 
16. Споры, связанные с проведением концессионного конкурса, рассматриваются в судебном порядке.


Статья 9. Условия договора аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса

 1. Существенными условиями договора аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, кроме определенных законами Украины "О концессиях", являются:
 
1) в хозяйственной деятельности:
 
порядок и условия восстановления переданного в аренду или концессию объекта и его возврата;
 
порядок и условия списания имущества в составе объекта аренды или концессии;
 
обязанности сторон договора по обеспечению сохранности переданного в аренду или концессию объекта;
 
обязанности по содержанию объекта аренды или концессии согласно требованиям государственных стандартов, норм и правил, действующих в соответствующей сфере деятельности;
 
обязанности арендатора или концессионера по использованию переданного в аренду или концессию объекта по целевому назначению в соответствии с профилем производственной деятельности предприятия, ранее осуществляло эксплуатацию такого объекта, по добыче каменного угля и лигнита (бурого угля), его переработки в гарантированных объемах и надлежащего качества;
 
порядок осуществления уполномоченным органом управления совместно с Фондом государственного имущества Украины контроля за состоянием переданного в аренду объекта;
 
порядок осуществления уполномоченным органом управления контроля за состоянием объекта, переданного в концессию;
 
ответственность сторон, в том числе ответственность арендатора или концессионера за безопасность эксплуатации объекта;
 
обеспечение производства продукции в объемах и по определенным показателям качества;
 
обеспечение применения рациональных, экологически безопасных и безвредных технологий;
 
обеспечение осуществления мероприятий по комплексному использованию недр;
 
недопущение выборочной подделки запасов, сверхнормативных потерь топливно-энергетических ресурсов;
 
обеспечение сохранности и учета материалов, а также отходов производства, которые нужны, но временно не используются;
 
обеспечение приведения земельных участков, которые высвобождаются арендатором или концессионером, в состояние, пригодное для использования, в соответствии с Земельным кодексом Украины;
 
осуществление мероприятий по предотвращению возможного вредного (опасного) воздействия последствий аварий, возникших на объекте, переданном в аренду или концессию, и стихийного бедствия;
 
выполнения установленных мобилизационных задач;
 
обеспечение выполнения экологических требований и других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды, и решения эколого-гидрогеологических проблем, которые возникают в процессе эксплуатации объектов, переданных в аренду или концессию;
 
обеспечение постоянного проведения мониторинга экологического состояния окружающей природной среды;
 
2) в экономической деятельности:
 
обеспечение уменьшения дебиторской и кредиторской задолженности;
 
обеспечение своевременной уплаты налогов и сборов, страховых взносов;
 
обеспечение ежемесячной выплаты заработной платы работникам предприятия в сроки, предусмотренные в коллективном договоре;
 
повышение уровня заработной платы с учетом инфляционных процессов и согласно условиям, определенным отраслевым соглашением;
 
обеспечения погашения задолженности по заработной плате, сложившейся на момент передачи объекта в аренду;
 
страхование объекта аренды или концессии и инвестиционных обязательств за счет арендатора или концессионера;
 
объемы инвестирования арендатором или концессионером объектов аренды или концессии;
 
объемы работ, которые должны быть профинансированы (выполненные) концессионером, и / или перечень имущества, которое должно быть создано концессионером;
 
3) в социальной деятельности:
 
обеспечение надлежащего уровня безопасности проведения работ и охраны труда;
 
обеспечение медицинского и санитарно-бытового обслуживания работников предприятий;
 
обеспечение сохранности предусмотренной коллективным договором количества рабочих мест;
 
обеспечение выполнения требований отраслевого соглашения и коллективного договора предприятия.
 
2. В случае если объектом аренды или концессии являются целостные имущественные комплексы, системы целостных имущественных комплексов предприятий, которые обеспечивают (назначены) и достаточные для самостоятельного осуществления хозяйственной деятельности в сфере добычи каменного угля и лигнита (бурого угля), его переработки , существенными условиями договора аренды или концессии, кроме определенных частью первой настоящей статьи, являются:
 
недопущение порчи разрабатываемых и совместимых с ними месторождений угля в результате проведения горных работ, обеспечения сохранности запасов угля месторождений, которые консервируются;
 
обеспечение представления в установленные сроки в соответствующие органы государственной статистики отчетности по добыче угля, состояния запасов и потерь угля в недрах, состояния и протяженности горных выработок;
 
обеспечение ежегодных расчетов и согласования объемов дотаций в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
 
обеспечение формирования финансового резерва для закрытия угледобывающих предприятий в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
 
обеспечение бесплатного предоставления угля на бытовые нужды работникам и пенсионерам.
 
3. В случае если во время передачи в аренду или концессию объекта топливно-энергетического комплекса проводится прекращение государственного предприятия, которое осуществляло эксплуатацию соответствующего объекта до его передачи в аренду или концессию, договором определяются гарантированное количество работников, уволенных в результате прекращения такого предприятия , которые будут трудоустроены арендатором или концессионером, и условия отбора таких работников.
 
4. В случае необходимости получения разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями законодательства о защите экономической конкуренции договор должен содержать отлагательное условие по приобретению прав на объект аренды или концессии после получения соответствующего разрешения органа Антимонопольного комитета Украины.
 
5. Договор аренды или концессии может определять комплекс дополнительных обязательств арендатора или концессионера по улучшению качества предоставления соответствующих услуг и / или развития объекта аренды, концессии сроком не менее чем на пять лет.


Статья 10. Нотариальное удостоверение договоров аренды объектов топливно-энергетического комплекса

 1. Договоры аренды объектов топливно-энергетического комплекса подлежат нотариальному удостоверению.
 
2. Расходы на проведение нотариального удостоверения договора аренды несет арендатор.


Статья 11. Уведомительная регистрация (учет) договоров аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса

 1. Заключенные договоры аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса подлежат регистрации.
 
Регистрации договоров аренды осуществляет Фонд государственного имущества Украины.
 
Регистрацию договоров концессии осуществляет уполномоченный орган управления.
 
Регистрация является уведомительной и осуществляется бесплатно.
 
2. Уполномоченный орган управления после заключения договоров аренды ведет их учет.
 
Для ведения учета договора аренды арендатор подает в течение 10 рабочих дней со дня нотариального удостоверения договора уполномоченному органу управления заявление произвольной формы, оригинал (ксерокопию, нотариально заверенную копию) заключенного договора, свидетельства о государственной регистрации арендатора в качестве юридического лица. {Абзац второй части второй статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1253-VII от 13.05.2014}
 
В течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных документов уполномоченный орган управления берет на учет договор и в течение пяти рабочих дней со дня взятия на учет направляет арендатору письменное подтверждение с указанием регистрационного номера договора и даты ведения учета.
 
3. Предусмотрена этой статьей регистрация договоров концессии, учет договоров аренды уполномоченным органом управления является одним из условий, при которых возможно выделение средств из Государственного бюджета Украины на удешевление кредитов на капиталовложения и частичное покрытие расходов по себестоимости продукции объектов топливно-энергетического комплекса, переданных в аренду или концессию.
 
раздел II
ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ОБЪЕКТОВ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА


Статья 12. Особенности аренды объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности

 1. Арендатору принадлежит право пользования переданным в аренду объектом топливно-энергетического комплекса. Переданы в аренду объекты остаются в государственной собственности.
 
2. Арендатор обеспечивает в соответствии с условиями договора использования арендованного объекта топливно-энергетического комплекса по целевому назначению в соответствии с профилем производственной деятельности предприятия, ранее осуществляло эксплуатацию такого объекта. Для производства и предоставления соответствующих товаров и услуг арендатор может привлекать других юридических лиц на условиях договора подряда (договора о предоставлении услуг).
 
3. Арендатор не имеет права передавать в субаренду арендованный им объект топливно-энергетического комплекса.
 
4. Продукция и доходы, полученные в результате использования арендованного объекта топливно-энергетического комплекса, принадлежат арендатору.
 
5. Текущий ремонт арендованного объекта топливно-энергетического комплекса проводит арендатор за свой счет. Капитальный ремонт арендованного объекта проводится в определенные договором аренды сроки арендатором за счет амортизационных отчислений.
 
6. Риск случайного уничтожения и случайного повреждения арендованного объекта несет арендатор. Арендатор страхует арендованный объект в свою пользу.
 
7. Прекращение государственного предприятия или его структурного подразделения, осуществлявшего эксплуатацию соответствующего объекта до его передачи в аренду, осуществляется путем его ликвидации по решению уполномоченного органа управления.
 
Арендатор становится правопреемником прав и обязанностей указанного государственного предприятия в соответствии с договором аренды, а в случае аренды целостного имущественного комплекса структурного подразделения - правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия, связанных с деятельностью такого структурного подразделения.
 
8. Контроль за использованием переданного в аренду объекта топливно-энергетического комплекса и выполнением арендатором условий договора аренды осуществляют уполномоченный орган управления и Фонд государственного имущества Украины в порядке, определенном договором аренды.
 
9. Арендная плата за пользование объектом топливно-энергетического комплекса вносится арендатором в безналичной форме независимо от результатов его хозяйственной деятельности в размере и срок, определенные договором аренды.
 
10. Земельные участки, необходимые для размещения и эксплуатации объектов, переданных в аренду, предоставляются арендатору вне конкурса путем заключения договоров аренды земельного участка с арендатором.


Статья 13. Условия улучшения арендованных объектов топливно-энергетического комплекса

 1. Государство сохраняет право собственности на переданные в аренду объекты топливно-энергетического комплекса, в том числе реконструированные или технически переоснащены арендаторами за счет амортизационных отчислений.
 
2. Начисление амортизации на переданный в аренду объект топливно-энергетического комплекса осуществляется арендодателем или уполномоченным им органом. О сумме начисленных амортизационных отчислений арендатору сообщается ежеквартально в установленный договором аренды срок. На сумму начисленных амортизационных отчислений (но не более чем на сумму арендной платы) уменьшается сумма арендной платы, подлежащей уплате арендатором за соответствующий период.
 
На сумму начисленных амортизационных отчислений, на которую была уменьшена сумма арендной платы, арендатор обязан в порядке и срок, определенные договором аренды, выполнять согласованные с арендодателем работы по улучшению объекта аренды.
 
3. Арендатор объекта топливно-энергетического комплекса имеет право за счет собственных средств осуществлять реконструкцию, техническое переоснащение, улучшение арендованного имущества.
 
Любое улучшение арендованного объекта топливно-энергетического комплекса, что не может быть отделено от арендуемого объекта, не причинив ему вреда, может осуществляться арендатором только с согласия арендодателя и уполномоченного органа управления.


Статья 14. Срок действия договора аренды объектов топливно-энергетического комплекса, основания его досрочного прекращения

 1. Срок действия договора аренды объекта топливно-энергетического комплекса определяется сторонами при его заключении и указывается в самом договоре. Такой срок не может быть менее двух и более двадцати пяти лет.
 
2. Договор аренды объекта топливно-энергетического комплекса сроком более трех лет считается заключенным с момента его нотариального удостоверения в установленном законодательством порядке.
 
3. Объект топливно-энергетического комплекса должен быть передан арендатору не позднее чем через шесть месяцев со дня заключения договора аренды. О передаче объекта в аренду представителями арендодателя и арендатора составляется акт приема-передачи.
 
4. Договор аренды объекта топливно-энергетического комплекса досрочно прекращается в случае:
 
уничтожения арендованного объекта - с момента установления факта такого уничтожения;
 
ликвидации юридического лица - арендатора;
 
прекращения предпринимательской деятельности арендатором;
 
систематического невыполнения или грубого нарушения арендатором условий договора аренды, неполучения арендатором в течение 12 месяцев со дня заключения договора соответствующих разрешительных документов на осуществление хозяйственной деятельности, а также в других случаях, предусмотренных законом, - по решению суда;
 
взаимному согласию сторон.
 
5. Прекращение действия договора аренды не освобождает стороны от выполнения обязательств по договору, на момент его прекращения остались невыполненными. Обязательства по производству и / или предоставления соответствующих товаров и услуг в установленном договором объеме и надлежащего качества арендатор несет до возвращения арендованного объекта арендодателю.
 
6. С целью обеспечения производства и / или предоставления соответствующих товаров и услуг в установленном договором объеме и надлежащего качества арендодатель имеет право требовать отсрочки прекращения действия договора аренды на срок до трех месяцев, за исключением случаев прекращения действия договора в случае уничтожения арендованного объекта.
 
7. В случае прекращения действия договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю объект аренды в сроки и на условиях, определенных настоящим Законом и договором, и предоставить документы, подтверждающие отсутствие каких-либо обязательств по объекту аренды.


Статья 15. Порядок возврата объектов топливно-энергетического комплекса в случае прекращения действия договора аренды

 1. В случае прекращения действия договора аренды (кроме случаев прекращения действия договора вследствие уничтожения арендованного объекта) переданный в аренду объект топливно-энергетического комплекса должен быть возвращен арендодателю в течение 10 календарных дней со дня прекращения действия договора.
 
В случае прекращения действия договора аренды в результате уничтожения объекта аренды, который был застрахован в пользу арендатора, последний обязан за свой счет восстановить объект и передать его арендодателю.
 
2. Арендатор возвращает арендодателю арендованный объект топливно-энергетического комплекса вместе со всеми улучшениями такого объекта, осуществленными за время его аренды, независимо от суммы начисленных амортизационных отчислений за время аренды. При этом арендатор имеет право оставить за собой улучшение арендованного объекта, осуществленные за счет собственных средств, если они могут быть отделены от такого объекта, не причиняя ему вреда.
 
Другие улучшения, осуществленные за счет собственных средств арендатора, остаются в собственности арендодателя.
 
Не подлежат оставлению за арендатором улучшения, осуществленные им за счет амортизационных отчислений, начисленных на арендованный объект.
 
3. О возвращении объекта топливно-энергетического комплекса представителями арендодателя и арендатора составляется акт приема-передачи.
 
раздел III
ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕССИИ ОБЪЕКТОВ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА


Статья 16. Особенности концессии объектов топливно-энергетического комплекса

 1. Концессионер обязан производить и / или предоставлять в определенном концессионным договором объеме и надлежащего качества соответствующие продукцию и / или услуги с использованием переданного в концессию объекта топливно-энергетического комплекса.
 
2. Концессионер не имеет права передавать полностью или частично третьим лицам свои имущественные права, определенные концессионным договором или касаются переданного ему в концессию объекта. Концессионер имеет право на договорной основе привлекать к выполнению специальных работ на переданном в концессию объекте третьих лиц.
 
3. В случае если концессионным договором предусмотрено исключительное право концессионера на создание (строительство) и / или управление (эксплуатацию) объектом топливно-энергетического комплекса, такое право не может быть передано третьим лицам концессиедателем без согласия концессионера или концессионером без согласия концессиедателя.
 
4. Текущий ремонт переданного в концессию объекта концессионер обязан проводить за свой счет. Капитальный ремонт переданного в концессию объекта концессионер проводит в определенные концессионным договором сроки за счет амортизационных отчислений.
 
5. концессионера не возникает общего правопреемства в соответствии с правами и обязательствами предприятия, целостный имущественный комплекс которого передается в концессию. Условия и порядок передачи концессионеру прав и обязательств предприятия, целостный имущественный комплекс которого передается в концессию, могут быть установлены условиями концессионного конкурса.
 
В случае если все активы и обязательства предприятия, целостный имущественный комплекс которого передается в концессию, передано на баланс концессионеру, такое предприятие подлежит прекращению путем ликвидации.
 
6. Концессионные платежи вносятся концессионером в размере, определенном сторонами в концессионном договоре. Концессионные платежи вносятся в безналичной форме в размере и срок, определенные концессионным договором.
 
7. Концессионные платежи устанавливаются в фиксированном размере с учетом стоимости переданного в концессию объекта по результатам его оценки, проведенной в порядке, определенном законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности.
 
Фиксированный размер концессионных платежей подлежит индексации в соответствии с законодательством.
 
8. Договор концессии в случаях, определенных статьей 12 Закона Украины "О концессиях", может предусматривать, кроме дотаций и компенсаций, предоставление концессионеру льгот по уплате концессионных платежей (уплаты их в уменьшенном размере или освобождение от уплаты) и других льгот.
 
9. Контроль за выполнением концессионером условий договора концессии осуществляет уполномоченный орган управления.
 
10. Земельные участки, необходимые для размещения и эксплуатации объектов, переданных в концессию, предоставляются концессионеру вне конкурса путем заключения договоров аренды земельного участка с концессионером.


Статья 17. Срок действия договора концессии объектов топливно-энергетического комплекса, основания для его досрочного прекращения

 1. Срок действия договора концессии объекта топливно-энергетического комплекса определяется сторонами и не может быть менее 10 и более 50 лет.
 
2. Договор концессии объекта топливно-энергетического комплекса считается заключенным со дня его регистрации уполномоченным органом управления.
 
3. Объект топливно-энергетического комплекса, передаваемого в концессию, должен быть передан концессионеру в течение шести месяцев со дня заключения договора. О передаче объекта в концессию представителями концессиедателя и концессионера составляется акт приема-передачи.
 
4. Действие договора концессии объекта топливно-энергетического комплекса досрочно прекращается в случае:
 
уничтожение указанного объекта - с момента установления факта такого уничтожения;
 
ликвидации юридического лица - концессионера;
 
прекращения предпринимательской деятельности концессионером;
 
систематического невыполнения или грубого нарушения концессионером условий концессионного договора, неполучения концессионером в течение 12 месяцев со дня заключения договора концессии необходимых разрешительных документов на осуществление хозяйственной деятельности, а также в других случаях, предусмотренных законом, - по решению суда;
 
взаимному согласию сторон.
 
5. Прекращение действия концессионного договора не освобождает стороны от выполнения обязательств по договору, на момент его прекращения остались невыполненными. Обязательства по производству и / или предоставления соответствующих товаров и услуг в установленном договором объеме и надлежащего качества концессионер несет до возвращения объекта концессии концессиедателю.
 
6. С целью обеспечения производства и / или предоставления соответствующих товаров и услуг в установленном договором объеме и надлежащего качества концессиедатель вправе требовать отсрочки прекращения действия концессионного договора на срок до трех месяцев, за исключением случаев прекращения договора вследствие уничтожения переданного в концессию объекта.


Статья 18. Порядок возврата объектов топливно-энергетического комплекса в случае прекращения действия концессионного договора

 1. В случае прекращения действия концессионного договора (кроме случаев прекращения действия договора в результате уничтожения объекта концессии) концессионер возвращает концессиедателю соответствующий объект топливно-энергетического комплекса вместе со всеми улучшениями такого объекта, проведенными за время действия договора концессии, независимо от суммы начисленных амортизационных отчислений за это время. Объект подлежит возврату концессиедателю течение 30 календарных дней со дня прекращения действия договора.

 

2. В случае прекращения действия договора концессии в результате уничтожения объекта концессии, который был застрахован в пользу концессионера, последний обязан за свой счет восстановить объект и передать его концессиедателю.

 

3. О возвращении объекта топливно-энергетического комплекса, находящегося в государственной собственности, представителями концессиедателя и концессионера составляется акт приема-передачи.



Заключительные и переходные положения

раздел IV
Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 60 дней со дня его опубликования.

2. Отношения, возникшие из договоров аренды или концессии, заключенных до вступления в силу настоящего Закона, регулируются законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона, если иное не установлено договором.

Действие этого Закона, кроме положений статьи 4 и части седьмой статьи 12 и пунктов 3, 4 раздела IV "Заключительные и переходные положения" этого Закона не распространяется на правоотношения по аренде, концессии объектов топливно-энергетического комплекса, возникшие до вступления в силу этим Законом, или решение о включении которых в перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию, принято Кабинетом Министров Украины до вступления в силу настоящего Закона.

3. Арендаторы или концессионеры объектов топливно-энергетического комплекса имеют право принимать участие в процедуре погашения задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса в соответствии с Законом Украины "О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса".

Центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого относится принятие решения об участии в процедуре погашения задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса в соответствии с Законом Украины "О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", в случае соответствующего обращения арендатора или концессионера обязательства вязаный включить предприятие в соответствующий перечень.

4. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) статью 16 Кодекса Украины о недрах (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г.., № 36, ст. 340) дополнить частями восьмой и девятой следующего содержания:

"Предоставление специальных разрешений на пользование недрами субъекту хозяйствования, который получил целостный имущественный комплекс государственного угледобывающего предприятия в аренду или концессию, осуществляется путем переоформления специальных разрешений на пользование недрами, выданных угледобывающих предприятий государственного сектора экономики, целостный имущественный комплекс которого передан в аренду или концессию по имени предприятия, получившего целостный имущественный комплекс такого угледобывающего предприятия в аренду или концессию на срок действия и ого специального разрешения и без проведения конкурса (аукциона).

При аренде или концессии целостного имущественного комплекса государственного угледобывающего предприятия на период получения арендатором или концессионером специального разрешения на пользование недрами и горного отвода арендатор или концессионер осуществляет добычу угля и (или) лигнита (бурого угля) на объекте, переданном в аренду или концессию на основании действующего специального разрешения на пользование недрами и горного отвода государственного угледобывающего предприятия, целостный имущественный комплекс которого передан в аренду или концессию, но не бил е 12 месяцев со дня заключения договора аренды или концессии ";

2) часть вторую статьи 134 Земельного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г.., № 3-4, ст. 27) после абзаца двадцать второго дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Передачи в аренду, концессию имущественных комплексов и недвижимого имущества, расположенного на земельных участках государственной, коммунальной собственности".

В связи с этим абзац двадцать третий считать абзацем двадцать четвертым;

3) статью 1 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995г., № 15, ст. 99; 1998, № 18, ст. 88; 1999, № 48, ст . 411; 2002, № 30, ст. 205; 2004, № 51, ст. 547; 2009, № 24, ст. 296, № 51, ст. 757; 2011, № 11, ст. 71, № 44, ст. 458) дополнить частью седьмой следующего содержания:

"7 Отношения аренды объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности, регулируются этим Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины" Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности ";

4) абзац пятый части второй статьи 3 Закона Украины "О концессиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., № 41, ст. 372; 2002, № 48, ст. 362; 2005г., № 26 ст. 349, № 51, ст. 554; 2009, № 25, ст. 312, № 42, ст. 634; 2010, № 40, ст. 524; 2011, № 11, ст. 71) дополнить словами "добыча каменного угля, лигнита (бурого угля), его переработка в порядке, определенном Законом Украины" Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности ".