На Государственную пограничную службу Украины возлагаются задачи по обеспечению неприкосновенности государственной границы и охраны суверенных прав Украины в ее прилегающей зоне и исключительной (морской) экономической зоне.
Государственная пограничная служба Украины является правоохранительным органом специального назначения и имеет такую общую структуру:
центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны государственной границы;
территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны государственной границы;
Морская охрана, которая состоит из отрядов морской охраны;
органы охраны государственной границы - пограничные отряды, отдельные контрольно-пропускные пункты, авиационные части;
разведывательный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны государственной границы.
Общая численность Государственной пограничной службы Украины составляет 53000 человек, в том числе 45000 военнослужащих.
{Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 306-VIII от 09.04.2015}
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны государственной границы, территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны государственной границы, органы охраны государственной границы и другие органы, указанные в части первой настоящей статьи, являются юридическими лицами имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, иные печати и штампы, счета в банках, в том числе в иностранной валюте.
В системе Государственной пограничной службы Украины также учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, подразделения специального назначения и органы обеспечения.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, осуществляет управление Государственной пограничной службой Украины, участвует в разработке и реализации общих принципов правового оформления и обеспечения неприкосновенности государственной границы и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне. {Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Государственной пограничной службы Украины, разрабатывает предложения, направленные на его совершенствование, и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента Украины или Кабинета Министров Украины.
С целью эффективного выполнения возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны государственной границы, образуются территориальные органы - региональные управления.
Положение о региональных управления утверждается Председателем Государственной пограничной службы Украины.
Начальники региональных управлений назначаются на должности Председателем Государственной пограничной службы Украины.
Морская охрана Государственной пограничной службы Украины осуществляет: охрану государственной границы на море, реках, озерах и других водоемах; контроль за плаванием и пребыванием украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в прилегающей зоне, территориальном море и внутренних водах Украины, заходом иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты Украины и пребыванием в них; охрану суверенных прав Украины в ее прилегающей зоне и исключительной (морской) экономической зоне и контроль за реализацией прав и выполнением обязательств в этих зонах других государств, украинских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций.
В состав отряда морской охраны входят корабли, катера и суда обеспечения.
Органы охраны государственной границы непосредственно выполняют поставленные перед Государственной пограничной службой Украины задачи по обеспечению неприкосновенности государственной границы Украины.
Пограничный отряд является основной оперативно-служебной звеном Государственной пограничной службы Украины, на которую возлагаются охрана определенного участка государственной границы самостоятельно или во взаимодействии с другими органами охраны государственной границы и Морской охраной, обеспечение соблюдения режима государственной границы и пограничного режима, а также осуществление в установленном порядке пограничного контроля и пропуска через государственную границу Украины и в временно оккупированной территории и из нее лиц, транспортных средств, грузов. {Часть вторая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1710-VI от 15.04.2014}
В состав пограничного отряда могут входить пограничные комендатуры, отделы пограничной службы, пограничные заставы, контрольно-пропускные пункты, отделения пограничного контроля. {Часть третья статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1014-V от 11.05.2007}
Отдельный контрольно-пропускной пункт является оперативно-служебной звеном Государственной пограничной службы Украины, на которую возлагается осуществление в установленном порядке пограничного контроля и пропуска через государственную границу Украины лиц, транспортных средств, грузов. {Часть четвертая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1710-VI от 05.11.2009}
В состав отдельного контрольно-пропускного пункта могут входить другие подчиненные ему контрольно-пропускные пункты, отделения пограничного контроля и контролерские посты.
Авиационная часть является оперативно-служебной звеном Государственной пограничной службы Украины, на которую возлагаются охрана государственной границы во взаимодействии с другими органами охраны государственной границы и Морской охраны, обеспечения соблюдения режима государственной границы и пограничного режима, а также осуществление охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.
В состав авиационной части входят отряды самолетов и звенья вертолетов.
К личному составу Государственной пограничной службы Украины входят военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины.
В отношении лиц, претендующих на службу в Государственной пограничной службе Украины, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "О предотвращении коррупции".
{Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1975-VIII от 23.03.2017}
Лица, претендующие на службу в Государственной пограничной службе Украины, до назначения на соответствующую должность подают по месту будущей службы декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в порядке и на условиях, установленных Законом Украины "О предупреждении коррупции", и обязаны сообщить руководству органа или подразделения, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе или подразделении близких им лиц.
{Часть третья статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1975-VIII от 23.03.2017}
На службу в Государственной пограничной службе Украины не может быть принято лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, кроме реабилитированного, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.
Комплектование Государственной пограничной службы Украины военнослужащими и прохождение ими военной службы осуществляются на основании Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе". Уполномоченные должностные лица Государственной пограничной службы Украины предварительно изучают состав призывников и осуществляют их отбор в военных комиссариатах.
Трудовые отношения работников Государственной пограничной службы Украины регулируются законодательством о труде, государственной службе и заключенными трудовыми договорами (контрактами). Перечень должностей работников Государственной пограничной службы Украины, в соответствии с их служебными полномочиями могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, определяется Председателем Государственной пограничной службы Украины.
На военнослужащих Государственной пограничной службы Украины, кроме военнослужащих срочной службы, курсантов военных учебных заведений, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки, распространяются другие требования и ограничения, установленные Законом Украины "О предотвращении коррупции".
{Часть седьмая статьи 14 в редакции Закона N 1975-VIII от 23.03.2017}
Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины, кроме военнослужащих срочной службы, курсантов военных учебных заведений, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки, военнослужащих военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава, а также военных должностных лиц из числа военнослужащих военной службы по контракту лиц рядового состава, военной службы по контракту лиц сержантского и старшинс кого состава, военнослужащих младшего офицерского состава военной службы по контракту лиц офицерского состава, обязаны подавать ежегодно до 1 апреля декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в порядке и на условиях, установленных Законом Украины "О предотвращении коррупции" .
{Часть восьмая статьи 14 в редакции Закона N 1975-VIII от 23.03.2017}
Освобождение от представления ежегодной декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренных настоящей частью, не распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу в подразделениях комплектования Государственной пограничной службы Украины.
{Часть статьи 14 в редакции Закона N 1975-VIII от 23.03.2017}
Должностные лица Государственной пограничной службы Украины (кроме военнослужащих), привлеченных к ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении коррупции", или уголовного преступления освобождаются от работы в трехдневный срок со дня получения органом Государственной пограничной службы Украины копии соответствующего судебного решения. Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины, привлеченных к ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении коррупции", или уголовного правонарушения, подлежат освобождению от службы.
{Часть статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 224-VII от 14.05.2013, N 1975-VIII от 23.03.2017} {Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1014-V от 11.05.2007; в редакции Закона N 4711-VI от 17.05.2012}
В случае возникновения конфликта интересов при исполнении служебных полномочий военнослужащие Государственной пограничной службы Украины обязаны немедленно доложить об этом своему непосредственному начальнику. Непосредственный начальник обязан принять все необходимые меры, направленные на предотвращение конфликта интересов, путем поручения выполнения соответствующего служебного задания другому должностному лицу, личного выполнения служебного задания или иным способом, предусмотренным законодательством.
Примечание. Термин "конфликт интересов" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращении коррупции".
{Примечание к статье 14-1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1975-VIII от 23.03.2017} {Закон дополнен статьей 14-1 в соответствии с Законом N 4711-VI от 17.05.2012}
На Государственную пограничную службу Украины в соответствии с определенными законом задач полагаются:
1) прекращение любых попыток незаконного изменения прохождения линии государственной границы Украины;
2) прекращение во взаимодействии с соответствующими правоохранительными органами вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе Украины;
3) участие во взаимодействии с Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями в отражении вторжения или нападения на территорию Украины вооруженных сил другого государства или группы государств;
4) участие в выполнении мероприятий территориальной обороны, а также мероприятий, направленных на соблюдение правового режима военного и чрезвычайного положения;
5) организация предотвращения уголовных и административных правонарушений, противодействие которым законодательством отнесено к компетенции Государственной пограничной службы Украины, их выявление и пресечение, осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законами; {Пункт 5 статьи 19 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}
6) осуществление пограничного контроля и пропуска в установленном порядке лиц, транспортных средств, грузов при наличии надлежащим образом оформленных документов после прохождения таможенного и при необходимости других видов контроля, а также регистрация иностранцев и лиц без гражданства, которые в установленном порядке прибывают в Украину, и их паспортных документов в пунктах пропуска через государственную границу и в контрольных пунктах въезда - выезда, а также осуществление фиксации биометрических данных иностранцев и лиц без гражданства при осуществлении пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в контрольных пунктах въезда - выезда; {Пункт 6 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1710-VI от 15.04.2014}
6-1) осуществление в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины проверки средств автомобильного и железнодорожного транспорта, въезжающих в Украину, и грузов, ввозимых в Украину всеми видами транспорта с использованием стационарных и / или переносных приборов радиационного контроля с целью выявления случаев превышения допустимого уровня ионизирующего излучения;
7) участие в заключении международных договоров Украины по пограничным вопросам и по вопросам взаимных поездок граждан, а также обеспечение их выполнения;
8) предотвращение и недопущение пересечения государственной границы Украины лицами, которым в соответствии с законодательством не разрешается въезд в Украину или которых временно ограничено в праве выезда из Украины, в том числе в соответствии с поручениями правоохранительных органов, постановлениями государственного исполнителя; розыск в пунктах пропуска через государственную границу и в контрольных пунктах въезда - выезда лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний; выполнение в установленном порядке других поручений правоохранительных и уполномоченных законом государственных органов, в том числе поручений органов доходов и сборов по информированию органов доходов и сборов о факте намерен пересечения государственной границы Украины лицами, в отношении которых органами доходов и сборов были выявлены нарушения таможенных правил;
9) выявление причин и условий, приводящих к нарушениям законодательства о государственной границе Украины, принятие в пределах своей компетенции меры по их устранению;
10) осуществление разведывательной, информационно-аналитической и оперативно-розыскной деятельности, а также осуществление контрразведывательных мероприятий в интересах обеспечения защиты государственной границы Украины;
11) контроль за соблюдением пограничного режима;
12) принятие заявлений о признании лиц беженцами или лицами, которые нуждаются в дополнительной защите, в порядке, определенном Законом Украины "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите"; {Пункт 12 статьи 19 в редакции Закона N 5290-VI от 18.09.2012}
13) установление по согласованию с органами доходов и сборов и руководителями соответствующих предприятий, на территории которых размещены пункты пропуска через государственную границу режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, контроль за его соблюдением; {Пункт 13 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1710-VI от 05.11.2009}
13-1) установление режимных правил в контрольных пунктах въезда - выезда; {Статья 19 дополнена пунктом 13-1 в соответствии с Законом N 1207-VII от 15.04.2014}
14) контроль за соблюдением невоенными судами и военными кораблями установленного порядка плавания и пребывания в территориальном море и внутренних водах Украины;
15) принятие в установленном порядке решений о принудительном возвращении в страну происхождения или третью страну иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины, с последующим сообщением в течение 24 часов прокурора об основаниях принятия такого решения; {Пункт 15 статьи 19 в редакции Закона N 5453-VI от 16.10.2012}
15-1) принятие в установленном порядке решений о размещении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины, в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Украины с последующим сообщением в течение 24 часов прокурора; {Статья 19 дополнена пунктом 15-1 в соответствии с Законом N 5453-VI от 16.10.2012}
15-2) выполнение решений административного суда о принудительном выдворении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины; {Статья 19 дополнена пунктом 15-2 в соответствии с Законом N 5453-VI от 16.10.2012}
16) осуществление самостоятельно или во взаимодействии с органами национальной полиции и органами Службы безопасности Украины в пределах контролируемых пограничных районов контроля за соблюдением иностранцами и лицами без гражданства, а также беженцами, лицами, нуждающимися в дополнительной защите, и лицами, которым предоставлено убежище в Украине, установленных правил пребывания на ее территории;
{Пункт 16 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5290-VI от 18.09.2012, N 901-VIII от 23.12.2015}
17) охрана, конвоирование и содержание задержанных лиц и плавсредств к моменту их передачи органам пограничной охраны или другим уполномоченным органам сопредельного государства, другим правоохранительным органам Украины или суда;
18) выполнение в соответствии с законодательством системы особых мер по защите военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины от посягательств на жизнь, здоровье, честь, имущество в связи с их служебной деятельностью, а также их близких родственников;
19) противодействие и предотвращение коррупционных деяний и преступлений в сфере служебной деятельности личного состава Государственной пограничной службы Украины;
20) участие в пределах своей компетенции во взаимодействии с органами Службы безопасности Украины, органами Национальной полиции и другими правоохранительными органами в борьбе с терроризмом и выполнении других возложенных на них задач;
{Пункт 20 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}
21) погранично-представительская работа и участие пограничных представителей в работе совместных международных комиссий по рассмотрению пограничных споров, инцидентов, конфликтов;
22) осуществление самостоятельно или вместе со специально уполномоченными на то органами исполнительной власти и должностными лицами контроля в районах несения службы за сохранностью природных ресурсов и подводного культурного и археологического наследия, соблюдением правил промышленной и другой деятельности, охраной окружающей среды; {Пункт 22 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2947-VI от 13.01.2011}
23) информирование соответствующих государственных органов и граждан об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях на государственной границе Украины, в пограничной полосе и в контролируемых пограничных районах;
23-1) предоставления по запросам исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, сведений, хранятся в информационных системах, в том числе банках данных, в отношении лиц, которые в период получения пособия по безработице пересекали государственную границу Украины или находились за пределами Украины; {Статья 19 дополнена пунктом 23-1 в соответствии с Законом N 884-VI от 16.10.2012}
24) охрана иностранных дипломатических учреждений Украины;
24-1) охрана подводного культурного и археологического наследия; {Статья 19 дополнена пунктом 24-1 в соответствии с Законом N 2947-VI от 13.01.2011}
25) участие в пределах своей компетенции в обеспечении государственной охраны мест постоянного и временного пребывания Президента Украины и должностных лиц, определенных в Законе Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц";
26) взаимодействие во время охраны государственной границы Украины с соответствующими органами иностранных государств в порядке, устанавливается международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
27) обеспечение хранения документов демаркации государственной границы Украины в установленном законодательством Украины порядке; {Статья 19 дополнена пунктом 27 согласно Закону N 289-VI от 20.05.2008}
28) обеспечение задержанным лицам с момента их задержания права защищать себя лично или пользоваться правовой помощью защитника; {Статья 19 дополнена пунктом 28 согласно Закону N 3460-VI от 02.06.2011}
29) информирование в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, Центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о каждом случае задержания лиц согласно поручению правоохранительных органов Украины и административного задержания лиц, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласила защитника. {Статья 19 дополнена пунктом 29 согласно Закону N 3460-VI от 02.06.2011}
Органам, подразделениям, военнослужащим, а также работникам Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебных обязанностей могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, для выполнения возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач предоставляется право:
1) располагать пограничные наряды, передвигаться при исполнении служебных обязанностей на любых участках местности, находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия или без их согласия в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, с уведомлением об этом в течение двадцати четырех часов прокурора, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности с уведомлением об этом их администрации;
2) в соответствии с законами и иными нормативно-правовых актов исключительно в интересах уголовного судопроизводства, международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, а также в целях обеспечения национальной безопасности Украины осуществлять контролируемый (под оперативным контролем) пропуск через государственную границу Украины лиц в пунктах пропуска или вне их. Решение на такой пропуск принимает Председатель Государственной пограничной службы Украины;
3) проверять у лиц, следующих через государственную границу Украины, документы на право въезда в Украину или выезда из Украины, делать в них соответствующие отметки и в случаях, предусмотренных законодательством, временно их задерживать или изымать;
4) путем опроса лиц выяснять основания пересечения государственной границы Украины, въезда на временно оккупированную территорию или выезда из нее, не пропускать через государственную границу Украины, на временно оккупированную территорию или с нее лиц без действительных документов на право пересечения границы или для въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее, лиц, предоставивших заведомо ложные сведения при получении указанных документов, лиц, которым Государственной пограничной службой Украины за нарушение законодательства по пограничным пит нь и о правовом статусе иностранцев или по мотивированному письменному решению суда и правоохранительных органов или постановлением государственного исполнителя не допускается въезд в Украину или временно ограничено право выезда из Украины; делать в документах указанных лиц соответствующие отметки;
5) в соответствии с законодательством принимать решение о предоставлении разрешения на пересечение государственной границы в упрощенном порядке;
6) самостоятельно, а в случае пребывания транспортных средств, товаров и других предметов, которые перемещаются через государственную границу Украины, под таможенным контролем - вместе с органами доходов и сборов проводить в соответствии с законодательством обзор, в случае необходимости - и сопровождения указанных транспортных средств, товаров и предметов;
7) осуществлять в соответствии с поручениями правоохранительных органов Украины задержание в пунктах пропуска лиц, следующих через государственную границу Украины, лиц, следующих через контрольные пункты въезда - выезда и разыскиваются по подозрению в совершении преступления, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняются от отбывания уголовного наказания и в других случаях, предусмотренных законодательством Украины; {Пункт 7 части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законам N 245-VII от 15.04.2014}
8) предоставлять с согласия органов доходов и сборов и компетентных органов сопредельных государств разрешение на пересечение лицами государственной границы Украины лиц, перемещения транспортных средств, грузов вне пунктов пропуска через государственную границу Украины при наличии неотложных обстоятельств, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий, угрозы человеческой жизни и при отсутствии угрозы национальной безопасности Украины; {Пункт 8 части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1710-VI от 05.11.2009}
9) по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере авиационного транспорта, и Министерством обороны Украины предоставлять разрешение по вылета и посадки воздушных судов из аэропортов (аэродромов), в которых отсутствуют пункты пропуска через государственную границу Украины; {Пункт 9 части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5459-VI от 04.07.2013}
10) создавать и использовать в интересах разведки, контрразведывательного обеспечения охраны государственной границы Украины, оперативно-розыскной деятельности, участия в борьбе с организованной преступностью и противодействия незаконной миграции информационные системы, в том числе банки данных о лицах, которые пересекли государственную границу Украины, человек, совершивших правонарушения, противодействие которым отнесено к компетенции Государственной пограничной службы Украины, лиц, которым в соответствии с законодательством не разрешается въезд в Украину или временно ограничивается право выезда из Украины, недействительных, похищенных и утраченных документов на право выезда за границу и в других случаях, предусмотренных законами Украины;
11) определять совместно с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности места и продолжительность остановок (стоянок) транспортных средств, осуществляющих международные перевозки пассажиров и грузов в пунктах пропуска через государственную границу Украины или осуществляют соответствующие перевозки через контрольные пункты въезда - выезда ; {Пункт 11 части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1207-VII от 15.04.2014}
12) требовать от физических лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий Государственной пограничной службы Украины;
13) в случаях и в порядке, предусмотренных законами Украины, рассматривать дела о правонарушениях, налагать взыскания или передавать материалы о правонарушениях на рассмотрение других уполномоченных органов исполнительной власти или судов;
14) осуществлять административное задержание лиц на основаниях и на сроки, определенные законами, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно пересекли государственную границу Украины, в отношении которых принято в установленном порядке решение о передаче их пограничным органам сопредельного государства, на время, необходимое для такой передачи;
15) осуществлять на основаниях и в порядке, установленных законами, личный досмотр задержанных, а также осматривать и в случае необходимости изымать вещи, которые могут быть вещественными доказательствами или причинить вред здоровью людей;
16) держать лиц, задержанных в административном порядке, в специально оборудованных для этих целей помещениях;
17) проводить в соответствии с законом судебную экспертизу паспортных документов, которые в соответствии с законодательством используются во время пересечения государственной границы Украины;
18) в соответствии со своей компетенцией ограничивать или временно запрещать в случаях, вызванных обстоятельствами, связанными с обеспечением охраны государственной границы Украины, и проведением учений и боевых стрельб, выполнение различных работ, перемещения транспортных средств, плавсредств и доступ лиц на отдельные участки местности или объекты в пограничной полосе, контролируемых пограничных районах, за исключением работ на стройках, выполняемых в соответствии с международными договорами, и на стройках государственного значения и работ, связанных с ликвидацией последствий стихийного бедствия и ячеек особо опасных инфекционных заболеваний;
19) осуществлять автоматизированный обмен информацией о транспортных средствах, которые пересекли государственную границу Украины, с территориальными органами Министерства внутренних дел Украины. Останавливать и осматривать в пределах пограничной полосы, контролируемых пограничных районов самостоятельно, а за их пределами - вместе с соответствующими подразделениями Национальной полиции транспортные средства, а также проверять документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров, наличие полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата "Зеленая карта"), а также осуществлять контроль за уплатой сумм наложенных взысканий за совершенные административные правонарушения, рассмотрение спр а в о которых законом отнесено к компетенции Государственной пограничной службы Украины. При этом груз, который перевозится транспортными средствами под таможенным контролем, подлежит такому осмотру только вместе с органами доходов и сборов;
{Пункт 19 части первой статьи 20 в редакции Закона N 586-VI от 24.09.2008; с изменениями, внесенными согласно Законам N 5459-VI от 16.10.2012, N 406-VII от 04.07.2013, N 901-VIII от 23.12.2015}
20) использовать в порядке, установленном законодательством, водный и воздушное пространство Украины, морские и речные порты, аэропорты и аэродромы (посадочные площадки), расположенные на территории Украины, независимо от их ведомственной принадлежности и назначения, получать навигационную, метеорологическую, гидрографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения полетов и кораблевождения;
21) в установленном законодательством порядке выполнять полеты на летательных аппаратах Государственной пограничной службы Украины на воздушных трассах, по маршрутам вне трасс, а также по установленным маршрутам в пограничной полосе, контролируемых пограничных районах и исключительной (морской) экономической зоне Украины;
22) осуществлять плавание на кораблях, катерах, судах обеспечения по всей акватории внутренних вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной (морской) экономической зоны Украины, подходить к берегу, любых причалов (пристаней) и осуществлять высадку на них личного состава Государственной пограничной службы Украины;
23) предоставлять разрешение на заход иностранных военных кораблей во внутренние воды, на рейды и в порты Украины, в том числе в соответствии с принятыми в установленном порядке решений о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины, одобренных Верховной Радой Украины;
24) проводить в установленном порядке обзор украинских и иностранных невоенных судов, допустивших нарушения законодательства во время плавания и пребывания в прилегающей зоне, территориальном море, внутренних водах, а также во время стоянки судов в портах Украины, сопровождать их кораблями и катерами Государственной пограничной службы Украины в порты или за пределы территориальных вод Украины;
25) останавливать и досматривать в установленном порядке суда и плавсредства, которые ведут промысел рыбы и других водных живых ресурсов, осуществляют поиск, исследование и операции, связанные с таким промыслом, выполняют другие работы в исключительной (морской) экономической зоне Украины, прилегающей зоне и территориальном море; проверять документы на ведение рыбного промысла и выполнения других работ;
26) останавливать или прекращать рыбный промысел, морские научные исследования, другие работы в территориальном море, прилегающей зоне, исключительной (морской) экономической зоне и внутренних водах Украины в случае отсутствия соответствующего разрешения (согласования) или нарушение правил их проведения, установленных законодательством;
26-1) останавливать и досматривать в установленном порядке суда и плавсредства, которые находятся в зоне охраны подводного культурного и археологического наследия, проверять документы (разрешения), подтверждающие право на пребывание в охраняемой зоне и (или) проведение научных археологических исследований; {Часть первая статьи 20 дополнена пунктом 26-1 в соответствии с Законом N 2947-VI от 13.01.2011}
27) посещать, осматривать и находиться на искусственных островах, в установках и сооружениях, находящихся в исключительной (морской) экономической зоне, территориальном море и внутренних водах Украины, а также проверять документы, удостоверяющие право на проведение работ, сооружение искусственных островов, установок, сооружений и установление зон безопасности вокруг них;
28) задерживать суда, допускающих нарушения законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины, прилегающую зону Украины или норм международного права, и доставлять их в один из открытых для захода иностранных невоенных судов портов Украины;
29) временно ограничивать мореходство и запрещать выход в море украинских невоенных судов и плавсредств независимо от формы собственности, допустивших нарушения установленного порядка плавания и пребывания в прилегающей зоне, территориальном море и внутренних водах Украины;
30) запрещать восхождения на берег и пребывания на берегу членов экипажей иностранных невоенных судов и других лиц, находящихся на них и допустили правонарушения во время плавания и пребывания в территориальном море, внутренних водах, а также во время стоянки судов в портах Украины;
31) осуществлять разведывательные, контрразведывательные и оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с законами Украины;
32) осуществлять по договоренности с авиаперевозчиками в иностранных аэропортах предварительную проверку правовых оснований для въезда в Украину иностранцев и лиц без гражданства;
33) во взаимодействии с органами доходов и сборов и другими государственными органами осуществлять мероприятия по недопущению незаконного перемещения через государственную границу Украины грузов, в отношении которых законодательством установлены запреты и ограничения, изымать такие грузы в случае осуществления попытки перемещения их через государственную границу Украины или самостоятельно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и передавать их по назначению в установленном порядке; {Пункт 33 части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1710-VI от 04.07.2013}
34) приглашать лиц в подразделения Государственной пограничной службы Украины для выяснения обстоятельств незаконного пересечения государственной границы Украины, нарушения режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, контрольных пунктах въезда - выезда, порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее, а также других правонарушений, рассмотрение дел о которых законом отнесено к компетенции Государственной пограничной службы Украины. В случае необходимости выяснения обстоятельств указанных нарушений может осуществляться и в других местах;
35) на основаниях, предусмотренных законами, сокращать срок пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов;
36) пользоваться на договорных началах служебными помещениями предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, воинских частей воинских формирований, а также жилыми и другими помещениями граждан;
37) использовать в установленном порядке транспортные средства, плавсредства граждан, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме транспортных средств, плавсредств дипломатических и других представительств иностранных государств и организаций) для проезда к месту незаконного пересечения государственной границы Украины, пресечения преступления, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, с последующим возмещением расходов и убытков этим гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в соответствии с законодательством;
38) использовать средства электрической связи центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности во время прекращения вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе Украины, отражения вторжения на территорию Украины вооруженных формирований, ликвидации диверсионно разведочных групп, а также в других случаях на условиях, согласованных в установленном порядке, с последующим возмещением связанных с этим расходов в соответствии с законодательством;
39) представлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для рассмотрения предложения о прекращении нарушений законодательства по вопросам охраны государственной границы Украины и устранение предпосылок к их совершению;
40) получать в установленном законом порядке по письменным запросам руководителей подразделений по оперативно-розыскной работы или разведывательного органа сведения из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Украины;
41) материально и морально поощрять лиц, которые предоставляют Государственной пограничной службе Украины помощь в выполнении возложенных на нее задач;
42) сотрудничать в соответствии с законодательством с иностранными дипломатическими и консульскими учреждениями в вопросах, относящихся к компетенции Государственной пограничной службы Украины и касающихся ограничения или восстановления прав иностранцев и лиц без гражданства;
43) взаимодействовать по вопросам охраны государственной границы Украины, противодействия незаконной миграции, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, трансграничной преступности, контрабандной деятельности с компетентными органами и воинскими формированиями иностранных государств, международными организациями в порядке и на условиях, установленных законодательством;
44) во время непосредственного выполнения задач по охране государственной границы при несении службы в составе пограничных нарядов или осуществлении оперативно-розыскной деятельности безвозмездно пользоваться всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), средствами железнодорожного, водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов, а также попутным транспортом;
45) в порядке, предусмотренном законодательством, получать и использовать земельные участки для размещения стационарных технических средств и инженерных сооружений на государственной границе Украины, расположение органов, подразделений, учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций Государственной пограничной службы Украины, пунктов (мест) временного содержания лиц, базирования кораблей и катеров, авиационных подразделений, стрельбищ и учебных полей и тому подобное;
46) в порядке, определенном международными договорами Украины, осуществлять совместный пограничный контроль и другие мероприятия по охране государственной границы на территории сопредельных государств;
47) закреплять на форменной одежде, служебных транспортных средствах автоматическую фото- и видеотехнику и использовать полученную с него информацию для предотвращения, выявления или фиксации правонарушений и обеспечения общественной безопасности и правопорядка в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины, контрольных пунктах в " езду-выезда, а также в контролируемых пограничных районах и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины.
В случаях, предусмотренных законом, должностные и служебные лица Государственной пограничной службы Украины осуществляют также и другие полномочия.
Военнослужащие, а также работники Государственной пограничной службы Украины, в соответствии с их служебными полномочиями могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, при выполнении задач по охране государственной границы и суверенных прав Украины в ее прилегающей зоне исключительной (морской) экономической зоне в пределах полномочий, определенных этим Законом, законами Украины "О государственной границе Украины", "О прилегающей зоне Украины", "Об исключительной (морской) экономической зоне Украины", имеют право в порядке и случаях, п предусмотренном Законом Украины "О Национальной полиции", военными уставами Вооруженных Сил Украины и другими нормативно-правовыми актами, применять физическую силу, использовать служебных собак, а также хранить, носить специальные средства и оружие, использовать и применять их самостоятельно или в составе подразделений.
Кроме оснований, указанных в части первой настоящей статьи, оружие кораблей и катеров Морской охраны Государственной пограничной службы Украины может применяться:
1) без предупреждения с целью:
отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию Украины вооруженных военных групп и преступных группировок;
прекращения вооруженных конфликтов и вооруженных провокаций;
отражения нападения (оказание помощи для отражения нападения) на корабле (катера) и суда Государственной пограничной службы Украины или другие суда под Государственным флагом Украины;
прекращение вооруженного сопротивления;
2) после предупредительной стрельбы с целью:
задержание судов, нарушивших законодательство Украины о государственной границе или таможенное, фискальное (налоговое), иммиграционное (миграционное), санитарное законодательство Украины, во время преследования по горячим следам, что началось в территориальном море или прилежащей зоне Украины, или судов, нарушивших законодательство Украина об исключительной (морской) экономической зоне Украины во время преследования по горячим следам, в случае невыполнения требования остановиться, если судно пытается скрыться, а другие возможности для его остановки исчерпаны;
прекращение враждебных действий судов по побережью Украины, подводных и надводных объектов под Государственным флагом Украины.
Не допускается применение оружия в направлении территории сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию Украины вооруженных военных групп и преступных группировок, прекращение вооруженных провокаций, а также для отражения нападения или прекращение вооруженного сопротивления лиц, незаконно пересекающих или пытаются незаконно пересечь государственную границу Украины.
Военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), а также работникам Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными полномочиями могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, выдаются служебные и специальные удостоверения, а также соответствующие знаки (жетоны).
Законные требования и распоряжения военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебными полномочиями привлечены к оперативно-служебной деятельности, являются обязательными для выполнения гражданами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, должностными и служебными лицами.
Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины при выполнении возложенных на них обязанностей руководствуются только законами, действуют на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины случаях, не вправе вмешиваться в законную деятельность военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины.
Никто не имеет права положить на личный состав Государственной пограничной службы Украины выполнение задач и обязанностей, не предусмотренных законами Украины.
С целью предупреждения коррупции военнослужащим и работникам Государственной пограничной службы Украины при осуществлении пограничного контроля запрещается:
1) принимать любые предметы (вещи) от любых лиц и передавать предметы (вещи) кому-либо, если иное не установлено законодательством Украины;
2) предоставлять какую-либо информацию о лицах, транспортных средствах, грузах, перемещаемых через государственную границу или через контрольные пункты въезда - выезда, если иное не предусмотрено законом; {Пункт 2 части пятой статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1207-VII от 15.04.2014}
3) предоставлять преимущества в пересечении государственной границы или въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее лицам, транспортным средствам и грузам; {Пункт 3 части пятой статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1207-VII от 15.04.2014}
4) иметь любые личные средства связи, не принадлежащие Государственной пограничной службе Украины и не входящие в предметы экипировки пограничного наряда;
5) иметь при себе денежные средства сверх размера, установленного центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны государственной границы. {Статья 23 дополнена частью по закону N 1710-VI от 05.11.2009}
Указанные лица обязаны по требованию своих прямых начальников или должностных или служебных лиц подразделений внутренней безопасности предоставить возможность проверить соблюдение ими указанных ограничений. {Статья 23 дополнена частью по закону N 1710-VI от 05.11.2009}
Вмешательство в деятельность Государственной пограничной службы Украины влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.
Военнослужащие Государственной пограничной службы Украины имеют право на ношение военной формы одежды со знаками различия, образцы которых утверждаются в соответствии с Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе". {Часть статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1014-V от 11.05.2007; в редакции Закона N 567-VIII от 01.07.2015}
Использование воинских званий, наград, форменной одежды, служебных или специальных удостоверений, знаков (жетонов) лицом, не принадлежит к личному составу Государственной пограничной службы Украины, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.
Неповиновение или сопротивление законным требованиям военнослужащих и работников Государственной пограничной службы Украины, неправомерное вмешательство в их законную деятельность влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.
раздел IX
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 2003 года, кроме части второй статьи 6 настоящего Закона, которая вступает в силу с 1 января 2005 года. До вступления в силу общая численность Государственной пограничной службы Украины составит:
до 1 января 2004 года - 45000 человек, в том числе 42000 военнослужащих;
с 1 января 2004 года - 48000 человек, в том числе 42000 военнослужащих.
2. Со вступлением в силу настоящего Закона утрачивают силу:
1) Закон Украины "О Пограничных войсках Украины" (1779-12) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., N 2, ст. 7; 1996, N 37, ст. 167; 1999, N 48, ст. 419; 2002, N 16, ст. 113, N 33, ст. 236);
2) Закон Украины "Об общей структуре и численности Пограничных войск Украины" (554-14) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., N 18, ст. 158; 2002, N 48, ст. 360);
3) Постановление Верховной Рады Украины от 4 ноября 1991 года "О порядке комплектования, военного, материально-технического и финансового обеспечения Пограничных войск Украины" (1781-12) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., N 2, ст. 9, N 29, ст. 400; 1996, N 37, ст. 167);
4) Постановление Верховной Рады Украины от 4 ноября 1991 года "О порядке введения в действие Закона Украины" О Пограничных войсках Украины "(1780-12) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., N 2, ст. 8).
3. Государственная пограничная служба Украины является правопреемником Пограничных войск Украины, создается на их основе, в том числе материально-технической базе, в пределах штатной численности и финансирования по состоянию на 1 января 2003 года.
4. До приведения в соответствие с Законом Украины "О Государственной пограничной службе Украины" законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
5. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.