Сферой применения Закона являются отношения, возникающие при реализации прав и свобод человека и гражданина между гражданином Украины, независимо от места его нахождения, иностранцем или лицом без гражданства, находящихся на территории Украины, и органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными и должностными лицами.
Действие этого Закона также распространяется на отношения, возникающие между юридическими лицами публичного и частного права, а также физическими лицами, находящимися на территории Украины, в случаях, предусмотренных отдельным законом.
Целью парламентского контроля, осуществляемого Уполномоченным, являются:
1) защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами Украины;
2) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона;
3) предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению;
4) содействие приведению законодательства Украины о правах и свободах человека и гражданина в соответствии с Конституцией Украины, международными стандартами в этой области;
5) улучшение и дальнейшее развитие международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
6) предотвращение любых форм дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод;
7) содействие правовой информированности населения и защита конфиденциальной информации о лице.
Уполномоченный является должностным лицом, статус которой определяется Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.
Уполномоченный осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, не отменяет их и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Полномочия Уполномоченного не могут быть прекращены или ограничены в случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины или ее роспуска (самороспуска), введения военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях.
Уполномоченный имеет печать с изображением малого Государственного Герба Украины и своим наименованием.
Местонахождению Уполномоченного является столица Украины - город Киев.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней.
Уполномоченным может быть назначен гражданин Украины, достигший на день избрания достиг 40 лет, владеющий государственным языком, имеет высокие моральные качества, опыт правозащитной деятельности и в течение последних пяти лет проживает в Украине.
В отношении лиц, претендующих на занятие должности Уполномоченного, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".
Лица, претендующие на занятие должности Уполномоченного, до назначения на соответствующую должность подают в орган, осуществляющий назначение, декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера по форме и в порядке, которые установлены Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции ".
Не может быть назначено Уполномоченным лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, кроме реабилитированного, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.
Уполномоченный назначается сроком на пять лет, который начинается со дня принесения им присяги на пленарном заседании Верховной Рады Украины.
На Уполномоченного распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".
Предложения по кандидатурам (ы) на должность Уполномоченного вносят Председатель Верховной Рады Украины или не менее одной четвертой народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Соответствующий комитет Верховной Рады Украины по результатам специальной проверки, предусмотренной статьей 5 настоящего Закона, подает Верховной Раде Украины свои заключения по каждой кандидатуре на должность Уполномоченного, соответствия ее требованиям, предусмотренным настоящим Законом, и об отсутствии причин, препятствующих занятию ею этой должности.
Выдвижение кандидатуры для назначения на должность Уполномоченного осуществляется в двадцатидневный срок со следующего дня после:
1) вступления в силу настоящего Закона;
2) истечение срока, на который был назначен Уполномоченного, или прекращения его полномочий или увольнения;
3) объявление результатов голосования, если Уполномоченного не было назначено.
Голосование проводится во время пленарных заседаний Верховной Рады Украины бюллетенями для тайного голосования, но не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней после окончания срока для выдвижения кандидатов для участия в выборах.
Назначенным считается тот кандидат, за которого проголосовало большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, о чем принимается постановление.
Если на должность Уполномоченного было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не был назначен, Верховная Рада Украины проводит повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов.
Повторное голосование по назначению Уполномоченного проводится в порядке, определенном настоящей статьей.
В случае если ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого количества голосов, снова проводится выдвижение кандидатур для назначения на должность Уполномоченного.
Уполномоченный не может иметь представительского мандата, занимать любые другие должности в органах государственной власти, выполнять другую оплачиваемую или неоплачиваемую работу в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Он не может быть членом какой-либо политической партии.
При наличии обстоятельств, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, Уполномоченный должен их устранить в течение десяти дней после его назначения. До устранения указанных обстоятельств он не может составлять присяги.
Если обстоятельства, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, возникли во время деятельности Уполномоченного, они должны быть устранены в течение десяти дней со дня, когда об этом стало известно.
В случае невозможности устранить их в течение десяти дней Уполномоченный обязан сделать в указанный срок заявление об отказе выполнять любые другие поручения или полномочия, кроме тех, которые принадлежат Уполномоченному.
Если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленных требований, его полномочия прекращаются и Верховная Рада Украины обязана освободить его от должности. Новое выдвижение кандидатур и назначения Уполномоченного осуществляются по процедуре, предусмотренной статьей 6 настоящего Закона.
Уполномоченный имеет право:
1) безотлагательного приема Президентом Украины, Председателем Верховной Рады Украины, Премьер-министром Украины, председателями Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины и высших специализированных судов Украины, Генеральным прокурором, руководителями других государственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, их должностными и служебными лицами;
2) присутствовать на заседаниях Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины и высших специализированных судов Украины, коллегии прокуратуры Украины и других коллегиальных органов;
3) обращаться в Конституционный Суд Украины с представлением:
о соответствии Конституции Украины законов Украины и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым, касающихся прав и свобод человека и гражданина;
об официальном толковании Конституции Украины;
3-1) вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства Украины в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, присутствовать на их заседаниях;
5) на ознакомление с документами, в том числе содержащими информацию с ограниченным доступом, и получение их копий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, органах прокуратуры, включая дела, которые находятся в судах.
Доступ к информации с ограниченным доступом осуществляется в порядке, установленном законом;
6) требовать от должностных и служебных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности содействия проведению проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для участия в проведении проверок, экспертиз и предоставления соответствующих заключений;
7) приглашать должностных и служебных лиц, граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства для получения от них устных или письменных объяснений по обстоятельствам, которые проверяются по делу;
8) посещать без предварительного уведомления о времени и цели посещения такие места:
места, в которых лица принудительно содержатся по судебному решению или решению административного органа в соответствии с законом, в том числе изоляторы временного содержания, комнаты для задержанных и доставленных дежурных частей органов Национальной полиции, пункты временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине , комнаты для пребывания временно задержанных военнослужащих, следственные изоляторы, арестные дома, уголовно-исполнительные учреждения, приемники-распределители для детей, общеобразовательные школы и профессиональные училища социальной реабилитации, центры медико-социальной реабилитации детей, специальные воспитательные учреждения, воинские части, гауптвахты, дисциплинарные батальоны, специальные приемники для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, городские, районные управления и отделы, линейные управления, отделы, отделения, пункты органов Национальной полиции, специализированные автомобили (в том числе специализированные автомобили с конвоем), помещения (комнаты) для содержания подсудимых (осужденных) в судах, учреждения Ускоренн ого лечения;
психиатрические учреждения;
пункты временного размещения беженцев;
помещения для транзитных пассажиров в пунктах пропуска через государственную границу;
дома ребенка, детские дома-интернаты, приюты для детей, детские дома, общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, центры социальной реабилитации детей с инвалидностью, центры социально-психологической реабилитации детей;
психоневрологические интернаты;
гериатрические пансионаты, дома-интернаты для престарелых и лиц с инвалидностью;
пансионаты для ветеранов войны и труда;
социально-реабилитационные центры.
Приведенный перечень не является исчерпывающим;
8-1) опрашивать лиц, находящихся в местах, указанных в пункте 8 настоящей статьи, и получать информацию по обращению с этими лицами и условий их содержания;
9) присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым;
10) в целях защиты прав и свобод человека и гражданина лично или через своего представителя в установленном законом порядке:
обращаться в суд о защите прав и свобод лиц, которые по физическое состояние, недостижения совершеннолетия, преклонный возраст, недееспособность или ограниченную дееспособность могут самостоятельно защитить свои права и свободы; участвовать в судебном разбирательстве дел, производство по которым открыто по его искам (заявлениям, ходатайствам (представлениями)
вступать в дела, производство по которым открыто по искам (заявлениям, ходатайствам (представлениями) других лиц, на любой стадии их судебного рассмотрения;
инициировать независимо от его участия в судебном производстве пересмотре судебных решений;
11) направлять в соответствующие органы акты реагирования Уполномоченного в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина для принятия этими органами мер;
12) проверять состояние соблюдения установленных прав и свобод человека и гражданина соответствующими государственными органами, в том числе теми, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, осуществляют выполнение судебных решений, вносить в установленном порядке предложения по улучшению деятельности таких органов в этой сфере;
13) осуществлять контроль за обеспечением равных прав и возможностей женщин и мужчин;
{Статья 13 дополнена пунктом 13 согласно Закону № 274-VI от 15.04.2008}
14) осуществлять иные полномочия, определенные законом.
Уполномоченный обязан соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, иных правовых актов, прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, обеспечивать выполнение возложенных на него функций и в полной мере использовать предоставленные ему права.
Уполномоченный обязан хранить конфиденциальную информацию. Это обязательство действует и после прекращения его полномочий.
В случае разглашения таких сведений Уполномоченный несет ответственность в установленном законодательством порядке.
Уполномоченный не вправе разглашать полученные сведения о личной жизни заявителя и других причастных к заявлению лиц без их согласия.
Уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением права на доступ к публичной информации.
Секретариат Уполномоченного по правам человека по поручению Уполномоченного обеспечивает обнародования и предоставления информации по запросам, адресованными Уполномоченному по правам человека в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации".
Актами реагирования Уполномоченного о нарушениях положений Конституции Украины, законов Украины, международных договоров Украины относительно прав и свобод человека и гражданина является конституционное представление Уполномоченного и представление Уполномоченного в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и их должностных и служебных лиц.
Конституционное представление Уполномоченного - акт реагирования в Конституционный Суд Украины относительно решения вопроса о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины или другого правового акта Верховной Рады Украины, акта Президента Украины и Кабинета Министров Украины, правового акта Автономной Республики Крым; официального толкования Конституции Украины.
Представление Уполномоченного - акт, который вносится Уполномоченным в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, их должностным и служебным лицам для принятия соответствующих мер в месячный срок по устранению выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина.
На Уполномоченного возлагаются функции национального превентивного механизма в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Для выполнения функций национального превентивного механизма Уполномоченный:
1) осуществляет регулярные посещения мест, указанных в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, без предварительного уведомления о времени и цели посещений и без ограничения их количества;
2) проводит опрос лиц, находящихся в местах, указанных в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, с целью получения информации по обращению с этими лицами и условий их содержания, а также опрос других лиц, которые могут предоставить такую информацию;
3) вносит органам государственной власти, государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, в том числе указанным в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, предложения по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
4) привлекает на договорных началах (на платной или бесплатной основе) к регулярным посещений мест, указанных в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, представителей общественных организаций, экспертов, ученых и специалистов, в том числе иностранных;
5) реализует иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Опрос лиц, указанное в пункте 2 части второй настоящей статьи, осуществляется Уполномоченным при отсутствии третьих лиц и в условиях, исключающих возможность прослушивания или подслушивания. По требованию Уполномоченного в случае необходимости такой опрос может осуществляться в присутствии переводчика, врача, работников учреждений, указанных в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, а в случае опрос несовершеннолетнего лица - его законного представителя, педагога или психолога.
Представители общественных организаций, эксперты, ученые и специалисты, привлеченные Уполномоченным на договорных началах для выполнения функций национального превентивного механизма, посещают на основании отдельного письменного поручения Уполномоченного места, указанные в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, и с соблюдением требований части третьей настоящей статьи могут опрашивать лиц, находящихся в таких местах, с целью получения информации по обращению с этими лицами и об условиях их содержания.
Информация с ограниченным доступом, в том числе конфиденциальная, полученная Уполномоченным, представителями общественных организаций, экспертами, учеными и специалистами, привлеченными Уполномоченным для выполнения функций национального превентивного механизма, при опросе лиц, находящихся в местах, указанных в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона используется с соблюдением законодательства Украины об информации.
По запросу Уполномоченного органы государственной власти, государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности должны предоставлять информацию о численности лиц, находящихся в местах, указанных в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, о количестве таких мест и их местонахождении, а также любую другую информацию по обращению с лицами и условий их содержания.
В секретариате Уполномоченного образуется структурное подразделение по вопросам недопущения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. К работе в этом структурном подразделении с соблюдением равного представительства мужчин и женщин и представительства национальных меньшинств привлекаются специалисты различных специальностей, имеющих надлежащую профессиональную подготовку.
Уполномоченный ежегодно готовит специальный доклад о состоянии дел по недопущению в Украине пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Такой доклад публикуется в средствах массовой информации и направляется Президенту Украины, Верховной Раде Украины и Кабинета Министров Украины с соблюдением законодательства Украины об информации.
Во время выполнения функций национального превентивного механизма Уполномоченный взаимодействует с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета против пыток, созданным в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также с международными организациями и соответствующими органами иностранных государств, деятельность которых связана с этой сфер ю.
Расходы на финансирование национального превентивного механизма предусматриваются в Государственном бюджете Украины.
Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и их должностных и служебных лиц в деятельность Уполномоченного запрещается.
Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу дел, которые закончены или находятся в его производстве.
Уполномоченный пользуется правом неприкосновенности на все время своих полномочий. Он не может быть без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, а также личному досмотру. Сообщение о подозрении в совершении уголовного преступления может быть осуществлено Уполномоченному только Генеральным прокурором. За нарушение законодательства о гарантиях деятельности Уполномоченного, его представителей и работников секретариата виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
По истечении срока полномочий, на который лицо было избрано на должность Уполномоченного, ей предоставляется работа (должность), на которой она работала до назначения и которая сохраняется за ней на время выполнения им обязанностей Уполномоченного, а в случае невозможности предоставления этой работы (должности ) - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, другом предприятии, в учреждении, организации.
Уполномоченный и его представители, которые работают на постоянной основе, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, должностные и служебные лица, к которым обратился Уполномоченный, обязаны сотрудничать с ним и оказывать ему необходимую помощь, в частности:
1) обеспечивать доступ к материалам и документам, в том числе на принципах, определенных законодательными актами по защите информации с ограниченным доступом;
2) предоставлять информацию и давать объяснения относительно фактического и правового основания своих действий и решений;
3) рассматривать предложения Уполномоченного по улучшению их деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и в месячный срок со дня получения предложений предоставлять мотивированный письменный ответ на них.
{Часть первая статьи 22 дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом № 5409-VI от 02.10.2012}
Отказ органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, их должностных и служебных лиц от сотрудничества, а также умышленное сокрытие или предоставление ложных данных, любое незаконное вмешательство в деятельность Уполномоченного по целью противодействия влекут за собой ответственность согласно действующему законодательству.
раздел VI
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в 1 февраля 1998:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законодательных актов Украины в соответствие с Законом Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека";
привести решения Правительства Украины в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.